Математические методы в историческом исследовании: Курс лекций. Комментарии Использование математических методов в историческом исследовании

С 701969-/ Казанский государственный университет Исторический факультет Федорова Н.А. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Курс лекций НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КГУ 000Q053863 Казань 1996 г. ISBN 5-85264-013-1 Редактор - д л и, проф., академик АН РТ ИР.Тагиров. Рецензенты - К.И.Н., доц. Л.С.Тимофеева (каф. современной отечественной истории); К.И.Н., доц. А.А.Новиков (каф. математической статистики). Учебное пособие представляет собой курс лекций, читаемых на исто- рическом факультете Казанского госуниверситета. Оно знакомит читателя как с историко-методологической основой применения математико- статистических методов в истории, так и с конкретными приемами исследо- вания. Раскрываются правила оформления таблиц и графиков, смысл их ис- пользования в работе историка. Описанные в пособии методы не требуют привлечения сложной вычислительной техники, текст написан достаточно простым языком, материал проиллюстрирован разнообразными примерами. Данное учебное пособие является начальной ступенью в овладении со- вокупностью математических методов, применяемых в-современной истори- ческой науке. Оно рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, на- учных работников и всех тех, кто интересуется приемами изучения историче- ских источников; на лиц, не владеющих специальными математическими зна- ниями. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА им. Н. И. Лобачевского КА3АНСКОГО ГОС. УНИВЕРСИТЕТА Федорова ИД. Издательство Форт Диалог ПРЕДИСЛОВИЕ. На уровне обыденного сознания сохраняется устойчивое противопоставление истории и математики, мнение об их несов- местимости. Однако контакты и довольно успешное сотру- дничество специалистов этих наук начались очень давно. Что может дать математику история? Ответ на этот вопрос удивительно прост - без истории математик не продвинулся бы в своей науке дальше элементарного счета предметов, оперируя, скорее всего, цифрами, соответствующими количеству пальцев. Почему? Да потому, что история - коллективная память человечества, а любое новое знание появляется только на основе уже достигнутого. В определенном смысле любая наука базируется, прежде всего, на истории - на сохранении, накоплении знаний, опыта. Нужна ли историку математика? Здесь, по-моему, уместно вспомнить высказывание К. Маркса.о том, что "наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой" (см,: Воспоминания о К. Марксе и Ф.Энгельсе. - М., 1956. - С. 66). Заявление максималистского характера, но посмотрите вокруг - математика сегодня проникла во все отрасли знания, дала жизнь новым научным направлениям, внедряется в искусство (вслед за пушкинским Сальери мы поверяем гармонию алгеброй). И в то же время науки не утрачивают своей специфики, а искусство остается искусством. Какова же роль математики? Она является здесь средством, с помощью которого решаются многие сложнейшие задачи. Если смоделировать ситуацию, то можно спросить - чем удобнее отворить запертую на замок дверь: ломом или соответствующим ключом? Хочется надеяться, что читающий эти строки предпочтет ключ. Математика и является зачастую "ключом", способным раскрыть историкам новые факты, новые источники, создать концепцию, поставить точку в спорных вопросах, обобщить накопленную информацию, заставить более объективно взглянуть на пройденный человечеством путь, открыть новые перспективы и многое другое. Но все замки одним ключом не откроешь. Как правильно подобрать ключ к замку? Какими математическими приемами следует воспользоваться в той или иной ситуации? Об этом и пойдет речь в данной книге. Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Процесс научного познания складывается из трех компо- нентов - методологии, методики и техники. Под методологией понимается совокупность основополагающих представлений и идей, принципов и приемов познания, которые являются теорией метода. Пути и способы их реализации, набор соответствующих правил и процедур составляют методику исследования. Для проведения любого исследования необходимы орудия, инструмен- ты, образующие технику. Между этими составляющими сущес- твует диалектическая связь, т.е. активную роль может играть каждая, из перечисленных здесь, частей. В то же время они настолько взаимосвязаны, что существование их самостоятельно, в отрыве друг от друга невозможно, и все они подчинены главной цели - углублению и расширению наших знаний. Современное состояние исторической науки характеризует- ся значительным расширением проблематики, связанным с необ- ходимостью, с одной стороны, обобщить накопленный опыт и вый- ти на уровень фундаментальных работ, носящих теоретико-кон- цептуальный характер. Например, требует комплексного подхода проблема сельской поземельной общины, существовавшей на Ру- си с V111 в. и до первой четверти XX в. Определенные ее эле- менты можно найти и в современных деревнях, в колхозах. По- добное исследование требует анализа и обобщения огромного объема источников, разных по характеру и формам выражения. С другой стороны, рухнувшая коммунистическая система откры- ла возможность обратиться ко многим, ранее запретным темам, расширила источниковую базу исследователя, сняв гриф сек- ретности с ряда архивных и библиотечных комплексов. Это дик- тует потребность в