Местоимения 1 лица называются. Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры
ТЕМА: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа
ЦЕЛЬ: обучающая: познакомить с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам;
развивающая: развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу; развивать логическое мышление;
воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чувство доброты и дружелюбность.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Личные местоимения», карточки для индивидуальной работы
ХОД УРОКА
Ӏ. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
ӀӀ. Проверка домашнего задания
- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Какое было домашние задание?
стр. 53 Упр. 111
С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с местоимением)
Что такое местоимения? (Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет имя или предмет, а только указывает на него)
ӀӀӀ. Мотивация учебной деятельности
Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино».
И вот он начал
Свой рассказ:
Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Вам было понятно, про что говорилось в стихотворении? Объясните почему так сложно было понять стихотворение?
ӀV. Актуализация опорных знаний
Какие местоимения чаще всего повторялись в стихотворении (Он и она). А к какому роду они относятся? (Он относится к м.р., а она – к ж.р.)
Открываем тетради и записываем число и классная работа.
V. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы продолжим изучать местоимения и узнаем на какие группы можно разбить личные местоимения.
В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8.
Работа по таблице.
ЛИЦО | ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
1 – е | ||
2 – е | ||
3 – е | он, она, оно |
И первое личное местоимение, с которым мы познакомимся, это местоимение, которое считать себя самым главным? (Я)
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
Если я иду с Машей, то, как скажем о себе? (мы). На сколько человек указывает это местоимения? Значит будет относиться ко мн. числу.
Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. И он у нас, значит относиться к ед.числу.
При беседе с Софией и Денисом я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
А что же у нас необычного в 3 лице? (3 лицо ед.ч. имеет род). Давайте скажем, какие местоимения относятся к 3 лицу? (Он, она, оно).
А какое местоимение будет во мн.ч.? (Они).
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
Таблицу заполнили, а теперь выучим правило.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Выполнения упр. 113 стр. 54
- Теперь выполним упражнение 113. Что мы должны в нем сделать?
В каком лице можно определить род? (Определить род мы можем в 3 лице, ед.ч.) Назовите местоимения м.р.? ж.р.? ср.р.?
VӀ. Физкультминутка
Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они
VӀӀ. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114
А сейчас поработаем над упражнением 114. Что мы должны в нем сделать?
Какие местоимения мы вставили в предложения? (ты, вы, я, мы, она)
На сколько лиц, делится личные местоимения? (Местоимения делятся на 3 лица, а также имеют ед. и мн. число)
2. Работа по карточкам
Карточка 1
Выпиши местоимения:
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
Определи лицо и число местоимений.
Карточка 2
Вставьте пропущенные личные местоимения и укажите их лицо и число.
Митя, подбежав к ребятам, спросил: «… куда идёте?» Геннадий ответил: «… торопимся на стадион, там интересные состязания. … пойдёшь с нами?»
Карточка 3
Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.
1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.
2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.
Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он , и я , и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы
3. Самостоятельная работа.
- Упражнение 116 сделайте самостоятельно.
Какие личные местоимения вы вставили? (он, она, оно). К какому роду относится местоимение он? Она? Оно? (М.р. – он, ж.р. – она, ср.р. – оно)
VӀӀӀ. Итог урока
Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали про, то что личные местоимения имеют 3 лица и делаться на ед. и мн. числа)
Назовите группу местоимения, про которую мы говорили на уроке? (МЫ говорили про личные местоимения)
Назовите местоимения, которые относятся к 1 лицу? ко 2 лицу? к 3 лицу? (К 1 лицу относятся местоимения – я и мы, ко 2 лицу – ты и вы, к 3 лицу – он, она, оно и они).
ӀХ. Рефлексия
Веселые задачки
Задаю вопросы, кто знает ответ поднимает руку.
1) Первый слог слова – местоимение 2 лица ед.ч., второй слог – звук, который издает
лягушка
. Вместе – овощ. (Ты-ква).
2) Первый слог – личное местоимение 1 лица ед.ч., остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают человека, который часто жалуется. (Я-беда).
