Мифологические картины. Главные герои и символы

Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских мастеров -- эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

Во времена "Илиады" и "Одиссеи" вазопись примитивна - преобладал геометрический орнамент. В 7-6 вв. до н.э. на вазах пишутся сцены из легенд и мифов, особой популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Появляется техника чернофигурной росписи (закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красном фоне глины, ил.51).

В 530-525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз - краснофигурный (фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком, ил.52). Эта техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны.

Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым чернофигурным стилем -- черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофигурный, или черно-лаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала -- обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) -- изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) -- сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик -- сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) -- высокий сосуд с тремя ручками. Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение -- историко-документальное, так как изображения на них расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира. В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей, природы или геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательность в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя соотношения между ними, они добивались неповторимости произведений искусства.

Литературные источники подтверждают, что 4 в. до н.э. является ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины. В 4 же веке в Сикионе появляется академия живописи со своими правилами преподавания, твердой теорией живописи с использованием перспективы. Другая школа возникла в Фивах, где создавались патриотические картины. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время не дошли до нас.

В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре.

Древнегреческая скульптура, воспевающая духовную и физическую красоту человека свободного, стала эталоном для ваятелей и художников эпохи Возрождения и культуры классицизма. Музейные залы с античной скульптурой пользуются неизменным успехом у посетителей, восхищающихся совершенством древнегреческого искусства.

Развивалась на протяжении очень длинного временного отрезка, именно поэтому оно настолько интересно, необычно и многогранно. Вся древнегреческая культура делится на пять периодов: Ранняя Греция, Архаический, Классический и Эллинистический. Период Ранней Греции берет начало еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а Эллинистический период завершается в первом веке

Древнегреческое искусство достойно изучения во всех своих проявлениях, однако особенно интересны живопись и музыка.

Живопись Древней Греции изучают, как правило, по сохранившимся до наших дней керамическим вазам. Ведь именно на них большинство ремесленников практиковались в живописи, рисуя красивые и весьма правдоподобные картины.

Изначально вазы расписывались наиболее простыми фигурами - геометрическими (ромбы, квадраты, треугольники, круги). Из них составлялись различные орнаменты. Со временем искусство Древней Греции совершенствовалось, художники вели себя все смелее, экспериментировали все больше и начали изображать на вазах не только абстрактные фигуры, но и людей, животных, пейзажи. И если сначала реальные фигуры изображались только вместе с геометрическими, то впоследствии первые окончательно вытеснили последние.

Еще позже люди и животные стали изображаться не просто так, а в действии. Наиболее частой темой для картины были мифы, фрагменты из которых греки и пытались запечатлеть на своих вазах.

Отдельно стоит сказать о двух цветовых стилях росписи: чернофигурном и краснофигурном. Чернофигурный стиль подразумевал изображение черных фигур на красном фоне и был первым. А краснофигурный, подразумевающий изображение красных фигур на черном фоне, пришел несколько позже.

В Классический период искусство Древней Греции включило в себя еще один вид живописи - монументальный (фрески и мозаика).

Кстати, греческие художники первыми в мире открыли два новшества в живописи: игру светотени на рисунке (это открытие принадлежит великолепному художнику Апполодору Афинскому) и подпись под своим рисунком (ее ставили самые лучшие художники под своими лучшими произведениями).

Не менее интересно и музыкальное искусство Древней Греции. Слово "музыка" происходит от греческого "муза" (покровительница искусств) и дословно переводится как "искусство муз". Следует отметить, что в понимании греков музыка являлась не самостоятельным искусством, а совокупностью трех других: непосредственно музыки, поэзии и танца. И, в свою очередь, - непременной составляющей других

Так, невообразимо было без хора, а трагедия вообще произошла от хвалебной песни Дионису (дифирамбы). Само слово "трагедия" переводится как "песнь козла" - люди, певшие дифирамбы, одевались в козлиные шкуры, чтобы подражать мистическим спутникам своего бога. Таким образом, музыкальное искусство античности является одним из самых значимых.

Но вернемся все-таки непосредственно к музыке. Сама по себе древнегреческая музыка представляла собой, как правило, одноголосый вокал. Объясняется это достаточно просто: ее определяла поэзия, можно сказать, что певец просто пел свои стихи, аккомпанируя себе на каком-либо музыкальном инструменте (флейте, лире, "флейте Пана", авлодии, кифародии).

