Методика контроля знаний на уроках истории.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я бы хотела представить вашему вниманию мое выступление на тему «Контроль знаний на уроках истории и обществознания».

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся.

Проверка результатов обучения (контроль) является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

Выбор данной темы обусловлен тем, что всегда стоит вопрос : как можно проверить и зафиксировать достижения или неудачи учащихся в учебной деятельности, чтобы контроль пробуждал и развивал у них интерес к учению.

Контроль и учёт знаний является важной и необходимой составной частью учебного процесса и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом обучения на всех его этапах. Механизм контроля в процессе обучения, наряду с контролирующей, выполняет образовательную, воспитательную, диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую функции.

Я считаю, что ученики точно должны знать и понимать требования, которые к ним предъявляет учитель. Мои требования к ученикам следующие. Из урока в урок, выполняя домашнее задание, ученик должен знать понятия, личности, даты, которые он оформляет на карточках. Второе-уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, составлять вопросы по теме, которые он задает товарищам. То есть развивается взаимоконтроль и навык составлять вопросы самому. Раскрывать понятия, имена, называть даты по карточкам, сделанным товарищами. Четвертое требование - быть готовым к устному выступлению, которое бывает разных форм: состязание рассказчика- путешественника, рассказ от имени раба, фараона и т.д., просто пересказ небольшого пункта учебника, небольшой доклад по теме и другие формы. Иногда четвертое задание чередуется с другими заданиями, но первых три требования соблюдаются из урока в урок. Исключение бывают уроки нетрадиционного типа и повторительно-обобщающие. На изучение новой темы уходит 20- 25 минут.

Для систематической и тематической проверки знаний на уроках истории и обществознания я применяю следующие виды контроля: текущий, периодический и тематический.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения.

Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения какого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.

Текущий контроль на уроках истории и обществознания я осуществляю с помощью разных типов и форм: устных, письменных, практических, индивидуальных, фронтальных, групповых, нетрадиционных, с применением ИКТ.

Я использую такие устные типы контроля, как:

Пересказ материала учебника;

Рассказ «незнайки» с ошибками;

Ответы на вопросы в конце параграфа;

Взаимоконтроль (ученики составляют дома вопросы друг для друга);

Ответы на знание понятий по вопросам-карточкам, сделанным учащимися друг другу;

Описательный рассказ с опорой на наглядный образ, например, египетские пирамиды или средневековый замок;

Рассказ от имени очевидца событий, например, участника Столетней войны, участника Народного ополчения Минина и Пожарского.

У слабоуспевающих учеников из всех видов устного опроса больше всего вызывает затруднение ответы на вопросы в конце параграфа. Не на все вопросы при взаимоконтроле они также могут дать ответ. Но очень любят составлять сами вопросы и делать карточки с понятиями, именами исторических личностей и датами. Не всегда удачным получается у них рассказ «незнайки», где надо специально допускать незаметные ошибки, зная хорошо фактический материал. Но всегда у них повышен интерес к рассказу сильного ученика. И, слушая ответы других учащихся, на вопрос, какие ошибки допустил незнайка, слабоуспевающий ученик получает возможность устранить пробелы в своих знаниях. Описательный рассказ с опорой на наглядный образ является для слабоуспевающих учеников одной из самых простых форм работы, где они всегда могут заработать себе хорошую оценку.

Облегчает работу слабоуспевающему ученику изложение фактического материала по составленному учителем плану или памятке . Учащимся предлагается заранее составленный план по определенной теме или памятке. С помощью плана или памятки им легче формулировать свои мысли. Кроме того, наличие четкого плана сократит время проведения опроса. Пример.

Тема: «Экономическое развитие России в первой половине XVI века».

План.

1. Рост территории.

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Рост городов.

4. Торговля.

Пример. Слайд.

Памятка «Революция».

  1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).

2. Повод. Причины.

4. Движущие силы.

5. Характер.

6. Этапы, ход событий.

8. Историческое значение.

Успешным бывает слабоуспевающий ученик при устном ответе, когда мною используются задания на сравнение и сопоставление, например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили, если есть наглядная картинка. Сравнить политические режимы, если заранее на дом была дана таблица с сравнением этих режимов.

Слайд с картинками заданий в романском и готическом стиле.

Письменные формы контроля.

К письменным формам контроля относятся:

Индивидуальные письменные задания. Например, дать определение понятиям, задания на соотнесение, выбор верных утверждений. Причем можно организовать проверку заданий с привлечением других учащихся. Это обеспечит взаимоконтроль знаний на уроке.

Письменные задания по раздаточному материалу. Например, средневековая ярмарка, мастерская средневекового ремесленника (показать иллюстрации).

Использование тестов. Это особенно важно в условиях введения ГИА, ЕГЭ. Тесты приобретают все большее значение для проверки результатов обучения. Тест должен быть надежным, валидным и объективным. 10 слайд. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя. Я применяю тесты, начиная с 5 класса, как для текущего контроля, так и для тематического, и для итогового. Также я использую такие формы письменного контроля, как:

-Составление плана конспекта.

-Написание эссе по истории и обществознанию.

-Исторический диктант.

-Написание писем.

-Написание творческих сочинений.

-Написание творческих сочинений, например , «Представьте, что вы побывали в гостях у Перикла» (5 класс), «С Айвенго на рыцарский турнир» (6 класс), «Вы участник восстания декабристов» (8 класс), «Вы участник Гражданской войны» (9 класс). Письмо- ответ Чаадаеву (8 класс).

Особенно дети любят писать письма . Делать их так, как они выглядели в старину. Письма, где приветствие, обращение к кому - либо звучит так, как обращались в то время к человеку, которому посвящено письмо, например, из Египта в Грецию - купца. Показ писем .

