Методика анализа воспитательной работы. Анализ, планирование, организация и диагностика воспитательной работы в классе
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Осмысливание своего труда
ведет к его совершенствованию,
к более эффективной работе в дальнейшем
Цель воспитания: ______________________________________________________
Задачи воспитательной работы:________________________________________ _
Методическая тема:____________________________________________________
Анализ работы способствует повышению качества воспитания. Повышать качество можно:
совершенствуя положительное;
развивая достигнутое;
преодолевая недостатки;
предупреждая ошибки.
Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделано, что-то не успели сделать…
Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведенных к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.
Анализ воспитательной работы состоит из 3 х частей:
Анализ результатов в воспитании и развитии детского классного коллектива, эффективности конкретных мероприятий, повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, а также мировоззренческое развития.
Самоанализ своей педагогической деятельности (успехи или неудачи в методической работе с классным коллективом, родителями, в организации своего труда и т.п.).
Анализ уровня воспитанности класса.
Анализ воспитательной работы
(20 __ -20 __ учебный год)
Класс ______________________________________________________________
Классный руководитель ______________________________________________
Социальный паспорт класса
количество учащихся;
количество девочек/мальчиков;
возраст: год рождения.
Состав семьи
многодетные семьи (количество и фамилии);
неполные семьи (количество и фамилии);
дети, находящиеся на опеке (количество и фамилии);
проживающие вместе с бабушками и дедушками (количество и фамилии)
единственные дети в семье (количество и фамилии);
имеют братьев и сестер (количество).
Жилищные условия
проживают в коммунальных квартирах (количество);
в отдельных квартирах _________________________;
арендуют жилье _______________________________;
в своих (загородных) домах _____________________.
Образовательный уровень родителей мать отец
неполное среднее
имеют ученую степень
имеют высшее образование
среднее специальное
Количество учащихся, входящих в группу «риска»,
склонных к правонарушениям
(количество и фамилии) ______________________________________
Национальный состав класса
Национальность |
Количество |
Состояние здоровья учащихся
находятся на индивидуальном обучении (фамилии)
имеют хронические заболевания
нарушено зрение
Внешкольная деятельность учащихся
в системе дополнительного образования
обучаются в ДШИ _______________________________________________
в спортивных секциях и клубах ____________________________________
в театральных студиях ___________________________________________
в танцевальных объединениях _____________________________________
в художественных кружках _______________________________________
другие виды деятельности ________________________________________
Назовите цели и задачи развития коллектива в этом учебном году
Были они решены?
ДА (назовите положительные моменты) ____________________________
Нет (почему? назовите причину) __________________________________
Какие проблемы в работе по содержанию классного коллектива?______ _________________________________________________________________
Какие мероприятия планируете в новом учебном году по повышению уровня развития коллектива? _____________________________________
_________________________________________________________________
Уровень и особенности развития детского коллектива
(Использовать «Программа развития детского коллектива» в сборнике «Настольная книга классного руководителя»)
Провести анкету «Развитие коллектива»
Степень сформированности ценностных ориентаций (1,2,3,4,5)
Рост личностных достижений (1,2,3,4,5)
Деятельное участие в преобразовании окружающей действительности (1,2,3,4,5)
Поведенческий аспект (1,2,3,4,5)
Повышение общей культуры (1,2,3,4,5)
Имеются ли в классе лидеры среди детей? ДА / НЕТ
Назовите их имена ______________________________________________
Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на
жизнедеятельность класса?
а) положительное;
б) отрицательное.
Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в общественной жизни класса, школы.
Дайте оценку активности и «включенности» родителей в жизнедеятельность класса, в чем конкретно участвовали родители, какую помощь они вам оказали в воспитательной деятельности? Назовите родителей «неравнодушных», самых активных.
Назовите членов родительского комитета класса и направления их работы.
Какие формы самоуправления существуют в классе? Какова их роль в жизни класса и влияние на развитие личности детей?
Планируете ли вы работу по развитию самоуправления в классе на следующий учебный год? Перспективные направления в данной работе.
Имеется ли методическое обеспечение по данному вопросу? Укажите какое (литература, разработки, другое).
