Методы обучения английского языка взрослому. Методики обучения разговорному английскому дошкольников: личный опыт

Необходимость в переводе появилась тысячи лет назад, еще во времена Гомера и Аристотеля. Данная потребность в знании иностранных языков осталась и посей день. И теперь очень важным стало качество преподавания, ведь в мире сформировалось очень много программ и методик, которые подходят под определенный тип людей. Именно о таких методиках преподавания вы узнаете сегодня.

1. Фундаментальная методика

Классическая программа, по которой в древности учили греческий и латынь. Этот метод можно назвать «планом захвата крепости». Преподаватель английского языка старается преподнести студенту фонетику, синтаксические конструкции, лексику, грамматику и т.д. Стоит отметить, что учение по фундаментальной методике характеризуется своей неспешностью и может длиться 2-3 года и более.

Данная методология широко распространена в языковых ВУЗах. Наиболее ярким преподавателем, который практикует этот метод, является Н.А. Бонк, учебники которого превратились в настоящую классику.

В большинстве российских школ английский язык является одним из обязательных предметов. Но, как и в других предметах, уровень знаний учеников не одинаковый. И само отношение школьников к изучению языка сильно различается. Прогресс и конечные навыки, желание говорить по-английски зависят не только от способностей детей и личности преподавателя. Определяющей здесь является методика преподавания английского языка в школе. Рассмотрим основные методики, используемые в нашей стране.

Из статьи вы узнаете:

Различные методики изучения английского

Классическая

Классическая (традиционная) методика, практикуемая в школах уже не один десяток лет, основана на грамматико-переводном методе. Типичный классический учебник состоит из глав или уроков, ядро главы – грамматическая тема. Все грамматические структуры четко представлены правилами, которые объясняются на русском языке. В каждом уроке имеется текст на перевод, список новой лексики и правило. Ученики делают письменный перевод предложений как практику данной темы, «зубрят» слова. Учитель занимает активную позицию, объясняя и читая, ученики – пассивную, поскольку разговорная часть сведена до минимума. Большой плюс этой методики – понятное и строгое объяснение грамматики, понимание и анализ текстов. Но в современном обществе одним лишь знанием теории и умением писать нельзя обойтись, необходимо умение комфортно общаться вживую. Данная методика преподавания английского языка в школе приводит к тому, что учащиеся теряются в реальном общении, им не удается строить спонтанные диалоги и корректно воспринимать собеседника.

Аудио-лингвистический метод

Второй традиционный метод – аудио-лингвистический. Основа преподавания – прослушивание и повторение стандартных диалогов, фраз и типовых конструкций. Центральное место занимает воспроизведение услышанных предложений, с последующей заменой отдельных слов. Учитель не дает перевода или объяснений материала. В результате такого обучения школьники запоминают только определенный набор фраз, которые лишены контекста и с трудом могут быть применены на практике.

Коммуникативная

В противовес классической методике, которая в наши дни теряет актуальность, существует коммуникативная методика преподавания английского языка в школе. Цель методики – научить человека общаться, не только овладев рядом правил и слов, но и познав специфику культуры носителей языка. Школьники занимаются по современным пособиям, где материал дан в контексте жизненных ситуаций. В идеальном варианте объяснение правил, постановка заданий и все общение в целом в классе происходят на английском языке. Ученики запоминают не дословный перевод отдельных слов, а сами значения, т.е. ассоциируют лексику с реалиями, что учит их думать на английском, а не на русском языке.

Методика подразумевает практику всех аспектов языка – разговор, чтение, письменные работы, аудирование. Принцип ориентации на личность каждого отдельного школьника является основополагающим, учитываются способности и особенности детей, их уровень знаний. Ученики постоянно мотивированы, им интересно говорить на английском, темы заданий актуальны. Они привыкают к свободному общению, поскольку строгое соблюдение грамматических правил не является главным, и преодолевают тот самый языковой барьер, который для большинства создает большие трудности.

Некоторые учителя работают также по различным авторским методикам лингвистов и профессоров.