Практические формы контроля.

1. Работа с источниками. Это могут письменные источники, а также вещественные источники (например, изображения чего-либо).

2. Составление таблиц, всевозможных схем. С таблицами и схемами мне очень нравится работать, так как это позволяет систематизировать материал, способствует его запоминанию. Это облегчает работу по усвоению знаний слабоуспевающими учениками.

3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-7 классы). Показать тетрадей.

4. Составление опорных конспектов.

Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я также применяю дифференцированные задания для слабых и сильных учеников. Например, карточки с письменными заданиями для слабых учеников, для сильных - сообщения с использованием дополнительной литературы и решением проблемных задач.

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы при работе над творческими заданиями, например, экологический проект «Подумаем о завтрашнем дне» по обществознанию 7 класс, решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля.

Составление и отгадывание кроссвордов . Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы. Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов, оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определение понятий.

Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям:

а) количество вопросов;

б) их качество.

Коллективный способ проверки знаний . Например, игра-путешествие по теме «Первобытность», 5 класс, урок - турнир по курсу «Средние века», 6 класс, урок - аукцион знаний. «Обществознание», 9 класс, урок - выборы в государственную думу, 11 класс.

Составление тестов.

Составление презентаций . (Итоговый контроль).

При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты

1) письменные:

а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,

б) сочинение на тему.

Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например, «Какую роль играли выдающиеся личности в развитии России в начале ХХ века?»).

2) устные:

а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,

б) групповой зачет.

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека, выбирается старший группы. Получив вопрос, группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем старший опрашивает всех членов группы и заносит их самооценки в специальный лист, который передает учителю. Затем - коллективный рассказ, в любом месте преподаватель может прервать рассказ и предложить продолжить другому.

Зачеты тоже дифференцированы . При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний. Составление и отгадывание.

Судебные процессы (сильные ученики в роли прокуроров, адвокатов, слабые - свидетели).

Игры (ассоциативное восприятие, футбольный матч и другие).

Рисунки в символах показать и проиграть.

Аукционы (проиграть ).

Проекты с творческим заданием по группам.

Проекты вовлекают всех учащихся в деятельность. Сильные дети контролируют, помогают слабым в ходе проекта, так как они одна команда. Например, три режиссера продумывают задания по способностям и возможностям учащихся членам своих команд.

Применение ИКТ.

В современных условиях, условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии - это проверка знаний и умений с помощью ИКТ.

Использование учебных электронных изданий.

Например, учебное электронное издание «Всеобщая история» (5, 6, 7, 8 классы) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы, умение заполнить схему, вставить пропущенные слова в тексте.

При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения, важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.

Мною используются не все формы и виды контроля, потому что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.

Использованная литература:

Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе. М. "Владос" 2004г.

Журналы: "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе".

Книга для учителя истории. Ростов-на-Дону, 2002 г.

Методические разработки уроков.

В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. "Феникс" 2005г.

Е. А. Юнина. Технологии качественного обучения в школе. М., 2007г.

В. В. Гузеев. Эффективные образовательные технологии. М., 2007г.

По теме:

«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»

Выполнила: Городенко Надежда Павловна, учитель МБОУ «ООШ с.Руновка» Кировского района 2016 год

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….3-4 стр.

2. Из истории педагогики……………………………………………4- стр.

3. Основы контроля знаний…………………………………………4-10стр.

3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся………..4-5 стр.

3.2. Функции и виды контроля………………………………..........6- стр.

3.3. Виды и организация уроков контроля знаний……………….6-10стр.

4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории……...10-14стр.

4.1. Методика организации контроля знаний……………………..10-12 стр.

4.2.Методы организации тестирования на уроках истории……..12-14 стр.

5. Заключение………………………………………………………..14-15 стр.

6. Список использованной литературы……………………………15 стр.

Введение.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся является важной частью учебного процесса. От её правильной организации зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является “обратной связью” между учителем и учеником, возможностью влияния на учебно-педагогический процесс. Контроль – это соотношение достигнутых результатов с целями обучения.

Эффективность проверки знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

Правильно организованный контроль дает возможность учителю определить уровень усвоения обучающимися изученного материала, увидеть элементы практического усвоения, восприятие детьми нового материала. Поэтому, готовясь к уроку, педагог должен знать: кого, когда, скольких учащихся, по каким вопросам, с помощью каких средств нужно спросить и оценить. Каждый учитель должен сформировать свою систему оценивания, используя различные средства и приемы контроля усвоения знаний. Учащиеся должны знать, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество усвоения знаний. Кроме того, ученики должны воспринимать это как соответствие их знаний и умений предъявляемым требованиям образовательной программы.

Использование разнообразных форм проведения уроков позволяет не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, даёт учителю возможность проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

После проведения уроков контроля знаний необходимо провести специальный урок для анализа и выявления ошибок, недостатков в знаниях учащихся, в организации педагогом учебно-познавательной деятельности, чтобы внести необходимую коррекцию на последующих уроках.

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Послании Президента РФ к Федеральному собранию (2006), Концепции модернизации российского образования и других документах, ориентируют ее, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.

2. Из истории педагогики.

Учебно-педагогический процесс формировался в жизни общества с древних цивилизаций. Контролирование и оценивание являлось непременным звеном обучения, позволяло развиваться школе. Многие педагоги спорят о том, что должна показывать оценка: качество знаний обучающегося или успех какой-либо системы обучения. Я.А.Коменский призывал педагогов «разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку». Оценивание должно быть объективным, гуманным по отношению к детям.

Первая балльная система появилась в средневековых школах Германии. С тех пор она постоянно переживала существенные изменения.

