Менделеев о химии высказывания. Менделеев Д.И

  • Наука давно перестала чуждаться жизни и написала на своем знамени: "посев научный взойдет для жатвы народной".
  • Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию,- истинной науки нет.
  • Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.
  • Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу - отыскивание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений.
  • Научные открытия редко делаются сразу, обыкновенно первые провозвестники не успевают убедить в истине найденного; однако не должно забывать, что они могут явиться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных.
  • Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
  • Люди, постепенно изучая вещество, им овладевают, точнее и точнее делают в отношении к нему предсказания, оправдываемые действительностью, шире и чаще пользуются им для своих потребностей, и нет повода видеть где-либо грань познанию и обладанию веществом.
  • Стремясь познать бесконечное, наука сама конца не имеет и, будучи всемирной, в действительности неизбежно приобретает народный характер.
  • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни Гениев.
  • Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке , ею обладает и ее любит.
  • Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.
  • Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
  • Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования.
  • Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании.
  • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
  • Все дается только труду. Все - труду людскому, таков лозунг истории.
  • Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных.
  • Трудно найти химика, как Д.И.Менделеев, о жизни и научной деятельности которого имелось бы столько высказываний.

    Акаде мик

    Н .Д.Зелинский говорил: «Высокоталантливые и гениальные люди рождаются, н о воспитание имеет и в таких случаях чрезвычайно важное значение. Дмитрий Иванович всегда отмечал влияние своей матери на его воспитание, вспоминал ее с особым чувством и благоговением. Одна из лучших ра бот Менделеева “О водных растворах” посвящена матери».

    Член-корреспондент АН СССР А.Ф.Капустинский отмечал: «Среди многих тружеников науки как яркие звезды выделяются имена тех выдающихся ученых, чей гений сохраняет в веках немеркнущее сияние славы, чьи труды являются основанием и исходным пунктом творческой деятельности новых поколений, чьими именами гордятся страна и народ, родившие и воспитавшие их. К числу таких гениев в первую очередь относится Менделеев» . Далее он указывал: «Д.И.Менделеев был гениальным русским ученым, отдавшим все силы служению своей стране и своему народу, прославившим нашу отечественную химию во всех концах земли. Во всех книгах общехимического содержания почетное место занимают труды Менделеева, так как вне их нет современной химической науки, без которой немыслима и сама цивилизация XX века».

    «Как бы ни была разнообразна творческая жизнь выдающихся деятелей науки, – отмечал Капустинский, – в ней почти всегда выделяется один труд доминирующего значения, наиболее ярко характеризующий деятельность ученого. Таким трудом в жизни Д.И.Менделеева явилось создание периодического закона химических элементов. В нем творческий гений знаменитого русского ученого достиг своего кульминационного пункта». Далее он продолжал: «Говоря о творчестве Менделеева, нельзя не признать первенствующего значения периодического закона, в создании которого с таким блеском и с такой глубиной проявились сила его гениального ума, его опыт, его разносторонняя эрудиция, его дар провидения и широких обобщений, сделавшие его одним из бессмертных создателей химической науки».


    Химик, философ и историк науки академик Б.М.Кедров писал: «Наиболее характерными чертами Менделеева как человека, как гражданина и как ученого была его любовь и преданность науке и родине. Когда ему оказывали научные почести, он всегда говорил, что почести эти важны не ради его личной славы, а ради славы русского народа, русского имени».

    О периодическом законе академик Кедров говорил: «Здание периодического закона, надстроенное и развившееся, образовало прочный фундамент всего современного учения о веществе. Без него немыслимо было бы развитие в XX в. ядерной физики и астрофизики, химии и геохимии, а также многих других направлений в науке о веществе. И – кто знает? – может быть, еще много, много лет спустя наши потомки, отмечая грядущие юбилеи открытия периодического закона, будут каждый раз обнаруживать, что идеи Менделеева продолжают жить в науке, а вместе с ними обретает бессмертие и тот, кто подарил их миру». Кедрову принадлежит и следующее высказывание: «Тот же периодический закон помогает изучать распределение вещества во Вселенной, начиная с различных сфер нашей планеты и кончая другими небесными телами и их системами, а также процессы синтеза и распада химических элементов, совершающиеся в небесных телах (Солнце и звездах) и межзвездном пространстве. Словом, закон Менделеева – это один из краеугольных камней всего современного естествознания, это стержень современного учения о веществе – от элементарных частиц до космических тел».

