Методическая копилка.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Бурундук" Иван Соколов-Микитов и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Бурундук" Иван Соколов-Микитов читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы:
кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.


«

Я обернулся и увидел бурундука. Эта пёстренькая земляная белка проворно бегала по лесу. Влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве. Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты. Когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пуст. Я подошёл поближе и стал наблюдать. На бревне лежали сухие грибы, корешки и орехи. Зачем бурундук вытащил их из норки? Тогда я вспомнил рассказ охотника о том, что бурундук делает запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на валежнике.

(По В. Арсеньеву)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение о повадках бурундука, включив в текст более подробное описание бурундука.

Ответы

  1. Тип речи - описание (описываются бурундук и его повадки).
  2. План.
    1. Я увидел бурундука.
    2. Защёчные мешки.
    3. Запасы на бревне.
    4. Зачем бурундук сушит запасы.
  3. Я обернулся и увидел бурундука. Его нарядная шубка с пятью тёмными продолговатыми полосками, пушистый хвост и изящные повадки очень напоминают белку. По размеру же этот зверёк вдвое меньше белки. Бурундук очень доверчив и крайне любопытен. Ближе к осени он запасает себе корм на зиму, который носит в своих защёчных мешках. В них помещается до тридцати кедровых орехов.

    Вот и сейчас я заметил, что бурундук что-то носит в своих защёчных мешках, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Оказалось, что бурундук время от времени выносит свои запасы наружу и сушит их на валежнике. Вот какой интересный зверёк живёт в лесу!

1. Я должен вас сперва познакомить с Ермолаем. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими, насмешливыми губами.Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. 2. Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать». 3. Была у него и легавая собака, по прозванию Валетка, преудивительное создание. Ермолай никогда ее не кормил. 4. Несмотря на свое бедственное положение, Валетка ни разу не пропадал и не изъявлял желанья покинуть своего хозяина. 5. Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. 6. Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. (129 слов.)

По И. Тургеневу.

Я невольно взглянул на вершину утеса, стоявшего на нашей стороне, у поворота Лены. До сих пор это место казалось каким-то темным жерлом, откуда все еще продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утеса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны и несколько уже обнаженных лиственниц. Прорвавшись откуда-то из-за горы противоположного берега, первый луч еще не взошедшего для нас солнца уже коснулся этого каменного выступа и группы деревьев, выросших в его расселинах. Над холодными синими тенями нашей щели они стояли, как будто в облаках, и тихо сияли, радуясь первой ласке утра. Все мы молча смотрели на эту вершину, как будто боясь спугнуть торжественно-тихую радость одинокого камня и кучки лиственниц. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом. (131 слово.)

По В. Короленко.

НА БЕРЕГУ МОРЯ

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. (…) Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. (…)

Мы с ним (Рагимом) лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы. (…) Мы варим уху из только что наловленной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. (138 слов.)

По М. Горькому.

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. (…)

Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. (106 слов.)

По М. Горькому.

1. Вечерело. Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. На краю моря поднялась гряда лиловых облаков, окаймленных розовым золотом, и, еще более сгущая мрак, плыла на степь. А в степи, там, далеко на краю ее, раскинулся громадный пурпуровый веер лучей заката и красил землю и небо так мягко и нежно… Закат почти угас, и только маленькая розовая лента, с каждой секундой все более бледнея, чуть окрашивала край пухового облака, неподвижно застывшего в потемневшем небе. 2. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. (144 слова.)

М. Горький.

Море смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватое волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. (…)

В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного хищного оживления., (150, слов.)

По М. Горькому.

Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю. Оттуда, с ветром, прилетал тяжелый запах, непонятный и оскорбительный здесь, среди чистого моря, под голубым, ясным кровом неба.

В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья, на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили их к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали, подошвами в небо, валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра.

В тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов. (153 слова.)

М. Горький.

