Можно ли исправить картавость. Можно ли избавиться от картавости взрослому дома

  • Фефекты фикции
  • Подарок судьбы
  • Родом из детства
  • Терпение и труд
  • Победа

Проблемы с произношением звука «р» у меня были с детства. Я не то чтобы не выговаривала его совсем, просто делала это на французский манер, получался горловой звук. Окружающие даже находили это пикантным и придающим мне особенный шарм. Но мои родители были совсем не рады: в семье все, кроме меня, говорили правильно. Еще бы! Папа - известный адвокат, мама тоже юрист, глава правового департамента одной известной компании. Им по долгу службы приходится регулярно выступать перед большой аудиторией, так что ни о какой картавости просто речи быть не может.

Фефекты фикции

Мое неправильное произношение в семье вызвало растерянность, но, прочитав в специальной литературе, что звук «р» самый сложный и появляется в речи позже всех, родители решили подождать. Хотя помню, как папа садился напротив меня и мы друг на друга рычали. Только у него это был настоящий рык, а у меня выходило нечто странное. Отец прочитал, что путь к правильному «р» лежит через твердый звук «д». Для этого даже есть упражнение. Надо поднять язык к верхнему нёбу и постучать по бугоркам кончиком языка, произнося звук «д», постепенно добавляя к нему «р». Можно представить это как рев мотора «дррррр». Если это получается, то «д» убирается, остается только «ррррр». Но у меня толком не получалось. Еще одну попытку избавить меня от картавости предприняла мама: она отвела меня к логопеду.

Но занятия на тот момент никакого эффекта не принесли. Мне моя картавость не мешала, так что заниматься я не хотела, дома упражнения не повторяла. Родители оставили все попытки вразумить меня.

Подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос – никто не заметит, что что-то не так.

Подарок судьбы

Так я и жила со своим французским «р». Окончила университет, получила диплом юриста согласно семейной традиции и устроилась на работу. Мои коллеги тут же прозвали меня парижанкой, всех очень радовало мое произношение. Грассирование звука «р» стало моей изюминкой, и я ни за что бы не подумала, что однажды захочу от этого избавиться. Это случилось неожиданно: после нескольких лет успешной работы я получила предложение возглавить юридический отдел нашего дочернего предприятия. Это назначение было подарком судьбы. Но было одно «но». В этот момент конкурентная компания подала на нас иск о защите деловой репутации. Баталии предстояли нешуточные. И уже первая встреча с оппонентами дала мне понять, что эти люди готовы использовать все методы, даже переход на личности. Во время своих первых выступлений я замечала ехидные ухмылки своих оппонентов, а в коридоре один из них передразнил мое грассирующее «р». Я поняла, что моя речь должна быть идеальной, иначе мне не выиграть дело. В суде моя «изюминка» может обернуться против меня.

Нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи. Неправильный звук бросает тень на все остальное – исчезает четкость дикции, голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.

Родом из детства

Для начала я решила узнать, можно ли избавиться от картавости во взрослом возрасте. Посидев на форумах, поняла, что проблема довольно распространенная. Неправильная дикция идет из детства, и лишь в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими особенностями - например, неправильным прикусом или формой языка. Как правило, ребенка просто вовремя не научили произносить звук правильно. Произношение формируется примерно к семи годам, и в этом возрасте исправить дикцию несложно: достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребенок его употреблял. Но уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не просто учить говорить правильно, а переучивать, ломать привычки, вошедшие в подсознание. С одной стороны, это непросто. С другой стороны, иногда даже легче, чем в детстве, ведь взрослому проще все объяснить и показать.

По статистике, около 12% детей так и не преодолевают без помощи специалистов затруднения с произношением тех или иных звуков («л», «р», свистящие «с», «з», «ц» и шипящие «ш», «щ», «ж».) Нарушения произношения в устной речи (дислексия) иногда влекут за собой и нарушения в письменной речи (дисграфия).

Терпение и труд

Я нашла логопеда, который спросил, насколько я нацелена на результат. Сильная мотивация - половина успеха в любом деле. Работа над правильной дикцией очень кропотливая, легко можно сорваться и все бросить. Я ответила, что на кону моя карьера. Мой язык оказался настоящим лентяем: он не хотел подниматься на нужную высоту и изгибаться, как положено. Чтобы заставить его правильно работать, есть специальные упражнения. Например, такие:

  • высунуть язык, сделав кончик как можно более узким - тоньше собственного пальца;
  • пощелкать языком - главное, чтобы звук был щелкающим, а не чмокающим;
  • облизать верхнюю губу тоненьким кончиком языка, как будто слизываете варенье;
  • погладить нёбо: двигать языком от верхних зубов вглубь рта и обратно;
  • двигать языком от одной стороны губ к другой, стараясь попадать кончиком языка точно в уголки губ.

