На каком полуострове находится троя. Где на современной карте мира находилась троя

Сюда перенаправляется запрос « ». На эту тему нужна .

Древний город
300px
Руины Трои. Рисунок 1835 года
Основан
Состав населения

многонациональный

Современная локация
Координаты

 /   / 39.9572417; 26.2384750 Координаты :

Название

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации . Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов , позднее - хеттов).

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой - собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя - обозначение страны, а Илион - города ). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны , когда многие детали могли забыться.

Раскопки Трои

Девять основных слоев древней Трои

Отрывок, характеризующий Троя

– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
– Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
– Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
– Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!

Об этом городе древнейшей цивилизации греков известно больше по преданиям Гомера. Он упоминает об этом полисе в своей «Иллиаде». Впрочем, и археологические раскопки подтверждают существование некогда могущественного города-государства на территории Греции. Однако, некоторые источники опровергают эти утверждения. Официально известно, что Троя (Илион) была небольшим поселением на территории Малой Азии. Она раскинулась на побережье Эгейского моря, на полуострове Троада. От нее было рукой подать до пролива Дарданеллы. Ныне это турецкая провинция Чанаккале.


Как начиналась Троя?

Историки хорошо изучили описания и жизнь этого города Гомером, и сделали выводы о том, что Троя существовала в эпоху Крито-Микенов. Людей, которые населяли полис, называли «тевкры». Сопоставляя данные, приведенные Гомером, с другими источниками, ученые пришли к выводам о том, что троянцы храбро сражались с любыми завоевателями и сами совершали походы. О Трое упоминается в египетских летописях. Якобы, некие тереши приходили в страну пирамид, чтобы поработить наиболее зажиточные территории. Но некоторые историки не уверены в том, что это были троянцы.
Спорят историки и по поводу названия. Считается, что Троей именовали государство, а столицей его был Илион. Но есть мнения ученых о том, что все было наоборот. Известно, что Гомер написал «Иллиаду», спустя десятилетия, многие источники, свидетельствовавшие о Трое, могли быть утерянными, а люди, которые что-то знали о Трое - отошли в мир иной. Поэтому данные, приведенные Гомером уже долгое время оспариваются. Поскольку один и тот же сюжет описывается по-разному в «Иллиаде» и иных источниках.
Историки находят и связь троянцев с мифическими сюжетами и героями. Здесь фигурируют:

  1. Афродита.
  2. Гера.
  3. Афина.
  4. Зевс.
  5. Одиссей.
  6. Парис.

Все знают мифы о Трое и ее падении. Но доподлинно неизвестны причины этого упадка, был ли Троянский конь, имела ли место война. По преданию именно в Трою пришли, прихватив значительные богатства, Парис и Елена. Ее муж организовал погоню, собрав значительное войско. Считается, что этот конфликт и послужил стартом Троянской войны.


Значимые сражения


Стычки длились в течение десятилетия, и ни разу в этот период Троя не была взята. Греки приводили под ее стены самые лучшие корабли, используя передовое оружие. Многие великие полководцы за период череды жестоких сражений погибли. Но стены города так и были неприступными.
Известно, что в стычках участвовал Одиссей. Идея построить огромного деревянного коня принадлежала именно ему. Воины, вместе с их предводителем Одиссеем, спрятались внутри коня. В это время флотоводцы отвели корабли от Трои, что могло свидетельствовать об отступлении. Именно так посчитали троянцы, увидев, как суда идут далеко в море.
Троянцы закатили коня за некогда неприступные ворота и отправились праздновать победу. Греки при этом дождались, пока наступит ночь, выбрались из своего убежища и открыли ворота остальным представителям армии Одиссея. Вошедшие в город воины насмерть перебили большую часть троянцев и начали праздновать победу. Обманутый муж Менелай собирался предать смерти Елену, но снова попал под ее чары и помиловал.


Римляне и греки - о Трое

Не только Гомер рассказывал в своих произведениях о городе-легенде и его жителях. Римляне не менее подробно говорили о Трое. Особенно удалось это Вергилию и Овидию.
Ученые Древней Греции находились в полной уверенности того, что Троянская война - не миф, она имела место быть. Геродот и Фукидид говорили о том, что есть исторические свидетельства войны с Троей. Они рассказывали, что Троя была довольно величественной. Она стояла на небольшой возвышенности. Внизу - пролив Дарданелла. Троя слыла не только воинствующим городом, но и важным стратегическим объектом в плане торговли и ремесел. Ведь мимо нее по проливу, соединяющему Эгейское и Черное моря, проходили важнейшие торговые пути. Корабли прибывали сюда из разных стран, в числе которых были и очень богатые.

