Н плещеев дети и птичка. Алексей Плещеев — Дети и птичка: Стих

Тема: УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

  • Всякая она сети боится.
  • Всякая она пером красуется.
  • Где она ни летает, а своё гнездо знает.
  • Ей даны крылья, а человеку – разум.
(1825-1893) Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». Книги Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов. Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка» 1строфа

  • Как автор называет детей? А птицу?
  • О чем просят дети?
  • О чем сожалеют «милые крошки»?
  • Как автор объясняет отлёт птиц осенью?
  • Что значит выражение «гонят холода»?
  • Подберите синоним к слову «детки».
2строфа
  • Как рано улетают птицы? Докажите текстом.
  • Какой глагол указывает на стремительность действия птиц?
  • Как описывается юг. Расскажите.
  • Какой вопрос ещё волнует детей?
  • Что принесут птицы с весною в родные края?
  • Назовите приметы весны в ответе птички.
  • Найдите в произведении эпитеты, олицетворения.
  • Прочитайте описание ручья.

Чтение по ролям: дети

Домашнее задание: с.11 наиз.

  1. 1. Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна!» «Где сладкий шёпот моих лесов?»
  2. 2. Всякая она сети боится. Всякая она своим пером красуется. Где она ни летает, а своё гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку – разум.
  3. 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  4. 4. Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии. Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.
  5. 5. Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором. Всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.
  6. 6. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель. Лишь последние годы жизни Плещеев провёл относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей; однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы.
  7. 7. стр. 145  Подберите синонимы к словам: ДЕТКИ – ПОДРУГА – РЕБЯТКИ ПОДРУЖКА, ПОДРУЖЕНЬКА  Подберите антоним к слову: ЗВОНКИЙ – ГЛУХОЙ

Урок по литературному чтению в 4 «А» классе

по теме: « А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА» ».

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством
А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные : называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Психологическая установка.

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза.Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы -птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.

Кто готов со мной отправиться в мир литературы, путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение, прикрепите на дерево...... листья.

Кто не желает путешествовать и получать хорошее настроение- ...... листья

Предлагаю провести разминку речевого аппарата.

1)Дыхательная гимнастика.

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции.

Сел сокол на гол ствол.

Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

II. Проверка домашнего задания

Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.

(На доске дерево с осенними листочками,на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин)

Что вы видите?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

Какие произведения написаны этими поэтами?

– К какому разделу относятся эти произведения?

(Поэтическая тетрадь)


– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Ивана Саввича Никитина. Как называется это произведение?

С какой целью мы учим стихи наизусть?

(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)

Какие строчки произведения помогают понять мысли и чувства поэта Никитина?

III. Изучение нового материала

Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: мальчика, у которого в имени есть эта (П) буква

Девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая

Мальчика, у которого имя начинается на эту букву (Е)

Девочку у которой имя начинается на эту букву(Е)

Мальчика, у которого эта буква (Е) в имени вторая

Мальчика, у которого имя начинается на эту букву (В)

Ученик, которому нравится эта буква (Щ)

А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..

(На экране портрет А. Н. ПЛЕЩЕЕВА .)

Алексей Николаевич Плещеев.

Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?

Ребята, а что вы знаете о самом поэте?

Расскажет нам об этом поэте.

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Умер Плещеев в 1893году.

- Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

  • Всякая она сети боится.
  • Всякая она пером красуется.
  • Где она ни летает, а своё гнездо знает.
  • Ей даны крылья, а человеку – разум.

О ком пословицы? Как связаны птицы с уроком?

Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись :

Мы научимся…

Мы будем учиться…)

  1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
  2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
  3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
  4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

Прослушивание аудиозаписи.

Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?

(ответы ребят)

(слушание аудиозаписи)

После прослушивания

Кто главные герои в этом произведении?

(Дети и птичка)

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

  1. Чтение и работа по тексту.

- Откройте учебники на с. 145.

Прочитайте стихотворение про себя.

(чтобы понять, глубже прочувствовать)

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

Объясните значение слова «понесёмся».

(двигаться очень быстро, стремительно)

Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»

(весенним солнцем)

Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

Подберите синонимы к словам: «детки»

(малыши, ребятки)

Подберите антоним к слову «звонкий».

