Моббинг - что это такое? Причины моббинга, его сущность и способы противостояния. Различия между моббингом и рабочими конфликтами

Осторожно, МОБИНГ!!!

З накомая ситуация? Нахлынули воспоминания о «доброжелательных» коллегах по работе, вынуждающих вас метаться в поисках пятого угла? Не спешите в этом случае писать заявление об увольнении — сотрудники просто почувствовали в вас сильного конкурента, эдакого «опасного для жизни хищника». Хотя, между нами, вы просто стали жертвой мобинга.
Представьте себе, к примеру, начальника отдела пластиковых карт одного из крупных банков — прекрасного специалиста Сидорова — всего лишь год назад, как говорится, «перекупили», соблазнив высокой зарплатой. Первые две недели все шло прекрасно. И вот однажды окрыленный Сидоров столкнулся в лифте с председателем правления банка, обычно недоступным для работников его уровня. В ответ на вежливое «как идут дела?» наш специалист увлеченно стал рассказывать о задуманном им проекте, и вот (о, счастливейшее мгновение) шеф назначил ему встречу в своем кабинете для детального разговора. Радостный, но весьма простодушный Сидоров поделился удачей со своим начальником управления и коллегами по работе. С этого дня его жизнь коренным образом изменилась. Отныне его больше не хвалили, проектами не интересовались, напротив, все предложения Сидорова высмеивали, упрекали его в непрофессионализме. Даже физические недостатки служили поводом для издевательств коллег. После изнурительной многомесячной борьбы, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, Сидоров решил уволиться.
Таков типичный случай мобинга — психологической травли на работе, которая наносит страшный вред человеческой психике, разрушая здоровье и порой доводя даже до самоубийства.

Мобинг как стадный допинг
Знаменитый натуралист Конрад Лоренц в своей книге «Агрессия» описывает одно любопытное явление — случай контратаки добычи против хищника: стадные животные вдруг нападают на волка. С какой целью? Для сохранения вида, конечно. Чувствуют, так сказать, на нюх заложенную в противнике опасность для жизни.

Постоянные стрессы на работе делают людей инвалидами. Сейчас в Европе слово «мобинг» звучит практически повсеместно. На Западе, где в некоторых странах уровень безработицы достигает критической отметки, психотеррору на рабочем месте подвергается до 17% населения. Особенно распространен мобинг в среде «белых воротничков», то есть служащих. Чем престижнее занимаемое сотрудником место и выше уровень его квалификации, тем больше вероятность того, что он подвергнется нападкам коллег и начальника.

Медицинские исследования показали, что человек, подвергающийся травле на работе, очень скоро становится психологически нестабильным. Он тратит всю энергию на доказательство самой сложной и в то же время не совсем разумной жизненной теоремы: «Я вам еще покажу чего стою! Вы еще узнаете и пожалеете обо всем». Проще говоря, начинает постоянно доказывать трудовому коллективу свою профессиональную и социальную состоятельность. Когда психотеррор усиливается, работник попадает в социальную изоляцию, так называемый информационный вакуум. Растратив все силы на глупые доказательства, он так и не получает главного — положительных оценок своим действиям. Становится беспомощным, неуверенным и уязвимым. Его терзают сомнения и разнообразнейшие фобии. Самооценка снижается, появляются сопутствующие стрессу психосоматические симптомы — мигрень, простуда, бессонница... Постепенно развиваются хронические заболевания. Одним словом, жертва мобинга начинает часто болеть, втягиваясь в порочный круг: отсутствие на работе из-за плохого здоровья вызывает производственные претензии и, конечно же, дальнейшие мобинг-атаки.

Про козлов отпущения
Тем не менее распознать мобинг достаточно сложно. Да, нездоровая обстановка в коллективе (агрессивные выпады коллег, непозволительный тон в общении, оговоры и сплетни) — благодатная почва для него. Но особенно мнительным и склонным раздувать из мухи слона не следует путать подобный психотеррор с обычным производственным конфликтом или несложившимися личными отношениями. Кстати, те, кто действительно является жертвой мобинга, не слишком охотно рассказывают о своих унижениях. Инициаторы мобинга также не любят распространяться о своих деяниях. Более того, действия «злодеев» часто носят неосознанный характер: «А что такого? Он что, шуток не понимает? Очень тяжелый человек — характер ужасный...»
Зачем они это делают? Ну, к примеру, о человеческой агрессии и откровенном мобинге Конрад Лоренц говаривал так: «И желаемая окончательная ситуация состоит отнюдь не в том, чтобы противник лежал передо мною мертвым. О нет! Он должен быть чувствительно побит, смиренно признав мое физическое, — а если он павиан, то и духовное превосходство».

Жертвой мобинга может стать и молодой специалист, и профессионал со стажем. Распространенный вариант — травля новенького. Особенно, если тот молод и еще не умеет постоять за себя. В адаптационный период новичку приходится особенно трудно без профессиональной помощи. Начальник и коллеги обрушивают на него свое недовольство, делают козлом отпущения. Логика проста — его предшественник хоть плохо, но справлялся со своими обязанностями. Но чем активнее жертва пытается доказать свою состоятельность, тем требовательнее окружающие. Давая все новые и новые основания критиковать себя, человек становится все более неуверенным, его позиции с каждым днем слабеют. Беда в том, что вскоре он и сам начинает считать себя совершенно беспомощным. Но страшнее другое: не дай Бог новенькому оказаться лучше и талантливее не только его предшественника, но и многих опытных специалистов — съедят. Причины травли на работе могут быть самыми разнообразными и тривиальными — личностный конфликт, элементарная зависть и даже отвергнутые сексуальные притязания. Возможно, босс-людоед привык «съедать» по человеку в месяц, или начальнику обидно, что у кого-то в личной жизни все нормально, а у него нет, или его дети намного бестолковее и ленивее новенького. А может, шеф страдает мнительностью, и ему вдруг показалось, что к новому сотруднику благоволит более высокое руководство…
Наиболее распространенные приемы мобинга — накричать, распустить сплетни, завалить сотрудника работой и т. д. Кроме того, существуют отраслевые методы сведения счетов. Например, компьютерщики часто используют вирусы или хакерство, изменяя результат работы или выводя компьютер из строя. Особое удовольствие — терроризировать заболевшего телефонными звонками.

Что делать?

Мобинг вреден не только сотруднику, подвергающемуся нападкам. Страдает и сама фирма. Рабочий процесс тормозится, когда затравленные или увлеченные игрой в мобинг сотрудники систематически затягивают принятие решений, скрывают информацию или намеренно искажают ее. По оценкам немецких ученых, финансовый ущерб от психотеррора в средней западноевропейской фирме может составлять 25 — 75 тыс. евро в год.
В Европе этой проблемой занимаются психологи, целые клиники специализируются на лечении жертв мобинга, специальные консультационные центры помогают выходить из кризисных состояний, в Интернете создаются десятки мобинг-сайтов, где можно найти поддержку.

А вот у нас жертвам мобинга помощи ждать не от кого. Правда, в последнее время и у нас появились высококвалифицированные психологи, которые предлагают участникам тренингов свои ноу-хау по этой проблеме. И все же… Если вы стали объектом травли, подумайте, стоит ли тратить свои силы и здоровье на борьбу или же лучше подыскать другую работу. Ну а если чувствуете в себе потенциал бойца, попробуйте просто игнорировать все нападки. Иногда помогает…
Эмоциональное насилие на работе: молчаливое увлечение?
Моббинг — это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его/ее уйти с места работы. Средством достижения цели является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться. Данная статья проливает свет на такое широко распространенное явление, как моббинг, и предлагает пути решения и советы тем, кто попал в разряд жертв, их семьям и организациям.

Миллионы мужчин и женщин всех возрастов, национальностей и рас ненавидят ходить на работу, постепенно впадают в отчаяние и часто серьезно заболевают. Некоторым приходится спасаться бегством именно с той работы, которую они когда-то любили, другие терпят такую ситуацию, не в состоянии найти выход. «Каждый день был сродни походу на поле брани. Я никогда не знала, в какой момент будет сброшена следующая бомба. Из страха, что любой может оказаться моим врагом, я боялась доверять кому бы то ни было. Я была психологически и физически истощена. Я знала, что скоро мне обязательно нужно будет получить какое-нибудь облегчение. Но никакой надежды на передышку не было», — сказала Диана, когда мы спросили, что она переживала каждый день. Что происходит? Почему это происходит? Насколько это явление широко распространено? Что можно с этим сделать?

