Мой узбекистан. Александр Македонский

В священной книге зороастрийцев «Авеста» об этой чудесной стране говорится так: «Я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами», где «высокие горы изобилуют пастбищами и водой, дающими скоту обильный корм, где глубокие озера с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами».

Согдиана - это древняя историческая область, располагавшаяся на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Именно здесь в 742 году до н. э. был основан город Мараканда (Самарканд).

Свобода вероисповедания

Подавляющее большинство согдианцев исповедовали зороастризм. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках статуи зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты, многочисленные оссуарии - сосуды для хранения останков огнепоклонников, а также росписи на стенах с изображением колесниц - именно на колеснице ездил бог Солнца.

В первых веках нашей эры в Согде появляются и другие учения - буддизм и христианство, которые мирно сосуществовали с зороастризмом. Но с пришествием арабов со свободой вероисповедания было покончено.

Искусные ремесленники

В Согдиане процветало земледелие, успешность которого была обусловлена искусственным орошением земли. Оросительные сооружения в этой стране не уступали римским акведукам. В городах были выстроены водопроводы, покрытые свинцом. Круглые сутки водопроводы охраняли специальные надсмотрщики.

Жители Согды преуспели и в животноводстве (особенно в коневодстве), изготавливали шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, занимались гончарным делом, изготовлением изделий из цветного стекла и бумаги. Также Согдиана славилась своей письменностью, культурой, искусствами и литературой.

Звезда Шелкового пути

Через города Согдианы проходил знаменитый Шелковый путь, а потому не мудрено, что жители «страны садов» слыли знатными торговцами. Новорожденным мальчикам мазали язык каменным медом (его собирают дикие пчелы, откладывая в расселинах каменных утесов), а ладонь - клеем, чтобы речи были сладкими, а к рукам прилипали деньги.

Сызмальства детей обучали различным наукам. Когда юноше исполнялось двадцать лет, он отправлялся торговать самостоятельно. В Согде были самые большие ярмарки. Каждый год туда приезжали купцы из разных стран.

Богатство

На картинах, написанных искусными согдианскими художниками в период расцвета страны, были изображены благородные особы в роскошных одеждах, увешанные золотом и драгоценностями. Арабы восхищались богатством Согдианы и вознамерились завладеть им.

Один из участников похода - Кутейбы - так писал о Самарканде: «Он по зелени своей, словно небо, а дворцы его, словно звезды на небесах, а река его - зеркало для просторов, а стена его - солнце для горизонтов».

Борьба оказалась долгой. В 612 году арабы добрались до Согдианы, но смогли взять ее только в 712-м. Согдийский царь Диваштич отказался подчиниться противнику и укрылся в замке на горе. А арабы тем временем разрушили согдианские дворцы и храмы, разбили статуи, уничтожили рукописи и картины. Диваштич был распят. Государственной религией Согдианы стал ислам, а согдианскую письменность сменила арабская графика.

Источник: https://weekend.rambler.ru

Posts from This Journal by “история” Tag


  • Калининград. Ворота

    Удивительно, сколько всего я смогла посмотреть за пару дней в Калиниграде. Сегодня напишу о части фортификационных сооружений старого Кенигсберга,…


  • Калининград, Рыбная деревня

    Рыбная деревня в Калининграде - новодел, построенный специально для туристов кусочек "старой" Пруссии. Зная все это, я не рассматривала для…


  • Калининград, знакомство...

    В Калининград я собиралась долго. Пару лет точно. Все время останавливали какие-нибудь другие места, да и цены на перелет "кусались". А тут…


  • Прекрасное средневековье в Новгородском музее-заповеднике

    Послезавтра в Новгородском музее-заповеднике заканчивает свою работу выставка "Прекрасное средневековье. Образ женщины древнего Новгорода". Идеей…


  • Бельтайн или Вальпургиева ночь

    Языческий праздник Бельтайн праздновался в дохристианской Европе в ночь с 30 апреля на 01 мая. Люди радовались приходу весны, разводили костры,…


  • Эрмитаж выставка "История создавалась здесь"

    Скорее всего под воздействием выставки "Некто 1917" в Третьяковской галерее на Крымском валу я решила сходить еще и в Эрмитаж, посмотреть…


  • Верхотурье

    Верхотурье считается духовной столицей Урала. В первую очередь из-за местного святого Симеона Верхотурского. Во вторую из-за Свято-Николаевского…

Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

Ранней весной 329 года до н.э. армия Александра Македонского , преследовавшая бежавшего Бесса , перейдя Гиндукуш , ступила на землю Бактрии . Эта сатрапия встретила царя очень неприветливо, жители спрятали все продукты, и воинам, что бы хоть как то прокормиться, пришлось забивать вьючных животных, но ничто не могло остановить упрямца-царя и армия начинает продвигаться вглубь страны. Уже покорены первые бактрийские города Аорн и Бактры , на пути македонца лежит безводная пустыня, которую армия проходит за пять дней. Преследуя неприятеля, войска выходят к реке Окс (Амударья ).

