«Мы, молодое поколение, чтим память о ветеранах. В настоящее время возникает постоянная необходимость вспоминать немеркнущие подвиги Советского народа, примеры гражданского долга, приобщать ребят к истокам героизма дедов, укреплять живую связь времен и по

Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 года и их подвиги

Давно отгремели бои. Уходят один за другим ветераны. Но герои ВОВ 1941-1945 и их подвиги навечно останутся в памяти благодарных потомков. О самых ярких личностях тех лет и их бессмертных поступках расскажет данная статья. Кто-то был еще совсем юным, а кто-то уже не молодым. У каждого из героев – свой характер и своя судьба. Но всех их объединяла любовь к Родине и готовность пожертвовать собой ради ее блага.

Александр Матросов

Воспитанник детдома Саша Матросов попал на войну в 18-летнем возрасте. Сразу после пехотного училища его отправили на фронт. Февраль 1943 года выдался «горячим». Батальон Александра шел в атаку, и в какой-то момент парень вместе с несколькими товарищами попал в окружение. Прорваться к своим не было возможности – слишком плотный огонь вели вражеские пулеметы.

Вскоре Матросов остался в живых один. Его товарищи полегли под пулями. Всего несколько секунд было у юноши на принятие решения. К сожалению, оно оказалось последним в его жизни. Желая принести хоть какую-то пользу родному батальону, Александр Матросов бросился на амбразуру, закрыв ее своим телом. Огонь умолк. Атака красноармейцев в итоге увенчалась успехом – фашисты отступили. А Саша ушел на небо молодым и красивым 19-летним парнем…

Марат Казей

Когда началась Великая Отечественная война, Марату Казею было всего двенадцать. Жил он в деревне Станьково вместе с сестрой и родителями. В 41-м оказался в оккупации. Мать Марата помогала партизанам, предоставляя им свой кров и подкармливая их. Однажды немцы узнали об этом и расстреляли женщину. Оставшись одни, дети, не долго думая, отправились в лес и присоединились к партизанам.

Марат, который до войны успел окончить лишь четыре класса, помогал старшим товарищам, чем мог. Его даже брали в разведку; а еще он участвовал в подрыве немецких эшелонов. В 43-м паренька удостоили медалью «За отвагу», за героизм, проявленный во время прорыва окружения. Мальчик был ранен в том страшном бою.

А в 1944-м Казей возвращался из разведки вместе с взрослым партизаном. Их заметили немцы и начали обстреливать. Старший товарищ погиб. Марат отстреливался до последнего патрона. А когда у него осталась лишь одна граната, подросток подпустил немцев поближе и взорвал себя вместе с ними. Ему было 15 лет.

Алексей Маресьев

Имя этого человека известно каждому жителю бывшего Советского Союза. Ведь речь идет о легендарном летчике. Алексей Маресьев родился в 1916-м и с детства грезил небом. Даже перенесенный ревматизм не стал препятствием на пути к мечте. Невзирая на запреты врачей Алексей поступил в летное – взяли его после нескольких тщетных попыток.

В 41-м упрямый юноша попал на фронт. Небо оказалось не таким, о каком он мечтал. Но нужно было защищать Родину, и Маресьев делал для этого все. Однажды его самолет был подбит. Раненный в обе ноги Алексей сумел посадить машину на захваченной немцами территории и даже каким-то образом пробраться к своим.

Но время было упущено. Ноги «пожирала» гангрена, и их пришлось ампутировать. Куда податься солдату без обеих конечностей? Ведь совсем калека… Но не из таких был Алексей Маресьев. Он остался в строю и продолжил борьбу с врагом.

Целых 86 раз еще крылатая машина с героем на борту успела подняться в небо. 11 немецких самолетов сбил Маресьев. Летчику посчастливилось выжить в той страшной войне и ощутить пьянящий вкус победы. Умер он в 2001-м году. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – это произведение о нем. Именно подвиг Маресьева вдохновил автора на ее написание.

Зинаида Портнова

Рожденная в 1926 году, Зина Портнова подростком встретила войну. На тот момент коренная жительница Ленинграда находилась в гостях у родственников в Белоруссии. Оказавшись на оккупированной территории, она не стала отсиживаться в стороне, а вступила в партизанское движение. Клеила листовки, налаживала связь с подпольем…

В 1943-м немцы схватили девушку и притащили в свое логово. Во время допроса Зине удалось каким-то образом взять со стола пистолет. Она расстреляла своих мучителей – двух солдат и следователя.

Это был героический поступок, который сделал отношение немцев к Зине еще более зверским. Невозможно передать словами мучения, которые испытывала девушка во время страшных пыток. Но она молчала. Ни словечка не удалось выдавить фашистам из нее. В итоге немцы расстреляли свою пленницу, так и не добившись ничего от героини Зины Портновой.

Андрей Корзун



Андрею Корзуну в 41-м исполнилось тридцать. На фронт его призвали сразу же, отправив в артиллеристы. Корзун принимал участие в страшных боях под Ленинградом, в ходе одного из которых получил серьезное ранение. Это было 5 ноября 1943 года.

