Морфемика: Морфема. Виды морфем

Учение о структуре слова и его частях сложилось в лингвистике давно, но сам термин морфемика относительно новый. Он вошел в широкий научный обиход в 1970 г., после выхода «Грамматики-70». Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.

Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.

1) Классификация морфем по месту в слове.

Морфемы делятся на корневые и служебные . Последние называются родовым термином аффикс . К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.

Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна ) или -ить (белить ). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.

Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать ) или формообразующее значение (видовая пара делать сделать ). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.

Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник ) или формообразующее значение (учить – учил ) значение.

Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая словоизменительное значение и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика , раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви ), синий – синь , выходить – выход . Окончание не теряет словоизменительного значения, если служит средством словообразования. В любом случае часть слова без окончания называется словоизменительной основой .

Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы ’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbröckeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование : соберу – собирать – собрать . Строго говоря, корень здесь -бр- , а не -бир- / -бер- , как принято говорить в школе.

Постфикс – часть слова после окончания: ся- , кто-нибудь , гдекорень к- , окончание -то (к-ого-нибудь , к-ому-нибудь ) и постфикс -нибудь .

Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.

Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.

Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – ge macht , голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный ), wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший ); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – превосходная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс , описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е , под-зем-ный .

Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.

2) Классификация морфем по типам значений.

Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими , что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.

3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами . Морфема -друг - может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга ), [друк] (друг ), [друш] (подружка ), [друз, ] (друзья ), [друж](дружить ).

С одной стороны, морфемы могут быть омоничными: пропол-к-а – опредмеченное действие; студент-к-а – показатель женского рода. С другой стороны, между морфами одной морфемы может отсутствовать всякое фонетическое сходство: сказ-к -а >сказ-оч -к-а.

§ 2. Словообразование: производящая и производная основа. Способы словообразования. Словообразовательный тип.

Главной единицей словообразования является производное слово. Большинство слов в языке являются производными (приблизительно 88 %). У производного слова особое значение – словообразовательное. Оно, как правило, не совпадает с суммой морфемных значений. Коровник ‘помещение для коров’, а не, например, человек, ухаживающий за коровами. Словообразовательное значение – это общее для ряда производных слов значение. Слова с одинаковыми аффиксами могут иметь разное словообразовательное значение: коровник , курятник – помещение для того, что названо производящей основой; курортник , выпускник – люди, имеющие отношение к тому, что названо производящей основой; чайник , кофейник – посуда для того, названо производящей основой.

Важно разграничивать синхронический и диахронический аспекты словообразования. С точки зрения реального источника слов в языке – все слова производные, т.е. откуда-то произошли. Просто производность одних слов находится в другом языке или неизвестна, производность других со временем перестает осознаваться или переосмысляется. Диахроническое словообразование включает этимологию и историческое словообразование в рамках данного языка. Этимология устанавливает первичный источник слова, который может быть и в другом языке: помада из лат. pomum ‘яблоко’ > фр. pommade , ит. pomata (Первоначально помада изготавливалась из яблок). В любом случае диахроническое словообразование выясняет реальное происхождение слова.

Синхроническое словообразование выясняет не реальный источник происхождения слова, а то каким он представляется современным носителям языка. Синхроническая производность имеет системный характер. Для синхронии важно уяснить, какому слову противопоставлено анализируемое слово. Слово ложка , образованное, по данным истории языка, от утраченного слова лъжа , в современном русском языке воспринимается как не мотивированное. В слове вилка тоже не выделяется суффикс -к- , хотя даже рядовому носителю языка понятно, что оно происходит от вилы . В синхронии производным является слово, осознаваемое как более сложное с формально-семантической точки зрения.

Итак, диахронически производное – это образованное в реальном времени, порожденное слово. Синхронически производное – слово, мотивированное чисто логически; логика обусловлена не реальными словообразовательными процессами, а системой языка.

Словообразование в узком смысле – производство слов на базе существующих. Если рассматривать широко, как область ономасиологии, то в словообразование должны включаться семантические дериваты, заимствования, кальки.

Производящее слово обычно проще формально и семантически. Бывает и наоборот. Что проще радовать или радоваться ? Радовать проще с формальной стороны, но семантически сложнее, поскольку в его толковании есть отсылка к радоваться : радовать – «делать так, чтобы кто-либо радовался».

Морфологические (точнее, морфематические) способы словообразования в национальном языке определяются набором его словоообразовательных аффиксов. В соответствии с ними выделяются префиксальный, суффиксальный, трансфиксальнный, инфиксальный, флексийный способы и т.д. Словообразование осуществляется и аффиксальными комбинациями, которые могут быть весьма изощренными: венг. meg-szent-ség-telen-ít-hetetlen-ség-es-kedés-e-i-tek-ért .Приблизительный перевод этого слова ‘по причине [вашего] постоянного стремления быть неоскверняемыми’. Слово образовано присоединением к корню -szent- ‘святой’ префикса meg- с грамматическим значением продолжительности действия и 11 суффиксов, выражающих различные значения (предмета, отношения к лицу, повторяющегося действия и т.п.).

