Можно ли доверять тестам.

«Какое вы животное», «Насколько вы коммуникабельны», «Кто вы из героев «Игры престолов», «Какая профессия вам подходит», «Умеете ли вы любить»… Подобных психологических тестов в социальных сетях можно найти сотни, если не тысячи.

Почему мы так любим проходить всевозможные тесты, и почему не нужно доверять результатам цветового онлайн-теста Люшера? Давайте поищем вместе ответы на эти вопросы.

Отчего мы так любим тесты?

Человеку свойственно испытывать интерес к собственному внутреннему миру. Наиболее простой способ разведать неизвестные нам особенности своего характера и повысить самооценку - это, несомненно, тестирование.

Ведь это так легко: открываете страничку и кликаете мышкой на варианты ответов. Каждый из них - это маленький шаг вглубь собственной личности. Как я поступлю в этой ситуации? Смогу ли стать руководителем? Насколько обширны мои познания в этом вопросе? Получая позитивный результат, мы самоутверждаемся, отношение к себе становится лучше. А узнав о себе что-то новое, мы получаем возможность взглянуть на себя с неожиданной стороны, создать новый образ себя (пускай и всего лишь на несколько секунд).

Тесты почти всегда выдают позитивные результаты, а узнавать о себе что-то хорошее нравится любому человеку. Есть здесь и элемент игры - угадать, какой набор вариантов разработчик теста отнес к какому результату, попытаться предугадать, что скажет о вас виртуальный ясновидец. Все вопросы и ответы - это не только способ совершить путешествие в свое сознание (даже шутливые опросники дают возможность примерять разные роли и узнать, какая ближе всего именно вам), но и умственное состязание с создателем теста.

Почему тесты так быстро распространились в интернете?

Выкладывать результаты тестов на «стену» в социальной сети - несомненно, это отдает самолюбованием. Большинство из нас зависит от мнения друзей и приятелей, нам немаловажно иметь престижный имидж в их глазах. Поэтому мы выкладываем обычно лишь те итоги тестирования, которые формируют наш положительный образ. Продемонстрировать свое сходство с героем популярного сериала - это будто позаимствовать часть его привлекательности и стать ближе к нему. В благоразумных пределах подобное сравнение может даже нести некую пользу.

Серьезные тесты, разработанные и проведенные специалистами-психологами, само собой, раскроют вашу личность куда объективнее и правдивее, дадут вам намного больше полезных данных. Они затрагивают важные поведенческие механизмы и эмоциональные реакции человека, поэтому способны раскрыть самые важные и потайные уголки личности.

Шутливые тесты обычно дают довольно поверхностную картину, потому что их составляют «с потолка». Их результаты легко предугадать, но публика любит именно такие тесты - потому что они не заставляют напрягаться, отвечать на неудобные вопросы и не дают неприятных для нас результатов.

Насколько правдивы результаты онлайн-тестов?

Как известно, любую информацию, найденную в интернете, нужно фильтровать на достоверность - это касается и тестов. Понять, где шутливый тест, а где профессиональный, не составит особого труда. А вот понять, действительно ли перед вами тест, составленный специалистами или очередная «утка», сможет далеко не каждый. Да что говорить - на это способен только психолог. Тест могут присвоить давно почившему психиатру с мировым именем - но это вовсе не значит, что сей ученый муж действительно оставил после себя такое наследие. И уж точно не означает, что вы узнаете о себе множество новых, и главное, правдивых фактов.

Мир неуклонно меняется, люди становятся другими - и тесты должны соответствовать своему времени. Как вы догадываетесь, люди, родившиеся с разницей в сто или даже пятьдесят лет имеют существенные психологические отличия. И тесты, созданные в 1950-х или в 1960-х годах могут позволить вам совершить увлекательное путешествие в прошлое и сравнить себя с людьми того поколения. Но вряд ли они дадут вам объективную картину самого себя. Прежде чем взяться за прохождение профессионального теста, для начала узнайте, был ли он адаптирован под современную действительность.

Как ни прискорбно, но почти все сайты, предлагающие профессиональные тесты известных авторов, не предоставляют подобных сведений. Но и без них понятно, что размещенные на этих ресурсах методы тестирования давно отстали от жизни. Будет ли результат правдивым и объективным? Сомнительно.

В сети, конечно, имеются площадки, на которых выложены действительно профессиональные тесты, но их довольно мало, и нужно знать, где искать.

В чем отличие любительских и профессиональных тестов?

Психологи, составляющие профессиональную методику тестирования, проводят длительную и скрупулезную работу, основанную на работе с людьми и статистических данных. Они опрашивают добровольцев, проводят психологические эксперименты, изучают реакции на определенные эмоциональные раздражители и сопоставляют их между собой. Тесты порой могут быть результатом многолетних исследований целого коллектива специалистов.

Для публикации своих наработок ученые обязаны провести пробные тестирования и сравнить результаты разных категорий людей, удостовериться, что их методика выявляет именно те особенности человеческой натуры, которые необходимо. В тестировании должна учитываться погрешность в виде исключений и ориентированность на респондентов в разном настроении, учитывать их попытки перехитрить тест и даже обстановку проведения опроса.

Поэтому для проверки методик выбираются люди с теми же качествами, которыми обладают будущие респонденты, делаются расчеты для подтверждения достоверности тестирования. Не всегда тест получает право на жизнь с первого раза - часто результаты испытаний вынуждают разработчиков исправлять его, пока полученные ответы не будут соответствовать действительности. Разработчик любой методики психометрического тестирования (которое проводится в форме «вопрос-ответ») всегда может обосновать причину получения именно этих результатов от конкретного опрашиваемого.

