Маслов-Бежецкий А. Н.: биографическая справка

Награды и премии Орден Святого Станислава 3-й ст. (1874), Орден Святого Владимира 4-й ст. (1878), Орден Святого Станислава 2-й ст. (1879), Орден Святой Анны 2-й ст. (1880), Золотое оружие «За храбрость» (1882), Орден Святого Владимира 3-й ст. (1894), Орден Святого Станислава 1-й ст. (1903), Орден Святой Анны 1-й ст. (1906), Орден Святого Владимира 2-й ст. (1912), Орден Белого орла (1915)

Алексей Николаевич Ма́слов (литературный псевдоним А. Бе́жецкий ; 1852-1922) - русский инженер-генерал , писатель и публицист, писавший главным образом на военные темы, участник Среднеазиатских походов и Русско-турецкой войны 1877-1878 годов .

Биография [ | ]

За боевые отличия в этой кампании Маслов был награждён орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и 8 ноября 1873года произведён в поручики .

В 1877-1878 годах Маслов участвовал в Русско-турецкой войне на Кавказском театре. Находился при блокаде Карса , в сражениях при Зивине и на Аладжинских высотах. Во время ночной атаки на Эрзерум 27 октября 1877 года Маслов командовал ротой 1-го Кавказского сапёрного батальона и был контужен. 13 января 1878 года за боевые отличия был произведён в штабс-капитаны и в том же году был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1879 году окончил по 1-му разряду Николаевскую инженерную академию .

20 апреля 1880 года получил чин капитана. В конце того же года он был включён в состав Закаспийского отряда, сформированного для участия в экспедиции в Ахал-Текинский оазис . Во время этой кампании состоял по началом полковника Рутковского , руководил инженерными работами на центральном участке осадной позиции и непосредственно занимался устройством подкопа и закладкой мины, последующий взрыв которой вызвал обвал крепостной стены и послужил началом сигнала к общему штурму Геок-Тепе . Подполковник Уральского казачьего войска А. Л. Гуляев вспоминал:

«Ну, казачки, - сказал Маслов стоявшей сотне, - вот через 40 секунд взорвем стену». Настало томительное ожидание… Полагали, что будет страшно оглушительный гром. Но вот, среди артиллерийской канонады, раздался особенный какой-то подземный глухой удар, земля под ногами заколебалась, и громадные глыбы стены, поднялись к небу. Некоторые видели в этой земляной массе взлетевших людей… .

Земля дрогнула… глухой подземный шум… и гигантский сноп земли, камней и глины высоко взвился к небу, унося с собой часть крепостной стены… Образовался широкий удобо-восходимый обвал…

Орудия, на минуту смолкнув, гремят снова… и масса чугуна несется на северный фас крепости… Бурные волны криков «ура»! повисших в воздухе, сливаются с общим гулом… В густых облаках дыма и пыли, застилавших прилегающую местность к обвалу, быстро мелькают черные фигуры - это охотники с Воропановым ; - более половины их засыпано и задавлено землей; - с охотниками ширванцы и сапёры; во главе последних капитан Маслов. - Все ринулись к обвалу, под град свинца текинцев, бросившихся защищать проход на месте взрыва… Столкнулись грудь с грудью… дерутся штыками, копьями, шашками…

После взятия крепости Маслов некоторое время был её комендантом. За отличия во время осады Геок-Тепе Маслов был награждён золотой шашкой с надписью «За храбрость» .

Литературная деятельность [ | ]

В литературе дебютировал в 1874 году как автор юмористических заметок.

Работал военным корреспондентом. В конце 1870 года публиковал военные корреспонденции в журнале «Пчела ». В 1887 посылал отчёты с азиатского театра военных действий в газету «Новое Время» , затем эти материалы были изданы в третьем томе сочинений В. И. Немировича-Данченко под заглавием «Год войны в Малой Азии», с тех пор состоял советником этого издания по военным вопросам. Написал ряд трудов по истории крепостных войн.

Писал беллетристику под псевдонимом Бежецкий . Известность автору принёс сборник «армейских» рассказов «Военные на войне» (1885). Его военные рассказы нравились А. П. Чехову , личное знакомство с которым состоялось в декабре 1886 года. «Это очень талантливый парень. Прочти его военные рассказы, и он вырастет в твоих глазах на пять аршин», - писал Чехов брату Александру 31 января 1887 года. В то же время Бежецкий одним из первых разглядел признаки большого таланта в произведениях самого Чехова.

Интересовался культурой Испании : известен как переводчик с испанского . После путешествия по этой стране издал сборник «Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет» (1884).

Перевёл драму Тирсо де Молина «Севильский обольститель» (1887) (поставлена в Малом театре в 1890 году, большого успеха не имела, оригинальная пьеса с тем же названием по мотивам предыдущей - 1896 г. (изд. 1897), а также две комедии Лопе де Вега : «Собака садовника» и «Сети Фенизы». Писал театральные рецензии.

Создал несколько сказок: «Солдат и черти» (1892), «Котофей Иванович» (1914).

В 1889 году вышла его повесть «Детская любовь», в которой заметно подражание чеховским рассказам о детях.

В конце XIX - начале XX веков также писал «таинственные» рассказы, в которых описывались различные модные в то время сверхъестественные феномены: отклонения в человеческой психике, спиритизм , астральные тела, призраки и т. д. В 1914 году выпустил сборник этих рассказов - «Неведомое. Фантастические рассказы» - выдержавший в том же году три издания.

После 1917 года продолжал работу в качестве беллетриста. Для задуманной М. Горьким серии «Инсценировка истории культуры» им написана пьеса из истории Нидерландов «На заре освобождения» (1919).