Местность, де находилась Троя, называлась «Троада». Историки много лет изучали эти территории. Сейчас они принадлежат Турции. Генрих Шлиман, популярный бизнесмен из Германии, первым явил миру место, где давным-давно располагалась Троя. Известно, что Генрих очень досконально изучил «Иллиаду», что позволило ему утверждать о месте, находившимся недалеко от пролива Дарданеллы. Холм в древности именовали Гиссарлык. Именно на нем и возвышалась Троя.
Раскопки начались в конце 19 века. Они длились на протяжении 20 лет. В течение этого периода исследователь обнаружил остатки не одного, а сразу нескольких некогда населенных пунктов. Все они существовали до позднего римского периода. Полагая, что Троя существовала гораздо раньше этих времен и даже до 3 тысячелетия до н.э., Шлиман копал глубже. При этом он уничтожил массу важных исторических памятников, даже не подозревая об этом.
В руки Шлимана попало множество предметов из золота. Он назвал их «Приамскими сокровищами». При этом рассказывал всем о том, что именно здесь в Древности располагалась Троя. Не весь ученый мир принял это за чистую монету. Исследователи утверждали, что место на горе Гиссарлык впервые отыскал вовсе не Шлиман, а британец Фрэнк Калверт. Этот археолог, якобы, проводил раскопки раньше Шлимана и даже помогал немцу на начальном этапе. Калверт тоже был уверен, что Троя располагалась близ Дарданелл.
Впрочем, Шлиман, получив мировую известность, благодаря 20-летним раскопкам, утверждал, что Калверт никогда не помогал ему. Ныне потомки Калверта, живущие в Америке и Англии, борются за часть сокровищ, отысканных Шлиманом. А некоторые исследователи утверждают, что Шлиман сам завез золотые украшения и утварь на гору Гиссарлык, чтобы выдать их за сокровища Трои.
Современные ученые поспешили успокоить Шлимана в его догадках, сказав, что город, который он отыскал, существовал примерно за 1000 лет раньше Трои и событий, связанных с войной. Датировать раскопки Шлимана можно временами до 2000 г. до н.э.

Стоит полагать, что Шлиман принес миру весьма полезные открытия. Несмотря на то, что Трою он не открыл, и напрочь погубил бесценные источники культурного наследия, он привлек внимание мира к холму Гиссарлык. После того, как Шлиман потерял интерес к раскопкам, на гору Гиссарлык пришли другие исследователи. Среди них: Карл Блеген, Вильгельм Дерпфельд, ученые из разных университетов мира. Раскопки продолжались в 20 веке.
Итогом этих исследований стало утверждение о том, что в разные годы и века на этом месте существовали как минимум 9 поселений. Первые из них были здесь в Бронзовом веке (3 тысячелетие до н.э.). Жизнь в Трое датирована 3 в. до н.э. Ту, что была описана Гомером, археологи обозначили «Троя-8». Она существовала в 1100 гг. до н.э. К этому периоду относят находки, свидетельствующие о буйстве огненной стихии в поселении. Значит, тут была война, заключили ученые.
В Трое развивалось не только военное дело, но и ремесленное. Найдены изделия рук гончаров. Но, возможно, они тут не производились, а были завезены и куплены у торговцев. Бронзовые наконечники стрел, похоже, ковали прямо в крепости.
«Трою-8» считают наиболее развитым и крупным городом, в сравнении с остальными поселениями, что находились на холме. Очень много свидетельств того, что на Гиссарлыке была троя так и осталось в земле. Гипотеза о разрушении города в ходе войны подтвердилась.
А каким современники представляют того самого Троянского коня? Это вовсе не выточенное из дерева изваяние животного, как рисуют в книжках о легендах Древней Греции для детей. Конь этот больше напоминал таран, похожий коня. Об этом свидетельствуют британские ученые-археологи.
Троянский конь - прообраз землетрясения в мифологии, гласит еще одна легенда. Но ученые при раскопках следов буйства сил природы не обнаружили, поэтому склонны верить в версию о военных действиях в Трое. Об этом говорят и турецкие источники. Ныне Троя - территория Турции. Ученые этой страны нашили письменные источники о прагреческих племенах, проживающих в районах пролива Дарданеллы. Говорится о народе и государстве Ахиява, что и у Гомера имело место.
Троя, несомненно, реально существующее когда-то государство или город, в котором жили, некогда населявшие Грецию, племена. Огромное количество ученых потратили годы своего труда на то, чтобы выяснить, где конкретно располагалась Троя, была ли Троянская война, и как выглядел тот самый Троянский конь. Археологические свидетельства историки сопоставляли с рассказами Гомера, который воплотил их в «Иллиаде». Так современный мир практически на 100% уверен в том, что Троя находилась на территории холма Гиссарлык, у пролива Дарданеллы.

