Нанесение вреда деловой репутации физического лица. Причинение вреда деловой репутации

Сведения порочащие деловую репутацию

Разбирая подсознательные и реальные факты, а также сведения порочащие деловую репутацию, стоит отметить, что для полного понимания того, что влияет на отношение к человеку и компании, необходимо учесть психологические факторы, а также сделать определенную уравнительную статистику, которая позволяет сбросить оценочные погрешности и подойти к анализу и исправлению всех факторов. Говоря более понятным языком, чтобы понять и устранить факторы негатива, которые влияют на репутацию, нужно максимально увеличить число тех людей, чье отношение анализируется, как до появления какого-либо фактора, так и после. На основании только такого подхода можно действительно вывести для каждого конкретного случая примеры и выводы, а также начать продуктивную работу над репутацией.

Какие данные и сведения порочат деловую репутацию?

В современном мире деловая репутация все больше и больше становиться фактором, подтверждающим надежность и исполнительность человека и компании, их деловые качества, и, что самое главное, ликвидность вложений денег и времени в них. Для примера можно вспомнить ситуацию, когда к одному мастеру, который кладет плитку, обращаются много людей, а к такому же, но менее известному – никто. Именно поэтому важно оценивать репутацию среди основных покупателей, а также устранять и предупреждать сведения порочащие деловую репутацию.

Надо сказать, что деловая репутация и процесс ее построения и сохранения скорее зависит от работы с массами и средствами информации, чем от конкретного качества услуг или товаров, которые и должны, по идее, быть подтверждением репутации. Все дело в том, что репутация состоит из огромного количества факторов, более 90% которых являются сугубо субъективными, то есть они продиктованы подсознательными эмоциями, редко основаны на фактах и доводах, а также очень чувствительные к настроению. Именно по этой причине сведения порочащие деловую репутацию часто появляются во время того, когда клиент, получивший негативные эмоции, имеет возможность высказывать их в массовых источниках информации, которых, на данный момент, достаточно, чтобы свести репутацию на нет.

Качественный подход к регулированию вопросов имиджа и репутации порой требует аналитических мер, которые позволяют правильно выделить ключевые параметры, влияющие на репутацию, а также реально вывести на передний план список мероприятий, которые позволяют выявить и устранить сведения порочащие деловую репутацию. В аналитике репутации существует процентный показатель, который отражает падение или взлет продаж и спроса на услуги компании или конкретного человека, а также позволяет прогнозировать те или иные изменения в репутации. Для получения такого индекса необходимо проанализировать спрос до изменения фактора репутации, данные такого анализа принимаются за точку отсчета. После моделирования или прогнозируемого создания факторов, которые изменяют репутацию, как правило в отрицательную сторону, оценивается изменение спроса и выводиться конкретный процент потерь, который и является показателем того, насколько важен или наоборот, незначителен данный фактор. Таким образом выводиться перечень основных факторов, с которыми и происходит работа самого человека или компании, или они делегируются специалистом других направленностей.

Касательно делегирования задачи устранить сведения порочащие деловую репутацию, стоит отметить те сферы, которые слабо поддаются регулированию человеком или компанией. К примеру, на компанию существуют несколько негативных отзывов в сети интернет, которые содержат не совсем приятную информацию, которая не обязательно является реальной. В случае, если устранение факторов, вызвавших такие отзывы, со стороны компании невозможно, есть смысл работы с этими данными с позиции устранения или перемещения в конец списка поисковиков. Это делается путем оптимизации основного сайта компании и создания отзывов позитивного характера, которые выводятся в начало списка. Таким образом, негатив перемещается ниже, ближе к концу. Еще одним способом, который отлично дополняет первый, является помещение или регистрация такого контента (текста или группы текстов), которые могут позволить признать форум с отзывом неуникальным, что поместит его вниз списка или заблокирует на длительное время. Как правило, заинтересованная администрация таких форумов с радостью удалит сведения порочащие деловую репутацию, дабы не испытывать давки на SEO уровне.

Заниматься подобной оптимизацией, а также моделированием рисков и состояний кризиса – задачи, которые под силу не каждому человеку или компании. Как правило, в таких ситуациях требуется помощь специалистов данных сфер, которые позволят гарантировать отсутствие потерь, быстро выполнить задачи и максимально продлить действие результатов.

Организации в отличие от физических лиц не могут претендовать на возмещение им морального вреда при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию (). Однако это не исключает возможности требовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями. Верховный суд Российской Федерации рассказал, в каком случае юридические лица могут рассчитывать на получение компенсации за умаление их деловой репутации ( , утв. Президиумом ВС РФ 16 февраля 2017 г.).