Каким образом осуществляется контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной? Какие формы, виды, методы работы используются для развития познавательных интересов, для положительной мотивации учения? Работа с учителями-предметниками по координации деятельности и организации учебы.
Какие направления в работе с детьми вам особенно удаются? Что у вас не получается в работе с детьми? Почему, по – вашему, не получается?
Проанализируйте план воспитательной работы за год
Нашли ли отражение в плане:
общешкольные цели воспитания;
основные темы года.
Как решался на практике детский комплекс воспитательных задач в работе с детьми?
Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом? Выполнены они? Какие основные мероприятия способствовали этому? Если не выполнены, то укажите причины.
Назовите самые интересные дела с классом. Перечислите все формы воспитательной работы, которые Вы использовали (классные часы, собрания, экскурсии, КТД и т.д.). перечислите использованные методы работы (личный пример, убеждение, разъяснение, игра, соревнования, постановка перспективы, упражнения и т.п.).
Ваша индивидуальная тема самообразования на этот учебный год? Основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа по теме самообразования? Какая именно? Была ли она проведена в течение учебного года? Каковы результаты или выводы?
Назовите основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год в работе:
с детьми;
по развитию детского коллектива;
с родителями.
Ваша тема самообразования. Основные вопросы, взятые для обучения.
Каков уровень воспитанности учащихся? «Сводный лист уровня воспитанности класса». Есть ли изменения по сравнению с предыдущими годами? Какие?
Меру развития школьного коллектива (1,2,3,4,5)
Удовлетворенность всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью школы (1,2,3,4,5)
Деятельную активность всех участников воспитательного процесса (1,2,3,4,5)
Рост научно-методического обеспечения (1,2,3,4,5)
Качество воспитательных мероприятий (средний балл)
Работу с трудными детьми (1,2,3,4,5)
Состояние школьного самоуправления (1,2,3,4,5)
Ваши задачи по воспитательной работе школы.
Как составить анализ воспитательной работы? Любой классный руководитель должен не только составлять план своей работы, но и оценивать эффективность своей работы. Предлагаем несколько вариантов оценки работы педагогов.
Образец для школы
Для начала представим анализ воспитательной работы школы. Целью деятельности является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, для саморазвития и самосовершенствования школьников.
Анализ воспитательной работы за 1 полугодие составлен на основе отчетов классных руководителей, работающих в образовательном учреждении.
Деятельность школы охватывает полный педагогический процесс, сочетая учебные знания, внеурочную экскурсионную деятельность, разнообразные мероприятия, и направлена на решение следующих задач:
- формирование гражданско-патриотического сознания у детей, духовно-нравственных ценностей полноправного гражданина России;
- совершенствование оздоровительной работы со школьниками и формирование навыков здорового образа жизни, совершенствование коммуникативных навыков и отработка методов ;
- поддержка творческой активности школьников в разных сферах деятельности, активизация школьного самоуправления, создание оптимальных условий для создания общешкольного коллектива;
- изменение системы семейного воспитания, увеличение ответственности родителей за обучение и воспитание детей.
Патриотическая направленность
В анализ воспитательной работы за 1 полугодие включено гражданско-патриотическое воспитание. Формирование в подрастающем поколении качеств патриота-гражданина является важной составляющей работы образовательного учреждения. В рамках мероприятий, проводимых в классных коллективах, осуществлялась систематическая подготовка ребят к выполнению гражданского долга.
Анализ учебно-воспитательной работы показал, что педагоги работали над воспитанием чувства любви к своей стране, малой родине, культурным и историческим традициям.
Наиболее значимым мероприятием стали торжества, посвященные юбилею школы. Они объединили обучающихся и педагогов, позволили провести праздник на высочайшем уровне.
Анализ воспитательной работы за полугодие подтвердил отличную подготовку и проведение торжественной линейки, которая была посвящена празднику 1 сентября.
Также в рамках патриотической деятельности был организован праздничный концерт для жителей ближайшего микрорайона, который был посвящен Дню народного единства. Школьники 8-9 классов встретились с воинами, выполняющими свой долг в Афганистане, побеседовали с ними о трудностях воинской службы.
