Метод фокальных объектов относится к методам. Использование метода фокальных объектов для поиска новых идей



Термины и определения Стереотипы мышления это структуры и модели мышления, создаваемые нашим мозгом. Они становятся привычками которые затем формируют установки и убеждения, а за этим следует и определенное поведение. Стереотипы – не закон, а всего лишь программное обеспечение высшего мыслительного аппарата. Поэтому они могут быть заменены другими программами по вашему желанию.


Стереотипы мышления Польза Вред Стереотипы снимают с наших плеч часть груза повседневных проблем, позволяют жить легче, выживать в трудных ситуациях без специального (сознательного) «думания», на которое ушло бы слишком много драгоценного времени. Стереотипы в нестандартных ситуациях могут оказывать на нас парализующее действие и негативно влиять на нашу продуктивность (по типу «этого не может быть, потому, что это невозможно»).


Кто виноват? Стереотипное мышление связано с тем, что при формировании навыка в головном мозге образуются и закрепляются миллионы электрохимических нейронных связей между клетками головного мозга. Что делать? Мы способны изменить эти привычки и модели мышления. Мы можем их контролировать, а следовательно, изменять и образ действий, поведение, от которых зависят наши результаты и достижения. Для этого существует ряд технологий управления своим сознанием.


О фокусировке сознания Зачем? Бывает, что вам поручают серьезное и ответственное дело. Его выполнение будет зависеть от вашей способности сфокусировать свой ум и энергию. Необходимо также учесть влияние размера временного интервала, отпущенного на это задание, на состояние вашего сознания. Один из ключевых принципов теории менеджмента – это правило 80/20.


Закон Парето Правило гласит, что 80% наших усилий дает нам 20% желаемых результатов. И наоборот, мы тратим всего 20% усилий (времени) на достижение 80% результатов. Это абсолютно универсальный феномен. Например, 80% клиентов компании покупают 20% продукции, и наоборот, оставшиеся 20% клиентов приобретает 80% продукции. Закон Парето 80/20 лежит в основе многих правил менеджмента, на нем строятся десятки приемов. УсилияРезультаты 80% 20%


В первоначальном виде МФО стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е г.г. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Каждое слово возбуждает сложную систему связей, являясь центром некоторой семантической сети. Оно актуализирует определенные «семантические поля», которые содержат смысловую информацию об объекте, обозначенном этим словом. Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей является метод ассоциаций. Например, слово «лимон» связано в нашем сознании со словами: кислый, круглый, желтый, чай, сок, сациви, соковыжималка и т.п. Откуда взялись все эти слова, это семантическое поле, ведь только что их не было? Ответ – из подсознания.


Сущность МФО Метод фокальных объектов заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, который должен находиться в фокусе переноса. Фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу.




Процедура применения МФО 1. Определение фокуса - ключевого слова, выражающего сущность проблемы 2. Выбор случайных объектов (слов) СО 3. Составление списков признаков, характеристик СО 4. Совмещение фокусного слова с признаком СО и нахождение объединяющего их контекста 5. Оценка полученных рамочных вариантов


Традиционный алгоритм включает следующий порядок действий: Выбор фокального объекта (техническое устройство, рекламная продукция, деловое мероприятие) Выбор случайных объектов – одного или нескольких (с учетом рекомендаций) Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка) Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации




Пример использования метода фокальных объектов. Фокальный Объект Случайный Объект 1.Помидор2.Карандаш3.Кошка Сотовый Телефон КруглыйДеревянныйПушистая КрасныйГраненыйПолосатая СочныйЧернильныйКогтистая СекционныйЦанговыйТеплая ГлянцевыйМурлыкающая Гибкая Предположим, что производителям сотовых телефонов необходимо выбросить на рынок конкурентоспособную модель, отличающуюся от всего уже имеющегося, обладающую новой привлекательностью для потребителя.