Тренироваться надо было каждый день по 10-15 минут. Плюс логопедический массаж: язык специальным образом разминают, чтобы улучшить его подвижность и кровоснабжение. Все это требовало колоссальных усилий, после работы я и так была выжата как лимон.

Я занималась с логопедом по часу 2 раза в неделю, плюс домашнее задание. Через 1,5 месяца у меня стал получаться правильный, а не грассирующий звук «р». Специалист подобрала закрепляющие упражнения - различные фразы, которые надо было постоянно повторять, чтобы достичь автоматизма. Затем логопед говорила любые слова со звуком «р» и требовала, чтобы я их произносила не задумываясь. Это уже финал постановки правильной дикции.

Победа

От начала занятий до получения стойкого результата у меня ушло месяца три, но бывает, что процесс занимает полгода и даже больше. Пока я занималась, судебный процесс уже был в самом разгаре. Первое время было очень нелегко, и не только из-за дикции: наши соперники оказались настоящими профессионалами. Но с обретением правильной речи во мне крепла и уверенность в себе. Наше противостояние длилось полгода, и победа оказалась за нами.

У меня был еще один повод гордиться собой: в свои 36 лет я смогла избавиться от картавости, и теперь моя речь правильная и красивая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Исправление картавости требует упорства и высокой мотивации. Если есть горячее желание научиться выговаривать непослушные звуки, осталось только регулярно выполнять несложные упражнения.

Как перестать картавить ребенку?

Занятия с детьми нужно проводить в игровой форме. При этом ребенок должен осознавать, что он хочет добиться

Упражнение «Ветерок»

Попросите ребенка положить голову вам на колени и присосать язык к нёбу. Чистыми пальцами, большим и указательным, прижмите к небу края языка, а кончик оставьте свободным. Попросите ребенка с силой подуть на язык. Обычно в это время возникает вибрация языка.

Упражнение «Пчелка»

Пусть ребенок поднимет широкий язык и разместит его кончик за верхними зубами. Попросите малыша долго произносить звук «зж», напоминающий жужжание. Вы услышите [з] с призвуком [ж] или [ж] с призвуком [з].

Упражнение «Моторчик»

Исправление картавости во многом зависит от регулярного выполнения следующего упражнения. Язык ребенка должен быть широким и напряженным. Нужно указательным пальцем ребенка или своим попробовать «завести» язык малыша. Оберните прямой, чистый палец носовым платком или наденьте на него соску для бутылочки. Подложите палец под кончик языка и делайте быстрые движения из стороны в сторону. Послышится рокочущий звук.

Объясните малышу, что язык во время упражнения не должен сходить с места и должен быть напряженным, как струна у гитары.

Можете сказать, что язык ребенка это маленький моторчик, который нужно завести. Пусть малыш потренируется вызывать рокочущую вибрацию языка. Со временем он сможет убирать палец и самостоятельно тянуть еще некоторое время звук [р]. В результате постоянных занятий ребенок сможет произносить этот звук вообще без помощи пальца.

Как перестать картавить, если долгое время не возникает самостоятельная вибрация языка? Перейдите к произношению слов со звуком [р], также пользуйтесь пальцем.

Как перестать картавить взрослому?

Поскольку взрослого человека уже сформирован, и звуки по привычке произносятся с ошибками, потребуется проявить силу воли. Тем не менее, картавость у взрослых вполне исправима.

Упражнения для взрослых

1. Две минуты медленно, но без остановок, повторяйте три звука: «тэ-лэ-дэ». Затем произносите это сочетание звуков в ускоренном темпе пять минут. При произнесении звука «лэ» кончик языка должен быть у бугорков за верхними зубами. Постепенно у вас начнет получаться [р].

2. Проговаривайте сочетание звуков «дэ-тэ-дэ». Первый звук «дэ» произносите так, как вы обычно это делаете, а второй «дэ» должен напоминать английский звук [d]. Произносите его так, чтобы кончик языка располагался на бугорках над верхними передними зубами. Произносите сочетание звуков медленно и без остановок семь минут. Повторяйте эти звуки в ускоренном темпе, пока не почувствуете, что у вас получился четкий [р].