Есть также целый раздел тестов, которые можно выделить в третью категорию - что-то среднее между любительскими и профессиональными. Их разрабатывают специалисты, но при этом не проводят исследования на определение их достоверности.

Такие тесты имеют в основном развлекательный характер, но хотя бы составлены опытным психологом, а не придуманы наобум. И, возможно, они не дадут стопроцентно верные результаты, но хотя бы натолкнут человека на размышления о том, полезны ли его жизненные предпочтения и в какую сторону двигаться дальше.

Можно ли доверять результатам проективных тестов, размещенных в Сети?

О тестах Рошарха или Люшера наслышаны практически все - интерес к этим методикам заключается в том, что сложно предугадать их результат. В первом случае вы просто выбираете цветовые карточки, а во втором интерпретируете различные кляксы. Но как бы ни заманчиво было прохождение проективных тестов, оно как минимум бессмысленно. Люди, выкладывающие эти методики в интернет, далеко не всегда являются психологами.

Пройдя такой тест, вы, будучи вполне адекватным человеком, имеете все шансы «оказаться» психически неуравновешенным маньяком с кучей комплексов и склонностью к насилию. А дело все в том, что подобные исследования личности должны проводиться исключительно в кабинете специалиста под руководством опытного психолога. Хотя бы потому, что профессионал способен делать логические выводы на основе комплекса полученной информации, может учитывать нюансы и видеть, когда имеет дело с исключениями. В онлайновых же тестах всего лишь заложен набор ответов и результат, соответствующий определенной комбинации кнопок.

Например, при проведении теста Люшера должны применяться карточки определенных оттенков. Можно ли быть уверенным, что настройки вашего монитора правильно передают все цвета?

Такие тесты - не шутка, они используются для определения психологического состояния людей при поступлении в полицию и спецслужбы, первичного выявления психических отклонений. Проходить их в интернете для развлечения не просто бесполезно - вы можете начитаться о себе всякой несусветной ерунды, которая исказит ваше самовосприятие и негативно повлияет на самооценку. Если уж хочется сыграть в игру с самим собой, то лучше пройти шутливый тест «В какой стране лучше жить» или «Какой цвет вам подходит» - они, по крайней мере, не несут никакого вреда.

Психология давно и надежно обосновалась в женских журналах. Психологическими тестами пестрят сайты для женщин.

Но знаете ли вы что эти тесты опасны? И что их результаты не достоверны?

Вы можете подумать что недостоверны результаты тестов, которые выдумали в редакции без участия психологов. Возможно даже вы скажете что используете только тесты, взятые только из проверенных источников. Или всемирно известными вроде MMPI .

Спешу вас расстроить. Даже оригинальный MMPI не даст вам достоверного результата. Почему так происходит? Для начала мне придется рассказать немного о том, как создаются психологические тесты.

Как создаются психологические тесты

Знакомьтесь, это - Ученый. Прямо сейчас он, специально для вас, создаст тест и позволит вам понаблюдать за этим процессом.

Для начала, Ученый выбирает что хочет измерять. Допустим, это будет уровень агрессии. У Ученого нет отдельной теории, которая структурирует агрессию или разбивает ее на составляющие. Он хочет мерить просто агрессию. В общем и целом.

Для начала, он составляет список из того, что, по его мнению, характеризует агрессивных людей. Ну какие они? Что они делают? Они часто кричат, комфортно чувствуют себя в споре, считают что лучшая защита - это нападение и конечно любили драться в детстве. "Ах да!" - вспоминает Ученый о Фрейде - "у них наверняка был властный отец!".

Из списка утверждений Ученый делает список вопросов: "Легко ли вы переходите на крик? Вы комфортно чувствуете себя в споре? Ваш отец часто заставлял вас выполнять работу по дому силой?"

Затем Ученому нужно проверить как работает его опросник. Для этого ему нужно много людей. Он собирает 1000 людей и нарекает их выборкой. Ученый заставляет несчастных людей заполнить его опросник. Теперь настало время Ученому быть несчастным.

Он обрабатывает полученные данные. Он смотрит на то, какие ответы давали люди на вопросы. Используя математические и статистические методы, Ученый выявляет неэффективные вопросы и выкидывает их. Другие аспекты исследования он усиливает дополнительными вопросами. Прибегает к ухищрениям чтобы минимизировать разные эффекты, искажающие результаты. Ученый наверняка проведет еще несколько проверочных исследований.

Затем Ученый определяет надежность . Это важный показатель, который говорит нам что тест дает достоверные данные. Для определения надежности, Ученый дает тот один и тот же вариант теста одним и тем же людям, но с паузой между подходами. Если для каждого человека тест дает примерно один и тот же результат - он надежный. Ученый подгоняет тест под определенные требования к погрешностям. Для этого, возможно, придется вернуться на несколько шагов назад.

Валидность - еще один важный показатель. Он говорит нам что тест измеряет действительно то что должен. Чтобы не получилось так что мы хотели померить агрессию, а померили уровень открытости или длину большого пальца правой руки. Ее тоже сложными методами проверяют и доводят до высокого уровня.

В результате нескольких лет(!) упорной работы в горах анкет, людей, столов и цифр, на свет рождается тест. Он измеряет всего-лишь одну шкалу - шкалу агрессивности. Ученый устал, Ученый уходит на пенсию со спокойной душой. Он обогатил мировую коллекцию психологических тестов еще одним.

Мировую ли? Как выясняется - нет, только локальную.