На первый случай этим можно ограничиться, а можно и продолжить: Сотовый телефон + карандаш 2.1. Деревянный сотовый телефон 2.2. Граненый сотовый телефон 2.3. Чернильный сотовый телефон 2.4.Цанговый сотовый телефон 3. Сотовый телефон + кошка 3.1. Пушистый сотовый телефон 3.2. Полосатый сотовый телефон 3.3. Когтистый сотовый телефон 3.4. Теплый сотовый телефон 3.5. Мурлыкающий сотовый телефон 3.6. Гибкий сотовый телефон


Получилось сразу 15 вариантов разнообразных сотовых телефонов. Рассмотрим некоторые из них. Круглый сотовый телефон – это хорошая дизайнерская идея. Ее можно совместить с ностальгическим наборным диском старых телефонов, а можно реализовать в виде телефона-кулона. Когтистый сотовый телефон – можно зацепить за какой-либо предмет, либо использовать в качестве чесалки спины. Можно также использовать когти телефона по прямому назначению – для самообороны. Цанговый сотовый телефон – удобное крепление за любую мягкую одежду, а может быть, возможность скреплять вместе несколько сотовых телефонов цанговым замком.


Мурлыкающий сотовый телефон – с функцией усыпляющего звука, помогающего от бессонницы. Теплый сотовый телефон – походная мини грелка для больного места. А по контрасту – холодная вставка из спец. сплава для прикладывания к синякам. Гибкий сотовый телефон – это очень многообещающая высокотехнологичная идея, так как уже есть гибкие печатные платы и кристаллы БИС микроскопического размера.


Можно сочетать с фокальным объектом не одну, а несколько характеристик случайных объектов. Красный, чернильный, когтистый сотовый телефон (телефон с маркером, который процарапывает полоски и заполняет их красной краской). Круглый, деревянный, полосатый сотовый телефон (круглый экологичный деревянный футляр для сотового телефона с прорезями для экрана и кнопок); Секционный, граненый, теплый сотовый телефон (специальный телефон, в котором имеется секция с функцией нагрева – для медицинских целей, для автолюбителей или как источник инфракрасных сигналов для ориентировки и связи в темноте);




Матричное структурирование вариантов МФО п / п Что получилось?Рыночные атрибуты Какое применение может найти данный товар? Где можно его использовать? На какой круг потребителе й он рассчитан? 1Теплый сотовый телефон 1.В качестве грелки (охладителя) 2.Инфракрасный сигнал В медицине Для ориентировки в темноте Спортсмены, водители, дети Спец. службы, жители Кр. Севера, спелеологи 2Мурлыкающий Сотовый телефон 1.В качестве сигнала, не вызывающего стресс 2.В качестве источника усыпляющего звука Для нервных владельцев или если рядом спят маленькие дети. В медицине, в гипнопедии Молодые родители, нервные люди Люди, страдающи е расстройств ом сна


Рассмотрим пример «часы» Фокальный Объект Случайный Объект ЧАСЫ


Выписываем сочетания фокального объекта и признаков случайного объекта п.пСочетания фокального объекта с признаками случайных объектов




О функциональной асимметрии мозга Установлено, что правое и левое полушария нашего мозга работают совершенно по-разному. Левое – рациональное, логическое и последовательное. Оно отвечает за сознательное мышление, анализ и оперирует символами: языком и числами. Способ мышления правого полушария синтетический, целостный (его еще называют холистическим). Правое полушарие оперирует образной информацией, и именно оно отвечает за вдохновение, озарение и блестящие творческие идеи. Информация, заложенная в подсознании, громадна и в очень слабой степени управляется сознанием. Метод фокальных объектов как раз и позволяет сознательно задействовать информационные ресурсы правополушарного, образного мышления для решения творческих задач.


ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ВосприятиеДеятельностьВосприятиеДеятельность СознательноеРечьБессознательноеПонимание простых слов ВербальноеПисьмоНевербальноеОсязание: левая рука АналитическоеОсязание: правая рука СинтетическоеПространственное представление АрифметическоеСчетГеометрическое, пространствен ное Левое поле зрения Восприятие структурных элементов Понимание речиВосприятие изображений и образов Правое поле зренияМузыкальное ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Тест на лево- и правополушарное предпочтение ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Мне нравится планировать новые дела во всех подробностях Мне нравится делать новые дела спонтанно, в зависимости от момента Я размышляю и действую логически и редко сразу перехожу к выводам Я делаю выводы без последовательного обдумывания всех деталей аргументации Я редко мечтаю наяву или вспоминаю сныМои сны очень яркие, и я часто мечтаю наяву Я стараюсь найти причину каждого поступка других людей Я редко задумываюсь о мотивациях поступков других людей Я предпочитаю математику и научные дисциплины художественным предметам Я предпочитаю художественные предметы математике и научным дисциплинам Я пунктуальный человек и обладаю хорошим чувством времени Я редко бываю пунктуальным, и у меня плохо развито чувство времени Я прекрасно могу описать свои чувства словами Мне трудно описать свои чувства словами Я полагаюсь на очевидное, когда принимаю решение Я полагаюсь на свои чувства, когда принимаю решения