3. Отрабатывайте произношение слов со звуком [р]. Десять раз повторите следующие слова: дротик, дробь, дрот, дроссель, дрофа, дрожь, дрова, тролль, трос, троллейбус, тромб, бедро, ведро, мудро, хитро, метро, стройка, стружка, стрижка, радуга, трамвай, страх, трешка, радость, привет, смрад, сорт, вражда, борт.

Вы больше не будете задаваться вопросом: «Как перестать картавить?», если будете выполнять упражнения утром, в обед и вечером каждый день.

Шепелявость, картавость, монотонность речи или «каша во рту» сведут на нет все навыки построения фраз и интонирования. Никакие образные сравнения или тонкие шутки, которыми украшают устную речь хорошие ораторы, не будут восприняты слушателями, если не будут произнесены членораздельно и ясно, с правильной артикуляцией и четким звучанием всех звуков в словах. В этой статье мы обсудим, как перестать картавить, на каком этапе надо бороться с этой проблемой и что делать, если картавость сохранилась и во взрослой жизни.

Картавость — что это?

Умение четко формулировать и выражать мысли и чувства вслух, а не только на бумаге, умение рассказать о своих размышлениях, обобщить их результаты и сделать выводы не даются человеку при рождении, этому можно и нужно научиться. Преподавателям, юристам, научным сотрудникам очень важно красиво и связно говорить. Умение убеждать устным словом необходимо врачам, артистам, адвокатам и всем руководителям.

Картавость – «народный» термин, которым обычно обозначают сложность с произношением звуков «Р» и «Рь». В медицине существует другое название – ротацизм. Существует несколько видов ротацизма, но чаще обсуждают два вида:

  • Велярное , когда слышно горловое произнесение звука «Р». В этом случае вибрация осуществляется небной занавеской около корня языка.
  • Увулярное , когда «Р» произносится грубо с надрывом, появляется рычащий звук. Вибрация в этом случае осуществляется маленьким язычком.

Помимо этого, выделяют грассирование – мягкое произношение как-бы по-французски без участия языка за счет горловой вибрации.

Положение речевого аппарата при правильном произношение звука «Р»

Артикуляция при произношении «Р» напоминает артикуляцию шипящих звуков. Отличается она большим напряжением кончика языка и его вибрацией в точно направленной мощной воздушной струе.

При произнесении звука «Р» губы или полураскрыты, или находятся в положении для произнесения звука, который следует в слове за «Р». Зубы разомкнуты. Передний край языка должен принять форму ложечки, быть поднят к основанию (корням) верхних зубов и вибрировать под давлением выдоха. Боковые края языка в этот момент прижаты к верхним коренным зубам, а его задняя часть (корень языка) опущена и отодвинута назад к мягкому небу, которое поднято и закрывает собой носовой проход. Голосовые связки сомкнуты и активно вибрируют, что можно почувствовать, положив ладонь на гортань.

Артикуляция при произнесении мягкого «Рь», который чаще встречается в русском языке, отличается от артикуляции твердого «Р» некоторым подъемом к небу и продвижением вперед средней части спинки языка.

Варианты нарушений при картавости

  • Полное отсутствие звука «Р».
  • Горловое «Р» происходит за счет неправильной вибрации кончика язычка.
  • «Р» звучит как «РЛЬ». Это боковое произношение.
  • «Р» произносится в нос, гнусаво, слышно «НГ», из-за речевого выдоха через нос, в то время, когда корень языка плотно прижат к мягкому небу.
  • Одноударное «Р» без раскатистого звучания, когда происходит только один удар кончиком языка об альвеолы – одноударный ротацизм.
  • Одно- и двустороннее щечное «Р» с примесью постороннего шума за счет вибрации щеки – боковой ротацизм. Это происходит, когда между верхними зубами и боковыми краями язычка образуется щель, через которую выходит струя воздуха на выдохе.
  • Замена «Р» на другие звуки в произносимых словах (параротоцизм) – «Д», «Л», «Г», «Ы», «Й» или смягченное произношение сочетания звуков, например вместо «РО» – «РЁ» или вместо «РА» – «РЯ».

Основные причины картавости

Медики не считают картавость болезнью в прямом значении этого слова, тем не менее, определение причин картавости и способов ее устранения – прерогатива врачей, в том числе логопедов. Устранить картавость, которая может мешать коммуникации, быть причиной различных комплексов, стать в будущем препятствием при выборе специальности (вряд ли можно стать картавым диктором на радио или телевидении) правильнее всего в дошкольном детстве. Речевой аппарат ребенка обычно полностью формируется к семи годам. Но, даже будучи взрослым человеком, надо выяснить, как перестать картавить, чтобы победить этот недостаток (не хочется называть его словом дефект).

