М горький в людях герои. В людях

Серия: 2 книга – Автобиографическая трилогия Горького

Год издания книги: 1916

Произведение Горького «В людях» является логическим продолжением повести «Детство» Горького. Это достаточно известное произведение, которое получило высокие отзывы у критиков и читателей. Оно было достаточно успешно экранизировано и несмотря на прошедшие годы пользуется популярностью и у современного читателя. Это позволило произведению М Горького «В людях» занять высокое место среди .

Повесть Горького «В людях» краткое содержание

Горького повесть «В людях» достаточно большое произведение, поэтому его краткое содержание лучше подавать по главам. При этом можно отразить только основные эпизоды, что не всегда позволяет создать полноценный образ о происходящих действия. Именно поэтому повесть Горького «В людях» читать лучше полностью на страницах нашего сайта.

В 1 главе произведения Горького «В людях» читать можно о том, как главный герой Алексей Пешков устроился работать в магазин модной обуви. Магазин находился на главной улице города, чем хозяин очень гордился. Здесь же работал брат Леши – Саша, который был чуть старше Алеши и всегда пытался продемонстрировать свою значимость в глазах брата. Тем не менее, Алексей вставал на час раньше и чистил обувь, одежду хозяев, приказчика и Саши. Кроме того он разносил товар, носил дрова, ставил самовар и выполнял еще массу работы. С наступлением же рабочего дня он стоял на дверях.

Атмосфера в магазине стояла не самая лучшая все друг друга поносили за глаза. Особенно в этом плане был показателен эпизод с актрисой. Когда она вошла, весь магазин перед ней ходил чуть ли не на коленках, а после ухода с покупкой Алеша узнал все самые грязные сплетни о ней. Не в долге после этого к Алеше подошел церковный сторож и предложил украсть для него калоши. После недолгих колебаний главный герой согласился, но сторож сказал, что он не барин в калошах ходить. А также сказал, что нельзя быть таким простым, но пообещал за его доброту пустить его на колокольню на Пасху.

Вскоре на глазах у Саши и Алеши умерла кухарка, которую они не очень любили. Это произвело на них сильное впечатление и сблизило братьев. Благодаря этому Саша показал брату свой тайник с медными булавками, сломанной дверной ручкой и тому подобными вещами. Кроме того он отвел брата в «часовню» где он пытался создать мощи из задушенного им воробья. Алешу это возмутило и он выкинул воробья. За это Саша пригрозил ему страшным колдовством. Колдовство сбылось уже на следующий день, когда он проснулся, лицо его было вымазано ваксой, а когда сунул руку в башмак, то укололся об булавки насыпанные там. За это спящему Саше на голову вылил воду, но все равно решил бежать. Но побегу не удалось свершиться, ведь задумавшись, Алеша опрокинул на себя кипящие щи и был отправлен в больницу. Оттуда его забрала бабушка.

Во 2 главе повести Горького «В людях» кратком содержании можно читать о том, как плохо стало жить у деда. Ведь он полностью разорился. Кроме того он узнал что Вяхир умер, у Язя отнялись ноги, а Хаби ушел в город. Кострома и Чурка вечно дерутся за новенькую девочку, хоть и хромую, но очень красивую. С Людой Алеша подружился быстро и стали жить «почти как муж с женой, только не спим вместе». Бабушка поощряла эту дружбу, только бы не баловали.

В этот период всех заняла страшная история про охотника Калинина, который недавно умер и якобы встает из гроба. Валек предложил две гривне и папиросы тем, кто сможет переночевать на его могиле. В отличие от Чурки у Алеши это получилось, за что он заслужил ласковое удивление деда и Людмилы.

В 3 главе повести Горького «В людях» читать можно о том, как умер младший брат Коля. Копая могилу для него, дед случайно вскрыл гроб матери, из которого еще шел запах. Это произвело на Алешу гнетущее впечатление. Во время похода в лес за дровами и травами Леша провалился в старую берлогу и распорол себе бок. Бабушка перевязала его травами и после этого они еще часто ходили с ней в лес, где Алеша чувствовал себя свободным. Однажды он увидел собаку, но это оказался волк, и бабушка прогнала его. А однажды в него дробью попал охотник, но он мужественно стерпел боль, за что получил комплимент от деда. Вскоре дед решил отправить Алешу к сестре бабки Матрене, чтоб он стал чертежником. Когда он пришел прощаться к Людмиле, то узнал, что она тоже скоро поедет в город. Ее отец решил отрезать ее больную ногу.

В 4 части произведения Горького «В люди» читать можно о том, как Алеша поселился в доме Матрене. С хозяином дома был знаком, но новый дом угнетал мальчика. Ведь здесь много пили, еле и осуждали других. Как будто кто-то дал им такое право. Работы было много, но работал главный герой в охотку, за что его часто хвалили. Однажды поссорился с хозяином и сказал, что его не учат. Алешу начали учить чертежному делу, но бабка очень возмущалась. Ведь младший сын хоть и посылал ее к черту, но был любимым, а Алешка по ее мнению забирал его работу. Гулять Алешку не пускали, но субботу и воскресенье отправляли в церковь. Он ее часто прогуливав просто гуляя по городу и заглядывая в окна. Когда ему пришел черед исповедоваться, главный герой очень боялся этого, но просфор простил ему все грехи, ведь запрещенные книги он не читал. На Пасху принесли чудотворную икону богородицы и вместо того чтоб поцеловать ее руку главный герой поцеловал ее в губы. Думал накажут, но пронесло.