Стандартизация и требования к использованию тестов

Если перевести тест на другой язык - будет ли он работать так же хорошо? Ученые пробовали и однозначно отвечают - нет, не будет. Разница в языке и культуре очень значительна. Для того чтобы он заработал так же, как оригинал, нужно провести все те процедуры, что проводил Ученый, подгоняя надежность и валидность и бесконечно изменяя тест и проверяя его на больших выборках. То есть, фактически создать его заново.

Именно так. Просто переведя вопросы, вы превратите микроскоп в кучу мусора.

Пойдем дальше. Влияет ли бланк, на котором даются вопросы на точность теста? Ученые пробовали, изучали и точно отвечают - да, влияет. Влияет не только бланк с вопросами и ответами, но обстановка в комнате, процедура проведения теста. Проводится ли он один на один? Остается ли тестируемый в одиночестве с опросником? Может, тест дается группе респондентов? Читались ли психологом инструкции? Отвечал ли психолог на вопросы, возникающие у испытуемых? А как он отвечал?

Все это крайне важно и абсолютно точно - влияет на точность теста.

Итак, тест - это мощный инструмент, но чтобы просто им пользоваться, нужно учиться. Причем долго. На западе нужно получать лицензию для использования каждого (!), теста. Отучившись год для использования опросника Кеттела , психолог будет использовать его везде. И подтрунивать над коллегами за то, что они не имеют права его использовать потому что не умеют. Более того, опросник Кеттела они нигде не достанут! Потому что продается он только в специальном магазине по лицензии. И стоит дорого.

Тест - это не просто инструкция в два предложения и список вопросов с ключом. Это книга! В которой описано все. Зачем создавался тест? Что он измеряет? На ком его можно использовать? Когда? Какие редакции существуют? В чем отличия? Какова валидность теста (в процентах)?

Инструкция - это не просто несколько предложений. Там расписано все. В плоть до пауз между словами и уровня громкости произнесения некоторых фраз. Инструкция зачитывается с листа, либо заучивается наизусть! В противном случае данные теста будут настолько ненадежны, что проще их выбросить.

Психологические тесты в интернете

Вы прочитали все что выше и теперь знаете о психологических тестах много. Куда больше чем средний человек, не имеющий отношения к психологии. Но вы наверняка смущены. Ведь вы видели огромное количество тестов. Даже на специальных психологических сайтах. И нигде не было ничего подобного.

Вот именно. И теперь вы понимаете какова цена всех этих тестов и их результатов.

Даже отличный валидный и надежный тест, переведенный в электронный вариант, меняет свои показатели. Достоверно известно, что существуют специальные эффекты для тестов, которые проводятся при помощи компьютера. Например, люди склонны отвечать что-то неопределенное или среднее (например при выборе из трех вариантов да-возможно-нет) при проведении компьютерного варианта. Разумеется это сказывается на работе теста.

Но ведь тесты работают!

Воскликнете, возможно, вы. "А как вы это поняли?" - Спрошу я. Скорее всего, вы, получив результат теста и посмотрев его расшифровку в приложении, сопоставили ее с собой. Там написано что-нибудь, что характеризует вашу личность. Вы читаете это и понимаете что это про вас. Ну или почти про вас, но довольно точно. Ишь ты! Не соблюли все эти бюрократические процедуры, а тест-то работает!

Нет, не работает. Это просто ваша оценка себя.

Если бы каждый человек мог себя адекватно оценить (желательно в цифрах), то психологические тесты были бы не нужны.

Расскажу вам о еще одной забавной вещи. Она известна как Эффект Барнума . А в народе - эффект гороскопов.

Эффект Барнума

Тейлор Барнум

Вот выдержка из википедии:

Эффект Барнума - общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Вы только что ответили на кучу вопросов личного характера и подсчитали какие-то баллы. Практически, совершили научные манипуляции по инструкциям, созданным (как хочется думать) большими учеными. Ну конечно полученный результат характеризует исключительно вас! Эффект Барнума в действии.

Этот эффект будет работать для чего угодно. И это неоднократно проверено. Впервые это было доказано вэксперименте Форера .

"Женщины по имени Маша легки на подъем и просты в общении. Но могут постоять за себя когда нужно. Они любят доверять людям. Иногда они грустят, не прочь пожалеть себя-родимую, но в общем жизнерадостны и приветливы. Из них получаются хорошие жены."

Здесь привязка к вам идет по имени и полу. Остальное - набор ничего не значащих общих характеристик, которые подходят практически кому угодно. Если вы - женщина и вас зовут Маша, вы будете более склонны определять данное описание как подходящее вам.

Так почему опасны психологические тесты?

Вернемся к тезису статьи. Я утверждал что тесты опасны. Да, это так. Как скальпель в руках специалиста - инструмент спасения жизни, так он же в руках неумехи - просто острый кусок железа, которым можно серьезно повредить что-нибудь жизненно важное.

Назовем тест, результаты которого не заинтересуют ни одного нормального психодиагноста, плохим тестом. Это может значить что сам тест хороший, но применялся неправильно. Но для краткости - плохой.