Широкая и полноводная, с быстрым течением, река казалась почти непреодолимой преградой. Поскольку все суда были сожжены по приказу отходившего Бесса , Александр приказал своим людям набить мешки из шкур животных травой и использовать их для переправы. Сегодня благодаря исследованиям историков, под руководством академика Узбекской АН Э. Ртвеладзе мы точно знаем, что это историческое событие происходило в тридцати километрах западнее Термез а в селение под названием Чушка-Гузар и заняло у армии Александра несколько дней.

Но после форсирования Окса преследование врага теряет всякий смысл, так как к Александру подоспели гонцы - представители местной знати, согдиец Спитамен и бактриец Датаферн , которые предложили выдать Бесса . Некогда сатрап, а ныне объявивший себя царем Персии - Бесс , содержался своими бывшими соратниками под стражей в небольшом городке области Наутака (городище Узункыр недалеко от современного Китаба ). Они надеялись, что македонец уйдет из страны, получив ненавистного предателя, но войска Александра повернули в сторону Мараканды .

В мятежном городе император всерьез расчитывал на помощь Спитамена , но тот сам призвал народ Согдианы к оружию и если раньше согдийцы смотрели на Македонского , как на освободителя от персидского ига, то теперь он был для них очередным захватчиком. Несмотря на то, что восстание было поддержано бактрийцами и кочевниками-саками, Александр сумел подавить смуту и жестоко расправиться за неповиновение, буквально стерев с лица земли несколько крупных городов восставших.

Покончив с мятежниками, армия македонцев двинулась к Яксарту (Сырдарья ) и здесь в очень удобном месте Александр решает устроить свой форпост с громким названием Александрия - Эсхата .

Город был построен в кратчайшие сроки, всего за 20 дней и обнесен высокой крепостной стеной. Население Александрии составляли непригодные к службе солдаты македонской армии, да пожелавшее остаться местное население. Однако, племена заречных скифов увидели в выстроенном городе потенциальную угрозу своей независимости и Александр буквально разрывался, пытаясь наладить отношения с кочевниками и подавлением вновьвспыхнувшего восстания в Мараканде .

Относительно спокойную зиму 328-328 года Македонский провел на территории Бактрии в Зариаспе , а с приходом весны вновь объявился Спитамен и начались бунты. Пришедшие в Согдиану войска македонцев не знали жалости, многие земли после бойни просто вымерли. Боясь продолжения партизанской войны, Александр основал на территории Согда 8 укрепленных городов-крепостей, что бы иметь необходимые убежища от мятежников для себя и своей армии.
Зимой 328 года царь получил роскошный подарок. Переметнувшиеся на его сторону массагеты убили скрывавшегося у них Спитамена , а голову преподнесли Александру (по другой версии все это проделала жена Спитамена , уставшая от бесконечных скитаний). Казалось бы в стране, наконец, наступит затишье, но весна, обещавшая быть спокойной, принесла очередные мятежи.

На этот раз зачинщиками беспорядков стали согдийские аристократы, крайне негативно настроенные к императору. Засев в своих неприступных горных замках они беспрестанно сеяли смуту среди населения. Греки называли эти замки - петрами (скалы).
Александра ждал новый поход , и первой на его пути встала «скала » одного из согдийских дворян - Сисимитра. По утверждению Э. Ртвеладзе это происходило на границе Бактрии и Согдианы в ущелье Дара-и-Бузгала на реке Шуроб-сай .

Была ранняя весна и на склонах лежал глубокий снег. Семейство согдийского вельможи Оксиарта , вместе с воинами укрылось в высокогорном родовом замке на вершине неприступных скал. Александр окружил крепость, но видя безнодежность своего предприятия, предложил осажденным сдаться, на что выслушал ряд насмешек, что и переполнило чашу его терпения. Вызвав к себе 300 умелых в скалолазание воинов, он посулил им невероятное вознаграждение и солдаты не подвели. Как только рассвело, засевшие в крепости, увидели невдалеке над собой внушительный отряд македонцев, готовившихся к атаке. Осажденные были поражены и сдались на милость победителя.