Причины картавости бывают как медицинские, так и психологические:

  1. Наследственный фактор.
  2. Недостаточно развитое речевое дыхание у детей, ребенку трудно сделать глубокий вдох во время произношения слов.
  3. Укороченная подъязыковая уздечка, которая ограничивает движение кончика язычка и передней части спинки языка. Это ограничение искажает произносимые звуки и приводит к появлению картавости.
  4. Слабость мышц языка или даже их частичный парез, что сопровождается неумением выполнять определенные движения.
  5. Снижение обычного слуха. Недостаточность слухового восприятия с детства. Проблемы с фонематическим слухом.
  6. Копирование ребенком речи взрослого человека, который картавит.
  7. Воспитание и обучение ребенка в двуязычной семье, когда может происходить нарушение структуры язычка. Путаница в голове малыша в способах произношения разных звуков на разных языках провоцирует картавость.

В раннем детстве неправильное произношение разных звуков естественно и физиологически обосновано. Оно определяется развитием и формированием организма ребенка. Очень часто малыши пропускают или меняют звуки, переставляют местами слоги, опускают начало слова, делают неправильное ударение. Но с возрастом эти ошибки постепенно пропадают самостоятельно или с обыденной помощью родителей, речь становиться звучной и осмысленной. Если ребенок старше трех лет продолжает говорить не отчетливо, картавит, какие-то звуки произносит неверно, на это надо обратить пристальное внимание и встретиться с логопедом. Недостатки речи у малыша, в том числе и картавость, вызывает в будущем множество проблем – замкнутость, робость, боязнь внимания к себе, стеснение при чтении стихов или участие в детских спектаклях в детском саду. Неуверенность в своем произношении может спровоцировать очень тихую речь, что в дальнейшем мешает и учебе, и работе.

Очевидно, что нечеткая речь и неправильные звуки требуют вмешательства специалистов. Необходимо проверить слух ребенка, его восприятие звуков и интонаций. Также проконсультироваться у логопеда, который выявит конкретную причину картавости и ее вид, для чего протестирует особенности артикуляционного аппарата с точки зрения образа жизни, состояния и возраста. Затем будет выбран способ постановки «Р» и подходящий комплекс упражнений и занятий, чтобы избавиться от картавости.

Если главная причина проблемы кроется в короткой уздечки, ее пытаются растянуть специальной гимнастикой для языка, например, надо дотянуться язычком до середины подбородка или, откинув слегка голову назад, тянуться язычком к носу. В тех случаях, когда не получается растянуть уздечку, ее подрезают. Эту операцию выполняет стоматолог под местным наркозом, чаще всего амбулаторно.

Способы, как избавиться от картавости

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Массаж всего языка и механическая (принудительная) вибрация передней его части.
  • Тактильный контроль.
  • Продолжительные и систематические занятия в период автоматизации звука «Р».

На первоначальном этапе исправления картавости необходимо добиться правильного произношения самостоятельного, изолированного «Р». Для этого на слух определяют и сопоставляют произношение собственного «Р» и его заменителя, затем сравнивают эти звуки и на основе результатов анализа формируют артикуляционные навыки для постановки звучания «Р». Для каждого вида дефектов существуют свои задания и упражнения.

Постановка звука в зависимости от исходных данных осуществляется:

  • От опорных звуков.
  • По подражанию.
  • С механической помощью.
  • Артикуляционными .

Упражнения для правильного произношения звука «Р»

Для разработки подъема языка вверх и умения им хорошо двигать при картавости делают упражнение «Чьи зубы чище?». Губы должны быть раскрыты, как для широкой улыбки, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть не двигается. Кончик язычка, не загибаясь, находится у корней верхних зубов. Им надо проводить по внутренней поверхности зубов справа налево и назад, как бы «чистить» зубы.

Для улучшения подвижности языка при картавости выполняют упражнение «Маляр». Надо открыть рот и улыбнуться. Зафиксировать нижнюю челюсть и губы в неподвижном состоянии, после чего, делая кончиком язычка движения вперед-назад, погладить им небо. Надо следить, чтобы кончик не высовывался изо рта, но обязательно доходил до внутренней поверхности верхних зубов.

Для получения длительной, мощной и непрерывной воздушной струи при картавости, которая идет посередине языка предлагают упражнение «Кто дальше загонит мяч». Надо улыбнуться, следя за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, делая вид, что произносишь «Ф» (но ни в коем случае не «Х», за этим надо строго следить) как бы сдуваешь мячик из ватки (ватный шарик) как можно дальше от себя.

