Манера речи. Стиль речи

Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование - в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность . Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается - сознательно или нет - «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак открытости и честности рассказчика.

Не секрет, что наш голос и манера говорить способны как заворожить собеседника, так и вызвать у него чувство напряженности и раздражения. И то и другое может произойти неосознанно, собеседник может, не отдавая себе отчета, вдруг проникнуться к тебе самыми лучшими чувствами, или наоборот – испытать острое желание немедленно прервать общение с тобой.

Почему так происходит? Голос и манера говорить отражают, как психологическое состояние твоей личности, так и твою способность выполнять принятую тобой на себя социальную роль. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда люди овладели речью, мы научились воспринимать из нее не только информацию, содержащуюся в словах, но и ту, которая скрыта в самой манере говорить.

Без сомнения, значительная часть этой информации относит говорящего к определенной эпохе, культуре, социальному слою и т.п., но есть признаки, способные дать ему индивидуальную характеристику, они не зависят ни от содержания речи, ни от культурных или социальных различий. Но именно эти особенности формируют и степень нашего доверия к переданной информации и наше отношение к говорящему. Условно можно выделить десять манер говорить.

Такая манера говорить характеризует тебя, как человека с крайне неустойчивым душевным состоянием. Ты легко поддаешься смене настроения и бурно реагируешь, как на взлеты, так и на падения, очевидно, что у тебя серьезные проблемы с самоконтролем. Но такая манера говорить может носить и временный характер, в случае, если она вызвана с процессом перехода из подросткового во взрослое состояние. Столкновение с новыми жизненными ситуациями и ломка привычных в детстве способов решения проблем часто проявляются в такой манере говорить.

Полная противоположность предыдущему варианту. Создается впечатление, что ты стараешься контролировать все, что только возможно. Если ты хочешь проявить себя как ответственный работник – это тебе не повредит, но в устройстве личной жизни такая манера говорить далеко не лучший выбор. У собеседника, скорее всего, сложится мнение о тебе, как о целеустремленной, но холодной, лишенной души, стремящейся к доминированию особе. Кроме того, с тобой, вероятно, смертельно скучно.

Твой голос звучит столь высоко, что кажется будто он через секунду-другую оборвется. Такое бывает при эмоциональном напряжении, другим признаком является состояние мышц шеи и плеч: плечи поднимаются, мышцы шеи напрягаются. В жизни бывают различные ситуации, но если это твое состояние уже стало привычным – у тебя проблема. Находиться рядом с тобой тревожно, кажется, что ты вот-вот сорвешься в бездну неконтролируемых импульсов, и нет никаких гарантий, что шквал эмоций не изольется на окружающих. Не удивляйся, что люди стараются побыстрее свернуть общение с тобой и бежать, куда глаза глядят.

Создается впечатление, что ты полностью погружена в себя. Тобой владеют сентиментальные чувства. Ты склонна скорее к самолюбованию, чем к каким-либо активным действиям. Впрочем, как знать, может быть найдется человек, который полюбит тебя такой, как ты есть. На всех остальных твой неразборчивый шепот производит негативное впечатление, никому не хочется напрягать слух, чтобы разобрать, что ты там бормочешь.

Может быть твоя профессиональная деятельность предполагает способность доминировать (например, ты – учитель), но за рамками класса твоя манера говорить превращается в проблему. Люди чувствуют, что их воля находится под давлением твоего голоса и начинают неосознанно протестовать, им некомфортно общаться с тобой, и они стараются этого дискомфорта (а значит и общения с тобой) избежать.

Я уже неоднократно писала ранее, что люди не любят слушать, когда собеседник жалуется им на свои проблемы. А в твоем случае и слушать необязательно, твоя манера говорить сама полна жалоб на жизнь, даже если ты пытаешься рассказать, как только что выиграла миллион в лотерею. Ты удивляешься, что никто не радуется вместе с тобой. А наоборот, все разбегаются. Все просто: тебя никто не слушал, твой голос быстрее, чем слова донес до собеседников информацию (в данном случае ложную), что сейчас последует очередная жалоба на жизнь, вот все и «заткнули уши».

7. Громогласный, не контролируемый по силе голос.

Стремление перекричать собеседника свидетельствует вовсе не о силе твоей позиции, как раз наоборот, за сильным криком мы чаще всего стараемся скрыть слабость своих аргументов. Нам кажется, что за счет силы голоса мы можем донести свою позицию до окружающих, но это ощущение ложное. Психологи утверждают, что уровень доверия и к передаваемой таким образом информации, и к самому крикуну крайне низок. В ситуации, когда спор перешел в соревнование в децибелах, они советуют наоборот перейти на нормальный или даже тихий голос. Парадоксально, но так вероятность быть услышанной намного выше.