Основная цель изучения языка – уметь общаться. Для этого необходимо владеть словарным запасом и рядом правил, которые можно свободно применять в разных социальных ситуациях. Практика показывает, что к наилучшим результатам приводит сочетание традиционных и коммуникативных методов.

Мой способ выбора методов обучения прост - если метод работает и дает хороший результат, значит, я его использую, если результата нет, тогда этот метод, каким бы прекрасным он ни был, не задержится в моей практике. На своих уроках английского я отдаю предпочтение трем основным методам: коммуникативной методике, методу проектов и тренинговому подходу. Ниже я попыталась их детально описать.

Коммуникативная методика. Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:
Все, чему Вас учат на уроке (грамматика, слова, идиомы) должно использоваться в устной или письменной речи, т.е. применяться на практике
Все уроки ведутся на английском языке
Речь преподавателя на занятии сведена к минимуму (около 70% времени говорят студенты и только 30% - преподаватель), Вы ведь не радио пришли послушать или телевизор посмотреть, а научиться говорить по-английски
Если Вы хотите заговорить на английском языке, а также повысить уровень восприятия английской речи на слух, то коммуникативная методика помогает этого достичь гораздо быстрее, чем традиционные методы обучения, которые применялись в советских школах, например.

Метод проектов. Один из самых популярных методов, который применяется в современных общеобразовательных школах США. Суть его заключается в том, что Вы на практике применяете изученный материал. Допустим, тема Вашего урока – первый контакт с поставщиком по email. Как можно этому научиться? Только написав несколько писем, проанализировав ошибки и запомнив клише, используемые в деловой переписке. Для этого каждый студент или группа студентов получает задание изучить шаблон письма-обращения в фирму, проводится работа с новыми словами, необходимыми для успешного составления письма, а после пишется письмо на фирму (детальную информацию о фирме Вы получаете от преподавателя). Таким образом, в результате Вы получаете готовый проект – написанное письмо по всем канонам деловой переписки на английском языке. Метод проектов хорош тем, что Вы работаете над теми же задачами, с которыми сталкиваетесь в жизни. Качество изучения языка при этом гораздо выше, чем при использовании других подходов.

Тренинговый подход. Если Вы когда-то были на тренингах, тогда Вы знаете, что это такое. На занятиях Вы учите немного теории, а потом применяете ее на практике, потом осваиваете опять немного новой информации и снова применяете изученное. Ключевой момент любого тренинга не в том, что Вам дают информацию на блюдечке, а в том, что Вы сами докапываетесь до сути. Иными словами, Вы сами активно участвуете в процессе Вашего обучения. Активное участие обеспечивает гораздо лучший уровень запоминания нового материала и его закрепления в ходе практической части. Именно поэтому я применяю этот подход в преподавании английского.

Как примерно выглядит процесс изучения английского со мной?

Методика, конечно, это хорошо. Но как проходят мои уроки по английскому языку? Они проходят интенсивно, интересно и интерактивно. Давайте разберем по «кирпичикам» как Вы будете изучать английский язык со мной.

1. Ваше активное участие в обучении. Под этим я подразумеваю не только Ваше активное участие на уроках (обсуждение представленных тем, изучение нового материала и его практика на уроках), но и также активную работу с английским языком дома, чтобы время, которое Вы себе выделили для изучения английского, работало на достижение Вашего результата. Если Вы решили пройти один уровень английского языка, то у Вас на это есть только 1 или 3,5 месяца, например, и если в это время активно не работать, то, считайте, что Вы просто зря теряете свое время и деньги.

2. Домашние задания. Я делаю все, чтобы помочь Вам достигать успехов в изучении английского, поэтому готовлю специальные домашние задания, которые позволят Вам дома закрепить материал, пройденный на уроке или просто подготовиться к следующему занятию. Эти домашние задания обязательны для выполнения, ведь так Вы сможете приступать к освоению новых тем уже после хорошего закрепления предыдущих. Кстати, особенность домашних заданий (кроме тех, которые требуют творческого выполнения) состоит в том, что Вы всегда сможете проверить правильность своих ответов дома. Зачем это нужно? А Вам хочется 20-30 минут проверять домашнее задание на уроке вместо разговорной практики, если Вы можете это сделать самостоятельно за 5 минут дома? Кроме того, самопроверка позволит Вам увидеть свой уровень знаний по этой теме и даст возможность в спокойной обстановке разобраться с ошибками. После, если у Вас все еще останутся какие-либо вопросы по поводу домашнего задания, то Вы сможете их обсудить со мной. Поверьте, это займет намного меньше времени, чем проверка всего домашнего задания на уроке.



