Н в гоголь тарас бульба описание степи. Картины русской природы в произведении Н.В

    Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Тип урока: урок- исследование.

    Формы работы учащихся:

    Структуру и ход урока

    I. Вызов.

    Наша с вами цель

    завораживает читателя.

    2.Чтение описания степи.

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    1. Осмысление. Эвристическая беседа.

    Примерные вопросы:

    (Описание.)

    Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания - это вечер.)

    4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов: пейзаж, звукопись, композиция, цветопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

    5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, составляют таблицы, кторые включают в себя описание:

    1. Описание степи днем:

    Поверхность земли

    Птицы и животные

    Растения?

    2. Описание степи вечером?

    Действие

    3.Выразительные средства языка?

    Метафоры

    Эпитеты?

    Гиперболы

    Сравнения

    7.Вывод.

    III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

    1. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »

План – конспект открытого урока.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Задачи:

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Воспитательные:

    Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

    Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

    Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

    Вызов.

1. Вступительное слово учителя .

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь -

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня - выяснить, с помощью каких средств

завораживает читателя.

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    Осмысление. Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь ”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Описание степи днем

Поверхность земли

Растения

Птицы и животные

Теплым светом облило свет

представлялася зелено-золотым океаном

Стебли травы, волошки, дров,

кашка, колос пшеницы

Куропатки, ястребы, гуси, чайки

Описание степи вечером

Действие

ярким отблеском солнца; темно-зеленая; небо изголуба-темное; розового золота; прозрачные облака; блестящими искрами; серебряно-розовым светом; красные платки

Суслики оглашали степь свистом; трещание кузнечиков; крик лебедя; треск, свист, стрекотанье насекомых

испускала амбру, курилась благовониями

Темнело; тень пробегала; испарения поднимались;

степь курилась; белели клоками облака; ветерок колыхался, дотрагивался; музыка утихла; глядели ночные звезды; освещались заревом

Выразительные средства языка

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Гипербола

сердца их встрепенулись, как птицы; представлялася зелено-золотым океаном; кашка зонтикообразными шапками; только мелькает одною черною точкою; белели клоками; как серебро, отдавался в воздухе.

живительным, теплотворным светом, мерными взмахами, роскошно купалась; испарения подымались гуще

расчищенном небе, облило степь, неизмеримым волнам, сквозили волошки, колос пшеницы наливался, шныряли куропатки, в небе неподвижно стояли ястребы, охватывалось последним ярким отблеском солнца, степь курилась, ветерок едва колыхался, пар дымился

Солнце выглянуло, плуг не проходил, дров выскакивал, тень перебегала, травка испускала амбру; ветерок дотрогивался; глядели ночные звезды

брызнули миллионы разных цветов; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов, тучи диких гусей; бесчисленный мир насекомых

6.Обмен информацией, дополнение таблиц.

7.Вывод. Делается обучающимися в ходе ответа на вопрос:

Почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «человеком степи»?

III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание . Написать сочинение «Гоголь-мастер словесной живописи» (на примере отрывка описания степи в повести «Тарас Бульба»).

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - удачное сочетание и переплетение прозы и лирики. Описание природы, переживаний героев и жестоких сражений передают основную идею произведения, которая заключается в любви русских людей к своей Родине. Природа – это не просто пейзаж, а живой персонаж, действующее лицо произведения, отражающее духовные переживания героев повести.

Во второй главе читатель встречает описание украинской степи. Старый козак отправляется в Запорожскую Сечь, едет он в сопровождении своих сыновей. Мысли, не покидающие головы героев, формируют образ каждого персонажа. Так Тарас вспоминает об ушедшей молодости, давних товарищах, живы ли они, его старший сын, добрый и прямодушный Остап, занят воспоминаниями о прощании с матерью (слезы женщины глубоко тронули его), а вот юный Андрий думает о прекрасной полячке, которую встретил когда-то в Киеве, да и видел то ее всего три раза. По описанию мыслей читатель сразу понимает характер каждого героя.

Представшая пред глазами степь заставляет забыть героев беспокоившие их мысли, «сердца их встрепенулись, как птицы». Великая могущественная природа находит отклик в душе каждого героя, настолько отличающихся друг от друга.

