Моя любовь. Легендарные школы алматы Сюда приезжали, чтобы “откосить” от фронта…

Вчера утром прилетела в Алма-Ату или, как принято ее здесь величать - Алматы, бывшую столицу Казахстана, которая и по сей день остается таковой, несмотря на формальный перенос "главного города страны" в Астану.
Я здесь по приглашению авиакомпании Air Astana с двухдневным визитом, во время которого уже успела побывать в летно-учебном центре Discovery Flight School, о котором будет отдельный сюжет, а пока пробежимся по городу.

Памятник The Beatles в парке на Кок-Тобе - местная гора со смотровой площадкой.


2. На встречу рассвета как раз попадаю при заселении в гостиницу - это вид с балкона.

3. Доступ к ЖЖ в Казахстане у большинства провайдеров заблокирован, поэтому пользуюсь местным Биланом, у которого все работает, но медленно.

6. Проезжаем Французский дом с Эйфелевой.

8. Район Саяхата с видом на центральную мечеть.

9. Лепили Битлов, получили А-студио.

10. Вечерние виды с Кок-Тобе.

11. Я живу напротив колеса оборзения.

14. Это что?
Уже семеро в коментах написали, что это. Кто еще добавит?
По ходу никто не читает предыдущих комментаторов...

15. А это деловой центр «Нурлы Тау».

16. На горе есть хороший вид из кафе с московскими ценами, но слишком долго ждать официантку для заказа. Поэтому фотографирую через просветы в кустах. Остальные точки съемки города зачем-то заставили клетками с курами и павлинами. На территории парка идет реконструкция и развернуться там особо негде.

17. Есть несколько аттракционов для больших и маленьких и памятник Битлам.

18. Вечером город стоит в пробках, а поймать попутку с одним или двумя попутчиками здесь самое обычное дело. Официальное такси стоит в полтора раза дороже и не пользуется популярностью. Из одного конца города в другой можно проехать максимум за пару тысяч тенге (400 р.) Обычно за поезду предлагают 500 (100 р.)

20. Спускаемся в метро - самое молодое из всех существующих. Сразу нравится загородка на эскалаторе и индикатор. Причем эскалатор стоит неработающим, пока на него не ступит пассажир.

22. Одна поездка на метро стоит 80 тенге (16 р) - выдается желтый пластиковый жетон, который надо опустить в турникет на входе.

23. Композиция "Свадьба" на станции "Театр драмы Ауэзова".

24. Алмаатинское метро открыдлось 1 декабря 2011 года и имеет семь станций - "Райымбек батыр", "Жибек-Жолы", "Алмалы", "Абай", "Байконур", "Театр драмы Ауэзов"а и "Алатау". На очереди станции "Москва" и "Сайран".
В ожидании поезда можно повтыкать в мониторы, которые развешаны наверху.

25. Станция "Байконур" прям реально коосмиическая.

26. И, судя по блестящему полу, не очень многолюдная...

27. Это как переводится? "Путь лидера" - кино про Назарбаева.

28. На "театральной" красивые круглые барельефы.

Об этом мне рассказывали, к сожалению, уже ушедшие из жизни ветеран Великой Отечественной войны, снайпер Лидия Ефимовна БАКИЕВА (на ее счету 78 уничтоженных нацистов, большая часть из которых - офицеры) и бывший председатель КГБ Казахской ССР генерал-лейтенант Василий Тарасович ШЕВЧЕНКО .

Сюда приезжали, чтобы “откосить” от фронта…

После того как мой супруг Сатай Бакиев ушел на войну, я в прямом смысле принялась осаждать Алма-Атинский военкомат, - вспоминала Лидия Ефимовна. - Но так как мне в ту пору еще не исполнилось 18 лет, то я получала отказы. В итоге меня все-таки направили в Центральную женскую школу снайперов, сначала в подмосковные Вешняки, а потом - в Подольск, где нас готовили в течение 6 месяцев. Кстати, там же обучалась и Герой Советского Союза Алия Молдагулова , она была старше меня на один выпуск.

Так вот, пока я бегала в военкомат, не раз видела, как взрослые, здоровые и крепкие мужчины всеми правдами и неправдами стремились получить бронь от призыва или хотя бы отсрочку. Для этого в ход шло всё: от сколиоза и слабых легких и до плоскостопия…

…и завербовать недовольных

По словам генерал-лейтенанта Василия Тарасовича Шевченко, среди скрывающихся от призыва в Алма-Ате и других городах Казахской ССР маскировались не только агенты нацистской Германии и милитаристской Японии, но и союзников СССР - США и Великобритании.

Последних интересовали богатейшие залежи полезных ископаемых Казахстана, - говорил Василий Тарасович. - А специалисты абвера предпочитали готовить диверсантов из детей кулаков и белогвардейцев, которые пылали ненавистью к большевистскому строю. Поэтому таким даже не платили, а заставляли работать за идею. В 1944 году Министерство государственной безопасности ликвидировало в Алма-Ате группу из семи диверсантов - дезертиров из Советской Армии.

Они готовили покушения на жизнь крупных партийных и хозяйственных руководителей, организовывали теракты на эвакуированных в Алма-Ату предприятиях и занимались вербовкой недовольных Советской властью. Одним из самых опасных агентов-одиночек был Василий Карпенко.

Находясь в Казахской ССР, этот опытный и прекрасно подготовленный диверсант семь раз менял свою фамилию и внешность.

После окончания войны немало предателей и дезертиров, прикрывшись фальшивыми паспортами, попытались отсидеться в Алма-Ате. Но советской контрразведке удалось обезвредить почти всех.

Диверсант под маской мажора

О трагической попытке задержания главаря одной из самых крупных диверсионных групп алматинского подполья - Роберта Гейсина, с момента которой прошло 68 лет, мы узнали от директора музея ДВД города Алматы Людмилы Михайловны КОЛЕСНИКОВОЙ .

Ничем особо примечательным среди своих сверстников Роберт не выделялся, - рассказывает Людмила Колесникова. - Сейчас его назвали бы мажором.

Его мать, директор кожно-венерологического диспансера, была заслуженным медицинским работником, ее хорошо знало городское и областное партийное руководство. Они с сыном проживали в большом частном доме в районе пересечения улиц Октябрьской (Казыбек би) и Муратбаева.

В годы войны заслуженный медработник по своим связям устроила сынка в горно-металлургический институт (Казахский национальный политехнический университет), и он избежал призыва в действующую армию.

И в это же время в Алма-Ате начались жестокие грабежи, которые почти всегда заканчивались убийствами жертв. Как позже выяснилось, Роберту удалось успешно совмещать три роли. Днем он был примерным студентом, аккуратно посещал лекции и практические занятия, вечером превращался в жестокого налетчика-убийцу, а по ночам раздавал указания своим юным подельникам - членам пронацистского подполья.

Правда, последнее выяснилось гораздо позже. На след Роберта оперативники алматинского уголовного розыска вышли лишь в 1948 году и полагали, что он - обычный грабитель.

Организатором подпольной сети была мама

Кстати, как позже выяснилось, Роберт был завербован германской агентурой не один, а вместе со своей мамашей. Никто и подумать не мог, что заслуженный медработник на самом деле является организатором террористической фашистской организации , члены которой носили черные пиджаки, а под лацканами прятали маленький значок в виде свастики.

Мать Роберта частенько ездила в служебные командировки в Москву, что не только являлось прекрасным прикрытием, но и позволяло ей выполнять функции курьера. Встречаясь в столице с кураторами, женщина тайно привозила для сына оружие и инструкции.

К сожалению, готовясь к задержанию Роберта, оперативники ничего об этом не знали и подозревали его исключительно в уголовщине. Между тем деньги и ценности, добытые во время налетов, тратились подпольщиками на приобретение оружия и взрывчатки.

Трагический финал

Окружив дом, в котором проживал Роберт, милиционеры под руководством начальника уголовного розыска алматинской милиции подполковника Родиона Филипповича САГИНАДЗЕ , вошли внутрь. Первым шел подполковник Сагинадзе. Увидев его, мать Роберта крикнула сыну, находившемуся в соседней комнате: “К тебе пришли из милиции!”.

Тот и не подумал сдаваться, а принялся отстреливаться “по-македонски” из двух пистолетов ТТ. Такой стрельбе его обучили германские агенты, засланные в Алма-Ату.