(глухой.)

Почему улетает птичка?

Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.

Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?

Как говорит она об этом, прочитайте.

Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

Прочитайте, передав это настроение.

Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)

Сейчас отдохнем.

Физкультминутка

Сейчас поработаем в парах.

Работа с текстом

  • 1 ряд: Как автор называет детей? А птицу?
  • О чем просят дети?
  • 2 ряд: О чем сожалеют «милые крошки»?
  • Как автор объясняет отлёт птиц осенью?
  • 3 ряд: Как рано улетают птицы? Докажите текстом.
  • Как описывается юг. Расскажите.

Ответы 3 групп, на заданные вопросы раннее

Дополнительные вопросы.

  • Как автор объясняет отлёт птиц осенью? (1 РЯД)

Продолжение беседы после ответа 2 группы.

  • Что принесут птицы с весною в родные края? (2 ряд)

Продолжение беседы после ответа 3 группы.

  • Назовите приметы весны в ответе птички. (з ряд)

Учитель: Прочтем стихотворение по цепочке.

Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

(выразительного чтения по ролям)

Дайте оценку актерам.

Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

3. Закрепление учебного материала.

Проанализируем прочитанное вами произведение.

  • Прочитайте описание ручья.

Учитель: Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

Дети: Олицетворение.

Учитель: А что это за приём?

Работа со словарем.

Дети: Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте их.

Дети:(читают.)

Какая главная мысль стихотворения?

Положите перед собой лист. Выполните тест. 2 минуты.

1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

1) об А.М.Плещееве 3)о Н.А. Некрасове

2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете

2 Какое стихотворение написал А.А. Фет?

1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»

4) «Где сладкий шёпот...»

3. Определи жанр произведения А.А.Фета «Дети и птичка». Отметь ответ.

1) сказка

2) рассказ

3) стихотворение

4 . Отгадайте загадку и укажите стихотворение, в котором об этом говорится.

Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

За морем бывала.

1) А.Н.Плещеев «Дети и птичка…» 2) А.А.Фет «Бабочка»

3) И.А.Бунин «Листопад» 4) Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот»

5.Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении:

1)аллегория;

2)олицетворение;

3)метафора.

Обменяйтесь, проверьте друг друга по эталону и поставьте отметку. Сдайте мне работы.

С какой целью поэт написал это произведение?

Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говоряти ваши выступления на сегодняшнем уроке.

4. Рефлексия.

На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву.

Выставление отметок.

5. Домашнее задание:

1. стр. 146,наизусть,

2. нарисовать иллюстрацию к тесту.

Конспект открытого урока

в 4 А классе

Тема " А.Н. Плещеев "Дети и птичка""

Подготовил

учитель начальных классов

Кукушкина И.В.

2016-2017 уч.год


Литературное чтение

Учитель: Петренко Л.П. Класс: 4-А

Тема: « А.Н. Плещеев. Дети и птичка»

образовательные

Познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла

стихотворения;

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть

настроение лирического произведения;

Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей;

Помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства –

эпитеты, олицетворения;

Формировать навыки словесного рисования.

коррекционные

Коррекция речевого, зрительного и слухового внимания;

Развитие и обогащение словарного запаса;

Развивать память, речь, воображение и образное мышление;

Развивать творческое воображение учащихся;

воспитательные

Воспитывать художественный вкус, прививать любовь к стихотворениям;

Воспитать бережное отношение к природе.

оборудование : портрет поэта, современный толковый словарь русского языка, книги, учебник, аппликация “Осень”, магнитофонная запись П.И.Чайковский “Времена года”, раздаточный материал.


ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ .

1. Создание эмоционального настроя урока.

Назовите свои имена. (Дети вслух произносят свои имена)

Я попрошу сесть того, в чьём имени есть слог КИ, И, ВА, ТЯ, ВЕ, ДА, Я.

Молодцы!

Что вы можете сказать о сегодняшней погоде?

Несмотря на осеннюю погоду, наше настроение должно быть всегда хорошим, тогда день будет удачным.

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.

2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

На уроке мы будем следить за своей речью.

Повторим правила речи (написаны на стенде).

ПРАВИЛА РЕЧИ.