  • Итак, результат плохого теста может быть воспринят субъективно как отрицательный. Например, он покажет что испытуемый - неудачник. Если испытуемый склонен сильно верить этому тесту, это может нанести психологический вред. Идентифицируя себя с неудачником (тест же показал!) человек может изменить свою жизнь в худшую сторону. Психолог знает что результат теста не говорит о том "хорошо все или плохо", он просто показывает. Как стрелка на спидометре. Когда психолога рядом нет, человек воспринимает показания теста как "хорошие" или "плохие". У этого есть негативные последствия.
  • Результат плохого теста может быть не воспринят как достоверный. Это, в общем, правильно. Человек получил плохой результат и отверг его. Но вместе с этим результатом он отправляет в мусорную корзину результаты грамотно проведенных тестов. И сами эти тесты. Теперь он не верит в психологические тесты вообще. И в психологию, кстати - тоже. Вред тут не очевиден, но это будет тормозящим фактором, который может помешать человеку обратиться к психологу тогда, когда это ему потребуется. Человек будет страдть, отвергая помощь.
  • Ну и последнее. Оно, вообще говоря, относится не только к плохим, но и к хорошим тестам в руках плохих психологов. Психологический тест всегда поставит человека в какие-то определенные рамки и даст ему характеристику, оценку. Он теперь не просто человек, а сангвиник, склонный к вербальному выражению агрессии и обладающий выраженной способностью к эмпатии. С одной стороны, это дает ему какие-то знания о себе (зачем они ему, кстати?), но с другой - делает пленником этих определений.

Он может теперь надеть личину сангвиника и вести себя как подобает сангвинику (а не Пете Иванову), он может использовать их как щит: "Я же склонен к вербальной агрессии, могу обзываться сколько хочу, такой уж я!". Заключения теста могут не давать человеку видеть изменений в себе. Он, может, уже закрылся, но все еще считает себя способным к эмпатии.

Пародия на газетные тесты. "Любите ли вы хурму?"

Ну и что делать?

Для начала, я рекомендую задаться вопросом: "А зачем мне проходить психологический тест?". Что вы хотите узнать? Какой результат вы хотите получить и что вы с ним будете делать. Ответ "ну интересно же" - не в счет. Почему интересно?

Если вы считаете что все-таки психологический тест вам пройти необходимо, то обратитесь к профессиональным психодиагностам. Теперь вы знаете насколько серьезна процедура тестирования и сможете отличить серьезного академического психодиагноста, который сможет профессионально применить инструменты и проанализировать результат, от непрофессионала, который проведет вам тест, который будет не точнее газетных.

Хотя конечно, никто не запрещает использовать тесты в журналах и интернете просто для развлечения. Важно только понимать что результаты, полученные вами таким образом, далеки от точных и объективных. А для проведения досуга они вполне подходят.

  • ( на ту же тему)
ъДТБЧУФЧХКФЕ! уЕЗПДОС ЧФПТОЙЛ - Б ЪОБЮЙФ, РТЙЫМП ЧТЕНС ДМС ЙЪХЮЕОЙС ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, ЪОБОЙЕ ЛПФПТПК НПЦЕФ УЙМШОП ХРТПУФЙФШ ОБЫХ ЦЙЪОШ. дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ: "уФПЙФ МЙ ДПЧЕТСФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ФЕУФБН?" й ЕУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙН? уЕЗПДОС ФЕУФЩ ЕУФШ ЧЕЪДЕ, ЙИ ОЕ РХВМЙЛХЕФ ТБЪЧЕ ЮФП МЕОЙЧЩК. дБЦЕ ДЕФУЛЙЕ ЦХТОБМЩ РЕУФТСФ ФЕУФБНЙ, Й ДЕФЙ СЧОП ДПЧПМШОЩ. й ИПФС ЧУЕ ЬФЙ ФЕУФЩ ХУМПЧОП УЮЙФБАФУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, РП УХФЙ ФБЛПЧЩНЙ ЧПЧУЕ ОЕ СЧМСАФУС. рПЬФПНХ ДБЧБКФЕ ТБЪВЙТБФШУС, ЮФП ФБЛПЕ ФЕУФЩ, ПФЛХДБ ПОЙ ЧЪСМЙУШ, ДМС ЮЕЗП ЙУРПМШЪХАФУС Й ЮФП УПВПК РТЕДУФБЧМСАФ ЙИ ТЕЪХМШФБФЩ.

с ЪБФТБЗЙЧБА ЬФПФ ЧПРТПУ Ч ТХУМЕ ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, РПФПНХ ЮФП НОПЗЙЕ МАДЙ ИПФСФ МХЮЫЕ ХЪОБФШ УЕВС, ЙУРПМШЪХС РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛХ ДМС МЙЮОЩИ ГЕМЕК. й ЬФП ОПТНБМШОП. рТПУФП ОХЦОП ЪОБФШ, ЛБЛЙНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ НПЦОП РПМШЪПЧБФШУС УБНПУФПСФЕМШОП, ЛБЛЙНЙ - У РПНПЭША УРЕГЙБМЙУФБ, Б ЛБЛЙЕ ЧППВЭЕ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ ОЕ СЧМСАФУС.

йФБЛ. фЕУФЩ - ЬФП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТЙНЕОСС ЛПФПТЩЕ, НПЦОП РПМХЮЙФШ ЛПМЙЮЕУЧЕООХА Й ЛБЮЕУФЧЕООХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ЙЪХЮБЕНПЗП СЧМЕОЙС.

