Методическая разработка (9 класс) на тему: Сценарий Минин и Пожарский - защитники Отечества. “К

Для студентов Ковровского колледжа сервиса и технологий в читальном зале центральной районной библиотеки прошел час истории, посвященный Дню народного единства. Зав. отделом обслуживания О.В. Харитонова рассказала об истории праздника, о том, что в декабре 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон о днях воинской славы. Одной из поправок было введение нового праздника, который назвали «День народного единства». Его празднование установили 4 ноября. Глубокие исторические корни этого праздника уходят в 1612 год. Это было тяжелейшее время для России. Нападение Польши, Швеции, Литвы, которые хотели лишить русский народ его православной веры и обратить в католичество. Поляки вошли в Москву и беспрепятственно там хозяйничали. По всей стране шайки поляков разоряли города и селения, оставляя после себя пожарища. На защиту Родины встал весь народ. В эти грозные дни нашлись патриоты, которые руководили борьбой народа против захватчиков. Это К. Минина и Д. Пожарский. Затем ребята посмотрели фильм «К. Минин и Д. Пожарский». Их вниманию был также предложен обзор книжной выставки «Достойны памяти потомков», который провела библиотекарь читального зала М.Е. Ершова.

Сценарий посвящен событиям Смутного времени. Люди, чье беззаветное служение Отчизне было оценено простым народом, люди, кому на памятник в Москве собирали деньги "по копеечке", мучительно и долго, имеют право на нашу память спустя века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ

«Надежда»

Сценарий:

Минин и Пожарский – защитники России.

Подготовила:

Шох Ольга Викторовна, педагог-организатор

г. Коломна

2012

Цель: воспитание любви к малой родине, формирование уважения к подвигу, необходимости сохранения в памяти высоких поступков граждан России, воспитывать чувство долга, ответственности за поступки, развивать познавательные возможности детей. Развивать творческие задатки, умение работать в команде, учить сопереживанию.

Оборудование : мультимедийная установка, презентация по теме, включающая иллюстрации, фотографию памятника в Москве, гербов Пожарского, России, фонограмма песни И.Талькова «Россия», аккордеон.

Предварительная подготовка : был подобран и адаптирован текстовый материал, разучены песни, сшиты костюмы. К подготовке привлекались учителя музыки, швейного дела, физкультуры. Адаптировать пришлось не только текстовый, но и музыкальный материал, т.к. решено было в конце праздника исполнить хоровое произведение «Славься!»М.Глинки.

Ведущий : 23 февраля отмечается в нашей стране День защитника Отечества. Сегодня мы прикоснемся к судьбам тех людей, кого защитниками назвал народ. Мы живем в мирное время, а Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский жили в смутное время. Тогда на нашу страну нападали другие страны. Они хотели захватить русские земли. Побеждали внешнего врага, появлялся внутренний враг, те, кто хотел больше денег и власти. У наших героев были и деньги, и власть, а еще – любовь к Родине. Кузьма Минин был купцом, а Дмитрий Пожарский – князем. Это были честные, совестливые люди, они хотели, чтобы все на Руси было по справедливости, и подняли народ на борьбу.

Звучит запись песни «Россия»

В руках у меня лукошко. С подобными лукошками встречали жители сел и городов народную армию. Не грибы и ягоды в корзиночках были, а деньги на ополчение. О смутном времени, о героях Минине и Пожарском наш сегодняшний рассказ.

Чтец:

Смутное время, смутное время…

Так начинался семнадцатый век.

Давно уж монгольское сброшено бремя,

А Русь неспокойна. Где ж её оберег?

Издавна русские земли – в полоне,

Часть у поляков, часть – у Литвы.

А что-то и к шведской пристало короне…

И жили – год мира, и год – войны.

Только с Ливонией бились лет двадцать,

Да еще шесть воевали с Литвой

Трижды со Швецией вышло сражаться!

Будет ли землям русским покой?

Все бы назад возвратить, да где силы?

Не раз уж пытались, да видно, все зря…

Вот уж крестьяне схватились за вилы:

Дайте нам правильного царя!