    Лефкада. Экзотика греческого острова Лефкада.

    Остров Икария

    Среди бесчисленного множества греческих островов потрясающей красоты омывается водами Эгейского моря остров Икария. История этого острова не так уж и богата, однако если Вы захотите побывать здесь, то большое количество пляжей и достопримечательностей скрасят этот второстепенный факт.

    День независимости Греции

    Афины, площадь Керамейкос

    Согласно древнейшим источником Керамейкосом называлось небольшое поселение мастеров гончарного дела. Территориально оно расположено к Северо-Западу Афинского Акрополя. Керамейкос представлял собой огромную площадь на берегу Эриданоса. Место было выбрано не случайно. По кромке этой реки греки обнаружили богатые залежи глины. Именно ее местные гончары использовали для изготовления своих неповторимых шедевров.

    Философия жизни граждан античного полиса.

    Многие люди сегодня задаются вопросом: как древние греки решались на безумные подвиги или запросто жертвовали своей жизнью? Даже многим защитникам Родины средневековья и последующих времен казался фантастическим подвиг Леонида и верных ему 300-т воинов. И вся соль этого героизма заключалась не в том, что небольшое число воинов противостояло превосходящим силам врага, суть в том, что армия персов насчитывала около миллиона человек, и у защитников не было укрепленного замка или блиндажа с пулеметом, как у русской дружины при обороне своих земель от татарского нашествия или солдат Брестской крепости, которые сдерживали натиск фашистов. Все что у них имелось – это стена щитов и копий в узком горном проходе.

Крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город Троя находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского.

Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

История Трои тесно связана с историей соседних малоазийских народов. Примерно в XII в. до н. э. цветущее поселение троянцев было разрушено; греческая традиция считала эту гибель делом ахейцев: басилеи Микен и других центров Греции того времени фигурируют в древнегреческих преданиях о Троянском походе как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В середине XIX в. представители так называемого критического направления в изучении гомеровских поэм высказывали сомнения и в существовании Трои.

Лишь раскопки археолога-дилетанта Генриха Шли-мана в Трое доказали ее существование. Пользуясь указаниями, содержавшимися в гомеровских поэмах, Шлиман стал раскапывать холм Гиссарлык и открыл то место, где стояла Троя. Правда, Шлиман ошибся в определении слоя, относящегося к гомеровской Трое, так как вел раскопки без соблюдения основных требований археологической методики.

В результате он датировал временем, отраженным в поэмах Гомера, предметы, относящиеся к более ранней эпохе, материал разновременных поселений был перепутан, а стены гомеровской Трои были даже срыты. Последующие раскопки установили наличие многих городских слоев, числом не менее девяти, относящихся к периоду от III тысячелетия до н. э. вплоть до первых веков н. э.

Самое древнее поселение на холме Гиссарлык относится к началу III тысячелетия до н. э. Жители его находились еще на стадии родового строя. Они занимались земледелием и скотоводством, чему особенно способствовало плодородие окружающей территории. Орудия делали из камня и полировали; можно лишь предположительно говорить об употреблении меди. Около 2800 г. до н. э. здесь появляются сосуды, привозимые с Кикладских островов.

Во второй половине III тысячелетия над развалинами первого поселка, погибшего, кажется, от пожара, возникло более богатое, укрепленное мощными стенами поселение - Троя II. Обитатели этого города употребляли бронзу и драгоценные металлы - серебро и золото. Это была эпоха разложения первобытнообщинного строя. Богатства знати достигали значительных размеров. Примером может служить знаменитый клад, найденный в Трое, произвольно названный Шлиманом кладом Приама.

Он состоял из серебряных слитков, сосудов из меди, серебра и золота, оружия из бронзы и камня, тончайшей работы золотых украшений (диадемы, браслеты, серьги и т. д.), посуды и др. Число мелких золотых вещей превышало 8 тысяч. Особенно примечательны большие полированные топоры из яшмы и нефрита, очень красивой формы, украшенные необыкновенно изящными узорами.