лУФБФЙ, ЙНЕКФЕ ЧЧЙДХ, ЮФП РТЙ МАВПН ФЕУФЙТПЧБОЙЙ (Б ФБЛЦЕ - ЧП ЧТЕНС ЗБДБОЙС!) ЙНЕЕФ НЕУФП ЬЖЖЕЛФ вБТОХНБ: ЕУМЙ ОБН ЮФП-ФП РТЕРПДОПУСФ РПД ОБХЮОП-НЙУФЙЮЕУЛЙН УПХУПН, ДБ ЕЭЕ Ч МЙЮОПУФОПК БДТЕУПЧЛЕ - НЩ УЛМПООЩ Ч ЬФП ЧЕТЙФШ. фБЛ ЮФП ВХДШФЕ ВДЙФЕМШОЩ

уФПЙФ УЛБЪБФШ, ЮФП ПФ ДТХЗЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ (ОБВМАДЕОЙЕ Й ЬЛУРЕТЙНЕОФ), ФЕУФЩ ПФМЙЮБАФУС ФЕН, ЮФП ЮФП ПОЙ УФТПЗП УФБОДБТФЙЪЙТПЧБОЩ ОБ ЛБЦДПН ЬФБРЕ - РТПЧЕДЕОЙС, ПВТБВПФЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

рЕТЧЩЕ РПДПВЙС ФЕУФПЧ РПСЧЙМЙУШ Ч ТБВПФБИ жТЕОУЙУБ зБМШФПОБ Ч ЛПОГЕ 19 ЧЕЛБ. уБНП УМПЧП «ФЕУФ» ЧРЕТЧЩЕ ХРПФТЕВМСЕФУС лЕФФЕМПН Ч 1890 ЗПДХ. б РПДМЙООЩН УПЪДБФЕМЕН ФЕУФБ УЮЙФБЕФУС бМШЖТЕД вЙОЕ - УПЪДБФЕМШ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОПЗП ФЕУФБ ЙЪНЕТЕОЙС ХТПЧОС ЙОФЕММЕЛФБ - 1906 ЗПД.

фЕУФПЧЩЕ НЕФПДЙЛЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДБЧБФШ РТПЗОПЪЩ, РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ ПОЙ УЙФХБФЙЧОЩ - Ф.Е. ДБАФ ЙОЖПТНБГЙА П ФЕЛХЭЕН УПУФПСОЙЙ. оП ЬФП ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ПЮЕОШ ХДПВОП. й ОБЙВПМЕЕ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС Ч ЛМЙОЙЮЕУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ.

чУЕ ФЕУФЩ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ДЧЕ ВПМШЫЙЕ ЗТХРРЩ.

1. лПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ - ФЕУФЩ УРПУПВОПУФЕК. йЪНЕТЕОЙС РТПЙУИПДСФ Ч ВБММБИ.

2. мЙЮОПУФОЩЕ - ПРЙУБОЙЕ МЙЮОПУФЙ Ч ГЕМПН. ъДЕУШ РТЕПВМБДБАФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ НЕФПДЙЛЙ.

мЙЮОПУФОЩЕ ФЕУФЩ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ДЕМСФУС ОБ ПРТПУОЩЕ Й РТПЕЛФЙЧОЩЕ.

пРТПУОЩЕ ФЕУФЩ ОБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ Ч ВЩФХ Й РПОСФОПЕ ДЕМП, РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УРЙУПЛ ОЕЛПФПТЩИ ЧПРТПУПЧ. ьФЙ ФЕУФЩ ЙНЕАФ ПДОЙ ПЗТПНОЩК НЙОХУ - РТЙ ФЕУФЙТПЧБОЙЙ ЧЛМАЮБЕФУС ЬМЕНЕОФ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ. ьФП ЛПЗДБ ЧЩ ПФЧЕЮБЕФЕ ОБ ЧПРТПУ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЕУФШ ОБ УБНПН ДЕМЕ, Б ФБЛ, ЛБЛ ЧБН ИПФЕМПУШ ВЩ ЧЩЗМСДЕФШ Ч ЗМБЪБИ ПЛТХЦБАЭЙИ. оЕ УФПЙФ ДХНБФШ, ЮФП ЧЩ ЮЕУФОЩ У УПВПК Й УПГЙБМШОБС ЦЕМБФЕМШОПУФШ ЧБН ОЕ РПНЕИБ. ьФП РТПЙУИПДЙФ РПДУПЪОБФЕМШОП Й РПФПНХ ДЕКУФЧХЕФ ОБ ЧУЕИ, Х ЛПЗП ЕУФШ РПДУПЪОБОЙЕ

рПЬФПНХ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ ФЕУФБИ ПВСЪБФЕМШОП ЙНЕАФУС ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ УОЙЦБАФ ЧМЙСОЙЕ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ ОБ ТЕЪХМШФБФ. чП ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ МАВЙФЕМШУЛЙИ ФЕУФБИ ФБЛБС ЫЛБМБ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ПФУХФУФЧХЕФ. б ЪОБЮЙФ Й ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ УПНОЙФЕМШОЩНЙ. мХЮЫБС ЙЪ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ НЕФПДЙЛ ОБ ТХУУЛПН СЪЩЛЕ - ЬФП унйм. рТПКФЙ НПЦОП УБНПУФПСФЕМШОП, ОП ЪБ ЙОФЕТРТЕФБГЙЕК ТЕЪХМШФБФПЧ МХЮЫЕ ПВТБФЙФШУС Л УРЕГЙБМЙУФХ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ ЙНЕООП У ЬФПК НЕФПДЙЛПК. пОБ РТЕДПУФБЧМСЕФ ППППЮЕОШ НОПЗП ТЕЪХМШФБФПЧ П ЧБЫЕК МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЧЕТОСЛБ РТЙЗПДСФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТБИ. рПЬФПНХ РТПКФЙ ЕЕ ИПФС ВЩ ТБЪ УФПЙФ ЛБЦДПНХ.

рТПЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЙЛЙ ЧБН ФПЦЕ ОБЧЕТОСЛБ ЪОБЛПНЩ. фЕУФ РСФЕО тПТЫБИБ ОЕ ТБЪ ДЕНПОУФТЙТПЧБМУС Ч ЛЙОП.

нЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ» ЙМЙ «дПН, ДЕТЕЧП, ЮЕМПЧЕЛ» ЪОБЛПНБ НОПЗЙН ТПДЙФЕМСН, РПФПНХ ЮФП ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ТБВПФЩ У ДЕФЛБНЙ.

вПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩК Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЛТХЗБИ фбф (ФЕНБФЙЮЕУЛЙК БРРЕТГЕРФЙЧОЩК ФЕУФ) - ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ РТЕДЯЧМСЕФУС ЛБТФЙОЛБ Й РТЕДМБЗБЕФУС ПВЯСУОЙФШ, ЮП РП ЕЗП НОЕОЙА ФБН РТПЙУИПДЙФ.

ф.Е. ЙЪХЮБЕФУС РТПЕЛГЙС ЙУРЩФХЕНПЗП ОБ УФЙНХМШОЩК НБФЕТЙБМ.

лБЛ ЧЩ РПОЙНБЕФЕ, ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ФБЛЙИ ФЕУФПЧ ДПМЦОБ РТПЧПДЙФШУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП УРЕГЙБМЙУФПН, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ У РТПЕЛФЙЧОЩНЙ ФЕУФБНЙ. рТЙЮЕН, ЕУФШ ПФДЕМШОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ РП ФЕУФХ тПТЫБИБ, Б ПФДЕМШОЩЕ - РП фбф. рПФПНХ ЮФП ДЕМП ЬФП ЛТБКОЕ УМПЦОПЕ. юЕУФОП ЗПЧПТС, ДБЦЕ ПВЩЮОБС НЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ», ИПФШ Й ЙНЕЕФ РТПУФХА ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЙОФЕТРТЕФБГЙА, ФПЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ОЕЧЕТОП - ЛПЗДБ ЧЩ ФТБЛФХЕФЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПФДЕМШОП ПФ ДМЙФЕМШОПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ЛМЙЕОФПН ЙМЙ ПУОПЧЩЧБЕФЕУШ ФПМШЛП ОБ ТЕЪХМШФБФБИ НЕФПДЙЛЙ. оЕ ТБЪ ОБВМАДБМБ ЛБТФЙОХ, ЛПЗДБ ДПТЧБЧЫЙУШ ДП НЕФПДЙЛЙ, ОБТПД ОБЮЙОБМ ДЕМБФШ ЧЩЧПДЩ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЮЕМПЧЕЛХ, ОП ОБРТБЫЙЧБАЭЙЕУС ЙЪ ЕЗП ТЙУХОЛБ.

чЩЧПД ПЮЕЧЙДЕО - ФЕУФЩ ОЕ СЧМСАФУС УБНПДПУФБФПЮОЩН ЙОУФТХНЕОФПН Ч РПЪОБОЙЙ МЙЮОПУФЙ. оП НПЗХФ ЪОБЮЙФЕМШОП ДПРПМОЙФШ ЙОЖПТНБГЙА Й ПВМЕЗЮЙФШ РПОЙНБОЙЕ, ЕУМЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ УФБОДБТФЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЙЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УРЕГЙБМЙУФПН.

чУЕ ПУФБМШОЩЕ ФЕУФЩ - ДМС ТБЪЧМЕЮЕОЙС.

Практически все мы любим периодически проходить тесты по психологии - ну те, что в популярных журналах и на сайтах. То темперамент свой узнать и скрытые таланты, то уровень интеллекта проверить. Можно ли доверять такому тестированию и где на самом деле его нужно проходить?

Как составляются тесты по психологии

Интересные психологические тесты - это, конечно, увлекательно и любопытно. Ответив на вопросы, вы наконец-то узнаете, кем были в прошлой жизни, героиней какого романа могли бы стать, есть ли у вас совместимость с мужем. Есть даже прикольные тесты для девочек (или мальчиков) и так далее.

А вы вообще знаете, кто составляет эти опросники и каким требованиям они должны отвечать?

Надежность и валидность

Над качественным продуктом работает целая группа специалистов. Тесты должны обладать двумя важными характеристиками: надежностью и валидностью. Последняя означает, что опрос изучает именно то, что задумывалось. Хотели определить уровень застенчивости человека - значит, тест выясняет только его, а не степень тревожности или общительности.

Целевая группа и уровень вопросов

У тестирования есть определенная цель - например, выявление творческих способностей школьников или интереса к какой-то профессии.

Есть и своя целевая аудитория - от этого зависит степень сложности и употребляемая лексика. Понятно, что вопросы к пятиклассникам будут отличаться формулировками от тех, что задаются выпускникам университета.

Есть еще такой нюанс, как языковые и культурные различия. Вы думаете, вопросы можно просто перевести на другой язык и использовать? Ничего подобного, их практически придется заново разрабатывать, учитывая специфику конкретной страны.

Интересные психологические тесты обычно содержат много вопросов, порядка ста.

У составителей есть свои хитрости - вопросы по «шкале лжи», чтобы понять, насколько откровенен был отвечавший. Вопросы могут повторяться, таить в себе подвох, формулироваться чуть-чуть по-другому. Такие вот ловушки для тестируемых.

Инструкции к тесту и временные границы

Составить тесты по психологии - еще не все. К ним обязательно должны прилагаться инструкции, а это целый документ - серьезный и подробный. В них расписывается все: от температуры и обстановки в аудитории, где проходит тестирование, до необходимых пауз и акцентов в речи психолога.

Время прохождения испытания тоже четко регламентируется, это важный показатель.

Получается, что настоящий тест представляет собой кропотливый научный труд, и действительно серьезных не так уж и много. И работать с ними могут только подготовленные психологи-диагносты.

