На какую тему подготовить публичное выступление. Публичное выступление

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Вряд ли кто-то не понимает, чем отличается публичное выступление от любого другого речевого акта: конечно, выступление перед публикой, какой бы она ни была, — это монолог, устный монолог, цель которого – тем или образом воздействовать на публику. И хотя есть классическая схема ораторского искусства, состоящая из нескольких этапов, но креативное решение такого выступления всегда очень действенно.

Пример Кони

Так, например, один из основателей русской адвокатуры, А.Ф. Кони, однажды защищал в суде инвалида-горбуна, который нанес тяжкое телесное повреждение своему соседу, который изо дня в день в течение многих лет обзывал его уродцем, когда инвалид проходил мимо его дома. Подсудимый, никогда не отвечавший на обиду, однажды вдруг не выдержал, схватил камень и кинул в своего обидчика, проломив ему голову. И вот на суде А.Ф. Кони продумал оригинальное публичное выступление. Он встал и обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» — и замолчал. Выждав паузу, он повторил свою реплику и снова замолчал. Потом еще раз также. Заседатели нервно зашептались, а после четвертого такого обращения закричали на А.Ф. Кони: «Вы что, издеваетесь над нами?» Тогда Кони сказал: «Я обратился к вам вежливо всего 4 раза, и вы уже занервничали. А что должен был чувствовать мой подзащитный, изо дня в день многие годы выслушивающий оскорбления?» Инвалида оправдали. Публичное выступление А.Ф. Кони достигло своей цели.

Именно поэтому на первом – докоммуникативном – этапе выступления надо продумать его цель и четко понять его тему. А.Ф. Кони знал, чего он хочет добиться, так как далее алгоритм его подготовки был очевиден: оценить характер аудитории и обстановку, а потом уже приступать к самому тексту.

Текст, как и в случае с Кони, должен быть лаконичным и ярким. Это невозможно сделать без ясного понимания оратором того, какой цели он хочет добиться. Так, незадолго до нашествия Наполеона Александр I принимал у себя французских дипломатов, уже понимая, что войны не избежать. Император четко понимал цель своей речи: надо донести до французов бессмысленность затеи Наполеона, ее обреченность. Его речь была великолепна по своей краткости и яркости воздействия: «Вот маленькая Европа, — сказал он, подходя к висевшей на стене карте, — а вот большая Россия, — он сделал пару шагов, чтобы рука коснулась Дальнего Востока. – Вам в случае неудачи можно отступать только до Парижа, а я могу отступать хоть до Камчатки! И при этом каждая пядь этой земли будет вам враждебна, ни одна баба борьбы не прекратит. Россия может проиграть отдельные сражения, но побежденной России никогда не бывать». Послы и дипломаты ушли потрясенные.

Чем точнее и выразительнее речь, тем большей подготовки она требует. И дело не только в речевом ее оформлении: надо оценить состав аудитории, суметь поставить себя на место будущих слушателей. И даже если аудитория неоднородна, надо продумать речь так, чтобы никто не скучал, чтобы цель выступления была достигнута по отношению ко всем.

Случай в Лондоне

Например, в 1777 году в Лондоне на открытом судебном процессе разбирали дело врача, который, вопреки запрету Католической церкви сделал операцию кесарево сечение многодетной матери, которая не могла разродиться десятым ребенком и умирала. Адвокат поставил цель не только защитить своего клиента, но и обратить внимание общества на то, что церковь не должна вмешиваться в такие дела. Он знал, что публика будет самая разношерстная, поэтому решил сказать о том, что понятно всем, независимо от сословия и образованности, — о праве детей иметь мать. «Господа, — обратился он к судьям, к присяжным и к публике. – Да, мой подзащитный нарушил запрет церкви. Но разве было бы лучше Богу и церкви, если бы женщина умерла, а девять детей остались бы голодными сиротами?» — и сел, давая понять, что закончил короткую речь. И достиг цели!

Павел Власов

Публичное выступление, грамотно выстроенное, тщательно подготовленное, может сильно повлиять на общественное мировоззрение и дать результаты, о которых сам автор-оратор и не предполагал. Так, например, в романе А.М. Горького «Мать» Павел Власов, арестованный по политической статье, отказался совершить побег, подготовленный его товарищами, чтобы на суде сказать речь! И он ее мучительно продумывал. Ему было все равно, какой приговор ему вынесут, но была цель – донести свою веру до большого числа людей. Если проанализировать его речь, то по ней можно учить ораторскому искусству.

