Любовь по мнению фрейда. Как быстро проходит влюбленность и по каким моделям развивается любовь

Невротическая любовь - это состояние, характеризующееся чувством влюблённости по отношению к кому-либо, омрачённое отсутствием взаимности. Такие состояния сопровождается ощущением неспособности свободно выразить в действиях свои чувства. В связи с этим, и развивается тревога. Возникает внутренний конфликт. Суть конфликта заключается в том, что одновременно существует острое желание выразить свои нежные чувства объекту любви и нелепая неспособность эти чувства проявить. Это вызывает напряженность и дискомфорт, что в свою очередь ещё дальше отдаляет от реализации своих намерений. Страдая от невозможности удовлетворить свои стремления, но испытывая острую в том необходимость, влюблённый, неосознанно переносит свои взаимоотношения в ту сферу духовности, где тревог не существует, т. е. в фантазии. Успокоившись и получив удовольствие в фантазийном предвкушении, тревога проходит. Появляется оптимизм в дальнейших отношениях. Однако оптимизм рушится при первой же неудачной попытке выразить те чувства, которые так легко и успешно изливались в фантазиях. Оптимизм сменяет снижение самооценки, удручённое состояние. Спасаясь от туч надвигающейся тревоги, происходит бегство в безоблачную фантазию, где всё возможно и всё разрешено. Чем чаще и глубже фантазийное предвкушение, тем более сложен и невыполним следующий реальный контакт. Кажущаяся безвыходность и неразрешимость проблемы проявляется в мрачности настроения. Невыполнимость их связана с тем, что возникает разнофазность этапов сближения. Один из партнёров, благодаря фантазиям и предвкушениям достиг более глубокого уровня взаимоотношений, другой же, ничего не зная и не переживая этих чувств, находится на поверхности и в начале сближения. В контексте этих аналитических размышлений должно всегда помнить о гениально описанных фазах сексуального сближения Зигмундом Фрейдом, которые и сегодня свежи и актуальны:

  1. 1-я. Фаза визуального контакта (а- созерцание из социального пространства, б- рассматривание из личного пространства).
  2. 2-я. Фаза вербального контакта (а- короткие полувопросы, полуутверждения о ничего не значащих событиях «не правда ли хорошая погода?!,», «вы случайно не на концерте сегодня были?», «понравился ли Вам концерт? Мне да, хотя впрочем…) и т.д. б- Фаза предметных флиртных бесед.
  3. 3-я. Сексуальная фаза (а-прикосновение к общедоступным местам, б-прикосновение к интимным местам). По мнению Зигмунда Фрейда, и с этим можно только согласиться, продуктивный контакт возможен только в том случае, если оба субъекта одновременно и вместе достигают определённой фазы. И скорость продвижения по этому пути естественна для обоих.

Это способ развития нормальной, физиологической любви. Любви одухотворённой, приносящей восторг, удовольствие. От такой любви рождаются и воспитываются счастливые и здоровые дети.

В невротической любви ситуация другая. Страдающий невротической любовью субъект значительный путь сближения проходит самостоятельно, в своих фантазиях. И готов к более тонкому и продвинутому контакту. Но эта готовность эфемерна, и пригодна лишь для фантазий, а реального контакта не происходило. Пытаясь, в очередной раз, предпринять попытку общения с точки его фантазийной фазы, его тело, не имеющее опыта предыдущих рефлексий, ещё не готовое к этому поступку, и перед неизвестностью отвечает дискомфортной скованностью. Развивается тревожная неуверенность. Ощущение несостоятельности в совершении действий предлагаемых его воспалённой фантазией только усиливает дискомфортную тревожность. Наступает отчаяние. И в попытке избавиться от тягостных переживаний происходит погружение в безотказные флиртные фантазии. Эти бесплодные фантазии всё больше и больше отдаляют от возможности простого человеческого контакта. Если же при попытке реального общения удается «переломить» тревожную напряжённость, то вместо непринуждённого общения, любовь, как в блендере взбивается с тревогой. И эта смесь продуцирует невнятные и непонятные для объекта любви междометия или срыв в грубость. И, бегство в «спасительные» фантазии. Сам же предмет любви, от подобного общения находится в состоянии эмоционального непонимания. И уже у предмета любви развивается дискомфортная тревожность и отторжение дальнейших притязаний. Ведь невротически влюблённый, в своих фантазиях оторван от действительности.

Он, находясь на более поздней фазе сексуального сближения и готов к достаточно сложным поведенческим реакциям, свойственным для этапа взаимоотношений достигнутого им. А предмет любви, не испытав начальных эмоциональных переживаний находится в начале пути. А это только мешает естественности взаимоотношений. Каждая неудачная попытка сближения лишь усложняет ситуацию для обоих. Для начала стоит рассмотреть механизмы формирования нормальной влюблённости. Каждое живое существо, в том числе и человек, постоянно находится под действием двух противоположно направленных биологических законов, выражающихся в инстинктах (Павловские «от» среды и «к» среде). Под действием закона сохранения индивида человек стремится защитить себя, отстаивая свои личные права и свободы, определяя свои границы в окружающей его среде и устанавливая в них свой порядок. Подчинение этому закону приводит к повышению уровня личного комфорта. Этот биологический закон эволюционно более древний, целью его является эгоистическое выживание существа (человека) пусть даже и ценой причинения вреда окружению. Так строя жилище, человек вырубает деревья, истребляет животных и многое другое.