Родион Сагинадзе погиб первым, затем пули сразили капитана милиции Михаила Зуева, а оперативник Василий Кобрисов был тяжело ранен. Его пытались спасти, но во время операции, которую проводил А. Н. Сызганов, раненый скончался…

Нелегко про это говорить, но некоторые милиционеры испугались и сбежали, - продолжает Людмила Колесникова. - Потом они пытались оправдаться, говорили, что пошли вызывать “скорую”, но им никто не верил…

Во время перестрелки в комнату, где засел Роберт, вбежала его мать. Приняв ее за милиционера, он убил ее на месте. Его, тяжело раненного, перед самой смертью допросил министр внутренних дел Казахской ССР генерал-майор Афанасий Афанасьевич ПЧЕЛКИН .

Как выяснилось, Роберт всегда был идейным врагом Советского государства, поэтому он с радостью согласился возглавить боевое крыло подполья. Являясь немцем по национальности, он был завербован нацистскими агентами и затем сам вербовал сверстников из числа студентов для подпольной борьбы против СССР. Тех, кто отказывался, он заманивал в укромные места и безжалостно убивал.

Роберт прошел специальную подготовку, изучал стрельбу, методы вербовки и подрывное дело. Корчась от боли, он проклинал Советскую власть и горько сожалел о том, что не успел перебить всю оперативную группу. Роберта и его мать закопали на том же кладбище, где хоронили приговоренных к расстрелу преступников.

Ссылаясь на свидетельства ветеранов МВД Казахской ССР, Людмила Колесникова говорит, что сразу после убийства оперативников в Алма-Ате начались повальные аресты: юных фашистов привозили целыми группами.

Оперативников хоронила вся Алма-Ата…

Похороны погибших сотрудников милиции стали истинно народным горем: проститься с героями пришли тысячи граждан.

Родион Филиппович Сагинадзе прослужил в органах 21 год, начинал простым оперуполномоченным и вырос до подполковника. За долголетнюю и безупречную службу в органах НКВД - МВД был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”, а также грамотами и именным боевым оружием - маузером - за храбрость, проявленную в борьбе с бандитизмом.

Василий Иванович Кобрисов и Михаил Павлович Зуев также были отличными и перспективными работниками.

На похоронах прощальную речь произнес заместитель министра внутренних дел Казахской ССР Петр Васильевич НИКОЛАЕВ .

Все задержанные члены террористического подполья были приговорены к длительным срокам заключения, так как исключительная мера - расстрел, была временно отменена.

Пришло время, когда работать стало невозможно даже днем, тем более ночью. Правительство приняло решение эвакуировать кинематографистов. Первой уехала «Машенька» Райзмана, следом отправился «Парень из нашего города». Потом эвакуировался весь «Мосфильм» и еще немного погодя - «Ленфильм», выскочивший из города буквально в последнюю секунду перед блокадой. Большинство кинематографистов приехало в Алма - Ату, а Роом, Луков, студия им. Горького- в Ташкент. «Мосфильм» и «Ленфильм» образовали ЦОКС, Центральную объединенную киностудию. Меня утвердили на роль Вари в фильме «Парень из нашего города» как раз перед отъездом. Осенью 1941 года мы с Николаем Афанасьевичем Крючковым, Столпером, Ивановым, операторами Ураловым и Рубашкиным ехали в одном вагоне. По дороге состав бомбили, мы надолго останавливались.

Когда ты в первый раз бросаешь привычные места, своих близких - тетю Марусю, Милу, они в Москве, в опасности, - на душе очень тяжело. Самое главное - Сергей на фронте, неизвестно, жив или нет. Сергей когда‑то учился со Столпером в Литературном институте и попросил его «присмотреть» за мной. Ох, пусти козла в огород! Он не только стал мне покровительствовать, но и пытался завести роман. Отбиваться было не просто, тем более есть какая‑то зависимость, страх остаться не у дел, он ведь все‑таки главный в фильме.

Теперь‑то я, наученная горьким опытом, советую молодым актрисам: «Не заводите роман с режиссером, это самое вредное, что может быть для картины, для роли и для вашей судьбы, потому что настоящая любовь рождается редко, а положение режиссера диктует вашу зависимость, желание понравиться, угодить. Ссориться нельзя - если резко откажешь, режиссер может отомстить, но и любить нельзя, иначе попадешь в еще большую зависимость».

В одном вагоне с нами ехал актер Владимир Канделаки - очень талантливый, немножко наивный и очень эгоистичный человек, что я успела заметить еще в пути.

Мы ехали долго - долго. Продуктов пока хватало. У нас у всех скверно работал желудок. Мы занимались усиленной гимнастикой - ничего не помогало. У меня был чуть ли не заворот кишок и поднялась температура. Канделаки тоже страдал неимоверно - каждый раз, когда он возвращался из туалета, у него были такие грустные глаза. И вдруг, в один прекрасный день, на пятые сутки, что ли, раздалось громогласное: «Я - цыганский барон!» Он пел громко и так радостно, что весь вагон понял: разрешился от бремени! С тех пор эта ария ассоциируется у меня с несварением желудка.

Вообще забавных эпизодов было много. Все покупали или меняли соль на вещи. Соль была в дефиците. Иванов, известный гример «Ленфильма», например, купил два мешка. Вдруг прошел слух, что идет какая‑то комиссия разоблачать «спекулянтов». Тогда директор картины приказал: «Всем ссыпать соль в туалет!» Выстроилась длинная очередь. Потом я специально посмотрела в окно хвостового вагона - весь путь был усыпан солью. Только Иванов не захотел расстаться со своим богатством. Никакой комиссии не было, и он один выиграл.

По дороге, как я уже говорила, нас бомбили. Поезд остановился, мы помчались в лес. Со мной вместе выбежала женщина, она тащила волоком какой‑то огромный чемодан. Я спряталась за поваленное дерево, а она накрыла чемодан телом. Потом я спросила: почему не чемодан ее, а она его?

«Там мои чернобурки, а что я без чернобурок?» - ответила она, пришепетывая. Потом мы разговорились, она мне рассказала про свой роман с известным критиком Юзовским и все повторяла: «Что я без чернобурок?» Казалось, ерундовый эпизод, ан нет. Прошло много лет, я репетировала сваху в «Женитьбе Бальзаминова». Очень мучилась - совершенно не знала, как моя сваха разговаривает. Воинов сердился, что я не могу придумать манеру разговора. Пока я молчу, и кринолин, и рыжий парик, и подтянутый нос, и маленькие пьяненькие глазки - все вроде работает, а начну говорить - все неправда! Константин Наумович чуть ли не кричит: «Ну как же она все‑таки говорит?» Я и пищала, и хрюкала, и картавила, и вдруг вспомнила эту женщину, ее шепелявое: «Что я без чернобурок?»

И когда стала говорить: «Я никогда не закусываю, я этой глупой привычки не имею…» - пришепетывая, мне вдруг стало так удобно. Это было то самое, что необходимо актеру, когда он работает над характером, манерой говорить, ходить… Это та самая эмоциональная память, которая живет в актере всю жизнь. Хорошо, когда режиссер подскажет, иногда он может попасть в точку, но актеру прежде всего надо надеяться на себя. Я хранила людские интонации в памяти, как любой литератор сохраняет удачные фразы в своих записных книжках.

В Алма - Ате нас встретила удивительная осень. Ах, какой это был город на фоне белых, заснеженных вершин, как прекрасны были золотые кроны деревьев, арыки, бегущие с гор, аллеи знаменитых яблонь «апорт»! А казахи? Я всю жизнь испытываю благодарность к этому народу, такому гостеприимному. Они потеснились, подвинулись, поделились всем, чем могли.

И как ужасно, что теперь из Казахстана больше всего беженцев - русские. Их оттуда вытесняют, не дают жить и работать. Не верю, что это простые казахи. Думаю, что это руководство, Назарбаев. А темные националистические силы есть в любой стране. Они и поддерживают такую политику.

В Алма - Ате нас разместили в гостинице «Советская». Здесь жили рядовые актеры, а звезды - Пырьев, Эйзенштейн, Ладынина, Черкасов, Пудовкин, Тиссе - в доме, который прозвали «лауреатником». Эйзенштейн начал снимать «Ивана Грозного». Были здесь и Эрмлер, и Завадский, и Уланова, и Марецкая. Жизнь в Алма - Ате - труднейший отрезок времени, очень сложный и необыкновенно интересный. Когда мы приехали, все магазины были завалены спиртом. Продавали и потрясающие натуральные соки. Каких там только соков не было! Тогда уже ввели карточки, по ним мы получали хлеб. Я почему‑то очень хорошо помню Пудовкина. У него в руках авоська, а в ней буханка черного хлеба, который он пытался на что‑нибудь выменять или продать, как и все остальные.

Судьба меня столкнула в Алма - Ате с очень примечательными женщинами много старше меня, принадлежавшими к московскому бомонду: Натальей Кончаловской, Зиной Свешниковой, Ирой Лерр, Марецкой, Судакевич, Илющенко.