В чем опасность тестов?

Не смешите, - скажут некоторые скептики, — почему это тесты по психологии могут быть опасными? Рассказываем:

  • Человек удивлен и разочарован результатом тестирования. Он и не подозревал, что по сути «лузер». (Мы говорим о самостоятельно пройденных тестах неизвестного качества). Индивид впечатлительный не просто расстроится, такой «диагноз» может негативно сказаться на дальнейшей судьбе, ведь самооценка резко упадет и человек перестанет к чему-то стремиться.

  • Тестируемый не согласен с итогами опроса. Он не считает себя ведомым, а уверен в наличии лидерских качеств. Вроде и хорошо, что не расстроился, но ведь тест показал истинную картину. Человек не поверил результатам исследования, а заодно и всем психологам, вместе взятым. И он уже не обратится за психологической помощью, которая ему может на самом деле понадобиться.
  • Результаты опроса - всегда какая-то оценка испытуемого. Если психолог деликатно и доходчиво не объяснит, что к чему, то человек может дальше действовать в соответствии со своей характеристикой. А, я слишком ранимый? И будет требовать к себе какого-то особого отношения и бесконечно обижаться по пустякам.

Нужны ли опросы вообще?

Стремление человека узнать себя получше было и всегда будет. И тесты по психологии могут в этом помочь. И не только - они способствуют выявлению скрытых проблем, фобий, а также склонностей и талантов.

А если регулярно проходить анкетирование на уровень интеллекта, то результаты с каждым разом будут улучшаться - такая себе тренировка для ума. Просто проходить серьезное тестирование следует у профессионалов. А все, что печатается в журналах и выставляется на развлекательных сайтах, - не возбраняется. Это любопытно и порой забавно. Только не стоит воспринимать результаты таких опросов всерьез. И если вам очень нравится это занятие, то подборка прикольных тестов будет весьма кстати!

О том, как правильно проходить знаменитый тест MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) - в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Психологи любят тесты. Дети и взрослые тоже любят тесты. Мы ждем, что они расскажут нам о человеке, помогут определить тип темперамента, коэффициент интеллекта, черты характера, склонность к агрессии, подверженность стрессу, общительность, способы реагирования в конфликтной ситуации и многое другое. Тесты в некоторой степени удовлетворяют наш интерес к себе, психологу же дают работу и материал для размышлений.

До какой степени можно тестам доверять?

За способность теста давать точные результаты в соответствии с поставленной целью отвечают критерии надежности и валидности. То есть, если мы хотим измерить агрессивность, важно, чтобы тест мерил именно агрессивность, а не тревожность или раздражительность. Также нам важно разобраться с самим понятием «агрессивности»: что оно означает, а что к его проявлениям не относится.

Также нам важно определиться с тем, что считать нормальным показателем, что завышенным или заниженным, и что это означает для тестируемого. Конечно, каждый уважающий себя психолог скажет, что понятие нормы в психологии весьма условно, но в тестах оно необходимо. Норма определяется статистически с помощью кривой нормального распределения свойств, присущих большинству в данной выборке и в данном историческом отрезке времени.

Действительно ли тесты, которыми мы пользуемся, достаточно соответствуют психометрическим основаниям? Практика показывает, что это не всегда так.

И полбеды, если времена изменились, а нормы пересмотреть не успели, как в тесте ММPI, где уровень маскулинности современных девушек поголовно зашкаливает. Беда, когда тесты, призванные выявить психические отклонения, опасные для общества и самого человека, ничего не находят. Как не нашли психиатры ничего особо критического в поведении Дмитрия Виноградова, устроившего стрельбу в офисе и убившего семь человек, или Андреса Любитца , который намеренно разбил самолет с полутора сотней пассажиров на борту.

Статистические методы не могут учесть то, что выходит за границы статистической нормы. Так, например, человек высокой нравственности может «запороть» тест по критерию искренности, потому что у «среднестатистического» человека «так не бывает». И наоборот, потенциальный убийца, может достаточно легко пройти все «ловушки» теста и выйти совершенно «нормальным». И, к сожалению, профессиональное чутье специалиста не всегда позволяет его вовремя определить.

Очевидно, что мы слишком разные, чтобы сравнивать нас со «статистическим средним». Чтобы делать адекватные заключения, нужен новый, более точный инструмент, который будет основываться не на статистике или субъективном определении нормы, а на реальном понимании устройства человеческой психики.

Каждый человек уникален, но познаваем

Системно-векторная психология Юрия Бурлана совершенно по-иному подходит к проблеме психодиагностики. Согласно СВП, «среднестатистического» человека не бывает. Каждый человек является носителем уникального врожденного набора желаний и соответствующих ему психических свойств, которые очень сильно отличаются друг от друга. Всего таких наборов врожденных свойств восемь, они называются векторами, и в одном человеке может сочетаться в среднем от трех до пяти векторов (реже больше).

Как нельзя найти среднестатистические показатели между картошкой и апельсином, так нельзя сравнивать поведенческие реакции и особенности характера людей с разным набором векторов.

Когда нам говорят, что в данном фрукте присутствует 5% сахара, это говорит нам о его вкусе? Так же, получая в итоге прохождения тестов те или иные характеристики, не всегда понятно, какое место они занимают в структуре психики и что с ними делать дальше.

Например, когда тест показывает, что у человека высокий показатель по шкале экстраверсии, то это может означать очень разные вещи. Согласно системно-векторной психологии к относятся четыре вектора: кожный, зрительный, оральный и уретральный. Экстраверсия каждого из них имеет свою, отличную от другого, природу и причину.