Но если нужно позвать на помощь или предупредить об опасности громогласный голос будет очень уместен.

8. Уверенный, спокойный, неторопливый, с четким произношением голос.

Такая манера речи порождает доверие к говорящему, сразу видно, что ты – человек организованный и ответственный. Даже если содержание речи так себе, она все равно воспринимается с доверием и энтузиазмом. Для того, чтобы убедить собеседника принять твою точку зрения лучшего и не придумаешь. Но в случае, когда нужно донести не информацию, а эмоции такая манера речи дает сбой, в личных отношениях, где передача чувств выходит на первый план, она начинает казаться занудной и скорее отталкивает, чем притягивает.

9. Бесцветный, монотонный, невыразительный, тихий голос.

Такая манера говорить показывает тебя, как человека больше всего на свете желающего спрятаться от чужого внимания. Причин тому может быть много, некоторых случаях коррекция потребует вмешательства специалиста. Я уже писала об этом в одной из предыдущих статей, когда рассказывала об имидж-масках, за которыми мы так любим прятать свои лучшие черты. Но до тех пор пока твоя манера говорить не поменялась, сложно рассчитывать на внимание к себе, а значит и на завязывание каких-то отношений.

10. Задушевный, бархатный, глубокий, грудной голос.

Этот голос призван ласкать слух и зачаровывать, как волшебная музыка. Говоря об уверенной, спокойной манере речи, я упомянула, что она идеальна для передачи информации, но не подходит для передачи чувств. Задушевная манера – наоборот передает в основном чувства, и погруженному в них собеседнику нет никакого дела до информации, он ее почти не воспринимает. Можно ли считать эту манеру речи дополнением к уверенной? Конечно, но на самом деле, чем в большей степени ты овладеешь своим голосом, тем лучше.

Безусловно, просто прочитать статью и тут же научиться приводить людей в восхищение своей манерой говорить невозможно. Самые известные риторы в истории по полжизни тратили на изучение этой науки и бесконечные тренировки. В наше время существуют педагоги по выразительности речи и психологи, занимающиеся этой проблемой. Но потребуется много времени и сил, чтобы используя их методики, научиться высвобождать скрытую в нашем голосе силу и красоту.

Эта статья призвана лишь вскрыть проблему и указать направление в самосовершенствовании, для тех, кто действительно хочет очаровывать своей речью. Но один совет я могу дать прямо сейчас. Для того, чтобы твой голос обладал для собеседника притягательной силой, в нем должна чувствоваться твоя искренняя заинтересованность в нем. Если же тебе нет дела до собеседника, не помогут никакие тренинги, он все равно это почувствует.

Чтобы лучше понимать людей, необязательно быть тонким психологом. Достаточно проявить чуточку наблюдательности, и многие секреты оппонента станут ясны. Порой достаточно прислушаться к разговору, чтобы по манере выражать мысли понять, что за человек перед тобой.

Сегодня редакция «Так Просто!» расскажет, как быстро установить связь между словами человека и его мыслями, между манерой разговаривать и характером. Можешь проверить это на себе и написать, насколько правы мы в итоге оказались.

Манера речи

  1. Обилие уменьшительно-ласкательных слов
    Лингвисты уверены, что такой человек попросту скрывает настоящие намерения, но тут всё зависит от типа слов, подвергающихся изменению. Если человек ласково говорит о личных предметах, то он пытается обезопасить окружающее пространство, одомашнить его. Если уменьшительно-ласкательными словами потчуют собеседника, то им попросту пытаются манипулировать.

    © DepositPhotos

  2. Уничижительно-ласкательные прозвища для всех
    «Дорогуша», «рыбка», «милочка» - это или попытка реализовать мечту руководить людьми, или способ показать свой авторитет, или стремление самоутвердиться. В рабочем коллективе давать такие прозвища непозволительно никому.
  3. Вопрос вместо ответа
    Эта раздражающая манера ведения разговора чаще свойственна людям с плохим воспитанием, однако есть исключения. Так всезнайки и вечные критики любят с помощью вопросов манипулировать разговором, давить на собеседника. Такая же черта присуща и мнительным людям, которые с помощью вопросов проверяют окружающих, приглядываются к ним.