Для выработки положения языка, напоминающее «чашечку» и разработки движений широкой передней части вверх при картавости делают упражнение «Вкусное ». Надо чуть приоткрыть рот и движением сверху вниз облизать передним краем язычка верхнюю губу, но не делать движение из стороны в сторону. При этом надо контролировать, чтобы нижняя челюсть не двигалась, можно помочь сохранить неподвижность руками. Язык должен быть широко распластан и касаться боковыми краями углов рта.

Это далеко не все самые простые упражнения, которые показаны при всех видах картавости. После их освоения или одновременно с ними выполняют специальные упражнения для решения конкретных проблем. Результатом должен стать правильно произнесенный изолированный «Рррррррр»….

☞ Видео упражнения

Автоматизация звука

Чтобы перестать картавить, недостаточно просто научиться произносить «Р», его надо вставить в слова. Это может получиться не сразу.

  1. При картавости вначале надо освоить простые открытые слоги согласный звук + гласный звук, а именно «РА», «РО», «РУ». Их произносят подряд и в разбивку, чередуя между собой. Привыкание к этим слогам можно превратить в игру с ребенком. Затем надо произносить слова, когда заученные слоги будут сначала в начале слова – РАМА, а затем в конце –ПЕРО, ГОРА и др.
  2. Следующий этап – произнесение закрытых слогов сначала самостоятельно «АР», «ОР», «УР» и т.д., а потом в словах САХАР, ВЕТЕР, ПОМИДОР.
  3. Вслед за этим начинают строить фразы и заучивать скороговорки. Аналогичным образом учатся произносить мягкий «Рь».

Картавость у взрослых

Иногда грассирование или картавость считают пикантным недостатком, который вместе со смущением и легким румянцем даже украшает человека, делает его милым и трогательным. Однако с возрастом может появиться ощущение, что именно дефект речи, не исправленный в детстве, является препятствием в карьере и личной жизни. Невнятно и нечетко говорящий преподаватель или продавец в бутике, а также будущий родитель, который свою картавость может передать по наследству, выглядят непривлекательно и для руководителей, и для потенциальных спутников жизни. Осознание этого подталкивает взрослого человека понять, как перестать картавить, чтобы полностью реализовать себя в жизни и избежать появления комплекса неполноценности.

Главная ошибка большинства взрослых с картавостью, которая может заметно отодвинуть появление положительной динамики, самостоятельные занятия без предварительной консультации логопеда-дефектолога. Не зная причин и вида дефекта речи можно выбрать неверный путь и усеченный комплекс упражнений для правильной постановки звука, чтобы перестать от картавости. Кроме того, важно соблюдать методику и последовательность действий, которые четко может расписать только специалист. Логопед научит пользоваться зеркалом и диктофоном для контроля над правильностью выполнения упражнений и проинструктирует родных, какую помощь они могут оказать.

☞ Видео урок

В жизни человека всегда много проблем и трудностей. Важно уметь выделить приоритеты, мобилизовать себя на решение задач, среди которых проблема, как перестать картавить не самая сложная, не требующая большого количества материальных средств, нужно иметь желание, терпение и настойчивость. Впрочем, эти качества всегда нужны человеку.

Вам мешает жить картавость?

Картавость – один из самых распространенных видов дислалии (нарушенного звукопроизношения), при котором пациент не выговаривает звуки «р» и/или «рь». На вопрос, можно ли избавиться от картавости, обычно следует положительный ответ: картавость устраняется в ходе занятий с логопедом или регулярных самостоятельных упражнений.

Виды

Всего около 1% людей страдают от картавости в зрелом возрасте, среди детей этот процент выше. Картавость делится на несколько видов в зависимости от того, каков ее механизм.

  • Физиологическая картавость встречается только у детей. Она вызвана недоразвитием мышц языка и других органов, отвечающих за артикуляцию звуков. К 5-7 годам проходит сама собой благодаря развитию ребенка и укреплению мышц.
  • Функциональная картавость не сопровождается какими-либо нарушениями в строении органов артикуляции или слабым их развитием. Нервная система и слуховой аппарат также работают нормально. Функциональная картавость может сопровождать человека всю жизнь, но при этом поддается лечению с помощью специальных упражнений.
  • Механическая или органическая картавость – следствие врожденных дефектов строения артикуляционного аппарата (аномалии строения нёба, губ, языка и так далее). В некоторых случаях устраняется хирургически, при отсутствии лечения сопровождает пациента всю жизнь.