детальном изучении определенных фактов, 2 явлений, процессов. Кроме того, ряд исторических событий надо переосмыслить, сняв с их анализа идеологические догмы. Исто- рия нуждается в повышении объективности своих выводов и на- блюдений, в повышении точности. Определенную помощь историку может оказать математи- ка*. (Под математикой обычно понимается комплекс математи- ческих дисциплин и научных направлений, занимающихся изу- чением абстрактных структур и операциями над объектами об- щей природы, а значит и количественными характеристиками социальных явлений). В основе современных математико- статистических теорий лежит понятие вероятности. Под ней понимается объективная категория, выступающая мерой возмож- ности того или иного результата, характеризующая с количес- твенной определенностью возможность появления данного события. По классическому определению вероятность - это вели- чина равная отношению числа возможных случаев, благоприят- ствующих данному событию, к числу всех равновозможных случаев. Предположим, что в студенческой олимпиаде участвуют 50 человек, из них 6 - студенты КГУ. В данном примере 50 - величина, характеризующая равновозможные шансы к победе, а 6 - шансы победы студентов КГУ. Следовательно, в 6 случаях из 50 возможных могут победить студенты КГУ; или 6:50 = 0,12, т.е. вероятность победы наших студентов равна 0,12 (или 12%). Поддаются ли социальные явления вероятностному (с мате- матической точки зрения) описанию? Для вероятностных событий необходимо выполнение ряда условий: 1. Наблюдаемые явления либо могут быть повторены не- ограниченное число раз, либо сразу осуществимо наблюдение за одинаковыми событиями в большом количестве. Не надо лишний раз доказывать, что эксперимент, а значит бесчисленный повтор событий в истории невозможен. Однако осуществить наблюдение 3 за большим числом одинаковых событий можно при изучении массовых источников, массовых совокупностей однородных (однотипных по структуре) документов. 2. Независимость событий. Применительно к истории нельзя говорить о независимости исторических фактов, между ними существует причинно-следственная связь, но в данном случае речь идет о независимости документов. Каждый из них должен формироваться самостоятельно, а не списываться один с другого. 3. Наличие постоянных условий при создании источни- ковой базы. Уход от идеи строгой детерминированности, обязательности происшедших исторических событий, введение в научный оборот комплексов массовых источников позволяет относить явления истории к вероятностным, а следовательно расширить методиче- ский арсенал введением в него математических методов. Основной задачей изучения исторических явлений и про- цессов выступает раскрытие внутреннего механизма и всесто- роннее объяснение их сущности. Конечная цель любого исторического исследования состоит в выявлении закономерностей. Одни проявляются в единичных слу- чаях (динамические закономерности). Характер динамической закономерности устанавливает поведение каждого признака. Дру- гие - только в массовых, т.е. в группе явлений, которая наряду с признаками, присущими индивидуальным явлениям, характери- зуются и общими для всех (статистические закономерности). Общественное явление складывается из массы индивиду- альных и выявить историческую закономерность - значит найти повторяемость внутри всей массы явлений, где наряду с глав- ными действует и множество второстепенных, неустойчивых, случайных факторов. Это приводит к тому, что в обществе нет строго определенных динамических закономерностей. 4 Использование в историческом исследовании методов изуче- ния статистических закономерностей позволяет в массе случай- ных факторов выделить основные, главные тенденции, присущие в целом рассматриваемому явлению. Вместе с тем нельзя отбра- сывать, упускать из поля зрения и второстепенные, малозначи- мые, а порой только нарождающиеся факторы, вызывающие те или иные скачки в основной линии развития общества. Статистические закономерности теоретически базируются на законе больших чисел, суть которого в самом общем виде состоит в том, что только при большом числе наблюдений форми- руются и проявляются многие объективные закономерности об- щественных явлений. Влияние случайных факторов, случайных признаков тем меньше, чем больше рассмотрено единичных яв- лений. Так, например, среди студентов первого курса можно встретить человека в возрасте 28 лет. Закономерно ли это? Статистическое обследование только одного вуза показало, что средний возраст первокурсника колеблется в пределах 18-20 лет, то же обследование в рамках рамках города дает возраст - 19 лет. Следовательно, 28 летний студент на 1 курсе - явление случайное, оно "растворилось" в массе наблюдений. Однако, если бы мы рассмотрели средний возраст на основе изучения всего 3-х студентов - 17, 20 и 28 лет, то наша средняя величина была бы 21,7 лет. Здесь в значительной мере сказалось бы влияние такого случайного фактора, как 28-летний возраст первокурсника. Закон больших чисел означает, что случайные отклонения, присущие единичным явлениям, в большой массе не влияют на сред- ний уровень изучаемой совокупности. Отклонения индивидуальных элементов как бы уравновешиваются, нивелируются в массе явлений одного типа и перестают зависеть от случайностей. Именно это свой- ство позволяет выйти на уровень статистической определенности, статистической закономерности. В законе больших чисел нашла свое выражение связь между необходимым и случайным.. 