Анализ воспитательной работы класса за полугодие показал, что на параллели 10 классов были проведены акции:
- «Рука помощи», посвященная Дню пожилого человека.
- «Мы за ЗОЖ» в рамках декады здоровья.
- «Сдаем ГТО».
В планах продолжить работу по созданию в школе условий для формирования в подрастающем поколении правильных жизненных ориентиров и нравственных ценностей.
Нравственно-эстетическое направление
В анализ воспитательной работы в 1 полугодии включены мероприятия, которые направлены на развитие у школьников нравственных идеалов и правил поведения в обществе, развитие нравственных принципов, культурных ценностей и потребностей, формирование эстетического (художественного) потенциала личности. Педагоги организовывали и проводили мероприятия, которые позволяли раскрывать и развивать творческие способности школьников.
Анализ воспитательной работы показал, что в рамках такой деятельности были проведены определенные мероприятия:
- Для ребят 5-11 классов советом старшеклассников был организован «День самоуправления».
- Учителями начальных классов проведен праздник «Посвящение в первоклассники».
- Классными руководителями 5-11 классов создана выставка семейных газет «Ах, лето…».
С привлечением существенного количества родителей в школе было проведено мероприятие «Путешествие в Новый год» для ребят 1-4 классов.
Также были организованы конкурсы чтецов, посвященные Дню учителя, Дню города, Новому году.
Классные руководители 5-11 классов организовали работу школьного актива, который выпустил за первое полугодие 4 школьных газеты.
Старшеклассниками была проведена праздничная программа «Дорогой мой человек».
Анализ воспитательной работы показал, что в 1 полугодии продолжалась серьезная работа по благоустройству школы.
Дежурные регулярно выпускали молнию по итогам проведенного дежурства, отмечали все чрезвычайные происшествия, которые произошли в школе:
- порчу имущества;
- опоздания на уроки;
- нарушения в графике питания в столовой.
Анализ воспитательной работы в классе показал, что за полугодие было проведено три заседания совета по профилактике правонарушений с детьми, которые состоят в группе риска.
Спортивно-оздоровительная работа
Школа уделяет особое внимание физическому воспитанию. Его основу составляет просвещение школьников в области физического здоровья, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Анализ воспитательной работы за 1 класс показал, что введение третьего часа физической культуры привело к снижению заболеваемости у детей начальных классов.
Деятельность осуществлялась в рамках школьной программы «Здоровье», включающей в себя:
- рациональную организацию учебной деятельности: план, расписание, мероприятия внеурочной работы;
- организацию оздоровительной и физкультурной деятельности;
- просветительно-воспитательную работу со школьниками, направленную на формирование значимости здорового образа жизни в подрастающем поколении.
Что еще показал анализ воспитательной работы? 1 класс 1 полугодие питался организованно, за процессом следили родители школьников. Никаких нарушений выявлено не было.
Для пропаганды правил поведения на дорогах для первоклассников состоялось мероприятие «Юные пешеходы», целью которого стало создание для малышей безопасного школьного маршрута.
Работа в данном направлении будет продолжена во втором полугодии, основываться она будет на сохранении и укреплении здоровья, на двигательной активности ребят.
Экологическое направление
Анализ воспитательной работы за год показал, что в образовательном учреждении были проведены различные мероприятия, которые направлены на воспитание бережного отношения к природе, использование знаний по охране живого мира в повседневной жизни.
Отчет по воспитательной деятельности в классе
В начале отчета классный руководитель представляет краткую характеристику класса. На начало года в коллективе 6 класса было 26 человек: 15 мальчиков, 11 девочек. Класс имеет отличную работоспособность. В результате работы, проведенной классным руководителем, педагогами, родителями, удалось добиться посещаемости уроков всеми учениками, своевременного и ответственного подхода к образовательной деятельности.
В классе неплохая дисциплина, практически отсутствуют межличностные конфликты. Ребята поддерживают между собой доброжелательные отношения, оказывают друг другу поддержку и помощь. В коллективе нет группировок, в секциях и кружках занимаются 25 человек. Работа за текущий период осуществлялась по следующим направлениям:
- формирование патриотизма и гражданственности;
- развитие этического сознания и нравственных чувств;
- воспитание творческого, сознательного отношения к труду, помощь в сознательном выборе будущей профессии;
- экологическое просвещение, знакомство с культурой безопасного и здорового образа жизни;
- воспитание социальной компетентности и нравственной ответственности.
