Моделирование в психологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра Психологии личности и специальная педагогика

На тему Моделирование как метод психологического исследования

Выполнил: ст.гр. эк-113 Потапов. А.В.

Приняла: КПН, доцент Великова Светлана Анатольевна.

Владимир, 2014.

Введение

1. Методы психологии

2. Метод моделирования: виды и суть

3. Этапы моделирования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

психология детерминизм моделирование эксперимент

1. Методы психологии

Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

Общенаучные методы психологии

Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя психология использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:

*Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);

*Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;

*Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;

*Метод фальсифицируемости, предложенный английским философом Карлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.

Специфические методы психологии

Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

Метод рассмотрения психологических явлений как единства психического и физиологического. Однако современная психология исходит из того, что, хотя нервная система и обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, они тем не менее не могут быть сведены к физиологическим явлениям;

Метод постоянного учета единства психики, сознания и деятельности. Психологическое исследование исходит из того, что сознание деятельно, деятельность сознательна. Психолог изучает поведение, которое формируется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

v для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

v для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким способом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы работника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

Строиться по заранее продуманному плану;

Проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

Свободного диалога, а не допроса;

Исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфиденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование -- наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами - экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент -- это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности -- например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

Еще одним методом психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест -- это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

При планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

Исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

Исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

Исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

Информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование -- это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так, как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

2. Метод моделировани я: виды и суть

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

Системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;

Требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;

Изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;

Требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

Описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;

Прогнозирование развития психических явлений;

Идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

Оптимизация условий протекания психических процессов.

Коротко о классификации моделей в психологии. Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные модели имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые. Вспомним верного друга человека -собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н. Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это:

Буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н. Обозова);

Модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В. Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей);

Графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые - возможные переходы из одного состояния в другое);

Математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;

Кибернетические модели построены на основе теории систем автоматического управления и имитации, теории информации и т. д.

3. Этапы моделирования

1 Этап. Формулирование проблемы исследования, определение целей, постановка задач моделирования.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу и важно не допустить абсолютизации ни одной из них.

2 Этап. Обоснование необходимости обращения к методу моделирования.

Например:

Особенности объекта исследования.

Необходим прогноз поведения.

Наличие детализированных моделей и т.п.

3 Этап. Теоретическая подготовка процесса моделирования. Построение неформализованной модели (метафоры, когнитивные карты, системный анализ объекта). Отбираются инструменты, которые способны объяснить отобранные наблюдения, но при этом определены недостаточно строго. Необходимо определить, какой из наборов теоретических допущений (потенциальных моделей) принять.

4 Этап. Построение концептуальной модели.

Представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих единиц модели, формирование показателей. Переменных не должно быть много.

5 Этап. Конструирование формализованной модели.

Формирование пространства переменных и описание в их терминах единиц модели, сбор данных и идентификация модельных параметров и отношений, верификация модели.

Формализация не обязательно достигает уровня, на котором обнаруженные отношения описываются математически. Формальным в широком смысле слова можно считать любое исследование концепции однозначным языком. Таким образом, нужно, как минимум, превратить неупорядоченную совокупность категорий в дедуктивную систему. Но поскольку множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций, концепция психолога следует за уже готовой математической формой. Эмпирическая проверка нужна не всегда, поскольку процесс описывается иногда исчерпывающим образом. Проверка модели включает в себя и этап операционализации, измерения и статистического анализа.

6 Этап. Исследование моделей и получение новой информации.

7 Этап. Переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования.

Деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение.

8 Этап. Включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.

Заключение

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, запоминание, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются первые попытки построить вещественные -- гипотетические и бионические -- модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата и др.).

Список использов анных источников

1. Р.С. Немов. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.2003 г., с. 16-24. ISBN 5-691-0055

2.http://www.grandars.ru/

3.http://psyera.ru/

4.4. Рамедник, Д.М. Общая психология и психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамедник. - М.: ФОРУМ, 2009. - 303 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Эмпирические методы в психологии. О методологии. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение. Беседа. Целенаправленный опрос–интервью. "Архивный метод": биографический, континент-анализ.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Общая характеристика эмпирических методов. Понятия "модель" и "моделирование" в психологии, их классификация и разновидности. Разработка эффективных методологических рекомендаций по применению метода моделирования в психолого-педагогическом исследовании.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Наблюдение и эксперимент как главные методы в педагогической психологии. Содержание психологического наблюдения и его зависимость от понимания предмета психологии. Метод интроспекции ("смотрение внутрь себя"). Выделение объективного состава деятельности.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику.

Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

14.1. Определение

В контексте нашего изложения под моделированием будем по- Г нимать исследование объектов на их моделях. Моделями (лат. modulus – "мера", "образец") будем считать специальные искусст- венно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.).

Однако надо заметить, что понятие «моделирование» имеет как минимум три значения: 1) метод познания объектов через их модели; 2) процесс построения этих моделей; 3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение). Нас, естественно, главным образом интересует первый вариант. Тем не менее раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию.

Поэтому совершенно справедливо утверждение, что «моделирование в определенной степени является разновидностью абстрактно-логического познания» .

Учитывая сказанное, можно понять, что однозначное определение моделированию дать непросто. Недаром сам термин «моделирование» в науку вводился весьма осторожно. Даже во времена ажиотажного интереса к моделированию в 60-е годы XX века «многие всемирно известные справочные издания уклонялись от его приведения или давали как производное слово без всяких пояснений» . Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа . Однако, как справедливо замечают другие исследователи , воспроизведение сохраняет качественную специфику исходного объекта, а моделирование – не обязательно, воспроизведение – это тождество по всем параметрам, а моделирование – лишь по некоторым. Основоположники кибернетии Н. Винер и А. Розенблютт определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете» .

Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование– это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» .

Еще по теме Глава 14. Моделирование в психологии:

  1. Глава IIIТрансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной психологии
  2. Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
  3. Глава 2 Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии
  4. Глава 25 МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
  5. Раздел III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

. Моделирование в психологии - это метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто - математических). Во д"моделью"понимают систему объектов или знаков, воспроизводящих некоторые сущностные свойства системы-оригинала. Присутствие отношение частичной сходства ("гомоморфизм") позволяет использовать мод эль качестве заменителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую??замену достаточно наглядной. Созданные упрощенные модели системы - действенное средство проверки истинности и полноты теор этических представлений в различных областях научного знания и, в частности, в психологииогії.

Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Систематическое применение моделирования было характерным для гештальтпсихоло огии, которая пыталась найти физические аналоги формирование целостных структур (гаштальтив) в природных процессах образования кристаллов, в образовании негеометричних конфигураций и др.. Широкое использование этого метода в психологии началось в 50-е годы XX века, когда возникновение кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Это развитие было некоторой степени предупреждает ный в работах. ПКАнохина и. МО. Бернштейна, создавших модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержавшие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведенияоведінки.

дальнейшем за короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование было распространено также на сложные виды интеллектуальной деятельности, такие я как игра и решения различных задач (АНьюелл,. ГСаймон). Весьма перспективным в современной когнитивной психологии считается понимание психических процессов по аналогии с процессами вычисления, ряд ученые считают сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства своеобразной"компьютерной метафорой", которая может плодотворно использоваться в психологические их исследованиях высших познавательных функций человека - интеллекта, систем принятия решений тощтощо.

Представленные способы применения метода моделирования реализуют лишь одну из его техник - моделирование по аналогии. Именно эта техника является наиболее родственным кибернетическим и компьютерным видением логик ки взаимопереходов и взаимосвязей явлений. В психологическом исследовании моделирования * используется также в техниках"воспроизведение содержания"и"воспроизведение логики познания", которые применяются в теорети зации содержательных характеристик сущности изучаемых объявленияищ.

Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования направлено к построению"образа-модели"психологического явления, которое рассматривается как многомерное и багатозмистовне, а следовательно, как таковое е, реализующий систему естественных, социальных и духовных отношений. Поэтому построены объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовнимы,"межуровневого", что делает информативный образ изучаемого ого явления целостное и полным. Указанная техника моделирования используется применительно сложных смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, жизненного пути тощщо.

Моделирование как воспроизведение логики познания используется для теоретизации как сущности изучаемого предмета, так и способов и средств его познания и преобразования. Эта техника моделирования направляется вана на постепенное восстановление динамических характеристик существования предмета в их развитии, а также - на построение адекватного средства познания воссозданной логики развертывания сущности явления"Двойная рефлексия"- основной механизм этой техники моделирования - требует особой подготовленности исследователя к работе с методом. Однако исследовательский эффект применения техники имеет двойной степень - теории я предмета и теория способа познания данного предметета.

Реконструкция в психологии применяется как метод теоретического исследования психологических явлений и заключается в содержательной и структурной перестройке явления, на которое направлена??исследовательская действие психолога. Ви идповидно выделяют содержательную реконструкцию, которая оперирует смысловыми признаками явлений, и структурную, направленную к формально-логических признаков данных явлений. Предметом реконструкции могут избираться как психолог. Ичне явления, так и средства их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания тощщо.

Полифункциональность данного метода определяется не только многообразием его предметных адресатов, но и богатством техник, которые могут применяться в рамках метода. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация"когнитивных пространств", которым принадлежат исследуемые явления и по которым исследователь ввести данный метод. Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных"когнитивных пространств", то возможно использование техники"прямая реконструкция", при условии разнородных пространств исследователь применяет опосредованную реконструкцию, но здесь обязательно избирается третье (обобщенное с а содержанием относительно первых двух) явление как опосредующим звеномка.

Качественная дифференциация изучаемых явлений осуществляется также по признаку"содержательной завершенности"или"когнитивной целостности"В зависимости от целей и задач исследования применяется креативная, или воспр ворююча, реконструкция, таким образом"новый смысл"предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным, или соответствующим"выходном содержания"по уровню завершенности и наполненности целом метод р еконструювання может применяться не только как средство теоретизации, но и как средство анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследованияня.

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:
- системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
- требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
- изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

- описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
- прогнозирование развития психических явлений;
- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
- оптимизация условий протекания психических процессов.

Коротко о классификации моделей в психологии. Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые. Вспомним верного друга человека -собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н. Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это:
- буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н. Обозова);
- модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В. Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей);
- графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые - возможные переходы из одного состояния в другое);
- математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;
- кибернетические модели построены на основе теории систем автоматического управления и имитации, теории информации и т. д.


Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

История применения методов исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.


Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.


С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Основные методы психологических исследований

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.


Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:


Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение, как метод исследования в психологии

Наблюдение имеет несколько вариантов.


Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение или самонаблюдение , применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.


Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.


Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос, как метод исследования в психологии

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.


Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты, как метод исследования в психологии

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.


Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.


Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент, как метод исследования в психологии

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.


Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование, как метод исследования в психологии

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.


Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.


Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Другие методы исследования в психологии

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...