Падая, Корзун заметил, что началось возгорание склада с боеприпасами. Нужно было срочно потушить огонь, иначе врыв огромной силы грозил унести множество жизней. Кое как, истекая кровью и мучаясь от боли, артиллерист дополз до склада. Сил на то чтобы снять шинель и бросить ее на пламя у артиллериста не осталось. Тогда он накрыл огонь своим телом. Взрыва не случилось. Выжить Андрею Корзуну не удалось.

Леонид Голиков

Еще один юный герой – Леня Голиков. Родился в 1926-м. Жил в Новгородской области. С началом войны ушел партизанить. Мужества и решительности этому подростку было не занимать. Леонид уничтожил 78 фашистов, десяток вражеских составов и даже парочку мостов.

Врыв, вошедший в историю и унесший немецкого генерала Рихарда фон Виртца – именно его рук дело. Машина важного чина взлетела на воздух, а Голиков завладел ценными документами, за что получил звезду Героя.

Погиб отважный партизан в 1943-м под деревней Острая Лука во время немецкой атаки. Враг существенно превосходил наших бойцов по количеству, и шансов у них не было. Голиков сражался до последнего вздоха.

Это лишь шесть историй из великого множества тех, которыми пронизана вся война. Каждый, кто прошел ее, кто хоть на миг приблизил победу – уже герой. Благодаря таким как Маресьев, Голиков, Корзун, Матросов, Казей, Портнова и миллионы других советских солдат мир избавился от коричневой чумы 20 столетия. И наградой за их подвиги стала вечная жизнь!

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»

Сценарий мероприятия

Подготовила воспитатель:

Котова Ольга Васильевна

"Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"

Цель : воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи : раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Ведущий:

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Уч. 1.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ведущий :

Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Уч. 2 :

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий :

22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Уч.1 :

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий :

Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои.

Уч.2 :

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий :

И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой. 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.

Уч.1.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий :

Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

Уч.2 :

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий :

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом.

Уч.1 :

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом.

Ведущий :

А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес.

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Боец 1 .

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Боец 2 .

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Боец 3 .

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий:

Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.


Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.


Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий :

В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев.

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях.

Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Зина Портнова!
Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.


Марат Казей!
Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик

Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Ведущий :

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г.

Уч.1 :

Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Уч.2 :

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Уч.1 :

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Уч.2 :

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Уч.1 :

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Уч.2 :

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Уч.1 :

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Уч.2 :

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Уч.1 :

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Уч.2 :

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Уч.1 :

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Уч.2 :

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Уч.1 :

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти!

Уч.2 :

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Уч.1 :

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Уч.2 :

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий :

Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Уч.2 :

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Степанова Е.В.

Рано утром 22 июня 1941г., нарушив договор о ненападении, фашистская Германия вторглась на территорию СССР. Началась Великая Отечественная Война. Она стала важнейшей частью Второй Мировой Войны, во многом изменив ход последней. С самого начала эта война отличалась своим размахом, кровопролитностью, крайним напряжением борьбы и небывалым зверством фашистов по отношению к военнопленным и гражданскому населению. За четыре года страна потеряла до 30 млн. человек, большинство которых не военнослужащие, а гражданские лица. Война затронула все семьи и моя не исключение.

Моя бабушка никогда не рассказывала о войне, почему я не знаю. Когда мы её просили рассказать, что-нибудь, она говорила мало или вообще переводила разговор на другую тему. Вот всё, что я могу вспомнить из её рассказов: Когда началась война моя бабушка Воробьева Александра Ивановна жила в селе Труновка Ставропольского края. Ей тогда было 12 лет. В семье кроме неё было ещё 2 брата и 3 сестры. Младшей было только 4 года. В связи с тем, что мой прадедушка был бригадиром полеводческой бригады колхоза, и у него было много детей, его не призвали в ряды Красной Армии. Уже через некоторое время начался голод. Всю еду отдавали детям. Те, кто был постарше, работали вместе с родителями в колхозе. Когда бабушкиному брату Воробьеву Пётру Ивановичу исполнилось 18, его призвали. В сражении у некого села, название которого уже никто не помнит, войска начали отступление, а мой дедушка был ранен и потерял сознание. Когда он очнулся, ему удалось доползти до села и родители отвезли его в госпиталь, ведь тогда очень боялись того, что тебя могли назвать дезертиром и объявить врагом народа. Позже и второго брата Воробьёва Николая Ивановича забрали в армию. Правда, его отправили на шахту. Во время бомбёжки шахта обвалилась, и мой дедушка был контужен. Он уже никогда не был таким, каким был до войны.

Война объединяет людей, все помогают друг другу, как могут; чужое горе воспринимается как своё, поэтому не удивительно, что во время войны люди не боятся говорить о себе.
После освобождения Сталинграда мою бабушку и её сестер отправляли его восстанавливать. Там они познакомились с офицером 4-й танковой армии. Он рассказал им один случай: Танковые соединения несли огромные потери в технике, и случилось так, что в этой армии оставалось всего четыре танка. Кто-то из офицеров спросил: не потому ли она и называется 4-й танковой армией? Солдаты внесли поправку: свою армию они с горькой иронией называли четырёхтанковой. Сестра моей бабушки встречалась с этим офицером. А когда их отправили домой, этот офицер очень просил, чтобы она вернулась, как будто чувствовал, что она не вернётся.