Слово «моббинг» означает такое поведение коллег, руководства или подчиненных по отношению к кому-либо из работников, когда они периодически, на протяжении недель, месяцев и даже лет, осуществляют целенаправленное преследование, нападки, ущемляющие его/ее чувство собственного достоинства, подрывающие репутацию и профессиональную компетентность. Человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию, его постоянно унижают и часто предъявляют несправедливые обвинения. Результатом всегда является психологическая травма и увольнение. Психолог и ученый-медик, доктор Ханц Лейман впервые провел исследование такого явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х. Он назвал такое поведение моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман определил 45 вариаций поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание, крики и т.д. Поскольку организация оставляет без внимания такое поведение своих сотрудников, потакает или даже провоцирует эти действия, можно сказать, что жертва, судя по всему, беспомощная против силы и численности, на самом деле затравлена. Здоровье и психическое состояние человека, подвергшегося таким нападкам, сильно страдают, появляются заболевания на нервной почве и чувство социальной неполноценности.

Хотя моббинг и буллинг — схожие понятия, моббинг обозначает преследование кого-либо из сотрудников со стороны руководителя организации, непосредственного начальника, коллеги или подчиненного, которые вовлекают других в систематическую и часто повторяющуюся травлю. Буллинг обозначает преследование «один на один». Когда речь идет о моббинге, руководство часто негласно вовлечено в этот процесс. Вот почему в таком случае жертве очень редко удается получить помощь. Подвергнуться моббингу может каждый. Это не агрессия, направленная против кого-либо, кто принадлежит к определенному кругу, находящемуся под защитой, как дискриминация по возрасту, полу, расе, вероисповеданию или национальности. Поэтому буллинг/моббинг обозначают такие действия, которые профессор юридического факультета Университета Саффолка Дэвид Ямада назвал общими для всех, или «не различающими статуса».

Последствия моббинга
Моббинг является одной из разновидностей насилия, это эмоциональное насилие. В книге «Насилие на работе» («Violence at Work»), изданной Международным бюро труда (МБТ) в 1998 г., моббинг и буллинг упоминаются в том же ряду, что и убийство, изнасилование или ограбление. И хотя буллинг или моббинг могут показаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, эффект, который они производят на жертву, особенно если это длится достаточно долго, имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди подумывают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. И мы не исключаем того, что некоторые случаи приступов немотивированной агрессии могут являться следствием тех чувств, которые испытывали люди, подвергавшиеся эмоциональному насилию на работе.

Последствия моббинга и буллинга в первую очередь сказываются на здоровье и психическом состоянии человека. В зависимости от жесткости, периодичности и длительности такого воздействия и от того, насколько человек психологически к нему устойчив, люди могут страдать от целого ряда расстройств психологического и физического характера: от случающихся время от времени проблем со сном до нервных срывов, от раздражительности до депрессии, от трудностей с концентрацией внимания до панических состояний или даже инфарктов. Если сотрудник только изредка отсутствовал на работе, то в случае моббинга или буллинга это может превратиться в частые и длительные уходы на больничный.

У многих, кто стал объектом моббинга, настолько сильно подрывается здоровье, что они больше не могут выполнять свои служебные обязанности. В конце концов они увольняются по собственному желанию или против него, с ними расторгают контракт или они вынуждены выходить раньше на пенсию. Как ни странно, жертв делают самих в этом виноватыми, представляют их людьми, которые сами навлекли на себя эти несчастья. И во многих случаях после того как человека уволили или он сам ушел, возникшие проблемы со здоровьем могут остаться и даже усилиться и привести к такому диагнозу, как посттравматический стресс. Но не только психическое состояние и здоровье человека подвергаются сильному отрицательному воздействию. Последствия также серьезно сказываются на семьях этих людей и организациях, в которых они работают. Страдают отношения, падает уровень производительности труда в компании, т.к. энергия людей направляется на осуществление моббинга, а не на выполнение важных ежедневных задач.

Как это начинаетсяи почему происходит
Часто все начинается с конфликта, причем любого. Такой конфликт часто возникает из-за разного рода перемен. И никакого значения не имеет, как сильно человек старается решить проблему, — конфликт неразрешим. Такому человеку кажется, что неоткуда получить помощь. Конфликт не исчезает, а постепенно обостряется до такой степени, когда уже нет пути назад. То, что можно было бы решить, проявив хоть чуточку доброй воли и с помощью соответствующих механизмов управления на местах, теперь превращается в спор «кто прав, а кто виноват».

Некоторые обвинения и унижения работника могут быть вызваны нездоровой психологической атмосферой, которая царит в организации и требует найти своего «козла отпущения», а также жаждой власти над другими и личной злобой, продиктованной страхами или завистью. Здесь вступает в действие психология группы и сложное переплетение социальных процессов организации.

Вы спросите, почему так происходит и почему допускаются такие преследования на рабочих местах, в то время как сегодня создано больше структур и законов для защиты работников, чем когда-либо? Мы считаем, что существует три причины, по которым это происходит. Первая из них — игнорирование проявлений моббинга, терпимость к нему, неверное толкование или фактически его намеренное провоцирование самой компанией или руководством организации. Вторая причина — это то, что такие действия до сих пор не расцениваются как действия на рабочих местах, абсолютно отличающиеся от сексуального преследования или дискриминации. И наконец, третья причина — в большинстве случаев жертвы просто обессилены. Они измучены и не в состоянии защищать себя, не говоря уже о том, чтобы начинать судебный процесс.

Плата за моббинг
В 1991 г. Брэди Уилсон, психолог-клиницист, который специализируется на лечении психологических травм, получаемых на работе, написал в журнале Personnel Journal (теперь Workforce Magazine), что «психологическое насилие над работниками привело к потере миллиардов долларов. Психологические травмы, полученные на работе в результате моббинга, — более разрушительный фактор для работника и работодателя, чем все вместе взятые другие стрессы, относящиеся к трудовой деятельности». Фактические убытки, которые выражаются в снижении производительности труда, издержках на медицинскую помощь и судебные процессы, не говоря уже о социально-психологических последствиях, еще предстоит подсчитать. Доктор Харви Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, работающий в области социальной психологии организации, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» («Brutal Bosses and Their Prey») подсчитал, что целых 20 миллионов американцев сталкиваются с плохим обращением на работе каждый день, и впору говорить об эпидемии.

О проблеме узнают все больше
Как бы то ни было, но об этом явлении узнают все больше и больше. Проблема буллинга и моббинга на работе все чаще обсуждается в средствах массовой информации и профессиональных сообществах. Ученые, занимающиеся изучением особенностей поведения в организациях, теперь уделяют внимание и этой проблеме. Так, за последние два года появился ряд публикаций в научных журналах и написано несколько книг, которые посвящены плохому обращению на рабочих местах, жестокости начальства, проблеме буллинга и моббинга.

Что можно сделать
Повышение информированности о существующей проблеме привело к созданию нескольких организаций, оказывающих помощь при возникновении сложностей на работе, куда люди могут обращаться за поддержкой. У тех, кто подвергся моббингу или стал мишенью буллинга, есть ряд возможностей, чтобы справиться с этим.
Самое главное — они должны понять: у того, что им приходится переживать, теперь есть имя, это явление стало хорошо известно и все больше изучается. Они должны понять, что их сделали жертвами и что с этим практически ничего нельзя поделать.
Во-вторых, им необходимо продумать свои возможности решения проблемы на короткий, средний или длительный период времени: существует ли какой-нибудь способ получить помощь, который они еще не испробовали? Можно ли перейти на другую должность внутри компании? Готовы ли они к поискам другой работы? Что нужно сделать, чтобы подготовиться к такому переходу? Необходима ли медицинская или лечебно-профилактическая помощь?
Мы советуем этим людям хорошенько оценить все возможности, постараться быть уверенными в себе и самое главное — контролировать ситуацию. А еще мы советуем уйти с этого места работы, и чем раньше, тем лучше. Лучше принести эти временные жертвы, чем терпеть продолжающиеся унижения, которые впоследствии могут оказать намного более сильное негативное воздействие на здоровье.