На сайте издания, учредителем которого является "М", 17 апреля 2014 года была опубликована статья содержащая информацию о том, что администрация Университета нарушает , гарантирующую гражданам свободу слова.

Поскольку эта публикация распространяла не соответствующие действительности сведения, деловой репутации Университета был причинен вред, который он оценил в 1 млн руб. Однако общество "М" отказалось его компенсировать.

Поэтому Университет обратился с иском в суд и просил признать опубликованные на сайте сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию, обязать общество удалить статью с сайта и разместить текст опровержения на главной странице, а также взыскать с "М" 1 млн руб. в качестве компенсации вреда. Факт размещения указанной статьи на сайте истец подтвердил протоколом осмотра доказательств от 5 мая 2015 года, составленным нотариусом.

Для составления искового заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации воспользуйтесь "Конструктором правовых документов " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования – он согласился с тем, что статья порочит деловую репутацию Университета, и обязал ответчика удалить ее, разместив текст опровержения на главной странице в открытом доступе. А вот взыскивать компенсацию вреда суд не стал (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 ноября 2015 г. по делу № А56-58502/2015). Свою позицию он, сославшись на , объяснил тем, что вред, причиненный юридическому лицу, носит имущественный характер, что исключает возможность присуждения юридическому лицу неимущественного вреда, в какой бы форме он ни выражался. Тем не менее, суд признал, что истец имел бы право на компенсацию убытков, если бы подтвердил, что распространение сведений привело к потерям имущественного характера в указанном размере.

Университет с этим не согласился и обжаловал решение в апелляции, которая акт нижестоящего суда отменила и взыскала в пользу истца 1 млн руб. компенсации вреда (). Юридическое лицо, чье право на деловую репутацию нарушено, по мнению суда, вправе требовать возмещения ему нематериального вреда, если доказаны общие условия деликтной ответственности (наличие противоправного деяния со стороны ответчика, неблагоприятных последствий этих действий для истца и причинно-следственной связи между этим). Суд также отметил, что общество "М":

  • распространило сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию Университета;
  • разместило эту информацию в Интернете, в результате чего неопределенное и неограниченное число пользователей получило к ней свободный доступ.

Таким образом, порочащие истца сведения получили неограниченную степень распространения. А, значит, и заявленный размер компенсации вреда вполне обоснован.

Общество "М" не согласилось с обязанностью выплатить истцу компенсацию вреда и обратилось с жалобой в кассацию, которая отменила апелляционное постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции ().

Университет, пояснил суд, при рассмотрении дела не представил доказательств того, что после опубликования спорной статьи снизился спрос потребителей на оказываемые им услуги или наступили другие отрицательные для него последствия.

Окончательную точку в этом споре поставил ВС РФ ().

Суд отметил, что несмотря на то, что исключает возможность компенсации юридическому лицу морального вреда в случае умаления его деловой репутации, это не мешает ему заявлять требования о возмещении вреда, причиненного репутации ().

При этом под вредом, причиненным деловой репутации, следует понимать всякое ее умаление, которое проявляется, например, в наличии у юридического лица убытков, обусловленных распространением порочащих сведений и иных неблагоприятных последствиях в виде утраты конкурентоспособности, невозможности планирования деятельности и т. д.

Однако одного лишь факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для того, чтобы сделать вывод о причинении деловой репутации ущерба, и для выплаты денежного возмещения, добавил ВС РФ. Истец при этом должен подтвердить:

  • наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т. д.);
  • наступление для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений;
  • факт утраты или снижения доверия к его репутации.

Университет, в свою очередь, ссылался на предоставление обществом "М" свободного доступа к порочащей истца информации неопределенному и неограниченному числу пользователей. Но не предоставил ни доказательств, свидетельствующих о своей репутации, сформированной до публикации на сайте оспариваемой статьи, ни доказательств, позволяющих установить наличие неблагоприятных для него последствий в результате такой публикации.

Отсутствие таких доказательств, пояснил Суд, во-первых, мешает сделать вывод о том, что судебного решения об опровержении порочащих репутацию сведений недостаточно для восстановления баланса прав участников спорных правоотношений. А во-вторых, не позволяет определить размер справедливой компенсации.

С учетом этого ВС РФ признал отказ кассации во взыскании с ответчика компенсации за распространение сведений, порочащих деловую репутацию университета, обоснованным и оставил жалобу истца без удовлетворения.