3. Аудирование – восприятие английской речи на слух. Это один из самых нужных навыков, ведь общение должно быть двухсторонним, а для этого нужно понимать, что, собственно, Вам хотел сказать собеседник. Я помогаю Вам с развитием этого навыка. Вы обязательно будете слушать диалоги и тексты, радиопередачи и просматривать фрагменты фильмов, сериалов и т.д. на каждом уроке, но, безусловно, этого недостаточно. Чтобы помочь Вам развить этот навык на достаточно высоком уровне, я запишу для Вас диск с множеством аудио материалов, и все что Вам будет нужно делать – это просто его слушать по дороге на работу/курсы/домой. Вот и все. Постоянное нахождение в среде изучаемого языка - это единственный известный науке способ научиться четко воспринимать английский язык на слух.

4. Изучение новых слов. Представьте себе ситуацию, когда Вы хотите что-то сказать, а у Вас не хватает словарного запаса. К сожалению, эта ситуация часта в английском языке. Чтобы помочь с ней справиться, я готовлю для Вас списки слов, которые пригодятся Вам при общении на определенную тему. Список новых слов Вы получаете до изучения новой темы, чтобы Вы могли с ним ознакомиться и выучить большую часть этих слов и выражений заранее, еще до урока. Такой подход себя не просто оправдывает, он позволяет существенно ускорить процесс обучения. А на уроках Вас ждут словарные диктанты (просто, но эффективно), игры со словами (для более качественного запоминания слов), и применение этих слов на практике (ведь Вы их учите для этого).

5. Чтение. По жизни мы редко читаем вслух, все больше про себя. Но на уроках английского иногда бывает полезно почитать и вслух. Зачем? Цель только одна – подкорректировать произношение и интонацию. Ведь написание и произношение английских слов – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Поэтому часто мы заучиваем английские слова как придется, а потом уже исправляем заученное по ходу обучения. Но этот подход, в основном, применяется на начальных этапах обучения. На более высоких уровнях (Pre-Intermediate и выше) больше практикуется чтение текстов про себя.

6. Произношение. Для начала давайте разберемся с тем, что такое произношение. Для многих – это всего лишь произношение английских звуков. Но произношение включает в себя также и интонацию, которая часто является критической для понимания Вас собеседником. Зачем Вам нужно правильное произношение? Прежде всего, чтобы правильно произносить слова. Во-вторых, чтобы понимать собеседника. В-третьих, чтобы грамотно выражать свои эмоции на английском языке. Кстати, интересный факт, на экзамене по IELTS экзаменатор срезает 25% баллов за разговорную часть из-за плохого произношения.



7. Письмо. Если Вам когда-то приходилось писать сочинение даже на родном языке, то Вы наверняка вспомните, что на то, чтобы придумать хоть что-то, о чем можно было бы написать, у Вас уходила масса времени. Именно поэтому письменные задания – это не наша ставка на уроках английского. Во-первых, Вы прекрасно справитесь с ними дома. В спокойной обстановке, без спешки Вы гораздо лучше и быстрее напишите маленькое сочинение или открытку другу или email. Во-вторых, наши уроки не резиновые, они ограничены по времени. Если, конечно, Вы хотите писать на уроках вместо устного общения, то я с радостью буду Вам готовить такие задания. Но если Ваша цель – научиться свободно говорить на английском языке, тогда доверьтесь моему опыту и согласитесь на выполнение письменных заданий дома. Это не означает, что письменных заданий на уроках не будет вообще. Они будут, но небольшие. Я также практикую диктанты, тесты и короткие письменные упражнения, которые не забирают много времени. И, конечно, если Вы готовитесь к ЗНО или другому экзамену, а также проходите тренинг по деловой переписке, то письменные задания являются обязательной частью урока.