5 Статистическая закономерность является количественным выражением определенной тенденции, но не всякая статистиче- ская закономерность имеет исторический смысл. Можно обнару- жить статистическую закономерность распространения культуры картофеля в России в годы крестьянской войны под предводи- тельством Е.Пугачева. Однако весьма сомнительно влияние этой тенденции на ход исторических событий. Анализируя получен- ные данные, историк на основе содержательного, качественного подхода решает, отражает ли найденная статистическая законо- мерность историческое явление, какую степень обобщения не- сет, какие условия ее определили и т.п. Таким образом, речь идет не о приобретении историей ма- тематической точности, а о расширении методического арсенала историка, о возможности получения новых сведений на более со- вершенном количественном и качественном уровне. Историче- ская наука не теряет своей специфики, т.к. математические при- емы не заменяют качественный анализ и не затрагивает предмет исторической науки. Не выработано математических методик, не связанных с качественной стороной работы. Не существует универсальных приемов исследования для всех исторических проблем, для всех исторических источников. Исходные теоретико-методологи- ческие принципы исторической науки определяют цели, пути и методы исследования. На их основе происходит отбор, анализ и обобщение фактического материала. * * * В процессе исследования соотношение количественного и качественного анализа происходит четыре этапа. 1. Постановка проблемы, выбор источников и определе- ние существенных признаков происходит при преобладании содержательного, качественного анализа. Этот этап очень важен для всей последующей работы, т.к. от правильного выявления значимых признаков зависит выбор методов анализа. Здесь происходит некоторая формализация источника. Все признаки по своей природе подразделяются на количественные (выражаемые числом) и качественные (определяемые словесно). Ко- личественные признаки раскрывают меру определенных свойств объекта, а качественные (атрибутивные) - наличие этих свойств и их сравнительную интенсивность. Разновидностью качественных признаков выступают альтернативные, т.е. принимающие только два значения (классическим примером качественного альтерна- тивного признака является "пол" - либо мужской, либо женский). Велика роль математики при решении задач, связанных с по- вышением информативной отдачи источников. Современники, фик- сируя те или иные аспекты исторических явлений, преследуют цель, отличную от исследовательской. Е связи с этим исследова- тель не всегда может найти в документах прямых сведений об интересующих аспектах явления. Практически любой источник со- держит скрытую информацию, которая характеризует многообраз- ные взаимосвязи, присущие историческим явлениям. Она выявляет- ся в результате специальной обработки и анализа данных. 2. Выбор математических методов в зависимости от структуры источника, характера данных и сущности методов определяется в неразрывном единстве качественного и количе- ственного анализа. 3. На третьем этапе наблюдается относительная само- стоятельность количественного анализа. Происходит выяс- нение численных распределений значений признаков, количе- ственных показателей меры зависимости между ними, определя- ются показатели интенсивности влияния группы факторов на изучаемую систему и тл. Идет расчет показателей по формулам. Все явления без исключений характеризуются единством количества и качества. Сущность того или иного явления, которая 7 выражает его качественную определенность, будет раскрыта только тогда, когда будет выявлена количественная мера данного качества. 4. Содержательная интерпретация полученных ре- зультатов и построение на их основе теоретических выводов требуют от исследователя знания предмета, его количественной и качественной стороны. Общей схемы для такой интерпретации не выработано. Здесь необходимо учитывать математический ас- пект интерпретации показателей, полученных в результате рас- четов, исходя из сущности примененного метода. В тоже время нельзя упускать из вида содержательный смысл проблемы, от- ступать от исторической возможности и реальности обретенных показателей. Между обозначенными здесь этапами существует теснейшая взаимосвязь. Каждый предыдущий этап влияет на последующий и наоборот. Так, характер источника определяет методику его анализа, в то же время сам метод влияет на выбор признаков. Отмеченное выше единство качественных и количественных характеристик явления имеет большое значение при использова- нии математических методов и интерпретации их результатов. Изменение количественных параметров может происходить в рамках одного качества, а может приводить к приобретению яв- лением новой сущности, нового качества. Так, например, увеличение значений такого количественного показателя, как размер землепользования, достигнув определен- ного уровня, приводит к смене социального статуса крестьянина (от бедняка к середняку, от середняка к кулаку...), т.е. к появле- нию нового качества. Различие значений признака у разных единиц совокупности в один и тот же период времени называется в статистике вариа- цией. Она является необходимым условием существования и развития массовых явлений. В общественной жизни каждой мас- совой совокупности, массовому процессу присуща специфическая 8