В музыке имелось достаточное количество жанров. Это и гимны (песни богам и богиням), и народные песни. Среди последних выделялись крестьянские, свадебные и песни-плачи.

Существовали в древнегреческой культуре и хоровые песни - хотя и в меньшем, чем сольные, количестве. Среди них - элегии (изначально - жалобные песни, исполняемые под флейту, после - любые грустные или навевающие задумчивость и оды (хвалебные песни).

Художники Греции (Греческие художники)

Греция (самоназвание - Эллада (греч. Ελλάδα ), официальное название - Греческая Республика (греч. Ελληνική Δημοκρατία ).
Греческая Республика (Греция) государство на юге Европы, на Балканском полуострове.
Греческая Республика (Греция) на севере граничит с Албанией, бывшей Югославской Македонией и Болгарией, на северо-востоке - с Турцией. На востоке омывается Эгейским, на западе - Ионическим, на юге - Средиземным и Критским морями. Страна названа по этнониму народа - греки.
Греческая Республика (Греция) Столица Греции город Афины.
Греческая Республика (Греция) признанная колыбель западной цивилизации, место появления первых известных в истории демократических государств.
Греческая Республика (Греция) Греческий ландшафт - это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200-1800 м). Высшая точка Греции - гора Олимп (2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.
Греческая Республика (Греция) В состав Греции входит более 2000 островов, от крупных (Крит, Эвбея) до крохотных (Патмос, Хриси, Кастелоризо). На их долю приходится около 20 % всей греческой территории.
Греческая Республика (Греция) Все острова разделяются на несколько групп:

1. Ионические острова - расположены в Ионическом море, у западных берегов Греции. Крупнейший остров - Кефалиния.
2. Северные Эгейские острова - расположены на севере Эгейского моря, у берегов Турции. Крупнейший остров - Лесбос.
3. Северные Спорады и остров Эвбея - расположены у восточных берегов Греции.
4. Киклады - находятся в центре Эгейского моря. Центр древней развитой Кикладской культуры. Здесь расположены в основном небольшие острова: Андрос, Наксос, Миконос, Санторини.
5. Додеканес - группа островов, расположенных на юге Эгейского моря, у берегов Турции. иногда также их называют Южными Спорадами. Это важный центр туризма в Греции. Крупнейший остров - Родос.
6. Крит - крупнейший остров Греции. Центр древней Критской цивилизации. Рядом с островом расположено множество небольших островков-спутников (Хриси и т. д.). С юга остров омывается Ливийским морем.
7. Родос - расположен на юго-востоке Греции в Эгейском море.

Греческая Республика (Греция) Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пинд сильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенные западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).

Греческая Республика (Греция) Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннеса и часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладах и островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.

Греческая Республика (Греция) Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номы Ахея, Аркадия и Лакония.
Греческая Республика (Греция) Восточную Македонию и Фракию можно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.
Греческая Республика (Греция) Афины расположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афин преобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.

Греческая Республика (Греция) имеет свою богатую культуру и национальные традиции.
Греческая Республика (История греческой культуры) Более двух тысяч лет отделяют нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Однако античность стала вечной школой для человечества, способствовавшей развитию всей последующей европейской культуры и оказавшей громадное влияние на умы людей. Проведенные в конце XIX - начале XX в. раскопки на острове Крит, в южной части Пелопоннеса и в Трое, открыли миру греческую цивилизацию догомеровского периода.

Греческая Республика (История греческой культуры) Центром древнегреческой культуры в начале II тыс. до н.э. был остров Крит, а позже - город Микены в южной оконечности полуострова Пелопоннес, отсюда и название этого периода - крито-микенский (начало II тыс. до н.э. - XIII в. до н.э.). На Крите, где существовало рабовладельческое государство, в городах Кносс, Фест и Малья были найдены остатки великолепных дворцов. Они представляют собой помещения, расположенные вокруг обширного внутреннего двора и соединенные между собой лестницами и переходами. Здесь были комнаты различного назначения: жилые покои и святилища, кладовые для хранения продуктов и мастерские ремесленников. Сложная планировка дворца напоминает миф о Минотавре, помещенном в лабиринт, который построил Дедал.