Руководству также необходимо проявлять бдительность и распознавать первые признаки моббинга. Политика компании, которая обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения моббинга. Специалисты Европейской ассоциации психотерапии обладают особым правом определять моббинг как возможную причину обращения работника за помощью. Зачастую они первые, к кому обращается или направляется работник, который имеет проблемы социально-психологического характера. Поэтому совершенно необходимо, чтобы люди знали о последствиях моббинга на работе как возможного фактора высокого риска.

Благодаря большому количеству литературы и средств массовой информации, освещающих эту тему в Европе, о проблеме моббинга на рабочих местах стало широко известно. Моббинг не только стал хорошо знакомым словом в Скандинавии и немецко-говорящих странах, но для того чтобы решить проблему моббинга законодательным путем, несколько стран приняли новые законы, упреждающие появление этого явления, защищающие и обеспечивающие безопасность сотрудников на рабочем месте, включая эмоциональную составляющую здоровья на работе.

Например, в 1993 г. Национальное управление по охране труда Швеции приняло положение о преследованиях по месту работы. Более того, были созданы новые организации для оказания помощи жертвам моббинга по всей Европе и Австралии. Меры по борьбе с проявлениями моббинга, по оказанию помощи его жертвам и предотвращению возникновения этого явления в дальнейшем были приняты за относительно короткий период времени. Например, в ежедневной прессе были опубликованы номера телефонов «горячей линии» и контактные адреса для получения консультаций по этому вопросу.

Резюме
Моббинг — это эмоциональное насилие, плохое обращение, которое прямо или косвенно осуществляется группой сотрудников в отношении кого-либо из работников. Люди, подвергшиеся моббингу, испытывают тяжелые страдания. Моббинг — это серьезная проблема на рабочих местах, которая в большинстве случаев приводит к увольнению по собственному желанию работника или против него. Социальные и экономические последствия синдрома под названием «моббинг» еще предстоит подсчитать в количественном выражении. Моббинг может продолжать свое существование ровно столько, сколько ему позволяется. Руководство организации играет важнейшую роль в предотвращении этого явления. Если настаивать на соблюдении правил хорошего тона, вежливом обращении, высоких нравственных нормах на рабочих местах и создавать атмосферу заботы о сотрудниках, то появление моббинга и буллинга можно предотвратить. Миллионы руководителей разного звена и тысячи компаний поступают именно так. Они служат хорошим примером и настоящим пристанищем для своих работников.

Ноа Дэвэнпорт, профессор Государственного университета Айовы (Iowa State University), специалист в области управления конфликтами, одна из авторов книги «Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США». В последнее время является тренером консалтинговой компании DNZ Training and Consulting.

Буллинг. Офисные хулиганы
В любой сфере знаний обязательно найдется не просто хороший, а очень хороший специалист, тот, кто внес в развитие и популяризацию знаний весомый вклад. Есть свой гуру и в буллинге. Его заслуга в том, что еще в 1997 г. он создал в Интернете ресурс под названием Bully OnLine (www.bullyonline.org ), где любой человек, ставший жертвой буллинга, может получить помощь. На сегодняшний день этот ресурс является самым популярным в мире. Интервью Валерия Кичкаева с основателем и генеральным директором компании The Field Foundation Тимом Филдом (Tim Field).
Валерий Кичкаев: Тим, чем был вызван ваш интерес к буллингу? Насколько мне известно, вы получили образование несколько в иной области.

Тим Филд: Очень часто в жизни бывает так, что пока сам не столкнешься с той или иной проблемой, можно ее вовек не заметить. Так случилось и со мной — я просто стал жертвой буллинга.

В.К.: То есть вы в детстве не мечтали бороться с буллингом?

Т.Ф.: Может, это покажется странным — не мечтал. (Смеется.) Тогда и слова такого не было. Меня, скорее, привлекало все, что связано с техникой, поэтому я поступил в Стаффордширский Университет (Staffordshire University), в те годы Северный политехнический университет. После его окончания около 15 лет работал в сфере информационных технологий. Если быть уж совсем точным, то я занимался развитием и поддержкой компьютерных систем, которые в последние годы известны как CRM-системы. Я был очень доволен своей работой. В конце 1980-х годов я возглавлял одну из четырех секций отдела по продажам программного обеспечения в одной компании. У нас была слаженная, мотивированная команда, прекрасный руководитель отдела.

В.К.: И что нарушило эту идиллию?

Т.Ф.: Я до сих пор не знаю причины, но руководитель отдела внезапно для нас всех оставил свой пост…

В.К.: … а свято место пусто не бывает…

Т.Ф.: …поэтому вскоре на его место пришел другой, и в течение короткого срока, как бы это поточнее выразиться, уровень морали и этики в отделе упал до минимума. Подобное положение сильно сказалось на эффективности работы именно нашей секции, поскольку мы контактировали непосредственно с покупателями ПО, а это требовало оперативности в принятии решений. Чтобы добиться такой оперативности, необходима была слаженная работа всех работников секции, а она была нарушена с приходом нового менеджера.

В.К.: В чем конкретно проявлялись деструктивные действия менеджера отдела?

Т.Ф.: Я попытался идентифицировать и систематизировать все явления, которые начали происходить, и вот что у меня получилось. Регулярные придирки по всяким мелочам. Неопределенная и неоправданная критика. Те успехи, которые прежде были достигнуты нашей секцией, стали полностью игнорироваться. Все новые предложения начали блокироваться. Новый руководитель если и приглашал меня на совещания, то не давал мне на них слова. Через некоторое время он вообще перестал меня приглашать. Для решения даже мелких вопросов теперь требовалось большое количество согласований. Если я пытался возразить — это сразу вызывало агрессию со стороны нового руководителя. Мне, например, приходилось слышать следующее: «Прежнее руководство сделало ошибку, назначив вас руководителем секции» или «Возможно, ваша работа была бы более эффективна в другом отделе, но на более низкой должности». Наша секция стала получать меньше ресурсов для выполнения работы, при этом на нас повесили абсолютно ненужную работу, в результате чего многие работники оказались перегружены. Мне приходилось работать за троих.

В.К.: Чем все закончилось?

Т.Ф.: Для меня все закончилось сильнейшим стрессом, и мне фактически два года пришлось лечиться. Естественно, эту работу пришлось оставить, но, видимо, худа без добра не бывает.

В.К.: Оправившись, вы решили серьезно заняться проблемами буллинга?

Т.Ф.: Да, я создал телефон доверия (The UK National Workplace Bullying Advice Line), по которому могли позвонить люди, пострадавшие от буллинга на работе. Я также написал свою первую книгу «Буллинг в поле зрения» («Bully in Sight»).

В.К.: Много было звонков?

Т.М.: Телефон был красный от невероятного количества звонков, и вскоре я решил создать сайт в Интернете. Это была вторая половина 1990-х годов, и начинался бурный рост Всемирной Сети.

В.К.: Действительно ли буллинг — такая огромная проблема? Вряд ли мир бизнеса можно представить в виде добропорядочных, идиллических взаимоотношений.

Т.М.: Поверьте, у меня тоже нет иллюзий, но буллинг действительно гигантская проблема. В результате рушится карьера человека, а зачастую все может закончиться суицидом. Буллинг обходится дорого не только работнику, но и работодателю, поскольку сильно снижается продуктивность работника по причине постоянных болезней, отсутствия на работе. Я уже не говорю о продуктивности работника в условиях психологического прессинга. Мои слова подтверждает статистика. Еще в 1996 году британский In-stitute of Personnel and Development (IPD) опубликовал первые результаты опроса по буллингу. Каждый восьмой британский служащий, а это около 3 миллионов человек, был жертвой издевательств на рабочем месте. Более половины из опрошенных заявили о том, что буллинг является повседневной практикой в их компании.