Если повесть Горького «В люди» читать краткое содержание по главам, то в 5 главе можно читать, как Алешка сбежал из дома чертежника. Он не хотел идти к бабушке, но нужен был паспорт, чтоб устроиться на корабль. Дед справил ему паспорт, и главный герой устроился посудником на пароход «Добрый». Главным здесь был повар Смурый, кроме того были его помощник Яков, официант Сергей и еще один посудник Максим. Прознав, что Алеша читает, он часто заставлял его читать вслух. За что сильно переживал Максим, которому приходилось работать за двоих. Но со Смурым некто не спорил. Ведь он был очень сильным и общался с женой капитана. Именно она дала ему книгу « », после прочтения которой, Смурый плакал. Однажды ночью пьяные Максим и Сергей потянули Алешу «жениться» к подвыпившей женщине. Но его отбил Смурый и посетовал, что он пропадет в этом свином стаде.

В 6 главе произведения Горького «В людях» кратком содержании читать можно о том, как на место рассчитавшегося Максима пришел вятский солдатик. Его первым поручением было резать кур, но он их всех распустил по палубе, а часть за борт. Это дало повод пассажирам для массы шуток и даже привязать ему на спину ложку, что всех очень потешало. Алексея же смутило и заставило долго раздумывать, почему люди такие злые. Вскоре в машинном отделении что-то лопнуло, и поднялась паника. За лето такое случалось трижды, и каждый раз главный герой замечал, что люди боятся не опасности, а незнания. В последний раз поймали воров и их избили до беспамятства, матросы едва отбили.

За советами главный герой зачастую обращался к Смурому и тот советовал ему учиться и читать книги. Однажды Алеша решил подарить ему книгу, но тот сказал, что она плохая и выкинул за борт. Алеша купил ее еще раз и прочел сам, книга действительно оказалась плохая. Это еще больше подняло авторитет Смурого в глазах Алеши. Но вскоре с парохода его выгнали. Ведь он не рассказал, что Сергей продает посуду пассажирам. А Смурый подарил ему на прощание кисет.

Повесть Горького «В людях» на сайте Топ книг

Максим Горький недаром занимает высокие места среди нашего рейтинга, ведь многие его произведения также представлены на страницах нашего сайта. Так повесть Горького «В людях» читать настолько популярно, что произведение попало в рейтинг и заняло там далеко не самое последнее место. При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что свойственно только действительно значимым книгам.

Диапазон горьковских типажей широк — от бродяг до ученых, от воришек до богачей, от провокаторов и сыщиков до вождей революции. Кардинальным вопросом при изучении творчества Горького является вопрос о характерах его персонажей. Начиная с первых произведений, с романтической либо реалистической основой, литературные типы в разных по стилистике рассказах одинаковы. Горького привлекали люди, стремящиеся к свободе, воле, не терпящие никакого насилия. Лойко Зобар из цыганской легенды не так уж далек от Челкаша. Каждый из них отвергает любую связанность — женщиной, бытом, хозяйством, чем угодно.

В работах о М. Горьком, уже в первых критических откликах, отмечалось увлечение писателя идеями Ницше. Не выясняя глубины этого увлечения (характерного для многих русских писателей рубежа XX века), заметим, сколь необычны были для литературы персонажи, на которых М. Горький попытался проверить идею сильной личности, возможности человеческой воли и разума. Правда, достаточно быстро писатель понял, что эти люди, привлекательные душевным размахом, независимостью, гордостью, в реальной жизни — как общей, так и своей собственной — ничего не изменят.

М. Горький пристально вглядывался в различные формы противостояния, бунта. К концу века его поиски привели к первому крупному произведению, где в качестве центрального героя оказывался не цыган, не босяк, а сын богатого купца Фома Гордеев (1899). Купеческое сословие было хорошо знакомо писателю, но он выступал не бытописателем и не исследователем нравов, и среди купцов М. Горький увидел людей ярких, «выламывающихся» из жизни, в которой богатство, достигаемое и трудом, и обманом, определяет общественное положение и, в конечном счете, степень свободы человека. От ранних произведений еще сохранилась романтическая готовность героя противостоять миру, устоям, решимость на бунт. Бунт в данном случае чисто психологический, на моральной, а не социальной основе, хотя именно ее будут выискивать советские литературоведы.

Пожалуй, самая большая группа горьковских героев — это персонажи, близкие писателю по жизненной позиции. Прежде всего в эту группу попадают автобиографические персонажи. В различных циклах рассказов это тип «проходящего», человека, наблюдающего жизнь. Разговоры у костра после совместной работы, случайные встречи и случайные спутники — «проходящий» выступает в роли свидетеля и задает вопросы, порой и сам пытается на них отвечать, но чаще предпочитает слушать своих собеседников. К этой группе героев относится и Алексей Пешков из повестей «Детство», «В людях» (1913-1915).

Поиски идеи, ответа на вопрос — как жить? — привели М. Горького к созданию повести «Мать» (1906). Открытая интеллигентами социалистическая идея сначала совершает переворот в жизни молодых героев, а затем и матери. Истовое служение идее сродни религии, отсюда же и определенная доля фанатизма в готовности всем пожертвовать, но нести людям «слово правды». В этом плане «Мать» перекликается с «Исповедью» (1908). Герой «Исповеди» Матвей тоже ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. М. Горький попытался революционные идеи соединить с богостроительством, религию с марксизмом. Нельзя не согласиться с английским исследователем И. Уайлом, который при сопоставлении этих произведений подчеркивает, что в «Матери» лозунговость, риторичность губит художественную ткань. Тогда как «Исповедь» более убедительна именно художественным качеством текста.