Применяемых в исторических исследованиях.

Основой вычислительного эксперимента является математическое моделирование. Математическая модель – система уравнений (дифференциальных, интегральных и алгебраических), в которой конкретные величины заменяются постоянными и переменными величинами, функциями.

Цель моделирования – замена реального объекта исследования его моделью, которую необходимо исследовать, перенося выводы на объект.

Как и в любом другом эксперименте при математическом моделировании можно выделить ряд общих этапов.

На начальном этапе для исследуемого объекта строится математическая модель. Затем разрабатывается вычислительный алгоритм (в виде совокупности цепочек алгебраических формул и логических условий). На третьем этапе осуществляется разработка компьютерной программы для реализации алгоритма, а далее проводятся собственно расчеты на компьютере. Наконец, на завершающем этапе осуществляется обработка результатов расчетов , которые подвергаются всестороннему анализу.

В литературе называется множество моделей: объясняющие и дескриптивные (описательные), теоретические и эмпирические, алгебраические и качественные, общие и частичные, модели a-priori и a-posteriori, динамические и статические, расширенные и ограниченные, имитационные и экспериментальные, детерминистические и стохастические, семантические и синтаксические.

Применение математических методов в исторических исследованиях обладает определенной спецификой.

Большинство работ, связанных с использованием математических методов в исторических исследованиях, использует статистическую обработку данных исторических источников. Но в 1980-х гг произошло совершенствование методологии исторических исследований, позволившее перейти ко второму этапу – построению математических моделей исторических процессов и явлений.

В работах И.Д. Ковальченко предложена типология моделей исторических процессов и явлений , включающая отражательно-измерительные и имитационные модели 8 . Исследователь выделяет два этапа моделирования (сущностно-содержательный и формально-количественный), отмечая, что количественное моделирование состоит в формализованном выражении качественной модели посредством тех или иных математических средств 9 .

Отражательно-измерительные модели представляют изучаемую реальность такой, какой она была в действительности, выявляя и анализируя статистические взаимосвязи в системе показателей, характеризующих изучаемый объект. Целью имитационных моделей является реконструкция отсутствующих данных о динамике изучаемого процесса на некотором интервале времени. Здесь возможен анализ альтернатив исторического развития и теоретическое исследование поведения изучаемого явления (или класса явлений) по построенной математической модели. Выделяют два типа имитационных моделей: имитационно-контрфактические и имитационно-альтернативные модели исторических процессов.

Обычно контрфактическое моделирование ассоциируется с произвольным перекраиванием исторической реальности, но, с другой стороны , оно может быть эффективным инструментом изучения альтернативных исторических ситуаций. Здесь находят применение аналитические и имитационные модели. Для первых характерна запись процессов функционирования рассматриваемой системы в виде функциональных соотношений (уравнений). Имитационные моделяи воспроизводят сам изучаемый процесс в его функционировании во времени. При этом, имитируются элементарные явления с сохранением их логической структуры и последовательности протекания во времени. С помощью моделирующего алгоритма, по исходным данным о начальном состоянии процесса (входной информации) и его параметрах, можно получить сведения о состояниях процесса на каждом последующем шаге. Преимущество имитационных моделий по сравнению с аналитическими заключается в том, что в них появляется возможность моделирования весьма сложных процессов (с большим числом переменных, нелинейными зависимостями, обратными связями), которые не поддаются аналитическому исследованию. Основным недостатком имитационного моделирования является тот факт, что полученное решение (динамика моделируемого процесса) всегда носит частный характер, отвечая фиксированным значениям параметров системы, входной информации и начальных условий.

Существенное внимание в моделировании привлекают проблемы верификации моделей историко-социальных процессов; при этом для многих математических и имитационных моделей параметры фиксируются a priori , в то время как в статистических моделях параметры оцениваются из данных , которые верифицируют эту модель.

Решение вопроса о применении математического, статистического или имитационного моделирования для построения теории, зависит от характера и объема имеющихся исходных данных.

Таблица 1

Сравнение трех подходов к моделированию динамики 10


Аналитические модели

Статистические модели

Имитационные модели

1

2

3

4

Примеры


Дифференциальные уравнения; марковские цепи.

Регрессионные уравнения, фактор-анализ , log-линейные модели.

Системы конечно-разностных уравнений

Ограни-чения

Одно или несколько уравнений и переменных, простая форма взаимосвязей между ними.

Малое число уравнений, большое число переменных, более сложные связи между ними. Обратные связи трудны для исследования.

Допускается большое число переменных и уравнений. Сложная форма взаимосвязей между ними.

Требования к данным

Модели являются дедуктивными, выводимыми из теории. Данные различного качества необходимы для подтверждения надежности модели.

Модели выводятся из предположений о роли факторов , с привлечением большого количества данных высокого качества.

Модели отчасти выводятся из теории. Возможны данные низкого качества для подтверждения надежности модели.