Награды [ | ]

Среди прочих наград Маслов имел ордена:

  • Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1874 год)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1878 год)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1879 год)
  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1880 год)
  • Золотая шашка с надписью «За храбрость» (28 января 1882 года)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (6 декабря 1894 года)
  • Орден Святого Станислава 1-й степени (6 декабря 1903 года)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (6 декабря 1906 года)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени (6 декабря 1912 года)
  • Орден Белого орла (Высочайшим приказом от 22 марта 1915 года орден пожалован с 1 января 1915 года).
  • Персидский орден Льва и Солнца 3-й степени (1883 год)

Публикации [ | ]

Прижизненные публикации [ | ]

Книги [ | ]

  • Маслов А. Н. История крепостной войны. Вып. 1. Севастополь (1854-1855 г.) - Бельфор (1870-1871 г.). - СПб. , 1900.
  • Маслов А. Н. Завоевание Ахал-Теке . Очерки последней экспедиции Скобелева (1880-1881). - СПб. , 1882.
  • Маслов А. Н. (составитель). Приказы Скобелева. - СПб. , 1882.
  • Бежецкий А. Н. Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет. За Пиренеями - Мадрид - Севилья - Гренада. - СПб. : изд. Суворина, 1884. - 252 с.
  • Маслов А. Н. Завоевание Ахал-Теке. Очерки последней экспедиции Скобелева (1880-1881). - 2-е изд. - СПб. , 1887. (с материалами для биографии генерал-адъютанта Скобелева)
  • Маслов А. Н. Заметки об осаде Бельфора (1870-1871 гг.): Курс доп. класса Николаев. инж. училища. - СПб. , 1897.
  • Маслов А. Н. Заметки об осаде Карса (1877 г.). Курс младш. класса Николаевск. инженерной акад. - СПб. , 1897.
  • Маслов А. Н. Карс. 1877-1878 гг. Очерк военных операций. - СПб. , 1893.
  • Маслов А. Н. Крепостная война по историческим примерам. Париж (1870-1871 г.). Курс Николаевской инж. акад. - СПб. , 1901.
  • Бежецкий А. Н. На пути. Рассказы и очерки. - СПб. , 1888. - 413 с.
  • Бежецкий А. Н. Медвежьи углы. - СПб. , 1892. - 406 с.
  • Бежецкий А. Н. Военные на войне. - СПб. , 1885.
  • Бежецкий А. Н. Детская любовь. - СПб. , 1889.
  • Бежецкий А. Н. Севильский обольститель. - 1897. - 123 с.
  • Бежецкий А. Н. Ольгин день. - 1904. - 176 с.
  • Маслов А. Н. (составитель). Приказы Скобелева. - 2-е изд. - СПб. , 1912.
  • Бежецкий А. Н. Неведомое. - СПб. : изд. Суворин, 1914. - 214 с.

Драма А. Н. Маслова-Бежецкого «Севильский обольститель»


В 1896 году вышла в свет очередная версия образа, интерпретируемая в рамках темы романтического поиска идеала в любви. Ею стала драма "Севильский обольститель", написанная А. Н. Бежецким.

Алексей Николаевич Бежецкий (настоящая фамилия Маслов), прозаик и драматург, происходил из дворян Тверской губернии. Родился в 1852 году. В десятилетнем возрасте был отдан в 1-й кадетский корпус, по окончании которого поступил в Петербургскую военную гимназию, а затем в Николаевское инженерное училище (1868-71 гг.). В юношеский период своей жизни Бежецкий увлекался Д. И. Писаревым и Н. Г. Чернышевским, издавал рукописный юмористический журнал. Службу начал в чине подпоручика. Участвовал в русско-турецкой войне (1877-78 гг.), за проявленную храбрость и мужество в Ахалтекинской экспедиции (1880-1881 гг.) был награжден золотым оружием. С 1887 г. преподавал фортификацию в Николаевской инженерной академии. Позднее стал членом императорского Военно-исторического общества и членом-учредителем Благотворительного комитета им. генерал-адъютанта Д. М. Соболева. По словам современника И. И. Ясинского, Бежецкий был "офицер необыкновенного рода играциозной тончавости" .Первое выступление в печати относится к 1874 г., когда в "Тифлисском вестнике" были опубликованы несколько юмористических заметок начинающего писателя. Известность Бежецкому приносит цикл военных рассказов, вошедших в сборник "Военные на войне. Святочные рассказы" (1885). А.П. Чехов после их прочтения писал А. С. Суворину: " Мне Бежецкий положительно нравится... Его " Расстрелянный» гораздо лучше тургеневского "Жида", а судя по остальным рассказам, он, если бы захотел, был бы тем, чего у нас на Руси не достает, т. е. военным писателем-художником. Кроме "Рай Магомета", все остальные невоенные рассказы его слабы." [Цит. по: 2, 197]. В 80-90 гг. А. Н. Бежецкий писал также бытовые очерки, святочные и "таинственные" повести; последние посвящены модному в то время увлечению спиритизмом. Однако военная тема оставалась главной в его творчестве. Именно она доминирует в сборниках "На пути"(1888) и "Медвежьи углы" (1892). Рецензенты, отдавая должное изяществу и простоте формы, в большинстве своем критиковали поверхностность и пустоту содержания. "Вестник Европы", например, писал: "Совершенно ничтожны сюжеты: собачья грызня, болтовня в вагоне, маскарадное приключение. Иногда в дело вводится фантастический элемент ("Таинственный свет"), но из этого ровно ничего не выходит, потому что автор сам не знает, как отнестись к своему вымыслу, и бросает его на полдороге. В военных эпизодах ("Испытание волонтеров", "В тылу") нет ничего характеристичного и нового. Рассказ ведется прилично, гладко, но не возвышается, в сущности, над уровнем хорошо переданного анекдота... Исключение можно сделать только для одного рассказа "Нарочный". Гибель киргиза среди необъятной и безотрадной степи производит сильное впечатление, прекрасно подготовленное целым рядом степных картин." .

Драма "Севильский озорник" была закончена в 1896 г. Ее появлению предшествовала поездка А. Н. Бежецкого в Андалузию, воспоминания о которой были изданы отдельной книгой в 1884 г. под названием "В стране мантильи и кастаньет". Эти "путевые наброски" великолепно иллюстрируют восприятие далекой экзотической страны их автором. Как позднее отметил А. В. Амфитеатров, "изящная скромность и простота повествования, наблюдательность и юмор сделали из А. Н. Бежецкого превосходного туриста-«описателя»" [Цит. по: 2, 97]. Сам путешественник, останавливаясь на своих первых впечатлениях, признавался, что "после быстрой и непродолжительной экскурсии из Биаррица в Кастилию, а из Кастилии в Андалузию, у меня осталось только сильное "чувство", безотчетное впечатление, голубые, пунцовые и розовые краски и больше почти ничего" . Однако уже на следующих страницах это эмоциональное пятно в духе импрессионизма обретает вполне конкретную форму: "Там Дон-Кихот, там Санчо-Пансо, кастаньеты, площади auto-da-fe, Jerez de la Froterra, торс u primera spada, вежливые разбойники и наглые нищие, мавры и Джеральда, Мадрид и какой-нибудь кабальеро, который несется по улицам этого города, " лицо плащом закрыв, а брови шляпой" и спрашивает – не узнают ли его здесь в таком виде?.. Севилья и Гренада при лунном свете; шумит, бежит Гвадалквивир, и волнами играет прозрачный Хениль..." . Среди литературных предшественников, цитаты и реминисценции из произведений которых вплетены в повествование "Путевых набросков", отметим А. С. Пушкина , В.П. Боткина , А. К. Толстого и особенно Теофиля Готье, чьи "испанские" стихотворения в переводе А. Н. Бежецкого украшают страницы книги .