    Все звуки произноси чётко.

    Говори выразительно, неторопливо.

    Не разрывай слова.

    Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

    Постановка индивидуальных целей урока:

Никита, Вероника – следите за проговариванием звуков

Игорь, Илья – следите за своим дыханием.

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с творчеством поэта, прочитаем его стихотворения и проанализируем их.

Какое время года мы наблюдаем?

Назовите осенние месяцы.

Какой сейчас месяц?

Кто из вас любит осень и почему?

Какое настроение вам приносит осень?

- Какие народные приметы об осени знаете?

1.Осень – пора созревания плодов и сбор урожая.

2. Осенью листья на деревьях меняют окраску и падают. Это явление называется листопадом.

3.Трава желтеет, цветы вянут.

4. Перелетные птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

5. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут

место для зимней спячки (медведи, ежи), линяют – «меняют шубы»

(зайцы, волки, лисы).

6. Дни становятся короче, часто идут дожди.

- Рассмотрите внимательно фотографии.

Какие краски на них преобладают?

Какое настроение они создают?

Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях.

Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав фразы из «Народных примет»?

II . РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ .

Для начала сделаем гимнастику для глаз .

Нарисуйте глазками облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

- Проведём речевую разминку. Жужжащее чтение.

Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса – чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами,

С чудесами?

(После самостоятельной подготовки, учащиеся читают индивидуально, по желанию).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ .

Загадка в пословицах.

- Прочитайте пословицы и отгадайте , о чем или о ком они говорят .

Всякая она своим пером красуется.

Где она ни летает, а своё гнездо знает.

(Птица.)

- Восстановите пословицы и объясните их смысл.

Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.

Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.

МА ПМА ЛМА ЕМА ЩМА ЕМА ЕМА В

Какую фамилию прочитали?

- Плещеев.

Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством

Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет).

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется.

Лужи у крыльца.

Мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежит ли они чьему-либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.

Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой в светлое будущее своей Отчизны?

Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве

А.Н. Плещеева.

Писать стихи и печататься Плещеев начал еще студентом. В середине 19в. вышла первая книжка его стихов.

В ней было стихотворение «Вперед».

Вперед без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я.

Смелей! Дадим друг другу руки

И вместе двинемся вперед,

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет.

Это стихотворение расценивалось современниками Плещеева, как призыв к революционной борьбе против крепостного права.

Поэт был арестован за участие в тайном политическом кружке и посажен в

Петропавловскую крепость. Ему грозила каторга. Однако суд постановил лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь.

Более 9 лет служил Плещеев в Уральске. Лишь спустя 10 лет поэт получил разрешение жить в столице и был взят под строгий надзор полиции.

Вернувшись в Москву, поэт целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести. Был известен как переводчик и критик.

- Ребята, а какие стихотворения А.Н.Плещеева мы уже читали раньше?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною …

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Весна”

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Осень наступила”

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

О чём эти стихи? (О красоте русской природы, о любви к ней).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ .

Учитель читает стихотворение (включается магнитофон).

- Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.

Ученики читают вопросы и отвечают на них.

Ребята, а чем необычно это произведение?

Написано в форме диалога.

Назовите собеседников.

Дети и птичка.

СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

Дети выясняют смысл слов с помощью словаря .

Стужа – сильный холод, мороз

Вешним – весенним

Понесёмся – следовать очень быстро, стремительно одно за другим

- Сейчас вы самостоятельно будете читать стихотворение.

Самостоятельное чтение стихотворения. (Включается музыка П.И.

Чайковского)

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ.

- Что вы чувствовали, читая стихотворение?

Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

В какое время года происходит разговор детей и птички?

О чём просят дети птичку?

Не улететь от них.

Почему просят птичку не улетать?

Жаль песенок звонких.

Что она им отвечает?

Гонят её холода, дожди, нет пищи, насекомых.

Какой вопрос задают птичке дети?

Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

Как она им объяснила время своего прилета назад?

С полей снег сойдет, зажурчит ручей.

Какое это будет время года?

Ребята, чтобы мы ярко представили осень, образы птички, детей, какие приёмы использовал поэт? (олицетворение, эпитеты)

На доске определение терминов - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.