Буквально через год британский Trade Union Congress TUC организовали «горячую линию» Bad Boss Hotline («горячая линия» плохого босса), по которой можно было пожаловаться на руководителя.
38 % позвонивших жаловались на издевательства со стороны руководства, 25 % — на низкую зарплату, 15 % — на контракты (кабальные условия), 13 % — на сверхурочные работы, 11 % — на несправедливое смещение с должности, 10 % — на здоровье и безопасность, 4 % — на короткий отпуск, 3 % — на расовое, сексуальное преследование и дискриминацию по возрасту.

В 1998 году уже каждый шестой британский работник считал себя жертвой буллинга.

Исследование провел и мой родной Стаффордширский Университет. По его результатам 53 % британских служащих (приблизительно 14 миллионов человек) пострадали на работе от буллинга в течение срока трудовой деятельности.

По моим оценкам, буллинг обходится Великобритании ежегодно в 30 миллиардов евро. Поверьте, эта цифра не с потолка.

В.К.: Я знаю, что существует большое количество определений понятия «буллинг». Каким пользуетесь вы?

Т.Ф.: Буллинг — это регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников.
Включает различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные, негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен. Список можно продолжать. Рекомендую посетить наш сайт www.bullyonline.org , где можно найти большое количество определений и характеристик поведения.

В.К.: Каков портрет типичного буллера и отличаются ли буллеры друг от друга?

Т.Ф.: Главное, что характеризует буллера, — это то, что после того как он заканчивает преследование одной жертвы (она, например, вынуждена покинуть место работы), начинается преследование другой, и так до бесконечности. Таких буллеров я называю серийными. Они представляют главную опасность. Приведу лишь некоторые характеристики серийного буллера. Искусный лгун, способный к экспромту. Живет как Джекилл и Хайд. В образе Джекилла — хороший и пушистый, в образе Хайда — мстительный. Хорошо себя ведет в присутствии руководства и отвратительно — при подчиненных. Пытается всех убедить в том, что он очень активный, талантливый менеджер, способный достичь высоких результатов в работе. Естественно, начальство и подчиненных он убеждает по-разному. Страдает высокомерием, самовлюбленностью. Хочет показаться всезнайкой. Может претворяться глубоко религиозным человеком. Вольно обращается со словами, легко может извратить значение сказанного. Может иронизировать. Старается избегать ответственности.

Что касается типологии, то благодаря тому что мне пришлось иметь дело с несколькими тысячами случаев буллинга, я вывел собственную типологию. Полные характеристики типов есть на нашем сайте, я лишь остановлюсь на каждом кратко. Итак, существует четыре основных типа буллеров.

Тип «Ищу внимания» (Attention-Seeker) — обычно женщина. Главная цель — создать впечатление доброго, заботливого и сострадающего человека. На самом деле за красивой маской скрывается обманчивая — и высокомерная натура, при этом некомпетентная в области профессиональной деятельности. Может показать открытую злобу, если назначается за что-либо ответственной.

Тип «Хочу быть» (Wannabe) — обычно мужчина. Буллеры этого типа мечтают о почете и уважении, но для этого им не хватает профессионализма в своей области. Они, собственно, к этому и не стремятся, поскольку это требует усилий, которые они не хотят прилагать. К тому же они обделены интеллектом. Вместо того чтобы как-то исправлять эту ситуацию, все свои скудные знания они направляют на совершенствование в обмане, мошенничестве, лести.

Тип «Гуру» (The Guru) — отличается от остальных тем, что, как правило, компетентен в профессиональной области (обычно технической), правда, зачастую в довольно узкой. Его слабое место — социальные навыки. Эти люди бесчувственны, эмоции у них не развиты. Они не способны к проявлению эмпатии. По моему мнению, эти люди страдают умеренной формой аутизма. Впрочем, это исключительно мое предположение. Страдают они также нарциссизмом, психопатией.

Тип «Социопат» (Sociopath). На мой взгляд, самый отвратительный представитель буллеров, обычно мужчина. Интеллектуально высокоразвит, но не способен на сочувствие. Не испытывает чувства вины и не способен к раскаянию. Получает большое удовлетворение, когда натравливает людей друг на друга, а сам выступает в качестве наблюдателя. Любит управлять потоками информации, контролировать принятие решений, особенно кадровых. В качестве исполнителя любит использовать тип «Хочу быть». Одним словом, дьявол во плоти.

В.К.: В нашей стране слово «буллинг» почти не встречается. Обычно употребляется слово «моббинг». Есть ли разница между этими понятиями?
Т.Ф.: «Буллинг» — это слово, которое используется в основном в Великобритании. Впервые для обозначения этого явления его использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. Тогда и появилось словосочетание «буллинг на рабочем месте» (workplace bullying). В других европейских странах обычно используют слово моббинг. Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий. Например, о том, что моббинг — это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу. Тем самым они хотят подчеркнуть то, что в качестве агрессора выступает группа лиц. Для меня нет принципиальной разницы между этими понятиями, тем более, я считаю, что у группы всегда есть лидер, который порой просто невидим.
В.К.: Существует ли разница между буллером-мужчиной и буллером-женщиной?

Т.Ф.: Разница если и есть, то не содержательная. Мужчины более агрессивны и склонны демонстрировать физическую силу вплоть до угрозы ее применения. Женщины действуют более тонко, стараются скрыть свои нехорошие намерения, ввести в заблуждение. Если для реализации своих целей им требуется напор и агрессия, они скорее используют мужчину, чем сами будут прибегать к этому. Их принцип — пускай грязную работу сделает за меня мужчина.

В.К.: Каковы последствия буллинга?

Т.Ф.: В начале разговора я уже говорил, что последствия могут быть фатальными, например, самоубийство. Буллеры создают свой мир, вторую реальность, в которую засасывают жертву, и она вынуждена жить по созданным в этой псевдореальности законам. Поэтому главная задача — вернуть человека в реальный мир.

В.К.: И как его вернуть в реальный мир?

Т.Ф.: Буллер умело манипулирует человеком, хитрит, лжет, и в конечном итоге жертва начинает сомневаться в собственных силах и себе. Поэтому самое главное — это объяснить человеку, что с ним случилось, показать истинную картину, вернуть ему уверенность в своих силах и рассказать, как ему действовать в той ситуации, которой он оказался.

В.К.: Кстати, стоит ли бороться работнику, которого выбрали в качестве жертвы, или лучше по-скорее сменить место работы?

Т.Ф.: Поскольку ситуация, как правило, запущенная, место работы все же лучше оставить. Поверьте, лучше найти другую работу, где твой труд действительно оценят, чем вести тяжелую борьбу на старом месте.

В.К.: Говоря о помощи, мы всегда подразумеваем жертв буллинга, но ведь и сами буллеры в какой-то степени заложники подобного поведения. Приходилось ли вам помогать им?

Т.Ф.: Все было бы не так грустно и безнадежно, если бы не один факт. Буллер — человек, основной характеристикой которого является патологическое нежелание считать свое поведение деструктивным. Он думает, что проблема не в его поведении, а в поведении его жертв. В очень редких случаях буллеры обращались ко мне за помощью, да и то подобных людей сложно было назвать буллерами в полном смысле этого слова. Это были люди, которые попадали под влияние серийных буллеров из-за каких-то негативных обстоятельств, которые сложились в их жизни, и они были вынуждены использовать грязные способы.

В.К.: Тим, хотелось бы услышать ваше мнение о роли менеджеров по персоналу в предотвращении буллинга.

Т.Ф.: Может, этот факт покажется вам удивительным, но в 98 % случаев HR-менеджеры не только не помогают жертвам буллинга, но и сами с удовольствием участвуют в травле работника. Зачастую они являются первыми скрипками такой травли, хотя иногда выступают лишь инструментом руководителей компании. Я очень много общался с жертвами буллинга, и мне рассказывали грустные истории о том, что именно HR-менеджеры организовывали травлю. Может, мое мнение покажется достаточно спорным, но получается, что главная задача HR-менеджеров, по крайней мере в Великобритании, сводится к тому, чтобы защищать интересы работодателей, а совсем не коллег по работе. Мне жаль, но ничего хорошего о позитивной роли HR-менеджеров я сказать не могу. Таков мой личный опыт.

