Михаил юрьевич лермонтов. Михаил юрьевич лермонтов биография

Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится понятно, что перед нами гений. В 10 он сочинял пьесы для домашнего театра, в подлиннике читал французских, немецких и английских классиков, прекрасно рисовал, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон», в 20 – драму в стихах «Маскарад», в 24 – роман «Герой нашего времени». А в 26 лет Лермонтова не стало.

Детство и юность

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева – дворянка из знатного рода Столыпиных. Министр приходится поэту троюродным братом.

Властная и богатая Елизавета Арсеньева не желала для единственной дочери брака с Юрием Лермонтовым, красавцем-военным из обедневшего рода. Его сомнительное происхождение от шотландца Георга Лермонта не внушало ей доверие. Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтами при помощи анализа ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой.

Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы. Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. 21-летняя Мария Арсеньева-Лермонтова угасла от скоротечной чахотки, оставив полусиротой 2-летнего Мишу.


Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка. Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви.


Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба.

«Я стал добычей раздираемой», - позже пожаловался Михаил Лермонтов.

Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству у Лермонтова от британского педагога.


Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о и .

Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению».

Стихи

В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества.


В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу.

Лето 16-летний Михаил Лермонтов провел в Подмосковье, в имении Столыпиных Середниково. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.


Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. Два года он учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огаревым. В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нем: юноша «завалил» экзамены.

Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры.


В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый Михаил Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни.

В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек».

Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича...». В стихотворениях «Кинжал» («Мой друг железный»), «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина».

Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта.

В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии – наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.


Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть . Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали.

Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать». Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции.

Ссылки

После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император . Бабушка Лермонтова и друзья Пушкина, в том числе , постарались смягчить участь Михаила Лермонтова. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.

Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Лермонтова. Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская веселость поэта растаяла, сменившись «черной меланхолией».


После возвращения в петербургский высший свет Михаил Лермонтов находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил поэта на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения.

После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич вошел в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен. Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Черной речкой, неподалеку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.

О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил.

Одно из последних стихотворений поэта – «Выхожу один я на дорогу» – появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нем «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути. За несколько недель до убийства поэт сочинил стих «Утес», напечатанный через 2 года после его смерти.

Романы

В Петербурге, в перерывах между муштрой, Михаил Лермонтов сочинил роман «Вадим», в котором описал события Пугачевского восстания.


Но апофеозом лермонтовского реализма является роман «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, незадолго до смерти. Образ Печорина показан на контрастном фоне жизни русского общества. Противоречие между глубиной натуры Печорина и бесплодностью действий автобиографично. Новаторство романа в тонком психологизме и раскрытии душевной жизни героев, чего ранее никто из литераторов России не делал.

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:

«Любил я трижды – трижды безнадежно».

Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.


Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.


Сушковой Михаил Лермонтов жестоко отомстил спустя 5 лет. Узнав, что девица собирается замуж, он расстроил свадьбу, разыграв страсть и влюбив Екатерину в себя. Скомпрометированная в глазах света невеста долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».


Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

Смерть

Зима 1840-41 оказалась последней для Лермонтова. Он приехал в отпуск в Петербург, мечтая об отставке и литературной работе. Бабушка, мечтавшая о военной карьере внука и не разделявшая увлечения литературой, разубедила Михаила подавать прошение об отставке. На Кавказ Лермонтов возвращался с тревожным сердцем.


В Пятигорске произошла роковая ссора Михаила Лермонтова с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Лермонтов не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.

Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора, и убитый поэт долго лежал на земле.


На похоронах Лермонтова, вопреки хлопотам друзей, церковного обряда не было. В Петербурге весть о смерти поэта встретили словами: «Туда ему и дорога». По воспоминаниям Павла Вяземского император обронил: «Собаке – собачья смерть», но после упрека великой княгини вышел к присутствующим и провозгласил, что «тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».


Похоронили Лермонтова 29 июля 1841 года на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.

В апреле 1842 года тело в свинцовом гробу захоронили в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.