И в других кладах этой эпохи были найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы. Изобилие кладов свидетельствует о том, что ремесла, связанные с обработкой металла, уже выделились в самостоятельную отрасль производства. Быстрому развитию металлургии благоприятствовало богатство полезными ископаемыми Малой Азии (там добывались в древности медь, олово, серебро, золото). Развитие производства создавало условия для оживленного обмена. Торговля, судя по имеющимся данным, велась не только с ближайшими соседями, но и с населением восточной части Эгейского бассейна.

Единичные находки троянских вещей на Кипре и в Египте допускают предположение о существовавших в то время сношениях Трои и с этими странами. Раскопки последних десятилетий во Фракии, Македонии и материковой Греции (в Арголиде) показали, что общение населения Троады с этими областями было уже довольно интенсивным. Сношения были не только торговые, но и культурные - черты сходства обнаружены и в керамике, и в некоторых ритуальных обрядах (например, в обряде погребения).

Материалы, касающиеся внешних связей Трои второй половины III тысячелетия до н. э., решительным образом опровергают теорию Эд. Мейера о том, что в конце III тысячелетия до н. э. Троя была центром единой «культуры бронзы», распространившейся по всей Малой Азии. Можно говорить лишь о близких, родственных культурах обитавших там племен, находившихся на сходных ступенях общественного развития.

Многочисленные клады, найденные в Трое, свидетельствуют также об опасностях, которым подвергалась Троя во второй половине III тысячелетия. Имущественное расслоение и накопление богатств было главной причиной усиления межплеменных войн.

Для народов, находящихся на стадии разложения родового строя, приобретение богатств представляется уже одной из важнейших жизненных целей. Грабеж чужих богатств кажется им более легким и более почетным, чем упорный труд.

В ту эпоху Троя была обнесена толстыми стенами, достигавшими высоты 3 м, с несколькими башнями и воротами. Все укрепление, занимавшее сравнительно небольшое пространство (от 175 до 190 м в поперечнике), по-видимому, было резиденцией басилея и местной знати. Как свидетельствуют раскопки, наиболее ценные предметы хранились именно в этом, самом защищенном и укрепленном пункте, Троады.

Описываемое нами поселение погибло в пламени пожара в конце III тысячелетия до н. э. Интересно отметить, что время гибели этого богатого центра совпадает с периодом усиления хеттов, обитавших во внутренней части Малой Азии.

В период от XXI до XVIII в. до н. э. над развалинами разрушений крепости последовательно возникали и, по-видимому, разрушались неприятелем три сменивших друг друга поселения. Самое раннее из них (Троя III) имело мощные стены, достигавшие 12 м в ширину. Четвертое поселение погибло от пожара. Культура обитателей этих поселений была менее яркой, чем жителей Трои II. Однако экономические связи с соседями, в частности с жителями островов Эгейского моря, продолжали постепенно развиваться.

Для историка и археолога Троя – поселение бронзового века, впервые обнаруженное Генрихом Шлиманом в 19 в.

Местность, описанная Гомером и другими античными авторами, упоминавшими Трою, находится вблизи Эгейского моря недалеко от входа в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). К берегу здесь примыкают гряды невысоких холмов, а позади них простирается равнина, по которой протекают две небольшие реки, Мендерес и Дюмрек. Примерно в 5 км от берега равнина переходит в крутой откос высотой ок. 25 м, а дальше на восток и на юг вновь тянется равнина, за которой высятся более значительные холмы и находящиеся в отдалении горы.

Немецкий предприниматель Генрих Шлиман, археолог-любитель, был с детства очарован повествованием о Трое и проникся страстным убеждением в его истинности. В 1870 он начал раскопки холма, располагавшегося на краю откоса недалеко от деревни Гиссарлык, в нескольких километрах от входа в Дарданеллы. В перекрывающих друг друга слоях Шлиман обнаружил детали архитектуры и множество предметов, изготовленных из камня, кости и слоновой кости, меди и драгоценных металлов, что заставило научный мир пересмотреть представления о героическом веке. Шлиман не сразу распознал слои микенской эпохи и позднего бронзового века, но в глубине холма он наткнулся на значительно более древнюю крепость, хронологически вторую, и с полной уверенностью назвал ее градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 его коллега Вильгельм Дёрпфельд продолжал работу и в 1893 и 1894 открыл гораздо более обширный периметр Трои VI. Это поселение соответствует микенской эпохе и потому его-то и признали Троей гомеровской легенды. Теперь большинство ученых полагает, что холм у Гиссарлыка – это и есть реальная историческая Троя, воспетая Гомером.