Фото Право.Ru

С 1 октября 2013 года вступили в силу изменения ГК, которые запретили юридическим лицам взыскивать компенсацию морального вреда. В марте уже этого года Президиум ВС , что юридические лица могут защищать свою репутацию путем опровержения опубликованных сведений и взыскания убытков. Но петербургский университет решил, что все равно имеет право на миллионную компенсацию вреда, причиненного деловой репутации вуза от обличающей статьи в онлайн-издании. Дело дошло до ВС, который разъяснил, почему запрет юрлицам взыскивать компенсацию морального вреда не мешает им требовать возмещения вреда, который причинен репутации компании.

Опровержения мало для восстановления справедливости

Администрацию Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов возмутила публикация местного СМИ - Закс.ру. В заметке приводилась позиция молодежной общественной организации "Весна", которая обвиняла ректора вуза Александра Запесоцкого в нарушении конституционного права студентов на свободу слова.

Спустя полтора года после публикации Университет обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о защите деловой репутации к редакции сайта и его учредителю (дело № А56-58502/2015). Заявитель потребовал признать не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию вуза следующую информацию: "Администрация Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) и ректор Александр Запесоцкий нарушают 29-ю статью Конституции, гарантирующую гражданам свободу слова" . Именно эти слова представителей движения "Весна" процитировало издание.

Кроме того, истец попросил обязать ответчика удалить статью с сайта издания, разместить опровержение и взыскать со СМИ 1 млн руб. в качестве компенсации вреда, причиненного деловой репутации вуза.

Первая инстанция признала, что материал порочит деловую репутацию вуза, но отказала во взыскании миллионной компенсации. По мнению суда, истец не представил доказательств, которые подтверждают реальные негативные последствия от выпущенной статьи для репутации университета. Судья Светлана Астрицкая постановила лишь удалить спорный материал с сайта издания, опубликовать опровержение и взыскать в пользу университета 6000 руб. за госпошлину.

Апелляция пришла к иному выводу и удовлетворила требования истца полностью. В своем решении апелляционная инстанция сослалась на то, что ответчиками по подобным спорам могут выступать не только авторы высказываний, но и те, кто эти сведения распространил (п. 5 Постановления Пленума ВС от 24 февраля 2005 года № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"). Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение апелляции и оставил в силе акт первой инстанции.

ВС: "Юрлица могут возместить репутационный вред"

Университет не согласился с решением окружного суда и обжаловал его в Верховный суд , чтобы добиться оставления в силе акта апелляции. Адвокат Александр Макаров из АБ "Резник, Гагарин и партнёры" , представляющий интересы истца, на судебном заседании уверял, что в процессе произошла подмена понятий: "Суды указали на то, что у истца нет права на компенсацию морального вреда, но заявитель просил о другом - возместить нанесенный репутационный вред, содержание которого отличается от первого".

Юрист подчеркивал, что ст. 152 ГК ("Защита чести, достоинства и деловой репутации") в действующей редакции не исключает взыскания в пользу юридического лица репутационного нематериального вреда. ВС тогда отказал заявителю, оставив в силе акты первой инстанции и окружного суда. Таким образом, СМИ не придется выплачивать миллионную компенсацию (см. ).

В своем акте ВС указывает на то, что запрет юрлицам взыскивать компенсацию морального вреда не мешает им требовать возмещения вреда, который причинен репутации компании. В подтверждение своей позиции судьи ВС ссылаются на Определение Конституционного Суда от 4 декабря 2003 года № 508-О : "Отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков, в том числе нематериальных, причиненных умалением деловой репутации, или нематериального вреда, имеющего свое собственное содержание" .

Судебная коллегия по экономспорам ВС поясняет, почему она отказалась удовлетворять требования университета: истец не доказал определенного уровня своей деловой репутации и ее умаления.

Эксперты Право.ru: "По существу спор решен правильно"

Дмитрий Серегин, советник юридической фирмы "ЮСТ", объясняет, что в ГК под моральным вредом подразумеваются главным образом физические и нравственные страдания: "В этом смысле юридическому лицу моральный вред действительно не может быть причинен". Однако от морального вреда следует отличать вред деловой репутации, например, снижение доверия к юридическому лицу из-за распространения порочащих сведений, подчеркивает Серегин: "В таком случае пострадавшее юрлицо может потребовать возмещения убытков, но для этого оно должно доказать факт их наступления, связь с подрывом своей репутации и обосновать размер".