1. Мы плыли вдоль берега и иногда, опустив весла в воду, отдыхали, любуясь чудной горной панорамой. Вот скалистая сопка, похожая на голову великана, украшенную мохнатой шапкой. 2. Вдруг резкий, пронзительный и отрывистый писк, похожим на звонкое щелканье ножницами, раздался сзади. Я обернулся и увидел бурундука. Эта пестренькая земляная белка, бойкая и игривая, проворно бегала по колоднику, влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве. Окраска бурундука пестрая, желтая, по спине и по бокам туловища тянутся пять черных полос. 3. Я долго стоял на месте, не решаясь пошевельнуться, наконец не выдержал и осторожно двинулся влево. 4. С заходом солнца крупная мошка исчезла, и вместо нее появился мокрец. Эти мельчайшие, почти невидимые для глаза насекомые очень жестоко кусаются. 5. Над всем нашим биваком кружились несметные тучи мошки. Несчастные лошади, уткнув морды в самые дымокуры, обмахивались хвостами, трясли головами. 6. Отдав приказ вьючить коней, я подошел к дереву, чтобы взять свое ружье, и не узнал. Оно было покрыто густым серопепельным налетом - это были мошки, прилипшие к маслу. , (161 слово.)

В. Арсеньев.

1. На другой день первое, что мне бросилось в глаза, это серое небо, покрытое слоистыми тучами. (…)

Опасаясь пурги, мы решили идти домой. Наскоро напившись чаю с сухарями, мы сняли палатки и пошли в направлении на юго-восток. (…)

Усилившийся ветер, шум в горах, снег и короткие вихри - все говорило за то, что собирается сильная пурга. (…)

Ветер, дувший теперь с острова Сахалина, то ослабевал на мгновенье, то вдруг, словно зверь, сорвавшийся с цепи, бросался на людей. (…) 2. Все туземцы, живущие на реке Фудзине, получают от него (от ростовщика) в кредит опиум, спирт, продовольствие и материал для одежды. (…) 3. Возвращаясь от них (туземцев), я сбился с дороги и попал к Фудзину. Здесь, на реке я видел двух китайцев, занимающихся добыванием жемчуга. Часов в десять вечера я закрыл тетрадь и, завернувшись в бурку, лег к огню. 5. От жара, подымавшегося вместе с дымом, качались ветви старой ели. 6. Стволы деревьев казались длинной колоннадой, уходившей в глубь леса и незаметно сливавшейся там с ночным мраком. (151 слово.)

В. Арсеньев.

1. Движение сторонников мира, возникшее после второй мировой войны - самое массовое движение современности. 2. Это движение является беспартийным демократическим движением, имеющим своей целью поднять народные массы па борьбу за сохранение мира. 3. Советский народ неустанно укрепляет могущество своей родины, видя в этом верный залог и решающую гарантию упрочения мира. 4. Борясь за дело мира, Советский Союз защищает интересы всех народов земного шара. 5. Советская молодежь все свои силы и энергию отдает укреплению могущества Советского государства - нерушимого оплота мира и безопасности народов. 6. Юные защитники мира, объединенные в демократические организации, используют всевозможные средства и методы в борьбе за сохранение мира. 7. Прогрессивная молодежь всех стран высоко ценит заслуги советской молодежи и ее авангарда - комсомола - в укреплении международного юношеского движения. 8. Все трудящиеся и молодежь стран народной демократии питают безграничную любовь к Советскому Союзу, избавившему их от угрозы фашистского рабства, оказывающему им братскую помощь и поддержку. (136 слов.)

П. Минеев.

1. В один из жарких дней Павка, придя от Климки, послонявшись по комнате и не найдя себе работы, решил забраться на любимое местечко - на крышу сторожки, стоявшей в углу сада, за домом. Он прошел через двор, вошел в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу. Пробравшись сквозь густые ветви вишен, склонившихся над сараем, он забрался на середину крыши и прилег на солнышке. 2. Павка высунул голову над выступом и увидел часть двора со стоявшей там коляской. Видно было, как денщик немецкого лейтенанта, поместившегося у Лещинских на квартире, чистил щеткой вещи своего начальника. 3. Сейчас лейтенант сидел за столом и что-то писал, потом взял написанное и вышел. Передав письмо денщику, он пошел по дорожке сада к калитке, выходящей на улицу. (…) Из беседки вышла Нелли Лещинская. Взяв ее под руку, лейтенант пошел с ней к калитке, и оба вышли на улицу. (140 слов.) По Н. Островскому.