Специфика словообразования зависит от общей специфики строя языка. В английском языке основными способами словообразования являются суффиксация и префиксация: natural ‘естественный’ > naturally ‘естественно’, usual ‘обычный’ > unusual ‘необычный’; decryptor ‘расшифровщик’. Продуктивно в английском и словосложение. Здесь оно без соединительной гласной, обычно с ударением на первом слове: handbook ‘справочник’– hand ‘рука’ и book ‘книга’. Гораздо продуктивнее, чем в русском, конверсия. Наиболее частотная модель « существительное > глагол»: a test ‘испытание’ > to test ‘испытывать’.

В древнекитайском языке вообще не было служебных морфем. Соответственно словообразование в нем могло быть только неморфологическое. Современный китайский язык, наряду с неморфологическими способами, использует и морфологические. Основным способом словообразования в нем является словосложение. Слово dàxué университет ’ складывается из слов ‘большой’ и хuéxí ‘изучение’.

§ 3. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ. Опрощение.

Морфемный анализ предполагает выяснение морфемной структуры слова. В школе он обычно называется разбором слова по составу.

Словообразовательный анализ проводится в два этапа: 1) необходимо найти слово, непосредственно мотивирующее данное, т.е. максимально близкое к нему в формальном и семантическом отношении; 2) выяснить способ словообразования.

Подробнее о морфемном и словообразовательном анализе см. в методичке «Морфемика и словообразование».

Этимологический анализ выясняет первоисточник слова – его этимон (греч. ‘истина’). Этимологический анализ требует специальных знаний. Студенты да и сами лингвисты, научные интересы которых не включают изучение этимологии, пользуются уже готовыми результатами, представленными в этимологических словарях. Легко установить, что слова уподоблять(ся) , расподоблять(ся), подобный , (не)подобает , сподобиться произошли от основы -подоб (л )- . В этих словах выделяется повторяющийся элемент -доб- (с-доб-ный , у-доб-ный ), который уже не раскладывается на более мелкие компоненты. Данный корень и будет этимоном для всех исторически (диахронически) однокоренных слов, хотя бы и разошедшихся по значению. Но значение этимона непонятно, а дальнейший анализ для неспециалиста невозможен. Смотрим в этимологическом словаре. Русские слова с корнем -доб- восходят к общеславянскому слову, а оно в свою очередь к индоевропейскому: о.-с. * doba- ‘период времени, срок’ < и.-е. * dhabros ‘соответствовать, подходить’, ‘быть удобным’.

С течением времени в морфемной структуре слова происходят различные изменения. Самое распространенное из них опрóщение . Оно представляет собой упрощение морфемной структуры, т.е. зарастание морфемного шва и уменьшение количества морфем: двор-ец → дворец; в-кус → вкус.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучают морфемика и словообразование?

2. Какие разделы выделяются в морфемике?

3. Какие существуют морфемы и способы словообразования?

4. Перечислите основные единицы морфемного и словообразовательного уровней и дайте им определение.

5. Что такое морфемный, словообразовательный и этимологический анализ?

6. Дайте определение опрощения и приведите собственные примеры.


Лекция № 11. Лексикология.

§ 1. Слово как предмет лексикологии ицентральная единица языка

§ 2. Лексическое значение

§ 3. Системные отношения в лексике (полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия)

§ 4. Этимология и внутренняя форма слова

§ 5. Фразеология

§ 6. Лексикография

Морфемика (студ.)

Морфемика

    Морфемика как раздел языкознания

    Морфема и морф. Разновидности морфов

    Типы морфем. Корень и аффиксы

    Функциональные типы аффиксов

    Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

    Морфемика как раздел языкознания

Морфемика –

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .

Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

    приставки (префикса) по- ‘начало действия’,

    корня друж- ,

    двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

- ть- (суффикс инфинитива),

    постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики .

    Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением

    приставки по- ‘начало действия’

    и постфикса -ся ‘взаимное действие’.

    В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

    подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)

    подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)

    Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:

    дру г -а – дру г’ е – дру з j - a – дру ж -ить ,

    ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .

К задачам морфемики относятся:

    рассмотрение принципов выделения морфем,

    выделение критериев отождествления и разграничения морфов,

    классификация морфем.

    Морфема и морф

Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:

    мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:

    нос, стол, лез ;

    нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

    вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):

    ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …

    голов-а голов-ы голов-у голов-ø…

    книг-а книг-и книг-у книг-ø…

Ср. также голов-а – голов- к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .

    Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.

    Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

    корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

    суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к ;

- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

    имеют тождественное значение,

    обладают формальной, т.е. фонематической близостью .

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

    алломорфы ,

    варианты .

    Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :

    корень: у-бр-а-ть у и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;

    приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;

    суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;

    окончание: кресл- ом – пол- ем ;

    англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.

    Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:

    окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;

    окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .

    Типы морфем. Корень и аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

    корень и

    аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

    функцию в составе словоформы и

    тип выражаемого значения .

    Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня .

Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

    бег бег -ать;

    черн -ый – черн -ота – черн -ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно :

    вдруг, завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

    дом-ø, ног-а.

Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

    до бав ка, при бав ка,

    об у ть, раз у ть .

    Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

    префиксоиды: полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…

само- – самооанализ…

    суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…

-фил – славяновил …

-видн- – стекловидный, змеевидный …

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

    дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,

    рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,

    красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

    Функциональные типы аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

    словообразовательные ,

    словоизменительные (формообразовательные ).

    Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:

    дом – дом- ик не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;

    слон – слон- ёнок ;

    бег-: про -бег, за -бег, на -бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

    Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:

    бег-а- ть – бег-а- л .

    бег-: бег- у , беж- ишь

ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

    построил домик- Ø ,

    вышел из домик- а .

Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

    чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

    девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;

    читающ- ий мальчик- Ø ­– читающ- его мальчик- а ­ – читающ- ему мальчик- у

    Позиционные типы аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

    стоящие перед корнем– префиксы (приставки),

    стоящие после корня:

    постфиксы ,

    суффиксы ,

    окончания (флексии ),

    вставляемые внутрь корня:

    инфиксы ,

    трансфиксы ,

    вставляемые между корнями –интерфиксы ,

    окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня

┌─────┴────┐ │ │

префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы

(приставки) (конфиксы)

┌────────┬────────┐

суффиксы флексии собственно

постфиксы

1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :

    пере-рыв, под-писать, не-глубокий.

    in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании очень редко .

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

    делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :

    wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- будущее время, si- отрицание, po- условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .

2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .

Этот термин используется в двух значениях :

    он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;

    собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

    нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .

2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:

    рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;

    конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

    рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л ;

    рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;

    рассказ-а- в ;

    красив-ый – красив- ее .

_____________________________________

1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.

2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

    красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;

    расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем

Постфикс является флексией, если он

    имеет хотя бы одно реляционное значение,

    входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:

    ворон- ø ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;

    бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;

    добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.

Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

    среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,

    чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;

    языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:

3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :

    sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,

    pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,

    sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,

    pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

    vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).

    старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;

л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.

    англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :

КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :

    пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.

-е- и - s - внемецких сложных словах:

    Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

    чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.

Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

    чит-а- j -у, бол-е- j -эт [Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .

6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

    под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .

Нем. :

    lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;

    find-en ‘найти’ – ge -fund­- en ‘найденный’

    nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Основа слова и словоформы

Литература

Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973, 2005. – Гл. 1,2.

Лопатин В.Н. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977. - Введение, Гл. 1.

Лопатин В.Н., Милославский И.Г., Шелякин М.А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование и морфология. – М., 1989. – С. 3-19.

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1984. - С. 13 – 36; 45 – 50; 58 – 66.

Русская грамматика. - М., 1980 (или 1982). - Т. 1. - С. 123 – 132, 133-142.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. – М., 1968. - Гл 1,2.

Энциклопедия «Русский язык». – М., 1997 (статьи «Морфемика», «Морфема», «Морф», «Деривация», «Словообразование»).

Теоретические сведения

Определение термина «морфемика».

Морфемика и словообразование тесно связанные, но всё же разные разделы языкознания. У них разные объекты исследования, цели и способы изучения.

Итак, под морфемикой понимается: 1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; 2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

Основными объектами исследования в морфемике являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы – и их линейные сочетания – слово как последовательность морфем, основа слова, словоформа.

Морфемика занимается изучением общей характеристики морфем, их классификации по разным признакам; асемантических частей слова и их функций; основы слова и ее видов; связей основ со служебными морфемами; особенностей сочетания морфем в слове и т.д. Все эти вопросы подчинены общей проблеме – изучению морфемного состава, морфемной структуры слова как объекта словообразования и морфологии. Основной навык, который приобретается в процессе изучения морфемики, - морфемный анализ слова, т.е. определение его морфемной структуры.

Морфемная структура – это взаимосвязь составляющих его значимых частей, морфем, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по определенным законам языка.

Морфемика – это часть грамматики, поскольку морфемы (аффиксы) в русской лингвистической традиции рассматриваются как грамматические средства. Морфемика, конечно, не является замкнутым разделом грамматики, она тесным образом связана как со словообразованием, так и с морфологией. И эту связь необходимо подчеркнуть. Морфология имеет дело с морфемами, которые используются для образования грамматических форм слова, а словообразование - с морфемами, которые служат средством образования новых слов. Но тем не менее морфемика представляет собой самостоятельный объект изучения с присущими ему специфическими единицами.