К.Д.Ушинский, основатель научной педагогики в России, строго критиковал формы контроля знаний того времени, подчеркивал, что «существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся». Он считал, что не должно быть формального контроля, «дидактический контроль должен иметь обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным самому обучающемуся».

За годы XX века менялись различные подходы к школьному контролю успеваемости, складывалась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

3. Основы контроля знаний на уроке истории.

3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся.

Выделяют следующие цели проверки знаний и умений учащихся:

Диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;

Учет результатов отдельного этапа процесса обучения;

Определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Основная задача контроля и оценки знаний и умений учащихся – определение качества освоения обучающимися учебного материала, уровня овладения знаниями, меры ответственности учащихся за результаты обучения и умения добывать самостоятельно знания.

Важным элементом являются и педагогические требования к контролю:

Должен быть мотивированным;

Систематическим и регулярным;

Разнообразным по формам;

Быть всесторонним и объективным.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории. Оценку знаний, умений, навыков в дидактике рассматривают как процесс определения количественных и качественных показателей подготовки учащихся. Количественная оценка выражается в баллах (отметках), качественная - это оценочные суждения и заключения учителя, в которых он характеризует ответы учащихся. Кроме того, проверка не только определяет уровень и качество обученности учащихся, но и объём труда.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Диагностика учебной деятельности учащихся включает пять функций и три вида .

3.2.Функции и виды контроля :

Контролирующая и диагностическая функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения;

Образовательная функция выполняет повышение качества знаний;

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений, воспитание ответственности;

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися;

Стимулирующая функция создаёт основу для развития познавательной активности учащихся;

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Виды контроля:

Текущий контроль проводится систематически и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени (по итогам изучения главы, раздела).

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления полноты и глубины полученных учащимися знаний.

Оценка, являясь частью учебного процесса, выполняет важные функции: обучающую, воспитывающую, ориентирующую, стимулирующую. Каждая из них дает информацию о состоянии развития обучаемого, что позволяет учителю грамотно управлять учебным процессом.

3.3.Виды и организация уроков контроля знаний .

Устный опрос . Этому виду контроля может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам.

При проведении опроса необходимо соблюдение организационных моментов, обязательных во всех классах:

1) во время опроса учебники могут лежать на парте в закрытом виде;

2) вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, включая каждого в учебный процесс;

3) прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса, перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного.

В ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умение рассказывать и планировать свой рассказ; вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте; анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала.

ПРИМЕР. На уроке истории в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» на этапе актуализации знаний использую задания, которые охватывают значительный материал:

А) Назовите даты событий:

Основание Рима (753 г. до н.э.);

Установление республики в Риме (509 г. до н.э.);

Нашествие галлов (390 г. до н.э.);

Отмена долгового рабства (326г. до н.э.);

Установление Римом господства над Италией (280г. до н.э.).

Б) Что означают данные термины?

ВЕТО, СЕНАТ, ПАТРИЦИИ, ПЛЕБЕИ, РЕСПУБЛИКА, КОНСУЛ, НАРОДНЫЙ ТРИБУН.

В ходе устного опроса необходимо привлечь внимание всех учащихся. Для этого предложить учащимся составить план ответа своего одноклассника, оценить ответ по плану (полнота ответов, правильность, выявить ошибки, подготовить дополнительные вопросы отвечающему).

Тестирование. В последнее время наибольшее распространение получила тестовая форма проверки знаний учащихся. Педагогов привлекает быстрота и четкость проверки достаточно объёмного материала. Тестирование доступно во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тесты делятся на два вида:

Припоминание и дополнение;

Избирательные тесты.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, при изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).

Многие дидакты уделяют большое внимание такому виду контроля, как тестирование. Профессор Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предполагают использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:

а) выявления хронологических знаний;

б) выявления картографических знаний и умений;

в) выявление знания главных и неглавных исторических фактов;

г) выявление теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество), соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.

Контрольная работа (диктант, тематический реферат) носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу обязательно учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.

Уроки взаимоопроса . Во время занятия учащиеся читают по абзацам текст параграфа или документа. Ученики задают вопросы друг другу или учителю. Уроки представляют большую сложность в организации и проведении, но способствуют развитию мышления, самостоятельности.

Викторина . Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания». Викторина- это соревнование в виде игры. Наиболее важными факторами для её проведения являются:

Актуальность тематики;

Доступность вопросов;

Учет возрастных особенностей участников.

Необходимо подготовить побольше вопросов, а продолжительность определить по ходу игры, когда возможно пропадает интерес у игроков.

Зачеты и экзамены . Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически. Зачетная система отличается характером проведения и системой оценивания. Её целью является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Зачеты делятся на два вида: тематические и текущие.

Экзамены являются заключительным этапом изучения образовательной программы. Имеют целью проверку знаний по предмету, выявление навыков самостоятельной работы с учебной литературой и историческими источниками.

Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний: развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.

4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории.

4.1 Методика организации контроля знаний.

Функции контроля тесно связаны с функцией педагогического анализа, так как предметом педагогического анализа становится информация, полученная в ходе контроля. Чаще всего существующая практика контроля знаний имеет следующие недостатки:

    отсутствие системы контроля;

    формализм в организации контроля, отсутствие четкой цели, отсутствие или не использование объективных критериев контроля, организация контроля для администрации, для отчета и набора количества оценок;

    односторонность контроля, контроль какой-либо одной темы, одного учебного умения учащихся;

    отсутствие работы по формированию самоконтроля знаний учащимися.

Чтобы избежать этих недостатков, важно соблюдать общие требования к организации контроля: системность, объективность, действенность контроля.

