М мнишек. Значение мнишек марина в краткой биографической энциклопедии

Биография
Авантюрную свою натуру она унаследовала от отца, графа Мнишека. Род их происходил из Богемии. Львовский староста, управляющий королевской экономией в Самборе, Ежи Мнишек, казалось, вот-вот рухнет в глубочайшую пропасть безденежья. Брак его дочери Марины с Дмитрием Московским мог принести ему и славу, и кредиты, и звонкую монету.
Года за три до описанных событий Москву взбудоражили слухи о царевиче Дмитрии: мол, не погиб он в мае 1591 года в Угличе, а остался жив, перебрался за рубеж. Вскоре якобы он появился в Речи Посполитой. Называл себя сыном Ивана Грозного, чудесно спасшимся, и претендовал на трон «прародителей своих». Его поддержала часть магнатов и шляхты, а также сам король Сигизмунд. Лжедмитрий, как прозвали его на Руси, раздавал обещания налево и направо: королю – целые области, Мнишеку и другим – города и уезды, деньги и драгоценности…
Вряд ли жених так уж сильно понравился панне Марине. С виду он был весьма неказист: малорослый, приземистый, непропорционально широкий в плечах; хоть и сильные руки, но разной длины. Светлые рыжеватые волосы, нос «башмаком», бородавки... За всю долгую разлуку с суженым Марина не отправила ему ни единой строчки.
Многие польские магнаты, торопившие самозванца с походом, вовсе не желали, чтобы он в столь ответственный момент связывал себя с женщиной. Но в мае 1604 года помолвка авантюриста с Мариной все же состоялась. Счастливый избранник подписал брачный контракт, по которому в знак благодарности дарил отцу Марины один миллион злотых да Смоленское и Новгород-Северское княжества. Невесте же – города Новгород и Псков вместе с думными людьми, дворянами, духовенством, с пригородами и селами. Самозванец торжественно пообещал, что Новгород и Псков будут навсегда избавлены от опеки Москвы. Удел закреплялся за Мариной «в веки».
Но и это еще не все. За год Лжедмитрий должен был перевести все православное царство Московское в католическую веру. Если же обещание он свое нарушит, Марина вправе развестись с ним и вновь выйти замуж. Пожалованные земли и доходы с них при этом за ней сохранятся...
О чем думал Лжедмитрий, посылая в Краков своего порученца, дабы тот от имени государя московского обручился с чужеземкой? Что двигало им в тот момент – любовная горячка или неистребимая страсть к авантюрным приключениям? Наверное, в равной мере и то, и другое. Женолюбив был расстрига настолько, что почти перед самой свадьбой сошелся с дочерью Бориса Годунова – Ксенией. Об этом попенял ему в письме будущий тесть. Ксению срочно постригли и отправили от греха подальше в монастырь на Белоозеро.
Только после этого 12 ноября 1605 года состоялось заочное обручение нового русского царя и дочери польского воеводы. Марина блистала: пышное белое платье, корона в бриллиантах и самоцветах... Пишут, что, оставляя навеки отечество, она неутешно плакала – возможно, от горестных предчувствий…
Торжественно въезжала Марина в государство Московское. Везли ее на двенадцати белых конях, в санях, украшенных серебряным орлом. В каждом селении «цареву невесту» встречали хлебом-солью; жители Дорогобужа, Вязьмы, Смоленска подносили ей многоценные дары...
В Москву Марина въехала в роскошной колеснице, запряженной десятью пегими лошадьми, впереди шли триста гайдуков... Колесница остановилась в Кремле, у Девичьего монастыря. Невесту приняла инокиня-царица – мать царевича Дмитрия, якобы признавшая в Лжедмитрии своего сына (перед убийством самозванца царица Марфа с такой же легкостью отреклась от него). Свадьба состоялась под пятницу, чего по православным законам делать было нельзя… Марина появилась в русском красном бархатном платье с широкими рукавами и в сафьяновых сапогах, на голове ее сиял драгоценный венец. Сразу после венчания она сбросила непривычное русское платье, надела польское.
«8 мая состоялось бракосочетание царя Димитрия и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси, – рассказывал очевидец тех событий, германский наемник Конрад Буссов. – На этой свадьбе и коронации произошел немалый спор между царем и московитскими вельможами из-за одежды. Царь и польские вельможи хотели, чтобы невеста, когда ее поведут в церковь, была в польской одежде, к которой она привыкла с юности, тогда как в чужой она не умела держаться. Московиты требовали, чтобы при венчании она была, согласно обычаям страны, одета, так же как и царь, по-русски. После долгого спора царь сказал: «Хорошо, я не стану отменять обычай моей страны, уступлю моим боярам… Дело идет об одном дне», – и попросил свою невесту, чтобы она надела русскую одежду, на что та, в конце концов, и согласилась. Тогда на невесту надели очень дорогие царские одежды, в которых ее отвели в церковь Св. Марии и обвенчали с Димитрием. На следующий день, 9 мая, Димитрий приказал принести своей царице новые польские платья с просьбой, чтобы она надела и носила их из уважения к нему, поскольку вчера был день русских вельмож и он хотел угодить всей стране, а сегодняшний и последующие дни теперь будут принадлежать ему. Он будет царствовать и поступать, как ему будет угодно, а не так, как хотят его московиты. С того дня царица одевалась по-польски…»
Первой дамой Московского государства Марина побыла ровно десять дней. Еще голова ее кружилась от шумных и пышных праздников, когда началось восстание. Причин для него было несколько. Не последняя среди них та, что Марина потребовала и собственной коронации.
Утром 17 мая ударил набат. Изумленная полуодетая Марина услышала о смерти мужа и в беспамятстве выбежала в сени. Не без риска для себя пробралась в покои, где находилась ее польская гофмейстерина – толпа столкнула новоявленную царицу с лестницы. Худенькая и хрупкая, она спряталась у гофмейстерины под юбками. Верный слуга Марины встретил заговорщиков со шпагой в руке и долго сдерживал натиск толпы, но пал под ударами. Бояре прибыли вовремя: они выгнали толпу и приставили стражу, чтоб никто не мог ворваться к женщинам.