Основные понятия морфемики.

Минимальная значимая единица языка – это морфема. Однако в лингвистике мы чаще встречаем термин «морф». Какова разница между ними? Морф – это конкретный представитель, репрезентант морфемы, который мы наблюдаем при функционировании слова в речи. Таким образом, соотношение морфема/морф – такое же, как фонема/звук, слово/ЛСВ.

Морф – это, по мнению Е.А. Земской, наименьшая формальная часть слова, имеющая значение. Дальнейшее деление морфа приведет к выделению незначимых элементов – фонем. Например: переделывать – пере- повтор действия, -дел- называет действие, -ыва- - несовершенный вид, повторяемость, -ть- - показатель инфинитива.

Каким же образом морфы объединяются в одну морфему?

В одну морфему морфы объединяются по следующим признакам: 1) тождество значения; 2) обусловленность формального различия позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц.

Таким образом, морфы одной морфемы не могут занимать одну и ту же позицию в слове, то есть они связаны известными нам отношениями дополнительной дистрибуции: песок песч аный, песоч ный; саратов ец – саратов ц а.

Такие тождественные по значению морфы, формальное различие которых объясняется их позицией в слове, называются алломорфами по отношению друг к другу (сравните термины аллофон, аллолекс): холод – про хлад ный – о хлажд ать – рас холаж ивать.

В одну морфему морфы объединяются и при следующих признаках: 1) тождество значения, 2) тождество позиции, 3) способность к взаимозамене в любой позиции: весн ой – весн ою , красив ей – красив ее , близ ёхонек – близ ёшенек .

Такие морфемы называют вариантами одной морфемы . Их отношения носят название свободное варьирование .

Итак, все слова русского языка состоят из морфем. Их может быть много, но может быть и одна.

Морфемы характеризуются общими признаками, по которым отличаются от других языковых единиц – звуков, слов, предложений. От звуков и слогов, например, они отличаются своей значимостью, наличием словообразовательных или грамматических значений. От слов и тем более предложений они отличаются большей отвлечённостью значений, нечленимостью на более мелкие значимые части, неспособностью выступать в качестве предложений или их частей.

Виды и статус морфем. Функции морфем. Вопрос о нулевых морфемах. Синонимия и омонимия морфем.

В то же время сами морфемы по своему значению и по роли в строении слова могут классифицироваться.

Кардинальным различием морфем является их роль в строении слова. По этому признаку все русские морфемы делят на морфемы корневые и служебные (иногда их называют аффиксальными ).

Дифференциальные признаки корневых морфем по сравнению с аффиксальными следующие:

1) Обязательность корневой части. Вы ну ть – сравни с однокоренными и одноструктурными словами: вы ним ать , от ним ать, толк ну ть, прыг ну ть . В.Н. Немченко в этом слове выделяет корень -вын-, сравнивая слова вынуть, вынешь, вынет и т.д. Служебные морфемы факультативны; существуют слова без аффиксов и флексий (окончаний): шоссе, боа, вдруг, под, и, там, ну .

2) Корень может быть самостоятельной морфемой, употребляться в свободном виде, вне сочетания с другими морфемами: дом, флаг, друг и пр.

Служебные, аффиксальные морфемы всегда как бы «припаяны», «привязаны» (по выражению В.Н. Немченко) к корням, они вне сочетания с корнем употребляться не могут. Аффикс и переводится как «прикреплённый» (от лат. affixus - прикреплённый, тесно связанный).

Среди корней исключение составляют т.н. «связанные корни» (они называются радиксоиды ), т.е. такие, которые в современном русском языке в свободном виде не встречаются, а бывают только в сочетании со служебными морфемами – суффиксами или префиксами: закрыть, открыть, снять, отнять, разнять, пологий .

Случается, что в речи суффиксы или префиксы начинают использоваться как самостоятельные, свободные морфемы.

Примеры Е.А. Земской: «философских измов », «совершилось здесь некоторое «пере».

Примеры из стихотворений М. Цветаевой:

Не спросившись лозы – отческой

Нереидою по – лощется,

Нереидою в ла – зурь…

Не общупана, не куплена,

Полыхая и пля – ша , -

Шестикрылая, Ра – душная ,

Между мнимыми – ниц! – сущая,

Не задушена вашими тушами,

Ду – ша! «Душа»

Рас – стояние: версты, мили…

Нас рас – ставили, рас – садили

«Б.Пастернаку»

Мнение ученых по поводу таких явлений единодушно: такие морфемы уже не являются служебными, а выступают как самостоятельное слово, представленное корневой морфемой.

3) Корневая морфема не закреплена в слове в каком-то месте, она может занимать разное положение относительно других морфем. Например, синий, посинеть, синька . Служебные морфемы в слове имеют строго определенное место по отношению к корню и другим морфемам.

