Метод гирлянд случайностей и ассоциаций пример. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.doc - метод гирлянд случайностей и ассоциаций

  1. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно заснул. Почему?
  2. Новичок в шахматах поспорил с двумя мастерами, что выиграет или сведет вничью партию хотя бы с одним из них, причем играть будет вслепую. Он сел к ним спиной, и игра началась. Вскоре один из мастеров сдался, увидев, в чем была хитрость новичка. В чем же?

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор - Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

[термины]
Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта.

Практическая работа

Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери¬те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциативную цепочку шагов по такому принципу: объект - характеристика - объект - характеристика...

Рассказ учителя

Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода определяет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.

Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

Задача : необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.

Алгоритм метода.

1. Определение синонимов объекта.

Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул - кресло - табурет - диван - скамейка.

2. Произвольный выбор случайных объектов.

Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа - решетка - карман - кольцо - цветок (учащиеся могут предложить другой набор случайных слов).

3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.

Для удобства их объединяют в таблицу (таблицу можно начертить на доске и графу «Признаки» заполнять совместно с учащимися).

Наименования и признаки случайных объектов

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

Например, введя в гирлянду синонимов признаки лампочки, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный табурет, прозрачный стул и т. д.

Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов -решетки, кармана, кольца, цветка.

Работа в малых группах

Учитель предлагает учащимся составить такие конструкции.

Результаты работы фиксируются.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.

Генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта «лампочка». Этим признаком является слово «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается путем постановки вопроса: «Что напоминает слово “стеклянная”»? Ответ может быть таким: «Стеклянное волокно». Далее задается вопрос: «Что напоминает слово “волокно”»? Это может напоминать ткань, плетение, вязание. Аналогично, продолжая поиск элементов гирлянды ассоциации, можно увеличить длину гирлянды. Ткань может напоминать платье для праздника, который проходил в летний солнечный день. Солнце может нам напомнить орбиты, по которым движутся планеты. Это ассоциируется с космонавтами, которые летают на огромные расстояния от Земли. Дальние расстояния быстро преодолеваются на самолете. Самолетами управляют летчики, которые в случае аварии могут катапультироваться. Катапульты применяются для запуска летательных аппаратов в воздух с военных кораблей, охраняющих морские границы, и т. д.

Гирлянда ассоциаций в этом случае может выглядеть так:

стекло - волокно - ткань - платье - праздник - солнце - юг -жара - планета - космонавт - самолет - летчик - авария -катапульта - летательный аппарат - воздух - военный корабль -море - граница и т. д.

7. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянды ассоциаций.

Так, например, используя только первую гирлянду ассоциаций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, пуф, обтянутый тканью, кресло для катапульты, курортное кресло, кресло от жары (или создающее жару), кресло с зонтиком, летний стул, кресло для загара, кресло для отдыха, кресло для космонавта, стул для праздника, обтянутый красивой тканью, самолетное кресло, спасательный стул при авариях и т. д.

8. Выбор альтернативы.

На этом шаге решают вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10. Отбор оптимального варианта.

Отбор оптимального варианта из рациональных осуществляется разными приемами оптимизации. Весьма простым и эффективным является метод экспертной оценки.

Вывод : анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу.

Работа в малых группах

Аналогичным образом учащиеся создают гирлянды ассоциаций по всем признакам объектов, перечисленных на четвертом шаге. Итогом их работы будет несколько рациональных вариантов, из которых учащиеся отбирают оптимальный вариант, который может иметь реальную реализацию.

Учитель организует обсуждение реальных и пригодных для практической реализации результатов, выбранных учащимися.


Похожая информация.


Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом .

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов .

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

От греч. heurískō - отыскиваю, открываю, нахожу.

Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика .

Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 38.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол - парта - бюро - пюпитр...). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например, карандаш - окно - пол - лампа...).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды

случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш - стол в виде окна - стол, совмещенный с полом - стол в виде лампы...).

музыкальный - цветной - ...; окно: пластиковое - прозрачное - голубое -...).

Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); музыкальный (с встроенным плеером); цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения)).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?».

Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например, «О чем напоминает слово «зеленый»?» - «О «траве»; «О чем... «трава»?» - «О «поле»; «О чем...

«поле»?» - «О «холоде» и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле - холод...).

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта.

Если нет - генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные

(привлекательные), рациональные (хорошие).

Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

Метод морфологического анализа

Основной идеей морфологического анализа является

упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения

различных вариантов решения задачи. Однако большая часть этих вариантов оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Считается, что впервые морфологический анализ был использован швейцарским астрофизиком Фрицом Цвикки для решения технических задач в 1942 г., когда он участвовал в разработке ракетных двигателей в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн».

Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений (см. табл. 5).

Последовательность действий такова: определить

При этом количество вариантов комбинаций равно сумме рабочих клеток матрицы, возведенной в куб.

Таким образом, пылесос представляет собой деревянную тумбочку, стационарно расположенную в кладовке и соединенную со всеми комнатами воздушной магистралью, в которую подключается шланг (в той комнате, в которой идет уборка), поэтому шнур короткий. Цвет видимой части пылесоса (шлаг с насадками) подбирается под интерьер квартиры. После уборки матерчатый фильтр очищается.

Категорий не должно быть слишком много, и они не должны быть зависимыми друг от друга. Для каждой категории следует определить три-четыре признака. При составлении комбинаций следует помнить, что свойства, бесполезные по отдельности, в определенном сочетании приводят к желанным результатам.

Таблица 5

Морфологическая матрица (новый продукт - пылесос)

Наименование элемента объекта

Вариант исполнения (свойства)

1. Пылеуловитель

Бумажный фильтр (одноразовый)

Матерчатый

(многоразовый)

Водяной фильтр

2. Вентилятор

Маломощный

Средней мощности

Очень мощный

Пластиковый

Металлический

Деревянный

4. Подвижная платформа

Отсутствует

Три колеса

Четыре колеса

Пастельный

Изменяемый под цвет интерьера

Раздвижные

С клапаном

подключения

7. Электрошнур

Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов.

При использовании данного метода объект необходимо разбить на функциональные части (функциональноморфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции.

Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты

осуществления) без связи с объектом, т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным объектам.

Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

  • Термин «морфология» (учение о форме, от гр. morphe - форма и logos - учение) ввел в 1796 г. Гёте - основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Метод морфологического анализа впервые разработал и применил швейцарский астроном Фриц Цвикки, открывший нейтронные звезды.

Определяем синонимы объекта:

Принтер – сканер, копир, печатающее устройство, плоттер.

Произвольный выбор случайных объектов:

Дача, техника, кино, домино.

Составляем перечень признаков случайных объектов.

Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно вы­бранных объектов.

Сканер, копир, печатающее устройство, плоттер.

Генерирование гирлянд ассоциаций:

Ремонт – дом – кирпич – глина – яма – колодец – вода – море – отпуск – фото – магазин – товар – продавец – зарплата – деньги – карточка – банкомат – чек – кредит – автомобиль – музыка – скорость – колесо – круг – солнце – свет.

Сканер – товара, копир – музыкальный, печатающее устройство – скоростное, плоттер – круглый.

Выбираем наиболее удачный вариант:

Скоростное печатающее устройство – удобно для больших объемов печати

  1. Метод контрольных вопросов

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

Современный

Дорогостоящий

Раскладной

Скоростной

Практичный

Многофункциональный

Не большой размер

Не морозоустойчив

Дорогостоящий и морозоустойчивый нужно изменить, чтоб он был доступен как можно большему количеству людей и обеспечивал работоспособность в большом климатическом диапазоне.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формули­ровки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи.

Создать принтер с удобным управлением и небольшим размером с возможностью разложить его для печати больших форматов

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

Прибор получиться весьма дорогостоящий

Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

Retractable Printer – раскладной принтер от Lexmarx – почти добились похожего результата, но можно еше работать в этом направлении и добиться лучших результатов, а идея с голосовым управлением и оповещением не где не была замечена.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

Биологический принтер – копирует живые организмы.

Экономически очень выгодно использовать непосредственную подачу чернил. В будущем возможно появление молекулярных принтеров – высокого (молекулярного) разрешения.

      Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

Математический принтер – принтер только в расчетах (в проекте). Гидравлический принтер – работающий за счет гидравлики (нерационален). Электронная модель – использовать вместо чернил электрические разряды. Механические модели – модели прошлого (печатные механические машинки). Магнитная модель – применяется для валов в лазерных принтерах (полностью магнитной модели не производили и рациональна такая модель может быть в космосе)

      Попробовать различные виды материалов и энергии:

Газовый принтер – неподходящее.

Жидкий принтер – неподходящее.

Принтер твердых тел – существует.

Принтер гель – неподходящее.

Принтер пены – неподходящее.

Принтер пасты – неплохая идея (использовать пасты вместо красок).

Тепло принтер – неподходящее.

Магнитный принтер – неподходящее.

Световой принтер – неподходящее.

Противоударный принтер – неплохая идея (дороговизна).

Продуктовый принтер – неплохая идея (копировать продукты).

Лазерный принтер – существует.

Стеклянный принтер – неплохая идея.

Метровый принтер – существует (большие принтеры).

Сантиметровый принтер – неподходящее.

Мраморный принтер – неподходящее (дороговизна).

Песочный принтер – неподходящее.

Ледяной принтер – неподходящее.

Принтер в огне – неподходящее.

Принтер в воде – неподходящее.

Принтер в холоде – неподходяще.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логи­ческие совпадения.

Принтер зависит от ряда вариантов необходимых для работы: струйный, лазерный, матричный.

Тип печати: цветной, черно-белой.

Максимальный формат печати: А4, А3, А2, А1, А0.

Максимальное разрешение печати: 5760x1440 dpi, 6450х2340 dpi, и т. д.

Скорость печати: 33 стр/мин, 15 стр/мин, и т. д.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

По мнению людей – главным в принтерах является быстрый расход краски. Для многих это главное! Выбирают сейчас принтер по стоимости катриджей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

У многих идея улучшения принтера – поставить систему непосредственной подачи чернил.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотланд­ское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

Шотландское решение – красивый дизайн и корпус.

Немецкое решение – большое разрешение и скорость.

Американское решение – уменьшение размеров, увеличение функций.

Китайское решение – уменьшение стоимости.

Российское решение – установка Китайских систем непосредственной подачи чернил.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис- все с ней.

Сделать непосредственную подачу чернил.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журна­лы, комиксы.

Размер, формат и расходные матерьялы – главное для улудшения.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов ма­териалов и т. д. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

Цены на 2014г.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

Поставить систему непосредственной подачи чернил.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.

В будущем должны быть универсальные принтеры использующие для расходных материалов все виды чернил и бумаг.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

Точный механизм - недопускающий никаких внешних вмешательств

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

Проблема в специальном создании таких дорогих катриджей и установки в нутрии их все более мощных процессоров отслеживающих расход чернил. Тем самым вынуждая покупать новые принтеры.

18. Чья это проблема? Почему его?

Проблема в негласном объединении фирм создающих монополию на рынке принтеров.

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

Непрерывная подача (Continuous Ink Jet) - подача красителя во время печати происходит непрерывно, факт попадания красителя на запечатываемую поверхность определяется модулятором потока красителя (утверждается, что патент на данный способ печати выдан Вильяму Томпсону (William Thomson) в 1867 году.

20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

В технической реализации такой печатающей головки в сопло под давлением подаётся краситель, который на выходе из сопла разбивается на последовательность микрокапель (объёмом нескольких десятков пиколитров), которым дополнительно сообщается электрический заряд. Разбиение потока красителя на капли происходит расположенным на сопле пьезокристаллом, на котором формируется акустическая волна (частотой в десятки килогерц). Отклонение потока капель производится электростатической отклоняющей системой (дефлектором). Те капли красителя, которые не должны попасть на запечатываемую поверхность, собираются в сборник красителя и, как правило, возвращаются обратно в основной резервуар с красителем. Первый струйный принтер, изготовленный с использованием данного способа подачи красителя, выпустила Siemens в 1951 году.

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Границы на ограниченное использование принтеров определяют крупнейшие фирмы: CANON, EPSON, HP, XEROX и т.д.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...