(чтение сопровождается показом слайдов)

Ученик : Откуда появилась мысль, что все – покой и благополучие, мирная, сытая жизнь придут с «правильным» царем? Была в истории государства странная смерть десятилетнего царевича, сына грозного царя Ивана. Люди верили, что он остался жив, только прячется, поэтому, когда в Польше объявился якобы спасшийся царевич Дмитрий, многие этому поверили, хотя на самом-то деле это был беглый монах Григорий Отрепьев. Собралось польское войско и пошло на Москву.

Ученица : Многие русские города присягнули Лжедмитрию, но наш с вами родной город Коломна не поверил обманщику и не встал на его сторону. Отрепьев набрал большое войско, взял Москву и начал царствовать. Но скоро по поступкам стало понятно, что не Русь он бережет, а себя. Собрались русичи и прогнали Лжедмитрия. А тут новый Лжедмитрий объявился! Опять говорит, что он – царевич Дмитрий. Хотел и этот Москву взять, да не вышло, тогда он окружил город, но не до конца. Князь Дмитрий Пожарский отстоял Коломенскую дорогу, связывавшую Москву с Рязанью, откуда тянулись в город подводы с продуктами.

Ученик : Стали люди собирать свое войско. В городе Нижний Новгород его староста обратился к жителям:

Ой вы, гой еси нижегородские купцы!

Оставляйте свои дома,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро

Накупите себе вострых копиев, булатных ножей

Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца

Удалого молодца, воеводушку

Пойдем-ко мы сражатися

За матушку за родну землю

За родну землю, за славный город Москву.

Ученик : Так было положено начало народному ополчению. Но войску нужен был полководец, решил народ звать князя Дмитрия Пожарского.

Сценка «Как звали на борьбу князя Пожарского»

Группа детей, одетых в народные костюмы:

Ныне мы тебе преданнейше бьем челом, хотим видеть тебя вождем нашим, наистарейшим воеводою нижегородского всенародного ополчения. (опускаются на колени)

Пожарский:

Низко кланяюсь и я вам, дорогие нижегородцы. Но заслуживает ли такой великой чести побежденный и раненый воин, не столь родовитый и искусный в ратном деле, како иные?

Граждане : Никого иного нам не надо! Тебе верим, тебе одному!

Молодой ополченец : Митрий! Погибаем вить! Чего ж ты? Ополчайся!

Пожарский : Да будет так. Ополчаюсь. Не пристающий к защитникам родины – бесчестен. Об одном прошу – изберите человека, коему бы у сего великого дела хозяином быть, казну собирать и хранить. Я думаю, ваш Минин Кузьма наиболее достоин сего.

Граждане : Добро, батюшка, добро.Что передать от тебя народу?

Пожарский : Острый меч решит судьбу. В ночь на понедельник буду в Нижнем.

Чтец: В Москву идти пришлось через Северное Поволжье, для того, чтобы обеспечить себе крепкий тыл. Ярославль, город, стоявший на пересечении нескольких дорог, стал центром русской земли. Отсюда рассылался призыв подниматься на борьбу.

Исполнение песни «Вставайте, люди русские»

Вставайте, люди русские

На славный борй, на смертный бой

Вставайте, люди вольные

За нашу землю честную.

Живым бойцам почет и честь

А мертвым – слава вечная

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские

Вставайте, люди русские

На славный бой, на смертный бой

Вставайте, люди вольные

За нашу землю честную!

Чтец: И создали люди Совет всей земли.

Любую задачу решить в нем могли:

Сколько коней покупать – посчитали,

Пушки здесь, в городе, отливали,

Кольчуги ковали и делали латы,

Ведь ополченцы – те же солдаты.

Сумки для пуль воинам шили

И много хлеба в дорогу сушили.

Исполняется русская народная песня, девочки поют, сидя за работой.

Ученик : В апреле 1611 года воеводы ополчения провели присягу в полках. Ратные люди принимали на себя обязательства (зачитывает со свитка) :

Стоять заодно с городами против короля, королевича и тех, кто с ними столковался.

Очистить Московское государство от польских и литовских людей.

Не подчиняться указам бояр с Москвы, а служить государю, который будет избран всей землей.

Ученица : А что же в это время было под Москвой? Там понимали, что скоро им туго придется, и решили убить Пожарского.