Греческая Республика (История греческой культуры) Уникальные росписи Кносского дворца представляют огромную историческую и культурную ценность. Удивительные по цветовому и композиционному решению росписи созданы техникой фрески (живописи по сырой штукатурке), которую местные мастера освоили примерно около 1600 г. до н.э. Стены украшены пейзажами природы, изображениями различных животных - антилоп, кошек, всевозможных птиц. Удивительная точность и свобода в их изображении свидетельствуют об умении мастера видеть и понимать природу. Кроме животных на стенах дворцовых помещений запечатлены сцены приношения даров и развлечений. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта.
Греческая Республика (История греческой культуры) Фресками украшались не только дворцы, но и дома аристократов и зажиточных людей. Часто встречаются флористские сюжеты, изображения обитателей моря - дельфинов и осьминогов. Люди на фресках молоды, имеют множество украшений, художники чаще всего изображают их танцующими. Особенностью критского изобразительного искусства является и то, что в живописи и мелкой пластике много изображений женщин. Это свидетельствует о высокой роли женщин в критском обществе.
Вскоре после Троянской войны из северных районов Балкан на Грецию хлынули полчища дорийцев, которые грабили и жгли ахейские города. Дольше всех держались Микены, но и они пали в конце XII в. до н.э. С гибелью эгейских государств погибло и все их богатое наследие. Дорийцы, правда, восприняли религиозно-мифологические представления своих предшественников, ремесленнические традиции в керамике и мелкой пластике, но в целом эллины создали новую культуру.

Греция История греческой культуры Гомеровский период
Сложная система мировоззрения греков складывается в эту эпоху. Почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. Поэтическая фантазия древних греков впечатлила последующие поколения людей - не случайно мифологические темы остаются популярными. Благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. Сосуды этого времени, созданные на гончарном круге, расписывали геометрическими рисунками - треугольниками, кругами, волнообразными линиями и т.д. Так, в X-VIII в. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи.

Греция История греческой культуры Гомеровский период
Темно-коричневой краской на желтый или охристый фон горизонтальными фризами наносили геометрический орнамент, выделяя наиболее важные конструктивные элементы сосуда - ножку, тулово. горлышко. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента.
Греция История греческой культуры Гомеровский период
«Архаика» - следующий период в истории Греции. Эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э. - время формирования греческих городов-государств, развитие которых способствовало расцвету культуры и искусства.
Этот период связан в первую очередь с походами Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Главным содержанием эпоха эллинизма стало объединение двух миров - древнегреческого (эллинского) и древневосточного, прежде развивавшихся обособленно. Поток греков-переселенцев хлынул на завоеванные земли, порождая феномен эллинизации - проникновения в покоренные регионы элементов греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни.
Греция История греческой культуры Эллинистический период
В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока. Подлинным шедевром эллинистического искусства можно считать статую богини победы, которая была поставлена в святилище на острове Самотраки около 190 г, до н.э. Богиня стояла на постаменте, выполненном в форме носа корабля, на отвесной скале над морем. Мокрая одежда облепила ее фигуру, демонстрируя прекрасную пластику тела. Преодолевая порывы ветра, богиня гордо стремится вперед, олицетворяя торжество победы. Титанический образ Ники Самофракийской кажется самой стихией, не меньшей, чем та, которой она сопротивляется.
Греция История греческой культуры Эллинистический период
Эллинистические мастера обращались и к идеалам классической эпохи. Так. около 120 года до н.э. скульптор Александр из Антиохии создает статую Афродиты. По имени острова, где статуя была найдена, она получила название Венеры Милосской. Полуобнаженное, чуть изогнутое, гибкое тело богини полно покоя и сдержанной силы, ее чистый и благородный профиль уводит к идеалам славного V в. до н.э.

Греция Культура Греции История греческой культуры уникальна Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, начиная со времён Минойской цивилизации.
Греция Культура Греции Огромное влияние на всю культуру современной Греции оказало православное христианство. Некоторые исследователи, например, Роберт Каган, считают, что современная культура Греции гораздо больше связана с культурным наследием Византийской и Османской империй, нежели с культурой древней Эллады.
Греческая Республика (Изобразительное искусство Греции) В музеях Греции хранятся картины и скульптуры лучших мировых художников и скульпторов. Многие работы относятся к бесценной истории мировой культуры.
Греческая Республика Художники Греции (Греческие художники) Сегодня в Греции живет и работает новое поколение греческих художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии . Современные художники Греции создают новые оригинальные картины и скульптуры .

Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших греческих художников и греческих скульпторов.

Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы греческих художников и греческих скульпторов.