Павел понимал, что речь будет в суде, поэтому он начал таким зачином: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…», — и одной этой фразой он сразу поставил себя выше обстоятельств и выше той власти, которая его судит. Он словно стал выше ростом – и зал замер. Его речь делится на четкие части, каждая из которых начинается словно рефреном: «Мы – социалисты…», «Мы – рабочие…», «Мы – революционеры…», и этот «рефрен» настолько усиливал эмоциональное напряжение, что «каждый чувствовал странную, увлекающую силу его веры», — пишет Горький.

В романе, незаслуженно забытом, дан прекрасный образец внутренней драматургии речи героя: Павел продумал не только зачин, но и завязку («Нас арестовали как бунтовщиков…»), и кульминацию («Как можно уничтожить рабочих – тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?…»), и развязку: речь Павла закончилась жизнеутверждающим «И это — будет!» — ничего не добавишь, все сказано, все понятно, все исчерпывающе. Построить такую речь – дорогого стоит.

Резюме

В публичном выступлении нет мелочей. Образовалась даже наука проксемика – наука о временной и пространственной организации общения. Даже постановка мебели (столы и стулья) играет большую роль, ведь можно встать так, что будешь себя чувствовать отделенным от аудитории; можно поставить стол и рассадить за него слушателей так, что создашь словно бы две конфронтационные стороны; можно создать с помощью мебели атмосферу конференции и т.д. Это недопустимо: современные тенденции развития публичных выступлений предполагают диалогичность.

Мы наблюдаем в СМИ публичные выступления, основанные на споре, включающие части интервью, дискуссии, полемику… Это вполне в духе античных традиций! Диалогичность выступления очень важна для адвокатов, торговых представителей, менеджеров среднего звена. Однако не надо думать, что это своеобразное ноу-хау!

В романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» сын мелкого купца просил у отца помощи в открытии своей лавки. Отец сказал, что если сын сможет убедить его товарища, очень скупого торговца, купить у них давно никому не нужную арфу, то тогда сын может рассчитывать на его помощь. И сын продумал свое «выступление», расположившись с арфой прямо на крыльце дома скупого торговца. Он заплатил найденной красивой девушке, умевшей играть на арфе, и когда торговец приехал к своему дому, это публичное выступление возымело успех: девушка так нежно играла, что «организатору» выступления не пришлось ничего говорить: сработал эффект неожиданности! — Арфа была куплена, а «продавцы» были приглашены в дом торговца. Так начался самостоятельный путь юноши…

Итак, организация публичного выступления – это дело, которому можно посвятить жизнь, постоянно совершенствуясь в таком сложном и нужном искусстве.

Раз мы рассказали, как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вам ничего не мешало «держать» аудиторию. Сегодня обратим внимание на поведение выступающего, использование возможностей его голоса, а также правила обращения с презентацией.

Смотрите на аудиторию , медленно обводите взглядом всех присутствующих, пока говорите, чтобы вовлечь в процесс всех. Не стоит фиксировать взгляд где-то на заднем плане помещения или на одном человеке. Неторопливо переводите взгляд по аудитории, чтобы никого не оставить без внимания.

Язык тела ваших слушателей. Обращайте внимание на мимику и жестикуляцию присутствующих. Это поможет вам понять, когда они заинтересованно слушают, когда поняли вашу мысль и готовы двигаться дальше.

Что надеть? То, в чем будете чувствовать себя удобно. Желательно, чтобы ваша одежда была многослойной и вы могли при необходимости что-то снять или надеть.

В среднем период концентрации внимания у человека не слишком продолжителен. После примерно 10 минут слушания мы начинаем отвлекаться, так что приблизительно на 8-10-й минуте лучше сменить вид занятий. Самое время рассказать анекдот, начать какую-то активную деятельность или демонстрацию иллюстративного материала.

Используйте жесты, чтобы оживить речь и подчеркнуть какую-то мысль , однако следите за тем, чтобы ваша жестикуляция не была слишком активной или постоянной.

Расположение на сцене. Убедитесь, что стоите в центре, вас хорошо видно со всех мест и никакое оборудование не заслоняет вас от слушателей.