Мои бумаги и рабочие материалы в полном порядке Я редко привожу свои бумаги в порядок Я не жестикулирую во время разговораЯ много жестикулирую во время разговора Меня редко посещают предчувствия, и я предпочитаю не полагаться на интуицию Я полагаюсь на свой инстинкт и следую предчувствиям Я редко прибегаю к визуальным образамМои впечатления и мысли часто являются в виде картин Я прекрасно могу объяснять разные вещиЯ понимаю, что имеет в виду другой человек, хотя и не могу объяснить это Я прекрасно справляюсь с паззлами и играю со словами Я не люблю паззлы и игры со словами Я держу свои чувства под контролемЯ не стесняюсь своих проявлений чувств Я предпочитаю читать публицистику, а не романы Я предпочитаю читать романы, а не публицистику Я анализирую проблемыЯ рассматриваю проблему в целом Я не особенно музыкаленЯ обожаю музыку


Теория спектра мышления Иногда мы думаем о функциях мозга логическим, рациональным образом, иногда в холистическом, творческом ключе. Аналогичным образом мы думаем о сознании как о противоположности бессознательному мышлению. Это способы интерпретации процесса мышления, основанные на принципе «илиили». Теория спектра рассматривает мышление как континиум, непрерывный процесс, начиная от высокой степени фокусировки вплоть до низкой, как это бывает во сне. Большую часть времени, когда мы думаем сознательно, мы на­ходимся в верхней части континуума фокусировки. В другие периоды мы пребываем в состоянии слабой сфокусированности или в расслабленном состоянии, которое ассоциируется с полудремой, мечтами наяву, свободным потоком сознания. Время расслабления Время концентрации Сфокуси- рованность Расфокуси- рованность Сосредоточенность, эмоциональное напряжение Отрешенность


Мы постоянно в течение дня скользим вверх и вниз по этому спектру. Длинный период низкой концентрации может мгновенно смениться очень высоким уровнем концентрации, вызванным звонком в дверь или по телефону, красным сигналом на светофоре или чем-то подобным. И напротив, период высокой сфокусированности может быть прерван какой-то внезапной мыслью, когда наше сознание «уплывает» в сторону или, наоборот, внезапно возникает творческое решение другой проблемы. Но мы никогда не можем находиться на двух концах спектра одновременно.


Значение модели спектра мышления Высокий фокус внимания связан с абстрактным, концептуальным мышлением и формированием обобщений, общих понятий. Низкий фокус ассоциируется с конкретным, субъективным мышлением. Формирование единого образа, или концепта «дерева», на который направлен фокус нашего мышления. На уровне низкого фокуса мы можем думать о дереве в дальнем конце сада нашей любимой тетушки, т.е. о конкретном, единственном дереве.




Состоянии высокой сфокусированности Состояние низкой сфокусированности Обнаруживается сходство концептов (например, дерево, зеленый, одинокий). Возникают ассоциации чувств, вызванные образом дерева в дальнем конце сада, и все те чувства, которые рождаются в этой связи.


В один период времени мы вырабатываем концепции и рационализируем процесс. В следующий мы обращаемся к интуитивным чувствам. Обе части мозга служат нам. Каждый способ мышления оказывает влияние на то, как мы используем свое время. Мы нуждаемся в моментах высокого фокуса внимания, чтобы сконцентрироваться на конкретной задаче. При этом основанное на работе правого полушария воображение с помощью озарений радикально увеличивает объем наших результатов.




НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВЫБОРЕ СЛОВ Слова для работы МФО подбирают случайным образом, но у различных слов разная ценность и практичность для получения результата (хорошего варианта решения). Более ценны слова, связанные с органами чувств. Они позволяют генерировать цепочки ассоциаций, приводящие к плодотворным потребительским идеям. Такие слова называют сенсорно определенными. Они разбиваются на три группы: Визуальные (связанные со зрением) Аудиальные (связанные со слухом) Кинестетические (связанные с осязанием, обонянием и вкусом) Существуют также полимодальные слова (универсальные по отношению к системе восприятия).


