Материал на тему: Контрольные диктанты по русскому языку.

Ночь в весеннем лесу

Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре. Начинался старый дубовый лес. Уже была ночь, поэтому за окном чернели только толстые дубы. Луна поднялась вверх, вышла из-за туч, и картина изменилась. Какие-то чары разлились по лесу!

Тихое лунное сияние заиграло в верховьях деревьев, укрытых первыми листьями. Светло-зеленый свет струился в самых удаленных уголках. Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины. Сон как будто рукой сняло. Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.

Лес казался каким-то нереальным. Он стал похож на дивный заколдованный храм, уставленный темными колоннами, прикрытый необыкновенной светящейся дымкой. Черные пни были похожи на огромные грибы. Молодой папоротник напоминал цветы в зачарованном саду.

Задание

  1. Выпишите из текста все сложные предложения.
  2. Выполните морфологический разбор слова:
    • 1 вариант - светло-зеленый;
    • 2 вариант - ярко-золотыми.
  3. Выполните пунктуационный разбор предложения:
    • 1 вариант: Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.
    • 2 вариант: Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины.

ВХОДНОЙ ДИКТАНТ № 1

ВЕСНА В ЛЕСУ.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит солнце. Тает последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. Слышна чудесная трель соловья. Смолой запахли душистые почки. Выглянул голубенький подснежник. Уже оттаял муравейник под старой сосной. У ели резвились счастливые бельчата. Веселый и радостный лес весной.

______________________________________________________(53 слова)

Задания: 1. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

2. Разделить для переноса слова: РАННЯЯ, ВЕСЕННЯЯ,

ГОЛУБЕНЬКИЙ.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2

ПРОГУЛКА.

Ранней осенью группа ребят ходила в рощу.

Пожелтели листья на березках, покраснели осинки. На рябине стали созревать гроздья ягод. Только дуб сохранил летний зеленый наряд.

По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу веселый костер. Тихо было в лесу. Дети сели к огню. Учительница Нина Юрьевна объясняла повадки лесных животных. У Сережи была книга. Он прочитал интересный рассказ.

По дороге домой ученики пели песни. Радостные вернулись они с прогулки. (90 слов)

1.Разобрать по членам пятое предложение. (Подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания).

    Выписать из текста диктанта два слова с проверяемыми безударными гласными в корне и два слова с парными звонкими и глухими согласными. Написать еще два слова на те же правила.

    Подобрать по схемам слова и написать:

Повторение. Предложения с однородными членами

    В какой паре антоним (противоположное по смыслу слово) подобран

1) грустный-веселый 2) добрый-смелый

3) пресный-соленый 4) солнечный-пасмурный

    В какой паре выделенное слово является именем существительным?

ГА

1) столичное метро 2) столбовая дорога

3) школьная столовая 4) столовая ложка

    В каком случае слово верно разделили для переноса?

ОА

1) объ-яв-ле-нный 2)об-ъяв-лен-ный

3)объ-яв-ленн-ый 4)объ-яв-лен-ный

    В каком предложении есть однородные подлежащие?

    Терпение и труд все перетрут.

    Труд украшает человека.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Без соли и хлеба плохая беседа.

    В каком словосочетании пропущены обе буквы А?

1) д…ждливый..ктябрь 2) в…сточная стр…на

3) кр…сивый пл…ток 4) сах…рный тр…стник

    В каком предложении и какая запятая не нужна? (90 слов)

1. Любит кошка рыбку, хочет ее скушать, а в воду лезть боится.

2. Ветер срывал листья с лип, дубков, берез.

    День был ясный, солнечный, но холодный.

    Диваны, столы, и стулья были сделаны из красивого дерева.

1) 1 предл., 2 я запятая 2) 2 предл., 1 я запятая

3) 3 предл., 2 я Запятая 4) 4 предл., 2 я запятая

Контрольный диктант №3

ПОМОЩНИКИ

Летом Дима и Лена приехали отдыхать к бабушке в деревню. До деревни они ехали по реке на пароходе. Утром на пристани их встретил дядя Саша. Он отвез их на машине к бабушке. Ее домик стоял на берегу. Залива. В заливе плавали утки и гуси. Внучата помогали бабушке ухаживать за птицей. Они работали на огороде, в саду. Часто ребята ходили в лес за грибами и ягодами.