Среди ищущих истину героев Горького не только те, кто нашел идею. Матвей Кожемякин, а ему тоже дано писателем право повествования от первого лица, многое понимает, видит, но не способен противостоять обстоятельствам. М. Горький сосредоточивает внимание не столько на результате, сколько на процессе поисков, показе «изнутри» российской провинции с ее бунтарями, философами. Неудачник Матвей способен к самоанализу и чуток по отношению к другим людям.

Финалы многих горьковских произведений «открыты», ответов на мировоззренческие вопросы не найдено, хотя связь с людьми помогает героям преодолеть растерянность, опомниться даже после попыток самоубийств.

Особенность автобиографических произведений М. Горького в кажущемся смещении центра внимания с главного героя на тех, с кем он общается, с кем сводит его судьба, кто становится его учителями жизни. Мир его души, обогащаясь впечатлениями и встречами, ничего не теряет, а читателю открывается процесс формирования личности, узнавания жизни в великом разнообразии людских судеб. Перед читателем проходят люди «зимние» и люди «пестрые», скучные и общительные, задумчивые и буйные, ясные с первого взгляда и так и не разгаданные.

Следующая группа литературных характеров — это герои произведений Горького, которые оказались несостоятельными, ненужными обществу, автора они заинтересовали попытками понять, почему их жизнь не удалась. Среди таких персонажей, примирившихся с действительностью, и герой «Жизни ненужного человека», нашедший свое место на службе в охранке, и Клим Самгин, прошедший по жизни соглядатаем, так и не создавший ни дома, ни семьи, человек «полумыслей», «получувств», завидующий всем, кто оригинален, самостоятелен в своих суждениях и поступках.

Однако эти герои интересуют Горького отнюдь не с целью их развенчания и демонстрации несоответствия идеалам. Всю творческую жизнь полемизируя с Достоевским, он именно у Достоевского воспринял тягу к душевному подполью, к выявлению раздвоенности души, несовпадению того, каким человек хочет выглядеть и что он из себя представляет.

Пройдя сложный жизненный путь, воспитав себя интеллигентом, М. Горький неоднозначно относился к интеллигенции. Ценя настоящих ученых, художников, он именно в среде интеллигенции наблюдал людей опустившихся и никчемных, лишенных творческого начала. Талант и способность к творчеству — эти качества он ставил во главу угла, и в размышлениях о русском народе определяющим было представление о его «фантастической талантливости». Однако культ «народушки» не был долговечным. И не только потому, что Ленин после «Исповеди» объяснил М. Горькому несостоятельность «богостроительства».

К героям-интеллигентам произведений Горького принадлежат и общественные деятели, и писатели, которых он изобразил в литературных портретах. Среди них те, кого он знал близко (Л. Андреев) и с кем общался от случая к случаю (Н. Гарин-Михайловский), кого считал своим учителем (В. Короленко) и кому поклонялся (Л. Толстой). Несомненная удача М. Горького в этом жанре — очерк о Л. Толстом.

В литературоведческих исследованиях портреты общественных деятелей (Камо, Красина, Морозова и др.), как правило, завершаются рассмотрением очерка о Ленине, об идеальной дружбе писателя с вождем. Сегодня эта легенда развеивается, мы имеем возможность познакомиться с первым вариантом очерка и узнать о резко негативных суждениях М. Горького о Ленине. В литературном портрете Ленина действительно отражен идеал активной, деятельной личности, способной не просто сопротивляться обстоятельствам, но влиять на них, подчинять себе массы людей, вести за собой. Другое дело, какую оценку М. Горький дает этим действиям. О Ленине как о политике он высказывал по тому времени крамольные мысли, в частности о несовместимости политики и морали. Но в редакции очерка 1930 года, который читали школьники, студенты и все, кого интересовало мнение М. Горького о Ленине, даже намека на это нет.

В разные периоды творчества Горький обращался к повествованию, построенному по биографическому принципу, который давал возможность показать процесс формирования личности («Фома Гордеев», «Трое», «Дело Артамоновых»). Это могла быть биография людей одного поколения, но разных по характерам, или история нескольких поколений. Сохраняя угол зрения героев, во многом не совпадающий с авторским («Жизнь Клима Самгина»), писатель использовал различные способы дополнения и корректировки такого восприятия. Следуя за тем, что привлекает внимание Самгина, что вызывает его отталкивание, какую позицию избирает он для наблюдения («сбоку», «со стороны»), мы можем выявить авторское отношение к герою и характер авторского комментария в произведении.

Излюбленным жанром Горького можно считать повесть, хотя он пробовал себя и в жанре романа, рассказа, очерка, воспоминаний. В разные годы обращался он к драматургии. Его привлекали напряженность конфликтов, соотнесение житейских ситуаций и философских идей, прямые столкновения героев без видимого вмешательства автора. Острый социальный конфликт является пружиной действия в первых пьесах, созданных на рубеже XX века: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Из них самая значительная — «На дне». Непривычен был сам ее материал — обстановка ночлежки, люди, выброшенные из своей среды, не имеющие будущего, предстали перед зрителем в роли философов, решающих вечные проблемы смысла жизни. При видимом столкновении Луки и Сатина в их позиции не было принципиального расхождения. Сатин отдавал должное Луке, его знанию людей («старик знал правду»). Сам же призывал уважать человека, не унижать его жалостью,— но высокие слова не подкреплялись у него должным поведением. Принято было считать, что М. Горький, поначалу сам увлеченный правдоискательством Луки, развенчивал его, показывал его духовную несостоятельность. Вместе с тем пьеса интересна не разоблачением «утешительной лжи», а действительной верой в человека.