В.К.: Выходит, в буллинге HR-менеджеры играют ключевую роль, только со знаком минус.

Т.Ф.: Давайте не будем грустить по этому поводу. Появились позитивные признаки того, что современное поколение профессиональных HR-менеджеров будет более открытым для такой проблемы, как буллинг.

В.К.: Вы ведете борьбу с буллингом вот уже более десяти лет. Произошли ли какие-то позитивные изменения за эти годы?

Т.Ф.: Буллинг, как мне кажется, появился на этой планете одновременно с человеком. Поэтому очень сложно кардинально изменить природу человеческого поведения даже за несколько десятилетий, не говоря уже о нескольких годах. Тем не менее, бороться с негативными проявлениями необходимо. То, что буллинг в цивилизованных странах признан недопустимым поведением, является большим прогрессом. В течение последних 50-ти лет был принят ряд законов, запрещающих дискриминацию по национальному, расовому, религиозному признаку. Получили защиту сексуальные меньшинства. Уже есть законы против преследования (сталкинг), и думаю, что этот процесс продолжится. Может быть, потребуется еще десять лет, но, в конечном счете, будет закон и против буллинга. При этом мы должны продолжать работу по обучению общества тому, что буллинг недопустим, ведь у него есть сторонники, пытающиеся найти оправдание подобному поведению.

В.К.: А существует ли хоть одна страна, где был бы закон против буллинга?

Т.Ф.: Есть, это Швеция. Кстати, вы можете познакомиться с основными положениями закона, принятого в этой стране, на нашем сайте.

В.К.: Какова основная суть этого закона?

Т.Ф.: Суть в том, что работодатель обязан планировать и организовывать работу так, чтобы предотвращать появление буллинга. Если признаки все-таки обнаружатся, то предлагается список контрмер, которые должен предпринять работодатель.

В.К.: Чем вы занимаетесь в настоящий момент?

Т.Ф.: Откровенно говоря, я так устал за прошедшие 12 лет борьбы с буллингом, что решил отойти от дел и немного отдохнуть.

В.К.: Буллеры Британии и всего мира ликуют!

Т.Ф.: Нет-нет, я не забыл о буллинге! Сейчас участвую в съемках фильма о буллинге в качестве помощника сценариста, а в конце года продолжу писать книгу о том, как распознавать буллеров и психопатов на рабочем месте.

В.К.: Тим, я хочу выразить вам благодарность за то, что вы согласились ответить на мои вопросы и пожелать успехов на ниве борьбы с психопатами и буллерами.

Т.Ф.: И вам спасибо за то, что решили рассказать на страницах журнала о такой проблеме, как буллинг, и о ключевой роли HR-менеджеров. (Смеется.)

Буллинг !!! (от англ. bully - хулиган) - психологическое давление негативного характера на человека со стороны другого - часто агрессивно настроенного индивида. Это термин применяется для обозначения взаимодействия между людьми в профессиональной сфере - на предприятии, в офисе (то есть на рабочем месте). Первым, кто употребил этот термин для обозначения этого феномена, был Эндрю Адамс, так появилось понятие "workplace bullying" (1990 г.).

Буллинг может выражаться в нарочито высокомерном отношении к сотруднику, когда все его действия критикуются и даже высмеиваются, при буллинге "нападающий" часто пытается всеми способами доказать "непрофессионализм", профнепригодность своей "жертвы". При агрессивном буллинге отношение "нападающего" может выражаться в открытых оскорблениях, унижениях, попытках подорвать репутацию "жертвы". "Нападающим" часто выступает коллега или начальник - таким образом он может самоутверждаться, продвигаться по службе и т.д. При буллинге необходимо либо обратиться за помощью к начальнику Вашего отдела (если "нападающий" - Ваш коллега, и по-человечески поговорить с ним не получается), либо к психологу в офисе (если в штате Вашего офиса такой есть), либо к остальным коллегам, которые могут воздействовать на "нападающего".

Опасность буллинга состоит в том, что часто ему не возможно противостоять, особенно, если "нападающий" - Ваш непосредственный начальник, так как коллеги в таких случаях обычно либо молчат (сохраняют нейтралитет), либо поддерживают "нападающего" (из страха потерять работу, из-за нежелания вмешиваться и решать чужие проблемы). Самый оптимальный вариант в таком случае - сменить работу, так как, согласитесь, свое душевное спокойствие и здоровье — дороже.

Специалисты выделяют несколько распространенных категорий жертв психологического прессинга на работе: новички на испытательном сроке, вновь назначенные на должность сотрудники, коллеги, с которыми вдруг приходится делить функционал... Вас нет в этом списке? Увы, потенциально стать объектом преследования со стороны коллег может каждый...

Конфликтные ситуации на работе случаются довольно часто, и это неудивительно, ведь они — непременный атрибут межличностного общения. Порой конфликты приобретают весьма неприятный характер, и вы начинаете задумываться о том, чтобы уйти в отпуск, дав отдых нервам. А если ситуация усугубляется, настроение все хуже и хуже, вы чувствуете нервное напряжение восемь часов в день пять дней в неделю и начинаете подумывать об увольнении... Остановитесь и попытайтесь понять — рациональна ли причина возникающих конфликтов, связана она только с работой, или вы, возможно, просто стали жертвой такого явления, как моббинг. Что же это за страшный зверь и как его побороть?

Что такое моббинг?

Определимся с терминами. Моббинг (от англ. mobbing — притеснять, грубить, нападать; mob — толпа) — вид психологического давления, когда сотруднику создают невыносимую атмосферу в коллективе — за счет претензий к качеству работы или придирок личного характера. Жертвами такого прессинга часто становятся новички и наиболее уязвимые члены коллектива. Вот какое определение этому явлению дает постоянный консультант наших проектов Элина Полухина: «Моббинг — психологический „террор“ на рабочем месте. Попросту говоря — офисная дедовщина или травля. Методичное, целенаправленное преследование и несправедливое отношение к работнику со стороны коллег, начальства или подчиненных».

Часто моббинг призван утвердить существующий в организации порядок вещей, авторитет негласных лидеров, выражаясь примитивным языком — «показать, кто в доме хозяин». Но такой мотивацией руководствуются весьма недалекие люди. «Моббинг — это реакция стада на белую ворону. Но человек живет не в стаде и не в стае. Человек живет в группе, которая есть совокупность личностей. Взрослых, самостоятельных личностей. Каждая из которых от рождения наделена равными и неотчуждаемыми правами и свободами. Поэтому аргументы „здесь так заведено“ или „а у нас так принято“ ущербны и в основе своей суть тропа, ведущая в болото неэффективности, убытков и застоя», — считает наш читатель Андрей Николаевич Соловьев.

Понятие «моббинг» синонимично понятию «буллинг» (от англ. bully — хулиган). Буллинг подразумевает также открытую агрессию со стороны гонителя. Иногда под этим термином подразумевают только вертикальный моббинг — то есть давление со стороны начальника. Этот вид офисной травли остроумные пользователи нашего портала окрестили также «боссингом».

Причины моббинга

Могут быть самыми разнообразными. Например, опасения, что вновь пришедший в коллектив молодой, работоспособный сотрудник обратит внимание руководства, что достижения «старичков» весьма скромны и убедит пересмотреть систему компенсаций. Или зависть к незаслуженному, на взгляд окружающих, выделению одного работника из многих — повышение его в должности, зарплате, предоставление льгот и т. п. Иногда причины моббинга столь нерациональны, что можно только удивляться фантазиям, приходящим в голову сотрудникам. Например, один из посетителей нашего портала поведал историю, что он подвергся травле на работе за... отказ обустраивать свою личную жизнь. Но если не брать совсем уж абсурдные ситуации, то причины моббинга в большинстве случаев связаны с банальными человеческими слабостями или страхами.