    © DepositPhotos

  4. Говорить о себе в третьем лице
    Фразы вроде «мама варит еду» или «папа уехал к бабушке» можно говорить ребенку. Но если такая манера разговаривать преобладает и в других ситуациях, то налицо проблемы с психикой. Так говорят или нарциссы, которые думают, что мир крутится вокруг них, или люди с нездоровой самоиронией.
  5. Многословность
    Есть люди, которые даже на простой вопрос всегда дают развернутый ответ, зачастую уходя далеко в сторону от темы. В процессе монолога рождаются новые ассоциации, которые его продлевают. Это характерно для интеллектуалов, которые витают в облаках и плохо представляют бытовую сторону мира. Такой же манерой говорить обладают и спорщики, которые пытаются завалить оппонента информацией.

    © DepositPhotos

  6. Лаконичность
    Такие люди выражаются всегда коротко и по сути, тщательно взвешивают каждое слово. Эта манера разговаривать сегодня характерна многим молодым людям. Так выражаются или «технари», которые отличаются ясным умом и умеют находить неожиданные связи, или те, кто слишком занят, чтобы тратить жизнь на пустые разговоры.
  7. Обилие вставных слов
    Если речь насыщена словечками вроде «короче», «пожалуй», «кстати», «наверное» и другими, то человек не слишком эмоционально устойчив или недостаточно образован. Тут нужно смотреть на дополнительные подтверждения своих догадок. В некоторых случаях такая манера разговора выдает страх и неуверенность собеседника.

    © DepositPhotos

  8. Слишком много «я»
    Много говорить о себе любят самовлюбленные люди, которые склонны приписывать себе даже то, что сделала целая группа лиц. Тут речь, скорее всего, идет об эгоцентризме, когда мир крутится только вокруг этого человека. Обычно люди избегают общения с таким «якалом» или не думают о нём положительно, не уважают.
  9. Псевдоумные словечки
    Образование доступно всем и оперировать умными словами может каждый. Но когда человек использует псевдоинтеллектуальные выражения, чтобы придать словам вес - это заметно и это раздражает. Такая манера говорит о несерьезности человека, он легкомысленно относится к своим словам. Возможно, он даже специально заучивал цитаты, чтобы блеснуть в разговоре.

    © DepositPhotos

  10. Канцеляризмы
    Фразы вроде «оказал помощь» вместо «помог» или «осуществляем защиту» вместо «защищаем» характерны больше для письменной речи, хотя и там они нежелательны. Но если человек пользуется канцеляризмами в разговоре, вероятно, у него много бумажно-документной работы. Или он обычный позер, который таким образом придает вес своим словам.

Манеру разговаривать человек вырабатывает годами. В какой-то мере она отражает всю эволюцию человека, его развитие с первых лет жизни до текущего момента. Неудивительно, что искусно подделать привычку разговаривать собеседник вряд ли сможет. Тут-то ты его и раскусишь.

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи;

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего покоя и возраста, основывающихся только на голосе и манере говорить. Значительная часть людей размышляет в процессе общения над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, сила голоса, темп разговора, паузы, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время, замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса-- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость, и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за пределы себя», боязливость, неразговорчивость.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же недостаток живости чувств. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса могут свидетельствовать о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при первых же трудностях. Неясное запутанное подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и душевной живости вообще.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, т. е. отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению непонятности своего языка может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции до тех пор, пока это возможно. Ясная и легко понятная, но не блещущая точностью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие. Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха публичных выступлений.

Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированное™ внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию. Неритмичные колебания, т. е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное основное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

Взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности изложенных положений. Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимую критичность и самостоятельность суждений при оценке всей совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.

А между тем прислушавшись к любимым словам того, с кем вы разговариваете, легко можно понять каким он видит мир вокруг себя, как он его чувствует, и, что немаловажно, как очень быстро добиться его расположения. Но обо всём по порядку.

Тот факт что каждый этот мир видит по-своему сомнению уже не подлежит, эксперимент с тремя художниками, в котором живописцы, в одно и то же время находясь в одном месте, рисовали один и тот же пейзаж, получив, в итоге, три разные картины, который раз подтверждает это. И всё же найти что-то общее в том, как люди воспринимают мир вокруг себя, можно.