читайте также:

Надежность твоей подруги Преданность бывает двух типов. Их наличие легко распознать в девушке. Один тип – приученность соответствовать ожиданиям другого значимого человека.

Ревность: истоки и способы совладания Ревность: виды, причины и способы борьбы с ревностью. Психолог о ревнивых людях и о том, как перестать ревновать

Пример : известный авангардный музыкант, Don Van Vliet, распорядился вырубить все деревья вокруг его дома, поскольку шум листвы мешал его занятиям. Уединение, таким образом, отрицательно сказывается на социальном функционировании, однако позволяет обустроить среду максимально удобную для конкретной личности. Под действием же закона сохранения вида человек стремится к возможно большему общению. В результате чего не только возрастает вероятность более многочисленного потомства, но и происходит необходимый для развития общества обмен информацией.

Также считается, что занимается коллективной работой и массовыми развлечениями человек тоже под действием закона сохранения вида, поскольку вся социальная деятельность ведёт не только к сохранению, но к процветанию, благоденствию и эволюции вида. Этот более поздний закон связан с взаимодействием в группе, является изначально альтруистическим, поскольку благополучие группы (а значит и отдельных её членов) ставится выше собственного благополучия.

Пример : Во время войн церковные колокола часто изымались государством для военных целей. Тогда люди жертвовали металлические изделия из дому и выплавляли новый колокол. При этом каждый лишался какой-то домашней утвари, приобретая при этом, в духовности. Однако излишняя погруженность в группу лишает человека индивидуальных качеств, творчества, способности принимать решения, в том числе непопулярные. Истинное витальное удовлетворение человек получает, балансируя где-то посередине между творческим уединением и активным положением в обществе. В месте выбранном индивидуально.

Эти же законы косвенно объясняют, почему общественные порядки, доведённые до тоталитаризма всегда губительны для индивидуума, а маргинальный индивидуализм антисоциален.

Что же происходит во время влюблённости? Когда некий человек видит объект своей влюблённости, он испытывает влечение, которое проявляется, прежде всего, в стремлении к общению. Однако, предвидя отказ объекта влюблённости, несомненно, представляющего исключительное значение, влюблённый испытывает тревогу или волнение. В данном случае происходит борьба мотиваций, когда человек и хочет достичь своей цели, и страшится этого, предвидя страдания из-за отказа. В такой ситуации возможны три исхода:

  • Либо человек отменяет свои планы, выбирая более безопасный вариант, когда ничего не происходит и предаётся надежде.
  • Либо преодолевает опасения и, выбирая более амбициозную модель поведения, приступает к действиям.
  • Или из-за длительного напряжения истощается, и данная проблема перестаёт быть актуальной. Учитывая, что при влюблённости сближение происходит постепенно, поэтапно, для взятия каждого рубежа (заговорить с человеком, взять номер телефона, пригласить на свидание и т.д.) приходится преодолевать внутреннюю дилемму. Поэтому влюблённость сопровождается контрастными эмоциями - волнение перед взятием этапа и удовлетворение после. (Нейрофизиология – адреналово - эндорфинное). Эти субъективно яркие флиртные переживания и характеризуют этап влюблённости. Такие чувства сопровождают этап познавания друг друга. Любовь, вероятно наступающая следом, характеризуется менее яркими, но, впрочем, не менее глубокими и тонкими ощущениями и чувствами.

Усложнение взаимоотношений от влюблённости к любви, часто с разочарованием, негативно оценивается людьми эмоционально и духовно не развитыми, не способными к глубоким чувствам - "первая страсть прошла и т.д.В данной статье не ставится целью подробно анализировать взаимосвязь степени внутреннего духовного развития и способности тонко и красиво изливать свои чувства, но, тем не менее, я полагаю, следует отметить следующее. С биологической точки зрения, отношения, не достигнувшие известного результата, являются оборванными. В случае если это происходит с человеком не очень тонко духовно устроенным, то такой разрыв, как правило, психологически травматичен. Возникает обида и злость с излиянием претензий, унижений, оскорблений. Или же, если энергия этой психотравмы направлена внутрь, то возникают различные невротические переживания. В таких случаях внутренний конфликт не разрешается.Если такой обрыв взаимоотношений происходит с духовно насыщенным человеком, то достаточно быстро происходит смирение, а затем и успокоение. Прошлые отношения остаются как воспоминание о прекрасно проведенном времени, как о прошедшем празднике. Такой опыт обогащает человека и позволяет строить дальнейшие взаимоотношения на более тонком, приятном и продуктивном уровне. В случае с невротической любовью человек застревает на этапе, когда дальнейшее сближение по какой-то причине не возможно. Это является причиной страданий, поскольку и отказаться от своей затеи человек не может. Страдания нарастают. Возникает безвыходная ситуация. Человек оказывается под действием двух противоположных мотиваций, имеющих яркую эмоциональную окрашенность (стремление к контакту и невозможность его выполнения).