3) Какие два местоимения портят дорогу? Местоимения 1 лица ед.ч. и мн.ч. (Я-мы)
4) Какие два местоимение одинаково читаются слева направо и справа налево? Местоимения 3 лица ед.ч. (Оно)
5) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? Эти местоимения 1 лица мн.ч., 2 лица ед. и мн. числа и 3 лица мн.ч. (Они вы-мы-ты).
Х. Домашнее задание
- Вот и закончился наш урок. Открываем дневники и записываем домашнее задание. стр. 55 Упр. 117.
Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Разряды местоимений по значению
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Разряды местоимений
местоимений |
Местоимения |
Как изменяются |
местоимения |
я, ты, он (она, оно), мы вы, они |
По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам |
Вопросительные местоимения |
кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? |
Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам |
Возвратные местоимения |
Оно не имеет именительного падежа, рода и числа |
|
Относительные местоимения |
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Изменяются по падежам |
Неопределенные местоимения |
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др. |
Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам. Также некоторые неопределенные местоимения |
Отрицательные местоимения |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа |
Притяжательные местоимения |
мой, твой, свой, наш, ваш |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Указательные местоимения |
тот, этот, такой, таков, сколько |
Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам |
Определительные местоимения |
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Личные местоимения имеют морфологический признак лица :
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.
Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
Местоимение он мужского рода: он пришел.
Местоимение она женского рода: она пришл-а.
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.
Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).
Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.
лицо |
ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. ) |
я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) |
мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
|
ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Говорите правильно местоимение ИХ!
Их одежда
Мальчик - Я выучил.
Девочка - Я выучила.
Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.
Рис. 4.
Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?
«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.
Рис. 5.
Мальчики, вы выучили уроки?
Девочки,вы пойдёте в школу?
Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.
Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.
1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.
2. Подарить (ты) обезьянку?
Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.
3. (Она) Яшкой зовут.
Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.
4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.
Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.
5. Пусть она пока у (ты) поживёт.
Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.
6. С (она) весело.
(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.
7. Так у (я) появилась обезьянка.
(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Русский язык в странах СНГ ().
1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.
Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.
3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.
3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно
дружу с …
4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.
Конспект урока + презентация
Тема: " Местоимения 1-го,2-го и 3-го лица."
Цель: усвоение темы урока.
Задачи:
I . Обучающая:
Знакомство детей с:
Местоимениями
Местоимениями 1-го лица
Местоимениями 2-го лица
Местоимениями 3-го лица
С родом местоимениями 3-го лица единственного числа
II . Развивающая:
1) Развитие умений и навыков:
Определение местоимения как части речи
Определение лица местоимения
Определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.
2) Развитие психических процессов:
Восприятие
Внимание
Воображение
Мышление
· сравнение
· обобщение
3) Развитие речи:
Произносительный уровень
Лексический уровень
Грамматический уровень
Уровень связного высказывания.
III . Воспитательная:
Воспитание нравственной личности:
Активность
Ответственность
Самостоятельность
Чувство собственного достоинства
Уважение к достоинству других.
Оборудование: доска, наглядность.
Ход урока.
I . Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
Меня зовут Валерия Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
II . Словарная работа.
Замените одним словом и запишите.(Выполняет один ученик одно слово на доске)
1. Почтовый служащий,разносящий письма и газеты (Почтальон) .
2. Снежная буря (Вьюга) .
3. Вход в здание (Подъезд).
4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить) .
5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье) .
6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна) .
Проверим (Слайд 2)
III . Актуализация ранее полученных знаний .
Запишите предложение со словосочетанием " съёмка фильма " (В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.). (Слайд 3)
Указать части речи.
Указать зависимые слова.
Указать падеж у имен существительных и прилагательных.
Ребята, что такое местоимение? (Это часть речи, которая не называет предмет,а указывает на него). (Слайд 4).
Для чего употребляем местоимения?
IV . Этап усвоения новых знаний.
На доске вы видите местоимения и таблицу. Давайте разберемся как её заполнить.(Слайд 5)
Когда говорит кто-то от первого лица? (Я) .
А если я и еще кто-то? (Мы) .
А во втором лице? (Ты и вы) .
А если говорим о ком-то? (он /она/оно, они) .