Пример сенсорноопределенных слов Аквамарин Анонс Без просвета Блеклый Блеск Блестеть Блик Вглядеться Взгляд Взор Вид Видеть Видоизменить Визуализировать Абразивный Акклиматизация Аккорд Акцент Ароматный Аррозия Аффект Багаж Базис Баламутить Баланс Барахтанье Безвкусица Бесконтактный Апеллировать Ария Аудифон Ауканье Ахать Балакать Барабанить Баюканье Безголосый Безоговорочно В голос Вглухую Визжание Внятный


Второй алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Выписывают случайный набор слов- существительных, обозначающих названия различных предметов (например, из словаря или справочника). Поочередно соединяют с фокальным объектом каждое слово из списка. Генерируют гипотезы на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Исследуют инновационный потенциал выдвинутых гипотез Производят экспертную оценку, отбор гипотез и стратегий их реализации


При использовании существительных нежелательно брать номинализации (абстрактные существительные, образованные из глаголов). Они не слишком продуктивны в творческом отношении, так как несут в себе очень расплывчатую, часто недостаточную информацию. Например, что может подсказать для совершенствования объекта слова: важность, ответственность, проблема, дисциплина и др.? Практически ничего. Для выявления таких слов предложен «тест тачки». Если объект, обозначенный существительным, можно положить в тачку (кошка, яблоко, сумка, книга), то существительное и связанные с ним прилагательные могут навести на практичную идею. Если объект нельзя положить в тачку (как положить туда «дисциплину», «поведение» и т.п.?), то для извлечения творческой идеи потребуются дополнительные усилия, которые часто оказываются бесплодными.


Не рекомендуется использовать (хотя бы на первых порах) и слова, связанные с ситуацией (нечаянный, неожиданный)), а также понятийные слова (красиво, надежно, порядочно). Для генерации новых идей при выборе этих слов потребуются развитые навыки ассоциирования (составления разветвленных цепочек ассоциаций, или гирлянд ассоциаций). При этом результат может не оправдать приложенных усилий.




Получились такие объекты: 1. Сотовый телефон – ткань 2. Сотовый телефон – альбом 3. Сотовый телефон – стекло 4. Сотовый телефон – доска 5. Сотовый телефон – магнит 6. Сотовый телефон – сумка 7. Сотовый телефон – колесо 8. Сотовый телефон – душ 9. Сотовый телефон – замок 10. Сотовый телефон – кран Некоторые интересные варианты: сотовый телефон с магнитом для крепления, сотовый телефон – замок для кодирования запоров, сотовый телефон – шкатулка с секретным отделением для хранения ювелирных изделий или валидола, сотовый телефон – ткань (телефон, расстеленный на столе в виде салфетки не такая уж фантастика, уровень техники позволяет это сделать).




Третий алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Предлагается использовать конструкцию "Я сделаю это..." Процесс решения проблем состоит в определении ряда необходимых изменений в ситуации, которая не устраивает специалиста (фирму). Другими словами, ситуацию необходимо трансформировать из существующего нежелательного состояния в позитивный, желаемый вариант. Для этого используются слова и фразы, которые играют роль стимула и могут обеспечить всплывание идей, которые дремлют в человеческом подсознании. Итак, «Я сделаю это… (фокусный объект) … (каким?»


Быстро просмотрите все слова-стимуляторы вне связи с вашей проблемой. Затем прочитайте ее формулировку, попытайтесь связать слова "Я сделаю это..." с каждым из стимуляторов. Любую идею, пришедшую вам в голову, тут же запишите, воздерживаясь от ее немедленной оценки. 1. Визуальные слова 2.Аудиальные слова3. Кинестетические слова 1. ЗеркальныйЗвенящийМокрый 2. БлизорукийЩелкающийРанящий 3. СветлыйГоворящийМягкий 4. СлепойСлушающийВялый 5. ГлянцевыйКричащийТеплый 6. ГравированныйРитмичныйБеспокойный