4) Корневые морфемы, в отличие от служебных, повторяются в составе всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо, и всех грамматических форм родственных слов: пол, полу, полом, напольный, половик и пр.

Не могут повторяться только корни одноморфемных слов, которые грамматически не изменяются и не образуют новых слов: ателье, бра, леди, рагу, ничком, вот, ведь и пр.

Особой оговорки требуют формы отдельных слов: человек – люди, ребенок – дети, плохой – хуже, хороший – лучше, я – меня – мне и т.д.

Традиционно такие единицы рассматривают как грамматические формы одного слова. В.Н. Немченко считает, что эту точку зрения надо пересмотреть и считать такие формы разными словами с тождественным лексическим значением, используемыми для обозначения разных грамматических категорий.

5) Корневая морфема – выразитель лексического значения; служебная – выразитель словообразовательного значения, грамматического значения, т.е. дополнительных значений.

Именно в зависимости от того, какое значение выражает аффикс, различают два самостоятельных раздела языка: словообразование – наука об образовании новых слов; морфология – наука об образовании грамматических форм слова, о словоизменении.

Пример: земля – земляк – отношения между этими словами – объект изучения в словообразовании; земля – земли, земле, землей – отношения между данными формами одного слова – объект изучения в морфологии.

Итак, определения основных видов морфем:

Корень - это стержневая, центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, повторяющаяся во всех родственных словах и их грамматических формах и выражающая лексическое значение слова.

Аффиксальная (служебная) морфема – факультативная, видоизменяющаяся, выражающая различные словообразовательные и грамматические значения морфема.

Виды служебных морфем.

Служебные, или аффиксальные, морфемы делят на префиксальные (префиксы, или приставки), суффиксальные (суффиксы), интерфиксальные (интерфиксы), постфиксальные (постфиксы) и флексийные (флексии, или окончания).

Различие служебных морфем проводят по месту в слове относительно других морфем.

Префиксы всегда предшествуют корню. Они могут располагаться в абсолютном начале слова перед корнем, перед другим префиксом, между префиксом и корнем или между двумя префиксами: по-на-вы- думывать ; лесо- за- готовка.

Префиксы обычно присоединяются к целому слову, а не к основе: раз-веселый, на-писать.

Исключениями являются немногочисленные случаи образования существительных, прилагательных и наречий: про-седь, без-рукий, на-у-гад.

В случае присоединения префикса производное слово относится к той же части речи, что и производящее. Например, автор – соавтор; острый – преострый; бить – разбить.

Префиксы по сравнению с другими видами морфем обладают большей автономностью, не оказывают заметного влияния на звуковой состав последующих морфем. Исключение – предыстория и под.

С точки зрения семантики префиксы добавляют оттенок, уточняют значение исходного слова.

Примеры: играть – за играть (начало действия); звучать – от звучать (прекращение действия); плавать – по плавать (ограничение во времени); чудесный – рас чудесный (бо"льшая степень признака); станция – под станция (ограничение объёма понятия, предмета).

Сочетаются префиксы преимущественно с глаголами, реже – с прилагательными, существительными, местоимениями, наречиями.

Суффиксы располагаются только после корня (или между двумя корнями в составе сложных слов: близ-к-о-род-ств-енн-ый.).

Суффиксы при образовании новых слов присоединяют не к целому слову, а к основе: весел-ый – весел- е -ть; уста-ть – уста- л -ый.

С присоединением к основе исходного слова словообразующего суффикса слово часто переходит из одной части речи в другую: камень – камен- н -ый; мучить – муч- ени -е; мучить – муч-и- тельн -ый;

Впрочем, слово может оставаться и в рамках той же части речи: танк – танк- ист ; синий – син- еват -ый.

Суффиксальные морфемы могут менять грамматические признаки в рамках одной части речи: род, тип склонения существительных (брат – брат ств о ); вид глаголов (прыгать – прыг ну ть ) и т.д.

С точки зрения семантики суффиксы более конкретны, чем префиксы и другие морфемы, хотя и среди суффиксов есть такие, которые выражают лишь уточняющие, модифицирующие значения, например суффикс субъективной оценки (стол ик , дом ищ е ) и др.

Постфиксы – вид служебных морфем, располагающихся только в абсолютном конце слова: после окончания (какой- то , какая- либо , кто- нибудь , принеси- ка , споем те , одеваю сь , одеваешь ся ); после формообразующего суффикса (бри-ть- ся , най-ти- сь , строи-л- ся ); после корня (как- нибудь ).

Постфикс присоединяется к слову в целом или к словоформе; не меняет принадлежности к части речи, не меняет словоизменительных свойств слова. Постфиксы не меняют значения коренным образом, а лишь уточняют в том или ином отношении. Так, постфиксы –то, -либо, -нибудь вносят значение неопределённости; глагольный постфикс –ка придает значению формы повелительного наклонения оттенок смягчения просьбы; постфикс –ся (-сь) изменяет грамматическое значение залога, переходности.