Контроль учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает его результаты в виде текущих и итоговых отметок в журнале, а также в портфолио учащихся. Каждому уроку должен предшествовать анализ результатов предыдущего урока. Каждый контроль знаний должен начинаться анализом и завершаться анализом полученных результатов. Из предложенных этапов развития творческих способностей учащихся на уроках истории целесообразно использовать такой вид контроля - “Разминка”.

Разминка” позволяет контролировать внимание, развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.

Перед началом разминки учитель может пояснить, что выполнять эту работу надо в высоком темпе. Задача ученика, прослушав внимательно вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.

Для учащихся 7-го класса

Блок 1.

    Как звали отца Петра Великого?

    Что было раньше – стрелецкий бунт или Северная война?

    Кто родился раньше – Петр или Софья?

    Как звали сыновей Петра?

    Что было раньше – битва при Лесной или Полтавская битва?

Блок 2. Я утверждаю, что…

    Столица Российской империи Москва.

    Петр создал Приказы.

    При Петре было отменено крепостное право.

    Петр ввел новое летоисчисление.

    Петербург построен на Неве.

Для учащихся 5-го класса

Блок 1.

    Чему равна сумма цифр начала Троянской войны?

    В каком году закончилась война, если она длилась 10 лет?

    В каком году Одиссей вернулся на родину?

    На сколько лет позже проходили реформы Солона?

Блок 2. Цифровой диктант .

Этот прием позаимствован из программирования. От ученика требуется не формулировать ответ на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ученик считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, а если нет – “0”. Ответ группируется в число, которое можно быстро проверить.

В связи с переходом к единому государственному экзамену проблемы развития быстроты реакции, объема памяти, концентрации внимания имеют большое значение.

4.2. Методика организации тестирования на уроках истории

Тесты - это краткие испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся.

Тестирование широко используется в школах для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:

    "автоматический", когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;

    полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);

    автоматизированный”, когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предполагается, что педагог заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку “отлично”, от 25 до 30 баллов - ”хорошо”, от 20 до 24 - “удовлетворительно”, менее 20 - “неудовлетворительно”.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил. Необходимо проанализировать содержание заданий, так чтобы были представлены в тесте разные учебные темы, понятия, действия. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключалась возможность простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”.

Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.

Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:

Для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;

Для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.

Эффективнее всего применять КИМы на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала. Они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.

Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.

5. Заключение .

Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных в классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующих уроках в процессе опроса и повторения.

Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:

Способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;

Знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;

Владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.

В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации (самостоятельное чтение учащихся, телевидение, кино, интернет и т. д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа.

Важно понимать, что без получения информации о состоянии знаний обучающихся невозможно вести учебный процесс. Без систематической работы учащихся нельзя сформировать у них устойчивые навыки и умения.

6. Список использованной литературы

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.

    Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999 - 174с.

    Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3 - 11с.

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 184 с.

    Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,-ч.1.- 253 с.

    Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002 – 252 с.

    Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. – 240 с.

    Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 1999.-№1.- С.25-28.

    Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102.

10.Аванесов В. С. «Форма тестовых заданий». Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования»,2005г., 156с.

Проверка знаний и умений в обучении истории.

Выполнила

Кукелева И.А. учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №10» г. Петрозаводска

2009 г.

  1. Введение.
  2. Функции и виды диагностик для определения знаний учащихся.
  1. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности это связано с контролем на уроках истории. В наши дни контроль рассматривается многими исследователями как своеобразный «метод обучения», в частности так его определяет И.П. Подласый, принимая во внимание не только обучающую, но и воспитательную функции.

Основная цель данной работы состоит в обобщении знаний по заявленной проблеме, а так же анализе собственного опыта в вопросе проверки знаний и умений школьников на уроках истории.

Цель определяет основные задачи работы:

  1. Рассмотреть функции и виды диагностики.
  2. Обосновать выбор методов диагностики при учете индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Выделить наиболее часто употребляемые методы контроля знаний в своей практике.
  4. Подвести итоги и сделать выводы по заявленной проблеме.

Несмотря на наличие, достаточно большого числа работ по методике преподавания истории и работ по проблемам проверки и оценки знаний учащихся, затронутая нами тема и сейчас не утратила своей актуальности. Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт современных учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Проблема оценивания знаний достаточно актуальна, соответственно и выбор методов проведения контроля важен во всех аспектах. Диагностика знаний, уровень обученности детей проблема, которая требует особого отношения к себе потому, что в условиях современной системы образования важно оценить ребенка объективно, но это очень сложно сделать в рамках строгой пятибалльной системы.

Объект исследования : контроль знаний учащихся как один из факторов обучения истории.

Предмет: методика организации контроля знаний в процессе обучения истории.

Гипотеза исследования: при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Функции и виды диагностик для определения

Знаний учащихся

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:

Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль над процессом овладения историческими знаниями учащимися.

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Так же принято выделять виды диагностик:

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь.

Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними. Данная проблема стоит наиболее остро при работе с незнакомым классом.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,
  • систематичность,
  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Типы контроля знаний учащихся.

Наиболее распространенный тип контроля на уроках истории это устный опрос , ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Необходимо обратить внимание на организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

  1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью методических приемов. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя, таким образом, знания и активность каждого.

После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.

  1. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости.

Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Важно, научить детей правильно строить рассказ для этого можно в 5-6 классах изготавливать карточки с планом для логически связанного ответа, дальше детям необходимо напоминать это в устной форме, но при необходимости можно вновь записать. (Приложение) Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. На наш взгляд эффективным является запись на доске фрагментов текста, благодаря которым дети также смогут построить связанный рассказ. Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и те, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им обязательно надо поставить дополнительный вопрос на понимание изложенного. После ответа, необходимо кратко разобрать ответ учащегося. При постановке вопроса необходимо соблюдать некоторые основные правила: вопрос должен быть четко сформулирован, учащийся должен его не только правильно услышать, но и понять, он должен быть посилен конкретному учащемуся.

Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод тестирования . Тестирование осуществляется во всех классах. С учетом изменения итогового контроля в выпускных классах в форме ЕГЭ данный тип контроля занимает особое место. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Н.И. Кондаков Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Тестов издается много. Достаточно просто составить тест и самим. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
  2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
  4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

И, тем не менее, тестирование необходимо, особенно на уроках истории.

Целесообразнее всего использовать тестирование в следующих ситуациях:

  1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или раздела курса.
  2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
  3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым столом» и т.п.
  4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
  5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела

и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто- событийных, хронологических, синхронических).

Проблемой разработки тестов занимается достаточно большое количество исследователей. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

1. Итоговое тестирование. Проводиться на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее

2. Тестирование в ходе обучения.

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью выявления:

  1. хронологических знаний
  2. картографических знаний и умений
  3. знания главных и неглавных исторических фактов
  4. теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по структуре и содержанию характер. Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и осмысленным.

Не смотря на то какой тест используется при проверке знаний детей по истории необходимо чтобы они отвечали ряду критериев:

Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность знаний, значимость знаний и т.п.

Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию выявления знаний учащихся.

В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших затрат времени.

В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи между ними тесты не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования, каких бы то ни было источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся.

Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников. На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока, если же урок носит характер повторения значительного объема изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных карт, этому виду работы может

быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях. Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания» (словарь русского языка.) Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них

участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачет достаточно распространенная форма контроля, сочетающая в себе различные задания. Проводится как итог четверти либо как заключительный этап изучения темы.

Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия. Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля.

При использовании различных видов контроля учителю необходимо ориентироваться на возраст и индивидуальные особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей, логичнее самые трудные задания при итоговом контроле пометить звездочкой. Обязательно необходимо предупредить детей, что данные занятия будут повышенной сложности. Также каждый вид контроля должен быть ориентирован на возраст учащихся. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для детей.

Проверка знаний и умений школьников на собственных уроках истории.

Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

В собственной практике на уроках истории предпочитаю использовать не только классические формы контроля знаний, но и современные. К современным формам контроля отношу работы старшеклассников, а именно составление презентаций, написание эссе по заданной теме, а так же развернутые письменные ответы на проблемные вопросы.

Начиная с 5 класса, успешно провожу контроль знаний в форме карточек с вопросами и определениями стараюсь использовать их каждый урок по 3-4 штуки. По возможности, в соответствии с темой урока, для активизации познавательной деятельности учащихся, контролирую знания в форме различных интересных заданий, например, восстановление событий в хронологической последовательности, составление кроссвордов, ответы на вопросы заданные в стихотворной форме, составление рассказа по картине и по ситуации.

Также, считаю необходимым отметить, что достаточно эффективным для проверки, а также закрепления знаний является использование тетрадей, которые выпускаются в соответствии с учебником.

Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы. Тексты с ошибками – мало изученная и мало используемая форма контроля. Они являются не только одной из форм опроса учеников, но и удобным источником дополнительной информации по различным темам, а так, же могут послужить примером для домашнего сочинения. Кроме того, при выполнении заданий этого типа у учащихся вырабатывается навык сравнительного анализа. При работе без учебника проверяются знания фактического материала. Работая над текстами, школьники привыкают отличать правдоподобные сведения от грубых заблуждений.

Достаточно сложным заданием для учеников является вставка пропущенных слов в текст. Чаще всего дети знают исторические термины, но не правильно их употребляют в речи, подобные текст помогают составлять связанный рассказ.

Практиковала на своих уроках такую форму контроля, как исторический диктант. Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.

Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Так как зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета

Заключительным этапом всего педагогического процесса обучения является контроль (проверка) знаний учащихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения и компетенции учащихся, в том числе способность решать проблемы, выполнять практические задачи.

В соответствии с методикой преподавания истории и обществознания существуют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
Назначение текущего контроля – проверка усвоения материала, степени овладения определёнными навыками и умениями и оценка результатов каждого урока.

Периодический контроль проверяет степень усвоения учебного материала за относительно длительный период (четверть, полугодие) или материала по большой теме (разделу).

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, либо по окончании курса. Его задача – зафиксировать наличие знаний у учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учеников, в соответствии с ФГОС по истории и обществознанию.

Традиционные, проверенные годами, методы проверки знаний в большинстве случаев имеют неплохой результат. Но имеют и ряд недостатков. В течение нескольких лет я веду работу по совершенствованию и повышению эффективности методов проверки знаний учащихся, а именно приёмов устного и письменного опроса.

Приёмы устного опроса.

В начале изучения новой темы или нового раздела я составляю лист базовых вопросов. В него входят основные даты, понятия, термины и исторические факты. Это тот минимум знаний, который должен знать абсолютно каждый ученик и который позволяет перейти к изучению новой темы или к обучению на следующей ступени. Лучше, если учитель имеет возможность распечатать и вклеить в тетради всем ученикам лист базовых вопросов.

Фронтальный устный опрос

Казалось бы, нет педагогического приёма проще. Но попытаемся рассмотреть его более внимательно. Учитель задаёт вопрос. Кто из учеников поднимает руку для ответа? Одни действительно знают и не боятся отвечать. Другие делают вид, что знают, т.е. симулируют активность на уроке в надежде, что не спросят. А если спросят, то как-нибудь выкрутиться. Третьи знают, но руку не поднимают. Стесняются, являются «тугодумами» и т.д. В 5-6 классах более активные дети «забивают» тихих и нерешительных. Старшеклассники боятся выглядеть «ботаниками», а так же понимают, что не поднятая рука не всегда автоматически означает незнание.