Мама моего отца, Вера Ивановна, была ещё девочкой, когда началась война. А уже с 15 лет она работала в Свердловске на лесоповале. Они восстанавливали танковый завод. Она никогда не говорила, что было трудно, а ведь там можно было и умереть. Дерево могло придавить, если ты оказывался у основания. Все работали безропотно, потому что понимали, что идёт война. Когда её мама умерла, ей разрешили съездить на похороны. Назад она уже не вернулась, и её чуть не посадили за это. Но так как она уже на следующий день вышла в колхоз и оставалась единственной опорой всей семьи, её не посадили.

Мой прадедушка Тимофей Иванович прошёл три войны. Во время Гражданской войны он воевал под Ленинградом в Красной коннице. Потом была война с Финляндией, где он был ранен. Во время Великой Отечественной Войны он был ранен в грудь, но пулю так и не достали. Она так и осталась напоминанием о его боевом прошлом. Можно сказать, что всю жизнь мой прадед воевал.

Мой дедушка, Иван Иванович, был призван в 1939 году, а в 1943 он попал на границу с Турцией и до 1951 года он служил там. Дедушка мало рассказывал, но одну историю я помню. Дедушка нашёл немецкий телефонный провод и отрезал его, но он не знал, что с ним делать, ведь если бы немцы узнали, его бы расстреляли. На помощь пришли сельские жители. Женщины сделали из провода бусы и никто ничего не узнал. Мой дедушка и его отец не раз были награждены медалями. Среди прочих есть и медаль за «победу над Германией».

Про своих родственников я знаю очень мало. Они не рассказывали, а я не выспрашивала. Но есть люди, которые говорят. Таким человеком был дедушка моей подруги. Как-то раз он рассказал нам про свои подвиги. Её дедушка, Кованов Владимир Васильевич, был врачом. В июле 1941 года ему предложили выехать в сортировочный эвакогоспиталь, расположенный в Ярославле, где он должен был занять должность ведущего хирурга.

Госпиталь был размещён на берегу Волги в зданиях, где сейчас находятся теоретические кафедры медицинского института. Долго осматриваться и привыкать к новому месту не пришлось. Июль и август прошли в напряженной работе. Это было труднейшее время горького для всех периода войны. Поток раненых накатывался один за другим, и они едва справлялись с тем, чтобы обмыть их, переодеть, сменить повязки и быстрее эвакуировать далее в тыл. Сутками врачи не покидали госпиталя, особенно в дни, когда к причалу с низовьев Волги подходили пароходы с ранеными или требовалось срочно разгрузить санитарный поезд на железнодорожном узле Ярославля. В такие дни на пристань, к вокзалу приходили сотни женщин, подростков-школьников, чтобы помочь вынести тяжелораненых, бережно уложить их в санитарные машины или приспособленные для этих целей полуторки. Ребята подносили раненым воду, помогали справиться с костылями, поднести в машину нехитрые пожитки солдат. Врачей в госпитале было немного- 5-6 человек. Работали без выходных, по 12-14 часов ежедневно. К тому же 2-3 раза в неделю каждому выпадало круглосуточное дежурство. Приходили помочь и учителя из соседних школ. Они быстро осваивали навыки по уходу за ранеными и больными. Иногда к ним на дежурство приходили их маленькие дети. Матери кормили их, чем могли, поили чаем и часто укладывали спать на кушетке в дежурке. Нередко пожилые солдаты, кто с перебитой рукой, кто на костылях или с перебинтованной головой, подсаживались к ребятам, рассказывали им о войне и давали кусочки сахара из своего скудного пайка. Дети доверчиво, интуитивно чувствуя их тревожную тоску, забирались к ним на колени и дарили забывшим тепло родного дома людям бесхитростную детскую радость.

В сентябре 1941 года его перевили в Казань. Там его сразу назначили ведущим хирургом эвакогоспиталя, расположенного на Ершовом поле, в здании ветеринарного техникума. К тому ему пришлось помогать молодым врачам двух соседних госпиталей. Работать в трёх госпиталях было физически невозможно. Главный хирург эвакогоспиталей Казани А.В. Вишневский посоветовал не делать все самому, а учить других врачей. Это было единственным выходом. Процесс « созревания» врачей в годы войны происходил значительно быстрее, нежели в мирное время, когда молодого врача не особенно торопили, не предоставляли ему такую самостоятельность, которую он получал теперь. Стоило показать врачу один раз, как нужно делать ту или иную операцию, и следующую операцию он делал уже самостоятельно и уверенно, как подобает заправскому хирургу. Не было случая, чтобы кто-нибудь из молодых врачей отклонился от участия в операции, сославшись на отсутствие опыта или какие-либо иные причины. Каждый молодой врач думал только о том, как помочь раненому, облегчит его страдания и быстрее вернуть в строй.