Илющенко, жена Юткевича, всю жизнь изображала владетельную принцессу в балете «Лебединое озеро». Она и в быту была принцессой - никогда ничего не делала. Поэтесса Кончаловская, жена Михалкова, очень забавно рассказывала нам, как она реагирует на любовные похождения своего Сергея. Прежде всего она начинает дружить со своими соперницами, а потом очень ловко их «изымает». Она была старше Михалкова и необычайно умна. Зина Свешникова - женщина яркой, оригинальной судьбы. Ее муж работал вторым режиссером у Эйзенштейна. Сейчас вторые режиссеры перевелись, превратились в администраторов, а раньше на них держались все массовые сцены, подбор актеров. От всего этого они освобождали мастера. Зина была когда‑то любовницей Маяковского и с пикантными подробностями рассказывала нам о своих с ним отношениях. Или вот красавица Анеля Судакевич, жена Асафа Мессерера, а до этого - знаменитого Нежного, директора МХАТа, который во время войны вывез в Тбилиси весь золотой фонд актеров театра. Прежде она была актрисой, снималась у Кулешова, Барнета и Пудовкина, а потом стала художником по костюмам, долгие годы работала главным художником цирка. Недавно ей исполнилось девяносто!

В общем, этим женщинам было чего поведать мне, молодой и неопытной. У Иры Jlepp - опереточной актрисы - был роман с Пудовкиным. Весь этот роман протекал на наших глазах, и мы знали все привычки и наклонности Пудовкина, его шалости, его темперамент, его мысли. В Алма - Ате он как‑то выступал и рассказывал про свою поездку за границу. Он стоял на сцене, а сзади него - бюст Ленина. Пудовкин очень темпераментно говорил, размахивал руками, потом снял пиджак и через плечо бросил его прямо на голову Ленина! Тогда это было ЧП.

Пудовкин жил широко, шире своих возможностей. Кроме жены, у него обязательно были любовницы. Одной из них и была Ира Лерр. Мы были свидетелями, как она готовилась к встрече с ним. Мы все вместе сплетничаем, смеемся, шутим, обмениваемся «опытом», а Ира сидит в большом тазу, пемзой трет подошвы, пятки, коленки, локоточки, чтобы они были мягкими. И я тогда узнала, что, если их мылить и пемзой тереть, они станут нежными, как у новорожденного. А мы в это время говорим какие‑то гадости про Пудовкина, намекаем, что он не такой святой, как она думает, и в завершение преподносим ей красочный, но фривольный рисунок с изображением их будущей встречи. Судакевич рисовала, Кончаловская писала стихи. Вот такое было у нас общество.

А Марецкая в то время изо всех сил соблазняла Председателя Совнаркома Казахстана - ни больше ни меньше. У нее что‑то не очень получалось, и мы каждый раз спрашивали: «Ну как, он отдался тебе или нет?» Наконец Вера приходит и говорит: «Он мой». И рассказывает подробно, как это случилось.

Как‑то мы даже играли в такую игру - каждый должен был рассказать о самом стыдном в своей жизни. Я видела, что лица людей стали немного серьезней и задумчивей. Уверена, что отбирались все‑таки не самые позорные случаи. Это так понятно! Одна известная актриса поведала, что украла кофточку в костюмерной в театре. Крючков рассказал что- то очень противное, связанное со старушкой - уборщицей. Но все же актеры есть актеры - говорили сочно, смачно, играли, перебирали детали.

В гостинице рядом со мной жил Сергей Прокофьев со своей женой - итальянкой и двумя сыновьями. Он все время сочинял музыку. Выдержать это было нелегко. Он очень трудно работал, бесконечно отрабатывал две первые ноты. И я все ждала, когда же родится третья, а он снова возвращался к первым двум. Я его совершенно возненавидела, мне хотелось дать ему сковородкой по голове. Только потом я поняла, что рядом со мной был гений. А сочинял он в то время знаменитую «Золушку».

Посещал Алма - Ату и Каплер - автор сценария «Она защищает Родину». Я помню, он сидел в одном из номеров гостиницы и рядом с ним был Герасимов. Он и Макарова как‑то ненадолго приезжали в Алма - Ату, и нас всех поразил, а кого‑то и восхитил их воинственный вид - в кожаных куртках, с наганами. Кого и где они защищали, я сейчас не помню. Герасимов успевал преподавать - там же был ВГИК.

В гостинице обычно все друг к другу заходят, вот и я была в номере, где жили Каплер, Зощенко, Барнет и Рима Кармен. Зощенко нам гадал. У него был «свой метод», он выспрашивал у той, которой гадал, ее тайны. Он был такой серьезный, грустный, таким и остался в памяти. Вспоминаю Барнета, красивого, всегда нетрезвого. В него были влюблены все женщины.

У Римы Кармена в это время были личные неурядицы. Сын Сталина, Вася, отбил у него жену. Рима очень переживал и написал письмо Сталину. Тот, разозлившись, дал приказ: жену Кармену вернуть, а Васю отправить на фронт.

А у Каплера в этот момент был роман со Светланой, дочерью Сталина, все об этом знали. «Люся, - говорили собравшиеся в номере, - ну куда ты лезешь? Неужели ты ее любишь? Или тебе нравится, что она дочка вождя? Подумай, чем ты рискуешь? Что с тобой будет?» А он отвечал честно, я помню его лицо: «Да, я ее люблю. Я не могу ее бросить, я пойду на все». И он таки поплатился, столько лет сидел в лагерях!

Между тем жить становилось все труднее. Все время хотелось есть. Мы стояли в длинной очереди в ресторане или в столовой за какими‑то черными галушками - мы их получали по карточкам. Что‑то варили в номере или во дворе гостиницы.

Часть людей поместили в фойе кинотеатра, где им расставили деревянные топчаны. Семьи были отделены друг от друга простынями, одеялами. При этом - один туалет, одна раковина, где‑то надо готовить. И вот в этом муравейнике было очень много бытовых, курьезных вещей, какие‑то семейные скандалы или, наоборот, какие‑то романы. Было много трагикомического. Все равно жизнь продолжалась.

Такой трагикомической была моя попытка сыграть Сильву в одноименном фильме. Я знала, что ее собираются запускать в производство, и решила попробоваться. Чем черт не шутит, может быть, возьмут именно меня? Таиров учил нас быть синтетическими актерами, на сцене Камерного шло все - от трагедии до оперетты. И музыку, и танцы у нас преподавали очень профессионально. Но Сильву я никогда не репетировала и тем более не играла. А нужно было для начала разучить хотя бы ее выходную арию. Я - худая, вечно голодная - продаю свой роскошный халат и все вырученные деньги трачу не на еду, а на педагогов - репетиторов. Занимаюсь до седьмого пота, пою: «Хей - я, хей - я» - и зажигательно танцую.

В этот момент кто‑то из моих доброжелателей спрашивает у группы, собираются ли Смирнову пробовать на главную роль.

Да мы давно взяли, именно Смирнову, уже и съемки вовсю идут.

Доброжелатель бежит ко мне с радостной вестью.

Но я даже не показывалась!

Ларчик открывался просто. Утвердили другую Смирнову - жену сына Немировича - Данченко, профессиональную певицу. И она потребовала, чтобы в титрах так и написали: Сильва - Смирнова - Немирович. Видно, боялась, что нас перепутают.

В роскошном новом театре оперы и балета Уланова танцевала «Лебединое озеро». Начала работать и кинофабрика. Строили декорации и снимали картины, причем синхронно. И никаких последующих озвучаний, как теперь. Это моя больная тема, я категорически против техники озвучания, которую нам навязали итальянцы. Мы потеряли живое слово, настоящее.

Алма - Атинская кинофабрика была крошечной студией с одним большим павильоном и несколькими маленькими. Работали в три смены. Уже была зима, но в павильонах не топили. Мы с Крючковым снимались ночью в «Парне из нашего города», у нас изо рта шел пар. И мы мечтали о стакане горячего чая, даже не чая, а просто кипятка. Коля Крючков утром, после съемок, выпивал стакан спирта, немножко играл на гармошке, за что его нещадно ругала Марина Пастухова, тогдашняя его жена, - она не любила его гармошку, - ложился спать, просыпался, выпивал стакан воды и делался пьяным. Опять они ссорились, потом в ночь мы снова шли на смену, и была съемка.