Слова для справок: пристань.

    В первом и втором предложениях найти существительные 1 го склонения и обозначить их падеж.

    Разобрать по составу слова: бабушка, помогали.

Контрольный диктант № 4

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.

Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.

(По И.Соколову-Микитову. 70 слов)

    Сделать схему второго и седьмого предложений (по вариантам).

    Обозначить в этих предложениях падеж имен существительных.

    Найти в тексте два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Написать их вместе с проверочными. Подобрать одно слово на то же правило. Написать его вместе с проверочными.

Контрольный диктант №5

ДРУГ

Буран застиг в снежной пустыне ирландского врача и его собаку по кличке Бьерн. Путники укрылись под защитой скалы. За пять дней они съели почти весь свой запас.

Вот буран стих. Врач выбрался из пещеры. Яркий свет ослепил его. Он забыл взять в дорогу темные очки и вдруг ослеп.

С трудом написал врач записку эскимосам с просьбой о помощи и с планом местности. Завернул ее в тряпку пи повязал псу как ошейник. Потом вывел Бьерна из пещеры и дал команду.

Через несколько суток пришла помощь. Ее привел верный Бьерн. Он был очень худой, но радостный.

(По В.Красновцевц. 95 слов)

На доске записать Слова:

Бьерн, эскимосам.

1. Разобрать по членам второе и пятое предложения (по вариантам). Выписать из предложения словосочетание с именем существительным, указать его склонение и падеж.

2. Разобрать слова по составу:

1 вариант: ОСЛЕПИЛ, ЗАПИСКУ.

2 вариант: ПОВЯЗАЛ,ПРОСЬБОЙ.

3. Разобрать как часть речи.

1 вариант: взять В ДОРОГУ.

2 вариант: дал КОМАНДУ.

Изложение повествовательного текста.

Было морозно. Я шел по берегу реки.

Вдруг послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой песней.

Мне захотелось ближе рассмотреть ее. Я сделал несколько шагов. Но птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Она исчезла подо льдом. У меня птичка утопилась. Я бросился к проруби. Утопленницы нигде не было видно. Слезы навернулись мне на глаза.

Я прибежал домой к отцу и рассказал про птицу. Он долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца. Отец сказал, что это была оляпка. Она не утонула, а рыгает теперь снова по льду.

Я не поверил, опять побежал на реку. (По В. Бианки. 120 слов)

Диктант №6

ТЕТЕРЕВА

Зашло, заиграло над лесом веселое зимнее солнышко.

Вылетели из ночных лунок нарядные тетерева. Сидят птицы на березе, клюют березовые душистые почки. Спокойно гуляют они под деревьями. Оставляют на скатерти снегов красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут эти птицы в роще. На ночь зарываются они в снег, делают в сугробе глубокие ямки-лунки. Не достанет в снегу тетеревов их злейший враг – ястреб. Не найдет хитрый лисовин.

Издалека видит старый лисовин на деревьях красивых птиц. Слюнки текут у лисовина.

(По И.Соколову-Микитову. 81 слово.)

1.Разобрать предложения по членам, составит схемы.

1 вариант: второе предложение

2 вариант: четвертое предложение.

    Определить падежи имен существительных в шестом предложении.

Свободный диктант № 7

КУРИЦА НА СТОЛБАХ.

Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца. Мы подложили их гнездо нашей черной курицы.

Вывела наседка цыплят и четырех желтеньких гусят.

Прошла весна, настало лето. И вот однажды гуляла курица во дворе.

Вдруг солнце померкло, грянул гром, сверкнула молния. Курица позвала гусят под навес.

Она распушила перья, укрыла гусят крылом. Но весенняя гроза быстро прошла. Засияло яркое солнце.

Гусятам не хотелось сидеть под курицей. Они поднялись на ногах, подняли длинные шеи.