Все вышеперечисленные эффекты делают фронтальный устный опрос малоэффективным. Но не стоит от него полностью отказываться. Модернизированный приём фронтального устного опроса я назвала «Быстрая пчёлка»

Методика:

Для проверки используются только те вопросы, которые имеют чёткий и однозначный ответ. Часто это те самые базовые вопросы. которые содержит лист базовых вопросов. Это могут быть даты, места исторических событий, конкретные исторические или обществоведческие факты, термины и понятия, имена исторических личностей.

У каждого ученика имеется прямоугольная картонная карточка, состоящая из двух частей: чёрного и жёлтого цвета. Ученикам заранее объясняются правила опроса. Карточку он должен поднимать в любом случае. Ученик может отказаться от ответа или признать незнание ответа. В этом случае он поднимает вверх чёрную часть карточки. Сигналя карточкой, ученик каждый раз вынужден зафиксировать готовность или не готовность, т.е. оценить свои знания. Во время применения методического приёма « Быстрая пчёлка» ученик находится в такой психологической позиции, когда пассивность невозможна. Так как эти вопросы имеют,в основном, репродуктивный характер, то ученики заранее предупреждаются о том, что максимальная оценка, которую они могут заработать на таком опросе – это «4».

На оценку «5» необходимо ответить на более сложные вопросы. Например, дать критическую оценку изученного, сравнить, обобщить исторические факты, сделать выводы и т.д.

Такой творческий вопрос чёткого и однозначного ответа не имеет, и приём «Быстрая пчёлка» модернизируется. Жёлтый цвет сигнализирует: «Могу и хочу ответить», а чёрный, соответственно, наоборот. Каждый ученик опять же вынужден задуматься над вопросом, что не позволяет ему оставаться пассивным.

Опрос у доски

В традиционном варианте этот метод крайне неэффективен. Мои многолетние наблюдения за поведением учеников во время традиционного опроса у доски позволили предположить, что

примерно 5-6 человек действительно слушают ответ, а остальные либо лихорадочно повторяют материал предполагаемого следующего вопроса, либо, вообще «расслабляются».

Что бы оценить своё предположение, я провела анонимный опрос учеников по этому поводу.

Опрос проводился в 7-х, 8-х, 9-х классах. Данные привожу усреднённые, т.к. процентное соотношение этих составляющих несколько отличается на разных параллелях обучающихся.

Следили за ответом товарища у доски – 15%

Обдумывали свой ответ на тот случай, если их спросят – 10%

Думали о предмете – 7%

Думали о чём-то не относящемся к предмету – 53%

Занимались посторонними делами – 2%

И всё-таки иногда такой метод проведения опроса бывает необходим. Это целесообразно в следующих случаях.

Если какой-либо ученик в классе способен продемонстрировать блестящий ответ у доски как образец устного ответа.(в этом случае необходим подробный анализ ответа учителем во время урока)

В случае, если ответ можно использовать как наглядную репетицию экзамена в традиционной форме

(актуальность этого случая всё больше теряется в связи с введением тестовых форм проведения ЕГЭ и ГИА)

Когда необходимо целенаправленно развивать монологическую речь учащихся, а так же их психологическую готовность выступать перед аудиторией.

Опрос по цепочке

Методика:

Выполняется в том случае, когда вопрос предполагает развёрнутый, логически связный ответ. Это может быть подробное описание какого- либо исторического события, либо перечисление этапов крупного исторического события, анализ исторического документа и т.д..

Рассказ одного ученика прерывается жестом учителя, а другой ученик продолжает ответ.
Примечание: данный вид опроса является хорошей альтернативой опросу у доски, т.к. ученики вынуждены внимательно следить за содержанием ответа своих товарищей, соответственно, закрепляя и расширяя свои ранее полученные знания.

«Тихий» опрос

Методика:

Эта методика опроса применяется к тем ученикам, кто в силу своих личностных особенностей не может отвечать вслух у доски или с места. Или в том случае, если ученик долго отсутствовал, у него имеются пробелы в знаниях, но опросить его по пропущенным темам необходимо.

«Тихий опрос» производит учитель индивидуально у своего рабочего стола негромким голосом.

Класс в это время может быть занят другим делом. Например, выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно работают с текстом учебника, решают тренировочный тест и т. д.

Приёмы письменного опроса.

Приёмы письменного опроса.

Письменный опрос имеет ряд преимуществ.

Во время письменного опроса учитель имеет возможность более адекватно оценить знания учащихся. Письменный опрос охватывает большее количество учащихся одновременно. ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию проводятся в письменном виде. Учитель должен отработать с учениками все разновидности контроля, предлагаемые в КИМ ГИА И ЕГЭ.

Исторический диктант

Методика :

Проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант) Из них 1-2 вопроса на повторение (из предыдущего базового листа). Допускается присутствие листа с базовыми вопросами на парте.Работа проводится в высоком темпе. Здесь работает только память ученика, а время на размышления не требуется. Это довольно жёсткий метод, т.к. высокий темп опроса не позволяет списать или обсудить ответ с другими учащимися. Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы. После того, как ученики сдадут работы рекомендуется спокойная беседа в шутливом тоне, чтобы снять напряжение течение 2-3 минут.