В древнем мире Троя занимала ключевое положение как с военной, так и с экономической точки зрения. Большая крепость и небольшой форт на берегу моря позволяли ей с легкостью контролировать как движение кораблей через Геллеспонт, так и пути, соединявшие Европу и Азию по суше. Правивший здесь вождь мог облагать провозимые товары пошлиной или вовсе их не пропускать, а потому конфликты в этом регионе, о которых нам известно применительно к более позднему времени, могли начаться еще в бронзовый век . На протяжении трех с половиной тысячелетий это место была заселено практически постоянно, и на всем протяжении этого периода культурные и экономические связи соединяли Трою не с Востоком, но с Западом, с эгейской цивилизацией, частью которой в определенной мере была культура Трои.

Большинство зданий Трои имели стены из сырцового кирпича, возводившиеся на низких каменных фундаментах. Когда они обрушивались, обломки не расчищали, но лишь выравнивали место, чтобы возвести новые здания. В развалинах выделяют 9 основных слоев, каждый со своими подразделениями. Особенности поселений разных эпох можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Троя I.

Первое поселение представляло собой небольшую крепость диаметром не более 90 м. Она имела массивную оборонительную стену с воротами и квадратными в плане башнями. В этом поселении различаются десять последовательных слоев, что доказывает длительность его существования. Керамика этого периода вылеплена без гончарного круга, она серого или черного цвета и имеет полированную поверхность. Встречаются орудия из меди.

Троя II.

На развалинах первой крепости была построена бóльшая цитадель диаметром ок. 125 м. У нее также высокие толстые стены, выступающие башни и ворота. С юго-востока в крепость вел пандус, вымощенный хорошо подогнанными кусками плитняка. Оборонительная стена дважды перестраивались и расширялась по мере роста могущества и богатства властителей. В центре крепости частично сохранился дворец (мегарон) с глубоким портиком и большим главным залом. Вокруг дворца – двор, меньшие жилые помещения и склады. Семь этапов существования Трои II представлены послойно накладывающимися друг на друга архитектурными останками. На последнем этапе город погиб в таком мощном пламени, что от его жара кирпич и камень раскрошились и обратились в прах. Катастрофа была столь внезапной, что обитатели бежали, побросав все свои ценности и предметы домашнего обихода.

Троя III–V.

После разрушения Трои II ее место была немедленно занято. Поселения III, IV и V, каждое из которых размером превосходит предыдущее, имеют следы непрерывной культурной традиции. Эти поселения состоят из групп небольших домов, отделенных друг от друга узкими проулками. Распространены сосуды с лепными изображениями человеческого лица. Наряду с местными изделиями обнаруживаются, как и в более ранних слоях, привозные товары, характерные для материковой Греции раннего бронзового века.

Троя VI.

Первые этапы поселения VI отмечены появлением т.н. серой минийской керамики, а также первыми свидетельствами наличия лошадей. Пройдя длительный период роста, город вошел в следующий этап исключительного богатства и могущества. Диаметр цитадели превышал 180 м, ее опоясывала стена толщиной 5 м, искусно сложенная из тесаного камня. По периметру располагались по меньшей мере три башни и четверо ворот. Внутри концентрическими кругами располагались больших размеров здания и дворцы, поднимавшиеся по террасам к центру холма (верхних слоев вершины теперь не существует, см. ниже Троя IX). Здания Трои VI выстроены с большим размахом, чем ранние, в некоторых обнаружены столбы и основания колонн. Завершило эпоху сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последовательных стадиях Трои VI серая минийская керамика оставалась основным видом местного горшечного производства, ее дополняют несколько сосудов, ввезенных из Греции в эпоху средней бронзы, и многие сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

Троя VII.

После землетрясения эта местность была вновь заселена. Большая стена по периметру была вновь использована, как и уцелевшие части стен и многие строительные блоки. Дома сделались меньше, они теснились друг к другу, как будто в крепости искало укрытия значительно больше людей. В полы домов вделывались большие кувшины для припасов, скорее всего на случай тяжелых времен. Первая фаза Трои VII, обозначаемая VIIа, была уничтожена огнем, но часть населения вернулась и вновь обосновалось на холме, сначала в прежнем составе, но позднее к этим людям присоединилось (или временно их покорило) иное племя, принесшее с собой грубую изготовленную (без гончарного круга) керамику, которая стала характерной приметой Трои VIIb и, по-видимому, указывает на связи с Европой.