- «Птичка, песенка »- уменьшительно- ласкательные суффиксы, чтобы показать, что это крохотное существо.

РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

Определите, что при чтении стихотворения важно передать слушателям, чтобы показать свое отношение к маленькой птичке?

С грустным настроением, с болью и печалью.

Значит, темп – быстрый. Прочитайте первую часть.

Дети выполняют задание.

Меняется ли настроение во второй части стихотворения ?

Вторая часть – взволнованно, с чувством лёгкой грусти.

Темп – плавный, неспешный.

Прочитайте вторую часть.

Дети выполняют задание.

1. Поставим в стихотворении логические ударения и паузы.

(текст стихотворения напечатан на отдельном листе для каждого ученика)

Карандашом подчеркните важные слова.

– Давайте расставим паузы, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. Воспользуемся обозначениями, изображенными на доске:

Работа выполняется с учителем.

| – малая пауза

/ – большая пауза

// – очень большая пауза

Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

2. Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Какое настроение было в начале стихотворения?

Каким оно стало в конце? (слегка грустным потому, что птичка обещала вернуться).

3. Чтение стихотворения по ролям.

Если бы было задание - нарисовать рисунок.

Что можно изобразить?

Какие краски помогут представить это?

Какими вы представляете детей? Где они живут? Как одеты?

Опишите, какой вы представляете птичку?

Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время).

По вашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча. В этом уголке есть дерево, но не хватает птички, о которой мы сегодня говорили. Мы с вами делали аппликацию “Листопад”. Прикрепите к дереву ваших птичек, которых вы готовили на уроке труда.

(Дети подходят к стенду и на свои работы прикрепляют птичек).

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Расскажите по схеме:

узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке я: научился, смог …

похвалить себя и своих одноклассников за…

. Активизация читательского интереса учащихся.

Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, познакомьтесь с ними в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.

. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ .

- Ребята, в нашем учебнике к стихотворению А.Н.Плещеева нет иллюстрации.

Давайте оформим это стихотворение в виде книжки-самоделки.

Мамаева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Арбаж
Населённый пункт: пгт Арбаж Кировской области
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Тема: "Плещеев А.А. "Дети и птичка"
Дата публикации: 15.03.2018
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока литературного чтения 4 кл ««Плещеев А.А. «Дети и птичка».

2. Дидактическая цель – способствовать усвоению блока новой учебной информации раздела «Поэтическая тетрадь»

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Цели по содержанию:

3.1. предметные: знать биографию поэта Плещеева, содержание стихотворения «Дети и птичка», воспринимать на слух

поэтическое произведение, передавать настроение и чувства в стихотворении.

3.2 а. познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль.

регулятивные :

формулирование

планирование

учителем

деятельности

изучению темы урока.

3.2.в. коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста, уметь полно и точно выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями урока.

3.2.г.личностные: воспитание любви к

природе, формирование интереса к чтению и изучению творчества А.Н.

Плещеева, развитие умения чувствовать прекрасное.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемного изложения, частично-поисковые, словесные, наглядные

УМК: учебник, раздаточный материал, мультимедийное оборудование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационн

ый момент

Приветствие.

Я слышу – я забываю.

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю.

Без понимания чтение – пустое развлечение.

Настраиваются на урок.

Слушают учителя.

Регулятивные Уметь концентрировать

внимание, организовать рабочее место

Актуализация

текст и определить его жанр.

Евтушенко

«Берегите эти воды …»

Задаёт вопросы по стихотворению.

призыва беречь природу.

Дети читают текст про себя,

определяют жанр,

аргументируют свой выбор.

Дети читают с

побудительной интонацией

Коммуникативные: уметь оформлять свои

мысли в устной форме, уметь

формулировать и аргументировать

собственные суждения, уметь слушать

учителя и других учащихся

Познавательные: уметь ориентироваться в

отличать

уже известного с помощью учителя,

Ставит вопросы.

Какой раздел мы изучаем?

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы.

О природе, создают разные

лирические образы, о

временах года

ставить цели и находить пути решения

Коммуникативные: уметь точно и грамотно

излагать свои мысли в устной речи

Целеполагани

проблематиза

А кто еще, но красками и музыкой изображает

природу в своих произведениях?