Когда молодой царь во главе войска по узкой тропе поднялся в покоренную крепость, во двор выводили пленных. Дверь покоев побежденного князя медленно отворилась и на залитый светом двор ступила невысокая девушка. Волосы цвета спелой пшеницы и большие сияющие глаза - это все, что разглядел Александр , но и одного взгляда было достаточно, что бы понять, юная женщина невероятно хороша. Роксане , а именно так звали пленницу, мгновенно было предложено стать его женой.

Обряд венчания был прост: острым мечом разрезали хлеб и дали по кусочку жениху и невесте (не отсюда - ли берет начал узбекский обычай в день помолвки преломлять лепешку), зато сама свадьба стала весьма помпезной. Еще бы ведь в этот день примеру царя последовало десять тысяч воинов Александра . И если ранее эти местные отряды, набранные в македонскую армию, действовали как самостоятельные подразделения, то после столь значительного события они стали равноправными единицами войска Александра , а их предводители, такие как брат Роксаны и сыновья сотрапов, и вовсе стали ее элитой.
Александр планомерно претворял в жизнь свой план. Ведь он понимал, что только силой оружия не сможет удержать покоренных земель, поэтому старательно перемешивал племена и народности, что бы в итоге создать единую восточную нацию - основу его царства .

Отца своей нареченной - Оксиарта Александр принял с большим почетом и уважением. Ему были не только возвращены родовые имения, состоящие из земель от юго-восточных предгорий Гиссар а до верховий Сурхандарьи , но и преподнесены новые. Теперь он становился сатрапом огромной территории, включающей в себя части Северной и Южной Бактрии до перевала Гиндукуш .

Но даже свадьба не смогла надолго оторвать македонца от войны. Предстояло навести порядок и в остальных горных замках.
Второй укрепленной цитаделью стоявшей на пути у Александра стала «Скала Хориента ». Окруженное со всех сторон глубокой пропастью, это родовое гнездо местного сатрапа было совершенно недосягаемым. Но это не остановило Македонского . Приказав рубить растущие на склонах вековые ели и делать настилы, Александр шаг за шагом приближался к мятежной крепости, но смутьяны не сдавалист, и только когда многочисленные стрелы врага достигли укрытия, Хориен согласился на переговоры…

В 327 году до н.э. Среднеазиатский поход великого полководца был закончен . Его мнение о народах населявших этот край кардинально изменилось. Придя сюда всего три года назад, Александр расчитывал на легкую победу над аборигенами, но вместо этого встретил ожесточенный отпор и готовность продолжать борьбу за свою независимость. Да и местные «варвары » оказались людьми высокой культуры, искусства и ремесла, подражать которым, по словам самого Александра , было совсем не стыдно.

Летом того же года оставив в Согдиане и Бактрии большие военные гарнизоны армия Александра вновь перешла Гиндукуш и покинула земли Средней Азии .
Начинался новый поход честолюбивого македонца, теперь его путь лежал в Индию

В 323 году на тридцать третьем году жизни император скончался от неизвестной болезни в Вавилоне , после неудачного индийского похода . Роксана до конца оставалась вместе с супругом и через несколько дней после его кончины родила сына. И хоть злые языки утверждали, что Александр был отравлен женой из ревности к его другу, так же внезапно скончавшемуся, это не доказано и доподлинно не известно.

А известно, что Роксана была хорошо принята матерью Александра , и ее несовершеннолетний сын какое-то время даже был на троне Македонии . Однако Мать Александра - Олимпиада , к сожалению, не была мудрой женщиной и сумела восстановить македонцев против себя и своей семьи. В 317 году до н.э. их правление было свергнуто, а 311 году Роксана и ее сын Александр IV , находящиеся под арестом в крепости были убиты…

Так пресекся род Темеидов , управлявший Македонией с древних времен. Огромная империя, основанная Александром Великим , распалась. Наиболее крупными государствами стали Египет , с правящей династией Птолемеев , Сирия , под управлением династии Селевкидов , включившая в себя земли Персидского царства и Македония , сохранившая свою власть над Грецией , где родоначальником царской фамилии стал Антигон Горат . Все новоявленные правители вышли из кагорты Александра Македонского , где были его любимыми друзьями и соратниками.