МИРНОЕ СРАЖЕНИЕ

За хребтом угрюмой горы, поросшей вековым лесом, гулко раскатываются взрывы. Пока мы по крутому склону добираемся к месту грозного сражения, канонада стихает. Сверху нам видно поле недавней битвы. Взрывы разворотили землю на пологом склоне горы, раздробили таившийся в ее недрах пласт руды, и теперь там величаво поворачиваются мощные экскаваторы. Они зачерпывают руду ковшами и, далеко пронеся ковш по воздуху, высыпают свой тяжелый груз в открытые вагоны. Один ковш - и в вагоне десятки тонн груза. Двадцать ковшей - и тепловоз, дав громкий сигнал, уводит длинную цепочку вагонов, груженных рудой. Перед нами лежит обломок руды, выброшенный взрывом, размером он с обычное ведро, но не пытайтесь его поднять: обломок весит больше пятидесяти килограммов. Эта синевато-черная руда в три-четыре раза тяжелее воды. В ней около шестидесяти процентов железа, прочно соединенного с кислородом. (129 слов.)

Ю. Моралевич.

ПО ДОРОГЕ НА РЫБАЛКУ

Ветер был встречный, очень сильный, как говорят, знойкий. При гололедице шагать против него было особенно тяжело.

Федя, порядочно отставший от Паши, не услышал, как сзади, на широких розвальнях подкрался к нему древний дед Макарий. Дед возил на замшелой, не менее древней кобылке Заире дрока для колхозной бани. Закутавшись в овчинный тулуп, он сидел спиной к ветру, не предполагая по дороге большого движения и целиком доверив знакомый путь опыту Заиры. А та, чуть прихрамывая, догнала Федю и легонько ткнула его в затылок заиндевевшей отвислой губой. Но и этого оказалось достаточным. Ноги рыбака разъехались, и он шлепнулся на бок, звонко загремев жестяным ведром. Заира изумленно остановилась, дед, кряхтя, вылез из саней. Поднялся и Федя. Оказалось, что при падении он обломил кончик своей любимой удочки. (…) Макарий взгромоздился обратно на сани, огрел кнутом Заиру и укатил, оставив удрученного Федю подбирать из обледеневшего кювета небогатые рыбацкие припасы. (142 слова.)

1. За неимением свободного времен в течение последней недели, я не смог принять участие в лыжных состязаниях. 2. Ввиду затянувшейся зимы, фруктовые деревья зацвели в этом году несколько позднее.3. Бла...

1. Павка, не говоря ни слова, принялся за самовары. 2. Поднявшись наверх, Климка увидел Павку сидящим на корточках перед топкой.3. Схватив лежавшую за сундуком тряпку, Павка сунул ее в карман, незамет...

Контрольные работы

Контрольный диктант №1(7 класс)

Никто не встретил нас на белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печка, и рядом аккуратно сложены полешки дров. Кто уходит последним, тот должен приготовить сухие дрова. Зайдёт в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест, отдохнёт и снова в путь. Но перед тем обязательно наколет дров и оставит еды.

На столе в жестяной банке шесть кусков сахару, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, тоже оставим что-нибудь на столе.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки.

На Белой горе живут медведи, и бурундуки боятся бегать далеко наверх за кедровыми орешками. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, играют, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке. Сложит лапки на груди и замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрей кубарем катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.(По Г.Снегирёву)

1. Найти сложное предложение, подчеркнуть в нём грамматические основы. Одно из простых предложений, входящих в состав сложного, разобрать по членам предложения.

2. Выписать существительные и произвести их морфологический разбор: 1вариант – 3 предложение, 2 вариант – 5 предложение.

3. Выписать из первых трёх абзацев местоимения, указать разряд.

4. Найти 2 слова с чередующимися гласными в корне, графически объяснить их правописание.

5. Выписать глагол, указать все его морфологические признаки: 1 вариант – глагол несовершенного вида, 2 вариант – глагол совершенного вида.