Показывает слайд с картинами И. Левитана.

Задаёт вопросы

Предлагает послушать фрагмент произведения

«Времена года» П.И.Чайковского и определить

настроение каждого из них

Благодарит, ставит отметки.

Дети отвечают на вопросы

Художники,

композиторы…

Дети читают стихотворения

Регулятивные: постановка учебной задачи

на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что

ещё неизвестно

Познавательные: уметь ставить цели и

находить пути решения

Коммуникативные: отвечают на вопросы.

Изучение

материала

Просит рассказать биографию поэта подготовленного

Задаёт вопрос.

Просит определить тему стихотворения

Задаёт вопросы.

Предлагает создать книгу по произведению

Дети отвечают на вопросы.

Подготовленный ученик

кратко рассказывает

биографию поэта

Дети отвечают

Дети слушают

Коммуникативные: отвечать на вопросы

на основе художественного текста.

Познавательные:

находить пути решения

Регулятивные: уметь ставить новые цели,

преобразовывать практические задачи в

познавательные, проговаривать

последовательность действий на уроке,

уметь работать в заданное время

Познавательные:

добывать

А.Н.Плещеева.

Организует выполнение заданий по содержанию

2- ая стр.Найти строки, которые соответствуют

иллюстрации.

3-я стр. Доказать словами из текста, что дети

маленькие. Задаёт вопросы.

4-ая стр. Просит составить цитатный план

5-ая стр.Даёт задание исправить ошибки в тексте.

Чтение по ролям

Дети подписывают свою

Дети выборочно читают.

Дети отвечают.

Дети составляют цитатный

Дети находят и сиправляют

Дети определяют.

Читают самостоятельно

Читает один ученик.

Хлопают в ладоши, если

понравилось

Дети читают хором за

детей, а один ученик за

находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: оформлять свою мысль

в устной и письменной речи.

Личностные:

формировать

Контроль и

результатов

деятельности

приобретённых знаний. Задаёт вопросы

Ребята отвечают на

вопросы учителя

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: уметь оценивать результаты

своей деятельности

Подведение

учебного

Задаёт вопрос.

Какую работу выполнили, составляя книгу?

Ребята называют

выполненные задания.

Рефлексия

деятельности

Организует рефлексию. Задаёт вопрос.

Ребята отвечают

Коммуникативные: умение с достаточной

полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Информация о

домашнем

Задаёт домашнее задание: заполнить чистую

страницу.

Записывают домашнее

Ход урока

1 Тема урока по стандарту «Плещеев А.А. «Дети и птичка».

2 . Дидактическая цель

– способствовать усвоению блока новой учебной

информации по

терморегуляции

человека

оказанию

повреждениях кожи средствами проблемного обучения, используя ИКТ.Цели

предметные:

знать биографию

Плещеева,

стихотворения

воспринимать

поэтическое

произведение, передавать настроение и чувства в стихотворении????.

познавательные: анализировать художественный текст, выделять в

нём основную мысль.

3.2 б. регулятивные : формулирование учебной задачи урока, планирование

вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

3.2.в. коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного

текста, уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации

3.2.г.личностные: воспитание любви к природе, формирование интереса к

чтению и изучению творчества а, Н. Плещеева

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационн

ый момент

Приветствие.

Я слышу – я забываю.

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю.

Мы будем слушать, запоминать и рассуждать. Ведь

чтение без размышления – пустое развлечение.

Настраиваются на урок.

Слушают учителя.

Актуализация

Учитель предлагает посмотреть на доску, прочитать

текст и определить его жанр.

Евтушенко

«Берегите эти воды …»

Докажите, что вы читали стихотворение.

Что такое стихотворение?

беречь природу

Ставит вопросы.

Какой раздел мы изучаем?

О чем они пишут в своих стихах?

Дети читают текст про себя,

определяют жанр,

аргументируют свой выбор.

Дают определение, что такое

стихотворение

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы.

О природе, создают разные

лирические образы, о

временах года,

Целеполагани

проблематиза

Почему многие поэты писали и пишут о природе?

А кто еще, но красками и музыкой изображает природу в

своих произведениях?