С 15 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 73 дивизии и 4 бригады, начали второе генеральное наступление на Москву. Москву защищала вся страна. Москва оказалось недоступной для гитлеровцев. В начале декабря наступил перелом. 5-6 декабря 1941 года войска перешли в наступление. Наступление Красной Армии развивалось стремительно. Вскоре вражеская группировка, нацеленная на Москву, была полностью уничтожена. Разгром немцев под Москвой развеял миф о непобедимости гитлеровского рейха. Это был и крах «блицкрига», и начало поражения фашистской Германии. То, что Красная Армия погнала фашистов на Запад, создавало у людей огромный психологический перелом. В госпиталях сразу почувствовали это по настроению людей. Забывая о ранах, они возбужденно рассказывали, как выбивали врага из подмосковных городов и деревень, как крушили вражескую технику. Рассказам не было конца. Иной раз создавалось впечатление, что эти люди, которые неделями не покидали окопов, поднимались в атаку под ураганным огнем, закрывали своей грудью товарищей, даже не подозревают о своей отваге и стойкости.

С начала 1942 года жизнь госпиталя вошла в размеренную колею. Раненые поступали по графику. Мы делали все, чтобы облегчить страдания раненых, успокоить их, создать хоть недолгую «мирную передышку». А они торопились. Те, у кого раны едва затянулись, беспрерывно осаждали нас, допытываясь, когда же мы их выпишем. Нетерпеливо подгоняли врачей, обвиняли их в бюрократизме. Танкист, которому осколок, как ножом, срезал руку у основания плеча, возмущался «беспомощностью медицины»: — В медсанбате я просил врачей пришить мне руку,- рассказывал он,- а они говорят, что таких операций никто еще не делал. Видали? Не делал! Так вы начните, говорю, тогда и другие будут делать! Ну как я без руки воевать буду?!

Воевать… А сам еле жив. Он потерял много крови, черты лица заострились, ходить не мог, больше лежал. Врачи перелили ему кровь, ввели глюкозу, физиологический раствор. В один из вечеров его срочно вызвали в госпиталь. В операционной на столе лежал тот танкист, под ним – лужа крови. Ксения Ивановна, опытная операционная сестра, из последних сил прижимала кровоточащие сосуды культи; в такой позе она простояла уже около часа. Оказалось, что гнойный процесс в мягких тканях культи расплавил торчащие закупоренные стволы крупных сосудов, возникло сильное кровотечение. Опоздай сестра на минуту, и раненый мог погибнуть. Владимир Васильевич немедленно приступил к перевязке сосудов выше места кровотечения. Операция прошла успешно. Когда выписывали танкиста и передавали ему протез искусственной руки, он сказал: — Сколько таких калек, как я… Учитесь скорее пришивать оторванные руки. Может, и моя прижилась бы?! И столько затаенной надежды было в этих словах, что они крепко запали в душу.
В скором времени в его судьбе произошёл серьезный перелом: его пригласили в мобилизационный отдел округа и сказали, что одному из фронтов нужен опытный хирург. Согласен ли он выехать в действующую армию? Конечно, он был готов выехать в любую минуту. Теплым осенним днем 1942 года он с еще одним хирургом, А.И.Лапиной, и сестрой, К.И.Чуркиной, направился в Москву. Их определили в один госпиталь и сделали его базовым, взяв слово, что они будут учить молодых врачей. Приблизительно в 15 километрах от линии фронта, в лесу, они разбили палатки для приема и обработки раненых, как и положено хирургическому госпиталю первой линии. Раненые не заставили себя ждать: медико-санитарный батальон дивизии не справлялся с потоком, часть раненых привозили прямо с передовой. В большой брезентовой палатке защитного цвета стояли пять операционных столов. В первые сутки они приняли более 300 раненых. Трое суток работали почти без отдыха. Чтобы сохранить работоспособность, организовали дежурства. Одни хирурги отдыхали, другие оперировали. Поздней осенью они приехали на Казанский вокзал, чтобы отправиться в район действий 5-й ударной армии. Обосновались в Камышине. Поскольку все хирурги были только после институтов, организовали курсы.

19 ноября 1942 года огненный шквал над вражескими позициями возвестил о начале наступления Красной Армии под Сталинградом. Госпиталь двигался за наступавшей армией. На два-три дня останавливались в отбитых у врага населенных пунктах, чтобы обработать раненых. А затем – снова вперед!

Февраль 1943 года был неустойчивым: то метель и холодные пронизывающие ветры, то ясное небо и тихая солнечная погода. Снегу нанесло много, но он быстро осел. Накатанные колеи дорог блестели как стеклянные. Бои ушли далеко вперёд. Развернулись решающие схватки за город Шахты. В это время подошёл фронтовой транспорт, и большую часть раненых вывезли. Оставались одни нетранспортабельные раненые и среди них двое особенно «тяжелых». У одного газовая гангрена развилась после слепого осколочного ранения голени, у другого – плеча. После широкого рассечения, переливания крови и введения противогангренозной сыворотки, а также поясничной блокады у раненого в голень дело быстро пошло на поправку. У раненого же в плечо процесс неожиданно стал распространяться на грудь и спину. Пришлось делать разрезы и там. Оперировать его приходилось по 2-3 раза в день, а в общей сложности он перенёс около 13 операций. Ценой упорной борьбы, длившейся целый месяц, удалось спасти раненому руку. Правда, мышечной ткани в области плеча осталось немного, но рука полностью сохранила подвижность. Наконец им на смену прибыл долгожданный фронтовой госпиталь, который до этого все ещё находился в районе Камышина. Собрались быстро и выехали на новое место, в район города Шахты. Там уже с нетерпением ждали.