Контрольный словарный диктант №1(7класс)

Реформатор, реформа, рекомендация, сияние, информация, санаторий, галерея, аллея, симпатичный, пропорциональный, президиум, президент, преобладающий, причастный, микрокалькулятор, суверенный, государство, делегат, восстание, прогресс, определяемое слово, действительное причастие, страдательное причастие.

Контрольная работа № 6

(диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и кажутся песчинками, маленькими точками.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если вы поищите Полярную звезду, вы её легко найдете.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

(131 слово)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите.

3. Морфологический разбор слова спрячьте.

4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Контрольная работа 7

(диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»)

Высокий уровень подготовки

ВОЛШЕБНАЯ РОСА

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Но­чевали мы в палатке, Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался и;» палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе» в траве. Между двумя елками висела паутина. На её ниточках» переливаясь, сияло что-то разноцвет­ное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках, Я тронул его пальцем., и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки за­прыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов

Примечание. Объяснить написание неопределённого местоимения что-то.

    Выпишите из предложений первого абзаца глаголы, ставя их в неопределенную форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный cooстав этих глаголов и деепричастий.

    Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 2) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красо­ту.

Средний уровень подготовки

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны в сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки,

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

Примечание. Выписать на доску слово лиственница.

Задания

    Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант 2) и укажите их морфемный состав.

    Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант 1) и переваливаясь (вариант II).

    В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Контрольная работа 8

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

Высокий уровень подготовки

ВЕРБЛЮД И МУРАВЕЙ

Шествовал по пескам Верблюд, Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имен собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.

Задания

    Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях первого и второго (вариант 1), третьего и четвёртого (вариант 2) абзацев текста.

    Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант I); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант II) предложений текста.

Средний уровень подготовки

Муравьи - самые распространённые обитатели нашей планеты. Они рас­селились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живёт на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй. Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи - друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использован­ных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант1) и прогреваемых, используются, образуя (вариант 2).

3. Проведите синтаксический разбор предложения: Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огоро­дов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Контрольная работа №9

ТЕСТ по теме «Имя числительное».

1 вариант

а) сотня б) третий

миллиард пятерка

тройной десяток

единица множество

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный

50, 19, 11, 60, 80, 15, 500, 17, 12, 700, 900, 90.

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное третьего склонения:

а) пять б) двадцать

сорок два

один трех

7. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

Друзья, сани, подруги, ножницы, брюки, работницы.

8. С каким из существительных не может сочетаться количественное числительное?

Книга, отряд, красота, парта, подъезд.

а) шесть седьмых; г) девяносто семь;

б) сто один; д) сорок пятый;

в) пятьдесят один; е) триста пятьдесят два

Сто, тридцать, семь, пятьдесят, шестьсот, десятый.

Пятьдесят, шестисотый, двести, девятисотый, девяносто.

12. Найди соответствия.

а) (В) тысячу (раз) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (На) втором (этаже) 2) количественное, собирательное, простое, в род. п.

в) (От) пятерых (друзей) 3) количественное, целое, простое, в вин. п. ъ

ТЕСТ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2 вариант

1. Найди и отметь в каждом столбике числительное:

а) много б) несколько

семеро три седьмых

пятак двойка

десятка сорокаградусный

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семерка; в) оба; г) трое; восьмой.

3. Определи однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

4. Отметь те числительные, в которых после первого корня в именительном и винительном падежах пишется «Ь». Запиши их.

60, 80, 70, 12, 18, 19, 15, 600, 17, 500, 800, 90.

5. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

6. Найди в каждом столбике то числительное, которое склоняется как существительное второго склонения:

а) тысяча б) девяносто

миллион двадцать

триста миллиард

7. Выпиши те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

Крыши, стороны, берега, ученики, сёстры, комнаты, животные.

8. С каким из существительных может сочетаться количественное числительное?

Чтение, дивизия, молоко, молодежь, красота.

9. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.

10. Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы.

Десять, двадцать, один второй, две пятых, сорок.

11. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняй одно из них.