Начиналась новая эпоха - Эллинизм , провозгласившая господство Греции на Ближнем Востоке , которое привело к взаимопереплетению западной и восточной цивилизаций.

Поэтические строки «Авесты», сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: «Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами».

Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как «Страна плодородных долин».

На рубеже старой и новой эры, когда на территории Средней Азии складывались и распадались государственные образования, Согдиана стала членом политической конфедерации, объединившей около двадцати различных княжеств и вольных городов. В I веке нашей эры Согдиана, как и Бактрия, вошла в состав могущественного государства Великий Кушан.

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

История Согда была яркой, насыщенной событиями и переменчивой. Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений и разветвленная сеть ирригационных сооружений. Согдийцы выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот и на протяжении столетий мирно соседствовали с кочевыми племенами саков и массагетов.

В середине шестого века до нашей эры Согдиана стала частью Ахеменидской империи, однако жители ее ожесточенно сопротивлялись захватчикам. «Отец истории» Геродот рассказывает о царице массагетов Томарис, ставшей во главе войска, уничтожившего в упорной битве полчища персов. В этом бою погиб и персидский царь Кир Великий. Голову его Томарис велела бросить в кожаный мех, наполненный кровью, чтобы он «досыта напился» ею.

Его преемник Дарий также столкнулся с жестоким отпором среднеазиатских народов. Античный автор Полиен описал историю сакского пастуха Ширака. Мужественный юноша, назвавшись проводником, преднамеренно завел персов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью.

На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша.

ЭЛЛИНСКИЙ СЛЕД

В 329 году Мараканд увидели воины Александра Македонского. Это был большой цветущий город, обнесенный крепостной стеной, с цитаделью, окруженной многочисленными жилыми постройками.

Эти годы не были мирными для захватчиков. Население Средней Азии оказывало стихийное сопротивление македонцам с момента их появления, пока в Согдиане оно не переросло в настоящую войну. Завоевателю пришлось пережить вооруженное восстание во главе со знатным согдийцем Спитаменом. Это было народное освободительное движение, которое охватило и ряд соседних областей, в частности, Бактрию. Александру Македонскому пришлось предпринять немало усилий, чтобы подавить восстание. Сам Спитамен, по преданию, был убит собственной женой, которая такой ценой хотела спасти жизнь себе и троим своим детей.

После смерти великого полководца Согд стал частью государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

Ученые не зря относят Согдиану во главе с Маркандой к одному из центров древних мировых цивилизаций. Раскопки, которые уже несколько десятилетий ведутся на Афрасиабе, дали немало интересных находок. На свет были извлечены различные предметы, свидетельствующие, в частности, о заметном влиянии эллинистической культуры. Среди них высококачественная керамика, в том числе кубок с именем богини победы Ники, терракотовые головки Афины, бронзовые изделия, наконечники стрел, резные греческие геммы, монеты селевкидских и греко-бактрийских правителей.

«РАСЦВЕТАЛИ ВСЕ ЦВЕТЫ»

Жители древней Согдианы исповедовали в основном зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии – вместилища для останков огнепоклонников. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: «Мы поклоняемся Миртре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние – серебром».

В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии – буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры на территории Согдианы близ современного города Ургут, что в шестидесяти километрах от Самарканда, находился центр распространения христианства. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. По свидетельству китайского монаха-паломника Сюань Цзяна, побывавшего в Самарканде в VII веке, он посетил находившийся здесь буддийский монастырь, правда, нашел его уже в состоянии упадка и запустения.

Главным в этом сожительстве вероучений в кушанскую эпоху была их взаимная терпимость, толерантность. В Согдиане в религиозном смысле «расцветали все цветы», и это продолжалось до нашествия арабов, которые покончили со всяким свободомыслием в делах веры.

САМАРКАНДСКИЙ АКВЕДУК

Согдиана была процветающим краем. Ведущее место в экономике занимало сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие, основанное на искусственном орошении. И надо сказать, что в развитии ирригации древние согдийцы достигли больших успехов. Так, внутренняя часть Самарканда – шахристан снабжалась водой специальным оросителем, который отделялся от главного городского канала Чакардиза. В исторических источниках канал упоминается под названием «Джуи-Арзиз», или «Свинцовый проток». Вода в город поступала по арочной эстакаде, которая поддерживала водопроводный акведук, покрытый сверху свинцом. Специальные надсмотрщики круглый год охраняли это уникальное гидротехническое сооружение, сложенное из жженого кирпича, которое не уступало и римским акведукам.