Память

Книги Лермонтова претерпели десятки переизданий. Последнее в 2014 году: собрание сочинений в 4 томах напечатано «Издательством Пушкинского Дома» в количестве 300 экземпляров.

Имя Михаила Юрьевича носят улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках. В Одессе именем поэта названа городская библиотека №16 и клинический санаторий.


Малая планета под номером 2222, открытая в марте 1981 года, названа «Лермонтов».

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову воздвигли в Грозном на проспекте , рядом с драмтеатром имени М. Ю. Лермонтова. На постаменте строки поэта:

«Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!».

Библиография

  • «Хаджи-Абрек»
  • «Демон»
  • «Мцыри»
  • «Бородино»
  • «Песня про царя Ивана Васильевича»
  • «Дума»
  • «Бэла»
  • «Фаталист»
  • «Тамань»
  • «Парус»
  • «Измаил-Бей»
  • «Смерть поэта»
  • «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится понятно, что перед нами гений. В 10 он сочинял пьесы для домашнего театра, в подлиннике читал французских, немецких и английских классиков, прекрасно рисовал, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон», в 20 – драму в стихах «Маскарад», в 24 – роман «Герой нашего времени». А в 26 лет Лермонтова не стало.

Детство и юность

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева – дворянка из знатного рода Столыпиных. Министр Петр Столыпин приходится поэту троюродным братом.

Властная и богатая Елизавета Арсеньева не желала для единственной дочери брака с Юрием Лермонтовым, красавцем-военным из обедневшего рода. Его сомнительное происхождение от шотландца Георга Лермонта не внушало ей доверие. Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтами при помощи анализа ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой.

Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы. Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. 21-летняя Мария Арсеньева-Лермонтова угасла от скоротечной чахотки, оставив полусиротой 2-летнего Мишу.

Родители Лермонтова

Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка. Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви.

Бабушка Лермонтова

Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба.

«Я стал добычей раздираемой», — позже пожаловался Михаил Лермонтов.

Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога.

Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению».

Стихи

В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества.


В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу.

Лето 16-летний Михаил Лермонтов провел в Подмосковье, в имении Столыпиных Середниково. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.


Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. Два года он учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огаревым. В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нем: юноша «завалил» экзамены.

Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры.


В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый Михаил Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни.

В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек».

Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». В стихотворениях «Кинжал» («Мой друг железный»), «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина».

Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта.

В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии – наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.

Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали.

Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать». Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции.

Ссылки

После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бабушка Лермонтова и друзья Пушкина, в том числе Василий Андреевич Жуковский , постарались смягчить участь Михаила Лермонтова. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.

Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Лермонтова. Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская веселость поэта растаяла, сменившись «черной меланхолией».


После возвращения в петербургский высший свет Михаил Лермонтов находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил поэта на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения.

После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич вошел в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен. Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Черной речкой, неподалеку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.

О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил.

Одно из последних стихотворений поэта – «Выхожу один я на дорогу» – появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нем «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути. За несколько недель до убийства поэт сочинил стих «Утес», напечатанный через 2 года после его смерти.

Романы

В Петербурге, в перерывах между муштрой, Михаил Лермонтов сочинил роман «Вадим», в котором описал события Пугачевского восстания.


Но апофеозом лермонтовского реализма является роман «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, незадолго до смерти. Образ Печорина показан на контрастном фоне жизни русского общества. Противоречие между глубиной натуры Печорина и бесплодностью действий автобиографично. Новаторство романа в тонком психологизме и раскрытии душевной жизни героев, чего ранее никто из литераторов России не делал.

Романом восхищались Николай Гоголь, Лев Толстой и Антон Чехов.

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:

«Любил я трижды – трижды безнадежно».

Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.


Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.


Сушковой Михаил Лермонтов жестоко отомстил спустя 5 лет. Узнав, что девица собирается замуж, он расстроил свадьбу, разыграв страсть и влюбив Екатерину в себя. Скомпрометированная в глазах света невеста долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».


Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

Смерть

Зима 1840-41 оказалась последней для Лермонтова. Он приехал в отпуск в Петербург, мечтая об отставке и литературной работе. Бабушка, мечтавшая о военной карьере внука и не разделявшая увлечения литературой, разубедила Михаила подавать прошение об отставке. На Кавказ Лермонтов возвращался с тревожным сердцем.