Вскоре ему пришлось распрощаться с госпиталем. Он был назначен армейским хирургом в соседнюю, 44-ю армию. Чувства были противоречивые. С одной стороны, повышение, чувство огромной ответственности, с другой – грустно расставаться с товарищами, с которыми так сработался и свыкся. Утром, чуть свет, он уже ехал в 44-ю армии, которая действовала в районе Таганрога. Сразу же начал знакомиться с личным составом госпиталей и медсанбатов, которые в большинстве своем находились в «свернутом» состоянии, так как активных боевых действий армия в то время не вела. В конце лета 1943 года 44-я армия перешла в наступление. Раненые поступали большими партиями в медсанбаты и госпитали первой линии, расположенные вблизи атакующих частей. Хирургическая обработка раненых шла без задержки на этапах эвакуации. Полковые медицинские пункты после осмотра раненых и оказания первой помощи сразу же эвакуировали принятых в медсанбаты и госпитали армии. На операционный стол раненые поступали в первые 3-6 часов после ранения. Никакой задержки с хирургической обработкой и эвакуацией раненых не было. Но наступило осеннее бездорожье и затруднило эвакуацию. Возникли трудности с продовольствием и медикаментами. В создавшихся условиях регулярно снабжать госпитали полноценными продуктами, богатыми жирами и витаминами, не было возможным. А раненые, особенно тяжелые и потерявшие много крови, нуждались в калорийном и легко усвояемом питании. Тогда они начали широко применять свежую бычью кровь. Новый питательный продукт назвали гемокостолом. Благотворное действие его легко объяснимо. Свежая кровь животного содержит хорошо усвояемых организмом белки, соли и гормональные вещества, которые оказывают активизирующее действие на все жизненно важные процессы, протекающие в организме. При приеме гемокостола общее состояние улучшалось на глазах, появлялся аппетит, прибавлялся вес, повышался тонус. При этом быстро очищались и хорошо заживали раны.

Год 1944-й – год решающего наступления Красной Армии на всех фронтах, год полного освобождения территории нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Последняя военная зима с пронизывающими ледяными ветрами и моросящей сырой слякотью оттепелей уже, казалось, готова была уступить свои позиции всепобеждающему солнцу. Предчувствие весны ощущалось тем радостнее, чем явственнее приближался долгожданный День Победы. Радостно встречало советских воинов-освободителей население Польши. Там действовал специализированный госпиталь, работа в нем не прерывалась ни на минуту. Как-то его вызвали в политотдел армии. Врачам предложили оказывать помощь населению освобожденных районов. В его руки попал госпиталь в Седльце. Начали с того, что рассортировали больных, организовали санпропускник и с помощью местных жителей вымыли и подстригли обитателей больницы. Одновременно развернули операционную и перевязочную, оборудовали кухню и столовую для ходячих больных. За два-три дня городскую больницу нельзя было узнать. В отделениях навели идеальную чистоту и порядок. Раненые и больные лежали в чистом белье, перевязанные, ухоженные, а главное, хорошо накормленные.

Весной 1945 года войска 3-го Белорусского фронта, куда в те месяцы входила 28-я армия, вели бои на территории Восточной Пруссии. Участвуя в наступлении, 28-я армия вела ожесточенные бои под городом Гумбиннен. Раненых было много, особенно с пулевыми ранениями. В те дни медицинские пункты и армейские госпитали располагались близко к боевым порядкам. Раненые обрабатывали быстро и тут же эвакуировали во фронтовую базу. Военные действия в Восточной Пруссии подходили к концу. Закончился тяжелый день в медсанбате. Это была последняя ночь в Восточной Пруссии. Утром спешно грузились в машины, чтобы двинуться в Германию — под Берлин. В середине апреля 1945 года войска вышли на исходные рубежи для последних, решающих боев. Особая нагрузка в тех тяжелых боях последнего месяца войны выпала на долю мед. службы переднего края. Это понятно, если учесть, как усложнился розыск раненых и их вынос из-под обстрела в крупных населенных пунктах. Развалины домов, засады, лабиринты улочек, завалы, водные преграды – все это чрезвычайно затрудняло работу санитаров, медсестер, фельдшеров. Тем не менее мед. служба неплохо справлялась со своими задачами. В последние дни апреля начался штурм Берлина. Вскоре Берлин был занят. Ночью стало известно о подписании акта о капитуляции. Небо осветили ракеты, тишину прорезали залпы из револьверов и автоматов. Это были последние выстрелы войны, солдатский салют Победе.