Страна "мантильи и кастаньет" представлена читателю восторженно и отчасти сумбурно. Впрочем, сам автор, характеризуя свои " воспоминания об Андалузии", признавался, что они написаны " в несколько «поднятом», экзальтированном тоне" , возможно, поэтому несвободном от трафаретов романтического изображения испанской "экзотики". Сюжет "Севильского обольстителя" также достаточно традиционен: Дон Жуан возвращается, чтобы вновь предаться любовным похождениям, навлекая на себя гнев католической церкви. Его жертвой становится донья Лаура, молодая вдова, делающая богатые вклады в монастырь Св. Франциска (реминисценции из "Каменного гостя" Пушкина). Капитан Альваро, её жених, клянется отомстить обидчику. За Дон Жуаном в Севилью приезжает его жена, безутешная донья Инесса, умоляющая его вернуться к ней (параллели с «Дон Жуаном» Мольера). Но Дон Жуан непреклонен: его душа томима жаждой любви, которой бы он мог предаться весь, без остатка. Он жаждет идеала, который воплощает в себе... призрак девушки, периодически возникающий на его пути. Возможно, подобное сюжетное решение было навеяно воспоминанием о видении Мадонны Мурильо по дороге в Севилью, описанном А.Н. Бежецким в его "путевых набросках": "... я перенесся мыслями на Мурильо и предо мною восстала во всей красе мадридская Мадонна. Что за мило-наивное выражение лица, что за поражающая красота, какая легкость и прозрачность фигуры. Трудно оторвать взор от нее. Только в сладком сне, казалось бы, могла явиться такая чудная женщина." . Один из вечеров Дон Жуан проводит в трактире, где пытается соблазнить сразу двух хорошеньких девушек (реминисценции из «Севильского озорника» Тирсо де Молины и «Дон Жуана» Мольера). Он получает записку, в которой неизвестная дама назначает ему свидание в полночь на кладбище, у памятника командора де Ульоа. Дон Жуан заинтригован и спешит покинуть трактир. По пути к месту свидания он вмешивается в схватку с разбойниками, напавшими на дворянина (ассоциации с Мольером). Спасенный оказывается капитаном Альваро, которому Дон Жуан помог в трактире отыграться. Капитан не знает имени человека, дважды спасшего его, но узнав, тут же хватается за шпагу и погибает в поединке со своим недавним спасителем. Дон Жуан торопится на свидание, не подозревая, что монахи- францисканцы приготовили ему ловушку: если донье Инессе (написавшей записку) не удастся уговорить его отречься от прошлого и вернуться к ней, его убьют. Дон Жуан встречается со своей женой, но по-прежнему остается непреклонен. Внезапно появляются убийцы, одетые в саван. Завязывается неравная схватка, и в этот момент возникает призрак девушки, невольно отвлекая внимание Дон Жуана. Из его рук вырывают шпагу, смерть становится неизбежной. Чтобы скрыть истинные обстоятельства кончины легендарного соблазнителя, монахи распускают слух, что его низвергла в ад статуя командора (эпизод восходит к прототексту - легенде). "Севильский озорник" - произведение достаточно объемное, построенное по всем правилам драматического искусства: в нем есть завязка, интрига и завязка действия. И вместе с тем есть персонажи и сцены, на наш взгляд, совершенно ненужные, ничего не добавляющие к уже обозначенным чертам главного героя, как, например, эпизод с Инезой и монахами-францисканцами, убеждающими ее написать записку мужу, или сцена в трактире, где мы наблюдаем карточный проигрыш капитана Альваро и где Дон Жуан пытается обольстить сразу двух девушек - дочь трактирщика и мавританскую танцовщицу.

Последний эпизод выглядит не только лишним, поскольку ему предшествует сцена с обманутой Лаурой, но и неубедительным: для белокурой Розы и смуглой Пахиты - столь разных по внешности и темпераменту – герой находит совершенно одинаковые слова.

Персонаж драмы Бежецкого выступает в уже традиционном для Дон Жуана амплуа искателя идеальной женщины, воплощенной мечты, однако для этой роли, на наш взгляд, в нем чересчур много цинизма и мало подлинного чувства. Этого Дон Жуана трудно представить увлекающимся - слишком уж он рассудочен в своих привязанностях:

«И если ты

Несовершенство, то тебя я буду

Любить лишь тою частью сердца,

Которой ты сумеешь завладеть...» .

За крайним индивидуализмом Дон Жуана стоит не разочарованность в людях и презрение к миру, а простой расчет и стремление к личному комфорту:

«... для меня

Приятнее случайная услуга

Врага, чем преднамеренная - друга...

Для дружбы нужны жертвы; я же их

Не требую и сам не приношу...

Я не хочу

Те наслажденья, что дает природа

Нам скупо так и на короткий срок,

Делить с другим... Я, как орел свободный,

Летаю там, где вздумается мне...

И женщина, чья б ни была она,

Когда она мне нравится, - моя,

Моя добыча!... Оттого друзей я не ищу.

Я желаю

Не быть привязанным!..» .

На этом фоне несколько странно выглядят рассуждения дона Жуана о полноте любви и счастья. А поиски идеала в его исполнении больше напоминают стремление "объять необъятное":

«Жуан! Спеши! Изведай счастье всюду!

Ищи его! Красавицы везде

Манят твой взор, как камни дорогие;

Но между ними верно есть

Алмаз бесценный, лучшим украшеньем

Венцом любви твоей он должен быть!..» .

Но все бесполезно, его мечта неосуществима. В минуту отчаяния Дону Жуану даже начинает казаться, что "все женщины удивительно похожи друг на друга", и он задается вопросом: "Стоит ли после этого повторять одно и то же в сотый раз?" .