В пьесах М. Горького проигрывались те мировоззренческие конфликты, которые решались и в прозе. Идея Матери — источника жизни, начала начал — в пьесах «Васса Железнова», «Старик», «Последние». Не могли и не хотели понять друг друга мать полицейского и мать революционера, бабушка и мать — у каждой была своя правда, своя любовь, своя вера. В 30-е годы Горький пишет вторую редакцию «Вассы», в сюжете которой усилена роль Рашели. Васса умирает, казалось бы, в расцвете сил, но в отчаянии от бесцельно прожитой жизни, если не будет наследника, если отберут внука.

Идея зря прожитой жизни звучала и в «Егоре Булычеве». Герой вдруг осознавал, что жил «не на той улице». На этот раз ставилась под сомнение сила Отца. И у отца (отца ли семьи, духовного ли отца) ее нет, нет опоры, нет надежды на будущее, а болезнь — смертельна. Нет больше у Егора Бога, потерял веру он и в себя, и в высшие силы. Трагичность мировосприятия характерна для героев поздних произведений Горького. Очевидно, парадность и внешнее благополучие существования писателя не соответствовали тому, что было в душе. Художественным отражением душевных тупиков и стали книги, созданные в последние годы жизни.

Говоря о месте М. Горького в отечественной литературе, в первую очередь подчеркнем высокий художественный уровень его произведений. Он определялся талантом, знанием людей, чуткостью к слову, умением слышать другого человека, понимать другой тип сознания. Галерея литературных героев произведений Горького расширяет наше представление об особенностях русского национального характера.

Серия: 2 книга – Автобиографическая трилогия Горького

Год издания книги: 1916

Произведение Горького «В людях» является логическим продолжением повести «Детство» Горького. Это достаточно известное произведение, которое получило высокие отзывы у критиков и читателей. Оно было достаточно успешно экранизировано и несмотря на прошедшие годы пользуется популярностью и у современного читателя. Это позволило произведению М Горького «В людях» занять высокое место среди .

Повесть Горького «В людях» краткое содержание

Горького повесть «В людях» достаточно большое произведение, поэтому его краткое содержание лучше подавать по главам. При этом можно отразить только основные эпизоды, что не всегда позволяет создать полноценный образ о происходящих действия. Именно поэтому повесть «В людях» Горького читать лучше полностью на страницах нашего сайта.

В 14 главе книги «В людях» Горького вы узнаете, как Алеша вместе с Пашкой Одинцовым развлекали иконописцев. Так практически каждый вечер Алеша читал для них Лермонтова. Кроме того они устраивали театральные представления и смешили мастеровых. Как-то раз Капендюхин пришел пьяный и, положив свинец в перчатки, начал избивать всех в мастерской. Только Ситанову удалось изловчиться и оглушить его табуретом. А вообще в мастерской и за ее пределами много говорили о боге, но некто не хотел делать прогнившую половицу или смазать форточку, а когда они с Пашкой помыли умирающего Давидова, все их обсмеяли. Ведь все равно скоро помрет.

В 15 главе произведения Горького «В людях» читать можно о том, как на день рождения Алеши подарили образ Алексея. Вообще в мастерской его все любили кроме приказчика. Он постоянно подсовывал ему самую грязную работу, а как-то раз, вывел и кинул в снег лицом, чтоб Леша его чистил. Кроме того он постоянно раскидывал деньги в надежде поймать Алешу на воровстве. О малейшей провинности докладывал хозяину, а когда узнал, что они с Ситановым что-то записывают в тетрадку, стал донимать. Дед от всех жалоб Алеши открещивался, а бабушка велела терпеть. Главный герой уж совсем было решился бежать в Персию, но встретил бывшего хозяина Василия и тот позвал к себе. Весть об уходе Леши все восприняли плохо, а хозяйка в сердцах сказала, что все равно собиралась его выгнать.

В 16 главе повести М Горького «В людях» читать можно о том, как Алеша перебрался к Василию. Как раз в это время затопило лавки, которые ежегодно строили заново. Алеша возил хозяина на лодке, и ему довелось много послушать о его первой любви. Причем по тому, как печально это рассказывалось, Алеша понял, что это лучшие дни в жизни рассказчика. В квартире королевы Марго поселились пять барышень и два студента. Леша часто бывал у них и брал новые книги. Тут были произведения , и . Между чтением Алеша влюбился в барышню Птицину, в которую были влюблены практически все. Как-то раз решил покатать ее на доске, но она перевернулась, и зеленая тина реки смыла всю красоту барышни. По хозяйству хозяину помогал его отчим, который много ел и был болен, поэтому мало работал. Его дельные советы хозяин всегда принимал, но другие его не любили. Алеша же нашел с ним общий язык и часто разговаривал о прочитанных книгах. Поэтому когда он умер, он был очень расстроен. Особенно потому, что не застал на похоронах ту барышню, которую видел у его кровати.

В 17 главе повести Горького «В людях» читать можно о том, как Алеша познакомился на ярмарке со строителями. Он должен был присматривать за ними, чтоб они не таскали стройматериалы. Люди это были разные, но всегда пытались надурить друг друга. На этом фоне выделялся только штукатур Григорий, который не любил сор. Алеше было стыдно присматривать за этими людьми, но его поддержал плотник Осип. Так как денег давали мало, то главный герой жил впроголодь. Подкармливали его рабочие, за что он решил прочитать им «Плотничью артель». Произведение Писемського зацепило многих и его долго обсуждали. Только неприятно удивило Алешу то, что мысли Осипа и извозчика Петра из произведения совпадали.