Автор искусно и живописно прописывает каждую деталь пейзажа. Степи вольные, степи широкие отождествляются с независимым с силой, волей и характером запорожцев. Каждый цветок, каждый листик дышат необъятным простором и свободой. Однако, герои не могут главенствовать над природой, это степь позволяет им находиться радом с ней, позволяет любить себя.

Первозданная природа, которой не касался плуг, а лишь топтали копыта лошадей полностью поглотила героев повести. Пред нашими глазами предстает запорожская степь, такая сказочно красивая и такая необычайно разная днем и вечером. Дневная степь - это зелено-золотой океан, украшенный миллионом красок и оттенков всевозможных цветов, вечером степь меняет свой облик, одеваясь в золотой наряд. Воздух, наполненный днем пением птиц, тоже меняет свой музыкальный наряд – сверчки, кузнечики исполняют свое ночное соло. Гоголь настолько живописно описывает вечернюю степь, что кажется, чувствуешь запах благовоний и сомнений не остается - степь живая!

Вариант 2

Степь представляет собой, если возможно так выразиться, естественное пространство обитания казаков. Речь идет не только о фактическом пребывании в степи, как известно, и Тарас Бульба и многие остальные казаки, если не были в Сечи, то имели собственные хутора. Речь идет о созвучии самого степного пространства душе казака, вольный простор, который насыщен красотой – именно таково внешнее отражение внутреннего мира казака.

Гоголь описывает степь чутко и с любовью, подобно тому, как пишут о красоте девы. Хотя, ведь красота никогда не меняется, и мы видим только разные формы одного содержания, выражаются ли они через привлекательное лицо или безграничный простор степных трав.

Условно Гоголь разделяет описание степи на две части: дневную и ночную. В самой степи непрерывно скачут казаки, которые и любуются всей этой красотой, они являются и частью степи и созерцающими. Они естественным образом дополняют данное пространство, так как являются его исконной частью.

Отличительными чертами степи являются: простор и отсутствие леса, только высокая трава, в которой обитает огромное количество разнообразной живности; девственность, то есть непаханность, в степи бывают только кони и другие животные, но никогда не бывал плуг; благовонность и красота, днем степь светится яркой изумрудностью и оглашается пением самых разнообразных птиц, а под вечер начинает источать приятное благовонное марево от различных трав. Таким образом, степь представляет собой удивительное пространство, в котором красота выражается в самых разных формах. Данное пространство не затронуто простым трудом, оно свободно от обыденности и всего подобного.

Интересным является довольно частое упоминание автором птиц, которые обитают в степи. Такое упоминание тем интереснее, если учитывать зачин этой части произведения, в котором (в зачине) души казаков сравниваются с птицами, которые встрепенулись после пробуждения и сбросили с себя смутные ощущения и сонливость. Вероятно, тут птицы во многом выступают как символ свободы и как отражение казачьего духа и бытия самих казаков, которые бороздят пространство степи, когда птицы бороздят пространство небес.

Вернемся к сравнению описания степи с описанием красивой девушки. В одном из начальных абзацев Гоголь будто захлебывается немного в собственном расхваливании и смаковании красот степи и просто восклицает: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Такой простодушный возглас в действительности подчеркивает сколь велика красота степи, которую даже трудно описать словами, а если и описывать, то никаких слов не хватит.

Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение

    Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Сочинение Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

    Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.

  • Сочинение Моя любимая книга

    Я очень люблю проводить свободное время за чтением книг. Книги, неотъемлемая часть моей жизни, я очень бережно отношусь к ним. Моей любимой книгой является «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен

  • Сочинение Роль личности в истории рассуждение

    Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности

СТЕПЬ ДНЁМ

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то
пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного
моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по
неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как
в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся
поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому
брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы
сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх
своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела
на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.
Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был
наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы,
распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик
двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем
озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в
синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною
черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

ОПИСАНИЕ ВЕЧЕРНЕЙ СТЕПИ

Вечером вся степь
совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним
ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень
перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались
гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась
благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью
наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками
легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские
волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек.
Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики
выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь
свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из
какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в
воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег,
раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар
отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать,
пустивши по траве спутанных коней своих, Они раскидывались на свитках. На
них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный
мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все
это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало
дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то
ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.
Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого
по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на
север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что
красные платки летали по темному небу.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...