Флексии (окончания) по некоторым признакам противопоставляются всем остальным служебным морфемам.

Обычно флексии находятся в абсолютном конце слова, но при наличии постфиксов флексии им предшествуют: как- ой -то, прош – у – сь, строивш – ий -ся.

В составе некоторых сложных слов флексии употребляются не только в конце словоформы, но и внутри неё, между разными основами: дв – е – ст – и, дв – ум – ст – ам , изб – ы – читальн – и.

У неизменяемых слов флексии нет. Если изменяемое слово переходит в категорию неизменяемых слов, то флексии в их составе переходят в суффикс: Например, в наречиях зим-ой, утр-ом, чуточк-у, вниз-у, втайн-е, наудач-у, по-нов-ому, поутр-у.

Падежные окончания, оказавшиеся в положении между разными основами при образовании сложных слов некоторых типов, лишаются значения флексии и превращаются в соединительные звуки и звукосочетания: дв(ух)летний, пят(и)этажный, четыр(ех)угольник, повсе(е)дневный.

Почему в слове двумстам сочетание –ум- считается флексией, а в слове двухлетний сочетание –ух- флексией не считается? Ответ очевиден: при словоизменении в количественном сложном числительном склоняется каждая из частей, следовательно, происходит изменение флексии (дву- мя -ст-ами ), а в сложном прилагательном с первым количественным корнем склонение осуществляется только изменением флексии –ий (двухлетн- ему ).

Флексия – наиболее регулярная морфема по сравнению с другими служебными морфемами. Особенность флексий в том, что они всегда выступают в комплексе, в наборе, с помощью которого создается парадигма тех или иных категорий слова.

Флексию рассматривают как изменяемую часть слова, хотя точнее было бы говорить об изменении не флексий, а грамматической формы слова в результате замены одной флексии другой.

Флексии существенно отличаются и своей семантикой. Они, как правило, служат для выражения грамматических значений слов, их синтаксических свойств.

Е.А. Земская замечает, что некоторые ученые выделяют как вид деривационных морфем конфикс – морфему, состоящую из двух частей (префикса и постфикса) и действующую в словообразовательном акте как единое целое. Примеры: звонить – со звонить ся ; дорога – без дорож јь е.

Е.А. Земская считает такое выделение нецелесообразным, поскольку, во-первых, наличие прерывистых морфем нехарактерно для структуры русского языка, а во-вторых, по значению постфиксы и префиксы, входящие в конфикс, совпадают с соответствующими приставками и постфиксом.

Функции служебных морфем.

У служебных морфем выделяются две функции:

1) Словообразовательная, или словообразующая, т.к. с помощью аффиксов создаются новые слова.

2) Грамматическая, или формообразующая, т.к. с помощью аффиксов образуются разные грамматические формы слов.

К словообразовательным морфемам относится большинство аффиксов: приставки, суффиксы, постфиксы (-то, -либо, -нибудь ).

К грамматическим морфемам прежде всего относят флексии (окончания) склоняемых и спрягаемых слов.

Кроме того, к формообразующим морфемам относят аффиксы, которые участвуют в формообразовании.

Однако перечень формообразующих аффиксов в разных научных источниках разнится. Это зависит от того, как трактуются некоторые случаи, например видовые пары глаголов, – как словоизменение или словообразование.

Так, В.Н. Немченко говорит о формообразующем характере видовых префиксов (делать – с делать ) и суффиксов (прыгать – прыг ну ть, подплыть – подпл ыва ть ).

Считаем целесообразным рассматривать видообразование как отдельный случай словообразования, поэтому такого рода аффиксы формообразующими не считаем.

Оптимальный перечень формообразующих аффиксов таков:

Суффикс множественного числа существительных –ј- (брат – брать ј я, лист – листь ј я, перо – перь ј я) .

Суффикс сравнительной и превосходной степеней прилагательных и наречий (красив ее , красив ей , хуж е , красив ейш ий, высоч айш ий).

В.Н. Немченко также выделяет формообразующий префикс сравнительной степени прилагательных и наречий по-: по хуже.

Суффиксы инфинитива глагола –ть, -ти (найти, стирать).

Часть –чь в инфинитивах рассматривается как результат чередований, который сейчас относят к основе. В современном русском языке глаголы с -чь- непродуктивны: бере чь – берегу, береженый; г//ч//ж. Такие глаголы восходят к общеславянским с основой на заднеязычный согласный: ber g ti - «закрывать, защищать».

Суффиксы глаголов прошедшего времени –л-, -ø- (нес ø , нес л а, приня л а, ненавиде л и).

Суффиксы причастных форм глагола –ущ-/-ющ-, ащ/ящ, вш/ш, н/нн, ен/енн, т, ем/ом/им.