А знаменитую сцену в саду, где он прыгает сверху из окна, снимали во дворе студии уже весной, когда цвели сады. Картину закончили в 1942 году. Принимал ее Большаков, министр, он специально приехал в Алма - Ату. Большакову картина очень понравилась, он ее принял официально. Помню, мы шли с ним по улице, и он мне говорил какие‑то хвалебные слова, а потом сказал: «Что‑то у вас изменился голос?» Я говорю: «Что, стал хуже? Может, оттого, что у меня нет пайка?» Я очень голодала, очень нуждалась, продавала все, что у меня было. Мне не хватало денег на продукты, а лауреаты получали вполне приличные пайки. И тогда Большаков распорядился дать мне полпайка.

В то время я переживала тяжелое горе. Сергей был на фронте, и от него не было ни строчки, я, помню, смотрела на луну, как в детстве, когда пела песню о сиротах и просила: «Луна, освещай путь сиротам». А теперь я говорила: «Пусть луна, которая светит мне, так же светит и ему». В то же время боялась, что он в поле лежит убитый. Я его, конечно, любила, а здесь - одиночество и незащищенность. Я попросила министра помочь его отыскать. Через год получила извещение, что он погиб.

И вот на этом фоне шли какие‑то бесконечные ухаживания, приставания, преследования. Просто нашествие какое- то! А вот Большаков, наоборот, я убедилась, был человеком строгих правил, романов на стороне не заводил. Он спросил меня, что бы я хотела сыграть в кино. Я помедлила: мало ли что я хочу, нужно знать «портфель» студии, знать, какие сценарии запускаются в производство, а я лишь слышала, что идет подготовка к «Зое Космодемьянской» и что режиссер Арнштам ищет актрису на главную роль. И я сдуру выпалила: «Я хотела бы сыграть Зою Космодемьянскую».

Приказ министра тогда не обсуждался. Выше него был только Сталин. Большаков, правда, меня спросил: «А вы подходите для этой роли?» На что я ответила: «Так ведь есть грим, можно же загримироваться». И тогда он вызвал Арнштама и сказал, что он как министр предлагает утвердить на роль Зои Лидию Смирнову. Тот безумно испугался: в это время уже была приглашена Галя Водяницкая. Галя была студенткой ВГИКа и моей горячей поклонницей, часто провожала меня до гостиницы, объяснялась в любви. Арнштам вызвал меня к себе и сказал: «Вот мне приказали, чтобы я тебя взял на эту роль, но ты совершенно не подходишь. Но поскольку приказ есть приказ, я тебе предложу, а ты, я тебя прошу, откажись». Конечно, он был прав. Я не походила на Зою ни мастью, ни характером. И сыграла ее Водяницкая.

Пробовал меня и Эйзенштейн на роль царицы Анастасии в «Иване Грозном». Я ему понравилась, но в конце концов утвердили Целиковскую. Вглядываясь в свой портрет в роли Анастасии, я понимаю почему. Я слишком земная, грешная, а ему нужна была кроткая, нежная, с голубиным взглядом, сама чистота и невинность.

Расстроилась ли я тогда? Не слишком. Я была молода, полна сил, знала, что вся жизнь впереди, что меня ждет столько ролей и фильмов.

После «Парня из нашего города» режиссер Эрмлер (в то время он был еще и художественным руководителем студии) приглашает меня на роль Феньки в картину «Она защищает Родину». Главная героиня - Марецкая. В остальных ролях - Боголюбов, Алейников. Оператор - Рапопорт. Я - простая деревенская девчонка.

Помню, Эрмлер мне тогда еще сказал пророческую фразу: «И что вы со своим носом лезете в лирические героини? Вы же характерная актриса!» Он первый произнес это. И все открывал мой лоб, шутил, что у меня, как ни странно, хороший, умный лоб, а я все время закрываю его куделечками. «Уберите завитушки», - приказывал он гримерам, но я до команды «Приготовились, внимание, мотор!» успевала спустить себе на лоб кудряшки, и Эрмлер говорил грозно: «Стоп, стоп, откройте лоб!» Я сопротивлялась, потому что всегда боялась своего профиля. Мне казалось, что у меня некрасивый нос и толстые губы, что я вообще некрасивая. Не понимала, что в этом курносом носе - это слова Эрмлера - и была прелесть Феньки. Наивные глаза, пухлые губы, вздернутый нос - в этом вся Фенька, чистая, открытая. Поэтому так чиста ее любовь. Моим партнером был Алейников, как всегда, невероятно обаятельный. Фенька мечтала, что будет его женой, что они построят избенку, что она будет ждать его с работы - а их жизнь проходила в партизанском отряде, в лесу. Там есть замечательная сцена, когда они взорвали мост, бегут, и она говорит: «Послушай, как сердце бьется». Прижимает его руку к своей груди, а он говорит: «Дура, чай, оно слева, сердце». И Марецкая, командир отряда, им покровительствовала.

Всю эту партизанскую жизнь мы снимали в лесах Медео под Алма - Атой. Найти растительность, похожую на русские леса, было очень трудно, но как‑то находили: и кусочек леса и пейзажи, которые нам были нужны. Мы снимали в горах, куда нельзя было подъехать на машинах, и у меня есть снимок, где вся группа идет гуськом на съемку. Я несу штатив, кто‑то идет с аппаратом, кто‑то с подсветкой, даже кухню несли. И там нашли что‑то вроде заброшенного каменного старого замка- только стены и окна, где расположилась вся группа. Все спали на полу, привозили белье, и нам с Марецкой отгородили простынями маленький уголок. Я помню невероятной красоты ночи, когда светила луна, помню, как садилось солнце - огромный - огромный шар, - и освещенные холмы.

Я ходила гулять и как‑то повстречала Рапопорта. Он сразу и на всю жизнь в меня влюбился. Атмосфера на съемках была замечательная, мы жили одной семьей, одной судьбой - картиной, будь то осветитель, гример, подсобный рабочий или сама Марецкая.

Эрмлер - умный, эрудированный - из тех мастеров, кто одержим работой. Он считался партийным режиссером, так как поставил картину о жизни Кирова - «Великий гражданин». Так вот, Эрмлер тоже влюбился в меня, даже хотел оставить жену и сына. Сына он очень любил, мечтал, чтобы его Марк стал дирижером (и он действительно стал главным дирижером Большого театра). (Когда я теперь бываю в Большом и вижу перед собой красивую седую шевелюру Эрмлера - младшего, мне хочется подойти к нему и сказать: «Деточка, это из‑за меня не распалась ваша семья». А ведь все могло бы быть иначе.) А жена Эрмлера, художница, была очень странная женщина: ходила босиком, в широкой цыганской юбке. Многие считали ее не совсем нормальной.

Как‑то мы с Эрмлером гуляли по городу. Там, в Алма - Ате, с гор текли арыки, они издавали такой шум, так удивительно журчали. И эти белые вершины, и на их фоне цветущие сады - просто чудо! А в горах! Если взглянуть на город с высоты, то видишь ковер потрясающих тонов - желтого, розового, сиреневого. Это урюк, вишня, яблоня цветут каждый своим цветом. И весна в горах не менее прекрасна, чем осень.

Эрмлер - очень музыкальный человек, любил насвистывать мелодии. Мы гуляли, он насвистывал, и арыки журчали в унисон. Вдруг Эрмлер порывисто чмокнул меня в щеку и убежал. В другой раз на прогулке он сказал, что любит меня, и робко спросил: может быть, я ему отвечу взаимностью?

Эрмлер близко дружил с Михоэлсом. Они часто вспоминали еврейские обряды, обычаи, праздники, много шутили, даже дурачились, истории вспоминали, были остроумны, искрометны, неутомимы на розыгрыши.

Михоэлс выступал в роли свата, при каждой нашей встрече рассказывал, как Фридрих меня любит. Я на это никак не реагировала и скорее отдавала предпочтение Рапопорту, а Эрмлер к нему ревновал. Он даже писал на какой‑то фанерке, сколько раз во время съемки ко мне подошел Рапопорт, а Марецкая подсчитывала, сколько раз - Эрмлер. Она шутила, острила по этому поводу, но я чувствовала - ревнует: как- никак она играет главную роль, она ведущая, знаменитая, она мастер, а два главных человека в картине - режиссер и оператор - отдают предпочтение мне.

У нас с ней была сцена, когда Алейников в сарае лежит мертвый, накрытый тряпкой. Я его вижу, я ползу к нему, я говорю: «Сеня, Сеня! Ты же говорил, смерти нету, ее выдумали». Снимается эпизод, как мы на него обе смотрим и плачем. У нас не получалось одновременно плакать. Она спрашивает:

Ты плачешь?

Еще нет.

Я уже плачу.

Я заплакала - она перестала. Она заплакала - я перестала. Смешно, но в этой драматической сцене мы никак не могли заплакать в одно время. Мне казалось, что у нее такой творческий опыт, такая актерская техника, что она не имела права не заплакать тогда, когда надо.