Значение для построения теории

Ориентированы на анализ динамики. Упрощенное представление о переменных и связях между ними. Результаты моделирования выводятся путем аналитического решения. Предполагаются детерминистические связи между переменными.

Весьма ограниченные формы динамических связей. Тенденция к построению сложных измерительных теорий. Дедукции из модели являются тривиальными. Предполагаются стохастические взаимосвязи.

Ориентированы на анализ динамики и допускают нелинейные связи. Тенденция к построению сложных эмпирико-дедуктивных теорий. Предполагаются как детерминистические, так и стохастические связи.

Верифи-кация модели

Параметризация проводится либо a priori, либо статметодами. Применение может быть весьма ограниченным. Параметризованные тесты на хорошее соответствие модели возможны только статистическими методами. При несоответствии модели дается некоторая специфическая диагностическая информация.

Параметризация проводится статметодами, из данных. Предположения для оценки могут быть очень сложными для выполнения (например, структура ошибок). Разработаны критерии верификации. Некоторая диагностическая информация возможна в случае соответствия модели данным.

Параметризация проводится либо a priori, либо статметодами. Эмпирически можно проводить сильные тесты модели. Ошибкам измерения особого внимания не уделяется. Отсутствуют параметризованные тесты на соответствие модели. Диагностика в случае несоответствия модели весьма неудовлетворительна.

Особенности рационалистического направления: математические методы применяются там, где необходима цифровая характеристика для изучаемого объекта + стремление упорядочить большое количество цифрового материала. В результате такого подхода происходит фиксация необходимости построения словесных выражений, которые фиксируют соотношение к большим, количественно наполненным фактам.

Свободное направление более волюнтарно, подразумевает наличие элементов новизны.

Использование этих двух направлений привело к формированию двух подходов в современной историографии:

1) конкретно исторический;

2) глобалистский.

Конкретно исторический подход: предполагается точность математического метода. Цифры более чем другие данные фиксирую точность. + Точность понятий, им отводится особая роль. Развивается …
теория информации = предполагается анализ через призму математических методов.

Глобалистский подход на данном этапе не дотягивает до статуса теории истории. Причины:

1) в рамках этого подхода наблюдается достаточно небрежное отношение к историческим фактам;

2) в рамках такого подхода происходит упрощение понимания сложных феноменов;

3) слабая связь с современной философией истории (?).

Вывод: и то, и другое направления являются частью исторической науки, но математические методы эффективны только при четком определении их границ. Применительно к этим двум направлениям конкретно исторический метод более репрезентативен.

Французская революция 18 века в современной российской историографии

На данном этапе постсоветская российская историография все более и более обретает свое лицо. Отправная точка – концепция Манфреда, в которой четко прослеживается марксистская методология. Французская революция = смена общественных формаций. Такой подход давал универсальную модель оценки революций (в том числе русской), которые происходили в разное время в разных странах. + Определялась актуальность изучения французской революции.

Со второй половины 80-х гг. намечается отход от традиционного подхода, т.к. начинается переосмысление Октябрьской революции. => А.В. Адо первым предлагает отойти от упрощенного подхода в статьях 1990-х гг. В 2000 г. крупнейший исследователь Чудинов на основании этих статей утвердил, что произошла смена парадигмы в исследовании. К 2000 г. постепенно произошел отход от идеологического клише. + Лидерство в определении направлений от Манфреда перешло к его ученикам. Но при этом Чудинов сказал, что, несмотря на смену парадигмы, отход от марксистского подхода малоэффективен. Смирнов через 2 года в своей статье обозначил отход от идеологического клише, но, по его мнению, идеологическое клише не исчезло, а стало другим: теперь оно определяется не правящим режимом, а СМИ. Такой подход существует на протяжении последнего десятилетия.

Еще один аспект, определяющий восприятие Великой французской революции – понятия. Ключевым понятием, которое воспринимается неоднозначно, является термин феодализм. В частности, есть позиция, которая выражает сомнения в адекватности употребления данного понятия в отношении существовавшего тогда порядка. Гуревич (школа анналов): «сеньориальный» более адекватное понятие, чем «феодальный». В результате в 2000-е гг. была продекларирована мысль о том, что нужно договориться о понятиях. Было предложено скорректировать термин феодализм по отношению к положению во Франции перед революцией: разделить 2 термина – сеньориальный и феодальный. Было предложено, что применительно к политической структуре Франции можно использовать понятие феодализм, т.к. оно относится к общественно-экономической формации. Что касается других, социальных, экономических взаимоотношений, было предложено использовать термин сеньориальный. => В результате использование терминов в таком контексте может привести к различным оценкам относительно феодализма и сеньории. Для историков такой подход оказался приемлемым, т.к. таким образом можно было понять причину различности выводов => проблемы => признание, что Французская революция, как явление, изучено недостаточно. Имеющиеся исследования фрагментарны. Термины о сущности феодального строя оказываются малодоказательными. Кроме того, появляется термин об отсутствии перспектив в этом вопросе. (Перспективы определялись актуальностью проблем (Смирнов) + происходит понижение интереса к социально-экономической проблематике). По сути, в отечественной историографии последней книгой, где фиксируется проблема феодализма во французской деревне, стала книга Адо «Крестьяне и Великая французская революция» 1987 г. С середины 2000-х гг. примерно к 2005 г. все боле и более утверждается термин «сеньориальный строй».