Марине повезло: она так и не увидела тело растерзанного супруга. Кем он был на самом деле, так и осталось навеки тайной. Может, действительно являлся незаконным сыном покойного польского короля Стефана Батория, как сообщали многие знатные поляки? Если принять во внимание образованность Дмитрия и некую величавость, присущую ему, как и большинству представителей королевских фамилий, в это можно и поверить. Самая расхожая версия о сбежавшем монахе-расстриге Гришке Отрепьеве, назвавшемся именем царевича, все-таки не выдерживает критики: и в Польше, и в России оказалось достаточно свидетелей, видевших рядом и Лжедмитрия, и Гришку…
«Кроме того, – писал Ж. Маржерет, – совершенно бесспорно и достоверно то, что Расстриге было от тридцати пяти до тридцати восьми лет, в то время как Дмитрию, когда он вернулся в Россию, могло быть только от двадцати трех до двадцати четырех лет». Кстати, этот французский офицер верил, что так называемый Самозванец и на самом деле являлся настоящим сыном Ивана Грозного; об этом клялся его знакомым и Григорий Отрепьев, в свое время якобы выведший спасенного и подмененного в детстве царевича из России.
Новый царь, Василий Шуйский, сослал Марину с отцом и частью их свиты в Ярославль и два года держал там заложниками, ведя с Польшей бесконечные переговоры о возможной выдаче пленников. А тут пошли новые слухи: царь Дмитрий чудом спасся и движется на Москву.
Марину вместе с отцом под конвоем отправили было в Литву. Но по дороге отряд Тушинского вора (Лжедмитрия II) отбил их. Рассказывали, что, подъезжая к Тушину, Марина смеялась и пела. Когда до лагеря оставалось всего восемнадцать верст, к ее карете подъехал молодой шляхтич.
«Марина Юрьевна, милостивейшая госпожа, – сказал он, – вы очень веселы и поете, и стоило бы радоваться и петь, если бы вам предстояло встретить вашего законного государя, но это не тот Димитрий, который был вашим мужем, а другой».
«Марина решительно отказалась ехать к неизвестному мужчине и признавать в нем мужа, – рассказывает Лариса Васильева. – Пять дней уговаривали – не поддавалась. Отца не слушала. Насильно везти не было смысла – спектакль радостной встречи разлученных супругов мог сорваться.
Мнишек один съездил к новому Лжедмитрию… На другой день Лжедмитрий II сам явился к Марине. Она не захотела его видеть. Отец настаивал – не помогало. Однако возле Марины оказался иезуитский священник, уверивший ее, что признание незнакомого мужчины своим мужем и русским царем будет ее великим подвигом в пользу католической церкви…»
По свидетельству иезуитов, Лжедмитрий II был крещеным евреем, долго жил в Белоруссии, учительствовал в Шклове, а затем служил писцом при Лжедмитрии I.
Положение Марины при новом самозванце было почти позорным. Ежи Мнишек смиренно целовал ему руку в надежде получить грамоту на еще не завоеванное княжество Смоленское. Сохранилась переписка Марины с отцом (старый Мнишек уехал из тушинского лагеря рассерженным на дочь и не дал ей благословения). В одном из писем Марина просила отца напомнить Лжедмитрию, что тот обязан оказывать ей уважение хотя бы наружно. Дядя Марины склонял ее к возвращению в Польшу – Марина надменно отвечала в письме:
«Благодарю за добрые пожелания и советы, но правосудие Всевышнего не даст врагу моему, Шуйскому, насладиться плодом вероломства. Кому Бог единожды дает величие, тот уже никогда не лишается своего блеска, подобно солнцу, всегда лучезарному, хотя и затмеваемому на час облаками».