Эрмлер снимал эту сцену так: я вхожу, вернее, вбегаю в сарай, догадываюсь, что это лежит Сенька. И боюсь к нему подойти. Поэтому я пячусь назад, потом начинаю ползти. Это длится довольно долго, камера берет мой крупный план, потом я срываю тряпку, которой покрыт Сенька, двигаюсь обратно. Повторяю, это длилось долго, но Эрмлер словно купался в сценах такого эмоционального накала.

Точно так же снималась сцена, когда на глазах у Марецкой фашист давит ее ребенка. Она делается седой и смотрит на свою седую прядь в бочку с водой, где она отражается. Камера долго - долго держит в кадре ее почерневшее лицо.

Режиссер потом говорил мне, что считает эпизод в сарае лучшей моей сценой. Но увы, она нарушала ритм картины, и ее пришлось сократить.

Эрмлер снимал «Она защищает Родину» в наушниках. Он очень любил, когда я или Марецкая произносили монологи, дирижировать. Я таких режиссеров больше не встречала. И я удивлялась тому, что Марецкой это нравилось. Мне же это очень мешало. «Фридрих Маркович, - просила я, - ну не надо рукой махать».

Были курьезные случаи. Вот ставят, допустим, свет, мы ждем и забываем, что кто‑то там может в наушниках все наши бабьи секреты услышать. Эрмлер, оказывается, очень много подслушивал, хотя, может быть, и не специально. Марецкая мне как‑то рассказывала ужасно неприличные анекдоты, я смеялась, и вдруг раздается: «Вера, я прошу тебя, не порть Лиду, прекрати!»

На следующий день она меня провоцирует: «Теперь твоя очередь!» Я опять забыла, что у него есть наушники, и рассказала ничуть не менее неприличный анекдот. Марецкая немного выждала, а потом говорит: «Фридрих, теперь ты знаешь, кто кого портит?»

Добавлю, что Марецкая была для меня неважным партнером. Не было у нас с ней - «ты мне крючок, я тебе петельку». На съемках твой партнер тебя питает или только от тебя берет…

Влюбленный Эрмлер на съемках «Она защищает Родину» постоянно насвистывал Бетховена. Музыкально одаренный, он мечтал сделать фильм о великом композиторе. Когда кончилась война и образовался Союз кинематографистов под председательством Пырьева, я возглавляла актерскую секцию и присутствовала на заседаниях секретариата. И уж конечно, там всегда был кто‑то из ЦК, какой‑нибудь очередной инструктор - без этого, разумеется, ни социализм, ни коммунизм не построить.

И вот на одном из заседаний, когда Эрмлер еще был жив, обсуждалась его просьба поставить картину о Бетховене. Я выступила, сказала, что он мечтал об этом еще со времен войны, и потом, Бетховен - композитор наш, революционный. Говорю: «Дайте ему поставить. Может, он сделает гениальную картину?» Пауза, и вдруг кто‑то выкрикнул: «Но ведь он партийный режиссер! Они не так часто встречаются, он создал «Великого гражданина», «Она защищает Родину». И вдруг о композиторе! Нельзя терять такого опытного партийного художника!»

Так и не поддержали. А меня потом вызвали в ЦК, где попросту, без затей, по - отечески пожурили: «Что ты вчера, Лида, несла? Ну подумай, где это видано, чтобы художник делал то, что хочет? Вы, работники искусства - режиссеры, актеры, - помощники партии. Вы выполняете задачи, которые перед вами ставит коммунистическая партия. Вы пропагандируете наши идеи. Значит, нам нужно, чтобы Эрмлер делал те картины и решал те темы, которые полезны нам, а не ему самому!» Теперь, в наше время, хоть можем говорить об этом открыто.

Вспомним о том, как закрыли театр Таирова, как уничтожали людей искусства при Сталине. Мы были безропотной толпой, ничего не понимающей, не отдающей себе ни в чем отчета. Я тоже верила, что так надо, потому что другой жизни не знала.

Но вернемся в Алма - Ату. Идут съемки «Она защищает Родину». Приходит Михоэлс, говорит, что я должна оценить любовь и отношение ко мне Эрмлера. А мне‑то больше нравился Рапопорт. Он жил с матерью, сестрой, племянником. Он не был женат. До войны он был мужем Зои Федоровой, но в 1940 году они разошлись. Конечно, он был менее активен, может быть, памятуя о том, что «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». И действительно, скорее я его добивалась, чем он меня. Он, так же как Эрмлер, был лауреатом Государственной премии. Оба они получали лауреатские продуктовые пайки.

И вот сидят Михоэлс, Марецкая. Стук в дверь, входит Эрмлер и приносит фитилечек - маленькую такую коптилку (света, естественно, не было) - и чайничек небольшой, в котором сварены два яйца:

Лидочка, вот вам свет и еда.

Так трогательно! Ну и Михоэлс, конечно, не упускает такие козыри:

Вот видите, какой он замечательный, как он вас любит, как заботится, как нежно проявляет свои чувства.

Конечно, мне приятно. И тут снова стук в дверь, прибегает Рапопорт и приносит все пятьдесят яиц, которые он получил в пайке. Поставил молча передо мной и убежал.

Тогда Марецкая говорит:

И ты еще думаешь? Тот будет тебе всю жизнь носить два яйца всмятку, а этот отдаст все, что у него есть.

Я и сама инстинктивно чувствовала, как бескорыстен был Рапопорт и как эгоистичен Эрмлер. Недавно я не без удовольствия прочла подтверждение этому в «Телефонной книжке» Евгения Шварца.

«В нем, - писал он об Эрмлере, - просвечивает огонь той самой любви, которая так трогательна в молодых матерях и так раздражает, когда направляет ее человек на самого себя».

И правда, он обожал себя, как ребенок, и впоследствии по - детски, но отнюдь не безобидно, отомстил мне.

В Алма - Ате я успела еще сняться в одном из киносборников и начала работу в «Морском батальоне». С киносборником у нас были одни неприятности. Я играла сварщицу, а Блинов - замечательный актер - моего возлюбленного. Я сваривала какую‑то трубу, а он стоял позади. Нам никто не дал никаких инструкций. Оказывается, надо сначала к лицу прикладывать маску, а потом делать дугу. А я поступала наоборот. Через два или три часа у меня в глазах начались сильные рези, будто песок раскаленный насыпан. Блинов говорит, что у него тоже глаза болят. К концу дня нас повезли в поликлинику. У меня оказался тяжелый ожог глаз, врачи думали, что я потеряю зрение. Поднялась температура, меня забинтовали, и на неделю я фактически ослепла. Блинов пострадал меньше, все‑таки он был чуть дальше от сварочного аппарата.

А потом мы оба заболели брюшным тифом. Врачи проверили местных мух: из каждых ста 98 были тифозные. Помню, меня, благодаря хлопотам Эрмлера, положили в детскую больницу: там открыли инфекционное отделение, и условия были лучше. Блинов вскоре скончался. Я очень тяжело болела. Но кино есть кино: при заболевании тифом обычно стригут волосы, так как от высокой температуры заводятся вши, а здесь студия попросила, чтобы волосы мои не трогали, поскольку я уже начала сниматься в главной роли, а делать замену дорого.

Меня лечил старенький врач, который потом заразился тифом и сам умер. При этой болезни кишки делаются тонкими, как пергаментная бумага, в любую минуту может быть прободение и смерть. Попадет в пищу что‑нибудь слишком жесткое, и все - конец. Я, помню, жевала перемолотое мясо и вдруг чувствую: косточка! Я так хотела жить, что смотрела на нее как на убийцу.

И еще я помню, что у меня было три волны болезни и каждый раз невероятная температура. Я лежала на кровати, которая была мне немножко мала, а в окне видела ветку дерева с пятью листочками. Я смотрела на нее и вспоминала «Последний лист» О’Генри. Я себя очень плохо чувствовала, боялась заснуть, чтобы не пропустить, когда упадет последний лист с моего дерева. И все‑таки прозевала. У меня чудовищно болела голова.

Как раз тогда я получила телеграмму от Дунаевского: «Такая человечина, как вы, не может умереть». Потом Эрмлер мне говорил, что Дунаевский очень сокрушался, что я больна, и просил передать мне продукты. А Рапопорт на сухих листьях пек мне яблоки. Он пришел, я была очень слабой, мне, наверное, было все безразлично, я только помню, что у меня из‑под одеяла торчали тонкие белые ноги, какие‑то чужие, не мои, с ярко - красными ногтями. Такие совершенно безжизненные белые ноги и красные ногти.

Но настал день, когда меня посадили и сказали, что сейчас вымоют голову. Я взялась за волосы - они остались у меня в руках, и я увидела, что они покрыты гнидами.