Информацию о том что происходит в окружающем его мире человек получает при помощи своих пяти чувств, то есть слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Но развиты одинаково они не у всех. Допустим, у кого-то лучше развито зрение и он скорее обратит внимание на то что он видит чем на то что он слышит. Для человека же у которого слух в роли ведущего чувства, важнее будут звуки, что сопровождают ситуацию. Модная сейчас теория, нейролингвистического программирования (НЛП), утверждает что по своему восприятию мира люди делятся на три группы, визуалы, воспринимающие, то что происходит вокруг, через зрение, аудиалы, для которых главным чувством является слух, и кинестики что понимают этот мир посредством осязания, обоняния и вкуса. Проще говоря, для того чтобы лучше разобраться в чем-то визуалу нужно это что-то увидеть, аудиалу услышать подробный рассказ об этом, а кинестику необходимо это потрогать, понюхать и, при возможности, лизнуть.

Из-за разного виденья мира люди порой не понимают друг друга. К примеру, жена-визуал, муж-кинестик. Жена, приходит домой и видит что вещи мужа в беспорядке разбросаны по квартире, а сам он чем-то занят на кухне.

Жена (с возмущением) : - Ты же раньше меня пришел что, порядок навести не мог? Посмотри, какой бедлам в доме!

Муж (недоумевая) : - Да я весь вечер на кухне возился, такой вкусный ужин приготовил, пальчики оближешь! Так и не поняв друг друга, они, как люди разумные, постарались забыть об этом инциденте. Хотя если бы каждый знал об особенностях восприятия мира своей половины, они бы этого неприятного разговора попросту не допустили бы.

А вообще можно ли как-то отличить визуала от кинестика а кинестика от аудиала? Можно, и довольно просто. Только сразу нужно сказать, не бывает абсолютных аудиалов или визуалов. Более того, в раннем детстве у людей примерно одинаково развиты все чувства и человек воспринимает мир и как визуал и как кинестик и как аудиал. Для ребенка картина мира объемней и насыщенней. Быть может, поэтому события этого периода жизни так ярко отпечатаны в нашей памяти. Но с течением времени одно из чувств развивается немного сильнее и человек начинает использовать его для восприятий и запоминаний различных ситуаций чаще других.

Итак, визуалы. К этому типу относятся более половины всех людей. Это не удивительно, если учесть тот факт что восемьдесят процентов информации об окружающем его мире каждый человек получает через зрение. Зачастую визуал это не худой, но и не полный человек среднего роста. Обычно он говорит быстро, громко, высоким голосом, который, в минуты особого накала, может сорваться на визг. Визуалу просто необходим хороший обзор и поэтому царственная осанка, прямая спина и высоко поднятая голова, его отличительный признак. Бывает, что визуал производит впечатление довольно нервного человека, его движения напряженные, дыхание неглубокое, поверхностное, в такие минуты он напоминает сжатую пружину. Замечено что когда он с кем-то разговаривает, то стремится отодвинуться подальше от своего собеседника, так он лучше видит своего визави, а следовательно лучше его понимает.

Но всё же главное в чем отличаются между собой люди с различным типом мировосприятия это разными, базовыми словарями, слова из которых они используют для выражения своих чувств, эмоций, мыслей, или для описания ситуаций. Общаясь с людьми разных типов, будь то визуал, кинестик или аудиал, старайтесь использовать из словаря, который соответствует типу восприятия вашего собеседника, и вы найдете с ним общий язык гораздо быстрее, чем предполагаете.

Базовый словарь визуала состоит из следующих словосочетаний и слов: видеть, посмотрим, разглядывать, окинуть взором, заметить и так далее, то есть из понятий так или иначе связанных со зрением. Причем слова своего базового словаря он употребляет, говоря как о зримых, так и о не зримых вещах. Фразу: «Я вижу, что это очень хорошая музыка» можно услышать только от ярого визуала. Общаясь с человеком этого типа, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык, если будете употреблять слова из его словаря. Приведем к примеру диалог между покупателем-визуалом и продавцом-кинестиком:

Продавец: - Да, она очень надежная и чувствуешь себя в ней комфортно.

В этом случае не найдя взаимопонимания, продавец и покупатель разойдутся лишь вежливо улыбнувшись друг другу на прощанье.

Но если бы работник прилавка внимательно бы прислушался к тому, что говорит его визави, исход диалога мог бы быть совсем иным. Таким, например:

Покупатель: - Мне нравится та машина, она такая элегантная, так хорошо выглядит.

Продавец: - Да, особенно хорошо она смотрится на дороге, когда эта красавица едет среди других машин любая кажется рядом с ней «Запорожцем». Вы представляете это зрелище!