Ему приходит в голову мысль о смерти, и он находит ее забавной, заявляя, что было бы довольно интересно... умереть: "Надо испытать все... Отчего не попробовать и умереть? Это развлечение имеет перед другими то преимущество, что оно не повторяется..." .

Пресыщенность и скука разъедают душу Дона Жуана: "Мне кажется, Педро, что я уже на половину умер", - признается он .

Возможно, отсюда проистекает его странная привязанность к призраку, которая, в конечном счете, и приводит его к гибели. Получив записку от Инессы, дон Жуан отправляется в полночь на кладбище в надежде увидеть там свое видение. И он видит его за мгновение до смерти, окруженный убийцами. Отличительной чертой данной версии легенды является то, что каждый эпизод предания стремится получить в ней свое логическое объяснение; вероятно, этим объясняется обилие персонажей в произведении. С другой стороны, концепция образа дона Жуана как искателя романтического идеала на подобном фоне выглядит несколько неубедительно, хотя автор и сохраняет за своим персонажем элементы мистики - видения прекрасной незнакомки, преследующие героя. На наш взгляд, "Севильский озорник" представляет собой скорее попытку развлечь читателя испанской экзотикой; о каком-либо серьезном осмыслении "вечного образа" говорить здесь сложно. Хотя финал драмы достаточно интересен: свидание Дон Жуана с мечтой превращается у А. Н. Бежецкого в свидание со смертью. Подобная развязка была бы невозможна без влияния литературной концепции символизма.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Литературная деятельность
  • 3 Публикации
    • 3.1 Прижизненные публикации
      • 3.1.1 Книги
      • 3.1.2 Статьи
    • 3.2 Некоторые посмертные публикации
  • Литература

Введение

Алексей Николаевич Ма́слов-Бе́жецкий (настоящая фамилия Ма́слов , 1853-1922) - русский писатель и публицист, писавший главным образом на военные темы, военный инженер.


1. Биография

Происходит из дворян Тверской губернии. Родился в 1853 году в Варшавской цитадели в семье военного. Обучался во 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Окончил курс Николаевской инженерной академии. Офицерскую службу начал в 1871 году в 1-м Кавказском сапёрном батальоне. В 1879 году, по окончании академии, был переведён в военные инженеры и назначен в Одесский военный округ. В 1882 году назначен репетитором Николаевской инженерной академии и училища по фортификации и в 1887 году преподавателем этого предмета по отделу истории осад крепостей. В 1898 году был назначен членом конференции академии. Участвовал в Хивинском походе 1873 года, в Мангышлакском отряде генерал-майора Ломакина, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в блокаде крепости Карс, в боях при Зивине и на Аладжинских высотах. Во время ночного нападения на крепость Эрзерум 27 октября 1877 года командовал ротой 1-го Кавказского сапёрного батальона, был контужен. В 1880-1881 годах участвовал в Ахал-Текинской экспедиции, сначала был в распоряжении генерала Анненкова по постройке Закаспийской железной дороги, а затем - в действующем отряде. При осаде и взятии крепости Геок-Тепе руководил осадными работами правого фланга и центра, а по взятии крепости некоторое время был ее комендантом. За мужество в сражении с текинцами награждён золотым оружием с надписью «За храбрость».

В начале первой мировой войны был откомандирован в распоряжение военного министра, в Николаевскую академию вернулся в мае 1917 года. В июле 1917 года вышел в отставку в чине инженер-генерала. Умер в 1922 году, предположительно в Петрограде.


2. Литературная деятельность

В литературе дебютировал в 1874 году как автор юмористических заметок.

Работал военным корреспондентом. В конце 1870 года публиковал военные корреспонденции в журнале «Пчела». В 1887 посылал отчёты с азиатского театра военных действий в газету «Новое Время», затем эти материалы были изданы в третьем томе сочинений В. И. Немировича-Данченко под заглавием «Год войны в Малой Азии», с тех пор состоял советником этого издания по военным вопросам. Написал ряд трудов по истории крепостных войн.

Писал беллетристику под псевдонимом Бежецкий . Известность автору принёс сборник «армейских» рассказов «Военные на войне» (1885). Его военные рассказы нравились А. П. Чехову, личное знакомство с которым состоялось в декабре 1886 года. «Это очень талантливый парень. Прочти его военные рассказы, и он вырастет в твоих глазах на пять аршин», - писал Чехов брату Александру 31 января 1887 года. В то же время Бежецкий одним из первых разглядел признаки большого таланта в произведениях самого Чехова.

Интересовался культурой Испании: известен как переводчик с испанского. После путешествия по этой стране издал сборник «Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет» (1884).

Написал драму «Севильский обольститель» (поставлена в Малом театре в 1890 году), перевёл две комедии Лопе де Вега: «Собака садовника» и «Сети Фенизы». Писал театральные рецензии.

Создал несколько сказок: «Солдат и черти» (1892), «Котофей Иванович» (1914).

В 1889 году вышла его повесть «Детская любовь», в которой заметно подражание чеховским рассказам о детях.

В конце XIX - начале XX веков также писал «таинственные» рассказы, в которых описывались различные модные в то время сверхестественные феномены: отклонения в человеческой психике, спиритизм, астральные тела, призраки и т. д. В 1914 году выпустил сборник этих рассказов - «Неведомое. Фантастические рассказы» - выдержавший в том же году три издания.

После 1917 года продолжал работу в качестве беллетриста. Для задуманной М. Горьким серии «Инсценировка истории культуры» им написана пьеса из истории Нидерландов «На заре освобождения» (1919).


3. Публикации

3.1. Прижизненные публикации

3.1.1. Книги

  • Маслов А. Н. Завоевание Ахал-Теке. - СПб. , 1882.
  • Маслов А. Н. Приказы Скобелева. - СПб. , 1882.
  • Бежецкий А. Н. Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет. За Пиренеями - Мадрид - Севилья - Гренада. - СПб. : изд. Суворина, 1884. - 252 с.
  • Маслов А. Н. Завоевание Ахал-Теке. - 2-е изд.. - СПб. , 1887. (с материалами для биографии генерал-адъютанта Скобелева)
  • Бежецкий А. Н. На пути. Рассказы и очерки. - СПб. , 1888. - 413 с.
  • Бежецкий А. Н. Медвежьи углы. - СПб. , 1892. - 406 с.
  • Бежецкий А. Н. Военные на войне. - СПб. , 1885.
  • Бежецкий А. Н. Детская любовь. - СПб. , 1889.
  • Бежецкий А. Н. Севильский обольститель. - 1897. - 123 с.
  • Бежецкий А. Н. Ольгин день. - 1904. - 176 с.
  • Маслов А. Н. Приказы Скобелева. - 2-е изд.. - СПб. , 1912.
  • Бежецкий А. Н. Неведомое. - СПб: изд. Суворин, 1914. - 214 с.