Рапопорт учил меня ходить - мышцы были атрофированы. Когда я вышла из больницы, надо было спасать оставшиеся волосы, париков тогда не было, и мы с Рапопортом ехали в горы, находили полянку с пенечком, он на него садился, клал мою голову на колени, мазал волосы керосином, а потом ногтями снимал мертвые гниды. Их нельзя было счесать, можно было только снять ногтями. И с этими гнидами в руках он говорил мне о своей любви. Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по - настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто снимал гниды с моих волос, просто учил ходить. Владимир Рапопорт стал моим вторым мужем.

В нашей школе, как сейчас говорят, учились дети элиты нашей страны. Несмотря на это, ученики и их родители проявляли скромность и уважали преподавателей. Никто не старался выделиться за счет громкой фамилии. Иногда о том, что учила сына или дочку министра или руководителя обкома, я узнавала лишь на выпускном, когда встречалась с родителями.

Школа № 56 является одной из старейших в городе. Первое двухэтажное здание, своим фасадом выходящее на улицу Фурманова, было построено еще в 1926 году. В 1928-м школе было присвоено имя А. С. Пушкина.


В 1930-м была сооружена трехэтажная пристройка, а в 67-м построено новое здание. Главный вход в школу, обрамленный колоннами и выполненный в характерном для сталинской архитектуры тех лет стиле, является частью первоначальной постройки.


Благодаря расположению в «золотом квадрате», в школу поступали дети известных культурных деятелей, политиков и ученых. Здесь обучались дети и внуки Каныша Сатпаева, Муканова, Ауэзова, сын Жамал Омаровой, дочь Бибигуль Тулегеновой. Среди известных выпускников значится и Дарига Назарбаева. В 1964 году школа была переименована в честь Сатпаева, а шефство над ней взяла Академия наук, оказывавшая учебному учреждению посильную помощь.


Об атмосфере, которая царила среди учителей и учеников одной из самых элитных алматинских школ советского времени рассказывает учитель французского языка Неля Александровна Герина , проработавшая здесь не одно десятилетие.

— Здесь были очень сильные учителя. Устроиться работать в эту школу было не так просто. Директора проводили настоящий отбор, выбирая только лучших, словно тренеры, создающие спортивную команду. Начиная с начальной школы здесь не было проходных преподавателей. Каждый горел своим делом. У многих были звания «отличник просвещения КазССР» или «народный учитель». Математики имели докторские степени, а литераторы были настоящими артистами. Когда я только пришла сюда, то ходила на их уроки и открывала рот от удивления.


Школа имела физико-математический уклон, и это отражалось на процессе обучения. В старших классах число уроков математики вместе с факультативами доходило до семи-девяти в неделю. Выпускники до сих пор вспоминают таких преподавателей, как Людмила Степановна Шестакова и Дмитрий Евгеньевич Мысягин. В 56-й школе преподавателем математики долгое время работал и Архимед Искаков, позже основавший легендарную Архимедку . Выпускники школы поступали на технические спецальности в МГУ, МГИМО, Бауманское училище. Когда на экзаменах в эти вузы университетские преподаватели узнавали, где учился абитуриент, все вопросы отпадали. Таков был авторитет 56-й школы.


Несмотря на уклон в сторону технических специальностей, в 56-й не забывали и о гуманитарных предметах. Так, на высоком уровне преподавались английский и французский языки. По французскому школа конкурировала даже с 25-й, где этот предмет считался одним из профильных.


Кипела и школьная жизнь вне занятий. Ученики посещали различные кружки, ставили полноценные спектакли и организовывали концерты. Спортивные команды по волейболу и баскетболу регулярно выигрывали кубки городских соревнований.


— У нас происходило много интересного. Регулярно устраивали праздник песни и строя. Однажды в юбилей освобождения блокадного Ленинграда провели тематический вечер, посвященный этому событию. Школьники подготовили яркие театрализованные номера, всем зрителям раздали по 125 граммов хлеба, собственноручно испеченного учениками — норму выдачи по карточкам в самые тяжелые годы блокады. У преподавателей и родителей были слезы на глазах. Прошло уже много лет, но мы до сих пор вспоминаем это мероприятие, — рассказывает Неля Александровна.


В 56-й школе впервые был проведен эксперимент, когда одаренных детей переводили из третьего сразу в пятый класс. В составе некоторых классов было до 25 золотых медалистов.


В 1987 году в 56-й школе произошло событие, ставшее городской легендой. Одним из выпускников был автор культовой «Иглы» Рашид Нугманов. В съемках принимал участие учитель математики Архимед Искаков. Однажды ученики, прознав, что их преподаватель работает на одной площадке с Виктором Цоем, попросили его устроить встречу со звездой советского рока. Цой легко согласился на предложение и после съемок заскочил в школу. На встрече присутствовал только класс Архимеда. Цой в течение трех часов пытался общаться с ребятами и пел для них, но те, шокированные столь неожиданным визитом легенды, не смогли выдавить ни слова. На следующий день, извинившись перед преподавателем, они попросили повторить встречу. Цой снова согласился выступить перед школьниками.

— Это было удивительное событие в истории нашей школы. О приходе Цоя было объявлено заранее, и собралось около 150 человек — учителя, ученики и их родители. В течение часа музыкант играл свои песни и общался со зрителями. После этого в том кабинете мы повесили вырезки из газет и фотографии с того выступления. В 2009-м установили памятную табличку, — вспоминает Неля Александровна.


Для 56-й школы характерна преемственность поколений. Многие ее ученики отдавали туда своих детей, а затем и внуков. Одним из директоров школы была ее бывшая ученица.


— Так как нас курировала Академия наук, мы с учениками часто ездили в походы и экспедиции. Один из преподавателей возил свой класс на раскопки города Отрар. Учителя регулярно организовывали турпоездки. Одно время у школы даже был свой летний лагерь на берегу Иссык-Куля.


Другой преподаватель 56-й школы, Наталья Александровна Попова , проработавшая в ней с 1981 года, вспоминает, какие необычные отношения складывались между учителем и его подопечными.

— Я пришла сюда из 33-й школы. Несмотря на то, что до этого уже семь лет проработала в Медеуском районе, администрация еще присматривалась ко мне, прежде чем окончательно принять меня на работу. Однако самый большой экзамен мне устроили ученики. Однажды захожу в класс, а один из учеников, Бопеш Жандаев, позже ставший известным казахстанским актером, с ходу спрашивает: «Расскажите, как образовалась земля?» Пришлось выкручиваться, импровизировать и отвечать. Уровень знаний у учеников был очень высок. Не только они обучались у меня, но я и сама чему-то училась у них.

В нашей школе, как сейчас говорят, учились дети элиты нашей страны. Несмотря на это, ученики и их родители проявляли скромность и уважали преподавателей. Никто не старался выделиться за счет громкой фамилии. Иногда о том, что учила сына или дочку министра или руководителя обкома, я узнавала лишь на выпускном, когда встречалась с родителями. У меня учился внук Колбина. Водитель специально оставлял его подальше от школы, чтобы не смущать одноклассников. Мальчик ничем не выделялся среди других, а его дед в то время был ни много ни мало руководителем республики. Заходила ко мне и супруга Назарбаева. Сара Алпысовна сдавала партийные взносы, а я как раз была руководителем парткома школы. Она забегала ко мне, здоровалась, спрашивала о дочери, иногда коротко беседовала о бытовых вещах. Никакого высокомерия не было.


Гимназия № 25 им. И. Есенберлина

Когда открыли 12-ю школу, у нас забрали многих учителей английского. Тогда мы были вынуждены ввести китайский, как второй иностранный. Наверное, мы были единственной школой в городе, где учили этот язык.

Школа № 25 была построена в 1937-м. Она располагалась на улице Дзержинского, ныне Наурызбай батыра. Напротив находилось здание КГБ и милицейский стадион «Динамо». Неудивительно, что в таком окружении школа первоначально была названа именем Ежова, однако после ареста опального руководителя НКВД она получила имя Феликса Эдмундовича Дзержинского и носила его вплоть до 90-х годов.

Во дворе школы даже стоял памятник знаменитому чекисту, за которым старательно ухаживали ученики школы.


Об интересной истории 25-й школы и ее знаменитых выпускниках рассказывает 90-летняя Серафима Филатовна Никонова , работавшая в ней учителем истории с 1950 года.

— Я с отличием окончила историко-филологический факультет и могла пойти в аспирантуру или работать в партшколе. Однако в биографии у меня был один пункт — дочь раскулаченного — и поэтому путь туда был закрыт. Мне предложили работать в одной из городских школ, и выбор пал на 25-ю. Тогда это была одна из элитарных школ с очень высоким уровнем обучения.