Смолкли орудийные залпы, треск автоматов и лязг гусениц танков. Война окончилась. Не сразу пришла Победа. Она была завоевана в жестокой, кровопролитной войне, длившейся 1418 дней и ночей. Красная Армия разгромила основные силы гитлеровской военной машины и добилась всемирно-исторической победы. Медики фронта и тыла сделали немало для победы над фашистской Германией. Благодаря их мужеству, отваге и героизму медицинская помощь была оказана небывалому числу раненых и больных. По долгу своей профессии они приняли на свои плечи огромную тяжесть борьбы с тяжелыми страданиями раненых, героически боролись со смертью и на полях сражений, и в медсанбатах, и в госпиталях.

«Жизнь – вечность, смерть лишь миг один», — сказал поэт. Герои Отечественной войны вечно живут в нашей памяти, в наших сердцах, независимо от того, находятся ли они сегодня в строю или нет. Они всегда с нами и всегда будут живым примером, призывом к действию и благородной борьбе за жизнь человека. Светлые, радостные, хоть и наполненные горьким дымом пожарищ, майские дни 1945 года, дни Победы, не забудутся человечеством никогда.
Прошло уже 60 лет, а подвиги наших бойцов все ещё живы в памяти людей. Пока жива память о них и их подвигах, живы и они. Вечная память героям!

Во имя жизни на земле!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы помнили…»

1. Вступление СЛАЙД 1

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…

Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг помнить об этом всегда.

Во имя жизни на земле!

9 Мая наша страна будет отмечать один из величайших праздников нашего народа – День Победы!

2. Стихотворение «Не смею говорить я о войне » Дмитрий Румата

Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами! СЛАЙД 2

Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки
! СЛАЙД 3

Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном.

Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили! СЛАЙД 4

Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…

3. Мы с вами должны помнить, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Наш с вами долг суметь пронести память о великих подвигах наших дедов. (СЛАЙД 5)

В нашем посёлке Металлострой много мест, хранящих память о Великой Отечественной войне. Сегодня мы будем говорить о них.

4. (СЛАЙД 6) Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева».

Жители нашего поселка вместе с ленинградцами перенесли все ужасы блокады. Весной 1942 года на заводе организовали подсобное хозяйство, которое спасло от голода переживших блокаду металлостроевцев. На пустыре посадили тоненькие веточки смородины, раскопали грядки под овощи.

Когда подсобное хозяйство ликвидировали, сад разделили на участки между работниками завода. И сад, и поле, в память о том, какую роль они сыграли во время войны, дали название двум улицам в Металлострое: (СЛАЙД 7) Садовая и Полевая.

5. Танец «Яблочко» (МУЗЫКА?) (СЛАЙД 8, 9).

6. (СЛАЙД 10) Речной якорь – знак, установленный по инициативе работников автомастерской «Ритм». Они сами привезли его с реки, оборудовали площадку, выполнили табличку: «В память балтийским матросам-пехотинцам. Сентябрь 1941 год». Таким образом, наши современники почтили память о своих земляках-героях.

7. Мы бережно храним в своих сердцах память о защитниках нашей страны. Улицы наших городов, посёлков, деревень названы именами героев.

Есть такая улица и в нашем посёлке.

(СЛАЙД 11) В 1973 году новой улице в Металлострое присвоили имя Богайчука. Перед самой войной генерал – майор Павел Петрович Богайчук командовал 125 – й стрелковой дивизией (СЛАЙД 12) .

В самом начале войны дивизия попала в окружение, с боями вышла к своим частям и в конце сентября заняла оборону под городом Колпино. Гитлеровцы готовили мощное наступление, планируя взять Ленинград штурмом.

21 декабря в 18-00 во время массированного артобстрела вражеский снаряд попал в блиндаж. Вместе с другими офицерами штаба погиб командир дивизии Павел Петрович Богайчук. Его могила находится на Металлостроевском воинском кладбище.

Когда улица получила своё имя, на доме №2 установили мемориальную доску. (СЛАЙД 13) В самом начале 90-х годов вандалы сломали доску, сдав, очевидно, крепёж на металлолом. Её восстановили к 50-летию Победы.

8. Песня «Журавли»

Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев)

Мне кажется порою, что солдаты, СЛАЙД 14



Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса? СЛАЙД 15

М-м-м-м-м м-м-м-м-м

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!


Настанет день, и с журавлиной стаей СЛАЙД 16
Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из – под небес по-птичьи окликая

Всех вас кого оставил на земле

М-м-м-м-м м-м-м-м-м СЛАЙД 17

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

(Ребята дарят бумажных журавликов)

9. На углу улиц Богайчука и Полевая расположен сквер Памяти поколений.

(СЛАЙД 18) Сквер был заложен к 35-летию Победы в 1980 году, а в 1985 на нём был установлен памятный знак. Автор проекта Вячеслав Куракин. Знак представляет собой куб, грани которого символически отражают значимые моменты советской истории. (СЛАЙД 19, 20, 21, 22)

В день закладки сквера сюда была привезена священная земля с огненных рубежей обороны города Ленинграда. Сквер «Память поколений» стал традиционным местом проведения праздника Победы.

10. Мы видим перед собой Металлостроевское воинское кладбище (СЛАЙД 23)

Захоронение относится к 1941-1944 годам. Всего 182 человека. Мемориал установлен в 1974 году. Архитектор Голынкин, скульптор Стамов.