7. ПустойШипящийСоленый 8. ЦветнойТихийНевесомый 9. КонтрастныйРезонирующийТвердый 10. ТуманныйРифмующийХолодный 11. РазмытыйМонотонныйГладкий 12. ИллюстративныйНемойДавящий 13. Горизонтальный ОглушительныйНатянутый 14. ВидныйПронзительныйДрожащий 15. ПерспективныйНазывающийОтпечатывающийся 16. ЗрелищныйШуршащийДушистый 17. НаблюдающийЗовущийШершавый 18. ПрозрачныйГлухойЩиплющий Полимодальные (неопределенные) слова Понимающий, отражающий, воспринимающий, решающий, думающий, знающий, медитирующий, намеревающийся, осознающий, оценивающий, изменяющий, мотивирующий.




Пример Предположим, что фирме готовы отказать в заключении важного контракта и есть только одна попытка, чтобы убедить заказчика сотрудничать именно с вами. Для этого необходимо придумать нетривиальные ходы. Пишем фразу «Я сделаю это (сообщение, доклад)…


НеожиданнымТяжелымЛегкимСлабым СоответствующимНепрочнымГрубымТонким ПовторяющимсяПлотнымНеявнымГибким УникальнымГладкимУдобнымНаклонным КонцентрированнымПоучительнымСкрытымУсловным КомплекснымСкользкимРастущимЗависимым ИспаряющимсяЗакрывающимсяПружиннымОвальным СужающимсяМягкимРасходящимсяДолговременным ПритягательнымЛомкимКипящимПростым НостальгическимСходящимсяДышащимМедленным УстрашающимНевидимымИзогнутымПористым ОтражающимсяТвердымРазборнымЯрким ПередвижнымОтрывистымХрупкимВлажным ВращающимсяПенящимсяЗащитнымВидимым НеустойчивымЗавитымСталкивающимсяГлубоким «Я сделаю это (сообщение, доклад) туманным, рифмующимся и твердым». «Я сделаю эту презентацию контрастной, зовущей и щиплющей (душу)». «Я сделаю это сообщение зрелищным, оглушительным и душистым».


Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926г. Ф.Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч.Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. Подобную технологию предлагает и специалист в области латерального (нетрадиционного) мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод фокальных объектов — замечательное средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.

Алгоритм работы с фокальным объектом:

Действие 1: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Например: кастрюля.

Действие 2: Выбрать 3-5 случайных объектов, «ткнув пальцем в небо» (можно из книжки, словаря, газеты) Например: окно, кошка, фонарик.

Действие 3: Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. При выборе признаков объектов желательно исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака цвета в значении «белый – черный»; не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый». Окно — прозрачное, прямоугольное, с форточкой. Кошка — пушистая, ласковая, мяукающая. Фонарик – светящийся, карманный, электрический.

Действие 4: Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Кастрюля прозрачная – из термостойкого стекла; кастрюля прямоугольная – кубической формы; кастрюля с форточкой – имеется небольшое закрывающееся отверстие для выхода пара или для помешивания. Кастрюля пушистая – в комплекте термогрелка-чехол для сохранения тепла; кастрюля ласковая – покрытая приятным на ощупь материалом; кастрюля мяукающая – подающая сигнал о конце готовки. Кастрюля светящаяся – со световым индикатором температуры; кастрюля карманная – складывающаяся; кастрюля электрическая – работающая от электричества.

Действие 5: Поразмышлять, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Некоторые характеристики могут быть скомбинированы для получения более совершенного объекта. Например: электрическая кастрюля, прозрачная, с небольшим отверстием в крышке для выхода пара, имеющая индикатор температуры и подающая сигнал в конце готовки, да еще и с теплоизоляционным чехлом в комплекте – отличный вариант!

Детям можно предлагать задания по МФО с 3 – 3,5 лет , конечно, в упрощенном варианте. Сначала делается подборка словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

Например: Как, в каком случае, может быть «мыльная машинка»? – Когда машинку моют и она в мыльной пене. Или мыло сделано в форме машинки.

С 4 — 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад одного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Например: карандаш – острый, тонкий, сломанный. Если рассмотреть эти признаки применительно к столу: острый стол – может быть край острым, тонкий стол – сделан из тоненьких реечек, сломанный стол – поставили что-то очень тяжелое, стол и сломался.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность – рисование, конструирование, лепка, поделка.

