Может ли числительное. Количественные и порядковые числительные

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или который?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношения к числу. Грамматиче­ские признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счет­ными существительными, то есть с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десяте­ро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существитель­ ными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

    с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей);

    с названиями детенышей животных (семеро козлят);

    с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются пре­ имущественно числительные двое, трое и четверо;

    с существительными, называющими парные предметы (двое нос­ ков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре нос­ ка, то есть две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при

счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос который?, какой по счету?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, то есть пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьде­ сят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцатъ), к которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах свя­зано с методическими целями - обучением склонению сложных числи­тельных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сотО).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком коли­чественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, мил­лион, миллиард см. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора, причем у них противопостав­лены две родовые формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - основой (если принять такое разделение на мор­фемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения. ,

Особым образом склоняются числительные два, полтора (см. выше), три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:

Четыре

Сорок

Девяносто

Полтораста

четыре

сорок

девяносто

полтораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

трем

четырем

сорока

девяноста

полутораста

И. п. / Р. п.

сорок

девяносто

полтораста

тремя

четырьмя

сорока

девяноста

полутораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у слов сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста различаются толь­ко две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III скло­нению, то есть как слово нжочь, причем у числительного восемь пред­ставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (то есть названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе час­ти: первая как соответствующее простое числительное, вторая у числи­тельных на -десят по III склонению, а у числительных на -сот (-сти, -ста) по мн. числу субстантивного склонения (за исключением форм И. и В. п.).

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемо­ стью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с сущест­вительными следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное являет­ся главным словом и управляет существительным, требуя его поста­новки в Р. п. ед. числа для слов два, три и четыре и в Р. п. мн. числа для слов пять и далее. В остальных падежах главным является суще­ствительное, а числительное с ним согласуется, например:

трй~(И- п.) ^тЗла (Р. п. ед. ч.); пять (И. п.) столов (Р. п. мн. ч) трех (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.); пяти (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.) трем (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.); пяти (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.) три (В. п.) стола (Р. п. ед. ч.); пять (В. п.) столов (Р. п. мн. ч.) тремя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.); пятью (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.) (о) трех (П. п.) столах (П. п. мн. ч.); пяти (П. п.) столах (П. п. мн.ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и др. названия больший чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых со­гласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). Форма множественного числа одни для обозначения одного пред­мета сочетается с существительными, имеющими форму только мно­жественного числа (одни сани, ворота, ножницы). Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (одинО, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъек­тивные склонения. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфоло­гический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв­ых тысяча). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (ты­ сяча - по I склонению, миллион и др. - по II склонению). При сочета­нии с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа: И. п. тысяча тонн Р. п. тысячи тонн Д. п. тысяче тонн В. п. тысячу тонн Т. п. тысячей тонн П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существи­тельные. Их отнесение к числительным происходит только на основа­нии их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существитель­ным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пятъ_книг. Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматические признаки порядковых числительных сходны с от­носительными прилагательными. Порядковые числительные изменяют­ся по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с сущест­вительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числитель­ные как прилагательные (по адъективному склонению, а слово третий - по смешанному: третий-0, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,

как притяжательное прилагательное). В составных порядковых числи­тельных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи пятый год

Р. п. две тысячи пятого года

Д. п. две тысячи пятому году

В. п. две тысячи пятый год

Т. п. две тысячи пятым годом

П. п. (о) две тысячи пятом годе.

Числительное как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Все три комплекса изучают числительное в один этап в 6 классе и представляют материал с небольшими отличиями. Во всех комплексах основное внимание уделяется вопросу о разрядах числительных по зна­чению и структуре и склонению числительных. Собственно морфологи­ческие особенности числительных рассматриваются очень кратко, что не позволяет сформировать у учащихся четкое понимание грамматиче­ской разнородности числительных разных разрядов и некоторых слов внутри разряда количественных числительных.

Комплекс 2 выделяет 4 разряда числительных по значению: количе­ственные, собирательные, порядковые и дробные (причем предлагает именно такой порядок их изучения) и отмечает, что «количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один)». Формулировка «не имеют рода» требует разъяснения: числительные один, два, а также почему-то не включенные в этот список при рассмотрении соответствующих разря­дов оба и полтора имеют непостоянный признак рода, то есть изменя­ются по родам, в то время как количественные числительные тысяча, миллион, миллиард и другие названия больших чисел имеют постоян­ный признак рода. О грамматических особенностях слова тысяча и др. не сказано ни в одном из комплексов, что значительно затрудняет их морфологический разбор. Только в комплексе 2 сказано об особенно­стях синтаксической сочетаемости количественных числительных с существительными и о том, что грамматически «порядковые числи­тельные похожи на прилагательные».

Комплекс 3, как и комплекс 1, подразделяет числительные на коли­чественные и порядковые и уже внутри количественных выделяет под-разряды целых, дробных и собирательных числительных. В связи с ре­чевой направленностью комплекса основной упор комплекс 3 делает на употреблении числительных: их склонении, избирательной лексической сочетаемости собирательных числительных, употреблению слова оба / обе, причем числительные оба и обе поданы как отдельные слова, в то время как два и две поданы как формы одного слова.

Тема урока:

Цели урока:

познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

Методы урока: 1. Словесный

2. работа в группе

3. работа в паре

4. индивидуальное задание

5. наглядный

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

Проверка домашнего задания

Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

Вызов

Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Это слова какой части речи?

Какие это числительные?

На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

Напишите тот этаж, который вы выбрали.

Те кто выбрал

4 этаж –одна группа

5 этаж –одна группа

Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

Четыре - это какое числительное?