И курица поднялась, как на четырех столбах. Она закачалась в воздухе высоко от земли.

После этого случая курица перестала ходить вместе с гусятами.

(М.Пришвин 98 слов)

Диктант №8

РУССКАЯ ГОСТЬЯ.

Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под елкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Ребята заготовили с осени корм для пернатых друзей. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Первой к кормушке прилетела длиннохвостая синица. Потом стала завтракать стайка шумных щеглов. Вдруг у кормушки появилась пушистая белка. Она пробежала до пушистой ели, оглянулась и прыгнула на стол. Редкая Гостья стала ловко объедать вкусные ягоды.

(По Г.Скребицкому)

Слова для справок:

Длиннохвостая.

    Подчеркнуть имена прилагательные, указать их род и падеж и выделить окончания.

    Выписать один глагол и одно существительное с безударными гласными в корне, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №9

В КАНИКУЛЫ

Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привез нас на тихую станцию.

Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По голубому небу плыли легкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

Чудесно в зимнем лесу! Березы тихо качают гибкими ветвями. В густом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево черный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

    В последних трех предложениях указать падежи прилагательных и существительных.

    Составить схему предпоследнего предложения. Составит свое предложение по этой схеме.

    Выписать два словосочетания с именами прилагательными.

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

Два жадных медвежонка.

(Венгерская сказка).

Два медвежонка нашли большую круглую головку сыра. Хотели поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Каждый боялся, что другому достанется больше.

Подошла к ним лиса, взяла сыр и разломила его надвое. Но расколола головку так, что один кусок был больше другого.

Медвежата закричали:

    Этот больше!

Лиса откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда, от большего куска к меньшему, от меньшего – к большему.

Пока лиса не наелась досыта, она все делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка!

Так бывает с теми. Кто жадничает!

Опорные словосочетания:

Поделить поровну, жадность одолела, разломила надвое, продолжала делить сыр, (носами) водили туда-сюда, наелась досыта, куски сравнялись, два крохотных кусочка и др.

При подготовке к изложению используется памятка на с.249 учебника.

Диктант №10

Все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Зимнее поле расстилается необозримым ковром до самого горизонта. Осиновая роща стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя. Скоро в воздухе запоют хохлатые жаворонки. Из середины рощи долетят звуки кукушки. Как обаятелен чудный запах леса после весенней грозы!

(По Л.Н.Толстому)

Выпишите глаголы и сделайте морфологический разбор.

Итоговый тест №2

    В каком предложении глагол употреблен в прямом значении?

    Время бежит быстро

    Слезы бежали по ее щекам.

    Молодой спортсмен первым прибежал к финишу.

    Между кустов бежит звонкий речей.

2.Какое из «сказочных» слов могло бы быть глаголом?

Глокая куздра бодланула куздренка.

3.Какая часть речи изменяется по числам, родам и падежам, но не изменяется по временам?

1)существительное 2) глагол

3) прилагательное 4) предлог

    В каком предложении есть однородные сказуемые?

    «Два маленьких котенка поссорились в углу.

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят…

    А дело было ночью, в январе.

    Два маленьких котенка озябли во дворе.» (С.Я.Маршак)

    Какое слово является однокоренным к существительному рис?

1) рисовая (каша) 2)пористый (шоколад)

3)(морская) пристань 4)(детский) рисунок

    В каком предложении подлежащее выражено именем существительным 3 склонения?

1)Петух в печи пироги печет

2) Кошка на окошке рубаху шьет.

3)мышь в ступе горох толчет.

4)Конь у крыльца копытом бьет.

    Какие буквы пропущены в окончаниях?

В зимн..м утренн..м убор.. каждое дерево красиво выделялось на светлом фон…зари.

1)и;и;и;и; 2)е;и;и;е; 3) и;е;и;е; 4)е;е;е;е;

    Приставка какого слова может быть предлогом?

1)небеса 2) переулок 3)вьюнок 4)загородка

    Какие буквы пропущены?

«Повар готовил …бе..,

А тут отключили свет.

Повар л..щ.. берет

И опускает в компот.»