В Пятигорске произошла роковая ссора Михаила Лермонтова с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Лермонтов не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.

Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора, и убитый поэт долго лежал на земле.


На похоронах Лермонтова, вопреки хлопотам друзей, церковного обряда не было. В Петербурге весть о смерти поэта встретили словами: «Туда ему и дорога». По воспоминаниям Павла Вяземского император обронил: «Собаке – собачья смерть», но после упрека великой княгини вышел к присутствующим и провозгласил, что «тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».


Похоронили Лермонтова 29 июля 1841 года на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.

В апреле 1842 года тело в свинцовом гробу захоронили в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.

Память

Книги Лермонтова претерпели десятки переизданий. Последнее в 2014 году: собрание сочинений в 4 томах напечатано «Издательством Пушкинского Дома» в количестве 300 экземпляров.

Имя Михаила Юрьевича носят улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках. В Одессе именем поэта названа городская библиотека №16 и клинический санаторий.


Малая планета под номером 2222, открытая в марте 1981 года, названа «Лермонтов».

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову воздвигли в Грозном на проспекте Мохаммеда Али, рядом с драмтеатром имени М. Ю. Лермонтова. На постаменте строки поэта:

«Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!».

Библиография

  • «Хаджи-Абрек»
  • «Демон»
  • «Мцыри»
  • «Бородино»
  • «Песня про царя Ивана Васильевича»
  • «Дума»
  • «Бэла»
  • «Фаталист»
  • «Тамань»
  • «Парус»
  • «Измаил-Бей»
  • «Смерть поэта»
  • «Герой нашего времени»

Мистические факты о Лермонтове:

— Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.

— Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт. После его гибели прошло больше 170 лет. А произведения ещё находят отклик в сердцах людей. Его творчество живёт в спектаклях, фильмах, книгах. В школе ученики зачитываются бессмертным романом «Герой нашего времени». Преподаватели хоть и читают это произведение каждый год, всё равно открывают для себя что-то новое. Жизнь Михаила Лермонтова внесла большой вклад в развитие русской литературы.

Рождение и детство

Поэт происходил из состоятельного рода. Дед, по матери, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной поручик гвардии, женился на Елизавете из могущественной и богатой семьи Столыпиных. В браке они приобрели село Тарханы. Отец Елизаветы Столыпиной несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства.

А вот отец известного поэта, Юрий Петрович Лермонтов, не мог похвастаться происхождением, денег и влияния в обществе у него толком не было. Он вышел в отставку в чине пехотного капитана. Мария Михайловна Арсеньева, мать писателя, вышла замуж против воли родителей, по любви. Но супруг ожиданий не оправдал, пил и расходовал приданое на женщин легкого поведения, так что совместная жизнь пары не задалась. Писатель родился в Москве в 1814 году. Его рождение не поправило напряженного положения в семье. Уже в четыре года мальчик пережил большое горе. У него умерла мама. Воспитанием Михаила занялась бабушка, Елизавета Арсеньева. Всё детство ребёнок провёл в Пензенской губернии в селе Тарханы. Отец получил щедрые отступные и не вмешивался в воспитание ребенка по требованию тёщи. Мальчик был очень болезненным и хилым, так что пожилая женщина постоянно занималась его здоровьем, ограничивая активность внука и бдительно надзирая за ним.

Юность и образование

Юноша в 1828 году поступил в Благородный пансионат при Московском университете. Позже обучался в нём на нравственно-политическом факультете, но не окончил его. У Михаила Юрьевича было желание уехать учиться в Петербургский университет. Но он не смог поступить.

В итоге поэт учился в школе гвардейских юнкеров и прапорщиков, где жизнь познакомила его со своим будущим палачом – Николаем Мартыновым. В 1834 году Михаила отправили служить в Гусарский полк.

История успеха

Первые работы

Раннее творчество поэта основано на произведениях Александра Пушкина: поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».