Троя VIII.

Теперь Троя сделалась греческим городом. Она была благоустроенной в первые периоды, но к 6 в. до н.э., когда часть населения ее покинула, пришла в упадок. Как бы то ни было, никакого политического веса Троя не имела. В святилище на юго-западном склоне акрополя совершались жертвоприношения – скорее всего, Кибеле; возможно, на вершине существовал также храм Афины .

Троя IX.

В эпоху эллинизма место, именовавшееся Илионом, никакой роли не играло, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. Александр Великий совершил сюда паломничество в 334 до н.э., его преемники также почитали этот город. Они и римские императоры из династии Юлиев – Клавдиев осуществили программу широкомасштабной реконструкции города. Вершина холма был срезана и выравнена (так что VI, VII и VIII слои оказались перемешанными). Здесь возвели храм Афины со священным участком, на холме и на ровной площадке южнее были построены общественные здания, также обнесенные стеной, а в северо-восточном склоне был построен большой театр. Во времена Константина Великого , в какой-то момент собиравшегося сделать город своей столицей, Илион процветал, но вновь утратил свое значение с возвышением Константинополя.

  • Война, разразившаяся в Ираке в 2003 году, заставила продюсеров выбирать более комфортабельное место для съемок. По плану большая часть кинопроизводства должна была пройти в Марокко, однако в конечном итоге местами проведения съемок были выбраны Мексика и Мальта.
  • Продюсеры предлагали стать режиссёром «Трои» Терри Гиллиаму , однако тот, прочитав пять страниц сценария, отказался.
  • До съемок в фильме Эрик Бана ни разу не садился на лошадь.
  • Во время съемок Питт вынужден был бросить курить. По его признанию, это было самым мучительным, что ему пришлось пережить.
  • Узнав о проекте «Трои», турецкое правительство очень заинтересовалось. Министерство Культуры и Туризма Турции предложило съёмочной группе снимать фильм в Канаккале, где находятся развалины реальной Трои, но Уорнер Бразерз отказалась. Тогда турки предложили хотя бы премьеру фильма провести в реальной Трое. Но премьера была проведена в Берлине, где хранится золото Шлимана, вывезенное из Трои.
  • Вольфганг Петерсен изначально хотел обойтись не только без богов, но и без Елены. Он считал, что боги просто утяжеляют сюжет, для которого они, в общем-то, несущественны, а для роли Елены он не сможет подобрать актрису, которая бы отвечала ожиданиям зрителей. Но студия настояла на том, чтобы Елена была в кадре, и тогда Петерсен выбрал на эту роль малоизвестную актрису.
  • Гаррет Хедлунд получил роль Патрокла через месяц после того, как приехал в Лос-Анджелес, чтобы делать актёрскую карьеру.
  • Существует режиссерская версия фильма, которая длится 196 минут.
  • Фильм снимался в прибрежных районах Мексики. Два специально нанятых биолога пристально следили за тем, чтобы воюющие на пляже греки и троянцы не перетоптали яйца морских черепах.
  • Брэд Питт и Эрик Бана играли сцену боя между Ахиллесом и Гектором сами, без дублёров. Актёры заключили между собой джентльменское соглашение оплатить друг другу каждый удачный удар (50 долларов за лёгкий и 100 за серьёзный). В результате Питт выплатил Бана 750 долларов, а сам не получил ни цента.
  • На то, чтобы сделать тело похожим на греческие статуи, у Брэда Питта ушло шесть месяцев упорных тренировок.
  • Историки по-прежнему спорят о том, была ли троянская война, и если да, то где именно. Археологические открытия начала 21 века свидетельствуют о том, что в месте, где она, как полагают, произошла, действительно происходили битвы — и примерно в тот исторический период, когда, как считается, греки воевали с троянцами. К сожалению, стопроцентных свидетельств этому практически нет, в основном из-за сложившейся тысячелетиями практики строительства новых городов на месте старых. «Илиада» Гомера и другие эпосы о троянской войне были написаны через сотни лет после троянской войны. Эти произведения включают в себя множество мифологических элементов, что делает их сомнительными свидетельствами исторических событий. Согласно одной из гипотез, Троя времён Гомера была разрушена землетрясением, а его «Илиада» косвенно это подтверждает, ведь конь является символом древнегреческого божества землетрясений. Продюсеры решили обойтись без мифологии и придали фильму историческую достоверность, которая отсутствует в первоисточниках.
