Метод фокальных объектов и гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций для поиска креативных решений

Одним из методов поиска креативных решений, используемых изобретателями и творческими людьми, является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Рассмотрим, что это за метод и как его можно использовать на практике.

Что такое метод гирлянд случайностей и ассоциаций?

Данный метод представляет собой дополненный и расширенный (МФО). Он был изобретен в 70-х годах ХХ века, а его автором является известный разработчик методов технического творчества – Генрих Язепович Буш. Он взял за основу метод фокальных объектов и усовершенствовал его. Теперь метод с успехом применяется для поиска творческих и изобретательских решений.

Главное отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО состоит в том, что первый позволяет найти большее число комбинаций фокального объекта со случайными. Это становится возможным, когда используются различные синонимы объекта.

Метод применяется для поиска решений и генерации идей в любой области. Он помогает исследователю найти подсказки для решения задачи с помощью различных ассоциаций. Суть метода состоит в построении длинных цепочек – гирлянд, в которые входят случайные элементы и ассоциации к ним.

Принцип работы метода

Для реализации метода на практике необходимо пройти шесть последовательных этапов. Некоторые этапы схожи с теми, которые проходят в МФО. Все рассматриваемые элементы необходимо подбирать случайным образом. Для этого удобнее всего пользоваться словарем. Открывая словарь на случайной странице, нужно выбирать любое слово и записывать его. Теперь рассмотрим основные этапы работы.

Этап 1. Подбор фокального объекта и синонимов к нему. На первом этапе необходимо обозначить основной объект, для которого требуется найти креативное решение. Определив такой элемент, нужно подобрать к нему несколько синонимов.

Например, исследуемым объектом выступает магазин . Подбираем синонимы к нему: лавка , киоск , бутик .

Этап 2. Подбор случайных объектов. На этом этапе требуется подобрать вспомогательные элементы, которые помогут в поиске решения задачи. Эти объекты подбираются случайным образом и не имеют никакой связи с основным. Как уже было сказано ранее, проще всего подбирать их с помощью словаря.

Например, случайными элементами будут следующие: собака, цветок, игрушка, музыка .

Этап 3. Установление логической связи фокального объекта со вспомогательными. После того как основной и вспомогательные объекты подобраны, нужно установить между ними логическую ассоциативную связь.

Например: магазин товаров для собак, цветочный киоск, музыкальный бутик, магазин игрушек.

На этом этапе уже можно получить несколько новых креативных идей. Но останавливаться на этом не стоит, поэтому переходим к следующему этапу.

Этап 4. Выбор характеристик и свойств случайных объектов. На этом этапе необходимо по очереди брать каждый вспомогательный объект и подбирать к нему характеристики, в соответствии с его свойствами. Основной объект здесь не участвует, то есть характеристики нужно подбирать, не обращая внимания на него. Например:

  • собака – большая, злая, пушистая, породистая;
  • цветок – яркий, пахучий, свежий, изящный, полевой;
  • игрушка – забавная, развивающая, электронная;
  • музыка – веселая, зажигательная, мелодичная, танцевальная.

Этап 5. Связывание характеристик вспомогательных объектов с основным. Теперь нужно проанализировать найденные свойства и характеристики элементов и отобрать те, которые можно применить к фокальному объекту.

Например: магазин свежих продуктов, бутик развивающих товаров, магазин электроники, бутик товаров для танцев, киоск для веселых людей (разные смешные товары) и т. д.

Этап 6. Определение наиболее подходящих вариантов и выбор наилучшего. На последнем этапе работы остается только проанализировать те варианты, которые оказались наиболее подходящими для решения стоящей перед исследователями задачи, и выбрать лучший из них.

Например: бутик развивающих товаров – небольшой магазинчик, в котором будут продаваться различные головоломки, игры для развития мышления и воображения у детей и взрослых, различная литература по развитию памяти, творческого мышления и т. д.