    Найдите главные члены в предложении:

После весеннего дождя все в березовой роще дышало необыкновенной свежестью.

    свежестью дышало

    дышало в роще

    все дышало

    все в роще

    Какое имя существительное употреблено в том же падеже, что и выделенное слово?

Затопил печ ь

1) написать письмо 2)спал на печи

3) длинная речь 4) накосил сена

    Найдите глагол 1 спряжения.

1) грузить 2) решать

3) держать 4) смотреть

    Как правильно дописать слова?

У меня есть товарищ Дима Большов. Отец Димы Большо… играет в оркестре Большо… театра

1)- ва,- го 2)-го, -го 3) –ва, -ва 4) –го, -ва

    Найдите неправильно выделенное словосочетание из предложения:

Окрестные болота накрепко сковали льды.

    сковали (как?) накрепко

    сковали (что?) льды

    сковали (что?) болота

    болота (какие?) окрестные

    Найдите проверочное слово для пропущенной орфограммы:

На ветках в…сят яблоки

1) вес 2) повесит 3) виснуть 4) окно

    Найдите слово, где только глухие согласные звуки

1) гроза 2)обход

3)сосна 4)стол

    Найдите слово с наибольшим числом согласных звуков

1)край 2) дом 3) пол 4)окно

    Составьте из предложений текст и определите его особенности.

    Кто силой, кто хитростью.

    Свернется в клубок и фуфыкает сердито.

    А еж спасается от врагов своими иголками.

    Каждый зверь защищается от врагов как может.

    Попробуй-ка возьми его!

    Это описание кого или чего-либо.

    Это рассказ о событиях.

    Это доказательство какой-то мысли.

    Текста не получилось.

Контрольный диктант №11

БЕЛКИ.

У старой ветвистой ели резвятся Веселые белочки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С елки на елку носились белочки по лесу, грызли тяжелые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далекие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

(По Соколову - Микитову. 92 слова.)

Задания. 1. Разобрать предложения по членам.

1 вариант – первое предложение.

2 вариант – десятое предложение

2.Разобрать слова по составу.

1 вариант - ветвистой, грызли, выкормить.

2 вариант: сменили, смолистые, смотреть.

3.Разобрать слова как часть речи.

1 вариант – СОЛНЦУ (второе предложение)

2 вариант – В ЧАЩЕ (четвертое предложение)

    Составить предложение по схеме.

1 вариант – какие? _________ где?

2 вариант – откуда? ____________ какой?

  1. «Повторение»-23. 09 Цель

    Документ

    Знания учащихся об имени прилагательном. Весна в лесу Хороша ранняя весна в лесу ! Ярко светит весеннее солнце . лёгкие облака украшают голубое... усвоили учащиеся правописание изученных орфограмм. Весной Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая...

  2. Практическое пособие для воспитателей и методистов доу аннотация

    Тематическое планирование

    Рассказывают сказки.) Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то... отдохнем... (звучит запись «Голоса леса »). Ярко светит солнце , Дует легкий ветерок, Я вдыхаю... Прилетают насекомые. В лесу поют птицы. Хорошо весной ! ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Календари...

  3. Жаркое лето, типичное для средней полосы России, где зима захватывает людей в свои суровые объятия хорошо, если в конце ноября, а не раньше, а весна торопится

    Документ

    ... хорошо , если в конце ноября, а не раньше, а весна торопится пригреть солнечными лучами не ранее ... находили где-нибудь в лесу сотрудники правоохранительных органах, занимавшиеся... Хотя был разгар дня,и ярко

Итоговый диктант за год.

5 класс

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые берёзки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нём бурная жизнь. Тает снег. Всё больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянах появляются проталины, когда ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Много услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчёлы.

(По Соколову Микитову)

Грамматические задания.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант. На вершине высокой ели распевает дрозд.

2 вариант. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчёлы.

  1. Разобрать слова по составу:

1 вариант. Надышишься, подснежники.

2 вариант. Услышишь, лесных.

  1. Морфологический разбор слов:

1 вариант. В лесу.

2 вариант. Видишь.

