Моббинг и буллинг в организации. Приемы предотвращения дискриминации в организациях в России и за рубежом

В переводе с английйского – «буллинг» означает «хулиганство». Действительно, это определенное негативное психологическое давление со стороны одного человека на другого. Обычно этим термином обозначают отношения между людьми в профессиональной среде. Буллинг часто встречается на предприятиях, в офисах, организациях. Особенно заметна тенденция к его развитию среди учащихся средних, средне-специальных школ и ВУЗов.

Детский и подростковый буллинг – тема для отдельного разговора и довольно подробно описана психологами. Мы же с вами поговорим сегодня о проявлениях буллинга, или, говоря простым языком, травли, в корпоративной, профессиональной среде, где это явление чрезвычайно развито и заставляет многих людей страдать, переживать стрессовые ситуации, а в связи с этим менять любимую работу или сферу деятельности.

Как проявляется буллинг?

Традиционно это явление выражается в нарочито высокомерном, пренебрежительном отношении к определенному сотруднику. Его высказывания, любые действия, инициативы нарочно высмеиваются, критикуются. Человек, осуществляющий травлю, всеми силами старается доказать, что «сотрудник-жертва» не профессионален, глуп и в коллективе не нужен.

В случае агрессивной травли «нападающий» может дойти до открытых оскорблений, унижений, обидных обвинений. Причём в этой роли может быть как сотрудник-коллега, так и непосредственный начальник. В любом случае, таким образом он самоутверждается за чужой счёт.

В случае начальника, это явление не имеет ничего общего с управлением. Давно известно, что хороший, профессиональный управляющий управляет, а плохой - травит. В связи с этим, тот, кто выбирает травлю подчиненных, как метод управления, хочет тем самым скрыть свою неполноценность и профнепригодность. А мера его неполноценности определяется силой травли сотрудника.

К сожалению, такому буллингу противостоять довольно трудно, так как большинство коллег не вступятся за вас, а будут соблюдать нейтралитет. А что еще хуже, могут даже поддерживать нападающего, чтобы не потерять работу. А многие просто не хотят вмешиваться, решать чужие проблемы.

Если вы остались один на один с таким начальником, поддержки в коллективе не нашли, а самостоятельно справиться не можете, лучше всего сменить работу. Душевное спокойствие, в любом случае, должно быть дороже.

Зачем они это делают?

Все дело в том, что такой человек просто хочет скрыть свою несостоятельность под маской агрессии. Он переносит чувство собственной неполноценности на других, так как пытается снизить собственный страх от понимания того, кем на самом деле является: слабым, озлобленным, неполноценным и обычно некомпетентным.

Чтобы скрыть это и не освободить себя от необходимости объяснять свое поведение публично, он старается заставить молчать свою жертву, используя для этого меры открытого или завуалированного запугивания.

Как противостоять буллингу?

Если вы стали жертвой травли, не поддавайтесь давлению, не паникуйте, а хорошо продумайте варианты решения этой проблемы. План составляйте на короткий, средний, а также удаленный, длительный период времени.

Для этого ответьте себе на вопросы: « Есть ли способ обратиться за помощью к руководству компании, можно ли получить от него помощь?», «Можно ли добиться перевода в другой отдел внутри организации?», «Готовы ли вы искать другую работу? Если да, то, сколько потребуется времени, чтобы найти ее и уволиться?». Спокойно оцените свои силы и возможности, прежде чем принять решение: остаться здесь, или уволиться?

Если вы чувствуете в себе достаточно сил чтобы остаться и бороться за собственное достоинство, то противостоять офисному насилию вполне возможно. Психологи предлагают несколько способов решения данной проблемы:

Вам придется работать так, чтобы никто не смог упрекнуть вас в непрофессионализме.

Не уподобляйтесь обидчику. Не допускайте со своей стороны крика, скандалов, хамства, так как, отвечая таким образом, вы демонстрируете свою уязвимость, бессилие и доставляете удовлетворение обидчикам. В этом случае, будьте уверены, что провокации продолжатся.