При переходе причастий в прилагательные эти суффиксы становятся словообразовательными.

Суффиксы деепричастных форм глагола –в-, -вши-, -ши-, а/я, -учи/ючи.

При переходе деепричастий в наречие (нехотя, играючи ) или предлог (несмотря на ) названные суффиксы становятся словообразовательными.

Залогообразующий постфикс –ся-/-сь- (строить – строить ся ).

Но в возвратных глаголах этот аффикс словообразующий: улыбаться.

Суффиксы сослагательного (условного) наклонения глаголов –л-, -ø-: пе л а бы, занес ø бы.

Суффиксы повелительного наклонения глаголов -ø-. –и- и постфикс повелительного наклонения глаголов –ка: думай ø , думай ø - ка , приход и .

Существенное отличие грамматических, формообразующих морфем от словообразовательных: они регулярны; повторяются при образовании форм множества слов; их количество невелико, с их помощью образуются парадигмы форм.

Словообразовательные аффиксы многочисленны; нерегулярны; могут участвовать в образовании единичных слов; их количество велико.

Но и грамматические морфемы по своему составу неоднородны.

Различаются словоизменительные , или синтаксические , морфемы, которые выражают отношения между словами в предложении (флексии склоняемых и спрягаемых форм), и формообразующие , или несинтаксические , которые в составе слова выражают грамматическое значение, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении (формообразующие аффиксы).

Нулевые морфемы.

Ф.Ф. Фортунатов говорил о том, что грамматические формы слова могут образовываться не только наличием аффиксов при основах слова, но и «отсутствием всякого аффикса при тех же основах в других словах», называя это явление отрицательной формальной принадлежностью . По словам Фортунатова, «всякая форма слов, образуемая аффиксом, предполагает существование другой формы, в которой те же основы являются без данного аффикса, т.е. или с другим аффиксом, или без всякого аффикса» (Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – М., 1956. – Т. 1. – С. 141). Ученый приводит такие примеры: город, стол, делал, был и пр.

О нулевых морфемах говорил и Г.О. Винокур, сравнивая формы стол-стола, шел-шла и пр.

Таким образом, существует особый вид морфем, не выраженных материально, - нулевые , или отрицательные, морфемы.

Е.А. Земская формулирует требования, которые предъявляют к выделению нулевого аффикса. Так как грамматический нуль есть значимое отсутствие какой-либо грамматической единицы, основанием для выделения слов с нулевым аффиксом должно быть значение соответствующих слов: в их значении должен быть семантический компонент, который обычно в данном языке выражается с помощью деривационных (словообразующих) аффиксов. То есть при выделении нулевых аффиксов учитывается строение словообразовательной системы русского языка.

Итак, выделяют аффиксы при наличии двух условий:

1) Деривационное значение, которое приписывается нулевому аффиксу, обычно выражается в нашем языке с помощью материально выраженных словообразовательных аффиксов.

2) Рассматриваемое слово должно быть производным, т.е. наряду с ним имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы его словообразовательное значение выражалось нулевым аффиксом.

Е.А. Земская подчеркивает: при отсутствии одного из этих условий невозможно выделить нулевой аффикс.

Примеры Е.А. Земской: гам – нет нулевого аффикса, т.к. не выполняется второе условие, нет производящего слова, слово гам в современном русском языке непроизводно (глагол гамкать – просторечный («лаять, браниться»).

промыв ø – промывать; разрыв ø – разрывать.

Есть ещё образованные с помощью ненулевых аффиксов слова промывка, промывание.

Еще примеры: строи тель – строить; инженер – непроизводное, следовательно, в его структуре нет ø.

задира ø – задирать (лом ак а – ломаться).

Какаду, колибри – нет ø, т.к. в русском языке словообразовательное значение «птица», «живое существо» в суффиксах не выражается (сравните: соловей, пеночка, кулик и под.).

Супруг ø а – супруг (Сравните: врач их а – врач, генераль ш а – генерал ).

Но в слове жена – нет ø, т.к. слово непроизводно.

Факты языка показывают, что нулевых приставок в русском языке нет.

Итак, в современном русском языке различают словоизменительные (окончание), формообразующие (единственное число повелительного наклонения и прошедшее время глаголов) и словообразовательные нулевые морфемы.

С помощью нулевых аффиксов словообразовательного характера чаще всего образуют существительные, обозначающие лицо по действию или признаку (заика, подлиза, задира, универсал, интеллектуал), отвлечённые признаки (темь, синь, ширь, высь, даль), лицо женского пола (кума, супруга), опредмеченное действие (вход, выход, опрос, донос, полет ).

В соединении с приставкой нулевые суффиксы образуют прилагательные и наречия (безглазый, наугад, наповал, вкривь, встарь ).

Основа слова и словоформы.

Наряду с морфемами в качестве особого элемента структуры слова выступает основа слова .