Литература:

Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку 5 – 9 классы»

Книга для учителя. «Просвещение» 2001 год.

Итоговый контрольный диктант.

8 класс.

Два деревца.

В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Днём у её корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

В том же лесу на опушке красовалась стройная зелёная ёлочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Ни от чьих глаз не ускользала красавица-ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце».

Грамматическое задание:

1 вариант. Предмет – тяжёлый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил.

2 вариант. Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается путаный кустарник.

  1. Синтаксический разбор словосочетаний.

1 вариант. Вызывают удивление, неожиданно разносится.

2 вариант. В этих домах, освободили от оков.

  1. Морфемный разбор слов.

1 вариант. Восторженный, выигрыш, разгорелась.

2 вариант. Привокзальный, бессмыслица, перенеслась.

Литература:

«ВШК. Сборник контрольных заданий». /для директоров и завучей школы/

Итоговый диктант за год.

9 класс.

Материнское счастье.

Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз, когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, что совершаю святой обряд. Хлеб этот хоть и тёмного цвета, и немного клейкий, словно бы испечённый из жидкого замешенного теста. Но ни с чем на свете несравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух, пахнет он солнцем, молодой соломой и дымом…

Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнёрских рук – свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнёрских руках мой сын. Это был народный хлеб – тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней.

(По Ч. Айтматову)

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор предложений.

1 вариант. Мы стояли на дикой вырубке, с которой отдельные изуродованный деревья смотрят на зарю.

2 вариант. А туман до того затопляет окрестность, что хоть лодку бери и плыви по нему .

  1. Выписать из текста словосочетания со всеми видами связи, указать их.
  1. Разобрать слова по составу:

1 вариант. Приходилось, сладковатый, гордостью.

2 вариант. Испечённый, подумала, материнское.

Литература:

«ВШК. Сборник контрольных заданий» /для директоров и завучей школы/

Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 5 классе

Дуб.

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова листочки

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

2. Морфологический разбор слова желудями

3. Разобрать слова по составу: «распустятся», «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова «деревьев».

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИТОГОВЫЙ ЗА 5 КЛАСС

ГЛУХАРИ

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

Глухарь - самая большая, редкостная птица в наших лесах.

Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых темных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей "мошниками".

Не всякому удается увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню.

Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их. Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой.

(По И. Соколову-Микитову) (90 слов)

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Составьте простой план текста. Можно ли переставить части текста? Аргументируйте свой ответ;

Поясните, почему по типу речи этот текст - повествование?

В каком стиле дано повествование? Докажите;

С помощью подбора однокоренных слов объясните лексическое значение слова мошник.

2) Графически объясните орфограммы в словах, схемами - постановку знаков препинания;

Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

Составьте схемы простого предложения с однородными членами и сложного предложения.

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(99 слов) (По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(99слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

2 вариант.

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Весна.

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

2 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

(110 сл.)

(По Ю.Яковлеву)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова «она».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(110 сл.)

(По В. Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

5 класс

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься при¬родой.

(109 слов)

Лес

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит около красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно ви¬сят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, свет¬леют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шу¬ма. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.

(125 слов.) (По И. С. Тургеневу.)

Итоговый контрольный диктант

5 класс

Грибной поход

В конце лета мы отправились в окрестный лес за грибами. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили березки. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

Вокруг берёзы разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжелыми полными корзинами и ведрами.

Ветер играл березовыми и сосновыми верхушками. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы. (90 слов)

(По В. Тетюреву)

Грамматические задания

1 вариант: Обступили, подосиновики, местных

2 вариант: Подберезовики, срезали, окрестных

2. Произвести фонетический разбор слов

1 вариант: березы

2 вариант: здесь

1 вариант: Грибы мы срезали…

2 вариант: Ветер играл …

Итоговый контрольный диктант

(5 класс)

Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Они быстро вырастут и будут летать.

(По И.Соколову – Микитову) (78 слов)

Грамматические задания

1. Определить количество букв и звуков.

1 вариант - крыльями

2 вариант - свою

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - морями, собираются, маленькие

2 вариант - камышом, выведутся, далеких.