По возможности не стойте на одном месте. Если вы ходите во время выступления, это выглядит более непринужденно и интересно как для вас, так и для слушателей. Однако не ведите себя при этом как тигр в клетке!

Ошибки/неуклюжесть. Даже самые опытные спикеры допускают ошибки или, например, случайно что-то роняют. Если вы всем своим видом начнете показывать, что расстроились или растерялись из-за этого, то ваша нервозность передастся аудитории и слушатели будут чувствовать себя неудобно. Самый лучший выход из такой ситуации — просто признать свой промах и, если получится, пошутить по данному поводу. Это поможет аудитории расслабиться, а значит, и вы почувствуете себя комфортнее. Помогают быстрые комментарии типа: «Для меня это еще раннее утро...» или «Мне явно пора подкрепиться...»

Памятки. Не забывайте, что люди не могут воспринять или запомнить в деталях все, что слышат, и часто теряют нить повествования. Поэтому периодически резюмируйте сказанное, а также подготовьте заметки, которые раздадите слушателям, если хотите, чтобы после вашего выступления у них в руках осталось что-то более материальное.

Юмор — также весьма действенный инструмент, если пользоваться им уверенно и в тему. Однако лучше оставить его, если нет уверенности, что вы достаточно остроумны.

Как максимально использовать свой голос

Начало выступления. Используйте простой разговорный язык. Обратите внимание на то, чтобы не говорить слишком быстро, особенно в начале выступления, когда еще сохраняется волнение. Произнесите несколько общих приветственных фраз, это поможет аудитории настроиться на ваш голос. Заранее отрепетируйте несколько первых предложений, чтобы не забыть их, даже если волнение даст о себе знать.

Темп речи. Меняйте темп речи, но не говорите слишком быстро. В обычном повседневном разговоре темп нашей речи то замедляется, то ускоряется, и вы делайте то же самое. В первой сцене фильма The Social Network («Социальная сеть», 2010 год), в котором рассказывается об изобретении и развитии социальной сети Facebook, мы видим, как Марк Цукерберг говорит со своей девушкой монотонной скороговоркой, которую трудно выносить. Все заканчивается тем, что девушка его бросает.

Давайте аудитории время на обдумывание. Нам всем нужно какое-то время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому говорите достаточно медленно, четко формулируйте основные положения и оставляйте небольшие паузы, чтобы сказанное прочно закрепилось в памяти слушателей.

Усиление голоса . Для выступления перед многочисленной аудиторией вам, скорее всего, предложат какую-нибудь систему звукоусиления. Когда приходится говорить перед небольшой группой, необходимости в такой системе нет. Сложности могут возникнуть, когда вы выступаете перед группой средней численности, а система звукоусиления не предусмотрена. Хорошо, если у вас сильный голос. Но что если голос тихий (как у меня), а выступать приходится перед группой из 20 человек, или в зале с плохой акустикой и шумной системой кондиционирования, или когда за стеной помещения располагаются детские ясли (как однажды случилось со мной)? В этом случае даже слабый голос можно заставить зазвучать громче, если представить, что вы разго-вариваете с кем-то через дорогу. Можно приносить систему звукоусиления с собой, как поступают инструкторы по аэробике или по танцам.

Не теряйте своей индивидуальности . Конечно, все уже сказанное важно, но не забывайте, что в основе восприятия вас как спикера лежит ваш индивидуальный стиль. Практика помогает собрать все компоненты в единое целое. При этом вы никогда не должны терять своей «изюминки».

Компьютерная презентация: что предусмотреть?

К наглядным пособиям можно отнести практически любые средства, которые выступающий использует в дополнение к своей речи. Чаще всего это компьютерная презентация. Хотя вы можете считать, что наглядные пособия служат больше для развлечения, наиболее важная их функция в том, чтобы лучше донести до аудитории суть выступления. Это происходит в силу пяти следующих причин:

  • контент помимо устного рассказа представлен в разных форматах;
  • выделены основные пункты выступления;
  • присутствует структура, помогающая лучше понять содержание;
  • присутствуют основные выводы;
  • представлены цифры или графики.

Убедитесь, что ваша презентация выводится на большой экран и хорошо сфокусирована . Потратьте несколько минут на то, чтобы это проверить еще до начала мероприятия.