Одной из причин этого может быть неоднозначная позиция объекта влюблённости, когда одновременно посылаются "авансы" и в то же время при предложении "перейти на следующий уровень" звучит неуверенный отказ. Такая же двусмысленная ситуация может возникнуть и при недосказанностях, ввиду культурных, воспитательных различий или конфликтных сред обитания. Невротическая любовь может встречаться и в случаях обратного развития взаимоотношений у одного из партнёров.Когда у одного, по каким - то причинам утрачивается удовольствие от общения. При формально сохранённом поведении, партнёр может достаточно долго не замечать этого. Но фазы их взаимоотношений расходятся, тонкость ощущений притупляется. Один находится в неведении, другой, сначала неосознанно, а затем и сознательно ищет утешения на стороне. Если измена открывается или подозревается, то партнёр, находившийся в неведении, в одночасье отбрасывается коммуникативно назад. Это всегда психотравматично. Развивается невроз любвиНаходясь в остроэмоциональном состоянии, человек не в силах здраво рассудить и оценить ситуацию. Окружающие же не всегда могут помочь, будучи либо вовлечёнными в невротические отношения, либо необъективно занимают одну из сторон, либо напротив, не имеют всей информации.Поскольку чувство любви самое сложное, самое тонкое и самое продуктивное чувство, от того, как человек способен любить и как он любит, зависят все без исключения аспекты его жизни. От способности любить зависит качество жизни. Потребность в любви, так же необходима, как потребность дышать. Неспособность любить, похожа на наказание. Похожа на тюрьму, в которой нет радости, нет стен, и из которой невозможно выйти. А есть быстрая старость, болезни, мрачность бытия.

Известно что:
-вера без любви делает человека фанатиком.
-честь без любви делает человека высокомерным.
-власть без любви делает человека насильником.
-богатство без любви делает человека жадным.
-воспитание без любви делает человека двуличным.
-обязанность без любви делает человека раздражительным.
-справедливость без любви делает человека жестоким.
-бедность без любви делает человека завистливым.
Несомненно, человек, страдающий от симптомов невротической любви, нуждается в помощи психотерапевта. Да и сами невротические проявления есть не что иное, как зов о помощи. В результате проведенной психотерапии пациент освобождается от невротических проявлений невротической любви и получает возможность в дальнейшем свободно испытывать это прекрасное чувство. Получать от жизни приятное удовольствие и активную радость!

Желаю Любви и Счастья,
Здоровья и Долголетия!
Мосеев Евгений Евгеньевич

Психология отношений представлена известным австрийским психологом, Зигмундом Фрейдом. Основываясь на теории психоанализа, Зигмунд Фрейд изучал не только психологические предпосылки базовых человеческих чувств и желаний, но и их влияния на социальную и личностную сферу взаимоотношений людей между собой и в обществе.

Психология отношений широко изложена в его знаменитой работе «Очерки по психологии сексуальности». Суть отношений между мужчиной и женщиной, в данной работе непосредственно, заключается, прежде всего, в выборе объекта своего вожделения или объекта любви. Если коротко объяснить схему действия нашего разума, то в нем, как в шкафу, например, есть три полочки: сознание, подсознание, бессознательное. В сознании живет наше «Я», личность;
подсознание запоминает и обрабатывает поток информации, который поступал, поступает и еще будет поступать, так или иначе, в нашу жизнь; бессознательно же суть намного сложнее структура, чем мы можем себе представить. По теории Зигмунда Фрейда, в бессознательное вытеснялось все, что нам было когда-то неугодно, и там до сих пор находится, постоянно влияя на нас. Пример: ребенок в детстве был лишен одного из родителя, матери, скажем, и был этим ребенком мальчик. В зависимости от дальнейшего развития семейных отношений, в ребенке будут закладываться те или иные восприятия к женщинам, как таковым. Часто можно встретить мужчин, которые не знают, как строить взаимоотношения с женщинами, а все потому, что не дополучили или были лишены материнской любви.

Бессознательное и влияет на то, кого мы выбираем в качестве партнера себе: почему у нас есть определенные пристрастия в характере, манере поведения, вкуса в одежде и, наконец, во внешнем образе и внешности нашего партнера. Человек стремится удовлетворить свои эстетические, сексуальные, интеллектуальные потребности, которые у него были сформированы, и которые также неосознанно (пока еще) заложены в бессознательное. Последнее очень четко отвечает на вопрос психологии отношений, почему встретили мы одного человека, прожили может с ним, или повстречались, а получили, в итоге, совершенно другую личность.