Причины

У картавости есть множество причин, наиболее распространенные из них следующие:

  • укороченная уздечка языка;
  • слабость мышц языка;
  • травмы языка или нёба;
  • частичный паралич мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • педагогическая запущенность.

Лечение

Многих пациентов интересует вопрос, как избавиться от картавости взрослому. Принципы борьбы с этой проблемой те же, что и у детей, с той лишь разницей, что взрослому требуется обычно больше времени на то, чтобы перестать картавить.

Лечение основано на упражнениях, которые укрепляют мышцы, растягивают уздечку языка и формируют развитие навыка произношения звуков.

Основные методы, применяемые в ходе лечения, следующие:

  • массаж;
  • вибрации кончика языка;
  • упражнения на выработку навыков произношения и автоматизацию;
  • упражнения на укрепление мышц.

Автоматизация звука

Автоматизация – заключительный этап обучения правильному произношению. Автоматизация означает выработку навыка, когда пациент уже научился произносить звук:

  1. Автоматизация звука «р» представляет комплекс упражнений, начинающийся с произношения отдельных слогов, содержащих сочетание -др-. Такими слогами в русском языке являются удр-, одр-, адр-, ядр- и т.д. Затем можно перейти к произношению слов с данными слогами: «удручать», «ядреный», «драп», «драчун» и пр.
  2. Затем пациент переходит к употреблению других слогов и слов со звуком «р»: ра-, ур-, ир- («радуга», «руда», «мир» и т.д.).
  3. На третьем этапе следует произнесение слов со звуком «р» в середине слова, потом – в конце и в начале («карп», «кошмар», «ракушка» соотв.).
  4. Затем следуют слова с двумя и более звуками «р» («пророчество», «разорвать»).
  5. На заключительном этапе автоматизации пациент произносит все более длинные словосочетания и предложения со звуком «р», а также специальные стихи и скороговорки.

Упражнения

Пациенты, которых интересует, как избавиться от картавости в домашних условиях, могут изучить простые упражнения, для применения которых не требуется контроль или помощь специалиста:

  • «чистка зубов» . Пациент широко улыбается, проводит языком по внутренней стороне зубов сначала в одну сторону, потом в другую. Он проводит сначала по зубам верхней челюсти, потом – нижней. Темп упражнения постепенно ускоряется. Когда мышцы языка устают, упражнение прекращается;
  • цоканье языком (у детей это упражнение называется «лошадкой»). Пациент цокает языком, подражая звуку копыт по брусчатке, постепенно ускоряя темп;
  • произношение звука «ф» с высунутым языком . Язык лежит на нижней губе, пациент старается с силой выдыхать воздух, произнося звук «ф» и добиваясь как можно более сильной и равномерной струи воздуха;
  • «индюк» . Пациент быстро высовывает и засовывает обратно язык, облизывая губы и издавая звук, похожий на голос индейки.

Все перечисленные упражнения подходят как для взрослых, так и для детей, но у детей эффект достигается быстрее за счет более мягких связок и того, что мышцы продолжают свое развитие.

Скороговорки

Скороговорки нужны главным образом на этапе автоматизации, когда пациент уже умеет выговаривать звук. Для картавящего ребенка или взрослого подойдут любые скороговорки, которые имеют большое количество звуков «р» в сочетании с другими согласными:

  • Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что все скороговорочки переговорит, перевыговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить;
  • Полдвора рылом свинья белорыла, тупорыла, изрыла, подрыла, вырыла, но норы не дорыла. На то ей и рыло, чтобы она рыла.

Профилактика

Профилактикой картавости следует заниматься в раннем возрасте, еще до поступления ребенка в школу. В большинстве случаев регулярные занятия с ребенком, выполнение упражнений на укрепление речевого аппарата, разучивание скороговорок позволяют предотвратить это нарушение речи. Так как быстро избавиться от картавости возможно не всегда, профилактика может существенно облегчить жизнь и социализацию ребенка в будущем, предупредив развитие дислалии.

Устраняем картавость. Как избавиться от картавости взрослому?

  • 27.04.2015

Привет, здравствуй, доброе утро… Даже эти простые и привычные большинству людей слова становятся для кого-то камнем преткновения. Картавость доставляет множество неудобств. Она заставляет максимально избегать в разговоре , ведь обладателей такого дефекта смущает их произношение, порождает определенные комплексы и даже замкнутость у детей. Как избавиться от картавости и обрести четкую дикцию, этим вопросом задаются все обладатели подобного недостатка.
С подобными нарушениями произношения взрослым очень сложно устроиться работать на радио или телевидение, хотя, конечно, и тут есть исключения. Но большинству журналистов, желающих стать дикторами или ведущими, настойчиво рекомендуют сначала исправить дикцию.