Блиц – контрольная

Методика:

Этот вид письменного опроса имеет сходство с историческим диктантом.Работа так же проводится в высоком темпе. Содержит 5-7 заданий на вариант. Главное же отличие состоит в том, что задания рассчитаны не только на знание фактологического материала, но и на проверку универсальных учебных и специальных умений и навыков, компетенций предусмотренных стандартом образования по истории и обществознанию.(например: анализировать, выделять главное и второстепенное, сравнивать и т.д.)

Тренировочная контрольная работа

Методика:

Задания раздаются ученикам как обычно. Но разрешаются различные «послабления».Например, можно пользоваться учебником, конспектом, справочником. Оценки выставляются только положительные по желанию ученика. Смысл проведения тренировочной контрольной работы заключается в том, что в реальной контрольной работе будут использоваться аналогичные по форме задания. Чем больше заданий выполнит ученик во время тренировочной контрольной работы, тем больше у него шансов показать хорошие результаты «реальной» контрольной работы.

Проверочный контрольный тест

Обычная практика тестирования имеет ряд недостатков.

Велика вероятность случайного получения отличной оценки: выбор в тестах правильного ответа неширок – из 3-4 вариантов.

Тестирование по истории, даже если оно проводится на научно обоснованном уровне, требует показа лишь сухих знаний, но не объяснения фактов, событий, действий исторических личностей и т. д. И это не способствует формированию гражданской позиции и патриотических качеств ученик (что так же предусмотрено ФГОС)

В ходе тестирования проверяется реализация образовательных компетенций ученика, степень овладения универсальными учебными навыками. Но не отражается собственная позиция, коммуникативные умения и навыки.

В современных условиях, при наличии значительного количества тестовых изданий по истории и обществознанию, изданий по подготовке к ГИА и ЕГЭ проведение тестирования полезно и необходимо, но при соблюдении определённых условий.

Методика:

Тестирование желательно применять в следующих случаях.

1. Итоговое тестирование.

Применяется на итоговых занятиях по теме (включающей в себя несколько уроков) или по разделу (включающему в себя несколько тем). Каждый учащийся получает один вариант теста.

Первая часть состоит из 10 вопросов и предлагает 3-4 варианта ответа к каждому вопросу. Уже с 8 класса форма тестовых заданий должна постепенно приближаться к формам заданий аналогичным ГИА и ЕГЭ. С их помощью проверяется уровень подготовки учащихся – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников.

Вторая часть состоит из 4-5 заданий повышенного уровня сложности. Это задания на установление хронологического порядка событий, на установление соответствия, на анализ исторического документа и т.д. Ответы могут быть в виде слова и словосочетания, сочетания букв и цифр.

В 9 классе постепенно ввожу в проверочные работы дополнительно к различным формам тестирования задания высокого уровня сложности. Эти задания требуют развёрнутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий и явлений.

2.Тестирование в ходе обучения.

Это вид краткого тестирования преимущественно по базовым вопросам одного или двух уроков. Позволяет эффективно отслеживать необходимый для дальнейшего продвижения уровень овладения фактологическим материалом и УУД.

Таким образом, расширение и совершенствование методики контроля знаний учащихся является необходимым условием для достижения учащимися высокого уровня знаний и универсальных учебных действий по истории и обществознанию.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.А.Т, Степанищев. Методический справочник учителя истории.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

2. Е.Н. Степанова. Личностно – ориентированный подход в

Работе педагога - М. Творческий центр Сфера,2003.

3. М.В.Короткова. Методика обучения истории в схемах,

Таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. –

М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

4. А.А. Гин "Приёмы педагогической техники"- М: Вита-Пресс,

2004.

Функции проверки. Содержание и методика проверки знаний и умений.

Формы, виды и приемы проверки.

Требования к проверке: мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками.

Текущая и отсроченная проверка.

Устный, письменный и практический контроль.

Применение карточек, тестирование. Задания и задачи.

Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование.

Обеспечение успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Основным видом проверки знаний учащихся как по всем предметам, так и на уроках истории и обществознания является опрос.

Опрос учащихся - прежде всего определенная часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьезно готовится, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания - дело ответственное, всякая неясность, нечеткость формулировки может дезориентировать учащихся и сказаться на результате контроля. Если учитель не готовится к опросу, то, хотя бы он обладал и достаточной квалификацией, вопросы его могут носить случайных характер и учащиеся не смогут логически осмыслить переход от ранее изученного материала к новому, проследить динамику развития исторических событий. Функции опроса очень многообразны. Наиболее ярко и в полной мере, т.е. в течение 40 минут он проявляется на контрольном уроке.

Контрольный урок является предпоследним в изучении темы, раздела, курса. На данном уроке учитель выбирает необходимые задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Контрольный урок проводится перед уроком повторения и обобщения и позволяет учителю на основе контрольного среза, теста, контрольной работы и других форм проверки определить слабые участки в знаниях класса. Учитель тщательно выбирает наиболее важный материал для закрепления, опираясь на программу, в которой указаны знания, умения, навыки, которыми должны овладеть учащиеся в овладении знаниями данного предмета. На уроках в старших классах по истории и обществознанию форма урока может носить иную специфику, например - зачет.

Организация проверки знаний и умений важный этап организации учебного процесса.

Опрос - это первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид управления.

На уроках по новой теме опрос может быть одним из видов самостоятельной работы и проходить не столько с целью контроля, сколько развития нужных навыков и приобретения новых знаний. Такой опрос развивает самостоятельность, закрепляет полученные знания, активизирует процесс обучения.

По мере накопления знаний меняется и опрос.

Обратная связь осуществляется в двух направлениях:

1. В процессе самого объяснения материала, выделив отдельные структурные элементы темы, учитель дифференцирует вопросы к сильным, средним, слабым ученикам - с просьбой повторить, уточнить, привести примеры, решить задачу, найти на карте, прочитать раздел, привести цитату из первоисточника. Учитель корректирует знания учащихся.