8. Грамматика. Общение без грамматики будет чем-то напоминать чтение словаря. Вы можете знать сто тысяч английских слов, но без знания грамматики процесс общения будет невозможен, ведь именно грамматика объясняет, как все эти слова сочетать в предложения. Но, как ни странно, грамматика – не центральная часть урока и ее объяснения не будут занимать пол урока. Теория всегда дается сжато и объясняется очень простым языком, без всяких заумных терминов (если их употребления можно избежать), при необходимости на русском языке, а потом идет обширная практика, чтобы Вы научились применять то или иное грамматическое явление без раздумий. Изучение слов и грамматики – это подготовительный этап к разговорной практике. Часто Вы будете получать грамматические упражнения для закрепления изученного материала дома.

9. Разговор. Гвоздь программы моих уроков английского – это разговорная практика. По сути, научиться говорить можно только говоря, поэтому изучение слов, грамматики, развитие понимания речи на слух, чтение и прослушивание разных материалов – это платформа для развития разговорной речи. Все упражнения, которые я буду Вам давать, нацелены на развитие Вашей разговорной речи, и сводятся к составлению предложений, высказываниям на какую-то тему (монологам), обсуждению какой-то темы с партнером (диалоги) и дискуссиям. Считайте, что разговорная практика показывает, чему Вы научились за все время обучения английскому языку. Кроме того, разговорная практика – это то, что Вы можете делать только тогда, когда рядом с Вами есть кто-то, с кем можно поговорить. Причем, поговорить по-английски. Как правило, это Ваш преподаватель. Именно поэтому, понимая, что у Вас не так-то много времени на общение за пределами класса, я стараюсь максимальное время урока посвящать разговорной практике на английском языке.

Английский язык является обязательным предметом в начальной и средней школе. В этот период ученики получают базовые знания об английском языке, изучают алфавит, расширяют словарный запас и учатся читать небольшие тексты.

Методика преподавания английского в школах практически всегда одинакова и основана на учебной программе, которую утверждает министерство образования. Практически все преподаватели чаще всего применяют коммуникативный подход при обучении учеников начального класса. Но чтобы сделать уроки более эффективными, некоторые используют дополнительные техники и приемы, которые делают урок значительно интереснее и увлекательней.

Как сделать начальный курс английского языка эффективным и в то же время интересным для учеников? Какие методики лучше использовать на уроках? Об этом и многом другом вы узнаете в нашей публикации.

Классические методы обучения английскому языку в средней школе практикуются на протяжении многих лет. Они основаны на грамматико-переводном подходе. Основа каждого урока/подкурса - грамматический раздел английского, который объясняется на русском.

Учитель активно работает с учениками и объясняет основные моменты. В свою очередь ученики заучивают правила, работают с текстом и выполняют упражнения для закрепления. Но при таком большом количестве теории учащиеся часто теряются и не могут выработать навык говорения. Поэтому данный метод является эффективным только в сочетании с коммуникативным и другими подходами.

Начальный курс английского по коммуникативной методике подразумевает развитие у детей таких навыков, как письмо, чтение, восприятие английского на слух и, конечно, устное общение. Причем уроки, а также задания имеют аутентичную тематику: диалоги и тексты на тему семьи, погоды, школы, хобби, работы и т.д.

PuzzleEnglish

Скидки: 7 дней бесплатно

Режим обучения: Онлайн

Бесплатный урок: Предусмотрен

Методика обучения: Самостоятельное обучение

Онлайн тестирование: Предусмотрено

Отзывы клиентов: (5/5)

Литература: -

Адрес: -

Особенностью методики также является то, что ученики часто работают в парах. Обучение буквально проходит с помощью общения между студентами. Но грамматика и сложные темы для лучшего понимания объясняются учителем на русском языке.

Коммуникативная методика обучения английскому языку в начальной школе также предназначена для погружения студентов в культуру и быт англоговорящих стран. Ученики не только осваивают навыки общения, но и познают специфику культуры английского. При этом учитель должен поддерживать мотивацию учеников к обучению.