Работая с методом гирлянд случайностей и ассоциаций необходимо быть готовым к тому, что многие варианты окажутся совершенно неподходящими для решения поставленной задачи и их придется сразу же отбросить. Чтобы увеличить количество полезных решений, нужно постараться подобрать как можно больше случайных объектов, синонимов и характеристик. Это поможет создать креативную и необычную идею.

Применение метода гирлянд случайных объектов позволяет активизировать творческое мышление и направить его на поиск решения исследовательской задачи практически в любой области.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

Этот метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск решения творческих задач при дефиците информации. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. В качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Последовательность шагов метода.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного

времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируютгирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного при-

знака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают

вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов, среди которых скорее всего найдутся приемлемые.

Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом .

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов .

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

От греч. heurískō - отыскиваю, открываю, нахожу.

Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика .

Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь

Метод гирлянд случайностей, или метод ассоциаций,– это оригинальная методика поиска новых идей , модификация алгоритма, известного как метод фокальных объектов. Его цель - генерация новых идей и подсказок для их возникновения. Метод ассоциаций был разработан Генрихом Язеповичем Бушем, американцем, который долгие годы трудился в Риге, разрабатывая приемы и методы поиска решений изобретательских задач . Он стремился выработать алгоритм решения в условиях дефицита информации.

В основе метода гирлянд случайностей лежит работа с рядами синонимов и случайных слов, подобранных на основе ассоциаций. Как это делается? Поэтапный алгоритм таков:

  1. Определение гирлянды синонимов для избранного объекта; Для этого нужно составить список слов-синонимов для всей задачи целиком или же для самых важных её элементов. Так будет получена первая гирлянда.
  2. Произвольный выбор гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций. Для этого следует составить список произвольно выбранных, случайных слов, которые придут на ум или будут выписаны из вспомогательной литературы - словарей, журналов и книг. Так будет создана вторая гирлянда.
  3. Образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд - и синонимов, и случайных объектов.
  4. Составление таблицы, в которой следует разместить перечень признаков случайных объектов, полученных на 3 этапе. Так будет создана гирлянда признаков.
  5. Комбинирование гирлянды синонимов с элементами гирлянды признаков (наработки 1 этапа и 4 этапа) для получения гирлянды свободных ассоциаций . (Ключевой вопрос - что напоминает это слово, какие ассоциации вызывает?) Так создается гирлянда свободных ассоциаций.
  6. Комбинирование элементов списка синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций. Это процесс поиска идей, генерация озарений, на этом этапе следует максимально проявить креативность мышления .
  7. Анализ выполненной работы, с учетом всех предварительно полученных гирлянд и идей. На этом этапе следует определиться, можно ли задачу, поставленную в начале исследования, считать решенной, или нужно продолжить создание новых гирлянд.
  8. Оценка и выбор оригинальных вариантов идей.
  9. Отбор оптимального варианта – финальный этап метода ассоциаций.
  10. Недавно я рассматривал метод фокальных объектов, с помощью которого можно генерировать новые уникальные идеи, а сегодня расскажу об его более сложной, усовершенствованной форме, которая получила название метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор . С помощью этого метода вы сможете найти еще больше нестандартных, креативных решений какого-либо вопроса, независимо от его области применения.

    Родоначальником этого метода является американский ученый Генрих Буш. В 70-х годах 20 века он взял за основу уже известный на тот момент и расширил его, добавив возможность поиска и применения еще большего количества ассоциаций и метафор к исследуемому объекту, чтобы получить еще большее количество креативных решений. Свою разработку он назвал метод гирлянд ассоциаций и метафор, поскольку ее суть заключается в выстраивании длинных цепочек – гирлянд из случайных объектов и ассоциаций к ним. Сейчас известны несколько разновидностей названия этого метода, отличающиеся разным количеством и последовательностью слов в его названии. Все они, по сути, означают одно и то же.

    Как и метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций заключается в прохождении шести несложных шагов, часть из них схожи, но некоторые имеют отличия, что и дает возможность расширить область выбора вариантов. Рассмотрим эти шаги вместе с примерами.