1 вариант: болото (1 предложение)

2 вариант: камышом (3 предложение)

4. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант - Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой.

2 вариант - Скоро выведутся у них маленькие журавлята.

Итоговый контрольный диктант

(5 класс)

Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.

Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.

Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.

Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.

(По Г. Скребицкому) (100 слов)

Грамматические задания

1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - тропинках, искристый, смотрю

2 вариант - зверьков, серебристыми, сажусь

2. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант - Я сажусь на пенёк и смотрю на залив

2 вариант - И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

3. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант: на полянке (2 предложение)

2 вариант: на залив. (3 предложение)

Итоговый контрольный диктант

6 класс

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным сто¬лом. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог по¬нять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не уме¬ют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные су¬гробы, и они преспокойно спят всю зиму. (110 слов)

(По И. Соколову- Микитову)

Грамматические задания

1. Выписать местоимения, определить разряд

1 вариант: 1 абзац

2 вариант: 2, 3 абзац

2. Произвести морфологический разбор

1 вариант: сидел (Первое предложение)

2 вариант: покрывают (Последнее предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант: Днем они спят, а ночью выходят на охоту.

2 вариант: Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами

Итоговый контрольный диктант

(6 класс)

Гроза.

« Ну и гроза же будет после такой жары», - говорили все.

И гроза наконец пришла. Она приближалась медленно, и мы следили за ней с самого утра. Небо затянулось дымом. За ним проступали клубы черной, как будто окаменевшей ваты. Это просвечивала сквозь дым грозовая туча.

Мертвая тишина стояла вокруг. Замолчали лягушки и птицы, перестала плескаться рыба. Наконец свежо и протяжно вздохнула земля.

Первый гром прокатился через леса и ушел далеко на юг по зашумевшим от ветра хлебам. Потом все завыло и засвистело. Заскрипели столетние липы. Желтая мгла помчалась над самой землей. Посыпались стекла. По шумящим вершинам прокатился желтый огненный шар. Он трещал и дымился, а потом взорвался с сухим грохотом.

Наконец обрушился ливень. Сплошные беспросветные потоки лились на соседний парк. (По К.Г. Паустовскому) (117 слов)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор слов

1 вариант - жёлтая

2 вариант - землей

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - просвечивала, грозовая, вершинам

2 вариант - засвистело, огненный, дымом

3. Составить схемы предложений

1 вариант - 1 предложение

2 вариант - 3 предложение

4. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант - приближалась (3 предложение)

2 вариант - вздохнула (9 предложение)

Итоговый контрольный диктант

(6 класс)

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается ника¬кими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься при¬родой. (109 слов)

Грамматическое задание

1. Определить количество букв и звуков

1 вариант - прояснилось

2 вариант - раздается

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - утреннем, прилегает, звуками

2 вариант - серебряными, пробежал, голосами

3. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант - расстилается (3 предложение)

2 вариант - видишь (6 предложение)

4. Составить схемы предложений

1 вариант - Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением

2 вариант - Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Итоговый контрольный диктант

7 класс

Весенняя песня

Далеко-далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки.

Вылез из норы и толстый ленивый барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, и птицы, и крохотные букашки слушали песню жаворонка. И все думали о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было ее и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь все выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (130 слов) Г. Скребицкий

Итоговый контрольный диктант

(7 класс)

Весенняя песня

Далеко–далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и даже по лесным чащам.

Заслышав эту весеннюю песню, из своих норок, из щелок и трещинок вылезли все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки, выбравшиеся на солнышко, грелись и расправляли крылышки, усики и ножки.

Вылез из норы барсук, и даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка. Они думали об одном, что уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться. Они радовались тому, что наступили светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (123 слова)

(По Г.Скребицкому)

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - заслышав, слушали, зимнего, крылышки

2 вариант - вылез, наступили, серенькой, паучки

1 вариант – выбравшиеся (3 предложение)

2 вариант – рожденной (9 предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант - А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше.