Началом пути Михаил Юрьевич считал 1828 год. В том году написаны стихотворения «Осень», «Заблуждение Купидона», «Поэт». Начинал автор с описания природы, далее увлекся любовной и бунтарской лирикой, а в конце жизни больше внимания уделял философским темам и гражданским мотивам.

Признание

Лермонтов сильно увлекался творчеством Александра Сергеевича. Он и не думал, что возьмёт себе частичку судьбы великого поэта. Даже известность коснулась Лермонтова, когда народ услышал посвященное солнцу русской поэзии стихотворение «На смерть поэта». Это произведение шокировало светское общество. Подробности из этого периода его жизни мы описали .

Лермонтов, подобно воину, пришёл в русскую литературу. Поэтому его творческий мир учит читателей отвергать любые препятствия и строго относится к себе. Лирический герой поэта стоит на перепутье между реальным и идеальным миром. Его бунтарский нрав часто погружается в мечты.

История поэта Лермонтова началась не только с признания, но и с наказания: за вольнодумные строки его отправили в ссылку.

Личная жизнь

Варвара Лопухина

Всю жизнь поэта сопровождала несчастная любовь к Варваре Лопухиной. Варя происходила из старинного рода. Писатель познакомился с девушкой в дороге к Симонову монастырю на всенощную. Лопухина была сестрой его друга Алексея. Лермонтов влюбился в её характер. Варвара была жизнерадостной, общительной и улыбчивой девушкой, прекрасной музой. Взаимное чувство давало юному поэту вдохновение, но, к сожалению, дороги влюблённых не соединились в одну.

Слухи разбили хрустальную и чистую любовь молодых. В 1832 году Михаил уехал в Петербург учиться в школу юнкеров. Новая жизнь затмила образ дорогой сердцу Варвары. До девушки дошли рассказы о бурном и страстном романе Лермонтова с Сушковой. Лопухина решилась на отчаянный шаг – вышла замуж по просьбе родителей за не молодого, но богатого Бехметова. Родители были уверены, что дочь вытянула лотерейный билет в жизнь – счастливый брак. Но они ошиблись. Их дочь так и не узнала что такое семейное счастье, о котором мечтают все дамы. Ревность Бехметова не знала границ, поэтому Лопухина была, словно синица в клетке.

Поэт свадьбу любимой расценивал, как предательство. Михаил ревновал Варвару, а сделать ничего не мог. Страдал, но время назад нельзя было вернуть. Боль души осталась только на бумаге. Жизненная трагедия изменила нрав юноши. На Кавказе он посвящал Лопухиной-Бехметовой стихи, рисовал её портреты. Со временем ревностная эгоистическая любовь Лермонтова сменилась на милосердную. Поэт был счастлив, что знаком с такой прекрасной девушкой. Он не обвинял её, а желал только добра.

Екатерина Сушкова

Сердце автора принадлежало Лопухиной, но другие женщины в его жизни тоже были. Михаилу действительно нравилась Сушкова. Она была сиротой, поэтому её воспитанием занималась тётя. У Екатерины была подруга, Александра Верещагина. У неё в доме барышня и познакомилась с писателем.

Лермонтов посвятил возлюбленной «сушковский цикл» из одиннадцати стихотворений. Екатерина насмешливо относилась к светлым юношеским чувствам. Спустя четыре года их пути пересеклись в Петербурге. Уже тогда Михаил стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка. А красавица Екатерина кокетничала с мужчинами, но собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина. Любовь к Сушковой у поэта переросла в обиду и желание мести. Поэт влюбил в себя почти замужнюю даму, сорвал её свадьбу. Он внушил ей надежду на счастливое совместное будущее, а после расстался с ней.

Другие женщины Лермонтова оставили не такой глубокий след в его жизни и творчестве, поэтому мы лишь скажем, что его история любви не закончилась счастливым финалом: он не был женат, погиб молодым. У него не было детей.