Понятие абсолютизм. В европейской исторической науке в 20 в. фиксируется отказ от этого понятия. Но в нашей историографии эта тенденция не нашла отражения. Отказываться от этого понятия в отечественной историографии не стали, но стали определять различные грани этого понятия. В 2005 г. во французском ежегоднике было обозначено, что под этим термином можно понимать неограниченную законом власть, которой противостоит власть с опорой на закон. Абсолютизм в смысле завершенном, т.е. попытка вынести это понятие, как культурологический феномен.

Понятие буржуазия.

Таким образом, в отечественной историографии присутствует многообразие трактовок, что связано с отсутствием единой теории => восприятие Французской революции движется в сторону западного понимания. Отсутствуют обобщающие работы, т.к. отечественная историография не вышла на уровень обобщений. Работа Ревуненкова 2002 г. является, по сути, переизданием с уточнением его работы 70-х гг. Но есть масса работ, посвященных конкретным узким проблемам. Т.е. происходит процесс накопления материала. Отказ от марксистской трактовки не есть отказ от использования трудов историков-марксистов. Заметно нежелание многих историков втягиваться в дискуссию. Современная ситуация в восприятии Французской революции в целом отражает современного российского общества: происходит процесс переоценки революции, как явления.

Сборник статей. М. Изд-во "Наука". 1972. 234 стр. Тираж 3000. Цена 1 руб. 15 коп.

Выход в свет первого в нашей стране специального непериодического издания, посвященного вопросам применения количественных методов, - событие немаловажное в советской историографии. Сборник 1 подготовлен Комиссией по применению математических методов и электронно-вычислительных машин в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР; он представляет интерес и своей конкретно- исторической тематикой и вопросами методики применения в исторических исследованиях современного математического аппарата. В вводной статье Ю. Л. Бессмертного подчеркивается, что применение современного математического аппарата - лишь "новый шаг" по одному из известных направлений в разработке методики исторического исследования. Широкое внедрение количественных методов обеспечивает не только более глубокое изучение ряда проблем исторического процесса, но и постановку принципиально новых задач, среди которых автор в первую очередь упоминает анализ сложнейших комплексов социальных и экономических взаимосвязей в обществе, вычленение ведущих факторов в механизмах глубинных исторических процессов, измерение интенсивности социальных процессов, различного рода классификационные задачи и т. п.

В статье К. В. Хвостовой демонстрируется целый комплекс разнообразных, иногда и весьма сложных методов применения математического аппарата при изучении социально-экономических явлений средневековья. В связи с этим статью можно назвать своеобразным методическим пособием по использованию количественных методов. Значительное место отведено автором

1 Редколлегия: И. Д. Ковальченко (отв. ред.), Ю. Л. Бессмертный, Л. М. Брагина.

одному из наиболее сложных и спорных вопросов применения методов математической статистики - трактовке уцелевших фрагментов документального материала в качестве так называемой естественной выборки. Автор весьма остроумно интерпретирует византийские поимущественно-налоговые описи ряда монастырских деревень Южной Македонии за 1317 и 1321 гг., как серийно-повторную выборку. Убедительно интерпретирует К. В. Хвостова и применение критериев репрезентативности выборок, основанных на законе больших чисел, к выборкам, используемым для качественного анализа. В статье, пожалуй, впервые в исторической литературе, применен один из интереснейших методов классификации по многим признакам. С помощью так называемого векторного анализа К. В. Хвостова классифицирует 1255 крестьянских хозяйств, учитывая одновременно шесть признаков (число членов семьи, величина налога, величина пахотного надела, размер земли под виноградником, количество нетяглого и тяглого скота). Применение этого метода, видимо, оправдывает себя, так как результаты классификации не могут быть получены обычными методами. Большое внимание в статье уделено методике реконструкции механизма налогового обложения крестьянских хозяйств, осуществленной как путем применения корреляционного анализа, так и более упрощенными операциями подсчета частот. В ряде случаев К. В. Хвостова применяет методику, заимствованную из области теории информации. В работе нашло место и изучение методики анализа структуры социально-экономических явлений, взятых как некая система. Структура таких явлений, как податной иммунитет, система налогообложения, анализируются К. В. Хвостовой с помощью самых различных методов (регрессионного анализа, энтропии и т. д.); при этом делается акцент на основных теоретических посылках того или иного метода. Заслуживают внимания интереснейшие исторические обобщения автора о характере развития социальных отношений в поздней Византии.