2 вариант - Все звери, птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка

Итоговый контрольный диктант

7 класс

В птичьем заповеднике

Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. Яркое солнце по-весеннему отражалось в золотившейся глади.

Круг окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кор¬мой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над са¬мой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной во¬де, пролетали огромные пеликаны. А лебеди, напоминающие сказочные корабли, находились невдалеке от нас.

В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника. (119 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания

1. Произвести морфемный разбор слов

1 вариант: золотившейся, справа, упираясь, сходился

2 вариант: окружавших, слева, находились, отражаясь

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант: напоминающие

2 вариант: окружавших

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант: Круг окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой.

2 вариант: Над самой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны.

Итоговый контрольный диктант

8 класс

Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды - это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, но мы не замечаем этого движения. (135 слов)

(По М. Гумилевской)

Грамматические задания

1. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.

Определите вид подчинительной связи между словами.

1 вариант: простым глазом, составили карты, появилась недавно.

2 вариант: небесного свода, кажутся точками, образуют фигуры.

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант: видимых (Первое предложение)

2 вариант: блестящими (Пятое предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант: Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

2 вариант: Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.

Итоговый контрольный диктант

(8 класс)

Незнакомая усадьба

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (130 слов)

(По А. П.Чехову)

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант - шелестела, липовую, направо, скользя

2 вариант - пряталось, длинную, тихо, посаженных

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант – цветущей (2 предложение)

2 вариант – заходившее (12 предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант - Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу.

2 вариант - Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам.

Итоговый контрольный диктант

8 класс

Певец русских лесов

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после лесной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи. Современники называли Шишкина лесным богатырем. В этих словах была и дружеская шутка, и почтительное восхищение. Действительно, никто из русских пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Его картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе. Пейзажист замечает и красные шапочки грибов, спрятавшихся в траве, и круги на спиленном срезе дерева, веточки засохшей хвои. Он постигает красоту самых как будто обыкновенных вещей и предметов. Живописный язык шишкинских пейзажей предельно точен и прост. Его картины воскрешают впечатления и образы, которые хранятся в нашей памяти всю жизнь.

На пейзажах Шишкина природа России представлена в ее каждодневном, привычном и естественном обличии. (165 слов)

Итоговый контрольный диктант

8 класс

На озере

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес

По левую руку время от времени поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину таинственного леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться на счет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась в шагах пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде прохладные цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного стекла, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров. (175 слов)

По В. Солоухину

Итоговый контрольный диктант

9 класс

В степи

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам. И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, буpьян, молочай, дикая конопля – всё, побуpевшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (155 слов)

(По А.П. Чехову)

Грамматические задания

1. Выписать из предложения

1 вариант: Солнце уже выглянуло… словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. вариант: И вдруг вся широкая степь… словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Найти в тексте

1 вариант: предложения с обособленными определениями и подчеркнуть их.

2 вариант: предложения с обособленными обстоятельствами и подчеркнуть их.

3. Сделать схему сложного предложения, определить вид придаточного, тип подчинения.

1 вариант: Сначала далеко впереди…

2 вариант: Едешь-едешь и никак….


Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре. Начинался старый дубовый лес. Уже была ночь, поэтому за окном чернели только толстые дубы. Луна поднялась вверх, вышла из-за туч, и картина изменилась. Какие-то чары разлились по лесу!

Тихое лунное сияние заиграло в верховьях деревьев, укрытых первыми листьями. Светло-зеленый свет струился в самых удаленных уголках. Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины. Сон как будто рукой сняло. Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.

Лес казался каким-то нереальным. Он стал похож на дивный заколдованный храм, уставленный темными колоннами, прикрытый необыкновенной светящейся дымкой. Черные пни были похожи на огромные грибы. Молодой папоротник напоминал цветы в зачарованном саду.

Задание

  1. Выпишите из текста все сложные предложения.
  2. Выполните морфологический разбор слова:
    • 1 вариант - светло-зеленый;
    • 2 вариант - ярко-золотыми.
  3. Выполните пунктуационный разбор предложения:
    • 1 вариант: Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.
    • 2 вариант: Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...