Черная зависть

Вот какую историю рассказал один из читателей «Планеты HR», к сожалению, не представившийся. После окончания вуза молодой человек устроился фармацевтом в аптеку и благодаря уважительному отношению к посетителям быстро завоевал их доверие. «Люди приходили только ко мне, а когда у меня выпадали выходные, спрашивали когда я буду работать, разворачивались и уходили». Коллектив в аптеке был женский, и сотрудницам не понравилось, что новичок «перетягивает» на себя клиентуру. «Сначала я почувствовал „подставу“ со стороны „зрелых“ женщин. То в мою смену весь товар (дня за 2-3 прихода) вытащат и просят меня после работы (а работали до часу ночи) оформить выкладку, расположить на места хранения...»

Разгорающийся конфликт удалось разрулить благодаря умелым действиям заведующей аптеки, которая, поняв, в чем проблема, сумела поднять самооценку других членов коллектива. Почувствовав свою значимость, коллеги молодого человека остыли и перестали к нему цепляться. Но на том злоключения нашего читателя не закончились. Поскольку он хорошо работал, его повысили и перевели на работу в отдел маркетинга, где вновь прибывший столкнулся с буллингом со стороны непосредственного руководителя.

«Мои практические познания о лекарственных средствах, мой быстрый рост прямо-таки давил на начальницу отдела. Она просто возмущалась, когда я ненароком поправлял ее, дабы избежать глобальных ошибок в планировании. Потом началось: отчеты, о которых я и не знал, соответственно не выполнялись, и по наступлению срока их сдачи на меня обрушивался шквал: „А чем это ты тут занимаешься? Не мог спросить у меня, есть ли для тебя еще работа?“ (сидели за столами напротив друг друга). Потом начались „предположения“, что я все задания, приходящие по электронной почте, просто удаляю...»

Не выдержав абсурда ситуации, молодой человек был вынужден уволиться по собственному желанию и перейти в медицинские представители.

Вас тут не сидело!

С моббингом из-за желания нового руководства «освободить» рабочее место под «своего человека» столкнулась наша читательница Надежда Барамзина. В течение восьми лет она работала главным бухгалтером в дочерней структуре известного банка, за это время успешно прошла несколько выездных налоговых проверок, была на хорошем счету у руководства, претензий к ее работе не возникало. Но после того, как у банка сменился собственник, старую команду, мягко говоря, попросили. «По сути, началась травля — и генерального, и нелояльного к новой власти финансового директора, и ведущих менеджеров, и меня (тем более, что был хороший, покладистый кандидат на мою должность — моя заместительница и по совместительству сноха главного бухгалтера банка, которому принадлежала наша фирма...)», — рассказывает Надежда.

Фирма, которая приносила банку миллионные дивиденды, была объявлена неликвидной, менеджеров обвинили в неумении проводить сделки. Рациональные аргументы в расчет не принимались. Началось и сведение личных счетов. «Например, наша „кураторша“, которая годом ранее с моим шефом на корпоративах пила коньяк и радостно повизгивала („ах, как я вас всех люблю, как с вами приятно работать“), теперь в беседе наедине позволяла себе высказывания в мой адрес, например, такие: „Вы принимали участие в воровстве“... Когда я пыталась пригрозить судом, мне с иезуитской улыбкой говорилось: „Что Вы, нас же никто не слышит, Вы ничего не докажете“... Впоследствии я ходила к ней на рандеву с диктофоном... Обстановка была — бежать хотелось без оглядки...» — продолжает читательница.

Ситуация нагнеталась слухами из банка об увольнении под любым предлогом после очередной комплексной проверки. В итоге весь генералитет, не выдержав прессинга, подал в отставку. «Генеральный, будучи по жизни шутником-здоровяком, в итоге уходил похудевшим и серого цвета. Финансовый директор мне рассказывала, что с ней тоже велись беседы: „Лучше соглашайтесь на понижение в должности, или мы вас все равно уволим, если захотим...“ Она тоже уволилась, причем ушла, даже не забрав свои личные вещи».

Не выдержала и Надежда — уволилась, вернее, сбежала с работы, в никуда. «Полгода непрерывных головных болей, и в итоге нервное истощение...» — грустно констатирует она.

Как бороться?

Работать в условиях постоянного психологического давления очень трудно. Если это давление исходит от непосредственного руководителя, выход из ситуации в большинстве случаев один — увольнение. Проще уволиться, чтобы не трепать себе нервы, ибо заработанных денег может не хватить на их восстановление. А если прессингуют коллеги? Уходить из-за того, что в коллективе водятся какие-то злыдни не хочется. Но как себя вести, если вы оказались в положении гонимого? Каратаевский принцип «Подставь другую щеку» в данной ситуации явно не применим. Наши читатели предлагают два пути выхода из ситуации.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет

Первое, что напрашивается, когда вас бьют, — ударить в ответ, ведь агрессия порождает агрессию. Так вы получите моральное удовлетворение от того, что вам не приходится себя сдерживать. Смело говорите, что думаете, и идите прямо на врага! Если вы нанесете ответный удар, неприятель испугается вашей силы и отступит, возможно, навсегда. Именно так считает одна часть нашей аудитории.


«Нужно найти в себе силы спорить и стать конфликтным. Бесконфликтные, тихие и уступчивые люди, безусловно, приятны в общении, но именно эти их качества и привлекают моббера, как кровь акулу, — считает один из участников обсуждения Антон Юрьевич Пахмутов. — Но никто не обидит сильного, если рядом слабый. А слабых полно — целые отделы, начальники и подчиненные. В такой ситуации не нужно быть вежливым и говорить: „Спасибо, что пнули меня, я очень многому научился“. Надо отодвинуть рамки конфликтного общения до тех пределов, за которыми начинает действовать закон, а не корпоративная этика. Если моббер будет знать, что „наезд“ на коллегу гарантированно чреват конфликтом, при котором вероятность испытать неприятные ощущения будет довольно высока, он выберет себе другую цель».

Если же ситуация доходит до увольнения — нужно стоять до последнего, так как по закону уволить сотрудника очень сложно. Компания, практикующая запугивание и последующее увольнение «по собственному желанию», сама обязательно имеет нелады с законом, значит, работодателя тоже есть чем припугнуть. Когда совсем невмоготу, то можно уволиться, но даже уход должен стать для работодателя показательным. «Не нужно писать: „Прошу уволить меня...“, эта фраза унижает человека как наемного работника, и она не предусмотрена никаким нормативным правовым актом. Работник заключает с компанией договор, то есть двустороннее соглашение, регламентируемое Трудовым кодексом, так что спокойно пишите: „Расторгаю трудовой договор в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию“. Никто, никакая бухгалтерия и отдел кадров не имеют право заставить работника переписать заявление, написанное по букве закона», — настаивает Антон Юрьевич Пахмутов.

Улыбайтесь — это всех раздражает

Возможно, уклонение от конфликта — более верный способ нейтрализовать недоброжелателей, полагают противники агрессивных методов противодействия моббингу. Нужно не поддаваться на провокационные высказывания и реагировать на оскорбительные действия не так, как предполагают ваши недруги. Иными словами — ни в коем случае нельзя показать, что их действия вас задевают. «Не стоит обращать внимание на дураков, о себе мнящих», — высказывается наша читательница Юлия.

Конечно, иногда так и подмывает ответить на грубость тем же. Но этого делать ни в коем случае нельзя. Нужно держать себя в руках. Когда недруги поймут, что их старания пропадают даром, то потеряют к вам интерес и переключатся на другой объект.

Своим рецептом правильного отношения к преследователям делится участник обсуждения в проекте HeadHunter Live Антон Викторович Губарьков: «Для успешного общения с людьми, которые вас „травят“, необходимо научиться не спорить с ними, а соглашаться. Даже если они несут полную чушь. Ведь если они несут чушь, то их мнение для нас ничего не стоит. И наше согласие с ними тоже стоит недорого. Ведь мы так не считаем. Так пусть они заблуждаются и считают нас недоумками, неумехами и т.д. А нам остается только работать и учиться работать еще лучше. А им сказать искреннее спасибо за критику. Они же нам бесплатно указывают пути к совершенствованию. „Благословите гонящих вас. Они, сами того не подозревая, гонят вас к светлому будущему“».