В 18 главе повести Горького «В людях» кратком содержании вы узнаете, как Осип стал очень важен для Алеши. Он казался ему умнее всех людей, и главный герой проводил с ним очень много времени. Также выделялся Фома, который сам работал не очень, но умел заставить работать других. Фома сначала собирался в монахи, потом удачно женится, но стал половым в трактире. За это бывшие товарищи его не уважали, а затем и вовсе попался на краже с взломом. Так же хорошие отношения у Алеши сложились с каменщиком Алральоном, но он вскоре пропал. Нашли его спившимся на Миллионной улице нищих. Алеша ходил навещать его за что получал осуждение Осипа, но как то раз узнал, что каменщик избил старую знакомую спившуюся Наталью и перестал к нему ходить. Как раз в этот период он встретил Одинцова, который рассказал о жизни мастерской. Ситанов спивается, Гоголева съели волки, и лишь Жихарев все также со своей лошадью. Алеша понял, как далеко он отдалился от мастерской и что дороги назад нет.

В 19 главе повести Горького Максима «В людях» читать можно о том, как на зиму Алеша начал работать в доме хозяина, ведь на ярмарке работы не было. В это время хозяин стал тих и задумчив, а главный герой пробовал сочинять стихи. Так же Алеша пристрастился ходить в трактир слушать певчего Клещова. Человек он был дрянной, но спеть лучше него не мог не кто. Тут он познакомился с октавистом Митропольским, который много пил и рассказывал, когда же был трезв, был малословен. Однажды с ним нашли убитого, и пока Алеша бегал за полицией октавист допил водку убитого. Но вскоре его арестовали и выслали по этапу. В это же время Алеша привел слушать певчего своего хозяина, того так растрогали песни, что он плакал. Кроме того он признался что влюбился в женщину которая собралась ехать к мужу в Сибирь. Так как он был дворянин и привык жить хорошо, то она зарабатывала «бесстыдным» образом. Хозяин признался, что еще раз встретит ее, бросит все к черту.

В последней 20 главе произведения Горького «В людях» рассказывается, как Алеша уже три года работал десятником и наблюдал, как осенью ломают, а весной строят торговые ряды. К этому времени он уже чувствовал себя утомленным жизнью человеком, а свою работу глупой, как и вся жизнь. Тем не менее, когда он увидел, как дворник публичного дома издевается над пьяной девкой, он спас ее. Но с тех пор с дворником отношения были плохие. Однажды он даже на глазах главного героя убил кошку, за что Алеша кинулся в драку и чуть не убил того. Так же встретив Якова, и сразу вспомнил Цыганка. Теперь Яков разорился и живет на средства сына. После этого главный герой понял, что если не уедет, то эта жизнь проглотит его. Поэтому решил ехать учиться в Казань.

Повесть Горького «В людях» на сайте Топ книг

Максим Горький недаром занимает высокие места среди нашего рейтинга, ведь многие его произведения также представлены на страницах нашего сайта. Так повесть Горького «В людях» читать настолько популярно, что произведение попало в рейтинг и заняло там далеко не самое последнее место. При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что свойственно только действительно значимым книгам.

Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В людях». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.

Другие персонажи

Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, бессердечный мужчина.

Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.

Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.

Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.

Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.

Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.

Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.

«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.

Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.

Глава I

Одиннадцатилетний Алеша Пешков служит « «мальчиком» при магазине «модной обуви» ». Хозяин постоянно напоминает ему, что он работает « в первоклассном магазине на главной улице города », и должен стоять у двери, как статуя, не гримасничая и не почесывая руки.

В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, старше его « и по годам и по должности ». Саша вовсю пользуется своим старшинством, и при случае не прочь унизить брата.

По утрам кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу принимается за дело: чистит « обувь и платье хозяев, приказчика, Саши », ставит самовар, приносит дрова. Мальчику тяжело привыкнуть к новой жизни, которая неожиданно показала ему « свою неказистую, лживую изнанку ».

Между братьями разгорается сильный конфликт, а Алеша решается на побег. Однако этому не суждено было сбыться: мальчик проливает себе на руки кипящие щи, и оказывается в больнице.

Алеше кажется, что больница – гиблое место, где его непременно заморят до смерти. Нестерпимо болят обожженные руки, и он никак не может написать письмо бабушке, « чтобы она пришла и выкрала » внука из больницы. Солдат, пожалев мальчика, сообщает о его мучениях бабушке, и та следующим же утром забирает Алешу домой.

Глава II

Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, начисто разорен. Жалея супруга, Акулина Ивановна старается « господа задобрить немножко » и тайком раздает милостыню.

На улице от Костромы Алеша узнает печальные вести о своих товарищах: кто-то умер, кто-то тяжело болен. От него же герой узнает о появлении новых соседей, у которых была хромая, но очень красивая старшая дочь Людмила.

Алеша знакомится с девочкой, и быстро находит с ней общий язык. Они много проводят вместе времени, и бабушка Алеши всячески поощряет эту дружбу.

Кострома рассказывает жуткую историю про покойника, местного охотника, который, как только стемнеет, « встает из гроба и ходит по кладбищу ». Мальчишки спорят, кто сможет пролежать до утра в гробу. Все боятся, и только Алеша соглашается. По совету бабушки он всю ночь читает молитвы, и ему даже удается уснуть. На следующий день Алеша становится настоящим героем улицы.