3.1.2. Статьи

  • Маслов А. Н. Осада крепости Денгил-Тепе 1880-81 // Инженерный журнал . - 1892. - № 1-5.
  • Маслов А. Н. Карс 1877-78 гг. // Инженерный журнал . - 1893. - № 1-3.

3.2. Некоторые посмертные публикации

  • Маслов-Бежецкий А. Н. Тиф. Эпизод из блокады Эрзерума. // Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателей 80-90-х годов. - М .: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - С. 134-203.
  • Маслов А. Севильский обольститель. Пьеса // Дон Жуан Русский. - Аграф. - С. 134-203. - 576 с. - (Автограф). - 2000 экз . - ISBN 5-7784-0127-2

Литература

  • Русские писатели 1800-1917 гг. Биографический словарь. Т. I. М. 1989. С. 196-197.
  • Военная энциклопедия. - СПб. : тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. - Т. XV. ()
  • Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. - Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. - 694 с. - ISBN 985-6269-01-6
  • Алексей Бежецкий на сайте Лаборатория фантастики

БЕЖЕЦКИЙ [наст. имя и фам. Алек-сей Нико-ла-евич Maслов; 7(19).9.1852, Вар-шав. ци-тадель* – 1922, Пет-роград (?)], про-за-ик, дра-матург. Из дво-рян Твер-ской губ. Отец – ко-ман-дир пех. пол-ка; мать скон-ча-лась в 1856. В 1862 Б. был от-дан в 1-й ка-дет, кор-пус. Окон-чил 2-ю пе-терб. во-ен. г-зию, за-тем Нико-ла-ев, инж. уч-ще (1868–71). В уч-ще ув-ле-кал-ся Д. И. Писа-ревым и Н. Г. Чер-ны-шев-ским, из-да-вал ру-копис-ный юмор, жур-нал. Служ-бу на-чал в чи-не под-по-ручи-ка в 1-м Кавк. са-пер-ном ба-таль-оне. Во вре-мя 2-го Хивин. по-хода (1873) поз-на-комил-ся с М. Д. Ско-беле-вым. В 1874 пос-ту-пил в Нико-ла-ев, инж. акад., в 1876 от-ко-ман-ди-рован к сво-ему ба-таль-ону, учас-тво-вал в рус.-тур. войне (1877–78), в бо-ях под Кар-сом и Эрзе-румом. По окон-ча-нии ака-демии (1879) слу-жил в Одес. во-ен. ок-ру-ге, за-тем в Петерб. кре-пос-тном инж. уп-равле-нии. За про-яв-ленную храб-рость и му-жес-тво в Ахал-те-кин-ской эк-спе-диции [см. кн. Б.: "Заво-ева-ние Ахал-Теке. Очер-ки пос-ледней эк-спе-диции Ско-беле-ва (1880–1881)", СПб., 1882, 1887] наг-ражден зол. ору-жи-ем. С 1882 ре-пети-тор, с 1887 пре-под, фор-ти-фика-ции Нико-ла-ев, инж. акад. Поз-днее чл. имп. Во-ен.-ист. об-ва и чл.-уч-ре-дитель Бла-гот-во-рит, к-та им. ген.-адъ-ютан-та Ско-беле-ва. Автор тру-дов по фор-ти-фика-ции, в т. ч. "Исто-рии кре-пос-тной войны" (СПб., 1900), сотр. "Инж. жур-на-ла". С 1901 ген.-майор, с 1908 ген.-лей-те-нант. В на-чале 1-й ми-ровой войны от-ко-ман-ди-рован в рас-по-ряже-ние во-ен. ми-нис-тра, вер-нулся в ака-демию в мае 1917, в и-юле вы-шел в от-став-ку в чи-не инж.-ге-нера-ла. По сло-вам И. И. Ясин-ско-го, Б. был "офи-цер не-обык-но-вен-но-го ро-да и гра-ци-оз-ной тон-ча-вос-ти" ("Роман мо-ей жиз-ни", М.–Л., 1926, с. 264). Пер-вое выс-тупле-ние в пе-чати – неск. юмор, за-меток в "Тиф-лис, вес-тни-ке" (1874). С кон. 1876 Б.– во-ен. корр. ж. "Пче-ла", с 1877 – газ. "Новое вре-мя", где выс-ту-па-ет и как бел-летрист. В 1884 вы-пус-ка-ет сб. "Путе-вые наб-роски. В стра-не ман-тиль-и и кас-таньет" (СПб.: рец.: РМ, 1884, No 11). Как поз-днее от-ме-тил А. В. Амфи-те-ат-ров, "изящ-ная скром-ность и прос-то-та по-вес-тво-вания, наб-лю-датель-ность и юмор сде-лали из А. Н. Бежец-ко-го пре-вос-ходно-го ту-рис-та-"опи-сате-ля"" ("Рос-сия", 1899, No 79). Извес-тность Б. при-носит цикл во-ен. рас-ска-зов, во-шед-ших в сб. "Во-ен-ные на войне. Свя-точ-ные рас-ска-зы" (СПб., 1885; рец.: СВ, 1885, No 3; Ф. Зми-ев <Ф. И. Бул-га-ков> – "Новь", 1885, No20). Суро-вая прав-да войны с ее не ме-нее су-ровы-ми буд-ня-ми, спе-цифич. проф. ок-раска изоб-ра-жа-емо-го, яр-кие за-рисов-ки раз-но-об-разных ха-рак-те-ров вы-дели-ли его рас-ска-зы из чис-ла мн. про-изв. тех лет на во-ен. те-мы. Пос-ле проч-те-ния "Во-ен-ных" А. П. Чехов (с ним Б. поз-на-комил-ся в 1886) пи-сал А.С.Суво-рину: "Мне Бежец-кий по-ложи-тельно нра-вит-ся... Его "Расс-тре-лян-ный" го-раз-до луч-ше тур-ге-нев-ско-го "Жида", а су-дя по ос-таль-ным рас-ска-зам, он, ес-ли бы за-хотел, был бы тем, че-го у нас на Руси не-дос-та-ет, т. е. во-ен-ным пи-сате-лем-ху-дож-ни-ком. Кро-ме "Рай Маго-мета", все ос-таль-ные не-во-ен-ные рас-ска-зы его сла-бы" (Письма, I, 281).