Для человека с кожным вектором это налаживание полезных связей, знакомств, поиск «нужных» людей. Для человека со зрительным вектором это, прежде всего, выстраивание эмоциональных связей. Для оральника это говорение как оно есть. А для обладателя уретрального вектора, как для природного вождя, экстраверсия принимает форму отдачи себя своей «стае».

Так же и интроверсия в каждом из четырех других векторов проявляет себя абсолютно по-разному.

Другой пример: мы можем получить одинаковый результат по шкале агрессии у человека с кожным вектором и у человека с анальным вектором. При этом причины и возможные последствия этой «одинаковой» агрессивности будут очень отличаться.

Основная причина агрессивности в кожном векторе, которая выражается в быстро проходящих вспышках злости и раздражительности, это зависть к имущественному и социальному превосходству, финансовые потери.

В анальном векторе причина агрессии — это всегда обиды , нередко застарелые, тянущиеся из детства, очень часто имеет место хроническая социальная и/или сексуальная неудовлетворенность. В последнем случае есть реальная опасность тяжелых садистических проявлений.

Понятие «нормы» у каждого из восьми векторов сугубо индивидуально

Так, с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сенситивность «выше среднего» это природное свойство зрительного вектора, обеспечивающее возможность его развития. Но проявлять себя в жизни оно может совершенно по-разному в зависимости от уровня развития, реализации и полного векторного набора человека: от тревожности, различных страхов, истероидности и эмоциональной лабильности до самоотверженности и высших проявлений любви.

А для звукового вектора, наоборот, «нормальны» слабая чувствительность к телесным сигналам (голод и др.), интроверсия и внешнее отсутствие эмоциональных реакций, некоторая оторванность от реальности с низкой значимостью всех тех материальных ценностей, которые определяют счастье всех других людей (без звукового вектора).

Как можно богатейшую эмоциональность зрительника сравнивать с абсолютной погруженностью в абстрактные смыслы звуковика? Это все равно что сравнивать кислое и тяжелое. Каждый из них выполняет свою роль и задачу в обществе. Один создает эмоциональные связи между людьми, культуру, снимающую неприязнь, а другой идеи, двигающие мир в будущее.

При сочетании векторов картина становится более сложной и интересной. Но, тем не менее, поддающейся точному анализу и прогнозу.

Без знания восьмимерного устройства структуры психики очень трудно найти верное объяснение поведенческим проявлениям человека. Почему внешне спокойный, тихий, вежливый человек вдруг берет оружие и начинает расстреливать ни в чем не повинных людей? Или безо всякой видимой причины ложится на рельсы поезда, или прыгает с многоэтажки или уходит воевать в ИГИЛ?

Знания системно-векторной психологии позволяют вовремя распознавать людей в самых сложных состояниях, а также объяснить причину и, главное, – оказать помощь таким людям в коррекции их психического состояния.

Например, если к системно-векторному психологу попадает на прием человек с анально-звуковой связкой векторов (которого он, кстати, распознает без всяких тестов), тот обязательно проверит его на предмет обид и особо опасного состояния — морально-нравственной дегенерации , которое бывает только у обладателей такого сочетания векторов, и которое абсолютно незаметно несистемному наблюдателю и не определяется какими-либо тестами. Именно это состояние приводит к массовым убийствам, как это было в случае с Брейвиком, Виноградовым и другими.

Тесты или глубокое понимание психики человека

Означает ли это, что диагностические тесты бесполезны? Ни в коем случае! Тесты важны для определения симптомов и психического статуса, а также для диагностики профессионально важных качеств для конкретной профессии, но их значение в целостном определении состояния личности и ее потенциала не может быть верно установлено без учета восьмимерного строения психики.

Таким образом, используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы можем говорить о норме дифференцированно и судить о проявлениях человека, исходя из понимания заданных ему природой свойств, тенденций их развития и реализации, которые прослеживаются с математической точностью.

Системно-векторная психология не только помогает понять психологические особенности конкретного человека, но и соотнести его текущее состояние с тем потенциалом, который в нем объективно (не гипотетически, а реально) заложен. И объяснить, с чем связаны конкретные психологические проблемы и вопросы, куда правильно направить энергию, увидеть, в чем корень проблемы и знать, как ее устранить. Понимание свойств и желаний дает большой плюс в принятии любых решений, как для самого человека, так и для специалиста, который с ним работает. Более 14 тысяч отзывов подтверждают результативность этой методики.

Я не преувеличу, если скажу, что СВП сделала с психологией то, что в свое время с химией сделала таблица Менделеева.
Станислав Стародубцев, врач-психиатр, психотерапевт , Москва, 1 февраля 2015

Для меня Системно-векторная психология Юрия Бурлана является очень мощным инструментом для проведения диагностических и психотерапевтических сессий. Это тот инструмент, которого мне очень не хватало при работе с людьми.
Благодаря СВП я получаю конкретный, видимый результат в своей работе, а вместе с этим удовлетворение и наполнение.
Фарафонова Татьяна Дмитриевна, психолог , Чита, 1 июля 2015

Системно-векторная психология позволяет определить доминирующий психотип личности пациента, при этом особенности, раскрываемые системно-векторной психологией, по глубине и целостности не сопоставимы ни с одной из существующих классических систематик личностей. На основе данных Системно-векторной психологии можно быстро выявить наиболее оптимальные мишени для психотерапевтического воздействия и подобрать эффективные методы терапевтического вмешательства.
Чандишвили Оксана Иосифовна, практикующий врач-психиатр, психотерапевт Чита, 12 ноября 2012



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...