  • Для съёмок в роли Патрокла актёр Гаррет Хедлунд набрал 13,5 килограмма. Ещё 9 килограммов он набрал для съёмок в фильме «В лучах славы » (2004). Таким образом актёр, чей обычный вес около 66 килограммов, стал весить почти 90.
  • Фигуру троянского коня, сделанную для съёмок, преподнесли в дар правительству Турции. Теперь её можно увидеть в Чанаккале, в крупном приморском городе, где и останавливаются туристы со всего света, приехавшие посмотреть на развалины Трои (от них до Чанаккале всего час езды). На самих развалинах тоже есть фигура троянского коня, но она к съёмкам фильма отношения не имеет.
  • Всем актёрам-мужчинам пришлось сбрить волосы на груди для съёмок. Особенно нелегко пришлось Эрику Бана с его крайне волосатой грудью.
  • На роль Брисеиды пробовалась актриса Кира Найтли .
  • Во время съёмок при 38-градусной жаре члены съёмочной группы неоднократно падали в обморок.
  • Дайан Крюгер , для которой немецкий язык является родным, озвучила собственного персонажа (Елену Прекрасную) и в немецкой версии фильма.
  • Для съёмок в роли Елены Прекрасной актрисе Дайан Крюгер пришлось набрать почти 7 килограммов веса.
  • Во время работы в Мексике на съёмочную площадку дважды налетали ураганы. Во второй раз это случилось в последнюю неделю, когда съёмки были практически завершены.
  • На то, чтобы написать музыку к фильму, у композитора Джеймса Хорнера ушло меньше 6 недель. Габриэль Яред потратил на это больше года, но его саундтрек был отклонён. В 2007 году вышла режиссёрская версия фильма, в которой Вольфганг Петерсен использовал части отвергнутого саундтрека, а также музыку из других фильмов, в частности «Планета обезьян » (2001), «Граф Монте-Кристо» (2002) и «Звёздный десант » (1997) в качестве аккомпанемента к сцене боя между Ахиллесом и Гектором.
  • Шон Бин сыграл в фильме Одиссея. В фильме «Перси Джексон и похититель молний » (2010) он исполнил роль Зевса.
  • Персонаж по имени Боагрий в древнегреческой мифологии отсутствует. Боагрий — название реки.
  • Согласно информации с выпущенного ограниченным тиражом диска с фильмом, 300 болгарских атлетов были привезены на съёмочную площадку в Мексику в качестве статистов в битвах между греками и троянцами с тем, чтобы и те, и другие выглядели, как жители Средиземноморья. В отличие от мексиканских статистов с более или менее европейской внешностью, болгар использовали для съёмок сражений крупным планом. Распоряжения статистам отдавали на испанском, болгарском и английском языках.
  • В итальянских версиях фильмов, в которых снялся Брэд Питт , он обычно говорит голосом Алессандро Ансидони. В «Трое» этого актёра сменил Лорис Лодди , который обычно озвучивает Вэла Килмера . Выбор в пользу Лодди сделал сам Вольфганг Петерсен .
  • Джордж Камиллери, бодибилдер, завоевавший в 1989 году титул «Мистер Мальта», сломал ногу во время съёмок на берегу залива Айн Туффиха. Это произошло 30 мая 2003 года. На следующий день ему сделали операцию. Из-за возникших осложнений 17 июня 2003 года Камиллери скончался.
  • В трейлере к фильму есть кадр, показывающий, как к берегам Трои направляется флот греков, но кораблей в нём гораздо больше, чем будет показано в фильме. Авторы фильма поняли, что выглядеть такой флот будет неправдоподобно (и что между кораблями, плывущими на таком малом расстоянии, неизбежны столкновения), и значительно уменьшили его размеры.
  • Роль, которую исполнил Тревор Ив , сводится всего к двум репликам: «Греческие герои превосходят троянцев числом два к одному» и «Это дар богам, царевич».
  • Авторы фильма предложили роль Брисеиды актрисе Айшварии Рай Баччан из Болливуда, однако та отказалась, не желая играть любовные сцены.
  • На главные женские роли в фильме Вольфганг Петерсен взял практически никому не известных актрис. Фильм «Троя» дал старт голливудским карьерам Дайан Крюгер и Роуз Бирн . Не пройдёт и года, как обе актрисы появятся в фильме «Одержимость » (2004), а Крюгер сыграет также в фильме «Сокровище нации » (2004).