Психология отношений в интерпретации Зигмунда Фрейда дала нам ряд, прижившихся давно на просторах стран СНГ и Евросоюза мнений, которые легли в основу нравоучений каждой третьей семьи: мужчина желает найти женщину, похожую на его мать, а женщина намеревается отыскать мужчину, в чем-то напоминающего ее отца. Еще более интересно складывается тенденция в семьи с появлением детей. В выборе своего будущего партнера дети, которые стали в семье поздними, обращают внимание на партнера намного старше себя и наоборот, что касается детей, появившихся на свет в семье рано.

Но как бы мы не проявляли наши желания и что бы на них не влияло, Зигмунд Фрейд всегда был уверен в одной вещи: на все наши действия влияют два инстинкта – либидо, которое необходимо удовлетворить и жажда голода. Пожалуй, можно с уверенностью указать, что весь психоанализ этого австрийского философа и психолога в аспекте психологии отношений и строился на тенденции сексуального преодоления .

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

"Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр. Каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок."
Зигмунд Фрейд

В каждом сновидении есть, по крайней мере,
одно место, в котором оно непонятно.
Зигмунд Фрейд

Едва рассеян в темноте
Туманный свет луны-лампады –
Моих фантазий и затей -
С высот небес шифоном падал.

Лучом луны желая стать,
В ночные окунусь разливы,
Чтоб незаметно рядом спать
и несказанно быть счастливой!

Здесь отстранюсь от всех тревог,
Как в сновидении по Фрейду.
Но - только утро на порог -
Сбегу: «Карету мне! Карету!»

Наталия Чистякова 2-

Дорогие друзья, мы рады приветствовать Вас на конкурсной площадке "Любовь по Фрейду"

Наша площадка позиционирует себя, как территория для молодых, начинающих, но очень талантливых поэтов, которые желают посоревноваться с другими авторами. Напоминаю, что участие в конкурсах - это не только очень интересно и позволяет узнать реальное мнение читателей о своих стихах, но и возможность донести свое творчество до гораздо большего числа потенциальных поклонников Вашего таланта. На страничках нашей площадки вы найдете конкурсы на разные темы. У каждого автора наверняка найдется что-нибудь подходящее. И все наши конкурсы объединяет одно прекрасное слово - Любовь.
Мы с огромным удовольствием выслушаем Ваши пожелания по тематике наших конкурсов. Кроме этого, если среди гостей нашей площадки есть желающие самостоятельно провести авторский конкурс, мы готовы обсудить это с ними и по согласованию предоставить страничку для проведения конкурса. Претенденты на проведение авторских конкурсов могут оставить предварительную заявку пройдя по этой ссылке:

Золотая коллекция Конкурсной площадки "Любовь по Фрейду":

Организатор площадки "Любовь по Фрейду - Андрей Ляхов /Андриан Ланкастер/

Руководитель площадки - Рита /Рита-Марго/

Дружественные площадки:
"Школа Комментатора" -
"Конкурс Самовыражение 2" -

Мы с огромной благодарностью примем помощь в виде стихобаллов от меценатов и спонсоров. Благодарность будет выражаться не только устно, но и в качестве ссылок на Ваши авторские страницы на страничках нашей площадки. Напоминаем всем участникам и гостям нашей площадки - стихобаллы расходуются исключительно на формирование призового фонда и продвижение нашей конкурсной площадки путем анонсирования. Уважаемые авторы, пишите рецензии, ведь рецензии, это существенная прибавка стихобаллов! Поддержите нас, ведь с ростом нашей популярности, будет расти посещаемость и ваших авторских страничек.
Логин нашей площадки - penobeton
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
С уважением.

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция - Оно - является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности . Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная , или орально-садистская , когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия ), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза ). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности , которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип , которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза ). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер ). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения.

В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, формирует характер «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

С наступлением полового созревания начинается генитальная стадия сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности обычно ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако его осуществление может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.

Люди с психической гомосексуальностью не проявляют ее как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

Второй тип сексуального характера - нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя. На самом себе, своих действиях и переживаниях концентрируется внимание. Главным становятся самоудовлетворенность и самодовольство.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости , основными признаками которой являются:

  • способность человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей;
  • стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни.

Таким образом, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, возникает чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм - на анальной стадии, потом - властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого - внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве - во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой исходя из принципа удовольствия может обусловить его асоциальное поведение. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход ко взрослому состоянию, Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям,

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности, И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Организация защитного процесса - это важная и необходимая составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов - необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов - жизни и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Таким образом, человек с позиции психоанализа - это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек - это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

Таблица 5.4.