Хранить такое философское спокойствие, конечно, не всем под силу. Особенно если ситуация зашла так далеко, что вас, возможно, уволят из-за наговоров. Но это не самый плохой выход из ситуации. Во-первых, вам наконец-то не нужно будет работать в ужасных условиях. Во-вторых, вы избавитесь от слабого начальника, который не в состоянии разрешить конфликт между собственными сотрудниками и понять, где правда, а где наговор. Очевидно, что ваше развитие в компании при сложившейся ситуации все равно будет невозможно: продвинуться в профессиональном плане вам будет мешать постоянно испорченное настроение, а карьерный рост будет невозможен из-за недальновидного руководства.

Наш читатель Антон Викторович Губарьков делится образцом письма, которое можно было бы послать на прощание своему боссу: «Уважаемый, ФИО. Спасибо, что уволили меня. Это же совершенно невозможно постоянно... (далее идет перечисление всех наветов и обвинений). Я совершенно согласен с тем, что при моем текущем уровне квалификации... (далее перечисление всех своих реальных достоинств) я совершенно непригоден для работы в качестве... (должность). Пожалуйста, скажите мне какие личные качества и навыки мне нужно наработать, а от каких избавиться, чтобы быть достойным работать в такой замечательной компании, как... (название организации). Я постараюсь использовать освободившееся от работы время для того, чтобы усовершенствовать себя. С уважением, (подпись)».

Спокойное отношение к происходящему в любом случае поможет сохранить чувство собственного достоинства и остаться хозяином положения.

Конечно, каждый волен выбирать наиболее приемлемый для него способ борьбы с моббингом. Лучше всего действовать по ситуации. Иногда сохранить лицо — это вовремя уйти, а иногда — сражаться до последнего и победить!

Каждому HR-у полезно изучить понятия моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния, причины и последствия, а главное - методы выявления. Полезные советы с тестами и примерами вы найдете в статье.

Из статьи вы узнаете:

«Наш коллектив - дружная семья, никто никого не обижает». Именно такой ответ на вопрос о моббинге обычно приходится слышать, общаясь с руководителями. Но это вовсе не значит, что в коллективе все гладко, ведь чаще всего нелицеприятные факты не афишируются и тщательно скрываются от начальства.

Что такое моббинг и буллинг

Моббинг в организации - коллективные нападки на человека, которого коллеги выбрали жертвой психологического насилия. В отличие от буллинга, когда жертву третирует один человек, в моббинг вовлекается группа людей, например, «неугодного» коллегу донимают всем отделом. Негативные последствия очевидны: климат в коллективе портится, командная работа не клеится. Эффективность ожидаемо снижается: подвергаемая нападкам часть команды подавлена, в то время как остальной персонал тратит рабочее время на прессинг коллег. Падение производительности труда отражается на доходах и репутации компании.

С чего начинается моббинг: виды и причины

Психологи делят моббинг на «белый» и «черный». Хотя такое деление весьма условно, особенности разных видов прессинга оно четко отражает:

  • «Белый» моббинг - латентный, неявный.

Пример - сотрудники специально испортили или потеряли важные документы, свалив вину на коллегу, и открещиваются от причастности к происшествию.

  • «Черный» моббинг - явный, выражается как открытый конфликт.

Пример - жертву бойкотируют, высмеивают при свидетелях, практикуют неоправданные придирки.

Моббинг на рабочем месте бывает вертикальным , когда руководитель оказывает психологическое давление на подчиненных, и горизонтальным , когда жертву находят среди равных по должностному статусу, но менее опытных, робких или не умеющих давать отпор сотрудников. Каким бы ни был моббинг, причины такого поведения обычно лежат на поверхности.

Так, если старожилы компании придираются к перспективному новичку, высока вероятность, что они воспринимают его как опасного конкурента и чувствуют угрозу для себя.

В отдел продаж приняли сотрудника с отличным послужным списком и хорошими рекомендациями. Начальник отдела очень доволен, чего нельзя сказать о рядовых сотрудниках, которые чуть ли не с первого дня игнорируют новичка, не делятся с ним важной рабочей информацией и принимают в штыки любые его идеи. После беседы с каждым членом коллектива тет-а-тет руководитель выяснил, что проблема заключается не в личных качествах новичка, а в том, что он - ценный специалист. Старожилы решили, что к ним теперь будут предъявлять повышенные требования. Все, что потребовалось в данной ситуации - развеять опасения сотрудников и объяснить им, что успех достигается в первую очередь за счет слаженной работы.

Моббинг в женском коллективе имеет свои особенности. Интриги, излишне эмоциональная реакция на мелкие проблемы, склонность к формированию коалиций - частые проблемы женского коллектива. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, .

Моббинг в мужском коллективе проявляется в виде нездоровой конкуренции, агрессии и неумении находить компромиссы.

3 распространенных причины моббинга

1. Зависть к более успешным коллегам.

2. Национальная или религиозная нетерпимость.

3. Сведение личных счетов.

Вертикальный моббинг часто вызван желанием начальника самоутвердиться за счет подчиненного или «выдавить» новичка, чтобы предоставить рабочее место кому-то своему, а также страхом потери должности - ведь талантливый работник может его «подсидеть»!

В юридическом отделе крупной фирмы была постоянная текучка юристов. Новички показывали хорошие результаты, но буквально через несколько месяцев уходили по собственному желанию. В итоге выяснилось, что в этом виновата начальника отдела, которая боялась конкуренции со стороны наиболее перспективных сотрудников и не стеснялась в методах: угрожала испортить профессиональную репутацию, публично высмеивала и порицала, ставила заведомо невыполнимые задачи. Мало кто выдерживал такое отношение, а в результате страдали интересы компании. После увольнения начальницы ситуация нормализовалась.

Как выявить моббинг в коллективе

«Черный» моббинг выявить несложно, достаточно просто понаблюдать за отношениями в коллективе. Самые очевидные и часто применяемые инструменты - бойкоты, когда человека игнорируют и демонстративно с ним не общаются, неоправданные придирки, порча личных вещей или жестокие шутки. Даже на первый взгляд безобидное, но постоянное подтрунивание - самый что ни на есть моббинг, последствия которого серьезно отражаются на самочувствии конкретного сотрудника и рабочем микроклимате в целом.

Читайте в материалах журнала «Директор по персоналу», .

«Белый» моббинг выявить сложнее. На него могут указывать косвенные признаки, например:

  • Высокая текучесть кадров , превышающая условную норму в 5-10%. Если при конкурентоспособной зарплате и хороших условиях труда сотрудники то и дело увольняются по собственному желанию, причина, как правило, кроется в плохих взаимоотношениях с коллегами;
  • Негативные отзывы в выходных интервью с увольняющимися сотрудниками. После увольнения терять им, по сути, нечего, поэтому работодатель может рассчитывать на откровенный разговор об интригах, разборках между коллегами и прочих замалчиваемых проблемах.
  • Снижение лояльности и удовлетворенности персонала .

Последний пункт многие руководители упускают из виду. А между тем, достаточно простого анкетирования или тестирования сотрудников , чтобы понять - в коллективе что-то явно не в порядке. Вопросы формулируйте четко и прямо:

  1. Ваше мнение о психологическом климате в компании?
  2. Находите ли вы общий язык с коллегами?
  3. Хотели бы вы и дальше работать в компании?
  4. Какие проблемы, на ваш взгляд, есть в коллективе?

Существуют специальные тесты, которые направлены на выявление буллинга и моббинга:

Как предотвратить и прекратить моббинг на работе

Предположим, вы выявили моббинг на работе: как противостоять этому явлению? И что сделать, чтобы такая ситуация не повторилась в дальнейшем?