В 80–90-е гг. Б. пи-шет так-же бы-товые, свя-точ-ные и "та-инс-твен-ные" рас-ска-зы, посв. мод-ным в то вре-мя ув-ле-чени-ям ми-ром сно-виде-ний и спи-ритиз-мом; часть из них вош-ла в сб. "Неве-домое... Фан-тасти-чес-кие рас-ска-зы" (СПб., 1914 – три изд., 3-е изд.– доп.; рец.: НВ, 1914, 5 янв. и 17 мар-та). Одна-ко во-ен. те-ма ос-та-ет-ся глав-ной – в сб. "На пу-ти. Рас-ска-зы и очер-ки" (СПб., 1888, 1897, 1899; рец.: СВ, 1888, No 10; РМ, 1888, No9), "Мед-вежь-и уг-лы. Повес-ти и очер-ки" (СПб., 1892, 3-е изд., СПб., 1899 – доп.; рец.: НВ, илл. прил., 1900, 5 янв.; РБ, 1900, No 1). В це-лом кри-тика от-но-сила Б. к мо-лодым пи-сате-лям, от-ка-зав-шимся от пос-та-нов-ки в сво-ем твор-чес-тве боль-ших со-ци-аль-ных проб-лем. Так, ре-цен-зент сб. "На пу-ти" пи-сал, что про-изв. Б. "чи-та-ют-ся лег-ко и мо-гут слу-жить ин-те-рес-ны-ми рас-ска-зами, но пре-тен-до-вать на бо-лее серь-ез-ное зна-чение они не мо-гут... хо-рошая фор-ма и пол-ная не-раз-борчи-вость в вы-боре со-дер-жа-ния" ("Неде-ля", 1888, 21 авг.).

С 90-х гг. Б. выс-ту-па-ет и ав-то-ром ря-да ориг. ко-медий и пе-ревод-чи-ком пьес Лопе де Вега ("Соба-ка са-дов-ни-ка", М., 1891; "Сети Фени-зы", ВИЛ, 1893, апр.), шед-ших на сто-лич-ных сце-нах. На-иб, ин-те-рес у пуб-ли-ки выз-ва-ла пь-еса Б. из совр. по-мещичьей жиз-ни "Оль-гин день" [СПб., 1904, 1909; пе-терб. Малый т-р, 1904 (Б. был чл. ди-рек-ции т-ра)]. Как от-ме-тил ано-ним-ный ре-цен-зент, в "Оль-ги-ном дне" "нет яр-ких штри-хов сов-ре-мен-ности, но в нем есть прав-да по-ложе-ний и ха-рак-те-ров" (ТиИ, 1904, No 2; др. рец.: В. П. Д-в, "В чем ус-пех "Оль-ги-на дня"",– "Петерб. днев-ник те-ат-ра-ла", 1904, No 14; НВ, 1913, 31 дек.,– к юби-лею пост.; в мо-ек. Малом т-ре пь-еса ус-пе-ха не име-ла, см.: РВед, 1905, 10 янв.). С 1904 Б.– то-варищ пред. Лит.-ху-дож. об-ва.

Б. про-дол-жал лит. ра-боту и пос-ле 1917. Для за-думан-ной М. Горь-ким се-рии "ин-сце-ниро-вок ис-то-рии куль-ту-ры" им на-писа-на пь-еса из ис-то-рии Нидер-ландов "На за-ре ос-во-бож-де-ния" (см. рец. А. А. Бло-ка.– Блок, VI, 431–32).

Изд.: Сра-жение. Расс-тре-лян-ный. Нароч-ный. Испы-тание во-лон-те-ров, СПб., 1888; 2-е изд., СПб., ; Тиф.– В кн.: Писа-тели че-хов-ской по-ры, т. 1, М., 1982.

Лит.: Чехов (ук.); Арсеньев К., Мод-ная фор-ма бел-летрис-ти-ки.– ВЕ, 1889, No 4; Дол-гов H. H. [сост.), Двад-ца-тиле-тие т-ра им. А.С.Суво-рина, П., 1915, с. 105; Бялый Г. А., В. М. Гар-шин и лит. борьба вось-ми-деся-тых го-дов, М.– Л., 1937, с. 56–63; Гро-мов Л., Чехов и "ар-тель" вось-ми-десят-ни-ков.– В кн.: А. П. Чехов. Сб. ста-тей и мат-лов, Рос-тов н/Д, 1959. + Афа-насьев; Брок-га-уз; НЭС; А. С. Суво-рину на па-мять от сот-рудни-ков 28 февр. 1886 г., СПб., (ав-то-би-ог-ра-фия); Вен-ге-ров. Источ.; Мезьер; Гра-нат; Мура-това (1); ИРДТ, т. 6 (ук.); Маса-нов.

Архи-вы: ЦГАЛИ, ф. 1026, ф. 459 (письма А. С. Суво-рину); ИРЛИ, ф. 36 (письма В. П. Буре-нину); ф. 357, оп. 3, д. 71; ГПБ, ук., в. II, III; ЦГВИА, ф. 409, оп. 1, д. 171673* (ф. с. 1917 г.) [справ-ка М. Р. Рыжен-ко-ва].


А. Б. Мура-тов.

Рус-ские пи-сате-ли. 1800–1917. Би-ог-ра-фичес-кий сло-варь. Том 1. М., "Совет-ская эн-цикло-педия", 1989

@ Интернет публикация сайта «Бежецкий край», 2015 год.

Вячеслав Воробьев

БЕЖЕЦКИЕ ДВОРЯНЕ МАСЛОВЫ

(Алексей Николаевич Бежецкий)

Деревня Олохово, что стояла несколько веков в истоках речки Сиглины в северной части Бежецкого Верха, в 2001 году исключена из учётных данных Бежецкого района по причине отсутствия в ней жителей. Но она известна тем, что была родовым имением дворян Масловых, прославившихся на военном и литературном поприщах.