Известно, что Марина беседовала с русскими послами и принимала иноземных вместо «Тушинского царя», не отличавшегося ни умом, ни образованием. Когда польский король Сигизмунд, ее бывший государь, предложил «из милости» этой чете Саноцкую землю и доходы с Самборской экономии за отказ от русского престола, она попросила у него Краков, обещая за это «из милости уступить королю Варшаву». Письма свои она подписывала не иначе как «императрица Марина».
Но и очередному самозванцу не довелось царствовать на Руси. Марина, которая должна была вот-вот родить, с боярами отправилась в санях за обезглавленным телом мужа и привезла его в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы… Заметив, что калужане остаются равнодушными к ее горю, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Командовал ими некто Иван Заруцкий…
Казачий атаман Иван Заруцкий неотступно следовал за обоими самозванцами и Мариной. Он не только брал целые города и волости себе в добычу – он возмечтал о престоле всея Руси. А для этого прежде всего нужно стать мужем «законной царицы». Марина была в его руках – она кинулась в объятия Заруцкого, снова надеясь стать всевластной московской государыней. Известно и другое: молодая женщина, как уверяют очевидцы, и в самом деле потянулась душой к этому храброму человеку, имея уже двоих детей – мальчиков (второго она родила, когда Лжедмитрий был убит).
Некоторые историки считают: Марина Мнишек хотела посадить на русский престол сына, «царевича Ивана», для чего и обвенчалась с казацким атаманом, тушинским боярином Иваном Заруцким. В народе малолетнего сына Марины называли Воренком…
После изгнания поляков из Москвы и избрания на престол в феврале 1613 года Михаила Романова власти преследовали бежавших в Астрахань Заруцкого и Марину. В конце концов их схватили и привезли в столицу. У Марины обманом отобрали сына, уверив, что царь не будет мстить ребенку. Ивашку повесили на Лобном месте, а Заруцкий принял страшную смерть на колу.
Есть пугающая закономерность в том, рассуждают исследователи, что восхождение на престол династии Романовых сопровождалось чередой кровавых преступлений. Говорят, что Марина Мнишек (в народе ее называли колдуньей), потеряв сына, прокляла весь род Романовых, предсказав, что ни один из них не умрет своей смертью…
Сама она окончила свои дни в коломенской темнице. Почему именно в коломенской? В пути Марина занемогла, с каждым днем чувствуя себя все хуже и хуже. И ее оставили в Коломне, заточив в восьмиярусную башню Кремля под особо строгим приглядом. Охрану предупредили: нельзя смотреть красавице в лицо и заговаривать с ней, а не то влюбишься и пропадешь.
По народным преданиям, из заточения Марина все же выходила, когда вздумается, обернувшись птицей. Выследив однажды момент, когда душа Марины вышла из тела, стрельцы-охранники окропили его святой водой. Вернулась Марина в башню, почуяв неладное, да воронья ее душа в тело уже войти не смогла…
До сих пор смотрители коломенского Кремля уверены, что дух Марины не покинул эти стены. Ощущение того, что кто-то пристально смотрит тебе в затылок и сопровождает в прогулке по башням, здесь испытывает на себе почти каждый. Впрочем, сотрудники музея привыкли к этому. Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни…