Чтец :

Послали убийцу с кинжалом

Но только он руку поднял

Друг преданный метким ударом

Выбил страшный кинжал

Вкруг князя столпились все разом

Убийцу хотели казнить

Но подчинились приказу:

Пожарский велел отпустить.

Ученик: Да, Пожарский был любим за мудрость и смелость, за беззаветное служение Родине, правде. Вот его титул того времени:

Зачитывается свиток: «По избранию всей земли Московского государства всяких членов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода».

Даже фамильный герб Пожарского стал для ополчения своим – на большой земской печати были изображены два стоячих льва. Такое же изображение было и на знаменах.

Ученица: Летом 1612 года ополченцы приблизились к Москве. Под взмах руки Кузьмы Минина шагали ратники.

Проход с песней «Вдоль да по речке» ополченцев.

Перед сражением Дмитрий Михайлович обратился к воинам:

Зачитывается свиток:

Мы идем восстановить добрый порядок, чтобы царю быть нежестоким и непальчивым, чтобы без судьи и без вины никого не казнить, мыслить сообща, а без ведома тайно и явно никаких дел не делать. Пускай имена наши забудутся, но останется наша Родина.

Битва длилась семь часов и, наконец, ПОБЕДА!

Ученик: На Руси был избран новый царь – Михаил Романов. С того времени на 300 лет воцарилась династия Романовых. До смутного времени орел на гербе страны изображался с опущенными вниз крыльями, а при Михаиле орел на гербе встрепенулся и впервые расправил крылья. Это означало, что Россия пробудилась, и началась новая эра в истории государства.

Ведущий: А что же наши герои? Кузьма Минин прожил после победы всего четыре года. Князь Дмитрий Михайлович прожил четверть века, но при новом царе ему не нашлось места ни в армии, ни в Москве. Пожарского назначили воеводой в Рязань, а потом он возглавил Ямской приказ, почтовое, значит, дело. В пожалованных после войны селах царил порядок. Дмитрий Иванович собрал большую библиотеку, на свои средства построил несколько церквей.

В его семье было шестеро детей – три сына и три дочери. Он помогал бедным и всегда отличался тем, что не презирал свой народ и не предавал его. Музеи хранят всего несколько вещей князя – стяг красного шелка и две сабли, парадную и боевую. Но народ героев не забыл. 200 лет спустя на собранные народом деньги в Москве был воздвигнут памятник. Друзья в жизни и в служении Отечеству остались друзьями и в памяти народа. В 1817 году на Красной площади в Москве был открыт памятник, созданный скульптором Мартосом. На пьедестале надпись: Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия.

Исполнение Хора «Славься!»

Литература:

Манягин В.Г. «Правда Грозного царя», Эксмо, 2006

Скрынников Р.Г. «Минин и Пожарский», М.,Молодая гвардия,1981

Шапран А.А.»Пожарский Д.М.» Русские полководцы, Екатеринбург, 2003

Журнал «Родина»


Классный час

ВО 2 «Б» КЛАССЕ

«Минин и Пожарский защитники России.

Подготовила и провела кл. рук. 2 «б» класса

Акежева Л.Х.

2016 г.

Тема: «Минин и Пожарский –защитники России».

Цель : познакомить учащихся с подвигом К. Минина и Д. Пожарского, с историей дня примирения и согласия;

развивать интерес к истории нашей Родины, речь учащихся;

воспитывать патриотизм и любовь к Родине, чувство гордости за свою Отчизну, уважение к защитникам Руси.

Ход классного часа

Учитель : 4ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства.(слайд 1-3) Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков. В этом году мы празднуем 400- летие со дня освобождения Москвы, поэтому и поговорим об этом событии подробно.

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь-Борис Годунов. (слайд 4)Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно умер и Лжедмитрий (слайд 5)нечестным путем был венчан на царство, потом назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.(слайд 6)

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.(слайд 7)
Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин.(слайды 8-9) Родился он в городе Балахна,семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород, сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его?

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении.(слайд 10). К нижегородцам вскоре примкнули и другие города. В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву.Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.
Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву: «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов
Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину. Организатор ополчения Козьма Минин похоронен в Нижегородском Кремле. Его прах покоится в Михаилово-Архангельском соборе.