Что такое картавость? В чем причины ее появления? Можно ли вылечить такой дефект? В каком возрасте лучше лечить это нарушение? Что необходимо делать? И каковы шансы на полное восстановление дикции? На эти вопросы постараемся ответить далее.

Что такое картавость?

Картавость — это неправильное произношение звуков «р» и мягкого «р"». Кто-то произносит букву «р» на французский манер, а кто-то не выговаривает ее вовсе. Сегодня такой дефект — далеко не редкость.

Причины

У детей освоение речи проходит поэтапно и нарушения дикции встречаются достаточно часто. Иногда оно проходит само, со временем, но в некоторых случаях — только благодаря помощи специалистов. В любом случае, картавость вызывает у ребенка дискомфорт, и желание общаться со сверстниками снижается, что может привести к нарушениям, уже психологического характера. Поэтому мы рекомендуем как можно раньше обратиться к специалисту — врачу-логопеду.

Возможно, причина проблемы в нарушении фонематического слуха. Этот недостаток может передаваться по наследству от родителей к детям. Или ребенок рос в окружении людей с подобными дефектами и от них научился говорить неправильно.

В большинстве случаев, картавость не является врожденным дефектом. Зачастую она вызвана неправильным строением или функционированием речевого аппарата. Например, при увулярном ротацизме, так по-научному называют картавость, при проговаривании буквы «р» происходит движение язычка мягкого неба, а при велярном ротацизме — начинает двигаться целая сторона того самого неба. В то время, как при желательном звучании твердого и мягкого «р» необходимо, чтобы задняя часть языка отправлялась еще дальше к мягкому небу. Его, в свою очередь, нужно приподнять, чтобы оно преграждало проникновение в носовое отверстие. Передний край языка направляется к верхним зубам и дрожит под воздействием струи выдыхаемого воздуха.

Возможно, что мышцы языка просто недостаточно натренированы и слишком слабы, чтобы выполнять правильные движения. Следовательно, не сформированы необходимые навыки. Тогда их нужно целенаправленно оттачивать.

Среди причин дефекта дикции называют, также, укороченную уздечку, которая вызывает ограничения подвижности передней части спинки и кончика языка. Эту особенность можно устранить хирургическим путем или с помощью специальных упражнений, направленных на растяжение уздечки. Но прежде, чем принимать меры, нужно убедиться в их необходимости. Попробуйте произнести букву «т». Если вам удалось сделать это четко и без напряжения языка, значит, длина уздечки достаточная. Она никак не мешает произнести и букву «р». Эти звуки разные, но механизм формирования у них очень схож.


Встречаются люди, у которых нет проблем с уздечкой, но даже после длительных занятий и работы с языком, звук «р» так и не получается. Здесь, скорее всего имеют место неврологические нарушения. Однако, диагноз «дизартрия» должен поставить только специалист. Это последствие поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга, и, как следствие, недостаточной иннервации речевого аппарата. В таких случаях необходим комплексный подход к лечению. Работа с логопедом должна поддерживаться медикаментозно, путем введения специальных препаратов, воздействующих на активацию работы определенных участков головного мозга. Однако, гарантировать результат в таких случаях не представляется возможным. Все зависит от тяжести недуга.

Когда стоит её исправлять?

В тех случаях, когда нарушения поддаются коррекции, лучше не медлить зря. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем проще и быстрее произойдет исправление дикции у вашего ребенка. Ведь важно не только поставить правильное произношение, но и выработать привычку говорить именно так. А сделать это легче в раннем возрасте.

Согласно научным исследованиям, разговорные навыки ребенка формируются до семи лет. Желательно успеть исправить речь до этого срока. Однако, ощутимых результатов можно достичь и у более взрослых людей, правда, для этого от них потребуется больше работы и усердия. Как избавиться от картавости взрослому человеку — точно также, как и ребенку.
При первом посещении специалиста, пациенту предстоит пройти определенный тест. Нужно будет произнести ряд звуков, слов и фраз. Обследование должно показать причину недостатка и степень его выраженности, а также сложность исправления. Логопед определит необходимую терапию и подберет соответствующие упражнения.

Если вы по каким-либо причинам не хотите или не можете обращаться к врачам, попробуйте воспользоваться приведенными ниже советами и регулярно выполнять следующие задания. Если вы проявите должное упорство и последовательность, ваши шансы избавиться от картавости достаточно велики.