Как вы узнали?

Дайте определение

А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

Дайте определение

Материал для наблюдений

Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

Раз, два, три, четыре, пять

Числительные

4, 5.

Учащиеся делятся на группы

Я живу на четыре этаже

Количественное

Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Какой?

Порядок при счете

Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

Количественные и порядковые числительные

Осмысление

Где встречаются числительные?

Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

Еще?

Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

В два счета

Как две капли воды

Заблудиться в трех соснах

Сидеть в четырех стенах

Первый блин комом

Семь пятниц на неделе

Семи пядей во лбу

За семью замками

На седьмом небе

Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

Чтение правила

Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

А теперь отгадайте о ком идет речь?

Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

Какую роль играет числительное в нашей жизни

Физминутка «Зверобойка»

Анекдот из жизни

Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

Видеоролик ВОВ

На уроке математики

В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

Дружно

Очень быстро

Очень похожи

Запутаться

Не выходить из дома

Человек, который каждый день меняет свое решение.

Умный человек

Спрятать надежно

Счастлив

Ответы учеников

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

Изменение слов по падежам называется склонением.

И.п. четвертый этаж

Р.п. четвертого этажа

Д.п. четвертому этажу

В.п. четвертый этаж

Т.п. четвертым этажом

П.п. о четвертом этаже

И.п. пятый этаж

Р.п. пятого этажа

Д.п. пятому этажу

В.п. пятый этаж

Т.п. пятым этажом

П.п. о пятом этаже

Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

Работа в паре

Рефлексия

На уроке мне было трудно….

Домашнее задание

Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

Оценивание

Индивидуальное задание для Акмарал

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Отгадайте загадки

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (н…..ы)

Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

Индивидуальное задание для Гулжаухар

Быстро произнесите скороговорки

В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

У четырех черепашат по четыре черапашонка.

Отгадайте загадки

12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

Индивидуальное задание для Нурбек

Отгадайте загадки

Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Переведите на родной язык пословицу

Индивидуальное задание для Мархабат

Отгадайте загадки

Двое чутких есть ушей

Он –гроза для всех мышей (к.т)

На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

Переведите на родной язык пословицу

Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    В каком году ты родился?

    На каком этаже ты живешь?

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    Сколько лет ты учишься в этой школе?

    Сколько предметов вы изучаете?

    Сколько этажей имеет здание твоей школы

    Сколько человек учится в твоем классе?

    Из скольких человек состоит ваша семья?

    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

    В каком году ты родился?

    Какой год ты посещаешь школу?

    На каком этаже ты живешь?

    Какой год был для тебя удачным и понятным?

    В каком году ты закончишь школу?

    В каком году ты поступил в первый класс?

    Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

Анекдот из жизни

Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

ТЕМА:

Бейсенова Зульфия Сарбаевна

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

Имя числительное - самостоятельная часть речи , обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные - отвечают на вопрос сколько? (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый, последний ).

В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п. Количественным числительным присущи два значения.

    Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -

    количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и

    числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).

Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35 местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)

    Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).

    Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»; или: «двести десять», «двести десятый»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные отвечают на вопросы: сколько? или какой?

Числительные делятся на количественные и , изменяются по и могут быть разными членами предложения (). В научной лингвистической литературе нет единой точки зрения в определении объёма слов, относящихся к числительным, также нет единого мнения в выделении семантических .

Виноградов В. В. подчёркивает, что в современном русском языке категория имён числительных ещё не достигла той степени абстрактности, которая характерна для западно-европейских языков. По происхождению числительные являются разными частями речи.

Некоторые известные отечественные лингвисты не считают имя числительное самостоятельной частью речи. Например, Пешковский А. М. относил слова четыре , пять , шесть к счётным ; четвертый , пятый - к счётным ; дважды , трижды - к счётным .

Виноградов В. В., Гвоздев А. Н., Розенталь Д. Э. относят к числительным такие слова, как много , мало , немного , столько , сколько , несколько и др. Поэтому можно говорить о широком и узком понимании числительных как части речи.

Узкое понимание числительного как части речи у Галкиной–Федорук Е. М.: «К имени числительному относятся только количественные числительные, порядковые - исключаются». В «Грамматике - 80» исключаются и .

При широком понимании к числительным причисляются:

  1. количественные числительные (3 группы, как и при узком понимании);
  2. порядковые числительные: второй , десятый , пятнадцатый ;
  3. неопределённо–количественные слова: много , мало , столько , сколько .

Существует еще одна проблема: куда относить порядковые числительные?

I точка зрения:

Востоков А. Х., Пешковский А. М., Виноградов В. В., авторы «Грамматики - 70, 80», Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что порядковые числительные - это : по значению выражают отношение к числу, имеют словоизменительную , и падежа также, как прилагательные. В предложении являются согласованными определениями. Кроме того, некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый сорт , второй сорт , на вторых ролях .

II точка зрения:

Овсяннико-Куликовский Д. Н., Шахматов А. А., Гвоздев А. Н. рассматривают порядковые числительные как разряд числительных.

Признаки, которые позволяют рассматривать порядковые числительные как особый разряд числительных:

  1. имеют числовое значение;
  2. имеют структуру (как и количественные числительные могут быть составными): сорок пятый , восемьсот двенадцатый ;
  3. тенденция к употреблению количественных числительных в значении порядковых: дом двадцать шесть - дом двадцать шестой .
Категориальное значение числительного:
  1. обозначение отвлечённого числа: двадцать , тридцать ;
  2. количество предметов: три окна , шесть ламп ;
  3. порядок при счёте: первый , второй , пятый .


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...