Основные формы работы: экскурсии, праздники, соревнования, классные часы, беседы, викторины. В классных коллективах помимо педагога, в организации творческих мероприятий, активное участие принимали родители учащихся.
Подготовка к профессии
Для подготовки ребят к выбору профессии, классный руководитель организовал и провел несколько мероприятий:
- классные часы;
- встречи с представителями различных профессий;
- творческие викторины из цикла «Мир мастеров».
Отдельное внимание в своей деятельности педагог уделял основам безопасности дорожного движения. Программа по ПДД рассчитана на 8 часов. За это время педагог познакомил воспитанников с правилами поведения на дороге, пешеходном переходе, особенности выбора безопасного школьного маршрута. Помимо классного руководителя, в занятиях по правилам дорожного движения активное участие принимали и представители дорожно-патрульной службы.
Познание себя
На протяжении всего первого полугодия проводились беседы, направленные на знакомство школьников с основами нравственности. Классный руководитель тесно сотрудничал с детским психологом, что позволило ему не только ознакомить учащихся с теоретическими основами нравственности, но и отработать данный материал в разнообразных тренингах.
Для культурного развития ребят совместно с родителями педагогом была организована экскурсионно-туристическая программа по городам Золотого кольца России.
Работа с родителями
В качестве одного из направлений в работе классного руководителя стало взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы;
- посещение семей;
- проведение родительских собраний.
Для поиска взаимопонимания с родителями и законными представителями школьников педагог сначала провел анкетирование, направленное на поиск общего языка. Проанализировав классный руководитель составил программу работу на год, первую часть ее успешно реализовал в первом полугодии.
На родительских собраниях, проводимых в 1 полугодии, педагог не вел речи о плохой успеваемости ребят. Родителям были выданы листы с оценками их детей, а само собрание было посвящено адаптации ребят в школе после продолжительных летних каникул.
Психолог, приглашенный на данное мероприятие, рассказал мамам и папам о том, как можно помощь детям преодолеть нежелание учиться.
Важные моменты
При анализе воспитательной деятельности необходимо уделить внимание определенным аспектам. Среди признаков, которые используются при подобной деятельности, выделим:
- четкую и осмысленную формулировку цели воспитательной деятельности;
- постановку задач с учетом особенностей классного коллектива;
- выстраивание индивидуальных траекторий развития для каждого участника классного (школьного) коллектива;
- указание в отчете методов и приемов, используемых педагогом для достижения задуманного.
Анализ воспитательной деятельности любого классного руководителя можно считать эффективным в том случае, если педагогом выделены основные части работы, элементы и этапы, определены способы взаимодействия с иными образовательными и досуговыми учреждениями.
В отчете должна быть дана характеристика каждого этапа, взаимосвязь между ними, подведение промежуточных итогов.
Педагог в анализе обращает внимание на выводы и оценку качества проведенной им работы, конечный результат, соотношение их с поставленными задачами.
В каждом образовательном учреждении разрабатываются определенные формы (шаблоны), которые заполняются классными руководителями.
В одних схемах сначала предполагается в других анализ начинается с целей и задач, которые поставлены классным руководителем в своей работе, в других сначала идет анализ выполнении цели и задач, затем перечисляются мероприятия, проведенные за полугодие (год) в классном коллективе (образовательном учреждении).
Выбор структуры анализа зависит от нескольких условий:
- задач и цели деятельности;
- специфики формы воспитательной работы;
- позиции классного руководителя и его педагогического опыта; он может выступать в качестве члена администрации, организатора, наблюдателя.
Заключение
Прежде чем приступать к процедуре анализа, важно знать результат выбранной формы работы. Установить его объективно можно далеко не во всех ситуациях. Какую-то часть информации о результатах деятельности можно получить от участников мероприятия непосредственно после завершения мероприятия, проведя анкетирование.