Избегайте хаотичности, излишнего украшательства и мелкого шрифта. Не пытайтесь разместить слишком много пунктов на одном слайде: трех-четырех будет достаточно. Не углубляйтесь в детали. Используйте достаточно крупный шрифт. Не поддавайтесь соблазну сделать слайд слишком ярким, с движущимися графическими элементами — на деле это только отвлекает внимание.

Давайте слушателям время. Не забывайте, что людям нужно время, чтобы рассмотреть ваш слайд, ведь они видят его в первый раз и на усвоение содержащейся в нем информации требуется больше времени, чем вам кажется. Сколько докладчиков и лекторов наступили на эти грабли и поплатились интересом своей аудитории!

Направляйте внимание слушателей. Резюмируйте части своего выступления и периодически выделяйте те части слайда, которые обсуждаете, это поможет аудитории не терять концентрации.

Резервное копирование. Всегда имейте при себе резервные копии презентации на случай, если оборудование выйдет из строя.

Будьте готовы ко всему! Всегда заранее узнавайте о техническом оснащении площадки, на которой предстоит выступать, чтобы ваши наглядные пособия ей соответствовали. Площадка может быть оборудована по последнему слову техники или там может стоять обычная белая доска с маркерами. Всегда проверяйте, что будет в наличии. Однажды из-за того, что все подходящие площадки были уже забронированы, мне пришлось проводить тренинговую сессию в отеле, в люксе для новобрачных, где в моем распоряжении были только флипчарт и несколько фломастеров.

Что является главной причиной страха при публичном выступлении перед большой аудиторией? Как научиться произносить пламенные речи и перестать бояться выступать публично?

Здравствуйте, друзья! На связи Александр Бережнов и я рад видеть вас на страницах нашего блога!

Знаю, что уже заинтриговал вас таким заголовком и все это действительно будет в статье.

А как это относиться к публичным выступлениям ? – спросите вы.

Уверяю вас, все эти фишки имеют прямое отношение к преодолению страха публичных выступлений! Проверено моей 7-летней практикой.

Публичные выступления – интереснейшая тема! Заметьте, что статья называется не «Как научиться выступать публично за час (день, неделю)?», так как в действительности это невозможно, все это кропотливый и постепенный процесс. Кто в теме – подтвердит мои слова.

Если вы читали предыдущие статьи, то наверняка заметили, что все они имеют практическую направленность. Здесь я и мои друзья делимся своим опытом и обобщаем накопленные знания. Они получены в результате упорной и регулярной работы. И это не просто слова.

1. Мой опыт публичных выступлений

В 2010 году в городе Ставрополе мы с единомышленниками создали клуб «Харизматичный оратор» , в котором регулярно проводили занятия, приглашали интересных гостей (политиков, бизнесменов, актеров, телеведущих), выходили в «поля» и тренировались выступать публично, преодолевая свои страхи и комплексы.

Сегодня наш клуб перешел в новый формат и с коллегами мы также проводим тренинги по публичным выступлениям в молодежных учреждениях города Ставрополя и Ставропольского края. Все это делается на безвозмездной основе. Таким образом, каждый желающий может улучшить свои навыки ораторского мастерства.

Тема публичных выступлений мне очень близка. Со второго класса я стал выступать на сцене, занимался вокалом и хоровым пением, сольно выступал в городе Ставрополе и за его пределами в качестве исполнителя классических и патриотических песен.

Поэтому сегодня я не только не боюсь выступать, но и очень люблю это делать, обучаю этим навыкам других. Сам не раз выступал перед несколькими тысячами людей на городских и краевых мероприятиях, проводил массовые акции в качестве ведущего, был спикером на круглых столах различного уровня, проводил презентации проектов в разных городах, давал интервью на телевидении и радио.

Многие мои знакомые и друзья говорят:

«Его «хлебом не корми»» дай только выступить!»

Действительно, публичные выступления – это моя страсть! Я занимаюсь этим осознанно и регулярно уже 7 лет.

Эксперимент

Перед написанием статьи, я провел большой опрос среди своих друзей и знакомых (опросил около 50 человек). Среди опрошенных были люди как публичных, так и не публичных профессий.

Я задал им всего два вопроса:

  1. «Любите ли вы публично выступать? (да/нет) и почему?»
  2. «Чего боитесь, выступая публично?»

Выяснилось, что большинство людей действительно бояться выступать. Среди главных страхов мои знакомые выделили:

  • страх показаться нелепым перед аудиторией;
  • страх потери логики повествования;
  • боязнь подвести свой коллектив (в случае, если вы являетесь доверенным представителем такого коллектива);
  • страх «наговорить лишнего» от волнения.