Анатолий Семенов, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности, считает спорной ссылку ВС на решение Конституционного суда . По его мнению, КС в своем Определении указывал не на допустимость применить "компенсацию морального вреда" по аналогии, а на возможность потребовать "компенсации убытков". Слово "компенсация" в таком контексте не обозначает специальную санкцию, а является синонимом "возмещения" или "взыскания", полагает юрист. Семенов сомневается, что позиция КС в таком случае может преодолеть прямое указание закона и создать новую категорию "нематериальных убытков".

Павел Хлюстов, адвокат, партнер КА "Барщевский и партнеры", уверен, что по существу спор разрешен правильно, но правовое обоснование заявленного требования как нематериальных убытков является неверным. Любые утверждения о том, что по своей правовой природе компенсация морального вреда юридическому лицу относится к неким "нематериальным убыткам", эксперт считает сомнительными, учитывая отсутствие соответствующей нормы в действующем законодательстве. Кроме того, не следует забывать, что взыскание морального вреда или нематериальных убытков по своей правовой природе является мерой юридической ответственности, поясняет Хлюстов: "Последняя может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями (ст. 54 Конституции)". Спикер напоминает, что юрлицо может требовать взыскания вреда, который причинен его деловой репутации, используя нормы о взыскании убытков: "А не положения, которые регулируют компенсацию морального вреда, или режущие слух каждого юриста "нематериальные убытки".

Дмитрий, добрый день! Клевета (как уголовное преступление) тут маловероятно, а вот гражданский иск о защите деловой репутации на оснвании ст. 152 ГК РФ вполне может быть

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
8.Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.
11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Здравствуйте, обратиться в суд с иском о возмещении вреда
      деловой репутации Вы сможете только зная точно, кто этот гражданин, его (ФИО и место жительства), доказав при этом, что эти сообщения оставил именно он, и доказав несоответствие его утверждений действительности.


      Дмитрий

      нет, клевета может быть только в отношении гражданина. Юридическое лицо оклеветано быть не может.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Кубинка

      Общаться в чате
      • 9,4 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день.

      Клеветы здесь не будет, так как нет сведений о фактах

      УК РФ, Статья 128.1. Клевета

      1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

      а вот потребовать можете следующее


      По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
      2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
      3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

      6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных впунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
      7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
      8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 9,7 рейтинг

      Здравствуйте, Дмитрий.

      Привлечь к уголовной ответственности за клевету в отношении организации не представляется возможным, это возможно только если клевета в отношении граждан исходит.

      Уголовный кодекс

      Статья 128.1. Клевета

      1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинстводругого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяц

      ев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

      Вы можете требовать защиты своей деловой репутации в порядке, предусмотренном гражданским кодексом.

      Гражданский кодекс


      1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

      По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

      2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

      3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
      4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
      5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
      6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
      7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
      8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
      9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
      10. Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

      11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 40%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг
      • эксперт

      Тянут ли на клевету заявления в них?
      Дмитрий

      Тут будет скорее защита деловой репутации

      Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
      (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

      1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
      5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».

      11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

      Плюс если у данных людей есть подтверждающие факты, то тогда это даже на удаление с сайта не тянет.

      Направьте владельцу ресурса требование о удалении информации, если не поможет, придётся обращаться в суд и там уже требовать удаления такой информации.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 9,7 рейтинг

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 40%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг
      • эксперт

      Но учтите, что тут может быть просто оценочное суждение. не умышленное, тогда и иск не даст результата

      Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
      Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
      В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствиедействительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате

      Добрый день!

      Какие ответные меры мы можем предпринять для удаления этих надуманных, не соответствующих действительности отзывов?

      Такое заявление рассматривается в порядке особого производства

      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3
      «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»

      2. Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.
      Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае , когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать ). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

      Обратите внимание, что перед подачей такого заявления необходимо подготовить доказательства распространения оспариваемых сведений (как правило в суд требуется представить нотариально заверенную распечатку с сайта Яндекс маркета с соответствующими спорными сведениями).