Кроме того, желательно продумать коллективный анализ после завершения определенных дел, чтобы оценить эффективность и результативность воспитательной работы классного руководителя.
Системно-структурный анализ позволяет получать объективную информацию о качестве и содержании внеурочной деятельности, целесообразности выбора определенных мероприятий.
Для освоения школьными учителями новых воспитательных технологий, методик, приемов целесообразно в процессе анализа обращать пристальное внимание на отдельные аспекты, звенья, элементы осуществляемой воспитательной деятельности.
Помимо полного отчета за полугодие (год), можно составлять анализы отдельных мероприятий.
При благоприятной ситуации, наличии свободного времени, допускается проведение анализа работы непосредственно после конкурсов, конференций, праздников.
Если это невозможно из-за усталости участников мероприятия, в таком случае лучше проводить анализ спустя некоторое время, например, на следующий день.
К коллективному анализу готовятся все участники мероприятия: педагоги, участники, организаторы. Подготовку педагог начинает с первых этапов работы над планируемым делом, продумывает вопросы для анализа, время его проведения.
По мере подготовки и проведения конкретного мероприятия учитель вносит некоторые корректировки, уточняет важные моменты, проводит мониторинг, анализирует полученные результаты.
За учебный год
Целью анализа является оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной, методической работы, контроля. Источниками итогов за учебный год могут быть материалы текущего и тематического анализа, внутришкольного контроля, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного на различных уровнях (в школе и первичных объединениях) по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выработкой конструктивных мер по совершенствованию воспитательной работы.
Анализ по итогам года является комплексным . Он постоянно повторяется в одно и то же время года и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ - основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления школой и каждым первичным коллективом, классом.
Из всех видов анализа воспитательной работы анализ итогов за учебный год самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить для анализа основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Каждый из блоков, с одной стороны, является самостоятельным, а с другой - каждый блок лишь составная часть педагогического процесса. В блоки объединяются только те виды деятельности, которые имеют некоторые общие свойства. Выбираются для анализа те блоки, которые оказывают основное влияние на достижение цели и решение воспитательных задач .
Необходимо отметить, что выделить постоянный предмет анализа по итогам учебного года невозможно, так как он ежегодно меняется в зависимости от характера влияния многих факторов, но в то же время в каждой школе есть постоянный круг проблем, которые должны ежегодно подвергаться анализу, ибо они составляют сердцевину основных школьных процессов. Так, например, в одном учреждении - это может быть организация клубной деятельности, в другом - работа классных руководителей, взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Весь ход анализа воспитательной работы за учебный год можно разделить на трипериода:подготовительный, непосредственного анализа собранной информации и завершающий.
Подготовительный период, по существу, длится весь учебный год. В его основе лежит систематический, целенаправленный сбор информации и ее первичная обработка. Роль этого периода в аналитической работе весьма существенна. Во-первых, систематическая и целенаправленная работа по сбору и оперативной обработке информации дает возможность получить первоначальную ориентировку, предварительную оценку. Во-вторых, в этот период педагог получает сигналы о негативных процессах, недостатках в работе коллектива и имеет возможность нацелить внимание на наиболее уязвимые звенья воспитательного процесса, выделить участки, требующие пристального аналитического внимания. В-третьих, именно в этот период в какой-то степени определяется направление, в котором должен развертываться весь ход будущего анализа. В целом период предварительного ознакомления с объектом анализа дает возможность определить тенденцию того или иного явления, предварительно дать ему положительную или отрицательную характеристику, сформулировать цели педагогического анализа итогов учебного года.
Таким образом, сбор информации для анализа воспитательной работы осуществляется в течение года. Тем не менее в цикле управления школой период с марта по май отводится для целенаправленной аналитической работы, в которую включаются все участники педагогического процесса, педагоги, учащиеся, родители. Специально организованная творческая группа педагогов школы под руководством администрации составляет план аналитической работы , который включает в себя изучение результатов воспитательного процесса в первичных коллективах и в целом в школе; подготовку педагогов, актива родителей и учащихся к организации аналитической работы, проведение коллективного анализа в первичных коллективах, с родителями и учащимися, а также с их представителями на общешкольном уровне. Педагоги обсуждают содержание и методики изучения результатов воспитательного процесса с учетом поставленных на учебный год воспитательных задач, способы организации коллективного анализа и обработки информации. Члены группы, организаторы распределяют участки работы, блоки, по которым будут собирать и оформлять информацию к общему анализу воспитательной работы за учебный год.