Глава III

Умирает младший брат Алеши, Коля – « убогонький », болезненный мальчик. Бабушка даже рада – не будет мучиться всю жизнь.

С бабушкой и дедом Алеша отправляется в лес, чтобы собрать дров и лекарственных трав. Акулина Ивановна ловко собирает травы и рассказывает внуку о « целебных свойствах зверобоя, буквицы, подорожника ».

Алеше так понравилось в лесу, что он каждый день просит бабушку ходить туда. Она соглашается, и так они проводят счастливое « лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи ».

Однажды дед сообщает Алеше неприятную новость – он собирается отвезти его к бабушкиной сестре, Матрене, чтобы мальчик выучился на чертежника.

Глава IV

Алеша вновь оказывается « в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб ». Матрена всегда « очень сердита и криклива », а старший ее сын, напротив, добр и честен.

Алеше не нравится у дальних родственников – в доме Матрены часто ругаются, сплетничают, ссорятся друг с другом. У него много обязанностей: мытье полов, чистка самовара и медной посуды, доставка купленных овощей с базара, выполнение мелких хозяйских поручений.

Наконец, Алеша приступает к обучению. С первого раза ему не удается верно скопировать эскиз дома, и он решает « исправить дело помощью фантазии », дорисовав на чертеже « ворон, голубей, воробьев, а на земле перед домом - кривоногих людей, под зонтиками ». Третья попытка оказывается более удачной, но « старуха-хозяйка » против обучения Алеши. Она каждый раз строит ему козни, и мальчику ничего не остается, как прекратить попытки обучиться чертежному искусству.

Глава V

Не выдержав тяжелой жизни у склочных родственников, по весне Алеша сбегает, но к бабушке не возвращается. Прислушавшись к совету, он поступает посудником на пароход «Добрый». Для этого нужно согласие родственников, и бабушка уговаривает деда выправить Алеше паспорт.

Повар по прозвищу Смурый, к которому Алеша поступил в распоряжение, относится к нему доброжелательно. Узнав, что юный посудник обучен грамоте, он частенько просит его почитать вслух. Смурый постоянно напоминает мальчику о важности книг – « чтобы поумнеть, надо читать правильные книги ». Он жалеет, что недостаточно богат, в противном случае непременно отправил бы толкового Алешу учиться.

Глава VI

На место второго посудника, покинувшего пароход, берут « с берега вятского солдатика, костлявого, с маленькой головкой и рыжими глазами ». Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур, и распускает птиц по палубе. Пассажиры принимаются всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.

Алеша не раз задумывался о побеге с парохода, но всегда его останавливали мысли о Смуром. Но ставшая привычной жизнь на пароходе оборвалась весьма неожиданно – Алешу рассчитали за то, что у него воровал посуду официант и продавал ее пассажирам. Он получил « около восьми рублей - первые крупные деньги » в его жизни, а Смурый на память подарил бисерный кисет.

Глава VII

Вернувшись домой, Алеша почувствовал себя совершенно взрослым и закурил у деда на глазах. Это ему очень не понравилось, и бабушке пришлось в шутку потрепать внука, чтобы успокоить деда.

Дед предлагает Алеше вновь вернуться к Матрене, перезимовать у нее, а весной сбежать на теплоход. Однако такой план не устраивает мальчика. Поразмыслив, он решает « заняться ловлей певчих птиц ». Ко всеобщему удивлению, это занятие оказывается весьма выгодным. Но больше всего Алеше нравится свобода и независимость, которые перебивают в его душе даже жалость к птицам.

Дед считает, что внуку пора бросать ловлю птиц – нужно подумать о том, как выбиться в люди. Алешу больше всего привлекает жизнь казаков и солдат – « простая, веселая ». Он частенько сбегает на учения с солдатами, которые угощали его махоркой.

Однажды Алеше на долю выпало « тяжелое и поразительное » переживание, когда он стал свидетелем избиения и изнасилования женщины. При этом насильник – пьяный казак – похвалялся своим поступком. Мальчик с ужасом размышляет о том, что в такой чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.

Глава VIII

С первым снегом Алешу вновь отправляют к Матрене. В ее доме все по-прежнему – давящая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алеша усердно принимается за работу.

Он часто ходит полоскать белье вместе с прачками, которые поначалу осмеивали мальчика, но после привыкли и уже не обращали на него внимания. Алеше было « с ними было весело, интересно » – прачки прекрасно были осведомлены о жизни города, и щедро делились свежими новостями друг с другом.

« Желая побыть наедине с самим собою », Алеша уходит в сарай колоть дрова. Там его находят денщики, которые просят грамотного мальчика написать письмо родным в деревню или любовную записку. Именно от них он узнает историю о жене закройщика.

Молодая женщина любила читать и регулярно наведывалась в библиотеку. Однажды скучающие офицеры затеяли с ней « обидную и злую игру », принявшись писать любовные письма. В ответ женщина просила оставить ее в покое, сожалела о причиненном горе. Офицеры читали ее ответы, смеялись, и принимались строчить очередное письмо.

Алеша не в силах наблюдать за тем, как издеваются над женщиной. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та в благодарность за честность дает мальчику серебряную монетку. Алеша был настолько впечатлен умной и образованной женщиной, что решает прийти к ней вновь и попросить почитать книгу. Так мальчик открывает для себя совершенно новый, поразительный мир литературы.

Глава IX

Книги закройщицы казались Алеше очень дорогими, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но жажда чтения была сильнее, и он « стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю ». За прочтение каждой книжки Алеша платил лавочнику копейку.