Теория 3. Фрейда
Понимание человека Человек - противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.
Личность Личность - это целостная структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я
Отношение к телу Тело и психика взаимообусловлены, Тело - источник основной жизненной энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу, т, е. психика может влиять на тело. Телесные особенности понимаются как символы выражения психологических и личностных проблем.
Социальные отношения Семья как модель общества. Здесь складываются отношения между индивидами (ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок - другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни - все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.
Воля Воля выступает как один из возможных источников защитных механизмов, т. е. волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом, подавляет его.
Эмоции Эмоциональная жизнь человека - основной источник для понимания подлинной мотивации. Сами эмоции являются:
  • способами изменения напряжения, связанного с инстинктами;
  • способами оценки удовольствия/неудовольствия;
  • формами защиты.

В основе любой отрицательной эмоции лежит подавленный аффект, порождающий тревогу.

Фрейд в основном занимался отрицательными эмоциями как проявлениями бессознательных комплексов человека.

Интеллект Интеллект - это орудие Я, орудие сознательной работы. Эмоциональная жизнь и связанные с ней мотивы доступны интеллектуальному рассмотрению, т. е. он может объяснять симптом, выявлять его истинную природу. Подлинное объяснение - это свобода от иллюзий, от мнимых ценностей. Любой аспект бессознательного может быть рассмотрен рационально. Развитие интеллекта - средство усиления Я, сознания, развития личности.

Если Я сильное, то интеллект может быть использован для объяснения истинной природы симптомов, если слабое, то он дополнительный источник слабости, так как объяснения будут неправильными, искаженными.

Самость (подлинное Я) Самость - это равновесное целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.
Свобода человека Свобода человека крайне ограничена, это иллюзия: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек никогда не может узнать полностью.
Наследственность Врожденная наследственная структура, бессознательное Оно составляет основу личностной структуры и развития. Психосексуальное развитие человека биологически, генетически обусловлено, хотя условия социальной среды в раннем детстве и могут очень сильно влиять на последующее развитие личности. Хотя Сверх-Я - продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.
Изменчивость поведения Личность взрослого человека сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какой стадии психосексуального развития он достиг или на какой зафиксировался, и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификации поведения, но не коренное изменение структуры личности.
Познаваемость психики человека Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые являются причиной других явлений - действий, реакций, травм и т. п. Человек не выстраивает свое поведение осознанно; больше влияют неосознаваемые факторы, поэтому познаваемость психики достигается с трудом - благодаря научным методам.
Отношение к психотерапевтической помощи Концепция Фрейда рассматривает психические расстройства как следствие психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между Оно и Сверх-Я, который не в состоянии разрешить сознание Я. Психоанализ как метод психотерапии является эффективным, индивидуальным интрапсихическим методом, направленным на поиск и нейтрализацию причин, вызвавших бессознательные комплексы и невротические симптомы, на оказание помощи в осознании самим пациентом причин, проявлений и путей преодоления невротических симптомов.

Любовь и ненависть. Садизм и мазохизм. Вуайеризм и эксгибиционизм. Оказывается, это две стороны одной медали, амбивалентности, которые постоянно переходят одна в другую. В этом и заключается участь влечений, описанная Зигмундом Фрейдом в 1915 году в труде «Влечения и их судьба».

Сегодня важнее увидеть, что Фрейд изучал НЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ темы, как популярно думать сегодня, а психические процессы вообще. В этой статье описана теория, подводящая нас к пониманию амбивалентности любви, и практика, как она переходит в ненависть. Исследуя новые территории психики, ученый очень осторожно подходил к термину «Влечение», der Trieb. Для исследования он искал термины из типичные для немецкого языка начала 20 века слов. Согласно немецкому толковому словарю Duden, der Trieb означает многое, в особенности:

  • вызванный инстинктом внутренний порыв, направленный на удовлетворение сильных, как правило жизненно важных потребностей.
  • В технике это предмет для переноса силы или несущего момента, к примеру зубчатое колесо.

Почему Фрейд ассоциируется публикой с сексуальной тематикой? Эту упрощенность признавал и сам ученый, объясняя ее истоками психоанализа. Её изначальным объектом изучения были «неврозы перенесения» на сексуальной основе, прежде всего истерия.

Фрейд: «психоанализ до сих пор мог дать нам более или менее удовлетворительные сведения только относительно сексуальных влечений , потому что он мог наблюдать эту группу влечений при психоневрозах, как бы в изолированном виде»

Что такое «влечение»?

В поисках понятия, «пока еще довольно туманного, но в психологии незаменимого», Фрейд пробовал с разных точек зрения подойти к его определению понятия «влечения».

Фрейд: «Настоящее начало научной деятельности состоит в описании явлений, которые впоследствии группируются, приводятся в порядок и во взаимную связь. Но уже при описании нельзя избежать того, чтобы не прибегнуть при обработке материала к помощи некоторых отвлеченных идей, которые берутся из каких-либо иных источников, находящихся, несомненно, вне нового опыта.»