Согдийские ремесленники выделывали шерстяные и шелковые ткани. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались в селении Ведар близ Самарканда, и которые пользовались спросом не только в Средней Азии, но и за ее пределами.

Во многих городах Согдианы при археологических раскопках найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги.

НАМАЗАВ ЯЗЫК «КАМЕННЫМ МЕДОМ»

Уже в эпоху эллинизма через согдийские города проходил знаменитый Великий шелковый путь, а Мараканда (Самарканд) находилась на главном перекрестке важнейших караванных дорог. Оживленные торговые связи оказывали сильное влияние на культуру соседних стран. Если согдийцы заимствовали из Китая шелководство, технологию производства бумаги, оружейное дело, то китайцы вывезли из Средней Азии семена и саженцы винограда, хлопчатника, люцерны. Отсюда, из Ферганской долины, поставляли в Поднебесную империю неутомимых скакунов.

По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Они держали в своих руках торговлю фактически на всем восточном участке Шелкового пути - от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Самарканд, главный город страны, являлся одновременно торгово-промысловым центром и ведущим узловым пунктом на Великом шелковом пути. В нем сосредоточивалось наибольшее количество иноземных товаров, а также основная масса продукции местного ремесла.

Торговые связи Согда простирались и на Запад до Средиземноморья. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы из Согдианы во главе с купцом Маниахом древними степными путями в обход Ирана по северному берегу Каспия достигли Константинополя и установили дипломатические и торговые связи с Византией.

По словам того же Сюань Цзяна, половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина – торговлей. В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык «каменным медом», а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать. Достигнув двадцати лет, юноши уезжали в соседние владения, где могли надеяться на прибыльную торговлю.

Одной из древнейших форм торговли в Согде были ярмарки. Сюань Цзян в своих записках отмечал, что «ежегодно на большие ярмарки съезжались купцы из всех стран и там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали. На ярмарках торговали и с кочевниками. Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда тюрки пригоняли свой скот и привозили свои изделия, и куда в свою очередь прибывали согдийские купцы для покупки и обмена.

ВЫЗЫВАЮЩАЯ РОСКОШЬ ЗНАТИ

Согдиана в первые века нашей эры славилась не только ремеслами и торговлей. В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита. Наиболее ранние согдийские тексты, дошедшие до нашего времени, относятся к началу IV века и представляют собой частную переписку, выраженную весьма литературным языком.

Сорок лет назад при раскопках одного из холмов Афрасиаба был обнаружен богатый дом, в котором стены были украшены росписью с изображением нарядно одетых всадников и всадниц, восседающих на слонах, верблюдах и лошадях. На одежде одного их мужчин, черты лица которого имеют этнические отличия от лиц других персонажей, была согдийская надпись. Расшифровав ее, ученые прочли текст, гласящий: «Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня – я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…»

Согдийские художники с воодушевлением изображали богатство и роскошь знатных господ. На стенах храмовых и дворцовых зал в Самарканде, Варахше и Пенджикенте они рисовали благородных вельмож в роскошных одеждах из парчи и шелка, в золотых венцах и поясах, с кинжалами у пояса, в драгоценных серьгах, ожерельях и браслетах, с изнеженными лицами и тонкими девичьими талиями, с золочеными чашами в изящных руках.

Такими их наяву видели и арабы, что возбуждало в них зависть и алчность и, без сомнения, вызывающая роскошь местной знати повлияла на размах арабских завоевательных походов.

ПАДЕНИЕ СОГДА

Арабские армии дошли до Согдианы, прозванной ими «Садом победоносного халифа» в 651 году. Но здесь им предстояла длительная и трудная борьба. Лишь в 712 году Согд терпит поражение от мусульманских войск Кутейбы ибн Муслима. Согдийский ишхид (царь) – афшин Самарканда Диваштич не подчинился завоевателям, и арабы назначили царем Гурека.

Диваштич удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг он построил неприступный замок. Спустя десять лет наместник Хорасана эмир Саид аль-Хараши решил покончить с непокорным афшином. Арабы разрушили дворец и храм огня в Пенджикенте, разбили статуи, уничтожили настенные фрески, сожгли согдийские рукописи. Штурмом была взята крепость на горе Муг, а сам Диваштич попал в плен. Он был распят на стене мавзолея-науса близ современного города Акташ в Самаркандской области.