Придумайте способ и возможность, как сплотить вокруг себя единомышленников. Чаще всего есть сотрудники, ранее уже подвергавшиеся травле, так же как и вы.

Также всегда есть коллеги, которые испытывают антипатию к лидеру травли, хотя могут это скрывать. Их нужно «вычислить», внимательно понаблюдав за всеми. Таким образом, можно создать группу поддержки. Обычно это удается и обидчик уже опасается делать выпады против не одного, а группы людей.

Знайте, что на войне как на войне – все средства хороши. Только помните, что вы должны продумывать, просчитывать каждый свой шаг и каждое действие, всегда опережая своего противника. Это трудно, но результат того стоит. Если вы выйдете победителем, а к тому же подтвердите свою работоспособность, профессионализм, не сломаетесь перед обстоятельствами – завоюете уважение коллег.

А для представителей руководства хочется еще раз напомнить, что буллинг это чрезвычайно неэффективный путь развития компании. В результате травли, климат в коллективе становится нездоровым. Напряженная обстановка приводит к деморализации, недовольству, отчуждению, демотивации и разочарованию.

Как результат – постоянная текучесть кадров, так как люди не хотят работать там, где постоянные скандалы, интриги, низкая продуктивность, рентабельность и моральный дух.

Каждому HR-у полезно изучить понятия моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния, причины и последствия, а главное - методы выявления. Полезные советы с тестами и примерами вы найдете в статье.

Из статьи вы узнаете:

«Наш коллектив - дружная семья, никто никого не обижает». Именно такой ответ на вопрос о моббинге обычно приходится слышать, общаясь с руководителями. Но это вовсе не значит, что в коллективе все гладко, ведь чаще всего нелицеприятные факты не афишируются и тщательно скрываются от начальства.

Что такое моббинг и буллинг

Моббинг в организации - коллективные нападки на человека, которого коллеги выбрали жертвой психологического насилия. В отличие от буллинга, когда жертву третирует один человек, в моббинг вовлекается группа людей, например, «неугодного» коллегу донимают всем отделом. Негативные последствия очевидны: климат в коллективе портится, командная работа не клеится. Эффективность ожидаемо снижается: подвергаемая нападкам часть команды подавлена, в то время как остальной персонал тратит рабочее время на прессинг коллег. Падение производительности труда отражается на доходах и репутации компании.

С чего начинается моббинг: виды и причины

Психологи делят моббинг на «белый» и «черный». Хотя такое деление весьма условно, особенности разных видов прессинга оно четко отражает:

  • «Белый» моббинг - латентный, неявный.

Пример - сотрудники специально испортили или потеряли важные документы, свалив вину на коллегу, и открещиваются от причастности к происшествию.

  • «Черный» моббинг - явный, выражается как открытый конфликт.

Пример - жертву бойкотируют, высмеивают при свидетелях, практикуют неоправданные придирки.

Моббинг на рабочем месте бывает вертикальным , когда руководитель оказывает психологическое давление на подчиненных, и горизонтальным , когда жертву находят среди равных по должностному статусу, но менее опытных, робких или не умеющих давать отпор сотрудников. Каким бы ни был моббинг, причины такого поведения обычно лежат на поверхности.

Так, если старожилы компании придираются к перспективному новичку, высока вероятность, что они воспринимают его как опасного конкурента и чувствуют угрозу для себя.

В отдел продаж приняли сотрудника с отличным послужным списком и хорошими рекомендациями. Начальник отдела очень доволен, чего нельзя сказать о рядовых сотрудниках, которые чуть ли не с первого дня игнорируют новичка, не делятся с ним важной рабочей информацией и принимают в штыки любые его идеи. После беседы с каждым членом коллектива тет-а-тет руководитель выяснил, что проблема заключается не в личных качествах новичка, а в том, что он - ценный специалист. Старожилы решили, что к ним теперь будут предъявлять повышенные требования. Все, что потребовалось в данной ситуации - развеять опасения сотрудников и объяснить им, что успех достигается в первую очередь за счет слаженной работы.

Моббинг в женском коллективе имеет свои особенности. Интриги, излишне эмоциональная реакция на мелкие проблемы, склонность к формированию коалиций - частые проблемы женского коллектива. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, .