Метод Глена Домана

Очень популярная методика обучения английскому языку в средней школе. Ее применяют даже для обучения детей 6-7 лет. Подход основан на работе с карточками, на которых изображены слова или рисунки. Учитель показывает карточку и проговаривает слово. Затем ученик повторяет и усваивает новые слова без зубрежки.

Хоть роль ребенка в обучении пассивная, но ему очень просто учиться и запоминать новую лексику. У детей слабая концентрация внимания. Поэтому им не подходит работа с текстами или заучивание слов. Метод Глена Домана требует минимальных усилий, за что его так любят многие педагоги и дети всего мира.

Игровая методика

Обучение английскому языку в начальной школе по игровой методике ставит перед собой цель поддерживать внимание и интерес учеников к уроку. Во младших классах ученики очень подвижны, активны и эмоциональны. Поэтому задания в форме игры позволяют направить энергию учащихся в нужное русло и сконцентрировать их внимание на обучении.

При игре иностранный язык не воспринимается как сложный и требующий много усилий для изучения. На уроках ученики не опасаются делать ошибки, когда выполняют задания. При этом в урок можно включать песни, мультфильмы, игры с соревновательным элементом, что сделает занятие еще более увлекательным.

Методика Зайцева

Особенности обучения английскому языку в начальной школе по методике Зайцева заключаются в том, что ученики применяют кубики со слогами и буквами. С помощью них они составляют слова и запоминают таким образом новые фразы. Цель подхода в том, чтобы показать алгоритм построения слов и предложений.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Кубрак А.А.

Краснодар, Россия

METHODS AND MEANS OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL.

Kubrak A.A.

Krasnodar, Russia

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

В современном понимании, процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

Следует упомянуть исследователей, которые рассматривали тему методов и средств обучения английскому языку, а именно Китайгородскую Г.А и её суггестивный метод, описанный как владение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций, а так же Комкова И.Ф., рассматривающий методы по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат

Понятие метода, классификация методов в педагогике.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся . Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. « Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в англо-русском словаре по педагогике. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

И.П. Подласый писал, что под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования.

Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности. А чтобы сравнивать, нужно представить, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, основная цель которой – упорядочение методов обучения.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения :

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Петровский и др.), которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

  1. Классификация методов по назначению , или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат (М. Д. Данилов, Б. П. Есипов, Комков И.Ф.). В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.
  2. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Игровой метод как основа обучения английскому языку

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности .

Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной. Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно ориентированным обучением.

Игры можно разделить на два раздела.

Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Раздел открывают грамматические игры. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «построение» фундамента речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении могут быть проявлены в речевых играх.

Современные дидактические игры в начальной школе – это преимущественно игры по правилам, их дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел, их невыполнение уничтожает игру, делает ее неинтересной. Поэтому правила тщательно продумываются и сообщаются до начала игры. Сперва – игровое задание, затем – способ его выполнения.

Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбрать игру, необходимую для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактические игры как постоянный элемент в свою систему.

Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи.

Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования.

Сюжетно-ролевые игры способствуют активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения, а так же – наиболее сильным мотивирующим фактором, удовлетворяющим потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться.

Словесные методы обучения младших школьников английскому языку.

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

Рассказ – это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.

Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.

Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. Dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.

Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.

Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.

Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.

Средства обучения младших школьников английскому языку.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим Таблицу 1, в которой указаны материальные и идеальные средства обучения, применимые для обучения английскому языку на начальном этапе обучения.

Таблица 1 – Средства обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (музыка, литература, видеоматериал), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для

накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы.

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, учебная среда, лингафонный кабинет.

В таблице 1 указаны средства обучения английскому языку на трех уровнях.

1 уровень – урок, здесь указаны те средства, которые педагог может использовать для организации и проведения урока.

2 уровень – учебный предмет, сюда помещены средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета.

3 уровень – весь процесс обучения. Здесь уже не достаточно средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета, не достаточно и средств, используемых учителем на уроке или практическом задании. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи.

Итак, мы рассмотрели средства обучения младших школьников английскому языку. Выяснили, что средства бывают двух видов и что к ним относятся такие предметы как учебники, диски, тексты, речь учителя, кассеты, видеоматериал.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...