      Дело № А40-228791 -15- Дело № А40-228791 -15- 15-1866.docx 15-1866.docx

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,7 рейтинг
      • эксперт

      ресурсах откровенно ложные отрицательные отзывы под вымышленными именами, в том числе на яндекс-маркете.
      Дмитрий

      Здравствуйте. Максимум можно говорить о защите дел репутации по ст 152 гк и то- если будут доказательства этого

      если же ставить вопрос просто о мнении- это не наказуемо

      Клиент судя по всему не признается в авторстве отзывов. Какие ответные меры мы можем предпринять для удаления этих надуманных, не соответствующих действительности отзывов?
      Дмитрий

      и не признается - а вот этот момент все таки придется доказывать вам

      Тянут ли на клевету заявления в них?
      Дмитрий

      не тянет - это мнение частного лица о вас -вы не можете запретить этого ему делать. даже если будут доказательства что это писал именно он

      клевета же - может быть по отношению к физ лицу, но не юр лицу - тут ук не будет у вас

      (а это еще вопрос открытый)

      суд если уж будете подавать по ст 152 гк - по общему правилу по месту нахождения ответчика, (надо знать его фио и адрес) либо доказывать в особом производстве нарушение дел. репутации, но вы сами понимаете- почти не исполнимо будет это решение - завтра отзывы появятся от др лица и на др ресурсе- будет все тоже самое

      Яндекс не обязан удалять эти отзывы - опять же- т.к. это мнение частного лица

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате

      Поскольку установить лицо, оставившее отзыв в интернете не представляется возможным, то у Вас есть право обратиться в суд с заявлением о защите деловой репутации, путем признания распространенных сведений порочащими деловую репутацию и не соответствующими действительности.
      Турманов Аскар

      В Вашей ситуации проблема состоит в том, что нельзя понять, кто именно оставил не соответствующий действительности отзыв на Яндекс маркете, то есть к кому возможно было бы предъявить соответствующие исковые требования

      Возможно только одно из двух: либо это клевета со стороны наших конкурентов, которых немало, либо это… – единственный «проблемный» клиент, за последние полгода.

      Поэтому иного правового механизма, как кроме установление факта недействительности указанных сведений в порядке особого производства, у Вас нет. И суд отказать в принятии такого заявления не вправе.

      Это подтверждается судебной практикой:

      Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)

      11. В том случае, когда невозможно установить лицо, распространившее порочащие сведения, заявление о признании таких сведений не соответствующими действительности рассматривается в порядке особого производства.
      Если в ходе судебного разбирательства, осуществляемого в порядке особого производства, будет установлено конкретное лицо, распространившее оспариваемые порочащие сведения, суд оставляет указанное заявление без рассмотрения.
      Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 27 АПК РФ о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию заявителя сведений, распространенных в сети «Интернет».
      Оставляя поданное заявление без движения, арбитражный суд первой инстанции в определении сослался на то, что в заявлении отсутствуют сведения об ответчике, а именно о его наименовании и местонахождении.
      Впоследствии определением арбитражного суда первой инстанции заявление возвращено заявителю на основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ в связи с тем, что заявителем не были устранены в срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
      Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил названное определение суда первой инстанции, вопрос направил на новое рассмотрение по следующим основаниям.
      Обращаясь в арбитражный суд первой инстанции, общество указывало на невозможность идентифицировать лицо, распространившее сведения в сети «Интернет».
      Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети «Интернет» лицом, которое невозможно идентифицировать). Такое заявление рассматривается в порядке особого производства.
      Таким образом, у арбитражного суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 129 АПК РФ, для возвращения заявления.(15)
      В другом деле в ходе судебного разбирательства об установлении факта распространения сведений, которые порочат деловую репутацию заявителя и не соответствуют действительности, к участию в деле привлечено третье лицо, которое подтвердило факт распространения им указанных сведений, но оспаривало их порочащий характер.
      Учитывая эти обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 148 АПК РФ оставил без рассмотрения заявление об установлении факта распространения сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию заявителя, ввиду наличия спора о праве.

      Поэтому при условии представления Вами соответствующих доказательств, опровергающих опубликованные на маркете сведения, судом устанавливается факт их недействительности.

  • Что можно взыскать по факту урона деловой репутации? Организация заключила договор на оказание услуг по рекламному обслуживанию. Исполнителю был предоставлен текст, который должен был быть зачитан в эфире при появлении картинки, однако текст не соответствовал картинке, что привило к искажению информации и по факту стало антирекламой и самое удачное время для прокручивания рекламы (специфика объекта рекламы) было упущено. Что можно взыскать с Исполнителя?

    Ответ

    «Требования истца о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в связи со снижением продаж и в виде реального ущерба в связи с расходами на рекламу также правомерны оставлены без удовлетворения, так как истцом не доказана причинно-следственная связь* между одним доказанным фактом распространения ответчиком сведений несоответствующих действительности и порочащих деловую репутацию истца и убытками в виде снижения продаж и расходами на рекламу».



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...