Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши. На войне все средства хороши

  • 7 февраля 2018 года
  • 16 мая 2018 года

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


Примеры работ по этим направлениям: (скоро будет добавлено)

    Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку - волк»?

Проблема, ОМ сочинения:

Проблема, ОМ сочинения:

    Может ли человек изменить общество?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Может ли человек существовать вне общества?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

Проблема, ОМ сочинения:

3. Как общество влияет на человека?

Проблема, ОМ сочинения:

4. Можно ли простить предательство?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Как общество влияет на мнение личности?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей».

Проблема, ОМ сочинения:

    Что значит «великая цель»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Когда возникает выбор между верностью и предательством?
    Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Почему важно сохранять индивидуальность?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Что толкает человека на измену?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Нужны ли общественные нормы поведения?

Проблема, ОМ сочинения:

    К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Проблема, ОМ сочинения:

    Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

Проблема, ОМ сочинения:

    Почему общество должно помогать обездоленным?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг - предатель вполовину»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Можно ли судить о человеке по его цели?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как социум влияет на решения человека?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Проблема, ОМ сочинения:

    В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

Проблема, ОМ сочинения:

    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Один в поле не воин?

Проблема, ОМ сочинения:

    Может ли верность принести человеку разочарование?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

Проблема, ОМ сочинения:

    Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
    Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с утверждением: «Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы»?

Проблема, ОМ сочинения:

Вступление : Что может быть страшнее войны для человечества? Страшны, конечно, и стихийные бедствия, и эпидемии, но они не зависят от человеческой воли. Война - это концентрация ненависти и злобы в народе, их разрушительный выплеск. Сколько горя и слез она приносит, сколько уносит человеческих жизней, сколько судеб разрушает!

Ужасно то, что гибнут люди невиновные, гражданское население и дети. Нашему народу пришлось пережить много войн, но особо губительными и жестокими были первая мировая, гражданская и вторая мировая войны. К этой теме обращались многие писатели, как российские, так и зарубежные. Они осуждают войну, её смрадное дыхание, говорят о ее пагубности. Но бывает и так, как в отечественную войну - пришел враг, нужно защищать Родину. Война неизбежна. Все ли средства хороши? Что можно на войне, чего нельзя?

Аргументы : в эпичной повести «Война и мир» показывает призрачность воинской славы. Андрей Болконский, соприкоснувшись с мерзостью войны, понимает ее бесчеловечность. Как человек с высокими моральными принципами, не всякое средство он считает оправданным. Наполеон же идет к славе, устилая дорогу трупами солдат.

Трагичный миг из гражданской войны вырывает Михаил Шолохов. Илья Бунчук стремится любой ценой победить буржуазию, считая, что на войне все средства хороши. Чрезвычайно жестоки его расправы с противниками революции. Но слишком дорогой оказалась цена для него - Илья лишился рассудка. Высшая ценность на земле - человеческая жизнь. Смерть человека равнозначна смерти целой вселенной. Нельзя лишать жизни себе подобных и остаться без наказания.

Война пробуждает и выявляет низкие человеческие чувства, животный страх смерти часто становится причиной измен и предательства. Яркий пример этому Алексей Швабрин из « » Пушкина. Боязнь смерти делает его изменником, в нем не остается ничего достойного звания дворянина и просто человека.

Без необходимости США произвели взрывы ядерных бомб над японскими городами Хиросима и Нагасаки для утверждения своих позиций. Погибло множество гражданского населения и дети в том числе. Такое ведение войны нельзя оправдать ничем, жизни американского народа ничто не угрожало. Это просто садистская расправа победителя над побежденным, сильного над слабым.

Великая Отечественная Война советского народа с фашистской Германией оставила нам ужасные рубцы и шрамы в память о том, какими ужасными могут быть средства ведения войны. Массовое истребление населения, концентрационные лагеря, сожженные села, угнанная в плен молодежь, грабежи и насилие - таковы эти средства. Кто вернет загубленные жизни молодых людей, соберет пролитые слезы вдов, матерей, сирот? Кто в силах сделать это? В советской армии запрещались расправы над мирным населением, мародерство, была высокая воинская дисциплина. Лично для меня это признак морального и нравственного превосходства.

Вывод : Бывают войны неизбежные, когда нашего согласия не спрашивают. Нередко нашему народу приходилось вести войны освободительные, и главное на войне - суметь остаться человеком. Недопустимы расправы над мирным населением, особо жестокие методы ведения военных действий. Превыше всего должна цениться жизнь человека.

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Цели и средства».





Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Оправдывает ли цель средства?

Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

Почему важно иметь цель в жизни?

Для чего нужна цель?

Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

Достижение какой цели приносит удовлетворение?

Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий»?

Что значит «великая цель»?

Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

Может ли человек жить без цели?

Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Можно ли добиться цели, если все против тебя?

К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Какая разница между истинной и ложной целью?

Чем мечта отличается от цели?

Чем опасно бесцельное существование?

Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

Как достигнуть цели?

Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

Можно ли судить о человеке по его цели?

Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

Как общество влияет на формирование целей?

Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

Существуют ли недостижимые цели?

Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Какова цель существования человека?

Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?


Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Цели и средства".


Жан-Батист Мольер «Тартюф»
Джек Лондон « »
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Теодор Драйзер «Финансист»
М. А. Булгаков « и », «Собачье сердце»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
В.А. Каверин «Два капитана»
Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание» , «Братья Карамазовы», «Идиот»
А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
Б. Л. Васильев
«А зори здесь тихие»
Уинстон Грум «Форрест Гамп»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка» , «Моцарт и Сальери»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
И. Гончаров
« »
И.С. Тургенев
«Отцы и дети»
Л.Н Толстой
«Война и Мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
А.П. Чехов « »
Р. Гальего «Белое на черное»
О.де Бальзак «Шагреневая кожа»
И.А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
Н.В. Гоголь
«Шинель» , «Мертвые души»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Е.И. Замятин «Мы»
В.П. Астафьев «Царь рыба»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Е. Шварц
«Дракон»
А. Азимов «Позитронный человек»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Война, без сомнений, одно из самых страшных испытаний, которое может выпасть на долю человека. Ничто не приносит столько несчастья, столько горести и страданий, сколько приносят их войны. Начиная с мелких межплеменных стычек, и заканчивая катастрофическими конфликтами ХХ-го столетия, они преследуют человечество на протяжении всей нашей истории. Помимо колоссального риска для жизни, война – это также тяжелейшее испытание человеческой психики. Остаться человеком на фронте, когда вокруг ежедневно гибнут товарищи, или в тылу, когда постоянно живешь в страхе за близких, боясь получить с фронта роковое письмо – такое может выдержать только по-настоящему сильный духом человек. Я считаю, что консеквенциалистический принцип «на войне все средства хороши» – в корне неправильный взгляд на мир, особенно в условиях реальных военных действий.

Рассуждая о войне, трудно не вспомнить одно из величайших произведений русской и мировой литературы – «Войну и Мир» Л.

Н. Толстого. Толстовские идеи ненасилия внесли огромный вклад в русскую философию, а также нашли отражение в характерах многих героев этого произведения. Высшим проявлением моральных качеств и человеколюбия является эпизод, в котором Наташа Ростова, человек с чрезвычайно богатым внутренним миром, в слезах уговаривает родителей отдать все подводы, бывшие в распоряжении у семьи Ростовых раненым солдатам, которых иначе ждала бы неминуемая гибель в французском плену. В данной сцене цель – это эвакуация из Москвы с как можно меньшими издержками, но для достижения этой цели Ростовым пришлось бы отказать солдатам в помощи. Этого не произошло только благодаря Наташе, которая смогла переубедить всю семью, и распорядиться подводами справедливо.

Еще один, невероятно тяжелый как для читателя, так и для героев эпизод мы встречаем в романе-эпопее «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Здесь герои сталкиваются с еще более тяжелым испытанием – гражданской, «братоубийственной» войной. Илья Бунчук – пример человека, готового пойти на все ради партии и «борьбы с буржуазным строем». Он занимается агитацией на фронте, готовит ополченцев в тылу, прикладывает все свои усилия, чтобы подавить белое движение. Однако, даже он оказывается не в силах выдержать работу коменданта революционного трибунала. Спустя неделю постоянных расстрелов белогвардейцев психика Бунчука окончательно расшаталась. Он внезапно осознал, какой страшный грех совершил, «неся революцию в массы». Гибель же возлюбленной окончательно ломает его: смерть для него становится счастливым случаем, избавлением от страдания.

Таким образом, на примере двух разных произведений мы убедились, что, не смотря ни на какие обстоятельства, самое важное – сохранить базовые моральные ориентиры и не превратиться из человека в зверя. Закончить я бы хотел цитатой из учебника по философии: «Человек, нарушающий фундаментальные нравственные принципы, несомненно, действует против себя, так как он разрушает свою психику вследствие постоянного конфликта сознания и подсознания. Этого конфликта ему не избежать, даже если он убеждает себя, что ему нет дела до высокой морали».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...