На какие вопросы отвечают падежи в русском. Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Падежи в русском языке

  1. Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
  2. Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
  3. Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
  4. Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
  5. Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
  6. Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.

В разных странах мира существую разные языки. Для понимания людьми определенного языка существуют различные методы. Например, в русском – имеются падежи. В других языках, в которых отсутствует это понятие существуют различная расстановка слов, предлоги и прочие методы связи слов в предложения и наделение их смыслом. В нашем родном языке существуют такие падежи, как творительный, именительный, дательный, предложный, родительный и винительный. Изменение падежа у какой-либо речевой части называется ее склонением, которое выражается в окончании слова.

Вопросы дательного падежа.

Более детально рассмотрим дательный падеж. Дательный падеж отвечает на вопросы вопросы «Кому?», «Чему?» , в дополнение к этим вопросам выступает такое слово, как «дать».

Например, дать «Кому?», «Чему» - человеку, лестнице.

«К доске был вызван отвечать ученик Иванов». Существительное «доска» в данном предложении находится в дательном падеже и в единственном числе.

«К школьным доскам прилагался специальный мел». В этом примере то же самое существительное находится в дательном падеже, но уже во множественном числе.

Окончания и предлоги дательного падежа.

Далее поговорим об окончаниях. Как уже указывалось выше, при изменении падежа у любого слова меняется его окончание. В дательном падеже у существительных первого склонения будет окончание «Е» (стене, доске), второго склонения – окончание «У» (полену, кондиционеру) и третьему склонению достанется окончание «И» (грязи).

Для красивой связки слов в предложении используются предлоги. С существительными, находящимися в дательном падеже применяют предлоги «К» и «По».

« По мосту шел человек, наслаждаясь волшебной красотой реки», «К очередной дате мы начинали готовить мероприятия».

Как утверждается во многих источниках, падежи необходимы нам для правильной постановки предложения, чтобы люди могли понимать друг друга, могли правильно и грамотно изъяснять свои желания. В русском языке имеют место быть такие названия падежей: предложный, творительный, именительный, дательный и винительный. Ах да, еще и родительный. Именно о нем пойдет речь далее. Родительный является косвенным падежом. Он выражает, своего рода, отношение принадлежности. Падеж имеет практически любая часть речи, но присваивается падеж по имени существительному.

Вопросы родительного падежа.

Родительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «чего?» . В дополнение к эти вопросам добавляют слово «нет». «(Нет) Кого? Чего?». Для примера, возьмем слово «рубашка», в родительном падеже оно будет выглядеть как «рубашки ».

Окончания и примеры слов в родительном падеже.

Слово, отвечающее на вопросы «Кого?», «Чего» будет находиться в родительном падеже и при этом иметь окончания в единственном числе первого склонения – «ы», «и» (нет крысы ); в единственном числе второго склонения – «а», «я» (нет берега ), и в третьем склонении – «и» (нет грязи ). Во множественном числе слова, склоняемые в родительный падеж, будут иметь окончания: в первом склонении окончание у слова будет нулевым, во втором – «ов» (докторов ), и в третьем склонении «ев», «ей» (мазей ). Чаще всего родительный падеж идет в содружестве с предлогами: «от», «с», «из». Хотелось бы еще так же отметить, что родительный падеж выполняет ряд функций:

  • разделительная - «часть из на с»;
  • притяжательная - «переулок района »;
  • отложительная - «выйти из дома ».

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита - мой сын; Александр Васильевич - директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

  • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
  • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

  • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
  • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
  • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному - что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью .

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

(чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

  • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
  • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
  • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
  • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе - предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?) . Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:


Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

Падеж Предлог Значение Пример
Родительный вокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательный к, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительный в, за, на указывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительный под, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
Падеж Падежный вопрос Вопрос для числительного Числительное
Именительный кто? что? сколько? какой?
Родительный кого? чего? скольких? какого?

восьмого

восьмого

Дательный кому? чему? скольким? какому?

восьмому
восьмой
восьмому

Винительный кого? что? сколько? какого?

восьмого

восьмого

Творительный кем? чем? сколькими? каким?
Предложныйй о ком? о чем? о скольких? о каком?

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...