    Сразу оговорюсь, что для чистоты метода лучше всего выбирать все рассматриваемые объекты, кроме основного (фокального) случайным образом, например, используя словарь или другую книгу, и подбирая объекты для исследования путем открытия случайной страницы и выбора на ней случайного слова-существительного.

    Шаг 1. Выбор фокального объекта и подбор синонимов. Начинается метод ассоциаций с выбора основного объекта, для которого мы будем подбирать некое креативное решение. Однако теперь, помимо выбора самого фокального объекта, мы еще должны подобрать к нему хотя бы 2-3 синонима.

    Например: нашим исследуемым объектом будет сайт. Синонимы – интернет-проект, интернет-сервис, блог.

    Шаг 2 . Выбор случайных вспомогательных объектов для исследования. Теперь выбираем несколько случайных объектов, при помощи которых мы будем искать нестандартные идеи для нашего основного объекта. Подчеркиваю, что вспомогательные объекты никак не должны быть связаны с основным и должны выбираться именно случайным образом.

    Например, наши случайные объекты будут такими: скорость, шкаф, неудачник, аквариум.

    Шаг 3 . Логическая связь вспомогательных объектов с фокальным и его синонимами. Следующим шагом метода гирлянд случайностей и метафор является поиск ассоциаций и логической связи между случайно выбранными вспомогательными объектами и основным.

    В нашем примере можно выстроить, допустим, такие связи: Интернет-сервис измерения скорости интернет-соединения, сайт проектирования шкафов, блог неудачника, интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, и т.д.

    Уже на этом этапе мы получили ряд идей для реализации нашего основного проекта. Но не останавливаемся на этом, а идем дальше.

    Шаг 4 . Поиск свойств и характеристик вспомогательных объектов. Теперь к каждому из вспомогательных объектов мы подберем характеристики и ассоциации, при этом не думая о нашем фокальном объекте. Чем больше мы их найдем – тем лучше.

    В нашем примере это будет выглядеть так:

    Скорость – высокая, низкая, опасная, безопасная, допустимая, предельная.

    Шкаф – старинный, удобный, купе, двустворчатый, для одежды, для посуды, встроенный

    Неудачник – разочаровавшийся в жизни, стремящийся достичь успеха, ищущий пути развития.

    Аквариум – прямоугольный, круглый, морской, для выставки.

    Шаг 5 . Ассоциация характеристик вспомогательных объектов с фокальным объектом. И вот теперь, когда мы подобрали свойства вспомогательных объектов, думаем о том, какие из них и каким образом можно применить к нашему основному объекту и его синонимам.

    Например: Интернет-сервис по определению опасностей и угроз на сайте, двустворчатый сайт (разделенный на две половины), встроенный сайт (один сайт внутри другого), блог стремящегося достичь успеха, сайт для разочаровавшихся в жизни, круглый сайт (сайт круглой формы), интернет-проект выставка сайтов. И т.д.

    Шаг 6 . Отбор лучших вариантов из шагов 3 и 5 и выбор из них оптимального решения. Этим шагом завершаем использование метода гирлянд ассоциаций и метафор, и выбираем те варианты из получившихся, которые наилучшим образом соответствуют решению поставленной задачи.

    Например, мы хотели найти самые нестандартные и креативные решения. Поэтому нам подойдут варианты: интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, встроенный сайт, круглый сайт. Далее выбираем из этого что-то одно и начинаем разрабатывать.

    Применяя метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор, следует понимать, что далеко не все решения будут вообще подходить для выбора – существенную часть из них придется сразу отбросить как ненужную. Вместе с тем, чем больше синонимов, вспомогательных объектов и ассоциаций к ним вы подберете – тем больше у вас будет возможностей найти по-настоящему интересную, нестандартную и креативную идею.

    Теперь вы знаете, в чем заключается метод гирлянд случайностей и метафор. Применяйте его, когда хотите найти новые решения, или когда просто “ничего не лезет в голову”. Как видите, даже в упрощенном примере, который я привел, сразу появилось немало интересных идей.

    Не забывайте заботиться о своей финансовой грамотности и учиться эффективно вести личные финансы на . До встречи в новых публикациях на сайте!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...