— Когда я пришла сюда, школа была мужской. Нравы здесь царили достаточно суровые. На первом же уроке ученики подбросили мне в стол дохлую мышь. Позже мы с ними подружились.


Почти с самого основания школа приобрела языковой уклон. С 1964 года началось углубленное изучение французского языка. При 25-й школе появилась целая французская кафедра. В результате ее ученики регулярно побеждали на городских и республиканских олимпиадах по этому предмету.


Преподавался здесь и такой экзотический предмет, как китайский язык.

— Когда открыли 12-ю школу, у нас забрали многих учителей английского. Тогда мы были вынуждены ввести китайский, как второй иностранный. Наверное, мы были единственной школой в городе, где учили этот язык. Преподавала его Сусана Исифовна, много лет прожившая в Китае. Помню, ей приходилось очень тяжело, потому что никто не хотел учить китайский. В итоге, когда этот выпуск поступал в университет, им записали, что иностранный язык абитуриенты не изучали, так как там не было таких преподавателей. Мы добились, чтобы им все таки отметили изучение иностранного языка, ведь они же были не виноваты, что попали в «китайскую» группу.


Ученики и учителя долгое время ощущали влияние органов внутренних дел. МВД взяло шефство над этим учебным заведением, оказывая ему различную помощь, сотрудники органов приходили сюда проводить беседы и разъяснительную работу, а среди учащихся было немало детей сотрудников и даже руководителей милиции и КГБ.


Школа считалась спортивной. Здесь действовали сильные секции легкой атлетики и гимнастики. Многие выпускники добились больших успехов в этих видах спорта. Ученики часто занимались на расположенном неподалеку стадионе «Динамо». В школе существовали классы, где создавались все условия для занятий различными спортивными дисциплинами.


В актовом зале школы, рассчитанном на 100 человек, и во внутреннем дворе периодически проводились довольно масштабные мероприятия и открытые уроки. На них собиралось до нескольких сотен человек.


— Среди нашего коллектива было много представителей еврейской диаспоры. Это были замечательные, очень образованные учителя и настоящие профессионалы, например, Елена Михайловна Блиндер, Анна Борисовна Игдал и бывший директор Адольф Евсеевич Селицкий. Они полностью подтверждали мнение о представителях этой нации, как об очень умных людях. Естественно, и среди учащихся также было много евреев. Нашу школу в шутку называли еврейской.


Среди выпускников школы было немало знаменитых политиков, бизнесменов, врачей, деятелей науки и искусства. Это такие личности, как известный банкир Даулет Сембаев, один из ведущих пульмонологов страны Абай Байгенжин, музыковед Анатолий Кельберг, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский и председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев. Серафима Филатовна обучала многих из них. Она помнит почти каждого своего выпускника.


— Я хорошо запомнила выпуск 64 года. Между собой преподаватели называли их «жириновцами», ведь именно в том году Владимир Вольфович закончил школу. Среди его одноклассников было и много других выдающихся людей. Он никогда не считался лидером в классе, но был очень говорливым. Являлся активным участником клуба политических дискуссий, был очень убедительным и всегда умел доказать свою точку зрения. При этом никогда не хамил и не оскорблял своих учителей или опонентов. Я называла его борцом за справедливость. Отличником он не был, но учился неплохо. Это был активный подросток с густой рыжей шевелюрой. Одноклассники и учителя называли его Вовчиком. Позже, уже после поступления в вуз, он написал мне в письме, что лучше других предметов сдал на экзаменах историю. Во время каждого своего приезда в Алматы приглашал на встречи, говоря, что я была его любимой учительницей.

В одном классе с Жириновским учился известный хирург, доктор медицинских наук Юрий Аношин. Он с детства был очень умным и харизматичным человеком.


— Еще у меня учился бывший министр иностранных дел и председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он запомнился очень красивым юношей, пользовался успехом у девушек. Это был интеллигентный молодой человек. Учился хорошо, был активистом, и я еще в то время знала, что он станет выдающейся личностью. В школе сохранилось письмо комсомольцев в будущее, в 2017 год. Там стоит и его подпись, — вспоминает Серафима Никонова.


— Наши выпускники, даже самые известные из них, часто приезжают в родную школу. У нас регулярно проходят встречи бывших одноклассников, на которые также приглашают и преподавателей. Наши ученики с гордостью говорят: «Мы — выпускники 25-й».


Лицей № 28 им. М. Маметовой

Вскоре после основания музея преподаватель истории Евгений Динерштейн выдвинул инициативу установить памятник в честь учеников и учителей школы, погибших на фронте. Мы подержали эту идею. Чтобы собрать деньги на бронзовый монумент, были брошены все силы. После уроков учителя и старшеклассники ездили на Плодоконсервный комбинат. Там мы часами чистили лук, плакали, но терпели. Все заработанные таким образом деньги ушли на строительство памятника и развитие музея.

История лицея № 28 тесно связана с Великой Отечественной войной. Он был образован еще в 1932 году. Первое одноэтажное здание располагалось на пересечении Карасай батыра (бывш. Виноградова) и Тулебаева.


В 1934-м появилось новое здание на Фурманова - Казыбек би (бывш. Советская). Это стало знаменательным событием, так как в городе было мало школ, и на открытии присутствовал первый секретарь РКП(б) Казахстана Левон Мирзоян.


Ученики школы достигли успехов в обучении, и в 1938-м ей было присвоено звание образцовой и имя И. В. Сталина.


В школе работали одни из лучших учителей республики — С. Байгулова и С. Савина.


Когда началась война, большинство учеников и учителей школы отправились на фронт. Одним из первых ряды Красной армии пополнил директор школы Геннадий Фадеевич Званцев. Всего в боевых действиях участвовало 120 преподавателей и учащихся лицея. В их числе три Героя Советского Союза: Владимир Засядко, Владимир Бреусов и Маншук Маметова. Несмотря на войну, школа продолжала работу, и в 1943-м она была переименована в мужскую гимназию № 28 им. И. Сталина.


В 1931-м в школе начала обучение будущая героиня страны Маншук Маметова. Она училась здесь до 1937 года, затем поступив в медицинский институт, откуда и ушла на фронт. Новость о подвиге и героической гибели Маншук была принята коллективом школы с печалью и гордостью.



Изучением прошлого школы и славного боевого пути ее выпускников занимался преподаватель истории Евгений Иосифович Динерштейн. Вместе со своими учениками он собирал ценные материалы, такие как фотографии и письма фронтовиков, личные вещи героев-выпускников. Эти экспонаты стали основой школьного Музея боевой славы, основанного 6 мая 1978 года. Уже в марте 1980-го ему было присвоено звание «Отличный школьный музей».


Евгений Иосифович по собственной инициативе проводил научную и поисковую работу, подключая к ней школьников и преподавателей. Он организовал экспедицию «Поиск», отправившись вместе с учениками по местам боевой славы Маншук Маметовой и Владимира Засядко. Оттуда были привезены гильзы от боевых снарядов и земля с полей сражений. Найденные в ходе поисковой работы экспонаты пополнили школьный музей.


Учитель начальных классов Салиха Садыковна проработала в 28-м лицее много лет. Она вспоминает атмосферу, царившую в этом учебном заведении в годы, когда появился школьный музей.


— Когда я пришла в эту школу, она была общеобразовательной, однако уже тогда считалось, что здесь высокий уровень преподавания. Особое внимание уделялось техническим наукам. Родители, живущие даже в другой части города, с удовольствием приводили сюда своих детей. Взаимоотношения в коллективе учителей складывались прекрасные. Мы вместе с гордостью несли имя этой школы. Помимо уроков, было много творческих факультативов и кружков. Школьники занимались танцами, пели в хоре.


— Учитывая глубокую связь школы с подвигами героев Великой Отечественной, особое внимание здесь всегда уделялось патриотическому воспитанию. Вскоре после основания музея преподаватель истории Евгений Динерштейн выдвинул инициативу установить памятник в честь учеников и учителей школы, погибших на фронте. Мы подержали эту идею. Чтобы собрать деньги на бронзовый монумент, были брошены все силы. После уроков учителя и старшеклассники ездили на Плодоконсервный комбинат. Там мы часами чистили лук, плакали, но терпели. Все заработанные таким образом деньги ушли на строительство памятника и развитие музея.


В стенах 28-й школы училось немало знаменитых деятелей Казахстана. Среди ее выпускников знаменитый поэт и писатель Олжас Сулейменов, бывший министр юстиции и министр внутренних дел РК Бауыржан Мухамеджанов, балетмейстер Болат Аюханов, дирижер Фуат Мансуров, политолог Досым Сатпаев, Алик Шпекбаев, Мазан Сергазин, Альджан Бралиев, Ерлан Акчалов, Виктор Бурдин, Галина Рутковская, Анатолий Носков, братья Букейхановы. Многие из них навещают родную школу.