К 1915 году ученый только начинал формировать идеи на основе того (по сравнению с современностью) ограниченного опыта, который на тот момент был собран. Фрейд сам упоминает, что его попытки найти определения, истоки и закономерности влечений являются начальным предложением идей, которые (1) необходимы, чтобы сформировать теорию и ее проверить, и (2) позволяют после проверки на опыте сформулировать более точное определение. Поэтому сначала ученый пробует использовать биологическое сравнение:

  1. Влечение - это телесное раздражение ?

Если мне на руку сядет муха, я это почувствую, как раздражение или зуд кожи. Я дерну рукой (сделаю рефлекторное одноразовое движение), чтобы убрать муху как источник раздражения. Но это сравнение будет ограниченными, поскольку (1) в психических процессах раздражение происходит изнутри, а не снаружи, и (2) телесное раздражение одноразово (муха села на руку - я ее прогнал), а влечение имеет характер постоянной силы. Поэтому Фрейд переходит к второй попытке определения:

  1. Влечение - это потребность, идущая изнутри с постоянной силой

Соответственно потребность можно удовлетворить. Но поскольку потребность возникает не снаружи, а изнутри, то второй вывод Фрейда носит для меня прикладной характер:

  1. Влечение можно только удовлетворить! Убежать невозможно.

Влечение можно изменить только через переключение на другую потребность. Бегством невозможно избавиться от Влечения:

Фрейд: «Так как (Влечение) действует не извне, а изнутри организма, то против него не в силах помочь никакое бегство… (Удовлетворение) может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением источника внутреннего раздражения.»

Поскольку избавиться от влечения простыми действиями не получится, нервной системе приходится придумывать более сложные. Организмы высокого уровня пробуют различные действия для снижения раздражения, и оценивают их по принципу удовольствия. Приятные действия снижают раздражение, неприятные увеличивают. Но поскольку в обоих случаях раздражение полностью не убирается, а только регулируется, то вывод:

  1. Влечение не убрать удовольствием.

На самом деле четыре вывода имеют сугубо прикладную пользу. Подумайте, являются ли эффективными такие примеры действий человека, желающего решить внутренние вопросы?

  • Чтобы выработать уверенность в себе, идет на двухдневный семинар (см. вывод 2)
  • Чтобы отойти от развода, пускается в путешествия (см. вывод 3)
  • Чтобы забыть прошлое, идет на охоту за противоположным полом (см. вывод 4)

Четыре характеристики влечения

Влечение по Фрейду имеет четыре характеристики:

  1. Напряжение - эталон активности, двигательной силы, заключенной во влечении
  2. Цель влечения - удовлетворение через устранение напряжения.
  3. Объект влечения - это то, посредством чего можно достичь цели. Сторонний предмет, но и часть собственного тела. Объекты влечения постоянно меняются. А вот в случае Фиксации появляется тесная привязанность к Объекту. В таком случае возникает сопротивление при попытке разъединить Влечение и Объект.
  4. Источник влечения - это соматический процесс в органе тела, раздражение которого порождает в душевной жизни влечение. Химия, анатомия, которая уже не относится к области психологии.

На примере Ромео и Юлии, у обоих в правильном возрасте где-то внизу (Источник) начинается зуд (Напряжение). Он растет, и чтобы его уменьшить (Цель), персонажи находят друг в друге Объект воздыханий, и начинают даже достигать Цели, это напряжение устранить. Но оба находятся в раннем периоде развития. Происходит Фиксация; попытка внешнего отделения Влечения от Объекта приводит к сопротивлению.

Какие влечения есть?

Совсем в моем вкусе делает Фрейд предположение, что все влечения действуют качественно одинаково, и отличаются друг от друга разве что количеством.

Фрейд: «все влечения однородны и действие их зависит только от заключающейся в них величины возбуждения»

Но вывод о бесконечном количестве влечений не помогает на практике, где нужны конкретные темы для изучения. На основе своего опыта Фрейд предлагает выделить два основных влечения: самосохранение и сексуальное влечение.

Фрейд предлагает на момент написания работы, в 1915 году, остановиться на этой упрощенной, «вспомогательной конструкции» до тех пор, пока:

  • Она остается полезной
  • Замена её на другую не изменит результаты описания и классификации
  • Не появятся результаты других невротических заболеваний, к примеру шизофрении.

Можно бесконечно усложнять не только классификацию влечений, но и их формы и комбинации. К примеру:

  • Влечения могут быть частичными (Zielgehemmt). Это когда частичное удовлетворение влечения приводит к задержке и отклонении от цели.
  • Еще влечения могут переплетаться (Triebverschrankung), когда один и тот же объект служит для удовлетворения нескольких влечений.

К счастью, Фрейд отказался от усложнений в 1915 году. Также он отказался от необходимости классифицировать исключительно через психологию. Фрейд сам предлагает взять предположения из других наук, особенно из биологии. Сегодня мы можем придумать бесконечное количество влечений: биологические в еде, сне, доме; социальные в общении, признании и обмене; культурные в знаниях, музыке и религии, и т.д.