Жизнь Марины Мнишек, этой удивительной женщины, истинной дочери авантюрного семнадцатого столетия, подобна приключенческому роману, в котором есть и любовь, и сражения, и погони. Нет только счастливого конца.

Марина была дочерью сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Она родилась в 1588 году в родовом замке своего отца. Ее происхождение, красота и богатство сулили ей жизнь польской панны, полную довольства и развлечений, в которой был бы и блестящий выезд в свет, и веселые пиры и охоты, и хозяйственные заботы по управлению имением мужа, и, наконец, нашлось бы место и романам, куда ж без них польской красавице в семнадцатом веке! Однако, судьба распорядилась иначе.

В 1604 году в имении Ежи Мнишека объявился некто, именовавший себя счастливо спасшимся царевичем Дмитрием, сыном русского царя Иоанна.

Вряд ли Марина сильно интересовалась делами соседней России, это были заботы вельможных панов на сейме, да и собой новоявленный «царевич» был не особенно хорош. Однако пришелец влюбился в Марину, и вскоре ее убедили ответить на его страсть католические монахи, надеявшиеся таким образом сделать первый шаг к окатоличиванию России. Свою помощь сандомирский воевода обещал «царевичу Дмитрию» только на следующих условиях: его дочь становится русской царицей, в вотчину она получает города Новгород и Псков, сохраняет за собой право исповедовать католичество, а в случае неудачи «царевича» может выйти за другого. На таких условиях состоялось обручение молоденькой Марины и Лжедмитрия.

Впрочем, возможно, свою роль сыграла и личная харизма самозванца. Он, по всему судя, был человеком очень незаурядным, а для молодых девиц харизма значит, иной раз, больше, чем красивая внешность.

Когда Лжедмитрий занял Москву, к нему с большой пышностью, в сопровождении огромной свиты, прибыла и Марина. 3 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины. Кстати, она была единственной женщиной до Екатерины I , коронованной в России.

Для Марины началась жизнь, полная балов и праздников. Началась и продлилась… всего неделю. 17 мая вспыхнул мятеж, стрельцы и взбунтовавшиеся против иноземцев москвичи ворвались во дворец, устроили резню. Лжедмитрий погиб, а Марина спаслась, поскольку ее не узнали.

Какое-то время Марина провела в ссылке в Ярославле, а затем была отправлена на родину. Однако, по пути она была перехвачена бунтовщиками, которые шли на Москву, прикрываясь новым самозванцем, Лжедмитрием II, который выдавал себя за будто бы вторично спасшегося царевича, сына Ивана Грозного. Марина была доставлена в его лагерь и вынуждена признать в этом человеке своего супруга. В Тушинском лагере она прожила до 1610 года, а затем сбежала, переодевшись гусаром. Однако, далеко бежать ей не удалось. Страна была охвачена гражданской войной, опасности подстерегали бедную Марину на каждом шагу, и она вынуждена была вернуться под покровительство Тушинского вора – так называли Лжедмитрия II.

Когда Тушинский вор пал, Марина меняла покровителей, убегая то с казаками, то с польскими воеводами, то в Рязань, то в Астрахань, то к Яику. Дело осложнялось тем, что в 1611 году у нее родился сын. Его нарекли Иваном, но чаще именовали «воренком». Марина стремилась не только сберечь его от опасностей, но и провозгласить наследником русского престола. В этом она не преуспела.

Скитания Марины по России и ее бурная жизнь завершились в 1614 году, когда она была схвачена московскими стрельцами и в оковах доставлена в Москву.

Там в ту пору уже был претендент на царство – избранный народом юный Миша Романов. И на его пути к престолу стоял маленький Иван, «воренок», сын Марины Мнишек и какого-то проходимца, скрывавшегося под именем Дмитрия. Марина была венчанной русской царицей, сын ее был прижит в освященном церковью браке, поэтому вполне понятно, что трехлетний малыш и в самом деле был серьезным препятствием. И понятно, что избавиться от него надо было публично, на глазах у всего народа, избавиться раз и навсегда, чтобы не возникало потом новых «царевичей Иоаннов».

Поэтому конец «воренка» был страшным. Палач повесил его принародно, взяв спящего ребенка из рук матери.