В результате опроса я выяснил, что прослеживается прямая зависимость между размером аудитории, уровнем мероприятия и статусом присутствующих слушателей.

То есть, чем больше аудитория, солиднее мероприятие и выше статус гостей, тем сложнее выступать перед такой аудиторией.

Публичные выступления – это такое же искусство, как написание музыки, сочинение стихов, вырезание из дерева и т.д. Я бы даже сказал, что это сложнее приведенных примеров, так как в публичных выступлениях огромную роль играет психология, внутренний настрой и личность самого оратора.

Тема публичных выступлений очень обширна, она включает огромную теоретическую базу, посвященную позе оратора, внешнему виду, стилю подачи материала, искусству владения речью, мимике, жестам, умению удерживать внимание аудитории и так далее.

Я убежден, что всему этому можно научиться только в процессе регулярной практики.

А в статье речь пойдет именно о психологии публичных выступлений, а в частности о страхе, который возникает у многих людей в этот момент и о том, как его преодолеть.

2. Почему большинство людей испытывают непреодолимый страх при публичном выступлении? Главная причина

Итак, друзья, прежде чем заняться каким-либо делом, нужно обратиться к теории этого дела.

Для того, чтобы преодолеть страх при публичных выступлениях необходимо знать почему он возникает.

Страх – это защитная реакция организма, которая помогает нам избежать фатальных ошибок и угроз для жизни. Умеренный страх, а точнее легкое волнение – это полезная и нужная эмоция в момент нашего выступления. Он помогает нам лучше концентрироваться и не потерять ход мысли. Но чрезмерный страх до дрожи в коленях – это главный противник любого оратора!

2.1. Так что же является главной причиной страха при публичном выступлении?

Все дело в наших древних инстинктах.

Издревле люди все делали вместе, именно так было проще выживать. Вместе охотились и спасались от диких зверей. Вместе защищались от набегов других племен. То есть, отделяться от коллектива было не принято и даже опасно.

А любое публичное выступление – это в первую очередь выражение своей индивидуальности, чаще всего собственной точки зрения. Здесь просто необходимо выделяться из толпы и быть «не таким как все».

Большинству людей это очень трудно сделать.

3. Общественная установка «Будь как все! Не выделяйся!»

Еще с раннего детства нас учили быть послушными и смиренными, выполняя волю взрослых: родителей, воспитателей, педагогов.

Вспомните себя в детском садике… Это такое же режимное заведение, как школа, институт, армия и даже тюрьма. Здесь мы строем ходили на прогулку, на обед, посещали другие коллективные мероприятия. Еще бы, ведь человек – стадное животное и в одиночку чувствует себя некомфортно. А самое главное, что он может развиваться только в обществе.

Наверняка вы помните известную сказку про мальчика «Маугли», выросшего среди зверей. Но немногие знают, что таких примеров современное человечество знает десятки. Особенно это характерно для Индии. Там дети терялись в джунглях и воспитывались в звериных стаях. Волки и другие животные заменяли им родителей.

Даже после того, как их находили цивилизованные люди, такие дети уже никогда не могли стать людьми в современном понимании. Они не разговаривали, при этом выли на луну и бегали на четырех конечностях. Поэтому, многим из нас психологически очень сложно принять саму сущность публичных выступлений, особенно если мы воспитывались в среде «непубличных» людей.

Еще один интересный факт.

Ученые доказали, что в момент публичных выступлений у многих людей выделяется такое же количество адреналина, как и при прыжках с парашютом.

Было установлено, что страх публичных выступлений является вторым страхом после главного - страха смерти, а у некоторых даже стоит на первом месте!

3.1. Как же нам преодолеть этот древний инстинкт?

Друзья, проще всего это сделать, просто осознав, что современный мир изменился, появились новые «правила игры». Публичные выступления и само по себе лидерство как таковое, стало очень важным элементом современных людей. Особенно ярко эти качества проявляются у тех, кто имеет большие амбиции и хочет многого добиться в жизни.

Друзья, запомните!

Люди бояться выступать публично из-за страха критики, т.е. если вы боитесь публично выступать – это сигнал, эдакий маленький звоночек к тому, что вы сильно зависите от чужого мнения и у вас присутствует неуверенность в себе.