С 6 лет можно придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО - это увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение и ребенка, и взрослого.

Например: как оформить детскую кроватку? Как необычно украсить комнату к празднику? Какой подарок сделать бабушке? И др.

Метод фокальных объектов замечательно подходит для создания сказочных, фантастических объектов.

Например: создаем сказочный цветок для Снежной Королевы. Для переноса признаков предлагаем приметы Нового года: мандарин, свеча, мишура. Подбираем характеристики: мандарин сочный, яркий, из долек; свеча – горящая, тающая, потрескивающая; мишура – блестящая, длинная, гибкая. Переносим признаки на Цветок: цветок сочный (сделан из воды, которая в царстве Снежной Королевы замерзнет, и получится цветок ледяной – эта характеристика, кстати, перекликается с «цветок тающий»). И так далее, по всем признакам. В конце выбираем наиболее подходящие характеристики: Цветок ледяной, сияющий изнутри, мелодично потрескивающий на морозе, имеющий гибкий длинный стебель (наподобие вьюнка).

Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека , давайте возьмем, творческого ребенка , что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)

Да, это ребенок окруженный : красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов , ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов .

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты » .

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств , других, случайно вы-бранных объектов . Его еще называют «методом случайных объектов » .

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты

Случайные объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов .

Характерные свойства или признаки случайных объектов

1. Елка : колючая

2. Олень : рогатый

3. Фонарик : светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту .

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

Поиграем в игру «Изобретатели » .

Игра «Изобретатели »

Цель : научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг) .

Ответ : Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко . Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

Ответ : Выбрать случайные объекты .

2 шаг – выбираем случайные слова

1 вариант : Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

2 вариант : Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу» , на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

3 вариант : Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень) .

И так, мы выбрали 3 случайных объекта , (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту .

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Рассматриваем : Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

6 шаг - смастерим?

Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель : научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту .

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки : всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

Игра «Необычный подарок»

Приглашаю двух «девочек» .

Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например :

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Усложнение : предложить детям выбрать не один, а несколько предметов .

Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию .

Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ на тему: "Арт-терапия, как метод.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов . Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 г. , назвав его «методом каталога ». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Ч. Вайтинг , который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты », имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик . Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

План действий

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных предметов.
  4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом.
  5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  6. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Недостатки

Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Объект — кастрюля (фокальный объект). Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета .

Признаки случайных объектов:
Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой ; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд ; нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором , определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.

можно применить этот метод в конкретных случаях.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные».

Игра «Изобретатели» - нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.

Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение - изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.

Игра «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба - отрастить ноги. Животным нужно дать названия - например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.

Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор — застрявший, ветер — завывающий, лампочка — вспыхнувшая, забор — грязный, покосившийся, кошка — голодная, цветок — дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект — будильник, то надо выписать ВСЕ варианты — голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Salvador Dalí. Slave Market with the Disappearing Bust of Voltaire. 1940 Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера

Метод фокальных объектов: сущность, основные этапы и примеры

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта, путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков других объектов, выбранных случайным образом.
Этимология: Термин «фокальные объекты» происходит из того, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса на него признаков случайно выбранных объектов.
Другие названия: Метод каталога. Метод случайных объектов.

2. История. В 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце создал Метод каталога, который состоял в произвольном выборе из каталога (словаря, книги, журнала), любого случайного слова, соединения его с названием объекта и развитием полученных сочетаний с помощью ассоциаций. При этом данный метод предназначался преимущественно для решения технических задач. В 1958 году Чарльз Вайтинг (США) усовершенствовал данный метод и впервые назвал его «Методом фокальных объектов» (МФО). Впоследствии Эдвард де Боно, предложил модификацию метода — «Случайное слово».

3. Основные функции
1. Применяется с целью нахождения новых, оригинальных модификаций и новых сфер применения известных объектов и способов, их совершенствования, разработки новых товаров и открытии их неожиданных свойств, создании рекламы и написании статей.
2. Служит средством тренировки фантазии, развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.
3. Является эффективным методом вхождения в творческое состояние.

4. Методологические основания и принципы
1. Принцип всеобщей связи объектов и явлений.
2. Понимание творчества как комбинирования и создание новых сочетаний признаков.
2. Творческий потенциал ассоциативного поиска и эвристические свойства случайности, радикально расширяющей поле поиска. Расширение пространства возможностей способствует рождению новых неординарных идей, последующее развитие которых, ведет к эффективным решениям проблемы.