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
(Элегия Солона)

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Крито-микенская культура в сочетании с дорийским геометрическим стилем послужила основой для возникновения и развития искусства Древней Греции.

Древнегреческая культура с ее демократичностью и гуманистическими идеалами формировалась в условиях борьбы народа - демоса - против аристократии. В большинстве греческих полисов утвердилось республиканское правление, лишь в Спарте и в нескольких других центрах к власти пришла аристократия, но и здесь одержала верх не монархия, а олигархическая республика. Особое мировоззрение греков, воспитанных в таких традициях, отразилось в искусстве. Объектом изображения художников и скульпторов стал свободный, сильный и смелый человек-гражданин.

В период с VII по VI в. до н. э., названный эпохой архаики, борьба народа за свои права еще не была завершена. В начале VI в. до н. э. внутреннее рабство (долговая кабала крестьян) в Греции было отменено. С этих пор рабами становились только пленные чужеземцы. Почти все слои населения Греции принимали активное участие в политических баталиях. Быстро развивались культура и искусство: философия, поэзия, архитектура, скульптура и живопись.

Как и крито-микенские мастера, художники эпохи архаики часто изображали сцены спортивных состязаний, игры с быком. Но их произведения не отличались динамикой и прихотливостью линий, свойственными эгейскому искусству, а тяготели к устойчивости форм, симметрии, точности в передаче человеческих пропорций.

Станковой живописи в эту пору еще не существовало, ее заменяли росписи на керамических сосудах. Художники изображали композиции, в которых переплетались бытовые, мифологические, батальные мотивы. На многих древнегреческих вазах можно видеть сцены пиров, сражений, спортивных соревнований. Нередко вазописцы использовали для своих творений мифологические сюжеты о боге виноделия Дионисе, о подвигах Геракла. На большом сосуде-кратере (применялся для смешивания вина с водой), названном археологами «вазой Франсуа», подробно изображена история легендарного героя Троянской войны Ахилла.

В течение двух веков стиль росписей на вазах менялся. В ранний архаический период (VII в. до н. э.) господствовал ориентализирующий стиль, который сформировался под влиянием искусства Древнего Египта и Сирии. Именно из этих стран пришли изображенные на архаических сосудах грифоны, крылатые львы и другие фантастические животные. Свободное пространство, не занятое фигурами чудовищ, заполнялось орнаментальными узорами в виде причудливых переплетающихся спиралей - исследователи называют подобную манеру «боязнью пустоты». Такие вазы, напоминающие яркий узорный ковер, создавались на островах Делос, Родос, Крит.

Постепенно ориентализирующий стиль был вытеснен чернофигурным, местом рождения которого была Аттика. Художники наносили на красновато-желтый фон сосудов из обожженной глины черные силуэты, покрывая их лаком. Секрет техники создания таких росписей до сих пор не разгадан. Существует легенда, что этот стиль случайно придумала девушка, обведя тень, которую отбрасывала на стену фигура ее любимого. Сохранились имена мастеров чернофигурных росписей, живших в VI в. до н. э., - это вазописец Эксекий и один из создателей «вазы Франсуа» Клитий.

Типичным примером чернофигурного стиля является амфора, расписанная Эксекием на сюжет из «Илиады». Древнегреческий мастер изобразил Ахилла и Аякса, играющих в кости. Мифологический мотив у него приобретает значение бытовой сцены: герои, отдыхающие от ратных подвигов, увлечены обычной настольной игрой.

С течением времени бытовая тематика в работах древнегреческих художников начинает занимать главное место. В результате этого изменяется и художественный язык, становясь более реалистичным. Так возникает краснофигурный стиль, главное отличие которого от чернофигурного в том, что черным становится фон, а фигуры - красными. Они теряют свои силуэтные качества и становятся более пластичными и выразительными.

Одним из самых значительных мастеров краснофигурного стиля был живший в конце VI в. до н. э. вазописец Евфроний, несколько творений которого хранится в Эрмитаже. Замечательна созданная им ок. 500 г. до н. э. ваза с удивительно поэтичным изображением мужчины, юноши и мальчика, любующихся летящей ласточкой.

Хотя росписи греческой архаики уравновешенны и упорядоченны, в них отразилось светлое и радостное мироощущение их создателей.

Греческая классика

Классическое искусство Древней Греции основывалось на традициях греческой архаики, поэтому в произведениях мастеров нового периода, наряду с их реалистичной убедительностью и живой непосредственностью, заметны черты рациональности и упорядоченности.