  • Многим зрителям в Германии пришлось не по душе, что в немецкой версии фильма голос Брэда Питта дублировал не Тобиас Мейстер, как обычно, а Мартин Кесслер, который до этого всегда дублировал Николаса Кейджа . На замене Мейстера Кесслером настоял сам режиссёр Вольфганг Петерсен .
  • На роль Елены Прекрасной пробовалась актриса Кэти Холмс .
  • Орландо Блум и Эрик Бана вместе снимались в фильме «Чёрный ястреб » (2001).
  • Одно время авторы фильма подумывали предложить роль Елены Прекрасной фотомодели и певице Шарлотте Кемп Мюль .
  • В трейлере к фильму композитором назван Габриэль Яред , хотя его саундтрек был отвергнут и в фильме звучит музыка Джеймса Хорнера .
  • Навыками стрельбы из лука Орландо Блум овладел, готовясь к роли Леголаса в кинотрилогии «Властелин колец», первый фильм которой вышел на экраны в 2001 году.
  • В самом начале работы над ним фильм назывался «Троянская война». Под этим же названием он и вышел в прокат в некоторых странах.
  • В «Илиаде» о смерти Ахиллеса не говорится ничего, однако, судя по поэме «Одиссея», он погиб задолго до падения Трои. Именно его смерть подвигла Одиссея на создание троянского коня.
  • На роль Елены Прекрасной рассматривались кандидатуры Хэлли Берри , Киры Найтли , Кристин Крук , Дженнифер Лопез , Софи Марсо , Конни Нильсен и Кэтрин Зета-Джонс .
  • Орландо Блум и Шон Бин вместе снимались в кинотрилогии «Властелин колец».
  • Предложение стать режиссёром фильма «Троя» было сделано Кристоферу Нолану .
  • В фильме Ахиллес убивает 33 вражеских воина.
  • Между текстом «Илиады» Гомера и фильмом есть определённые расхождения. В поэме важную роль играют боги-олимпийцы. Некоторые из них выступают на стороне греков, другие поддерживают троянцев. Боги даже выступают на стороне своих любимцев на поле брани. В поэме Менелай и Агамемнон остаются в живых. Смерть Ахиллеса предсказана, однако у Гомера он не погибает, и троянская война не заканчивается. Смерть Ахиллеса описана во множестве других источников. В поэме Гомера в живых также остаётся Аякс Теламонид. У других авторов он погибает от собственной руки вскоре после смерти Ахиллеса. Троянская война длилась 10 лет, события же, показанные в фильме, происходят в последние несколько месяцев войны. После смерти Ахиллеса именно Филоктет убил Париса (этого нет у Гомера, но повествование об этом встречается в древнегреческой мифологии). По большому счёту, «Илиада» являет собой рассказ о противостоянии Ахиллеса и Агамемнона. Некоторым романтическим элементам сюжетной линии фильма придано значение большее, чем роль, которую они играют у Гомера.
  • Согласно первоисточникам, Агамемнон остался в живых в троянской войне и был убит дома по возвращении любовником жены. Его сын Орест впоследствии отомстил за смерть отца, убив мать и её любовника.
  • Найджел Терри исполняет роль Архептолема. Это троянский жрец и советник царя Приама, которого играет Питер О`Тул . В 1968 году эти актёры вместе снимались в фильме «Лев зимой ».
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • Проходя по пляжу среди разбивающих лагерь греков, Ахиллес насмехается над Одиссеем, говоря, что тот явился последним. Тем, кому знаком сюжет «Одиссеи», известно, что Одиссей стал также последним из греков, добравшимся после войны до дома. Так случилось потому, что он прогневал богов.
  • Ахиллес и Патрокл отрабатывают бой на мечах внутри менгира на Мальте. Этот древний обелиск мог быть установлен в 2000 году до н. э.
  • Звуковой эффект под названием «крик Вильгельма» использован в сцене, где греческих героев, осаждающих городские стены, пронзают стрелы троянцев. Гаррета Хедлунда .
  • Во времена Гомера на лучников смотрели свысока. Среди воинов считалось зазорным не встречаться с врагом лицом к лицу на поле битвы. Парис, слабый и трусливый воин, является искусным лучником, от чьих стрел пал Ахиллес. Ахиллес, лучший воин из всех, не знал поражений в поединках.


  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    © Общеобразовательный журнал SLOVARSLOV.RU, 2024

    Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.