Арабы искоренили местные религии и сделали государственной религией ислам, согдийский язык был вытеснен языком дари, письменность заменена арабской графикой, этой своего рода «восточной латынью».

После Х века Согд, как название страны и области выходит из употребления и при темуридах сохраняется лишь как название двух небольших рустаков к западу от Самарканда.

Поскольку Согдиана и Бактрия были самыми большими областями Центральной Азии, в которых арабы в первую очередь распространили ислам, давайте подробнее рассмотрим религиозное наследие народов этих стран. Это поможет нам понять их первоначальное отношение к мусульманской вере.

Отношение зороастрийцев к буддизму Arrow down Arrow up

Большую часть населения Согдианы и Бактрии составляли зороастрийцы, тогда как буддисты, манихеи, несториане и иудеи были в ощутимом меньшинстве. Буддизм распространился в этом регионе в период кушанского правления – с конца II века до н.э. до 226 года н.э., – однако он никогда не был популярнее зороастризма. Наиболее слабым буддизм был в Согдиане, в силу ее отдаленности от центров кушанской власти, находившихся в Кашмире, Гандхаре, Уддияне и Кабуле.

Персидские Сасаниды (годы правления 226 – 637) правили Согдианой, Бактрией, Кашгаром и частями Гандхары до тех пор, пока белые гунны не захватили этот регион в начале V века, что заставило Сасанидов отступить в Иран. Хотя Сасаниды были националистической, строго прозороастрийской династией, более ортодоксальные правители которой сурово преследовали любые зороастрийские течения, которые они считали ересью, в большинстве своем они были терпимы к другим религиям. Они позволяли последователям других религий придерживаться своей веры при условии, что каждый взрослый мужчина платит дифференцированный подушный налог.

Единственное значительное исключение из этой закономерности имело место во второй половине III века, когда религиозной политикой империи правил верховный зороастрийский жрец Картир. Педантично стремясь уничтожить все изображения божеств в империи, чтобы единственным объектом поклонения был священный зороастрийский огонь, Картир приказал разрушить несколько буддийских монастырей, главным образом расположенных в Бактрии. Это произошло из-за того, что статуи Будды и стены с его изображением содержали много элементов зороастризма. Например, будды часто изображались окруженными ореолом пламени, к тому же эти изображения сопровождались посвящениями или подписями «Будда-Мазда» (прим. пер. : Ахура-Мазда – высшее божество зороастризма). Поэтому бактрийские буддисты казались верховному жрецу зороастрийскими еретиками. Как бы там ни было, буддизм восстановился после преследований со стороны Картира.

Зурванизм Arrow down Arrow up

Зурванизм (зерванизм) был зороастрийским течением, иногда поддерживаемым некоторыми из императоров династии Сасанидов, в остальное же время осуждаемым более ортодоксальными правителями как требующая искоренения ересь. Хотя очаги зурванизма встречались по всей империи Сасанидов, включая даже родной город Зороастра (Заратустры) – Балх, главным регионом, куда стремились зурваниты, была Согдиана. Возможно, причиной тому была ее удаленность.

Согдианские зурваниты были наиболее нетерпимой к другим религиям группой зороастрийцев, гораздо более враждебно настроенной, чем их собратья – бактрийские зурваниты. Их агрессивное отношение, возможно, было защитным механизмом, возникшем в результате того, что они были объектами предрассудков в Иране, смешанным с самоуверенностью, которая была результатом их высокой численности в Согдиане. Их предубеждение заставило многих согдийских буддистов, манихеев и несториан покинуть родную землю и переселиться в качестве торговцев дальше на восток вдоль Великого шелкового пути в города-государства Таримской впадины, особенно в Турфан. Поскольку тохары Турфана тоже были иммигрантской общиной, пришедшей с запада, скорее всего, согдийские беженцы получили здесь сочувственный прием.

Правление белых гуннов и его последствия для Согдианы Arrow down Arrow up

Белые гунны, отвоевавшие Согдиану у Сасанидов, в большинстве своем были твердыми приверженцами буддизма. Они правили не только бывшими владениями Сасанидов в Центральной Азии, но также и частями северной Индии, Кашмиром и Хотаном. Как уже говорилось, посетивший Согдиану в V веке Фа Сянь сообщал о процветании буддизма в Согдиане. Тем не менее, большую часть местного населения по-прежнему составляли последователи зурванизма, которые, вероятно, не были рады возрождению буддизма.