Старуха Матрена, узнав о новом занятии Алеши, нашла книгу и « разодрала ее в клочья ». Однако это не останавливает мальчика, и он продолжает брать книги в лавке. В итоге у него набегает долг « на огромную сумму в сорок семь копеек ». Лавочник требует деньги, и Алеша вынужден признаться хозяину, что задолжал деньги. Хозяин расплачивается за Алешин долг и начинает выписывать газету, которую мальчик читает вслух всей семье.

Однажды по вине хозяйского ребенка распаялся самовар. Попадает за это Алеше: старуха сильно избила его « пучком сосновой лучины », загнав в тело мальчика множество заноз. После осмотра доктор хочет составить « составить протокол об истязании », но Алеша не стал жаловаться. Семья в знак благодарности разрешает брать ему книги у закройщицы. Так Алеша приобщается к хорошим французским романам.

Глава Х

В доме поселяется « черноглазая молодая дама с девочкой и матерью ». Дама была красива « той редкой красотой, которая всегда кажется новой », и неизменно находилась в окружении мужчин.

Алеша, восхищенный внешностью новой соседки, называет ее про себя Королева Марго. Он очень привязывается к ее пятилетней хорошенькой дочери: часто играет с ней, читает сказки. В благодарность Королева Марго хочет что-то подарить Алеше, но мальчик просит только разрешения брать у нее книги. Он объясняет свою просьбу тем, что « жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом ». Так мальчик впервые знакомится с русской поэзией.

Накануне праздников у Алеши « страшно вспухли веки и совсем закрылись глаза ». Испугавшись, что мальчик ослепнет, хозяева показывают его доктору, который прорезает больному веки изнутри. Несколько дней Алеша лежит с повязкой « в мучительной, черной скуке », но все обходится.

Глава XI

Весной Алеша устраивается « посудником на пароходе «Пермь»» с окладом 7 рублей в месяц. В этот раз поваром оказыв ается «Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок » – маленький, полненький щеголь. Но самым интересным человеком на пароходе является « кочегар Яков Шумов, широкогрудый, квадратный мужик », заядлый картежник, обжора и любитель рассказать байки.

Якова забавляют деньги, но он совсем не жаден. От скуки он учит играть в карты Алешу, и тот, в силу своей юношеской горячности, проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и поддевку. Яков сердито возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль « за науку ».

Алеша с удовольствием слушает рассказы Якова, но замечает, что в них нет «души», как в книгах.

Глава XII

Поздней осенью Алеша поступает « учеником в мастерскую иконописи ». Его хозяйка, « мягкая и пьяненькая старушка », заявляет, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его выучить цены на все иконы, имена все святых и в каких бедах они помогают.

Главные покупатели – « старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ ». В обязанности Алеши входит зазывание покупателей на улице, навязчивая реклама своего товара. Мальчик жалеет покупателей, которые вынуждены втридорога платить за иконы, но с грустью понимает – от жизни не убежишь.

Глава XIII

В иконописной мастерской « работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры », которые любят петь невеселые, заунывные песни.

Иконопись не привлекает Алешу, потому что работа разделена « на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему ». Мальчику неприятно смотреть на иконы в процессе их написания: святые на них были изображены без лица или рук.

Управляет мастерской Иван Ларионыч – тихий, спокойный человек. Он показывает, « как надо работать, даже лучшие мастера охотно слушали его советы ».

Глава XIV

Поначалу Алеша выполняет функцию подмастерья: отделяет для красок белки от желтков, растирает краски и «присматривается» к мастерству. Вскоре он замечает, что люди, « занятые этим раздробленным на куски мастерством, не любят его и страдают мучительной скукой ».

По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своей жизни на пароходе, разные истории из книг, читает им, и вскоре занимает « в мастерской какое-то особенное место - рассказчика и чтеца ». Чтение благотворно влияет на людей, привыкших работать в страшной скуке. Наибольшее же оживление вызывает у них поэма Лермонтова «Демон».

Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который любил рисовать карикатуры на мастеровых. Желая развлечь иконописцев, ребята принимаются разыгрывать сценки, и даже настоящие спектакли.

Глава XV

В день именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – « маленький, красиво написанный образ Алексия - божия человека ». Однако радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который откровенно недолюбливал мальчика.

Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то жиже, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и морально поддержать его.

Поддавшись тоскливому настроению, Алеша решает « снова поступить на пароход и, спустившись в Астрахань, убежать в Персию ». Однако планы мальчика нарушает Василий, бабушкин племянник, который приглашает его работать десятником – « принимать всякий материал, смотреть, чтоб всё было вовремя на месте и чтоб рабочие не воровали ».

Глава XVI

Торговые ряды часто затапливает, и Алеша возит хозяина на лодке. Ему нравится новая работа, позволяющая по вечерам много читать. В квартире Королевы Марго теперь живет большое семейство, и гимназисты делятся с Алешей своими книгами.

Новые товарищи Алеши старше его, и мальчик невольно завидует им – ведь они учатся. « Не желая ни в чем отставать от них », он влюбляется в барышню Птицыну. Однако из этой затеи не выходит ничего хорошего – Алеша предлагает своей «даме» прокатиться по пруду на доске, но та переворачивается, и барышня оказывается в тине, теряя всю свою привлекательность.

Глава XVII

Каждое утро в шесть часов утра Алеша отправляется на работу на Ярмарку. Там его встречают интересные люди – плотники, штукатуры, каменщики, кровельщики. В обязанности Алеши входит следить за тем, что рабочий люд не воровал материалы со стройки.