Это очень важно знать. Так как если мы хотим решить проблему, нам четко нужно понимать причину ее возникновения. Как врач, перед тем, как лечить пациента, направляет его на анализы или проводит соответствующие обследования, чтобы точно поставить диагноз.

Итак, мы установили, что страх публичных выступлений свойственен многим людям. Это факт!

А задумывались ли вы, что выступать публично очень полезно? Это тренирует вашу коммуникабельность, эрудицию, позволяет развить умение правильно формулировать мысли и делать их более последовательными.

Вы замечали, что многие профессиональные ораторы далеко не бедные люди и это тоже не случайно. Помните, мы провели параллель между страхом публичных выступлений и неуверенностью в себе. Я думаю, все понимают, для того, чтобы зарабатывать деньги нужно быть уверенным в себе человеком. Иначе ваш успех будет очень нестабилен.

Итак, дорогие читатели, мы подошли к самому главному!

4. Практические приемы и упражнения по преодолению страха публичных выступлений. «Быстрый» и «медленный» способы

Существует по большому счету всего два способа решения этой проблемы:

  1. Медленный;
  2. Относительно быстрый (стрессовый).

Пример

Научиться плавать можно медленно, то есть ходить в бассейн, заниматься с инструктором, надев специальный плавательный жилет. Тогда вы постепенно, за несколько недель научитесь плавать, и это не скажется на вашем эмоциональном состоянии.

Второй способ - быстрый, но довольно «стрессовый». Я думаю, вы уже догадались, что он предполагает.

Не умеющего плавать человека вывозят в лодке на середину озера и выбрасывают из нее. В данной ситуации «учителя» предполагают, что инстинкт самосохранения сразу же заставит беднягу действовать, и он научится плавать за пару минут.

Конечно, крайности не всегда хороши, но дозированное их использование явно помогает в жизни.

Как же такой пример можно спроецировать на преодоление страха публичных выступлений? – спросите вы. А вот это уже интересно.

Итак, переходим к практической части:

4.1. «Медленный способ»

Изложу его в трех основных принципах:

Принцип № 1. Знакомая аудитория и интересная тема

Предлагаю начать с малого. Именно так начинается все великое. Соберите у себя дома несколько своих друзей – единомышленников. Наверняка вы чем-либо увлекаетесь вместе. Будь то спорт, компьютерные игры или работа.

Договоритесь с ними, что в день встречи вы презентуете им очень интересную информацию. Подготовьтесь и сделайте это, как будто вы находитесь перед большим залом и на вас смотрят сотни людей. Выложитесь полностью, не давайте себе поблажек!

Я так тоже периодически тренируюсь. Это позволяет не терять форму. Когда на вас смотрят ваши друзья, знакомые или родственники, то бояться нечего, тем более, если вы выступаете на интересную для себя тему. В таком случае ваше выступление наверняка будет очень достойным.

Принцип №2. Не сравнивайте себя с другими, выработайте свою индивидуальность

Уверен, вы замечали, что каждый хороший оратор обладает собственной манерой выступления. Вспомните хотя бы наших российских артистов-комиков: Евгений Петросян, Владимир Винокур, Максим Галкин, Виктор Коклюшкин, Елена Воробей. Политиков: Владимир Путин, Владимир Жириновский. Телеведущих и актеров: Владимир Соловьев, Тина Канделаки, Владимир Познер.

Все они любимы зрителями, но у каждого свой неповторимый образ, который присущ только им, благодаря их харизме.

Найдите себя, свой неповторимый образ. В этом вам поможет взгляд ваших друзей со стороны. Спросите у них, в каком стиле у вас получается выступать лучше всего? Как они вас воспринимают? А на основе этого анализа и собственного ощущения выработайте свой стиль подачи публичной речи.

Принцип №3. Практикуйтесь!

Участвуйте в спектаклях, дискуссиях, проявляйте инициативу везде, где есть возможность выступить публично. Если есть время и желание – найдите единомышленников и создайте дискуссионный клуб. На первых порах его можно разместить у себя дома, а позднее перенести на базу вашей работы, учебы или общественной организации.

А теперь будем избавляться от страха стрессовыми методами…

4.2. «Быстрый способ»

Как я уже писал, есть определенные технологии, которые позволяют быстро избавиться от главной проблемы – критического восприятия окружающих. Для этого нужно поднять свою стрессоустойчивость через определенные упражнения.