5. Сущность метода
Сущность состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения.

6. Правила

1. Фокальным объектом может служить отдельный предмет, товар или услуга, система и организация.
2. При выборе фокального объекта необходимо установить цель его совершенствования, которая будет служить критерием отбора полученных сочетаний и идей.
3. Выбирать случайные объекты необходимо наугад, непреднамеренно, самым случайным образом.
4. Необходимо использовать случайные слова из разных, самых отдаленных и неожиданных областей, включающих искусство, фантастику, спорт, военное дело, явления природы.
5. Дать полную свободу воображению, расширять пространство и играть со словами. Выбирать уникальные, редкие, случайные признаки объектов, избегая абстрактные, подходящие всем объектам.
6. Составлять наиболее полные списки полученных сочетаний, включая неожиданные, дикие, «слабые» и абсурдные. Особое внимание обратить на внешне несовместимые сочетания, развитие которых, как правило, приводит к неожиданным и эффективным решениям. Не торопиться отбрасывать, на первый взгляд, неподходящие идеи до их развития.
7. Необходимо войти в творческое состояние и свободно развивать каждое сочетание с помощью свободных ассоциаций, интуитивно улавливая и фиксируя яркие, смешные и эмоционально влияющие идеи.

7. Процедура и основные этапы
1. Определить проблему, ключевое слово, содержащее ее сущность, выбрать объект и сформулировать цель его совершенствования.
2. Выбрать 3-5 случайных объектов (существительных), открыв наугад энциклопедию, словарь, книгу, газету. Их могут случайным образом по очереди назвать участники группы. Предпочтение отдается словам из областей, максимально далеких от фокального объекта.
3. Выписать для каждого из случайных объектов несколько (5-10) характерных уникальных свойств, функций и признаков (прилагательных).
4. Перенести поочередно полученные свойства и признаки на фокальный объект и записать новые сочетания.
5. Каждое из сочетаний развить путем свободных ассоциаций и зафиксировать все возникающие интересные идеи. Развитие полученных сочетаний приводит к решению исходной проблемы
6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения новизны, оригинальности, эффективности и возможности реализации.

8. Варианты и модификации
1. Модификации метода фокальных объектов создаются путем замены частей речи при выборе признаков случайных объектов. Так вместо традиционно выбираемых прилагательных, можно выбирать и связывать с фокальным объектом: имена существительные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, междометия и частицы.
2. На этапе выбора уникальных свойств и признаков случайных объектов возможно применение списков «вращающих», раскрывающих» случайный объект вопросов, а также применение метода мысленного эксперимента.
3.Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуру случайного ассоциативного поиска.
4. Метод фокальных объектов применяется как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

9. Преимущества метода
1. Универсальность метода, инвариантность для решения самого широкого круга задач от усовершенствования объекта, до написания статей.
2. Простота техники и легкость освоения порождают неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
3. Использование эвристического потенциала случайности ведет к получению нешаблонных идей и нестандартных решений.
4. Свободный перенос на исследуемый объект отдаленных свойств других объектов, позволяет увидеть его в новом, неожиданном свете.
5. Метод выступает эффективным способом развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.

10. Недостатки и ограничения
1. Метод неэффективен при решении сложных задач.
2. Метод не раскрывает причины и сути проблемы, а составление случайных сочетаний, не дают гарантии получения сильных решений.
3. В методе отсутствуют правила и критерии отбора и оценки получаемых идей.
4. Эффективность метода зависит от воображения участников, умения играть понятиями и чувствительностью к языку.

11. Пример применения.
Предложен изобретателем Н. М. Балезиным.

1. Фокальный объект – Кастрюля.
Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2. Выбираем случайные объекты : дерево, лампа, кошка, сигарета.
3. Выписываем признаки случайных объектов:
Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.
4. Присоединяем к фокальному объекту выбранные признаки случайных объектов:
Дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками;
Лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля;
Кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;
Сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.
5. Развиваем полученные сочетания:
— кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой;
— разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд;
— нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи;
— мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.
6. Отбираем наиболее сильные, реализуемые решения:
— разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд;
— мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...