Николай Александрович Маслов (1808-1872) во время героической обороны Севастополя в Крымской войне командовал в чине генерал-майора Олонецким пехотным полком. Прибыв в Севастополь 25 июля 1855 года, полк участвовал в сражении на Чёрной речке, а с 5 по 27 августа в составе гарнизона Севастополя защищал 2-й бастион и прилегавшую к нему куртину (земляной вал).

24 августа в 5 часов утра противник начал шестую, последнюю и самую разрушительную, бомбардировку осаждённой крепости, продолжавшуюся три дня. Лев Толстой, участник этих событий, отразил их в «Севастопольских рассказах»: «Однако, второй бастион уже совсем не отвечает, - сказал гусарский офицер, сидевший верхом, - весь разбит! Ужасно!» Военный историк Алексей Маслов, сын генерала Маслова, писал в 1900 году в книге «История крепостной войны»: «Вместо укреплений виднелся разрытый котлован, покрытый обломками боевых материалов - станков, орудий, платформ, осколками снарядов и истерзанными телами храбрых его защитников. Удерживать эти укрепления более не было никакой возможности».

Неприятель возобновил 27 августа убийственную канонаду, а в 12 часов дня против 1800 изнурённых русских солдат на 2-й бастион двинулось 7400 французов. Сергеев-Ценский писал в романе «Севастопольская страда»: «Две роты Олонецкого полка - всего сто тридцать человек - не успели разрядить по наступавшим свои ружья и встретили неприятеля в штыки. Эти две роты погибли, окружённые со всех сторон… они бились штыками, - один против пяти-шести, но за это короткое время успел построиться батальон забалканцев и кинуться на противника… Малый редан /2-й бастион. - В.В./ отбил французов блестяще, вписав этим одну из славных страниц в историю севастопольской обороны». Но в этот день наши войска всё же оставили город.

На Северной стороне Севастополя, на высоком красивом холме расположилось Братское кладбище. Здесь хоронили воинов, погибших в дни обороны. На наружной стене слева от входных дверей в храм укреплена плита, на которой сообщается, что Олонецкий пехотный полк потерял убитыми 1608 человек, а внутри, справа от входа, на ближней к алтарю доске перечислены имена погибших. За геройскую оборону 2-го бастиона 27 августа все четыре батальона Олонецкого пехотного полка были награждены Георгиевскими знамёнами с надписью «3а Севастополь в 1854 г. и 1855 г.», а командир полка генерал-майор Николай Маслов - орденом Св. Владимира с мечами.

У генерала-бежечанина было два сына. Старший, Николай (1846-1912), окончил Военно-юридическую академию и с 1882 года занимал должность военного прокурора Петербургского военно-окружного суда, а в 1892-1905 годах был главным военным прокурором русской армии и начальником Главного военно-судного управления. С 1905 года до самой кончины генерал от инфантерии Николай Николаевич Маслов состоял членом Государственного совета Российской империи.

И всё же наибольшую известность приобрёл младший сын севастопольского героя - Алексей Николаевич. Он родился 19 сентября 1852 года в Варшаве, где тогда стоял, охраняя цитадель, Олонецкий пехотный полк, которым командовал отец. Раннее детство Алексей провёл с матерью в бежецком имении Олохово (отец воевал), а в 10-летнем возрасте был отдан в столичный 1-й кадетский корпус. Затем он окончил военную гимназию и Николаевское (т.е. имени императора Николая I) инженерное училище.

Службу Алексей начал подпоручиком в 1-м Кавказском сапёрном батальоне. В его составе он участвовал в походе 1873 года против Хивинского ханства под началом легендарного генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, с которым был знаком лично. Маслов в самом начале похода заведовал на полуострове Мангышлак на азиатском побережье Каспия постройкой пристаней для войск, прибывающих по морю с Кавказа, и проявил смекалку, знания и отвагу. Когда Мангышлакский отряд вступил в пределы ханства, Маслов занялся постройкой мостов и переправ через многочисленные арыки и соорудил переправу через рукав Амударьи.

Его однополчанин князь Алиханов-Аварский писал в дневнике: «…молоденький сапёрный офицер Маслов, которого все называют «отрядным соловьём»… Он страстный поклонник Оффенбаха и, хотя с грехом пополам, поёт, и главное неутомимо, почти весь каскадный репертуар». Но Маслов умел не только петь, но и воевать, за боевые отличия в этой кампании он был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и произведён в поручики.

По возвращении в Петербург Алексей Николаевич поступил в Николаевскую инженерную академию, с которой с тех пор (с перерывами на участие в войнах) оказалась связана почти вся его жизнь. Ещё до окончания академии он был откомандирован в 1876 году к своему сапёрному батальону и участвовал в Русско-турецкой войне на Кавказском театре военных действий - при блокаде Карса, в сражениях при Зивине и на Аладжинских высотах. Во время ночной атаки на Эрзерум 27 октября 1877 года Маслов командовал сапёрной ротой и был контужен. За боевые отличия он был произведён в штабс-капитаны и удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Вновь вернувшись в Петербург, наш земляк окончил в 1879 году по 1-му разряду Николаевскую инженерную академию, а через год, уже в чине капитана, был включён в состав Закаспийского отряда для участия в военной экспедиции в Ахал-Текинский оазис. Сначала он находился в распоряжении генерала Анненкова при постройке Закаспийской железной дороги, где действовал совместно со своим земляков-бежечанином князем Михаилом Хилковым, будущим министром путей сообщения России.

В дальнейшем опытный офицер-сапёр руководил инженерными работами на центральном участке осадной позиции при штурме крепости Геок-Тепе и лично занимался устройством подкопа и закладкой мины, взрыв которой вызвал обвал крепостной стены и послужил сигналом к штурму. Об этом сохранились воспоминания очевидцев.

Подполковник Уральского казачьего войска Гуляев: «Ну, казачки, - сказал Маслов стоявшей сотне, - вот через 40 секунд взорвём стену». Настало томительное ожидание. Полагали, что будет страшно оглушительный гром. Но вот среди артиллерийской канонады раздался особенный какой-то подземный глухой удар, земля под ногами заколебалась, и громадные глыбы стены поднялись к небу. Некоторые видели в этой земляной массе взлетевших людей».