Покупатель: - Я к ней присмотрюсь внимательней и пожалуй куплю……….

Вот что может сделать простой переход на базовый словарь собеседника.

Что ж идем дальше. На очереди кинестики. Немного более трети всех людей имеют кинестический тип восприятия. Бывают они трёх подтипов. У людей обонятельного подтипа очень развито обоняние, их нос постоянно им докладывает что делается вокруг. Как тут не вспомнить знаменитого парфюмера из романа Патрика Зюскинда «Парфюмер, история одного убийства»?, бесспорно, он был ярым кинестиком обонятельного подтипа.

Вкусовой подтип. У людей, что к нему принадлежат, есть замечательная способность отличать малейшие оттенки различных вкусов. Благодаря ей эти люди могут занимать должность шеф-повара в высококлассных ресторанах. Кстати, Луи де Фюнес превосходно сыграл такого суперкулинара в одной из своих комедий.

Люди же осязательного подтипа больше обращают внимание на прикосновения, по пожатию руки они с легкостью определяют характер своего визави. Врач-кинестик может поставить диагноз, лишь пощупав пульс своего пациента. Хорошие массажисты и мануальные терапевты это также кинестики с осязательным подтипом.

Кинестики чаще встречаются среди высоких, худощавых людей. Как правило, хорошей осанкой они не отличаются, часто спина, среднестатистического кинестика, согнута, а голова опущена. Слушая, кинестик обязательно, как можно ближе, придвинется к своему собеседнику, чтобы лучше его понять.

Неторопливые, расслабленные движения, негромкий, грудной голос и чуть замедленная речь всё это штрихи к портрету классического кинестика. Он производит впечатление очень спокойного, даже несколько флегматичного человека. Однако в этом состоянии легкой заторможенности ему легче проанализировать свои ощущения и сделать верные выводы. Развитая интуиция и довольно высокий интеллект позволяют кинестику быстро добиться успеха в науке.

В отличии от визуалов, которые все видом творчества предпочтут рисование или архитектуру, твореца-кинестика скорее всего будет занимать искусство кулинарии или же искусство составления ароматов. Также часто кинестки находят себя в области литературы.

Трогать, прикосновение, комфорт, исследовать, быстро, уловить, испытать, чувствовать и так далее, эти слова входят в кинестический базовый словарь. Если вы, беседуя с кинестиком, будете употреблять слова входящие в этот словарь, то вы очень быстро придете к единому мнению.

В описанной выше ситуации, ну, при покупке автомобиля, кинестик сразу обратит внимание на надежность машины, её комфортабельность, скорость. Это не значит что ему безразличны форма и цвет автомобиля, просто они интересуют его во вторую очередь.

Меньше всего люде й с аудиальным типом восприятия мира или аудиалов. Аудиала легко узнать по красивому мелодичному голосу и выразительной хорошо поставленной речи. Его ровное, глубокое, на полную грудь, дыхание, способствует этому. От его движений не веет расслабленностью как у кинестика, но он и не напряжен как визуал. Часто его голова склонена набок, кажется, что он прислушивается к звукам, которые неслышны окружающим. Но когда аудиал слушает, на собеседника он старается не смотреть, чтобы хорошо что-то понять ему нужно это что-то слышать, а визуальные образы его только отвлекают. Да и настроение своего визави он может определить, лишь услышав его голос.

Аудиалы это люди с абсолютным слухом, помните одного из героев фильма В.Меньшова «Шырли-мырли», который услышав фальшивую ноту впадал в дикую ярость? Это ярчайший представитель людей с аудальным типом восприятия. Если обстоятельства складываются удачно, аудиалы становятся певцами, композиторами, музыкантами, в крайнем случае, звукорежесерами или звукооператорами. А если судьба не улыбнулась, то все равно музыка как хобби останется с ними на всю жизнь .

Слова и понятия что связанны со звуком, к примеру, слышать, быть на слуху, звучать, диссонанс, и так далее, на первых местах в базовом словаре аудиала..

В свете вышесказанного не стоит думать, что аудиалы не могут наслаждаться шедеврами живописи, а кинестикам нечего делать в филармонии, просто, повторяю, один канал восприятия мира, как правило, развит у среднего человека немного лучше чем другие. Так что не сразу получается отделить визуала от кинестика, а кинестика от аудиала, но когда вам это начнет удаваться ваши способности в области установления контактов и убеждения противников возрастут во много-много раз. Гарантирую!



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...