  1. В 1840 году вышло единственное прижизненное издание произведений Лермонтова. Цензура запрещала издавать многие его работы.
  2. Акушерка посмотрела на новорожденного Мишу и сказала, что он умрёт не своей смертью.
  3. Люди узнали о дуэли Мартынова и Лермонтова. Думали, что Николай будет убит, потому что он был косой и плохо стрелял. Но именно на дуэли с известным поэтом он не промахнулся. Не удивительно, ведь Михаил Юрьевич постоянно высмеивал его в обществе, и приятель затаил обиду давно.
  4. Лермонтов был интересным поэтом, прекрасным художником и хорошо знал математику.
  5. Михаил – троюродный брат Петра Аркадьевича Столыпина, знаменитого реформатора.
  6. Михаил Юрьевич обладал ужасным характером: он был желчным шутником, циником и замкнутым человеком. Службу он ненавидел, но и другого занятия себе найти не мог.
  7. Лермонтов был очень обижен на бабушку за то, что она запрещала им с отцом видеться.

Творчество

Образ Лермонтова в лирике

Образ поэта в лирике носит трагичный характер. Он утратил веру в осуществимость своей мечты об идеале. Михаил Юрьевич в своих стихах будто пытается пробить стену непонимания между собой и миром.

Его лирический герой – бунтующий и недооцененный человек. Женщинам он чаще всего жалуется, ведь и в жизни мужчине не хватало их внимания. Себя он ассоциирует с нищим, отшельником, скитальцем и т.д. В каждом главном герое лермонтовских произведений мы видим черты самого автора. Несчастное детство Мцыри перекликается с участью самого Михаила Юрьевича, разлученного с отцом. В характере Печорина мы видим ту же неопределенность целей и задач, то же пренебрежение к женщинам, то же роковое остроумие, что и у самого литератора.

Основные темы

Поэт в творчестве затрагивает разные темы: одиночество, родина, взаимоотношения толпы и поэта, любовь и т.д. Первые две темы встречаются часто. Тему одиночества поэт поднимает в стихотворениях: «Парус», «Узник», «Одиночество», «И скучно, и грустно» и во многих других. Лермонтов всегда считал себя чужим в любой компании. Его не понимало и не принимало общество.

Тема родины встречается в произведениях: «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Я пробегал страны России». Эту тему поэт раскрывал через борьбу за свободу с рабскими цепями самодержавия или же через противостояние с реальным захватчиком родной земли.

Смерть

Михаил Юрьевич Лермонтов даже не мог себе представить, что со своим палачом он был знаком очень давно. Николай Мартынов – близкий друг и убийца. Смерть поэта – загадка, потому что есть много версий. Одной из причин смерти является очень язвительный язык поэта. Он знал слабые стороны своего окружения. Однажды Лермонтов решил подшутить над Мартыновым. Он называл его «человек с кинжалом», «горец», рисовал карикатуры, люди долго смеялись. Но Михаил даже не подразумевал, что злая шутка станет началом конца жизни. Мартынов просил не шутить при дамах, но Лермонтов продолжал. После этого Николай назначил дату поединка, но никто из окружающих не принял это заявление всерьёз. Михаил мог бы помириться с давним другом, но почему-то на этот шаг не решился. Николая Соломовича пытались отговорить от дуэли, но настрой был решительный. Друзья Лермонтова думали, что поединок закончится примирением. Даже условия были нарушены: не было врача, не было распределённых секундантов, были зрители. Мартынов боялся насмешки общества, поэтому стрелял в грудь, один раз и навсегда.

Известный поэт скончался после ранения мгновенно. Похоронили его 17 июля на Пятигорском кладбище. Бабушка ругалась с властью, чтобы дали разрешение на захоронение тела в Тарханах. Там его похоронили через 250 дней.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) - 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) - родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.

Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера".

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой.

Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта:

«Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»

Первыми учителями Лермонтова были грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него Капэ, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу рока". После смерти Капэ наняли французского эмигранта Шандро, описанный впоследствии Лермонтовым в "Сашке" под именем маркиза de Tess, "педанта полузабавного", "покорного раба губернских дам и муз", "парижского Адониса". Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой. Свои переживание впоследствии он описал в драме "Menschen und Leidenschaften". Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). Летом 1820 года Лермонтов с бабушкой гостили в Минеральных водах у Е.А. Хастатовой, а в 1825 году они посещают Горячеводск, где Лермонтов впервые влюбляется. Впоследствии он запишет:

"Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей". (запись Лермонтова от 8 июля 1830 года)

В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину . "Черкесы" были написаны летом 1828 во время поездки в Тарханы. На копии поэмы Лермонтов сделает запись: "В Чембаре за дубом". 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен полупансионером в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона. В декабре того же года Лермонтов успешно переведен в пятый класс и за прилежное отношение к занятиям получает два приза: картину и книгу. Именно к 1828 году сам Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности. Позднее, в 1830 году он запишет:

"Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня"

В Благородном пансионе Лермонтовым составлялись рукописные журналы. В одном из них ("Утренняя Заря") Лермонтов был главным сотрудником. В "Утренней Заре" Лермонтов опубликовал свою первую поэму "Индианка". В 1830 году Пансион преобразовывается в гимназию и Лермонтов оставляет его.

Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е.А. Сушкова, "черноокая" красавица, в которую Лермонтов без памяти влюбился. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали "волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок". Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.

После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 - 1832), где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. Во время обучения в университете Лермонтов увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой, но его постигло разочарование. В это время Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831 год), осуждавшая власть и крепостное право. После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год и покинул университет, переехал в Петербург вместе со своей бабушкой. В Петербурге он пытался поступить в университет, однако ему не зачли двухлетнего обучения в Московском Университете и предложили поступить на первый курс. По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников. Урывками, тайком Лермонтов работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге.

В это время Лермонтов становится душой компании местной молодёжи, запевалой в беседах, сводит с ума женщин. Именно к этому времени приходится развязка его давнего романа с Е.А. Сушковой. Он притворяется влюблённым, добивается взаимности и бросает её. В конце 1835 года до Лермонтова дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о ее замужестве. К 1835 году относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть "Хаджи-Абрек" и отдал ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835 год), которую Михаил Лермонтов переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения цензуры на постановку.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) - гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов был болен, когда стало известно о смерти Пушкина. До него доходили различные толки; некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции"; началось дело. В марте 1837 года по приказу самого царя за распространение последних 16 строк стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова - писателя и художника (Лермонтов неплохо рисовал). В 11 октября 1837 года после хлопот бабушки Е.А. Арсеньевой и В.А. Жуковского Лермонтов был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы поэт задержался в столице; 9 апреля 1838 года Лермонтов возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. С 1838 по 1840 год Лермонтов находился в Петербурге - это время поэтического расцвета его таланта, поэт восстанавливает светские связи, посещает литературные салоны семьи Карамзиных, В. Одоевского, бывает на балах и приемах у аристократии (Валуевы, Репнины, Смирнова-Россет). Высший свет становится ему «более чем несносным», потому что «нигде ведь нет столько низкого и смешного, как там» (из письма к М. А. Лопухиной, к. 1838).

Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 году без указания имени автора, не пропущенного цензурой). Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с критиком В.Г. Белинским. Работая над новыми романтическими поэмами, Лермонтов одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Лермонтова входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения («Дума», 1838 год), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении «Поэт» (1838 год) Лермонтов провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы». С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Лермонтова народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера («Песня про царя Ивана Васильевича...», «Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина», 1841). Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени» (1840 год), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа - Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Лермонтов обнажает в своём герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Лермонтова сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Творчество Лермонтова питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д.Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Лермонтова-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Лермонтова Так, в основе романтической поэмы «Мцыри» (1839 год) - реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы «Демон», над которой Лермонтов работал с 1829 года почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась главная цель автора - создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Передовые современники именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения - через любовь души, «открытой для добра».

В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту "не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества". Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение "Первое января".

В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк (приказом от 9 апреля). Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи - «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта - «Пророк». По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. "Публика - вспоминает князь А.И. Васильчиков,- жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная "розой Кавказа". В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, стр. 2).

Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога".

Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полное собрание сочинений, том 4, 1954, стр. 503).

В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

Отдельная наука - лермонтоведение - много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...