Логика здесь очень проста: если вы сможете выдерживать сильную критическую оценку людей (обязательно незнакомых!), то уж публично выступать и не переживать по этому поводу сможете точно!

Поехали!

Упражнение №1. «Чистота – залог здоровья»

Вы одеваетесь в костюм уборщика (уборщицы), берете ведро с водой, тряпку и швабру, идете на ближайшую остановку общественного транспорта, желательно в выходной, чтобы в автобусах было меньше народа.

Затем заходите в автобус, и приговаривая: «Чистота – залог здоровья» , начинаете мыть его вашими принадлежностями. =) При этом беседуете с озадаченными пассажирами и водителем. Проехав 5-6 остановок, вы выходите, заплатив за проезд, и повторяете это упражнение еще 5 раз. Советую начинать такое упражнение не в одиночку, так как вам будет довольно неловко делать это одному.

Упражнение №2.

Наверняка летом на улицах вашего города можно найти точки по продаже мороженого. Обычно это холодильник, рядом с ним стоит зонтик от солнца и девушка (редко парень) продает мороженое. Ваша задача – подойти к девушке и предложить свою помощь в продаже ее мороженого. Расскажите немного о себе, скажите, что проходите тренинг и это часть вашего задания.

Сочините четверостишие о компании, которой принадлежит торговая точка, после этого начните зазывать с помощью него проходящий мимо народ.

Ваша главная задача – поднять продажи в момент ваших активных действий! Делайте это в течение 20 минут. Упражнение повторите за день 3 раза на разных точках.

Упражнение №3. «С соской в торговом центре»

Купите обычную соску для детей, возьмите ее в рот и пойдите на экскурсию в ближайший торговый центр. Также это может быть рынок или подобное людное место. Подходите к разным торговым точкам с видом интересующегося покупателя. Лучше всего, если при этом рядом будет еще несколько человек-прохожих. Постойте с соской во рту в очереди за продуктами. Когда настанет время покупать, посмотрите на продавца, не вынимая соску изо рта, сделайте заказ.

Сложите продукты в сумку и как ни в чем ни бывало отправьтесь дальше. Понаблюдайте за реакцией окружающих…

Упражнение №4.

Возьмите коробку из-под стирального порошка и пересыпьте его в другую емкость. Коробку тщательно очистите. После этого насыпьте в коробку сахарную пудру (измельченный сахарный песок), возьмите ложку и направьтесь в кафе. Лучше всего, если там будет много посетителей. Прямо при них достаньте коробку из-под стирального порошка с сахарной пудрой и начните его есть ложкой прямо на глазах у людей и персонала кафе.

Пройдитесь по заведению с демонстративным видом. Если вам будут задавать вопросы, отвечайте на них, а в конце ответа предлагайте попробовать ваш вкуснейший порошок.

Первые два упражнения я сам лично проходил, проходил и более жесткие, о которых писать не буду. Думаю, что смысл вы уловили.

На основе этих упражнений можно придумать еще очень многое. Все зависит от вашей фантазии и моральной готовности.

Скажу, что лучше всего чередовать эти способы.

То есть вы сначала устраиваете себе встряску, а затем несколько раз подряд выступаете публично, но уже обладая большей стрессоустойчивостью. Ваш уровень растет и как в компьютерных играх, начиная с первого уровня, в процессе получения опыта он увеличивается.

Я знаю, что многие скажут, а где же взять смелость для таких упражнений. Друзья, но вы же хотели быстро, а за все быстрое нужно чем-то платить, в данном случае стрессом. Но уверяю вас, что при этом с вами ничего плохого не произойдет, а панический страх при публичном выступлении превратится лишь в легкое волнение, которое только поможет вам.

Пожалуйста, примите участие в опросе:

5. Видео самого провального публичного выступления...

Напоследок представляю вашему вниманию видео с самым провальным публичным выступлением перед камерой. Я уверен, что вам понравится:)

Встречайте! Петр Полячкин - оратор 21 века! (4:34)

Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.

Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

  1. Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).
  2. Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).
  3. Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).
  4. Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).
  5. Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

Социально-политическое

Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

  • Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

  • Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

  • Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

Академическое

Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

  • Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

  • Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

  • Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

Судебное

Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

  • Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

  • Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

Социально-бытовое

Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

  • Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

  • Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

Духовное

Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

  • Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».

  • Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».

Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...