Говорят, Марина Мнишек прокляла весь род Романовых, пообещав, что ни один из мужчин Романовых не умрет своей смертью. Если посмотреть внимательно на историю этой царственной семьи, то невольно придет в голову, что проклятие обезумевшей от горя матери действительно сработало. Почти все Романовы умирали или от странных болезней, которые частенько приписывали действию ядов, или были убиты. Особенно показательна в этом смысле страшная судьба последних Романовых.

Сама Марина Мнишек умерла то ли в заточении (одна из башен Коломенского кремля так и называется «Маринкина башня»), то ли была утоплена или задушена. Это, в общем, уже неважно. Очевидно, что жизнь Марины закончилась в то мгновение, когда палач вырвал из ее рук спящего малыша.

Марина Мнишек родилась 1588 году в польском местечке Сомбор. Отцом ее был польский воевода Ежи (или по-русски Юрий) Мнишек. Отец был человеком тщеславным, мечтал о власти, и его характер скорее всего передался дочери. О матери Марины ничего не известно.

Когда девице Мнишек минуло шестнадцать лет, в местечко, где они жили, прибыл молодой человек, который сыграл ключевую роль и в жизни Марины, и в истории России. Это был Григорий Отрепьев, нареченный впоследствии Лжедмитрием I.

Молодые люди сразу понравились друг другу, а у отца Марины созрел план. Он решил помочь возвести на престол Лжедмитрия и сделать его своим зятем.

Личная жизнь Марины Мнишек

Марина Мнишек и Лжедмитрий первый обвенчались в католической церкви, и молодой муж поехал покорять Москву. Назвавшись царевичем Дмитрием, который считался погибшим, аферист вступил на царский престол. Вслед за ним через несколько дней прибыла и будущая царица Марина, которую встретили с почестями.

Но польские обычаи новоиспеченной царской четы со временем стали раздражать российских бояр. Примечательный факт – Марина Мнишек впервые привезла в Россию… вилку. Бояре, увидев царицу за столом с этим «чертовым орудием с зубьями» были крайне возмущены. Среди них стал зреть заговор против Лжедмитрия. И спустя несколько месяцев группой бояр во главе Василием Шуйским был убит Лжедмитрий I.

Марина Мнишек пыталась бежать, но не успела, ее схватили и сослали под стражей в Ярославль. А российским царем стал Василий Шуйский.

Но на этом приключения Марины Мнишек не закончились. Из Калуги пришла весть о появлении нового царевича - Лжедмитрия II. О его происхождении историки спорят – либо это был сын князя Курбского, либо поповский сын Матвей Веревкин, либо сын еврея из города Шклов. В любом случае человек это был характера своенравного, наружности неприятной, пьяница и дебошир. Марине Мнишек было предложено признать в нем мужа в обмен на московский трон. И Марина согласилась, ибо узнав вкус царской власти, уже не могла его забыть.

Новый муж вел себя зачастую непристойно, но Марина терпела его, надеясь вновь переехать в Москву. Однако в России было неспокойно, после отстранения от престола Василия Шуйского на трон претендовал польский король Сигизмунд III. Марина попыталась договориться с ним, но польский монарх не захотел уступать трон властной и хитрой соотечественнице. Пришлось Мнишек проводить время в Калуге в компании ненавистного мужа. Правда поговаривали о связи лжецарицы со знаменитым воеводой Заруцким, человеком агрессивным и властным.

Конец политической карьеры

В 1610 году Лжедмитрий II погиб на охоте. У Марины вскоре родился ребенок, сын Иван, и Мнишек с помощью него вновь пыталась претендовать на российский престол. Но бояре, знавшие о связи Марины с Заруцким, служить обманщице отказались. А в 1613 году российским царем стал Михаил Федорович Романов, и «смутное время» закончилось.

  • Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Самборе (Польша).
  • Отец Марины, Юрий (Ежи) Мнишек, был Самборским воеводой.
  • Мать Марины звали Ядвига Тарло.
  • Семья Марины была богатой и влиятельной, и девочка даже получала образование. По крайней мере, умела читать и писать, на что в те времена был способен не каждый мужчина.
  • 1602 год – Юрий Мнишек помогает русскому самозванцу Лжедмитрию I. За победу над русским царем Борисом Годуновым Лжедмитрию обещана рука Марины Мнишек. Амбициозная и мечтавшая стать русской царицей девушка соглашается.
  • Примерно 1604 год – помолвка Лжедмитрия и Марины. Самозванец обещает ей не только деньги и драгоценности, но и Новгород с Псковом, а также право исповедовать католичество. Особым условием становится право повторно выйти замуж в случае неудачи Лжедмитрия.
  • Ноябрь 1605 года – Марина венчается с дьяком Власьевым, представлявшим жениха.
  • 2 мая 1606 года – Марина приезжает к жениху в Москву в сопровождении отца и многочисленной польской свиты. Вопреки запретам католических священников, она принимает православное причастие.
  • 8 мая 1606 года – свадьба Марины Мнишек и Лжедмитрия I. После венчания полячку коронуют на царство. (Марина Мнишек была единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I) Женитьба на католичке и ее коронация становятся последней каплей в чаше терпения москвичей и провоцируют заговор в боярской среде, во главе которого становится Василий Шуйский.
  • Ночь с 16 на 17 мая 1606 года – в Москве вспыхивает восстание. Люди Шуйского врываются в Кремль и разыскивают самозванца. Марина не убита только потому, что ее не находят; существует история о том, что несостоявшаяся царица скрылась под юбками своей гофмейстерины. Спустя некоторое время Марину все же находят. Шуйский отправляет всех Мнишеков в Ярославль. От русского народа царица получает прозвища «Маринка безбожница», «колдунья», «еретица».
  • 1608 год – Россия заключает перемирие с Польшей, и Марина Мнишек получает разрешение на выезд на родину.
  • По дороге Марину перехватывают люди «Тушинского вора» и привозят в свой лагерь. Возможно, Шуйский, отправляя полячку из России, рассчитывал именно на это.
  • 5 сентября 1608 года – Марина венчается с Лжедмитрием II, несмотря на свое к нему отвращение (описанное в ее дневнике).
  • В Тушинском воре Марина публично признает «спасшегося» первого мужа.
  • 1609 год – Марина рожает сына Ивана. Ее сторонники называют ребенка Иваном Димитриевичем, официальное же правительство – «воренком».
  • 1610 год – Шуйский низвержен. Москвичи присягают на верность сыну польского короля Владиславу Сигизмундовичу. Марине предлагают ее родной Самбор или Гродно, на что она отвечает отказом – ей хочется быть исключительно русской царицей.
  • Декабрь 1610 года – Лжедмитрий убит. Марина с сыном живут в Калуге под покровительством казачьего атамана И.М. Заруцкого, который давно мечтал быть «при царице Марине».
  • Июль 1613 года – на престол восходят Романовы. Растеряв всех сторонников, Марина с мужем и сыном бежит сначала в Астрахань, а потом на реку Яик. Их выдают правительству яицкие казаки.
  • Заруцкий и четырехлетний Иван Дмитриевич казнены. Марина Мнишек помещена в монастырь.
  • Примерно 1614 год – Марина Мнишек умирает в заточении, хотя некоторые историки утверждают, что она была повешена или утоплена.

; под име-нем Ма-рии Юрь-ев-ны вен-ча-на на цар-ст-во в Русском государстве в ус-ло-ви-ях Смут-но-го вре-ме-ни.

Дочь Ю. Мни-ше-ка. По-лу-чи-ла до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, в её вос-пи-та-нии уча-ст-во-ва-ли цис-тер-ци-ан-цы.

Со-глас-но тай-но-му до-го-во-ру, за-клю-чён-но-му 25 мая1604 года Ю. Мни-ше-ком с Лже-дмит-ри-ем I, Марина Мнишек долж-на бы-ла по-сле за-ня-тия са-мо-зван-цем русского пре-сто-ла вый-ти за не-го за-муж и по-лу-чить в удел Нов-го-род и Псков. С со-гла-сия польского ко-ро-ля Си-гиз-мун-да III по ка-то-лическому об-ря-ду в Кра-ко-ве 22 ноября1605 года об-ру-че-на с Лже-дмит-ри-ем I (его роль на це-ре-мо-нии вы-пол-нял А.И. Влась-ев). С мно-го-численной сви-той сво-их род-ст-вен-ни-ков и гос-тей тор-же-ст-вен-но въе-ха-ла в Мо-ск-ву 2(12) мая 1606 года.