Общая площадь мемориала 6 соток. По периметру высажены берёзы. (СЛАЙД 24) Композиционным центром мемориала является высокая, с вогнутой передней гранью, стела. На опоясывающем выступе цифры «1941-1945». (СЛАЙД 25) Слева – фигура коленопреклонённого воина . На лицевой грани подиума высечены слова ВЕЧНАЯ СЛАВА ПОГИБШИМ. (СЛАЙД 26) Слева от скульптуры на наклонной бетонной плите – имена захоронённых. Внутри квадратной площадки ещё восемь отдельных памятных знаков (СЛАЙД 27) , в том числе четыре именных захоронения. (СЛАЙД 28).

11. Давайте почтим память героев минутой молчания. (СЛАЙД 29)

Минута молчания (метроном)

Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, кто отдал свою жизнь во имя будущих поколений, во имя нас с вами!

12. Песня «Танк – герой»

На высоком пьедестале СЛАЙД 30
Танк застыл.
Он в боях за нашу землю
Ранен был.
Сколько вмятин и царапин
На броне!
Танк сражался по-геройски
На войне
.


О боях забыть не может СЛАЙД 31
Он никак,
До сих пор ночами снится
Шум атак.
Я ладошкою поглажу
По броне,
Пусть забудет хоть немножко
О войне.

13. (СЛАЙД 32) Живой памятник Великой Отечественной войны – дубовая аллея связан с именем нашего земляка Михаила Семёновича Карева. Сибиряк. В 1940 году призван в Красную Армию. Началась война. Воевал сначала шофёром, потом танкистом. Участвовал в боях под Москвой, Калугой, Курском. Дважды был тяжело ранен. С 1953 года жил в Металлострое, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. М.С.Карев был организатором посадки дубовой аллеи ветеранов на улице Центральной. Саженцы вырастил на даче в Усть – Ижоре. Михаил Семенович сажал деревья, ухаживал за ними. Саженцы были высажены в честь 40-летия Победы в 1985 году.

(СЛАЙД 33) В 2000 году аллее было официально присвоено название «Дубовая аллея имени ветерана Великой Отечественной войны Карева».

14. Стихотворении Карев Михаил Семёнович «Я заложил дубовую аллею…» (17.05 1986 г.)

Я заложил дубовую аллею

С пионерами посёлка Металлострой

К 40- летнему юбилею

Из дубочков, выращенных мной.

Я мечтаю, чтоб зелёная аллея

Нашей благодарностью была,

Чтоб в сердцах грядущих поколений

Память о народном подвиге жила…

15. Стихотворение «С Днём победы!»

Склоняем головы пред подвигом Великим. СЛАЙД 34
Вас, ветераны, мы благодарим
За то, что вы фашиста победили!
За мир мы вам спасибо говорим!

За вашу жизнь не легкую спасибо! СЛАЙД 35
За то, что вы дожили до седин.
О павших и ушедших не забудем –
О них мы вместе с близкими скорбим.

Несем цветы мы в мае к обелиску,
Читаем списки не вернувшихся с полей,
Ваш подвиг принимаем к сердцу близко
За наших вас благодарим детей!

Здоровья вам, оставшиеся с нами!
А память павших и ушедших чтим. СЛАЙД 36
В нас продолженье ваше – чем гордимся,
За что судьбу всегда благодарим.

16. Слово ветеранам – гостям блокадница Нефёдовой Зоей Ивановной.

Сегодня у нас в гостях Нефёдова Зоя Ивановна. Зоя Ивановна расскажет нам какие чувства испытали люди, когда услышали слова ПОБЕДА.(Цветы)

17. Сравнительно скромные памятники Великой Отечественной войны в нашем посёлке - это огромная благодарная память современных металлостроевцев всем участникам войны.

Давайте посмотрим на карту нашего посёлка и вспомним о тех местах, которые бережно хранят память о Великой Отечественной войне, о тех людях, которые подарили нам мирное небо над головой

(Слайд 37). (Учащиеся называют памятные места и рассказывают, что им запомнилось из материала экскурсии)

18. Стихотворение Р. Рождественский «Помните!...» (СЛАЙД 38)

Помните!

Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!...
Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!...

Люди!

Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!...
Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили!...

29. Мы благодарны всем защитникам нашей Родины за мирное небо над головой и счастливое детство.

Песня «Детство» (шарики, солнышки)

Детство, детство, детство - это свет и радость, СЛАЙД 39
Это - песни, это - дружба и мечты.
Детство, детство, детство - это краски радуг,
Детство, детство, детство - это я и ты!

Все люди на большой планете
Должны всегда дружить, СЛАЙД 40
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить!

Ярко-ярко пусть пылают лишь рассветы, СЛАЙД 41
Ночью звездной пусть спокойно спят поля...
Детство, детство добротой не зря согрето,
Детство, детство - завтрашний твой день. Земля!

Все люди на большой планете
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети СЛАЙД 42
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить!

Детство, детство, детство - это летний вечер, СЛАЙД 43
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство, детство, детство - это значит дети,
Дети, дети, дети - это значит мы!