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
Люди поставили им памятник.(слайд 15)
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".
Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.
(слайд 16)
Давайте посмотрим на этот памятник. (слайды 16-18)
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.
В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение Зои Александровой и подумаем, о чем оно.

Ученик :

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –

Им дальний путь не труден.

Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям

О нашей мирной жизни.

Как счастливо живётся нам

В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

(Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой)

Цель: воспитание любви к малой родине, формирование уважения к подвигу, необходимости сохранения в памяти высоких поступков граждан России, воспитывать чувство долга, ответственности за поступки, развивать познавательные возможности детей. Развивать творческие задатки, умение работать в команде, учить сопереживанию.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме, включающая иллюстрации, фотографию памятника в Москве, гербов Пожарского, России, фонограмма песни И.Талькова «Россия», аккордеон.

Предварительная подготовка: был подобран и адаптирован текстовый материал, разучены песни, сшиты костюмы. К подготовке привлекались учителя музыки, швейного дела, физкультуры. Адаптировать пришлось не только текстовый, но и музыкальный материал, т.к. решено было в конце праздника исполнить хоровое произведение «Славься!»М.Глинки.

Ведущий: 23 февраля отмечается в нашей стране День защитника Отечества. Сегодня мы прикоснемся к судьбам тех людей, кого защитниками назвал народ. Мы живем в мирное время, а Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский жили в смутное время. Тогда на нашу страну нападали другие страны. Они хотели захватить русские земли. Побеждали внешнего врага, появлялся внутренний враг, те, кто хотел больше денег и власти. У наших героев были и деньги, и власть, а еще – любовь к Родине. Кузьма Минин был купцом, а Дмитрий Пожарский – князем. Это были честные, совестливые люди, они хотели, чтобы все на Руси было по справедливости, и подняли народ на борьбу.

Звучит запись песни «Россия»

В руках у меня лукошко. С подобными лукошками встречали жители сел и городов народную армию. Не грибы и ягоды в корзиночках были, а деньги на ополчение. О смутном времени, о героях Минине и Пожарском наш сегодняшний рассказ.

Смутное время, смутное время…

Так начинался семнадцатый век.

Давно уж монгольское сброшено бремя,

А Русь неспокойна. Где ж её оберег?

Издавна русские земли – в полоне,

Часть у поляков, часть – у Литвы.

А что-то и к шведской пристало короне…

И жили – год мира, и год – войны.

Только с Ливонией бились лет двадцать,

Да еще шесть воевали с Литвой

Трижды со Швецией вышло сражаться!

Будет ли землям русским покой?

Все бы назад возвратить, да где силы?

Не раз уж пытались, да видно, все зря…

Вот уж крестьяне схватились за вилы:

Дайте нам правильного царя!

(чтение сопровождается показом слайдов)

Ученик: Откуда появилась мысль, что все – покой и благополучие, мирная, сытая жизнь придут с «правильным» царем? Была в истории государства странная смерть десятилетнего царевича, сына грозного царя Ивана. Люди верили, что он остался жив, только прячется, поэтому, когда в Польше объявился якобы спасшийся царевич Дмитрий, многие этому поверили, хотя на самом-то деле это был беглый монах Григорий Отрепьев. Собралось польское войско и пошло на Москву.

Ученица: Многие русские города присягнули Лжедмитрию, но наш с вами родной город Коломна не поверил обманщику и не встал на его сторону. Отрепьев набрал большое войско, взял Москву и начал царствовать. Но скоро по поступкам стало понятно, что не Русь он бережет, а себя. Собрались русичи и прогнали Лжедмитрия. А тут новый Лжедмитрий объявился! Опять говорит, что он – царевич Дмитрий. Хотел и этот Москву взять, да не вышло, тогда он окружил город, но не до конца. Князь Дмитрий Пожарский отстоял Коломенскую дорогу, связывавшую Москву с Рязанью, откуда тянулись в город подводы с продуктами.

Ученик: Стали люди собирать свое войско. В городе Нижний Новгород его староста обратился к жителям:

Ой вы, гой еси нижегородские купцы!

