Н а некрасов в дороге анализ. Стихотворение «В дороге» Н.А

Ты мою неотвязную скуку!..»

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов - певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которую бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» отразились основные черты поэзии Некрасова, позже обретшие характерные особенности его творчества: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком.

«Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...»

«Самому мне невесело, барин...»

И полилась горькая речь бедняка, рассказывающего знакомую до слез историю...

Сокрушила злодейка-жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаеш-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, эта ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг.

Вышла замуж господская дочь

Да и в Питер... Ее «благодетель» -

Захворал, и на Троицу в ночь

Отдал Богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек...

В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!..

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили

На тягло - да на ней и женили...

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов - много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого в своих произведениях. А пока складывается стиль, неповторимый язык его некрасовских произведений. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена, в общем-то ни в чем не виноватая, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед «барином» и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна,-

Чай, свалим через месяц в могилу...

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока только он слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

«Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека , который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания . Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви . Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности . Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.
  6. Основная идея

    Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

    Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

    Средства художественной выразительности

    Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

    Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«В дороге» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения - жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

С детских лет он наблюдал за жестоким отношением к крепостным со стороны отца - человека деспотичного и властного. Часто доставалось от него и жене, матери поэта. Эти впечатления на всю жизнь отложились в памяти и душе Николая Алексеевича и стали неисчерпаемым источником для большого числа его произведений.

В 1845 году молодой Некрасов пишет небольшое по объему стихотворение «В дороге». Оно стало его литературным дебютом и сразу же обозначило тему, которая навсегда останется главной в его творчестве.

«… Вы поэт - и поэт истинный!»

Именно с такими восторженными словами обратился к Некрасову критик В. Белинский, когда впервые услышал «В дороге». «Сколько скорби и желчи… », - так отозвался он о стихе начинающего поэта в одном из разговоров с И. Панаевым. Сразу же полюбилось «превосходное» произведение и

Чем же заслужил Николай Некрасов, первый сборник которого «Мечты и звуки» остался практически не замеченным, столь высокую оценку?

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», - такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», - этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Основная тема стихотворения «В дороге»

Некрасова всегда волновало тяжелое положение угнетенного народа. Особенно трепетно он относился к горькой судьбе женщины-крестьянки, способной многое снести в своей жизни. В первом серьезном стихотворении, которым стало «В дороге», он повествует о незавидной доле крепостной девушки, чье детство и юность прошли в барском доме. Это было типичное явление для того времени. Причем, довольно часто в таком положении оказывались незаконнорожденные дети помещика. Их беззаботная и спокойная жизнь практически всегда заканчивалась трагически, так как для общества они навсегда оставались крепостными. Чувства крестьян (по рождению), оказавшихся игрушками в руках господ и попавших в конечном итоге в непривычную для себя социальную среду, помогает понять анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах - т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Деревня и замужество

«Взвыла девка», - говорит о новой жизни своей жены ямщик. Тяжело приходилось ей, не приученной к крестьянскому труду. Любая работа в тягость приходилась - «инда жалко подчас». Но не винил ямщик Грушу, считал, что «погубили ее господа».

Да и замужество девушке не в радость пришлось. Женились они по господской воле - время пришло. Так что ничего не радовало ее в новой жизни. При чужих еще «туда и сюда», а, оставшись в одиночестве, все слезы лила. Так постепенно гибнет душа человека, привыкшего жить совсем в других условиях, по иным нравственным законам - к таким невеселым мыслям подводит читателя анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов не ограничивается описанием сложностей, возникших в быту. Он обращает внимание еще на одну сторону крестьянской жизни, совсем не похожей на барскую.

Темнота и безграмотность народа

Беспокоит ямщика еще одно в поведении жены. Часто глядит она на какой-то «патрет», книжку читает. Сына грамоте учит, что не принято у крестьян - другое предназначение ждет его. А еще каждый день, как барчонка, моет и чешет. Стрижет, бить не дает. «Погубит она и сынишку», - такая мысль одолевает ямщика.

Автора же беспокоит другое. Необразованный, далекий от культуры и любой науки муж не в состоянии понять Грушу, в которой благородное воспитание и книга (на портрете может быть изображен, к примеру, какой-то писатель) пробудили чуткую душу. На это хочет обратить внимание Стих «В дороге» показывает, насколько забитым на самом деле является простой мужик. Потому и не может Груша найти единомышленника в новых условиях - ее здесь никто не понимает. В результате, ее барин, может, ничего дурного и не желавший, искалечил жизнь молодой девушке. Теперь она чахнет день ото дня, стала «как щепка худа и бледна», даже ходит, словно через силу. По всему видно, что и жить ей осталось недолго. «А была бы бабенка лихая!».

Судьба ямщика

Нелегко приходится в этой истории и мужу. Женили без согласия. Грушу не понимает, хотя в отличие от многих других, жену жалел, лишний раз не бранил, даже уважал. Почти не бил - только в пьяном виде. И в будущем его ждут вдовство и одиночество, которые снести мужику с маленьким сыном на руках не просто. А главное, и его вины во всей этой истории нет - он такой же, как все

Таким образом, анализ стихотворения «В дороге» (Некрасов писал в этой связи: «Что ни жизнь, то трагедия!») обнажает нравственные и социальные проблемы крепостничества. Ведь прихоть господ разрушила жизнь не одного человека.

Средства выразительности

Стихотворение «В дороге» написано трехстопным анапестом. Этот размер в сочетании с предполагаемым стуком копыт напоминает разговорную народную речь, что приближает рассказ ямщика к песне, похожей на жалобный крик, вырывающийся из глубины души. Реалистичным и красочным делают монолог особый порядок слов, сочетание парной, перекрестной и кольцевой рифмы, просторечные слова и выражения: баит, али, знай-де, патрет и др.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении - у крепостничества нет ни совести, ни законов - в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...