Приемы математической статистики использованы и в ряде других статей. Корреляционный анализ применен, в частности, в работе Н. Б. Селунской, посвященной анализу описей помещичьих имений России конца XIX - начала XX в., заложенных в Дворянском земельном банке. Автор отмечает ограниченность бытующего в литературе метода определения удельного веса капиталистической и отработочной систем в помещичьем хозяйстве, основанного фактически лишь на анализе одного признака - способа использования земельных угодий. В статье предложен структурно- факторный анализ основных показателей помещичьего хозяйства, отраженных в этих описях. Этот анализ проводится путем выявления корреляционной связи между рядом факторов (например, между чистым доходом и расходом, между чистым доходом и стоимостью живого и мертвого инвентаря и т. д.). Правда, остается неясным, какой именно корреляционный коэффициент выбран автором и почему. Кстати, далеко не во всех работах сборника соблюдается предварительная оценка характера той или иной зависимости, а именно это и должно определять выбор типа коэффициента. Экспериментальная обработка описей помещичьих имений Московской губернии показывает плодотворность предложенного метода. В частности, в этих имениях четко прослеживается преимущественное развитие скотоводства. Однако корреляционный анализ свидетельствует, что уровень его развития в помещичьих хозяйствах еще не носил торгового характера. Любопытное применение корреляционного анализа предлагается в статье Л. М. Брагиной. Она поставила перед собой задачу изучить количественными методами источник нарративного характера - философский трактат, автором которого является итальянский гуманист XV в. К. Ландино. Задача решается путем составления тезауруса философско- этических терминов, выделения ведущей группы терминов-синонимов и выявления путем корреляционного анализа степени взаимосвязи установленных автором так называемых центральных терминов (nobilitas, virtus и др.) с остальной их группой. В итоге Л. М. Брагина получает развернутое понятие центрального термина "благородство", где главную роль играют такие компоненты, как "добродетель", "творчество", "происхождение", "мудрость", "знание", "общество", "государство" и т. п. Автор считает, что полученные количественные характеристики вполне совпадают с итогами смыслового анализа текста трактата. Однако использование самих значений коэффициента для получения правильных выводов не совсем правомерно. По-видимому, лучше основывать выводы не на самой величине коэффициента, а на их взаимном сопоставлении.

Недостаточно выясненными остаются некоторые нюансы взаимоотношений терминов. Ведь корреляция в данном случае устанавливает лишь положительную связь, так как в основу анализа положена частотность встречаемости тех или иных сочетаний терминов. Что же касается логического смысла, то в тексте может встречаться и связь, так сказать, "отрицательная". Л. М. Брагина сама указывает на взаимоотношения именно такого характера. Правда, она пишет, что "отрицательная, по существу, связь не снимает очевидного при смысловом и статистическом анализе явления, что термин genus, origo играет существенную роль при определении понятия nobilitas" (стр. 137). Но ведь суть взаимоотношения терминов корреляционный анализ уловить не может.

Большая часть авторов ставит задачу формализации и статистической обработки материалов. Причем формализации подвергаются самые различные по своей природе явления. Так, в работе Б. Н. Миронова формализован материал ответов на анкетный запрос сената в 1767 г. о причинах роста цен на хлеб. Подобная обработка материала позволила автору сделать ряд важных наблюдений по выяснению истинных причин роста хлебных цен. В работе Г. Г. Громова и В. И. Плющева формализации и статистической обработке подвергнут материал, на первый взгляд совсем не пригодный для этих целей. Речь идет об орнаменте народных вышивок Архангельской губернии второй половины XIX - первой половины XX века. Разумеется, формализация, как и всякое обобщение, теряет много конкретных деталей, особенностей и т. д.; но вместе с тем она открывает широкий простор для статистической обработки огромного массива этнографических объектов, что невозможно сделать при ином подходе к решению проблемы. Авторы сообщают лишь о первых шагах в этой большой и кропотливой работе.

Ярким примером того, насколько интересен может быть исследовательский поиск историка при самой минимальной формализации материала источника, служит статья Д. В. Деопика. Автор решил использовать для изучения хронологии и путей распространения буддизма в Бирме даты постройки храмов. Хронология постройки изучается им в совокупности. Для этого составлена сводная таблица, фиксирующая появление храмов по столетиям (с VI в. до н. э. и до XIX в. включительно), в рамках тех или иных выделенных автором регионов страны. Материал таблицы переработан в графики с координатами периодов и числа храмов. Д. В. Деопик четко разграничивает три хронологических периода. При этом, опираясь на характер графика по периоду наиболее реального и точно датируемого строительства храмов, автор оценивает (правда, гипотетически) степень реальности графиков двух более ранних периодов. Таким образом, простейшая формализация помогает восстановить страницы истории раннего буддизма в Бирме.