Плотник Осип – мудрый и толковый старик – берет под свою опеку Алешу, которому поначалу было неловко следить за взрослыми мастерами. Он рассказывает, кто из бригады хитер и вороват, а кто – наивен и честен.

Платят Алеше очень мало, и он живет впроголодь. Работники из жалости подкармливают мальчика, а тот читает им книги.

Глава XVIII

Алеша все больше привязывается к Осипу, в котором он видит все прекрасные качества своих прежних товарищей. Он кажется мальчику « гораздо умнее всех людей, когда-либо встреченных » им на жизненном пути. Осип привлек внимание мальчика не только умом, но и способностью не поддаваться внешним условиям, сохранить себя « среди поразительно неустойчивых людей» .

Глава XIX

Зимой на Ярмарке почти нет работы, и Алеша выполняет « многочисленные мелкие обязанности » по дому. Он не на шутку увлекается поэзией и даже пытается писать стихи.

Мальчик, замечает, что в последнее время хозяин стал удивительно тих и задумчив. Казалось, что-то « подорвало ему сердце, и теперь он жил не уверенно, не охотно, а как-то так, по привычке ».

По вечерам Алеша с удовольствием ходит в трактир, хозяин которого, большой любитель пения, всегда рад принять у себя хороших певцов из народа. Однажды Алеша приглашает хозяина насладиться душевным пением вместе с ним и тот соглашается.

Хозяин близко к сердцу принимает пение простого рабочего, и делится с Алешей своей сердечной болью – он влюбился в прекрасную женщину, ставшую для него настоящей отрадой. Однако она была замужем за фальшивомонетчиком, осужденным на каторгу, и отправилась вслед за мужем в Сибирь. Хозяин признается, что если опять встретит ее, то без сожаления бросит семью.

Глава ХХ

В течение трех лет Алеша трудится «десятником», наблюдая за тем, как с приходом холодов рабочие ломают опустевшие лавки, а весной отстраивают их заново. Это кажется мальчику глупым, как и вся жизнь.

В возрасте пятнадцати лет Алеша « чувствовал себя пожилым человеком », познавшим всей тайны бытия и безмерно уставшего от жизни. Понимая, что нужно как-то выкарабкиваться из этого болота, Алеша решает осенью уехать в Казань, чтобы пристроиться там учиться.

Заключение

Произведение Максима Горького во многом автобиографично, и раскрывает главную проблему – конфликт человека и эпохи. Основная идея повести – несмотря на все жизненные невзгоды сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.

Краткий пересказ «В людях» будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 75.

Произведение «В людях», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Рассказчик повествует о нелёгкой жизни бедных детей и подростков до революции.

Родители Алёши и Сашей умерли. Мальчики прислуживали в лавке по продаже обуви. Дополнительно Алёша выполнял домашние обязанности в доме хозяина лавки. Подростку жилось нелегко, но он старался выполнять всю работу честно.

Отношения между братьями не складывались, Алёша решил сбежать. Но эта задумка не сбылась. Подросток получил сильный ожог и попал в больницу.

Затем Алёша снова начал жить в доме деда. Подросток сблизился с бабушкой, они часто проводили вместе время.

В семье денег не хватало, и пришлось Алёше устроиться снова прислуживать. Но и там подростку не понравилось. Работа была трудная, Гулять хозяева ему ее разрешали. Подросток сбежал работать на корабль. Здесь Алёша увидел, как не похожи книжные герои на обычных людей. Это открытие опечалило подростка.

Летом Алёша зарабатывал деньги тем, что ловил и продавал птиц. Но с приходом зимы это дело пришлось бросить и снова идти работать на чужих людей. Скрашивало серые будни подростка только общение с взрослой красивой женщиной, которая вызвала у Алёши не только чувство первой влюблённости, но и страсть к чтению стихотворений.

Затем подросток заболел и перестал видеть. Зависимость от других людей оказала сильное влияние на Алёшу. Но, к счастью он скоро выздоровел.

Снова подростку пришлось много работать, и он видел всю подлую сущность людей, как лавочники обворовывали бедняков, скупая у них дорогие книги и старинные иконы за гроши.

Максим Горький ещё раз напоминает читателям, что можно оставаться честным и хорошим человеком даже в сложных жизненных ситуациях.

Картинка или рисунок В людях

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Аверченко Смерть африканского охотника

    Данное произведение является автобиографией самого писателя. В нем он рассказывает, что в детские годы был очень мечтательным и любил уединяться на скале, в ожидании пиратов. Каждый раз он в своих мечтах видел черный пиратский корабль

  • Краткое содержание Нагибин Зимний дуб

    Совушкин каждый раз опаздывает в школу. Учительница русского языка – Анна Васильевна, каждый раз относилась к нему снисходительно и прощала мальчика. В этот раз его опоздание вывело из себя молодую учительницу.

  • Краткое содержание Гоголь Записки сумасшедшего

    Чиновник 9 класса Поприщин Аксентий Иванович мучительно пытается понять: отчего он именно титулярный советник, а не, допустим, граф?

  • Краткое содержание Некрасов Дедушка

    Одно из самых первых произведений про декабристом. В начале произведения меленький мальчик находит в доме интересную старую фотографии. На ней изображен молодой человек в военной форме

  • Краткое содержание сказки Лиса и Тетерев

    Сказка «Лиса и тетерев» повествует о том, что однажды тетерев восседал на дереве, и к нему подкралась лиса. Подойдя ближе, лисица нежно промолвила, что как только услышала голосочек друга-тетерева, то решила его проведать



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...