В 515 году царь белых гуннов Михиракула начал короткое, но разрушительное преследование буддизма. Его войска намеревались уничтожить четырнадцать сотен монастырей. Больше всего пострадали равнины Гандхары, Кашмир и северо-запад Индии, то есть центры его власти. Михиракула не осуществил свою политику в более отдаленных районах империи, таких как Сват. Тем не менее, его политика, несомненно, повлияла в некоторой степени на некоторые из них. Монастыри Самарканда, к примеру, не были разрушены, но были покинуты монахами.

Неприязнь местных зурванитов к буддистам, несомненно, препятствовала тому, чтобы снова открыть монастыри в Согдиане. Возможно, их паранойя даже усилилась из-за жесткого утверждения ортодоксального зороастризма в Иране и почти сразу же начавшегося преследования еретических течений императором династии Сасанидов Хосровом I (годы правления 531 – 578). Таким образом, в 560 году западные тюрки нашли буддизм в Согдиане в ослабленном состоянии, а в 630 году Сюань Цзан сообщил о том, что монастыри в Самарканде все еще закрыты и местные «зороастрийские» сообщества враждебно настроены к буддизму.

Что касается самого Ирана, Сюань Цзан сообщил о трех буддийских монастырях, оставшихся на территории бывшей Парфии на северо-западе страны. Согласно мусульманскому историку XI века аль-Бируни, раньше на всем пути к границе с Сирией было много монастырей. Судя по всему, остальные были разрушены Сасанидами.

Бактрия Arrow down Arrow up

По сообщениям Сюань Цзана, буддизм в Бактрии процветал, особенно в монастыре Нава Вихара в Балхе. Хотя Балх был священным городом зороастризма и большую часть населения города составляли последователи этой веры, включая последователей течения зурванизм, все же они были терпимы к буддизму, возможно, благодаря тому что среди них было гораздо меньше беженцев-зурванитов из Ирана, чем в Согдиане, и они занимали менее оборонительную позицию в вопросах своей религии. Живя в духовном центре зороастрийского мира, они, видимо, не чувствовали угрозы в наличии буддийских монашеских учебных заведений. Эта атмосфера и тот факт, что высокий стандарт обучения и образования в Нава Вихаре привлекали как поддержку, так и соискателей на обучение из буддийских сообществ всей Центральной Азии, гарантировали буддийским монастырям продолжение существования и процветание, несмотря на ущерб, который они могли понести в короткий период преследования при Михиракуле.

Гандхара Arrow down Arrow up

Хотя первые арабы в Центральной Азии не смогли достичь Гандхары, давайте ради полноты картины также проанализируем состояние буддизма и на ее территории. Сюань Цзан сообщал о том, что гандхарские монастыри действовали, но на очень низком духовном уровне. Основная тяжесть разрушений, причиненных войсками Михиракулы, должно быть, пришлась на Кабульский район и пенджабские равнины Гандхары. Буддисты здесь, особенно в Гандхаре, жили в основном в индуистском окружении, в котором особое внимание уделялось религиозной практике и которое признавало Будду, считая его индуистским богом. Не удивительно то, что, хотя монастыри продолжали оставаться открытыми, из-за отсутствия больших центров образования основное внимание в них уделялось религиозным потребностям паломников, а не изучению буддизма. То есть монастыри в Гандхаре так полностью и не восстановились от разрушений, причиненных Михиракулой.

Подведение итогов Arrow down Arrow up

При таком наследии, мы можем предсказать, что ни составляющие большинство зурваниты, ни буддийское меньшинство в Согдиане, скорее всего, изначально не были открыты к исламу. У зурванитов был опыт существования в качестве небольшого течения, презираемого могущественным ортодоксальным зороастризмом в Иране, а буддисты в Согдиане получили подобный опыт из-за действий зурванитов. Таким образом, большинству из них было несложно принять то, что они получили вместе с правлением арабов, а именно статус пользующихся правом защиты (араб. зимми ) второсортных немусульманских подданных мусульманского государства. Перенимая сасанидские традиции в Иране, арабы требовали, чтобы каждый взрослый мужчина платил дифференцированный подушный налог (араб. джизя ), дающий право придерживаться своей религии. В Бактрии как зороастрийцы, так и буддисты были тверды и уверены в своей вере. Они продолжали ей следовать, невзирая на цену.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...