Моббинг в мужском коллективе проявляется в виде нездоровой конкуренции, агрессии и неумении находить компромиссы.

3 распространенных причины моббинга

1. Зависть к более успешным коллегам.

2. Национальная или религиозная нетерпимость.

3. Сведение личных счетов.

Вертикальный моббинг часто вызван желанием начальника самоутвердиться за счет подчиненного или «выдавить» новичка, чтобы предоставить рабочее место кому-то своему, а также страхом потери должности - ведь талантливый работник может его «подсидеть»!

В юридическом отделе крупной фирмы была постоянная текучка юристов. Новички показывали хорошие результаты, но буквально через несколько месяцев уходили по собственному желанию. В итоге выяснилось, что в этом виновата начальника отдела, которая боялась конкуренции со стороны наиболее перспективных сотрудников и не стеснялась в методах: угрожала испортить профессиональную репутацию, публично высмеивала и порицала, ставила заведомо невыполнимые задачи. Мало кто выдерживал такое отношение, а в результате страдали интересы компании. После увольнения начальницы ситуация нормализовалась.

Как выявить моббинг в коллективе

«Черный» моббинг выявить несложно, достаточно просто понаблюдать за отношениями в коллективе. Самые очевидные и часто применяемые инструменты - бойкоты, когда человека игнорируют и демонстративно с ним не общаются, неоправданные придирки, порча личных вещей или жестокие шутки. Даже на первый взгляд безобидное, но постоянное подтрунивание - самый что ни на есть моббинг, последствия которого серьезно отражаются на самочувствии конкретного сотрудника и рабочем микроклимате в целом.

Читайте в материалах журнала «Директор по персоналу», .

«Белый» моббинг выявить сложнее. На него могут указывать косвенные признаки, например:

  • Высокая текучесть кадров , превышающая условную норму в 5-10%. Если при конкурентоспособной зарплате и хороших условиях труда сотрудники то и дело увольняются по собственному желанию, причина, как правило, кроется в плохих взаимоотношениях с коллегами;
  • Негативные отзывы в выходных интервью с увольняющимися сотрудниками. После увольнения терять им, по сути, нечего, поэтому работодатель может рассчитывать на откровенный разговор об интригах, разборках между коллегами и прочих замалчиваемых проблемах.
  • Снижение лояльности и удовлетворенности персонала .

Последний пункт многие руководители упускают из виду. А между тем, достаточно простого анкетирования или тестирования сотрудников , чтобы понять - в коллективе что-то явно не в порядке. Вопросы формулируйте четко и прямо:

  1. Ваше мнение о психологическом климате в компании?
  2. Находите ли вы общий язык с коллегами?
  3. Хотели бы вы и дальше работать в компании?
  4. Какие проблемы, на ваш взгляд, есть в коллективе?

Существуют специальные тесты, которые направлены на выявление буллинга и моббинга:

Как предотвратить и прекратить моббинг на работе

Предположим, вы выявили моббинг на работе: как противостоять этому явлению? И что сделать, чтобы такая ситуация не повторилась в дальнейшем?

Советы для HR

  1. Помните, что здоровая конкуренция полезна. Но, нужно следить, чтобы сотрудников не сталкивали лбами в конкурентной борьбе, не подогревали воинственное настроение, если климат в коллективе и без того не слишком благоприятен.
  2. Не пускайте конфликты и манипуляции на самотек, разбирайтесь с нарушителями спокойствия «по горячим следам».
  3. Поддерживайте жертву психологического террора - не чувствуя поддержки, хороший работник может уволиться. Не игнорируйте проблему!
  4. Установите четкие критерии оценки персонала.
  5. Работайте над развитием корпоративной культуры, следите за соблюдением правил элементарной вежливости. Создайте подробные должностные инструкции, разработайте этический кодекс.
  6. Введите институт наставничества, чтобы новичок мог обратиться за помощью и советом к более авторитетному сотруднику.