Полярности и участь влечений

Чтобы объяснить противоположности в любви и ненависти, важно выделить полярности душевной жизни, которые нами двигают. «Я», субъект, внутренний мир. Или «не-Я», объект, внешний мир. Разница между этими «реальными» полярностями каждое живое существо познает устранение раздражений . Внешние раздражения устраняются через движение мускул. Внутренние мускулами не убрать. Удовольствие - неудовольствие (Lust-Unlust). Эта «экономическая» полярность познается через изменение раздражения . Уменьшилось раздражение - удовольствие. Увеличилось - стало неприятно, неудовольствие. Противоположность «активный» - «пассивный» Фрейд описывает через действие «Я». Это «биологическая» полярность. Пассивно - это когда «Я» ПОЛУЧАЕТ раздражения из внешнего мира. Активно - когда «Я» РЕАГИРУЕТ на раздражения.

Три полярности описывают восемь методов поведения и реакции индивидуума. К примеру:

  • Меня шлепнули, и это приятно.
  • Я смотрю, и то, что вижу - отвратительно
  • Я люблю и проявляю активность, и это приятно.

Более того, судьба влечений по Фрейду заключается в том, что влечения постоянно изменяются, переходят из одной полярности в другую. Происходит постоянная смена объекта («Я» - «Не-Я») и превращении из активности в пассивность. Влечение может перейти в противоположность . К примеру, из потребности в активных действиях (мучить, разглядывать) появляется потребность в пассивном принятии (быть бучимым и разглядываемым). В этом случае меняются цели влечения . Садизм переходит в мазохизм, вуайеризм в эксгибиционизм. Или по содержанию, любовь переходит в ненависть. Влечение может обратиться против собственной персоны , и тогда происходит смена объекта без изменения целей. Мазохизм - это садизм против себя. Эксгибиционист наслаждается рассматриванием собственного тела. Влечение поддается и другим изменениям, к примеру, сублимированию (форма влечения уходит далеко от первоначальных целей), реактивному образованию (против влечения), или вытеснению. Эти преобразования остаются за пределами работы Фрейда «Влечения и их судьба».

Амбивалентности любви

Итак, вернемся к нашим баранам))). В определенный период развития влечения можно наблюдать его (пассивное) противоположное течение. Это амбивалентность , и проявляется она наиболее ярко в превращение из любви в ненависть! Чтобы не спорить, действует следующее определение по Фрейду: Любовь = отношение «Я» к источникам наслаждения. Любовь и ненависть могут встречаться одновременно по отношению к одному и тому же объекту. Что еще сложнее, любовь способна на три амбивалентности :

  1. Любить или ненавидеть - равнодушие.
  2. Любить - ненавидеть.
  3. Любить - быть любимым

Равнодушие

Как возможно столько противоположностей? В начале душевной жизни «Я» способно само удовлетворять свои влечения. Ребенок наслаждается собой. Это состояние называется Нарциссизмом, а возможность самоудовлетворения - Аутоэротичностью. В состоянии Нарциссизма проявляется первая амбивалентность любви, равнодушие . Это просто означает, что человеку не нужен окружающий мир, чтобы удовлетворять свои потребности.

Любовь и ненависть

Окружающий мир не нужен, но основное влечение самосохранения приводит к взаимодействию с ним. Некоторые внешние объекты вызывают неудовольствие, и от «Я» отделяется враждебная часть, «не-Я», связанная с внешним миром. Так появляется ненависть , отношение «Я» к чужому, вызывающему раздражение внешнему миру. Если же внешний объект вызывает удовольствие, то появляется «притяжение», приближение внешнего объекта к «Я» и их слияния. Из пассивной формы получения раздражения мы активно начинаем любить этот объект за счет притяжения.

Переход от нарциссизма к активной способности любить происходит постепенно с развитием сексуального влечения:

  1. В начале у ребенка сексуальное влечение развито к себе, что проявляется в аутоэротичном нарциссизме.
  2. На первом этапе развития сексуальности открывается стремление сожрать (fressen) или проглотить (einverleiben). Тут напрашиваются аналогии с рептильным мозгом. Эта форма любви приводит к уничтожению объекта.
  3. На более высокой ступени появляется стремление к обладанию . При этом безразлично, будет ли существовать объект или нет. Напрашивается аналогия с ревностью, в крайних случаях приводящая к уничтожению объекта.
  4. Только с развитием сексуального влечения любовь становится амбивалентностью любви.

Фрейд указывал два базовых влечения, а именно самосохранения и сексуального влечения. По отношению к предметам самосохранения мы не говорим, что мы их любим. В речи любовь используется в контексте сексуального влечения. Слово «ненависть» более часто используется в связи с неприятными ощущениями, и исходит из борьбы «Я» за самосохранение.