Работа с языком

При частичном параличе или слабости мышц языка необходимо делать специальную гимнастику, чтобы научиться управлять этим органом. Исправить картавость можно только научившись правильно говорить букву»р», а делать это нужно осознанно, обращая внимания на движения и положения всех элементов речевого аппарата.

Если помощь нужна ребенку, вам придется ему объяснить и показать следующие упражнения. Если же картавите вы, то действуйте самостоятельно. Итак, изобразите на лице самую большую улыбку, на которую вы только способны. Теперь пройдитесь языком по верхним зубам с внутренней стороны. Повторяйте, так называемую, чистку влево и вправо несколько раз. Потом, не смыкая губ, дотянитесь кончиком языка до неба и двигайтесь вперед-назад.

Следующее упражнение. Разомкните челюсти, достаньте язык, расположите его на нижней губе и распрямите, чтобы он стал плоским. Потом двигайте им вперед и назад, смачивая таким образом губу. Когда начнет получаться быстро, произнесите длительный и протяжный звук, не прекращая, при этом, делать упражнение.

Потом попытайтесь смочить верхнюю губу плоским языком. Повторяйте эти манипуляции сверху вниз. Главное, крепко держите челюсть руками, здесь ей не нужно двигаться, тем самым, облегчая вам задачу.


И вновь разомкните зубы, обоприте язык о нижнюю губу и извлекайте звук «ф». Важно, чтобы напор подаваемого воздуха был достаточно узким и располагался по центру языка. Таким образом формируется идеальный выдох с беспрерывным воздушным потоком.

Можете попробовать, также, открыть рот и дотрагиваться языком до альвеол — это шишки на небе за верхними зубами, одновременно издавая звук «д». Полезно и поцокать нашим тренируемым органом, имитируя удары копыт лошади по асфальту. Вам следует показать зеркалу улыбку, широко раскрыть рот и крепко сдерживать руками нижнюю челюсть. Кончик языка не вытянут, не заострён и не подгибается; щелчки — острые и четкие, а не смазанные.

Извлечение звуков «р» и «р"»

Нужно помнить, что твердое «р» рождается, когда кончик языка поднят к небу, но не касается его, а края языка надавливают на верхние коренные зубы. В момент выдоха, под воздействием воздушного потока, язык начинает вибрировать. Если вы хотите мягкое «р"», продвиньте кончик языка чуть дальше от зубов.

Если не получилось, то попробуйте так: представьте, что хотите произнести букву «т», то есть поднимите кончик языка к небу. А теперь делайте выдох, не опуская язык, и вообразите, что пропускаете сквозь него воздух. Язык должен начать дрожать.

Когда человеку хорошо дается твердый звук, то мягкий можно поставить на его основе, лишь объяснив разницу. Тоже самое касается и обратных случаев. Когда ваш язык будет принимать нужное положение, и вы будете издавать соответствующий правильный звук, нужно довести эти движения до автоматизма.

Сначала произносите отдельно «р» и «р"». Потом начинайте говорить слова, где опасная буква находится в ударном слоге. Например, «раки», «руки», «пари» и «тура». Потом подберите слова, где буква «р» находится в безударном слоге: «куры», «шуры-муры», «королева», «ремонт» и так далее.

Вспомните слова, которые начинаются с этой буквы, или ей заканчиваются. Проговаривайте: «руль», «родина», «ремесло», «ракета»; «сахар», «будуар», «телевизор», «термометр». Поскольку механизм извлечения звуков «т» и «р» очень похож, то полезно повторять слова, где эти буквы стоят рядом, например,»тролль», «аттракцион», «тростник» и «трубадур».

А теперь самое сложное: «Град повредил арбузы, нагруженные в кузов» и «Скороговорки скороговорят, выскороговаривают, но не все скороговоруны их перескороговорят, перевыскороговорят. Они расскороговорившись, заскороговариваются». Такие чистоговорки сначала тренируйтесь выговаривать по частям, постепенно соединяя их в единое целое. Их следует повторять быстро и четко. Помимо избавления от картавости, это улучшит произношение и других звуков, а также благотворно повлияет на память.

Закрепление результата

Правильную привычку вырабатывают путем постоянных тренировок языка и многократных повторений слов и словосочетаний со звуками «р» и «р"». Занятия нужно проводить каждый день от 5 до 15 минут. Важно учесть, что лучше делать упражнения чаще по несколько минут, чем час или полтора, но раз в неделю.

Видео на тему:



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...