Можно ли объявить работнику, обижающему коллег, выговор или замечание? Ситуация непростая, и прежде чем наказывать нарушителя дисциплины, следует учесть все обстоятельства. Эксперт «Системы кадры» даст квалифицированный ответ .

Опытный HR всегда знает, как помочь и поддержать сотрудника, которого не заслуженно обижают в коллективе. А также, знает, как можно заранее предотвратить такие ситуации. Например, раздать персоналу полезную памятку, которой они смогут воспользоваться в трудной ситуации .


Моббинг - эмоциональное насилие, и его не стоит терпеть или игнорировать. Обращайте внимание на психологический климат в коллективе, регулярно проводите интервью или анкетирование новичков, чтобы убедиться в отсутствии «дедовщины» на работе. Если вы стали свидетелем или жертвой моббинга, сообщите об этом руководству - сама по себе ситуация не разрешится, необходимо разобраться в причинах и устранить их.

Моббинг и буллинг

Материал из Летнего лагеря

МОББИНГ

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе , как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

· Придирки

· Насмешки

· Предоставление ложной информации

· Доносительство

· Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

· отсутствие обратной связи

· попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр

· плохая организация информационных потоков

· расплывчатые границы ответственности и обязанностей

· отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха

· превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым

· большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо : «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

· в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом

· в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками . Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

ПОНЯТИЕ БУЛЛИНГА

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.

2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т. д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.

3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т. д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

· дистанцированность от взрослых и детей;

· негативизм при обсуждении темы буллинга;

Эмоциональные особенности:

· напряженность и страх при появлении ровесников;

· обидчивость и раздражительность;

· грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

· от самого пострадавшего;

· от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

· реальность самого буллинга;

· его длительность;

· его характер (физический, психологический, смешанный);

· основные проявления буллинга;

· участники (инициаторы и исполнители буллинга);

· их мотивации к буллингу;

· свидетели и их отношение к происходящему;

· поведение жертвы (поcтрадавшего);

· динамику всего происходящего;

· прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница , амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.

2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.

3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

· Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.

· Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.

· Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.

· Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.

РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (МОББИНГА).

Помощь детям, пострадавшим от насилия.

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:

¾ Создание условий недопущения буллинга (моббинга).

¾ Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.

¾ Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских школах считают, что проблема профилактики притеснения, травли, насилия может быть решена поэтапно.

Первый этап – признание наличия проблемы. Признание проблемы в рамках детского коллектива требует, что бы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Пока не будет достигнуто согласие, нет смысла начинать работу. Важно, чтобы к сотрудникам школы присоединились ученики и их родители. Сначала нужно определить масштаб проблемы. Это можно сделать различными путями, например, при помощи анонимного опроса учеников на тему, были ли у них до сих пор проблемы в детском коллективе, есть ли у них неприятности в настоящее время, знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности, если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще?

Такой же опрос необходимо провести и среди педагогов. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от детей или их родителей (опрос родительской озабоченности).

Второй этап – определение проблемы (ее суть, серьезность, частота возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей); контроль агрессивных намерений обидчиков и состояния жертвы; выработка плана работы с ситуацией.

Третий этап – реализация выработанного плана.

Создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в детском коллективе;

Лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;

Разработка этического кодекса отделения социальной реабилитации;

Ясно выраженное ожидание, что воспитанники будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо волонтерам.

Важным моментом является подготовка педагогов к тому, что им делать при обнаружении ситуации травли. Вот несколько рекомендаций:

¾ оставаться спокойным и руководить ситуацией;

¾ воспринять случай или рассказ о нем серьезно;

¾ принять меры как можно скорее;

¾ подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым;

¾ предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку

¾ сделать так, чтобы обидчик понял, что ВЫ не одобряете его поведение;

¾ постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

¾ наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать, чтобы не навредить «жертве»;

¾ ясно объясните наказание и за что оно назначается.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий буллинга (моббинга) и своевременное оказание квалифицированной комплексной помощи психолога, психотерапевта.

Третичная профилактика

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Необходимо напомнить, острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Острый психоз или суицидальные намерения – повод для экстренной психиатрической консультации, даже без согласия родителей, так как в отсутствие родителей за жизнь и здоровье ребенка ответственность несет педагог.