С каждым ответом вывешиваю правильные ответ в таблицу. (Слайд 6)
Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он/она/оно они
Ребята, а в каком лице можно в единственном числе еще и по родам изменять?
Прочитаем правило на стр. 52 (Дети читают).
V . Этап развития умения и навыка.
С подсказкой
Давайте выполним упражнение 377 (Дети читают). (Слайд 7)
Нужно определить лицо, число в выделенных местоимениях. (она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. , ты - ед.ч. , 2 л. , он - ед.ч. , 3 л. , м.р.) .
Без подсказки
На доске записан текст, где нужно заменить имена существительные местоимениями:
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к
обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.
(По Н. Носову. 24 слова) . (Ребята - они - дети. Они - мн.ч. , 3 л. . Горка - она. Она -ед.ч. , 3 л. , ж.р.).
VI . Обобщение.
Итак, ребята, что такое местоимение? (- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) .
Назовите местоимение
1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы)
2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы)
3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
VII. Задание на дом.
Стр. 53 Упр. 378, правило на стр. 52.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: «Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.» Учитель 4 класса «Б» Гаврилова В.М.
Словарь: Почтальон, вьюга, подъезд, объяснить, платье, обезьяна.
съёмка фильма В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.
Местоимение Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он / она / оно они
Упражнение 377 Она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. Ты - ед.ч. , 2 л. Он - ед.ч. , 3 л. , м.р.
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.)
Целый день ребята трудились. Они строили снежную горку во дворе. Только к обеду она была готова. Дети полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.) Они - мн.ч. , 3 л. Она - ед.ч. , 3 л. , ж.р.
Что такое местоимение? Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Назовите местоимение 1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы) 2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы) 3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.
Обобщение и систематизация знаний о местоимении.Развитие умения правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.Развивать умения правильно писать местоимения с пердлогами.Воспитывать интерес к русс...
открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"
Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....
Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном
Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....
Местоимение является самостоятельной частью речи. Его особенность в том, что оно указывает на предмет, свойство, количество, но не называет их. Само слово «местоимение» говорит о замещающей функции этой части речи. Термин является калькой с латинского pronomen, а оно - с греческого antonymia, которое дословно переводится «вместо имени».
Местоимения - одни из самых частотных слов. Они занимают третье место по частоте употребляемости. На первом месте - существительные, на втором - глаголы. Однако из 30 наиболее частотных слов целых 12 местоимений. 5 из них - личные, остальные распределены по разным разрядам. Местоимения третьего лица в русском языке занимают важную нишу. Их 3 среди наиболее частотных слов - он, она, они.
Разряды местоимений
В школе тема местоимений начинает изучаться с 4 класса.
Выделяют такие группы местоимений, как личные, притяжательные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.
Личные местоимения обозначают лицо или предмет: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Притяжательные указывают на принадлежность кому-либо и отвечают на вопрос: «Чей?». Это мой, твой, его, ее, наш, ваш, их и лишенное лица - свой.
Возвратные (себя, себе ) - на обращенность на себя.
Вопросительные (кто, что, когда и др.) используются в вопросительных предложениях.
Относительные (те же кто, что и др., но в придаточных предложениях) играют роль союзных слов.
Неопределенные (кто-то, чей-нибудь, некоторый и др.) используются, когда нам неизвестно количество, предмет или признак.
Отрицательные (никто, ничей, нигде и др.) указывают на отсутствие всего указанного.
Указательные направляют наше внимание на конкретные предметы и признаки, а определительные (сам, весь, другой и др.) - помогают их уточнить.
Категория лица
Категория лица показывает отношение действия к говорящему. Ей обладают глаголы и некоторые местоимения. Как известно, существует 3 лица. Первое лицо указывает на говорящего(-щим) или принадлежность говорящему(-щим): я, мы, мой, наш . Второе лицо - на собеседника (-ов) или принадлежность собеседнику(-ам): ты, вы, твой, ваш. Третье - указывает на предмет, явление или лицо, о котором ведется речь или принадлежность этому лицу(лицам). Какие местоимения относятся к 3 лицу? Он, она, оно, они, его, ее, их.