Для того чтобы обеспечить целостность и целенаправленность аналитической работы коллектива, целесообразно в марте организовать специальную подготовку педагогического коллектива к этому этапу работы. На семинарах классных руководителей, руководителей клубных объединений обсуждаются методики по изучению результатов воспитательной работы в первичных объединениях, содержание и методика коллективного анализа с учащимися и родителями, требования к оформлению материалов анализа. С участием актива школьников и родителей разрабатываются содержание и формы проведения коллективного анализа, составляются вопросы для обсуждения, продумываются творческие задания, которые позволяют получить необходимую для анализа информацию.
Обсуждение итогов может проходить либо с участием всех членов школьного коллектива, либо по возрастным группам. Возможно и сочетание этих вариантов в зависимости от обсуждаемых проблем.
Коллективный анализ целесообразно проводить в два этапа. Первый - обсуждение состояния школьных дел в целом . Участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:
1. Чем отличается наша школа от других? Кем и чем наша школа может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует (особенно дорого)?
2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
3. Что в жизни школы вас особенно огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни школы необходимо преодолеть в первую очередь?
Второй этап включает обсуждение отдельных элементов воспитательного процесса . С этой целью можно создать временные научно-исследовательские группы (как их определили в одной из школ) по изучению состояния жизни в школе. Например, в одной из школ были созданы группы, предметами исследования которых стали урок, общешкольные дела, клубные объединения, труд, взаимодействие старших и младших. Обсуждение в этих группах проходило по следующим вопросам:
1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?
2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?
3. Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году?
Школьные объединения (кружки, штабы, клубы и т.п.) проводят обсуждение и составляют ответы на следующие вопросы: что понравилось, что получилось, что удалось из задуманного в этом году; что сделано полезного и нужного для школы, учащихся младших классов, для окружающих людей; что не получилось, не удалось, не понравилось и почему; что необходимо для улучшения работы в следующем году; кого и за что отметить, поблагодарить по итогам работы за год.
Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенныхприемов сбора информации , характеризующих итоги воспитательной работы. На собрании представителей детского коллектива, на сборах школьного актива группы педагогов и учащихся могут выполнять следующие задания:
а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми школа может гордиться;
б) показать фрагмент самого удавшегося дела этого года;
в) провести экскурсию по школе для гостей;
г) с помощью различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить».
На конференции родительского актива можно обсудить вопросы: что нового и интересного появилось в школе в этом году, над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители, есть ли результат, в чем он проявился, на что следует обратить внимание школьному коллективу в следующем году.
Анализ коллективной воспитательной работы, сбор информации и ее анализ проводится под руководством администрации школы и непосредственно заместителя директора по воспитательной работе. К обработке материалов коллективного анализа привлекается актив педагогов и учащихся.
Организаторам изучения воспитательного процесса необходимо продумать сбор и обработку информации в ходе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения или создать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллективной мыслительной деятельности.
На подробный анализ работы в школе не нужно жалеть времени. Как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей организации жизни школы и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса в школе. В ряде учреждений подведению итогов работы, анализу организации школьной жизни отводится почти вся последняя четверть учебного года.
Формы коллективного анализа должны быть разнообразными. Иногда целесообразно использовать игровые и соревновательные элементы, которые стимулируют активность и развивают творчество детей. Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим педагогам и учащимся определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. Полезно проводить анализ воспитательной работы как коллективное творческое дело, которое создается всеми его участниками. Примерами этого могут быть формы, созданные учащимися и педагогами. Заметим, что не только сам материал, собранный в ходе коллективного анализа, позволяет судить об эффективности воспитательной работы, но и глубина аналитической деятельности детей, их поведение и отношения в процессе обсуждения. Анализ информации, полученный благодаря коллективному обсуждению, помогает выявить основные тенденции в развитии воспитательного процесса, определить эффективность использования педагогических средств.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02