2. После изучения раздела, темы учитель проверяет, как усвоены термины, даты, факты, добивается связных, развернутых ответов на вопросы по текущему материалу с объяснением связей, решением задач, хронологией, работой по карте;

3. Итоговая проверка по целым разделам, темам, по итогам четверти, полугодия, года: обобщающий опрос, контрольная работа, экзамены.

Формы опроса :

фронтальный (аналитическая, эвристическая беседа, тестирование, диктант, контрольная работа).

Групповой (работа по карточкам, задание группе с защитой проекта, доклады, содоклады, оппонирование, рецензирование и др.)

Индивидуальный - письменный и устный (ответ у доски, работа по карточке, карте, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов, сочинение-описание по картине, ответ на контрольные вопросы, решение задач, работа с первоисточниками, документами и т.д.

Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса.

Контроль проводится на основе программы курса, содержания учебника с учетом дополнительного материала, который вводит в процесс обучения учитель.

Не претендуя на полноту анализа, можно назвать несколько функций опроса:

1. Опрос - средство контроля: это элемент контроля имеет место там и в тех случаях, когда ученикам ставятся какие-либо вопросы (наводящие, развивающие логическое мышление, эвристические, направленные на творческий поиск и т.д.).

2. Опрос - средство закрепления знаний: ученик, отвечая на те или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных ракурсах (присущи аналитическая беседа, проблемная ситуация, заполнение сравнительной таблицы, систематизация материала и т.д.).

3. Опрос - средство повторения того или иного раздела, курса, той или иной суммы вопросов курса (подготовка сообщений, докладов, рефератов к семинарскому занятию, выполнение творческих проектов, подбор материала к уроку-игре и т.д.)

4. Опрос - средство анализа и разбора изучаемых документов.

Сводить опрос только к контролю не следует, как бы ни важна была его функция.

Опрос играет большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует воспитанию у учащихся практических навыков - умения раскрывать тему и докладывать ее аудитории, умения обосновывать и доказывать высказываемые им положения, воспитывает самостоятельное мышление учащихся при решении поставленных вопросов, способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу.

В условиях изменения структуры и содержания образования в средней школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов организации контроля в гимназических профильных классах, а также классах коррекции.

Дифференцированный подход к отработке содержания учебного материала заставляет учителя диагностировать учащихся:

По уровню подготовленности;

Характеру мыслительной деятельности;

Направленности их познавательной активности.

Особенно сложно работать тем, где история не является профильным предметом. Вторым видом разноуровневого подхода является выявление различий у учащихся в одном классе. Диагностика проводится внутри класса по тем же критериям, с целью содействовать успешной деятельности и сильных, и слабых.

Разноуровневые задания позволяют преодолеть отставание слабых, неуверенных в себе учеников. Посильные для них формы работы будут способствовать росту уверенности в себе, помогут преодолеть страх перед контролем со стороны учителя. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволяет в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность.

Важной задачей является отработка методического обеспечения перехода от репродуктивной деятельности га уроке к деятельности, преобразующей и творчески поисковой.

Индивидуальная, групповая и парная формы работы на уроке давно известны и широко используются, но не всегда учитываются индивидуально-личностные характеристики и качества различных учеников, особенности тех или иных классов.

Разноуровневый подход - это не только обучающая, но и развивающая методика, в результате использования которой происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных навыков, навыков мыслительной деятельности, умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Самое главное - с помощью разноуровневого индивидуально-личностного подхода появляется возможность добиться достижения этих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.

Система проверки знаний в старших классах может иметь тестовые задания с различными видами:

свободные по форме :

Небольшие высказывания, точность и полнота которых могут быть восстановлены учеником после того, как им понята остальная часть смысловой фразы;

предполагающие выборы ответа :

Из предложенных 4-х альтернатив, одна из которых соответствует верному ответу;

На основе сопоставления двух суждений;

- на установление соответствия между двумя списками;

- на дополнение предложенного перечня;

Задания открытого типа с кратким эталоном ответа.

Другим видом работ является реферирование. В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю).

В любом реферате выделяют:

Собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

Справочный аппарат.

Различают несколько видов реферата: в зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника), и обзорные, написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

В устном представлении реферата предполагается:

Обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);

Анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

Итоговая аттестация по истории и обществознанию может проводится в виде экзамена и собеседования.

Традиционные экзаменационные испытания могут проводится на основе примерных билетов, которые ежегодно с небольшими модификациями публикуются в сборниках Минобразования, как примерные вопросы к собеседованию.

Одним из направлений реформы системы образования в Российской Федерации является подготовка к введению единого национального экзамена, который совместит в себе функции выпускного экзамена в школе и вступительного экзамена в высшие учебные заведения.

В 2001 г. в нескольких регионах России прошел эксперимент по выработке содержания, форм, организации единого национального экзамена. Подготовлены демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов по всем предметам учебного плана. Они адресованы учителям, преподавателям высшей школы, ученикам, абитуриентам, родителям, всем кто связан с российским образованием. Демонстрационные материала предназначены, в частности, для публикации в средствах массовой информации. Материалы к ЕГЭ по истории и обществознанию опубликованы в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001. № 6,7.Они содержат инструкцию для учащихся по выполнению 58 заданий, которые разделены на 2 части. В 1-30 заданий в каждом нужно выбрать один верный ответ. В заданиях 31-38 выбрать верный ответ из предложенных четырех вариантов и записать его в бланке ответов. Задания 39-50 требуют краткого ответа в виде одного-двух слов или сочетаний, цифр и букв, которые также надо записать на бланке ответов.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...