Категория лица есть у личных и притяжательных местоимений. Личные местоимения можно соотнести с существительными. Они отлично заменяют их в предложениях и обладают теми же категориями: родом, числом и падежом. Они указывают на предмет, явление или лицо и играют в предложении роль подлежащего. А притяжательные сходны с прилагательными. Они тоже имеют род, число и падеж, но согласуются с существительными и указывают на признак предмета - его принадлежность.
Личные местоимения
Личные местоимения играют огромную роль в языке. Со слова «я» начинается самосознание каждого ребенка. Как только малыш начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем, называя себя по имени, начинается новый период развития. Обычно это происходит в три года.
Без слов «ты» и «вы» нам было бы гораздо сложнее обращаться к собеседнику. А местоимения третьего лица - он, она, оно, они - сокращают речь и помогают избежать лишних повторов и ненужных поисков синонима.
Местоимения первого лица - я и мы. Второго - ты и вы . Третьего - самые многочисленные из-за наличия категории рода. Есть целых 3 местоимения третьего лица единственного числа - он, она, оно. И всего одно во множественном - они. Так же, как прилагательные, оно лишено рода и универсально для всех родов, поэтому всего одно.
Как же склоняются личные местоимения третьего лица по падежам?
Можно заметить интересную закономерность. В косвенных падежах местоимения третьего лица имеют окончания прилагательных -его
(ср.: синего
). Однако у местоимения она
форма родительного и винительного падежа ее
составляет исключение. У прилагательных в этих случаях будут окончания -ей
(синей
) и -юю
(синюю).
Склонение местоимений без предлогов
Именительный (кто, что?) - Он, она, оно, они.
Родительный (кого? чего?) - его, ее, его, их.
Дательный (кому? чему?) - ему, ей, ему, им.
Винительный (кого? Что?) - его, ее, его, их.
Творительный (кем? Чем?) - им, ей, им, ими.
Предложный (о ком? О чем?) - о нем, о ней, о нем, о них.
Почему в последнем случае без предлога не обошлось? Как известно из школьного курса, предложный падеж так называется именно потому, что в нем невозможно употребление существительных и местоимений, лишенных предлогов.
Предлоги
Давайте посмотрим, как склоняются местоимения третьего лица с предлогами.
В именительном падеже предлоги не применяются.
К предлогам родительного падежа относятся: Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для (него, нее, них
)
В таком случае местоимение отвечает на более многочисленный круг вопросов. К вопросам родительного падежа «кого? », «чего? » добавляются предлоги: «Без кого? - без него. Из чего? - из него ». Во всех косвенных падежах при появляются вопрос с пространственным значением: "Где? Куда? Откуда?"
Предлоги дательного падежа - к и по (нему, ней, ним
) Вопросы "Где? Куда?" - к ней!
Предлоги винительного падежа - на, за, под, в, во, через, про (него, нее, них
) Вопросы также "Где? Куда?"
Предлоги творительного падежа - над, за, под, перед, с, со, между (ним, ней, ними
)
Предлоги предложного падежа - в, о, об, на, при (нем, ней, них
). Отвечают они на вопрос "О ком? О чем? Где?"
Загадочная буква н
Можно заметить, что при употреблении всех этих предлогов в начале местоимений прибавляется н-: с ним, по ней, за него, между ними. Исключение составляют производные предлоги: благодаря, согласно, вопреки, навстречу. Например, навстречу ему.
Откуда же взялась загадочная буква н? Несколько веков назад предлоги в, к и с имели другой вид - вън, кън, сън. Они состояли из 3 звуков. Буква Ъ - ер, звучала как приглушенный гласный. Получается, что местоимения с предлогами писали так: вън его, кън ей. Предлоги со временем упростились, а вот согласное н прижилось в языке и стало восприниматься как часть самих местоимений. Поэтому употребление этой буквы распространилось и на другие предлоги, к которым первоначально это не относилось.
Еще немного истории
Можно заметить еще одну странную особенность. Форма именительного падежа местоимений как будто никак не соответствует косвенным. Это не случайно. Действительно, когда-то в языке существовали такие указательные местоимения: для мужского рода - и, для женского - я, для среднего - е. Именно их формами и являлись привычные «его, им, ее»... Но эти короткие местоимения легко путались с союзом и, а также местоимением я.