Особое внимание при оказании помощи пострадавшим от буллинга (моббинга) необходимо уделять детям из неблагополучных семей, у которых велик риск переживания насилия в условиях уличной среды, характер которого более жестокий.

Чем быстрее будут выявлены факты жестокого обращения, насилия в детской среде, тем легче предотвратить его тяжелые патологические последствия.

22.12.2013 21:25

Буллинг

Что такое буллинг?

Буллинг - это многократное агрессивное отношение к отдельному человеку или группам людей. Оно выражается тактикой вербального, невербального, психологического и физического воздействия, а также запугиваниями и унижениями.

Предотвращение буллинга на работе - обязанность каждого

Это только кажется, что вы бессильны против буллинга и единственное, что можете, - изменить свое отношение к нему. Но, понимая, откуда появляются проблемы, вы можете сформировать свой взгляд на ситуацию. Однако нужно обладать сильным чувством собственного достоинства в таких условиях. Как коллеги мы несем ответственность за то, что вызывает неадекватное поведение на рабочем месте. Иногда эффект свидетеля может завладеть нами так, что мы не говорим то, что должны сказать, и не делаем то, что должны делать. А если и думаем о том, чтобы что-то сделать, так только постфактум, успокаивая себя тем, что все на самом деле не так страшно.

Объяснение коллеге, почему его поведение непрофессионально и неправильно, - менее травматичный подход к решению проблемы. В любом случае мы должны реагировать, когда видим поведение, идущее вразрез с корпоративной культурой взаимного уважения. Но иногда буллинг на рабочем месте не так заметен, поэтому его сложнее предотвратить.

В 2010 году в США проводилось крупнейшее исследование на тему буллинга. Оказалось, что 37% американцев испытали буллинг на работе. Это почти 54 млн человек

Кто совершает буллинг на работе?

В большинстве случаев буллинг совершается менеджментом и может затрагивать клиентов, подчиненных и других людей. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что чем выше ваше положение в организации, тем меньше вероятность того, что буллинг коснется именно вас. Менеджеры часто злоупотребляют своим положением (в 60-80% случаев), и их часто в этом поддерживают руководители и другие управленцы.

По мнению ряда исследователей, отдельные факторы могут повлиять на увеличение числа ситуаций с буллингом. Например, работник, который кажется слишком слабым, покорным или скромным, может вызывать агрессию у других. С другой стороны, сотрудники напористые и талантливые также могут вызывать подобные чувства у завистливых коллег. Люди, которые обладают властью, совершая буллинг, часто применяют ко всему невероятно высокие стандарты и многого ожидают от других. Им может не хватать основных социальных и коммуникативных навыков, а также навыков управления гневом. Во многих случаях они не уверены в себе и прибегают к угрозам, наказаниям и даже оскорблениям с целью сохранить свое могущество.

Физическая среда также может способствовать агрессии внутри организации - замкнутые, неудобные рабочие места, неподходящее оборудование и плохие условия для эффективного выполнения задач. Высокие требования к безопасности или давление с целью повышения производительности при одновременном снижении производственных затрат также могут стать причиной стресса и враждебности на работе.

Расстройства личности и буллинг на рабочем месте

Недавнее исследование, проведенное психологами Белиндой Боард и Катариной Фритзон в британском Университете Суррея, пролил свет на связь между расстройством личности и буллингом на работе.

В рамках исследования ученые брали интервью и предоставляли личностные тесты высокопоставленным британским руководителям, а затем сравнивали их профили с пациентами тюремной психиатрической больницы Broadmoor Hospital в Англии.

Они обнаружили, что три из одиннадцати типов расстройств личности чаще встречаются у руководителей, чем у преступников с отклонениями. К ним относятся:

    Театральное расстройство личности : постоянная потребность в получении внимания, неискренность, эгоцентризм и манипуляции.

    Нарциссическое расстройство личности : мания величия, превосходство над остальными людьми, отсутствие сочувствия к другим, независимость.

    Обсессивно-компульсивное расстройство личности : перфекционизм, чрезмерное преданность работать, жесткость, упрямство и диктаторские черты.