Учитель казахского языка Айман Сулейменовна в данный момент — один из старейших преподавателей лицея. Она работает здесь с 1975 года.

— Уровень учеников в этой школе, когда я пришла сюда, был очень высоким. Это были будущие министры, крупные бизнесмены, юристы и врачи. Каждый урок для меня был, как экзамен. Чтобы держать внимание класса и не терять авторитет в глазах учеников, приходилось тщательно готовиться к каждому занятию. Думаю, это часть нашей профессии. Нужно быть образованным, воспитанным и интеллигентным. Важно обладать умением подбирать ключи к сердцу каждого ученика. Это настоящий дар, и не каждому он дается.


— В 28-й школе работало много учителей высшей категории, кандидатов наук. Особенно сильными у нас были физики и математики. Некоторые из преподавателей писали методические пособия, по которым мы занимаемся до сих пор. Я никогда не думала менять эту школу и всю жизнь проработала здесь. Многие мои воспитанники впоследствии получали высшее образование и работали во всех уголках мира.


В 1991 году школа стала экспериментальной. Началось углубленное изучение точных наук. В школе в числе первых образовательных учреждений появились компьютерные классы.


В 1993-м она была аттестована Государственной комиссией, и одной из первых в городе получила сертификат, подтверждающий заявленный статус технического лицея. В лицее давалась профессиональная подготовка на уровне колледжа по таким специальностям, как «программист», «пользователь ПК», «бухгалтер-экономист», «офис-менеджер», «лаборант-химик-эколог».


В настоящее время школа имеет статус лицея. Ее выпускники после прохождения профильного обучения получают свидетельства о присвоении квалификации «техник-программист», «пользователь ПК», «бухгалтер-экономист с навыками работы на ПК».


Главной достопримечательностью школы продолжает оставаться Музей боевой славы. Здесь собрано более 1000 экспонатов. В центре разместилась экспозиция, изображающая последний бой Маншук Маметовой, которую специально для музея создал заслуженный художник РК Владимир Пожарский.


Внимание посетителей до сих пор привлекает школьная парта Маншук, которую все эти годы бережно хранили сотрудники лицея.


Совет музея привлекает учеников к работе по учету и оцифровке фотографий, писем и других ценных материалов экспозиции. К Дню победы и юбилею Маншук Маметовой в школе проходят мероприятия с участием ветеранов войны, родственников и однополчан героев из числа выпускников школы.


В 2012-м группа учеников и преподавателей совершила поездку в Россию, побывав в городе Невель, на месте гибели и захоронения Маншук Маметовой. Из поездки в музей были привезены новые экспонаты.


Гимназия № 15

У нас в школе была очень богатая библиотека книг на английском. Представьте, там была вся серия Библиотеки всемирной литературы на английском. Эти книги в то время и на русском было тяжело найти в магазинах. Наличие такой богатой коллекции книг было хорошей мотивацией для изучения иностранных языков.

Школа была основана в 1937 году, вначале как специализированная школа для девочек. В 1939-м она стала первой в республике школой с углубленным изучением английского языка и получила имя В. И. Ленина благодаря своему расположению в Ленинском районе города.


Долгое время начальное, среднее и старшее звено школы размещались в старом корпусе, построенном еще в 30-е годы. Деревянные полы, фанерные потолки и обветшавшие стены не способствовали сохранению престижа учебного заведения, и в 1986 году был построен просторный новый корпус. В старом, где был проведен капитальный ремонт, осталась только начальная школа.


Какое-то время здесь работала вечерняя школа трудовой молодежи. Позже в старом корпусе впервые в Алматы появилась шестилетка. Ученики младших классов находились в школе до вечера, отправляясь в обед на тихий час и делая уроки прямо в школе под наблюдением учителя.


Главным профильным предметом гимназии на протяжении всей ее истории оставался английский язык. Обучение ему начиналось с первого класса и продолжалось до одиннадцатого. Общий штат учителей английского в одно время доходил до 27 человек.


О том, чем отличалась 15-я гимназия с английским уклоном от других школ, рассказала преподаватель иностранного языка с сорокалетним стажем Валерия Исидоровна Смирнова .

— В 63 году началась реализация государственной программы, согласно которой в столицах союзных республик в каждом районе должно было быть по школе с углубленным изучением английского, немецкого и французского языков. 15-я школа также попала в эту программу. Тогда пытались ввести преподавание большинства предметов, таких как математика и физика, на иностранном языке. То, что делается сейчас в самых престижных вузах страны, придумали еще сорок лет назад. Однако тогда эта программа не получила развития из-за того, что преподаватель должен был сам изначально изучать предмет на языке обучения. Если, допустим, это был учитель химии, пусть даже и владевший английским, не факт, что он мог преподавать свой предмет на этом языке.


— В итоге пришли к некоему компромиссу. Общеобразовательные предметы учили на русском, но было несколько специальных предметов на английском. Кроме самого языка, мы преподавали страноведение, технический перевод, литературу, стилистику языка и историю Великобритании. В 10-11-м классе число уроков на английском языке могло доходить до десяти в неделю.


В младших классах учителя школы практиковали новые для того времени игровые методы обучения. Они использовали известные советские песни, переведенные на английский язык.


В старшей школе часть уроков проходила по газете The Moscow News, издаваемой в СССР для зарубежных специалистов. В этом издании присутствовали вкладыши из Financial Times и The Economist. Именно эти сложные тексты учились переводить старшеклассники 15-й школы. По окончанию школы большинство из них могло свободно читать и слушать новости на иностранных языках.


После окончания школы выпускники получали свидетельство, согласно которому они могли работать переводчиками художественной и технической литературы. Многие из них поступали на факультеты международных отношений в лучшие вузы страны, без труда сдавая вступительные экзамены.

— У меня был класс, где из 20 человек 6 поступили в вузы Москвы и Ленинграда, а остальные — в КазГУ. В целом, благодаря высокому уровню преподавания, «поступаемость» была почти стопроцентной.


Выпускники и работники школы до сих пор вспоминают имена преподавателей, оставшиеся в анналах школьной истории: учителей английского языка — Пилипенко Т.Б., Перекольскую Т.И., Барзали Ф.И., Парасюту Е.И., Григориади М.Н., Матюнину Е.Н., Вельдяеву И.В., Питерцеву А.С., Сорокину Т.В., Кукатову Е.В., Смирнову В.И.; учителей математики — Лозоватского М.И., Блех Р.Р., Эсперсон А.Я., Люфт Ф.Э.; учителей физики — Подлеснову Н.П., Бровкину Н.И.; учителей истории — Бегельман Р.Д., Орлову Т.А.; учителей русского языка и литературы — Сашину Н.И., Дешко Т.В.; учителей начальных классов — Тычинину А.С., Степанову С.А. и многих других учителей гимназии.


— Чтобы вовлечь учеников в учебный процесс, мы организовывали концерты и ставили спектакли. Мои ученики показывали на сцене отрывки из пьес Бернарда Шоу и Шекспира. У нас в школе была очень богатая библиотека книг на английском. Представьте, там была вся серия Библиотеки всемирной литературы на английском. Эти книги в то время и на русском было тяжело найти в магазинах. Наличие такой богатой коллекции книг было хорошей мотивацией для изучения иностранных языков.


Помимо основных предметов, в школе активно развивался литературный и театральный кружки, а также спортивные секции.


Был в школе и свой Музей боевой славы, которым заведовал бывший директор, Федор Иванович Барзали. Учащиеся общались с ветеранами и участвовали в поисковой работе.


В 1993 году в гимназии открылись классы с преподаванием на казахском языке. С 1996 года введено изучение второго иностранного языка — французского. В 1999 году специализированная школа № 15 стала призером конкурса акима г. Алматы на звание «Лучший педагогический коллектив системы образования». В 2001 году результаты работы преподавателей были достойно представлены на конкурсе проектов «Лучший творческий педагогический коллектив».

В настоящее время выпускники школы живут, работают и учатся в Казахстане, России, Америке, Китае, Англии, Новой Зеландии, Голландии, Норвегии, Малайзии, Индонезии, Таиланде. Однако все они с теплотой вспоминают родную школу.

Фотогалерея























Последние материалы раздела:

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...

Щитовидная железа: психосоматика проблемы
Щитовидная железа: психосоматика проблемы

Точка силы находится здесь и сейчас – в наших умах. Каждая наша мысль буквально творит наше будущее. Мы формируем свои убеждения в детстве, а потом...