Оставляйте свои дома,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро

Накупите себе вострых копиев, булатных ножей

Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца

Удалого молодца, воеводушку

Пойдем-ко мы сражатися

За матушку за родну землю

За родну землю, за славный город Москву.

Ученик: Так было положено начало народному ополчению. Но войску нужен был полководец, решил народ звать князя Дмитрия Пожарского.

Сценка «Как звали на борьбу князя Пожарского»

Группа детей, одетых в народные костюмы:

Ныне мы тебе преданнейше бьем челом, хотим видеть тебя вождем нашим, наистарейшим воеводою нижегородского всенародного ополчения. (опускаются на колени)

Пожарский:

Низко кланяюсь и я вам, дорогие нижегородцы. Но заслуживает ли такой великой чести побежденный и раненый воин, не столь родовитый и искусный в ратном деле, како иные?

Граждане: Никого иного нам не надо! Тебе верим, тебе одному!

Молодой ополченец: Митрий! Погибаем вить! Чего ж ты? Ополчайся!

Пожарский: Да будет так. Ополчаюсь. Не пристающий к защитникам родины – бесчестен. Об одном прошу – изберите человека, коему бы у сего великого дела хозяином быть, казну собирать и хранить. Я думаю, ваш Минин Кузьма наиболее достоин сего.

Граждане: Добро, батюшка, добро.Что передать от тебя народу?

Пожарский: Острый меч решит судьбу. В ночь на понедельник буду в Нижнем.

Чтец: В Москву идти пришлось через Северное Поволжье, для того, чтобы обеспечить себе крепкий тыл. Ярославль, город, стоявший на пересечении нескольких дорог, стал центром русской земли. Отсюда рассылался призыв подниматься на борьбу.

Исполнение песни «Вставайте, люди русские»

Вставайте, люди русские

На славный борй, на смертный бой

Вставайте, люди вольные

За нашу землю честную.

Живым бойцам почет и честь

А мертвым – слава вечная

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские

Вставайте, люди русские

На славный бой, на смертный бой

Вставайте, люди вольные

За нашу землю честную!

Чтец: И создали люди Совет всей земли.

Любую задачу решить в нем могли:

Сколько коней покупать – посчитали,

Пушки здесь, в городе, отливали,

Кольчуги ковали и делали латы,

Ведь ополченцы – те же солдаты.

Сумки для пуль воинам шили

И много хлеба в дорогу сушили.

Исполняется русская народная песня, девочки поют, сидя за работой.

Ученик: В апреле 1611 года воеводы ополчения провели присягу в полках. Ратные люди принимали на себя обязательства (зачитывает со свитка) :

Стоять заодно с городами против короля, королевича и тех, кто с ними столковался.

Очистить Московское государство от польских и литовских людей.

Не подчиняться указам бояр с Москвы, а служить государю, который будет избран всей землей.

Ученица: А что же в это время было под Москвой? Там понимали, что скоро им туго придется, и решили убить Пожарского.

Послали убийцу с кинжалом

Но только он руку поднял

Друг преданный метким ударом

Выбил страшный кинжал

Вкруг князя столпились все разом

Убийцу хотели казнить

Но подчинились приказу:

— Пожарский велел отпустить.

Ученик: Да, Пожарский был любим за мудрость и смелость, за беззаветное служение Родине, правде. Вот его титул того времени:

Зачитывается свиток: «По избранию всей земли Московского государства всяких членов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода».

Даже фамильный герб Пожарского стал для ополчения своим – на большой земской печати были изображены два стоячих льва. Такое же изображение было и на знаменах.

Ученица: Летом 1612 года ополченцы приблизились к Москве. Под взмах руки Кузьмы Минина шагали ратники.

Проход с песней «Вдоль да по речке» ополченцев.

Перед сражением Дмитрий Михайлович обратился к воинам:

— зачитывается свиток:

Мы идем восстановить добрый порядок, чтобы царю быть нежестоким и непальчивым, чтобы без судьи и без вины никого не казнить, мыслить сообща, а без ведома тайно и явно никаких дел не делать. Пускай имена наши забудутся, но останется наша Родина.