Некоторые основные тактики, используемые в буллинге

Буллинг на рабочем месте может проявляться в следующих формах:

    изнурение сотрудников (когда их заставляют работать сверх нормы)

    запугивание, шантаж, поддразнивание, предотвращение доступа к возможностям

    присвоение похвалы за работу

    удержание необходимой информации для успешного завершения задачи

    изоляция работника

    установка нереальных сроков

    непризнание хорошо выполненной работы

    неоднократное напоминание сотрудникам о прошлых неудачах

Это ключевые формы проявления - потому что они, как правило, повторяются настойчиво, агрессивно и часто без оснований.

Как буллинг влияет на производительность сотрудников?

Ученые в рамках проекта Project for Wellness and Work-Life в Университете штата Аризона пришли к выводу, что буллинг на работе связан с целым рядом физических, психологических, организационных и социальных издержек.

Одно из основных последствий для здоровья - стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство и даже самоубийство, к сожалению, не редкость в таких ситуациях. Например, в Японии самоубийств достаточно тесно связаны с бизнесом. По данным правительства, «усталость от работы» и проблемы со здоровьем, в том числе депрессия, связанная с работой, были доминирующим мотивом самоубийств в Японии в 2008 году (47% случаев).

Буллинг влияет не только на человека, который ему подвергается. Свидетели буллинга тоже страдают. Мало того, что тревожная окружающая среда влияет на групповую сплоченность и связи, еще и коллеги, наблюдающие буллинг, также испытывают страх, стресс и эмоциональное истощение. Многие стремятся к тому, чтобы покинуть такую рабочую среду.

Исследования, в которых специалисты попытались подсчитать стоимость буллинга для организации, показывают, что на рабочем месте стресс может иметь значительные негативные последствия для психического и физического здоровья сотрудников. Прямые затраты включают увеличение прогулов, текучесть кадров, судебные процессы, увеличение несчастных случаев на производстве и рост профессиональных ошибок. Косвенные расходы - распространение негативной информации об организации, потеря производительности труда, затраты на реабилитацию. Отчет, подготовленный Productivity Commission в Австралии, свидетельствует о том, что общая стоимость буллинга и харассмента для экономики составляет около $14,8 млрд в год.

Влияет ли пол на буллинг?

Результаты опроса под названием WBI U.S. Workplace Bullying, проведенного в 2007 году, показали, что 32% всех случаев буллинга - это воздействие мужчины на мужчину, 29% - женщины на женщину, 28% - мужчин на женщину, 11% - женщин на мужчин.

Согласно опросу 2007 года от Sogby for WBI, среди американцев - мужчин и женщин, которые были свидетелями буллинга, 44% заявляют, что работодатели не сделали ничего, когда произошел инцидент.

Как можно предотвратить буллинг?

1. Разработать четкие стратегии для предотвращения буллинга.

Чтобы предотвратить или прекратить буллинг на рабочем месте, организации должны иметь четко выстроенную политику относительно этого явления. Политика должна касаться как менеджмента, так и сотрудников, клиентов, независимых подрядчиков - всех, кто имеет отношения с компанией.

2. С тремиться к созданию здоровых и безопасных условий труда .

Это обязательство включает в себя предоставление всесторонней подготовки, чтобы помочь всем сотрудникам выявлять и решать проблемы буллинга. Сотрудник, становясь свидетелем буллинга, должен сообщать о нем, документировать случай. Агрессивному сотруднику необходимо четко объяснять, что его поведение недопустимо в организации.

3. Обеспечивать поддержку и ресурсы.

Организации должны предоставлять необходимые ресурсы, в частности, консультантов в рамках программы помощи сотрудникам компании.

4. Предотвращать буллинг до того, как он проявляется.

Компаниям следует тщательнее просеивать кандидатов с помощью поведенческих интервью - чтобы определить поведение или отношения, которые лежат в основе буллинга и расходятся с корпоративными ценностями. Им также нужно проверять и аналзировать все предыдущие истории буллинга.

Перевод: Степан Добродумов

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...