В современном языкознании к определению основы слова существует несколько подходов:

1) В школьной грамматике основа – это часть слова за вычетом словоизменительных морфем, то есть флексий. Это словоизменительная основа . В.В. Лопатин и И.С. Улуханов назвали эту основу основой словоформы , так как в разных формах одного и того же слова могут быть разные словоизменительные основы (читал а, читавш ий ). Словоизменительные основы выделяются в составе всех склоняемых и спрягаемых слов (существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов – включая причастные формы). Словоизменительная основа может носить прерывистый характер: 1) когда в слове есть постфикс –ся (драл и сь ); 2) если внутри слова есть словоизменительный аффикс (дв ух сот ). Определяемая таким образом основа выражает не только лексическое значение слова, но и некоторые грамматические значения, носителями которых являются формообразующие аффиксы, которые входят в данную основу.

2) В современном языкознании основу часто определяют как часть слова за вычетом словоизменительных и формообразующих морфем. Так считают О.С. Ахманова, Е.С. Кубрякова, К.А. Левковская. Такая основа не изменяется при выражении грамматического значения, входит во все словоформы слова. Это основа формообразования/формообразовательная основа . Она также может иметь прерывистый характер: дра ла сь (если постфикс при этом выполняет словообразующую функцию и если слово не употребляется без –ся: смея ть ся ). У прилагательных основа формообразования выделяется у качественных прилагательных, то есть тех, которые образуют степени сравнения.

3) Этим же термином – основа - обозначается часть производного слова, которая остается после отделения от него словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем. Это так называемая словообразовательная (базовая, образующая, деривационная, производящая, мотивирующая) основа . Словообразовательная основа равна части производного слова, общей с исходным производящим словом. Итак, основа словообразования – та часть производного слова, которая совпадает с производящим словом с учётом морфонологических изменений (сравнивается с ближайшим производящим). Основа словообразования выделяется только в начальной форме слова. Эта основа может претерпевать морфонологические изменения: узк ий – уз ость , Камчатк а – камчат ский, тогда производящая основа не совпадает с основой словообразования. В качестве словообразовательных основ используются словоизменительные и формообразовательные основы производящих слов, а также неизменяемые слова в целом, если они допускают присоединение словообразовательных морфем или основ других слов: вод -а – вод- н-ый, вод -ян-ой, вод -янист-ый, вод -о-провод; писа -ть – за- писа -ть, пере- писа -ть, рас- писа -ть-ся, писа -тель.

Итак, допускаются совершенно разные определения понятия основы как значимой единицы языка. Все они представляются вполне обоснованными. Речь попросту идёт о разных типах основ, которые реально существуют в языке и с которыми приходится сталкиваться при лингвистическом анализе слов.

Основы разных типов могут быть выделены в составе одного и того же слова, одной и той же словоформы. Например, у словоформы сильнейший могут быть выделены следующие основы разных типов: сильнейш- (словоизменительная основа), сильн- (основа формообразования), силь- (словообразовательная, деривационная основа).

Особенности глагольной основы.

У глагола выделяют два вида формообразующих основ. От каждой из этих основ образуется строго определённый набор глагольных форм:

1) Основа инфинитива , которая совпадает с основой прошедшего времени: говори -ть – говори – л. Эта основа выделяется путём отбрасывания формообразующего суффикса –ть- /-ти- . От этой основы образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: направи - ть – направи -вший, направи -в.

2) Основа настоящего/будущего времени , которая выделяется путём отбрасывания личного окончания в форме третьего лица множественного числа настоящего или простого будущего времени глагола, чтобы избежать фонетических чередований на конце основы: например, кормл- ю – корм -ят. От этой основы образуются формы повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастие несовершенного вида: держ -ат держ - ите, держ - ащий, держ -а.

Образование новых слов от глагола может осуществляться с помощью как основы инфинитива, так и основы настоящего/будущего времени. Например, в качестве производящей основы для слова учи тель используется глагольная основа инфинитива (учи -ть ). А в качестве производящей основы для существительного бег ун используется основа настоящего времени глагола (бег- ут, а не бега-ть ).

Что такое морфемика?

  • Морфемика — раздел словообразования, изучающий морфемный состав слова. http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/srly_so/material/material6/
  • Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания. Главная морфема в слове – это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить’. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься – однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т. д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос-; 2) нос, носовой, носик, носище, переносица – корень -нос-. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать) . Некоторые приставки, как и корни, могут выступать в разных вариантах, т. е. в них возможны чередования гласных и согласных: 1) во всех приставках на согласный возможен беглый гласный о в конце приставки: надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться; 2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный. В приставках на -з- представлено чередование з/c (беззаботный – беспокойный) , а в приставке раз- еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш) . Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать) . Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это -е- и -о-. В школе их обычно называют соединительными гласными. Примеры: новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Постфиксов в русском языке немного. Самый распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается) . Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа. Например, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...