В сборнике представлены и работы археологов. Д. В. Деопик, А. А. Узянов, М. С. Штиглиц подвергли статистической обработке орнаментированную керамику X - VIII вв. до н. э. одного из кобанских поселений. Распределив материал раскопок на десять условных хронологических периодов и проведя оценку репрезентативности выборок, авторы не только классифицировали данные об орнаменте и выявили взаимосвязи различных типов орнамента между собой и с типами сосудов, но и установили основные закономерности эволюции основных типов орнамента.

Заключительный раздел сборника содержит историографические статьи и обзоры. Содержателен обзор В. А. Якубского о применении количественных методов при изучении аграрной истории барщинно-крепостнической Польши. Автор прослеживает историю развития в польской историографии направления, связанного с применением количественных методов, отмечая значение обобщающих работ В. Кули, Е. Топольского, А. Вычанского и других. В. А. Якубский обращает также внимание на трудности источниковедческого характера, стоящие на пути применения регрессионного и корреляционного анализа к материалам XVI - XVII вв., указывая, в частности, на сложность конструирования динамических рядов, затруднения с определением характера тренда и т. д. Интересны, хотя не бесспорны, соображения автора по ряду вопросов, связанных с исторической интерпретацией итогов, полученных в результате обработки тех или иных материалов методами математической статистики. Содержательна краткая информация Х. Э. Палли о работах шведских историков по применению математических методов исследования.

В заметке Е. Д. Гражданникова, касающейся историографии, к ряду работ, к сожа-

лению, не дается необходимых комментариев. Так, безоговорочно объявляются интересными по своим результатам наблюдения историков 20- х годов В. Анучина и А. Чижевского об 11-летней периодичности в датах восстаний и народных движений. Недостаточно четко автор излагает свое понимание и другого явления - совпадения во времени социальных и научных революций. Автор, видимо, буквально воспринимает мнение русского инженера Ф. Н. Савченкова, высказанное в 1870 г., что "резкие реформы в химии совпадают с большими социальными переворотами". Но в таком виде широкий и сложный процесс влияния социальных преобразований на развитие науки представляется весьма вульгаризированным.

«…наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой…» (Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. - М. , 1956. – С. 56.)

Методология - Совокупность основополагающих представлений и идей, принципов и приемов познания, которые являются теорией метода. Методика (теория метода) – пути и способы их реализаций, набор соответствующих правил и процедур. Техника – орудия, инструменты.

МАТЕМАТИКА Комплекс математических дисциплин и научных направлений, занимающихся изучением абстрактных структур и операциями над объектами общей природы, а значит и количественными характеристиками социальных явлений.

В основе современных математико-статистических теорий лежит понятие вероятности. Под ней понимается объективная категория выступающая мерой возможности того или иного результата, характеризующая с количественной определенностью возможность появления данного события. По классическому определению вероятность – это величина равная отношению числа возможных случаев, благоприятствующих данному событию, к числу всех равновозможных случаев.

ДЛЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ СОБЫТИЙ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЕНИЕ РЯДА УСЛОВИЙ: Наблюдаемые явления либо могут быть повторены неограниченное число раз, либо сразу осуществимо наблюдение за одинаковыми событиями в большом количестве. Независимость событий. Наличие постоянных условий при создании источниковой базы.

В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СООТНОШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ПРОИСХОДИТ ЧЕТЫРЕ ЭТАПА 1. Постановка проблемы, выбор источников и определение существенных признаков происходит при преобладании содержательного, качественного анализа. 2. Выбор математических методов в зависимости от структуры источника, характера данных и сущности методов определяется в неразрывном единстве качественного и количественного анализа. 3. Относительная самостоятельность количественного анализа 4. Содержательная интерпретация полученных результатов.

ИСТОРИОГРАФИЯ Конец XIX в. – начало ХХ в. – А. Кауфман, И. Лучицкий, Н. Любович, Н. Нордман. 20 -е гг. ХХ в. – Г. Баскин, Л. Крицман. И. Росницкий, В. Анучинов, Л. Чижевский. 30 -40 -е гг. ХХ в. - А. Арциховский, М. Грязнов, П. Ефименко. 50 -60 -е гг. ХХ в. – В. Устинов, Л. Ковальченко, Ю. Кахка.

Середина 60 -х – 80 -е гг. XX в. - И. Ковальченко, Л. Милов, В. Дробижев, А. Соколов, К. Хвостова, Г. Федоров-Давыдов, Л. Бородкин, К. Литвак, Н. Селунская, Т. Славко, И. Гарскова. Рубеж XX-XIX вв. – Н. А. Федорова, Л. И. Бородкин, А. Ю. Володин, И. М. Гарскова, С. А. Саломатина



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...