    О жизни ученого Кедров писал: «Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества, но вместе с тем берущий все силы человека, все его духовные потенции, всю его душу и все его сердце. И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то прежде всего как великого труженика науки».


    Академ ик А.Н.Несмеянов отмечал: «Каждому русскому необыкновенно близким, родным,

    живым из имен великих русских людей является имя Пушкина… Каждому русскому химику т аким же живым, жизненным, близким является и образ Менделеева».










    И звестный физикохимик и металловед академик А.А.Байков подчеркивал: «Д.И.Менделеев является одни м из величайших ученых в области естествознания, и имя его навсегда сохранится в истории наряду с именами Архимеда, Коперника, Ньютона, Ломоносова, Лавуазье, Фарадея, Дарвина, Павлова и другими столь же великими именами. Многочисленные труды Менделеева относятся к различным отделам науки, и везде он оставил глубокий след, но в области химии гений Менделеева проявился во всей своей полноте и во всем своем величии».

    Менделеев, как отмечали современники, был замечательным педагогом и лектором.


    «В дело преподавания химии Д.И.Менделеев внес большу ю лепту составлением учебных книг по всем отраслям химии, равно как характером своего преподавания» , – указывал известный русский химик, один из активных деятелей Русского химического общества Н.А.Меншуткин


    Ассистент Дмитрия Ивановича Менделеева, впоследствии академик В.Е.Тищенко вспоминал: «И по содержанию лекции Менделеева были оригинальны: они оживлялись частыми отступлениями в области других наук – физики, астрономии, биологии, геологии, в область приложения химии в промышленности, в область истории химии и пр. Менделеев поражал нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учил, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость».

    Академик В.Л.Комаров , президент АН СССР в 1936–1945 гг., говорил:

    «Когда Д.И.Менделеев был профессором Петербургского (ныне Ленинградского) университета в семидесятых годах прошлого века, его аудитория ломилась от слушателей. Чтобы занять место на парте, студенты нередко забирались за час, за два до начала лекции, стояли в проходах, сидели на подоконниках. Прослушать две-три лекции Менделеева считали своим долгом даже юристы, вообще относившиеся к университетским занятиям весьма прохладно».

    Академик В.И.Вернадский , слушавший лекции Менделеева, подчеркивал: «На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудесный мир, и в переполненной 7-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого».


    Дмитрий Иванович Менделеев - родился 27 января 1834 года, в городе Тобольск. Выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие - периодический закон химических элементов, в соответствии с которым составил периодическую систему элементов. Автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению. Умер - 20 января 1907 года, в городе Санкт-Петербург.

    • Наука борется с суевериями, как свет с потемками.
    • Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями.
    • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
    • Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
    • Все дается только труду. Все - труду людскому, таков лозунг истории.
    • Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
    • Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.
    • Сам удивляюсь – чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо.
    • Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского.
    • Какой я химик, я политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело.
    • Богатство и капитал - равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому.
    • Фабрика или завод при каждой общине - вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным.
    • Капиталом, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу.
    • Законную степень народной гордости, составляющую принадлежность любви к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания.
    • Не трогать веру нельзя. Она - основа религии, а любая религия в ваши дни - грубое и примитивное суеверие. Суеверие есть уверенность, на знании не основанная.
    • Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, - истинной науки нет.
    • Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка.
    • Национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла, а потому в этих рода делах практичнее всего терпеливо ждать течения свершающегося.
    • Всего более четыре предмета составили моё имя, периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и „Основы химии". Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною.
    • В этой связи древних суеверий с новым учением - весь секрет интереса к спиритизму. Разве стали бы столь много писать и говорить о любом другом учёном разноречии - не стой тут сзади дух, няня и, любезное многим, детство народов.
    • Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке
    • Необходимо с особой настойчивостью закончить все остатки помещичьего отношения, ещё существующего всюду на Урале в виде крестьян, приписанных к заводам. Администрация чинит помехи малым предприятиям, но истинное развитие промышленности немыслимо без свободного соревнования мелких и средних заводчиков с крупными.
    • Плоды моих трудов - прежде всего в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую. Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности.


    Последние материалы раздела:

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...