Существовали и другие указательные местоимения: знакомые нам он, она, оно. Однако склонялись они по-другому:
Именительный - он.
Родительный - оного.
Дательный - оному.
Творительный - оным.
Предложный - об оном
.
Местоимение третьего лица множественного числа тоже существовало - оные
или оны
.
Из-за удобства именительный падеж первых местоимений (и, я, е) заменился именительным падежом вторых. А вот косвенные формы остались. Косвенные падежи от местоимения «он» тоже никуда не исчезли. Они употреблялись в языке и некоторые из них живы до сих пор. Они носят архаичный или ироничный характер: во время оно, за неимением оного.
Притяжательные местоимения третьего лица
Притяжательные местоимения первого лица - это мой, наш
. Второго - твой, ваш
. Третьего - его, ее
и их
. Почему их на одно меньше? Куда пропало местоимение среднего рода? Дело в том, что оно совпадает с местоимением мужского рода - его.
А вот притяжательные местоимения третьего лица по падежам не склоняются. Все они соответствуют формам родительного или винительного падежа личных местоимений: его, ее, его, их
. В предложениях они не меняются (ее шапка - ее шапку
) в отличие от тех же местоимений первого и второго лица: (моя шапка - мою шапку, твоя шапка - твою шапку
).
Ошибки при употреблении личных местоимений
Одна из возможных ошибок - пропуск буквы -н после предлогов. «Возле его росли деревья», «пришел к ей в гости» - звучит неграмотно.
Использование местоимений в качестве слов-заместителей может порождать двусмысленности. Поэтому нельзя использовать местоимение, если в предыдущем предложении нет замещаемого слова. Особенно коварна такая ситуация, если в предложении есть другое слово того же числа или рода. Это может создать даже комический эффект.
Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.
Здесь хоть и назван один из участников дуэли, но присутствует слово во множественном числе. Поэтому «они» оказывается отнесенным к слову «панталоны». Вот как осторожно нужно обращаться с местоимениями третьего лица! Примеры доходят до абсурда:
Герасим был очень предан барыне и сам ее утопил.
Ситуация аналогична, только местоимение «ее» и близкое по форме существительное оказались в одном предложении. Слово «собачка» или имя «Муму» затерялось где-то в предыдущих предложениях, а «барыня» оказалась в опасном соседстве местоимения.
Если предложение содержит несколько существительных одного рода или числа, то в следующем предложении или второй части сложного предложения также некорректно использовать замещающие местоимения.
Из США на почту пришла посылка. Скоро она закрылась на обеденный перерыв (Почта или посылка?)
В разговорной речи местоимения употребляются гораздо чаще и в ней допустимо использовать их и при отсутствии замещающих слов. Дело в том, что в жизни сама ситуация часто подсказывает, о чем идет речь, а говорящему могут помочь мимика и интонация. А вот в письменной речи или при устном выступлении таких ошибок необходимо избегать.
Ошибки при употреблении притяжательных местоимений
Поскольку притяжательные местоимения третьего лица совпадают с формами родительного и винительного падежа личных местоимений, ошибочным оказывается их образование по образцу других притяжательных местоимений и добавление суффикса -н и окончания -ий/ый, характерных для прилагательных. Всем известно, что несуществующее слово «ихний» в речи человека оно характеризует его культуру и грамотность не с лучшей стороны. Талантливый писатель может сыграть и на ошибках в речи. Чтобы воспроизвести просторечный стиль письма крестьянского мальчика, А.П. Чехов помимо других слов использует и ошибочную форму местоимения: «...А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать ». Но все же писатели на то и мастера слова, что отлично осознают нормы языка и именно благодаря этому могут играть отклонениями от этих норм.
Выводы
Таким образом, местоимения третьего лица - это хоть и короткие, но очень важные слова и в речи почти невозможно без них обойтись. Поэтому важно хорошо знать правила их склонения и употребления и грамотно пользоваться этими словами.