Доктор Щербак: «Земля дрогнула… глухой подземный шум… и гигантский сноп земли, камней и глины высоко взвился к небу, унося с собой часть крепостной стены… Образовался широкий удобовосходимый обвал… Орудия, на минуту смолкнув, гремят снова… и масса чугуна несётся на северный фас крепости… Бурные волны криков «ура»! повисших в воздухе, сливаются с общим гулом… В густых облаках дыма и пыли, застилавших прилегающую местность к обвалу, быстро мелькают чёрные фигуры… с охотниками ширванцы и сапёры; во главе последних капитан Маслов». За отличия во время осады Геок-Тепе Маслов был награждён Золотой шашкой с надписью «За храбрость», некоторое время он состоял комендантом крепости.

После возвращения в Петербург наш земляк поступил в 1883 году преподавателем в Николаевскую инженерную академию, дослужившись ко времени увольнения в запас в 1910 году до чина генерал-лейтенанта. Его военные заслуги были отмечены ещё семью русскими орденами. В Первую мировую войну сапёрный талант Маслова был вновь востребован, и он был откомандирован в распоряжение военного министра, а 27 июля 1917 года произведён в инженер-генералы с увольнением от службы за болезнью.

Военный историк Алексей Маслов хорошо известен специалистам как автор книг «Завоевание Ахал-Теке. Очерки последней экспедиции Скобелева» (1882), «Карс. 1877-1878 гг. Очерк военных операций» (1893), «Заметки об осаде Бельфора» (1897), «Заметки об осаде Карса» (1897), «История крепостной войны» (1900) и составитель выходившего двумя изданиями тома «Приказы Скобелева» (1882; 1912). Практически из всех военных экспедиций он посылал в столичные газеты и журналы заметки о ходе боевых действий и героизме русских воинов.

Художественные произведения Алексей Маслов писал под псевдонимом «Бежецкий». Сборник «Военные на войне. Святочные рассказы» (1885) принёс ему известность. После прочтения сборника Чехов писал Суворину:«Мне Бежецкий положительно нравится… Его «Расстрелянный» гораздо лучше тургеневского «Жида», а судя по остальным рассказам, он, если бы захотел, был бы тем, чего у нас на Руси недостаёт, т.е. военным писателем-художником». Это написано в годы расцвета таланта Льва Толстого! Впрочем, сам Толстой однажды признался, что рассказы Бежецкого сильнее батальных сцен в «Войне и мире», и будь они созданы раньше, он бы писал по-другому.

Бежецкий и Чехов познакомились в 1886 году и очень симпатизировали друг другу. Вот извлечения из письма Антона Павловича Алексею Николаевичу из Москвы в Петербург от 7 апреля 1888 года. Так доверительно и тепло, с мягкой самоиронией и откровенными оценками людей, он писал только очень близким ему по духу людям:

«Добрейший Алексей Николаевич!

Пока я ещё не уехал, отвечаю на Ваше письмо… Письма от Гольцева Вы не получите. Почему? Если хотите, то я не скрою от Вас: все эти Гольцевы хорошие, добрые люди, но крайне нелюбезные. Невоспитаны ли они, или недогадливы, или же грошовый успех запорошил им глаза - чёрт их знает, но только письма от них не ждите. Не ждите от них ни участия, ни простого внимания… Только одно они, пожалуй, охотно дали бы Вам и всем россиянам - это конституцию, всё же, что ниже этого, они считают несоответствующим своему высокому призванию… Ну их к лешему!..

У Вас в кармане только три рубля, а у меня целых триста!.. Но так как эти деньги спрятаны сестрой для переездки на дачу, то я теперь сижу на бобах и питаюсь одной только славой. Что касается Вашего страха перед сюжетами, то излечить его трудно. Принимайте Kalium bromatum. Я тоже не доверяю своим сюжетам. Мне почему-то кажется, что для того, чтобы верить в свои сюжеты и мысли, нужно быть немцем или, как Баранцевич, быть женатым и иметь 6 человек детей.

Я советовал Вам писать комедию и ещё раз советую. Она вреда Вам не принесёт, а доход даст. Мой «Иванов», можете себе представить, даже в Ставрополе шёл. Что же касается исполнения, то бояться Вам нечего. Во-первых, у Вас прекрасный разговорный язык, во-вторых, незнание сцены вполне окупится литературными достоинствами пьесы. Только не скупитесь на женщин и не давайте воли Вашей селезёнке.

Какое, однако, я Вам длинное письмо намахал! Ужасно хочется бездельничать, и рад случаю, чтобы написать кому-нибудь письмо или пошляться по улице…

Имею честь быть с почтением, извините за выражение, начинающий писатель

А. Чехов».

Писатель Бежецкий выпустил несколько сборников рассказов, где наиболее талантливы, как и прежде, те, где он пишет на военную тему. Прекрасно владея испанским языком, он перевёл пьесы Лопе де Вега «Собака садовника» и «Сети Фенизы», после путешествия по Испании издал интереснейший сборник «Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет» (1884), написал на вечный Дон-Жуановский сюжет драму «Севильский обольститель», с успехом поставленную в 1890 году в Малом театре.

В конце XIX - начале XX веков он отдал дань модному жанру - «таинственным» рассказам, в которых описывались различные сверхъестественные феномены, в том числе спиритизм, привидения и прочее. Сборник этих рассказов «Неведомое» выдержал в 1914 году три издания.

Революцию 65-летний генерал встретил уже в отставке, и большевики его, видимо, сначала не тронули. Когда Максим Горький организовал под эгидой издательства «Всемирная литература серию «Инсценировка истории культуры», Алексей Николаевич написал для неё пьесу из средневековой истории Нидерландов «На заре освобождения» (1919), на которую отозвался доброжелательной рецензией Александр Блок.

Отважный боевой офицер, военный историк и талантливый писатель Алексей Николаевич Маслов-Бежецкий скончался в Петрограде в 1922 году. Обстоятельства кончины и место захоронения пока не выяснены.

В Российском государственном архиве литературы и искусства в его личном фонде хранятся письма от 28 друзей, знакомых и коллег - писателей, издателей, актёров, военных. В краеведческом отношении большой интерес представляют 10 писем к нему его тёзки, будущего военного министра России торопчанина Алексея Николаевича Куропаткина, с которым они вместе воевали под командованием генерала Скобелева.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...