Советы для HR

  1. Помните, что здоровая конкуренция полезна. Но, нужно следить, чтобы сотрудников не сталкивали лбами в конкурентной борьбе, не подогревали воинственное настроение, если климат в коллективе и без того не слишком благоприятен.
  2. Не пускайте конфликты и манипуляции на самотек, разбирайтесь с нарушителями спокойствия «по горячим следам».
  3. Поддерживайте жертву психологического террора - не чувствуя поддержки, хороший работник может уволиться. Не игнорируйте проблему!
  4. Установите четкие критерии оценки персонала.
  5. Работайте над развитием корпоративной культуры, следите за соблюдением правил элементарной вежливости. Создайте подробные должностные инструкции, разработайте этический кодекс.
  6. Введите институт наставничества, чтобы новичок мог обратиться за помощью и советом к более авторитетному сотруднику.

Можно ли объявить работнику, обижающему коллег, выговор или замечание? Ситуация непростая, и прежде чем наказывать нарушителя дисциплины, следует учесть все обстоятельства. Эксперт «Системы кадры» даст квалифицированный ответ .

Опытный HR всегда знает, как помочь и поддержать сотрудника, которого не заслуженно обижают в коллективе. А также, знает, как можно заранее предотвратить такие ситуации. Например, раздать персоналу полезную памятку, которой они смогут воспользоваться в трудной ситуации .


Моббинг - эмоциональное насилие, и его не стоит терпеть или игнорировать. Обращайте внимание на психологический климат в коллективе, регулярно проводите интервью или анкетирование новичков, чтобы убедиться в отсутствии «дедовщины» на работе. Если вы стали свидетелем или жертвой моббинга, сообщите об этом руководству - сама по себе ситуация не разрешится, необходимо разобраться в причинах и устранить их.

Психологический террор проявляется как со стороны коллектива (моббинг), так и со стороны одного человека (буллинг)

Буллинг (от глагола bully - запугивание) - это регулярный (физический и / или психологический террор в отношении человека. «Буллинг» - этот термин используется в основном в Великобритании.

Впервые для обозначения этого явления его использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. Тогда и появилось словосочетание «буллинг на рабочем месте» (workplace bullying). В других европейских странах обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий.

Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу.

Моббинг (от англ. mob- толпа; mobbing- притеснять, грубить, нападать) - это психологические, коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе: от обычного подсиживания и «подставления» до прямого психологического террора.

Термин «моббинг» впервые появился в 1984 и с тех пор является объектом изучения специального раздела психологии. Моббинг связан с весьма изощренными действиями, такими как социальная изоляция, распускание слухов, намеренная несправедливость, сокрытие информации и т.

Моббинг и буллинг представляют собой формы эмоционального насилия и являются факторами сплочения группы с целью «затравить» кого-либо из работников, чтобы заставить его/ее уйти с места работы или «поставить» жертву на свое место.

Моббинг может быть «горизонтальным» — давление со стороны коллег и «вертикальным» - прессинг «сверху». В случае вертикального моббинга жертва часто сталкивается с психологически ущербной личностью и недореализованной самооценкой лидера группы или формального руководителя.

Моббинг – проявление различных форм психического насилия над человеком не зависимо от пола, возраста и социального положения с целью подавления его индивидуальности.

Какие причины заставляют людей использовать моббинг или буллинг?

  • Страсть к подчинению
  • Зависть
  • Желание к самоутверждению за счет унижения

В XXI веке психологический террор захватил все сферы деятельности человека. Явления моббинга четко прослеживаются в школьных учреждениях, в армии и на рабочем месте.

Буллинг в школе

По статистике, 50% детей в возрасте до 12 лет и около 30% детей шестнадцатилетнего возраста подвергались в учебных заведениях жесткому психологическому прессингу или буллингу со стороны сверстников.

Зачастую причиной буллинга в школе служит переходный возраст детей и желание самоутвердиться. Не секрет, что адаптация к школьным условиям для ребенка не проходит легко — появляются душевные переживания, меняется психика ребенка.

В этот период важную роль для ребенка играют такие внешние факторы как положительный или отрицательный тон речи, обращенный к нему, смысловая нагрузка текста. Ребенок очень чувствительно реагирует как на положительные так и на отрицательные действия и слова со стороны сверстников.

Немаловажным фактором для возникновения проявлений буллинга у детей является неправильный подход к их воспитанию родителями. Они вовремя не сумели развить в своем чаде чувство «родительского авторитета». Ребенок не может сделать «сброс» отрицательных эмоций на родственников, поэтому находит потенциальную «жертву» в своем обществе, и начинает ее «прессовать».

Предпосылками для проявления буллинга в школе служат такие свойства характера как чрезмерная слезливость ребенка, обидчивость, бессилие, низкий уровень коммуникативных способностей и т. д.

* Если ребенку не удается остановить агрессию и самому справиться со всеми проявлениями буллинга, то ему в первую очередь следует заручиться поддержкой любого взрослого человека, которому он доверяет.

* Если ребенок стал замкнутым, плохо ест и спит, — это повод для родителей насторожиться. Обязательно следует поговорить в спокойной обстановке и выяснить причины его состояния. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и напоминать ему о его недостатках (плохая успеваемость, вызывающий стиль одежды и т. д.)
* Если все — таки ваш ребенок признался вам в том, что стал жертвой буллинга и психологического прессинга со стороны сверстников, обязательно заявите об этом администрации школы.
* В крайне тяжелых случаях буллинга единственным правильным решением будет сменить место учебы.

К сожалению моббинг и буллинг присутствует не только в школьной жизни.
В армии всегда действовала жесткая дисциплина, где подавлялись любые попытки показать свою индивидуальность молодым людям. В большинстве случаев армейский прессинг заканчивался побегом из части или суицидом. Те, кто остался шел и прошел до конца путь дедовщины, становился выносливым и сильным.

Поэтому призывникам необходимо заранее подготавливаться к армейской суровости. Нужно знать, что «правила» поведения новичков и тех, кто прослужил уже полгода, в корне отличаются друг от друга.

Но случается и так, что неписанные правила поведения новичка — солдата выходят за рамки дедовщины и начинается самый настоящий армейский моббинг.

Как не стать жертвой моббинга в армии?

В первую очередь, вы должны показать, что вы не бесхарактерный человек, а сильный, умеющий дать отпор и сопротивление (не только физическое, но и психологическое).
Если вы столкнулись с неприязнью одного рядового по отношению к вам, вы можете самостоятельно противостоять такому моббингу:
а) поддерживать и укреплять физическую форму;
б) смотреть за своей выправкой, разговором;
в) стать профессионалом по своей специальности.

Групповой моббинг в армии применяется нечасто из-за неорганизованности и разрозненности новобранцев. В небольших частях такой вид сопротивления дает неплохой результат.

Если мучительный террор и проявления моббинга не прекращается нужно:
1. Не совершать нелепые поступки (побег, суицид).
2. Запрашивать поддержку у призывников своей роты, офицерского состава части, родственников.
3. Обратиться в медсанчасть и получить консультацию психолога.

Моббинг на работе

Моббинг на работе очень часто встречается при приходе сотрудника в новый рабочий коллектив

Другими причинами моббинга на рабочем месте могут стать:
1. Соперничество. Новый работник не вызывает личностной злобы, но становится камнем преткновения для повышения зарплаты или должности.
2. Определенный набор личностных качеств у новичка (закомплексованность, угрюмость, слабость характера или, наоборот, — яркая личность, упорство и самоуверенность).

Главной целью мобберов является унижение профессиональных достоинств жертвы, вплоть до ее увольнения. Страдать от моббинга на работе могут не только новые сотрудники, но и опытные коллеги, находящиеся в статусе «любимчика» у руководства.

Что могут предпринять агрессоры на рабочем месте:

1. Игнорирование (отказ от совместного проведения праздников, молчание).
2. Безосновательные упреки, нападки.
3. Вымышленное искажение сведений (дезинформация).
4. Порча личного имущества.
5. Намеренный подрыв здоровья (добавление медицинских препаратов в пищу и т.д.).

Как не стать жертвой моббинга на работе и защитить себя от психологического давления?

1. Игнорировать колкости в свой адрес.
2. Не давать себя оскорблять и принижать свое достоинство.
3. Узнать, кто является лидирующим звеном в коллективе и постараться с ним наладить дружественные отношения.
4. Вызвать на разговор того, кто морально преследует, и четко, без оскорблений, объяснить ему свои жизненные позиции.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...