Битва длилась семь часов и, наконец, ПОБЕДА!

Ученик: На Руси был избран новый царь – Михаил Романов. С того времени на 300 лет воцарилась династия Романовых. До смутного времени орел на гербе страны изображался с опущенными вниз крыльями, а при Михаиле орел на гербе встрепенулся и впервые расправил крылья. Это означало, что Россия пробудилась, и началась новая эра в истории государства.

Ведущий: А что же наши герои? Кузьма Минин прожил после победы всего четыре года. Князь Дмитрий Михайлович прожил четверть века, но при новом царе ему не нашлось места ни в армии, ни в Москве. Пожарского назначили воеводой в Рязань, а потом он возглавил Ямской приказ, почтовое, значит, дело. В пожалованных после войны селах царил порядок. Дмитрий Иванович собрал большую библиотеку, на свои средства построил несколько церквей.

В его семье было шестеро детей – три сына и три дочери. Он помогал бедным и всегда отличался тем, что не презирал свой народ и не предавал его. Музеи хранят всего несколько вещей князя – стяг красного шелка и две сабли, парадную и боевую. Но народ героев не забыл. 200 лет спустя на собранные народом деньги в Москве был воздвигнут памятник. Друзья в жизни и в служении Отечеству остались друзьями и в памяти народа. В 1817 году на Красной площади в Москве был открыт памятник, созданный скульптором Мартосом. На пьедестале надпись: Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия.

Исполнение Хора «Славься!»

Эльвира Иванова
Беседа по теме «Минин и Пожарский - защитники земли русской».

Цель : продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков, воспитывать патриотические чувства : любовь к родине, родному краю.

Словарь : князь, купец, монах, памятник, скульптор.

Ход беседы.

В нашем городе на площади народного единства стоит памятник Минину и Пожарскому .

Люди подходят к его подножию и кладут цветы.

Почему? Как вы думаете, ребята?

(Ответы детей) .

-Кто они такие : купец Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский ?

(Ответы детей) .

Почему им поставлен памятник?

Почему их помнит народ?

(Ответы детей) .

Что означает слово «князь» , «купец» ? Чем он занимался?

(ответы детей) .

Оказывается, Минин и Пожарский – это народные герои, защитники земли русской . Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов.

Кого из них вы знаете?

(Ответы детей) . Можно наводящими вопросами попросить рассказать о Дмитрие Донском, Александре Невском.

Да, нашу страну хотели завоевать татаро-монголы, шведы, немцы. А еще в 1612 году поляки захотели завоевать наши русские земли и назначить своего царя. В Европе находится Польша (показ на карте) и живут там поляки. А зачем русским польский царь ? В нашей стране и своих царей хватало. И тогда два монаха Дионисий и Авраамий начали рассылать письма во все русские города и призывать народ на защиту Руси родимой . Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. Вскочил на церковное крыльцо Козьма Минин и сказал громким голосом : «Пришла пора помочь родимой Руси, спасем нашу милую Родину! Не пожалеем своего имущества , отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»

Весь народ отозвался на эти добрые слова : богатые люди приносили Минину свое имущество , каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Собрали войско, а командовать призвали храброго полководца князя Дмитрия Пожарского .

Встретились под Москвой русское и польское войско . И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов , но русские победили , а поляки сбежали.

С торжеством победы вступило русское войско в несчастную , разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому , на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские , мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской .

Публикации по теме:

«Богатыри - Защитники земли русской» - конспект занятия для детей старшей группы Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Развитие патриотических и гражданских чувств.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии.

Цели: Формировать представление о великих русских богатырях – защитниках земли русской. Закрепить знание детей о героях – Илье Муромце,.

Сценарий праздника, посвящённого 70-летию Победы «Защитники земли русской» Конспект праздника, посвящённого 70- летию Победы «Защитники земли русской» (группа ЗПР «Горошинки») Цель: воспитание патриотических чувств,.

НОД «Богатыри земли русской» Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска Конспект непосредственно.

Вид сверху макета " Богатырская застава" С целью: Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Упражнять в строительстве.

Цель проекта:Формировать представление о героических защитниках русской земли, истории Руси. Задачи:1. Формировать представление о героическом.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...