Фрейд: «Если любовные отношения к какому-нибудь объекту обрываются, то нередко вместо них появляется ненависть, отчего у нас получается впечатление превращения любви в ненависть. Но более широкий, чем описанный, взгляд обнаруживает, что мотивированная реальными причинами ненависть усиливается еще вследствие регрессии любви на предварительную садистическую ступень, так что ненависть получает эротический характер и создается, таким образом, нерушимость любовных отношений.»

Быть любимым и мазохизм

Третья амбивалентность, любить - быть любимым, лучше всего объяснить с помощью других противоположностей, к примеру садизм/мазохизм, эксгибиционизм/вуайеризм и переход от активного через возвратный в страдательный залог. На примере садизма, обращение против личности и переход в противоположность действуют вместе. Все начинается с активной позиции. Садизм состоит в активном насилии (Цель №1) по отношению к другому лицу или партнеру (Объект №1). Далее:

  1. Происходит обращение против себя: от внешнего лица отказываются. Садист возвращается к нарциссическому образованию, идентифицирует партнера с собой. Через оборот к собственному «Я» садист сам становится Объектом №2.
  2. Превращение в противоположность: одновременно происходит смена активной цели влечения в пассивную цель №2. В нарциссическом состоянии «Я» может само аутоэротично удовлетворить свои потребности. Активная позиция не нужна.
  3. Ищется новый объект вследствие смены цели на пассивную. Происходит снова «рост», «Я» снова расширяется, и вешние объекты начитают ассоциироваться с «Я». Начинается моторное стремление «Я» к этим объектам.

Этот круговорот превращений может идти бесконечно, так же, как и потребность не только любить, но и принимать любовь.

Так почему?

Так почему у влечений такая судьба? Что лежит в основе карусели амбивалентности? Мне, к примеру, хотелось бы избежать ненависти в любви. Это возможно? Тут самое время вспомнить, что пассивное использование себя как объекта удовлетворения собственных потребностей - признак нарциссизма, начального уровня душевного развития, типичного для ребенка. Это более ранний этап, который сохраняется на протяжении всей жизни человека. В то же время активный, более поздний этап развития связан с развитием сексуального влечения.

Фрейд: «...судьбы влечений-обращение против собственного я и превращение активности в пассивность зависят от нарциссической организации я и отмечены печатью этой фазы»

Трансакционный анализ Эрика Берна признает, что в человеке живут одновременно три личности (Ребенок, Родитель, Взрослый). Это отголосок открытий Фрейда, который утверждал, что превращение влечения происходит только частично, сохраняя в себе и элементы более позднего активного направления, так и более позднего пассивного нарциссического. Обе ступени развития влечения существуют одновременно в постоянной срединной ступени, амбивалентности.

Фрейд: «Все проявления влечений можно разложить на отдельные, разделенные на временные промежутки и одинаковые за весь период данного (любого) промежутка, толчки, относящиеся друг к другу, как, например, последовательные извержения лавы.»

Соответственно, обращение влечения от активного к пассивному (от любви к потребности быть любимым, от садизма к мазохизму, от эксгибиционизма к вуайеризму) происходит за счет возвращения влечения (или человека?) к более раннему этапу развития. От возвращения обратно в детство. При этом опыт взрослого человека сохраняется, и после резких, но коротких по времени скачков «в детство» психика возвращается обратно, но сохраняя пассивные элементы более раннего развития. Всем нам хочется туда обратно в детство, правда? Хотя, люди, достигшие определенного уровня зрелости, начинают понимать преимущество своего возраста. Слышал такую фразу: «Хочу ли я быть снова молодым? Да ни за что на свете! Денег нет, нужно куда-то гнаться, поехать не куда!». Думаю, именно в этот момент, когда уже не хочется вернуться в детство и молодость, амбивалентность приостанавливается, и нарциссическая потребность начинает удовлетворяться другими средствами.

Фрейд: «Эта судьба, может быть, соответствует попыткам отражения, которые на более высоких ступенях развития "Я" достигаются другими средствами»

За счет чего происходит обратный «рост» от пассивной фазы к активной (от мазохизма обратно к садизму, от потребности в любви к ее проявлению, от вуайеризма к эксгибиционизму). Я могу предположить две причины:

  1. Взаимодействие с окружающим миром продолжается, внешние раздражители приводят снова к неприятным ощущениям. Приходится переключаться в активную позицию и взаимодействовать с внешними объектами. Этот механизм схож с проявлением ненависти.
  2. Возможно, успешное аутоэротичное удовлетворение потребностей приводит к расширению «Я» и поиску новых источников удовольствия.

Как возможно расширить «Я»? Возможно ли сделать вывод, что круговорот влечений через противоположности зависит от уровня развития человека? И что на более высоких ступенях мы можем найти другие средства, чтобы можно было стабильно любить, не перепрыгивая на ненависть? Это тема другой работы, и Фрейда, и моей.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...