Пятитысячный, семьдесят, девятьсот, семидесятый, триста.

12. Найди соответствия.

а) (На) восемьдесят (случаев) 1) порядковое, простое, в предл. п., ед. ч., м. р.;

б) (Через) полтораста (метров) 2) количественное, целое, простое, в вин. п.;

в) (О) пятнадцатом (посетителе) 3) количественное, дробное, простое, в вин. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Контрольная работа №10

по теме «Местоимение».

1 вариант.

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

Тоскую по вам, ихний сын, с мной, в сколько метрах?

Н… о чём не спросил, н… чем не интересовался, н… кого пригласить, н… у кого не было.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не спрашивал ………, не создавал ………, не сомневался ………, не обижал ……….

Я заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом (не, ни)чего (не, ни)было видно. Я выстр…лил в воздух, но (не, ни)получил (не, ни)каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой(то) бурелом, но всё-таки ухитрился (из)него выбрат…ся. Вдруг послышался треск суч…ев и чьё(то) пр…рывистое дыхание. Какой(то) зверь бежал прямо (на)меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч…ствовал, как животное подошло (ко)мне и лизнуло меня.

(По В. Арсеньеву.)

    Отгадай загадки.

    • Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ ?

      Какие два личных местоимения «мешают» движению на дорогах?

Кто-то с крыш просыпал мелочь,

И она звенит о камни,

Разбивается на части.

    Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

      Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.

      В галерее девочка увидела подругу, она рассказала ей о картине, которая ей понравилась.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

    вариант

    Запиши предложения, найди местоимения, подчеркни их правильно, определи разряд местоимений.

Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, лиловую даль. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играет на своей скрипке.

    Исправь грамматические ошибки.

Егонная мать, думаю по вас, с мной, в сколька метрах?

    Напиши в сочетаниях «не» или «ни».

Н…кто не спросил, явился н…с чем, н…чего раздражаться, не боялся н…чего.

    Подбери к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения и запиши словосочетания.

Не встречался ……… , не разговаривал ………, не советовал ………, не видел ……….

    Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Рыжая собач…нка пр…жалась к двери под…езда, беспомощно повизгивала и др…жала от холода. Ей хотелось обогрет…ся, но (не, ни)кто (не, ни)спешил ей на помощь. Вдруг кто(то) т…лкнул дверь. Собака вскочила, увид…ла (не, ни)высокого человека в кож…ом пальто. Она доверчиво пр…к…снулась (к)его руке. Он стр…хнул (с)её спины снег и поманил рукой. От радости она зав…зжала.

(По А. Чехову.)

    Отгадай загадки.

    • В каком местоимении два звука, но одна буква?

      Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, а вместе – овощ.

    Выпиши местоимения из текста и произведи их морфологический разбор.

Все от дождика промокли.

Люди ходят и от счастья

Ничего сказать не могут.

8.. Найди ошибки в употреблении местоимений. Запиши предложения в исправленном виде.

    Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

    Экскурсовод познакомила нас с темой экскурсии, и мы много от неё узнали интересного.

    Барыня приказала убрать щенка.Он выполнил её указание.

Проверь всё! Желаю удачи! Получи оценку «пять»!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Итоговая диагностическая контрольная работа №11

(диктант с языковым анализом по теме «Повторение»).

Высокий уровень подготовки

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погро­зил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное жи­вотное.
112 слов.

Примечание. Выписать нa доску существительное Таджикистан.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор слова детский.

    Проведите фонетический разбор слов решил (вариант I) и завёз (вариант II).

    Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в первом предложении второго абзаца (вариант I) и во втором предложении второго абзаца (вариант II).

    Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

    Подчеркните в первом (вариант 1) и во втором (вариант 2) предложениях текста всеместоимения как члены предложения и укажите их разряд.

    Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в первом предложе­нии третьего абзаца.

    Проведите синтаксический разбор предложения: Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Средний уровень подготовки

НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
108слов.

Задания

    Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант 1) и (у) него (вариант 2).

    Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и солёная (вариант 2).

    Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении: Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.

    Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант 1) и разбивая (вариант 2).

    Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...