Ос-та-ва-лась ка-то-лич-кой. Тем не ме-нее 8(18) мая по-сле вто-рич-но-го об-ру-че-ния вен-ча-на на цар-ст-во в Ус-пен-ском со-бо-ре пат-ри-ар-хом Иг-на-ти-ем, а про-то-по-пом Бла-го-ве-щен-ско-го со-бо-ра Фё-до-ром об-вен-ча-на с Лже-дмит-ри-ем I. Све-де-на с русского пре-сто-ла по-сле убий-ст-ва Лже-дмит-рия I 17(27) мая то-го же го-да.

Ца-рём Ва-си-лием Ива-но-ви-чем Шуй-ским 16(26) августа вме-сте с от-цом со-сла-на в Яро-славль; в свя-зи с русско-польскими пе-ре-го-во-ра-ми о пе-ре-ми-рии оба воз-вра-ще-ны в Мо-ск-ву не позд-нее 3(13) июня 1608 года. Мни-ше-ки от-прав-ле-ны 23 ию-ля (2 августа) то-го же го-да на ро-ди-ну вме-сте с поль-ско-ли-товскими по-сла-ми А.К. Гон-сев-ским и Н. Олес-ниц-ким под ох-ра-ной от-ря-да князя В. Т. Дол-го-ру-ко-ва , од-на-ко 1(11) августа от-ка-за-лись сле-до-вать в Речь По-спо-ли-ту и в со-про-во-ж-де-нии слу-жив-ше-го у Лже-дмит-рия II поль-ско-ли-товского полководца А. Збо-ров-ско-го, а за-тем сол-дат Я.П. Са-пе-ги при-бы-ли в Ту-шин-ский ла-герь са-мо-зван-ца. В январе1609 года Ю. Мни-шек вер-нул-ся на ро-ди-ну.

В 1610 году Марина Мнишек по-сле-до-ва-ла за Лже-дмит-ри-ем II в Ка-лу-гу, где не позд-нее 16(26) апреля они вен-ча-лись, за-тем - в Ни-ко-ло-Уг-реш-ский монастыре и вновь в Ка-лу-гу по-сле не-удав-шей-ся по-пыт-ки сто-рон-ни-ков са-мо-зван-ца вы-дать Лже-дмит-рия II за за-кон-но-го ца-ря.

В январе 1611 года, вско-ре по-сле убий-ст-ва му-жа, ро-ди-ла сына - «ца-ре-ви-ча Ива-на Дмит-рие-ви-ча» (про-зван Во-рён-ком), кре-щён-но-го по пра-во-слав-но-му об-ря-ду. В том же го-ду вме-сте с И.М. За-руц-ким бе-жа-ла, по-ви-ди-мо-му, в Ту-лу, позд-нее в Ко-лом-ну, Ми-хай-лов, Ас-т-ра-хань. В ночь на 12(22) мая 1614 года, по-сле под-ня-то-го про-тив них вос-ста-ния ас-т-ра-хан-цев (пер-во-на-чаль-но при-сяг-ну-ли Марине Мнишек, её сы-ну и вновь яко-бы ос-тав-ше-му-ся в жи-вых «ца-рю Дмит-рию Ива-но-ви-чу»), Мнишек и За-руц-кий по-ки-ну-ли го-род.

Ле-том то-го же го-да они схва-че-ны пра-ви-тельственными от-ря-да-ми в Мед-вежь-ем го-род-ке на р. Яик (ныне Урал), под стре-лец-кой ох-ра-ной дос-тав-ле-ны в Мо-ск-ву. Сын Марины Мнишек каз-нён, об-стоя-тель-ст-ва её смер-ти не-из-вест-ны.

С име-нем Марины Мнишек свя-за-но название Ма-рин-ки-ной баш-ни крем-ля в Ко-лом-не (другое название - Ко-ло-мен-ская).

Её судь-ба на-шла от-ра-же-ние в русских народных пес-нях, дра-ме А.С. Пуш-ки-на «Бо-рис Го-ду-нов», опе-ре М.П. Му-сорг-ско-го «Бо-рис Го-ду-нов», по-эме В. Хлеб-ни-ко-ва «Ма-ри-на Мни-шек», сти-хо-тво-ре-ни-ях М.И. Цве-тае-вой, в ча-ст-но-сти в цик-ле «Ма-ри-на», и других.

Сочинения:

Пись-ма // Днев-ник М. Мни-шек. СПб., 1995.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...