Все люди на большой планете СЛАЙД 44
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить! СЛАЙД 45


Герой. Героизм. Что кроется за этими простыми и в то же время великими словами? Что значат они для людей? Когда я начинаю думать об этом, то передо мной из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской - государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги. Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый Герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна - это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности. Эти высокие качества, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях - быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям. Закономерность истории такова: чем благороднее цель, идеал, моральные мотивы - тем ярче подвиг, выше его социальный смысл. Именно высокогуманные и справедливые цели пробуждали богатырский дух, душевную и физическую энергию, величайшую самоотверженность человека.

Герой – это, прежде всего, Личность. Именно здесь в формировании Личности и кроется загадка героизма и не только отдельно взятого человека, но и героизма народа, нации. Вот почему в воспитании гражданина своего Отечества, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый!, да именно каждый!!! человек был личностью, способной стать Героем и проявить Героизм. Это имеет первостепенное значение в воспитательной миссии государства и общества. Вот почему так необходима неустанная забота о памяти героев во всех ее проявлениях. Этот процесс не имеет права быть прерванным временем и обстоятельствами. Нынешнее общество не должно повторить ошибок предшественников, когда иные герои прошлого свергались с пьедесталов, а новые возносились. Люди должны принимать историю такой, какая она была и есть, а не подстраивать ее под власть или под обстоятельства.

Общество бурлит, развивается, меняются формы общественного развития, государственного построения, но были и есть Личности-Герои, которые жили и творили славные деяния среди наших предков, среди нас, и забывать их, их подвиги, - значит - забывать свою историю, своих предков, самих себя, а значит ничего не передать и потомкам. Это значит - раствориться во мраке истории, исчезнуть из памяти человеческой цивилизации.
В этой книге рассказывается о людях и совершенных ими подвигах, людях, которые жили и живут среди нас, жителей Курганской области, жителей Зауралья. Да, сюда не вошли Герои старины далекой, здесь Герои исторического отрезка, ограниченного по времени 50 - 60 годами, но этот отрезок был временем великих потрясений и перемен. Время было такое жестокое, что и обусловило появление такой замечательной плеяды героев земли Зауральской.

Перед вами череда жизней и поступков людей - наших современников, и современников наших родителей, и уже современников наших детей! Перед нами сама История. История в конкретных деяниях, конкретных людей. Вчитаемся в их биографии, ощутим ритм жизни страны, вслушаемся в себя и спросим, а готовы ли мы к чему-либо подобному, если этого потребует от тебя твое Отечество? Достойны ли мы иметь такую историю и таких предков? Кто мы?

Патриотизм и любовь к Родине - вот те источники, которые питают героизм российских воинов. Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверное, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к матери-Родине. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину - свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот. А патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства. Прекрасно сказал об этом поэт С.Викулов:

И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу:
И без меня ты можешь быть счастливой -
Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм - всегда обостренное чувство любви к своему Отечеству, ощущение себя частицей своего народа, готовность к любым испытаниям, жертвам и подвигам во имя своей Родины. Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем понимании, сознании и сердце. Такое чувство никто не может предписать, навязать или подарить по наследству. Оно рождается и пестуется порой всю жизнь. Ведь по приказу не заставишь любить человека или то место, где ты родился и вырос. Это чувство рождается в сердце человека самостоятельно, от его личных восприятий, переживаний и оценок.

Истинный патриотизм, а значит и готовность к героическому поступку, подвигу выражаются в понимании чувства долга перед своим Отечеством. Это в первую очередь пробуждение любви и великого уважения к родителям и предкам, моральным и нравственным традициям народа, ответственность перед будущими поколениями.

Было бы наивно думать, что стоит только захотеть и можно воспитать Героя. Так не бывает. Это настолько сложнейший вопрос, когда требуется совокупность громадного количества факторов, способствующих появлению человека, обладающего качествами Героя. Видимо, многовековая история любого государства из глубины, из народной толщи выдвигает людей, способных вести за собой остальных. Это и люди труда, и деятели науки, и ратники. Но для того, чтобы они появлялись, надо, чтобы о них знало как можно большее количество людей. Одно поколение сменяет другое, но память о выдающихся гражданах своего Отечества прерываться не должна.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками, не выдал военной тайны, проявил мужество и героизм.
Проходят годы, десятилетия и столетия. Меняются поколения российских воинов. Меняются оружие и боевая техника. Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу.

На Руси издревле каждый человек знал и чувствовал, что служить делу хорошему, благородному и почетно, и уважаемо народом. Такие дела и поступки освящались и возвеличивались церковью, прославлялись народной молвой и памятью. На мой взгляд, книга, которую ты держишь в руках, уважаемый читатель, и есть продолжение той народной памяти. Это биографический словарь крепости духа, бесстрашия и самоотверженности - сущности героизма наших земляков. Читая конкретные боевые биографии, мы соприкасаемся с живой, конкретной историей Зауралья, своей малой Родины, ее наиболее славными людьми и свершенными ими подвигами.

Владимир Викторович Усманов



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...