В середине V в. до н. э. Греция достигла своего наивысшего расцвета в области экономики и политики. Большую роль сыграла блестящая победа объединенных греческих городов, возглавляемых Афинами, над сильной и могущественной Персией. Несмотря на то что войска персов во много раз превосходили по количеству армию противника, Греции удалось разгромить врага в решающей Марафонской битве, а позднее - в морском сражении под Саламином.

Главным культурным центром в ту эпоху также являлись Афины. Общественное устройство этого города-государства было демократичным: избирательным правом пользовалось все его мужское население (за исключением рабов - чужеземцев-военнопленных). Каждый свободный гражданин мог быть избран на любую, даже самую высокую, государственную должность. Женщины и рабы, среди которых встречались люди образованные (врачи и педагоги), не имели гражданских прав.

Многие жители Афин были ремесленниками и, имея собственные мастерские, получали также жалованье от государства, работая в качестве живописцев, скульпторов, ткачей, каменщиков, чеканщиков, золотых дел мастеров, кожевенников, шахтеров и др. Трудились не только рабы, но и все свободные граждане Греции, не считая это унизительным (в отличие от римлян). Особым уважением пользовались представители художественных профессий.

Искусство Греции в V в. до н. э. достигло вершины своего расцвета. Всем известны имена великих драматургов - Софокла, Эсхила, Еврипида и Аристофана. Создавали свои творения греческие скульпторы, среди которых были знаменитые Мирон, Фидий, Скопас, Лисипп, Поликлет и Пракситель.

Процветала живопись, но, к сожалению, ее памятников сохранилось очень мало, хотя нам известно, что греки ценили и почитали своих художников, в числе которых были Аполлодор, Зевксис, Полигнот, Паррасий, Апеллес и др. Известно, что Полигнот делал росписи на стенах общественных зданий. Его фрески представляли эпизоды из греческих мифов и легенд. Аполлодор и Зевксис занимались станковой живописью. Созданные ими картины украшали жилища горожан или хранились в специальных помещениях - пинакотеках. Современники восхищались способностью живописцев реалистично и убедительно писать с натуры и тонко передавать душевное состояние моделей. Уже в те далекие времена художники умели мастерски применять светотеневые эффекты, использовать иллюзорность, добиваясь абсолютного сходства с предметом изображения. Античные источники рассказывают, что Зевксис настолько достоверно написал виноградную кисть, что птицы пытались клевать ее.

Однажды Паррасий разыграл Зевксиса: последний пытался отдернуть занавеску, изображенную на картине Паррасия.

Объектом живописи, как и скульптуры, был человек, а иногда его верный спутник - конь. Греческие художники еще не научились передавать индивидуальные черты характера человека, но умели изобразить душевные переживания, представляя в своих произведениях обобщенные человеческие типы. До нас дошли описания картины Тимомаха «Медея», в которых говорится об искусстве живописца, сумевшего убедительно показать, как в душе его героини чувство любви и жалости к детям борется с ревностью и гневом.

Стремясь к достоверности в изображении натуры, художники классической эпохи в то же время старались отразить в своих произведениях возвышенную красоту. Дошедшие до нас источники рассказывают, что один живописец, работавший над образом Елены Прекрасной, пригласил в качестве моделей пять красивых девушек, т. к. каждая из них в отдельности не была для него совершенной.

Дошедшие до нас образцы греческой классической живописи представлены в основном на вазах. Если в эпоху архаики вазописцы стремились к тому, чтобы роспись соответствовала форме сосуда, то в последующий период мастера меньше заботились об этом, нередко перенося на вазы композиции, созданные известными художниками.

Возвышение Македонии в конце IV в. до н. э. стало началом разложения греческой демократии. Все свободные государства Греции перешли под управление македонского царя Филиппа II. В 336 г. до н. э. царем стал его сын, Александр. Разгромив в 334 г. до н. э. персов, он продолжил победоносное шествие на восток, завоевывая все новые и новые города. За 10 лет Александр Македонский создал огромную монархию, которой не было равных в мире. После его смерти держава распалась на отдельные государства. Правителями в них стали военачальники Александра - диадохи (преемники). С этого момента началась эпоха эллинизма. Данному периоду было свойственно соединение греческой и восточной культур. Эллинистическое искусство существовало в государствах диадохов, образованных в Египте, Сирии и Малой Азии.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...