Нужно уметь видеть и слышать природу, только тогда

можно создать произведение, которое затронет душу,

вызовет отклик в душе: мы загрустим, у нас защемит

сердце от печали или наоборот мы улыбнёмся, будем

радоваться жизни.

Дети отвечают на вопросы

Художники, композиторы…

Изучение

материала

Показывает слайд с картинами И. Левитана.

Что мы видим на всех картинах И. Левитана? Глядя на

какие картины, у вас возникает чувство радости?

Предлагает послушать фрагмент произведения «Времена

года» П.И.Чайковского и определить настроение

каждого из них.

Стихотворения тоже вызывают у нас разное настроение

Предлагает прочесть любимые стихи о природе.

Благодарит, ставит отметки.

Что нового мы узнаем на уроке?

Чему мы будем продолжать учиться?

С чего мы начинаем анализ произведения?

Поэт, с чьим произведением мы сегодня познакомимся,

любил природу, умел тонко её чувствовать.

Плещеев и его творчество. СЛАЙД

Подумайте, о чём пойдёт речь в стихотворении.

Чтение стихотворения учителем.

Какие картины вы представили, слушая стихотворение?

Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Плещеев написал много стихов для детей. Они вошли в

книгу, это итог большой творческой работы поэта.

(Показывает книги с его стихами.) одно из …….. Автор,

создавая стихотворение, наполняет его разными тайнами

и загадками. Нам сегодня предстоит раскрыть секреты

стихотворения «Дети и птичка».

Попробуем проникнуть в содержание стихотворения,

понять его не только умом, но и сердцем, а для этого мы

тоже создадим книгу, которая поможет нам

прочувствовать стихотворение и станет итогом нашей

творческой работы.

Для этого нам нужно выполнить ряд заданий.

Дети смотрят, сравнивают,

дают ответы

Читают стихи

Дети отвечают на вопросы

Подготовленный ученик

кратко рассказывает

биографию поэта

Дети отвечают

Дети слушают, а потом

отвечают на вопросы.

Дети рассматривают

обложку, подписывают свою

С чего начинается любая книга?

Просит открыть первую страницу. ?????

Прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте

слова и выражения, которые рисуют картину поздней

Проверяет выполнение самостоятельной работы.

Какие слова и выражения вы отметили?

Что ещё можно дорисовать на иллюстрации?

Просит открыть вторую страницу.

Рассмотрите иллюстрацию.

Даёт задания. Докажите с опорой на текст, что дети

маленькие. Прочитайте названия птиц и обведите ту

(или тех) с кем могли говорить дети.

Объясните свой выбор.

Проводит физкультминутку.

Просит открыть третью страницу.

Разгадать кроссворд и добавить своё определение, кто

Организует взаимопроверку выполненной работы

4 ая страница «Найди ошибки».

Просит сравнить текст в учебнике и на странице,

найти слова, которые заменены.

5 – ая страница

Составление плана стихотворения на основе

показа слайдов. Даёт задание найти подписи к ним из

Настроение каково? Может вы уже устали?

Просит определить темп чтения, интонацию детей и

Дети читают, отмечают

слова, выражения.

Дети отвечают

Краешек солнца, дождь.

Дети отвечают, а потом

дорисовывают ВРЕМЯ

Открывают, рассматривают

иллюстрацию.

Выполняют задания.

Дети выполняют движения

Разгадывают кроссворд 4мин

Работа в парах

Дети находят, исправляют

Дети записывают цитатный

план, составляя его

коллективно

Дети отвечают хором

Дети отвечают

Читают самостоятельно

Читает один ученик.

Хлопают в ладоши, если

понравилось

Чтение по ролям

Дети читают хором за детей,

а один ученик за птичку

Контроль и

результатов

деятельности

Организует деятельность по контролю усвоения

приобретённых знаний.

Работа с составленной

Подведение

учебного

Задаёт вопросы.

Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли цели?

Отвечают на вопросы

Рефлексия

деятельности

Организует рефлексию. Просит подчеркнуть в таблице

Подчёркивают нужное в

Информация о

домашнем

Мы открыли последнюю страницу. Что вы видите на

ней? Она оставлена для вашего творчества Задаёт и



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...