«Наша память хранит с малолетства веселое имя Пушкин» А.Блок «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…» Н.Гоголь. Анализ отрывка « Полтавский бой»

Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: "Ура!", безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.

Объясните значение таких слов и выражений, как "сыны любимые победы", "битвы поле роковое", "темнеет слава их знамен", "бога браней благодатью", "счастья баловень безродный, полудержавный властелин".

Выражение "сыны любимые победы" обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. "Битвы поле роковое" - поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. "Темнеет слава их знамен" - эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза "Бога браней благодатью" означает, что бог войны поддерживает русских воинов. Выражение "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.

Возьмем, к примеру, описание Полтавского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, психологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и начало боя ("Горит восток зарею новой"), появление Петра со своими сподвижниками, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способствуют художественные средства, используемые поэтом.

Эпитеты: дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье боевое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница летучая.

Метафоры: горит восток зарею новой; свищут пули; битвы поле роковое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темнеет слава их знамен; жар пылает; поле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

Сравнения: как пахарь, битва отдыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

Важную роль в картине боя играет звукоподражание.

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

В "Полтаве" образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани ("Могущ и радостен, как бой…"), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен - противопоставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой. Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.

Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.

Швед, русский - колет, рубит, режет,Бой барабанный, крики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем? Какие мысли и чувства преобладают в них?

Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное. Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему "дни Петра" поэт называет "славными"? В чем автор "Стансов" видит заслуги самодержца? "Дни Петра", по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: "правдой… привлек сердца", "нравы укротил наукой", "сеял просвещенье", "знал предназначенье" своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). "Всеобъемлющая душа" царя Петра вмещает все эти достоинства,
    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    Кто является автором произведения и какие источники им использованы? "Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая"), называемое "Задонщиной", было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и "Слово о полку Игореве". О чем рассказывает "Задонщина"? Произведение рассказывает о Куликовской битве, которая произошла 8 сентября 1380 года. Куликовская битва, или Мамаево
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,
    «На поле Куликовом»: опыт осмысления Стихотворный цикл Александра Блока «На поле Куликовом» традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В. Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл «На поле Куликовом» в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать её современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию даёт возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При
    Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, лишенного злобного нрава. Это были ненависть и зависть, которые все время толкали его на подлые поступки. Опишите

Дата: Класс: 7урок 3­4
Тема:А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное,
историческое и злободневное в поэме
Цель урока:познакомиться с отрывком из поэмы и выявить средства, с помощью которых поэт прославляет
эти качества. Показать интерес Пушкина к истории России, мастерство поэта в изображении Полтавской
битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
3
ми
н.
5
ми
н.
20
ми
н.
Деятельность учителя
Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по
приему «Атомы и молекулы»
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Дети делятся на
группы.
Ученики отвечают
на вопросы учителя.
наглядности
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику
выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем
часть рассказа)
Ученики работают
над текстом.
Демонстрируют
свои знания.
учебник
карточки
Группа 1 и посмотрите, какие слова вам знакомы. Дайте им
объяснение. Пояснение незнакомых слов найдите на обороте.
­ теснины – узкий проход между
возвышенностями.
­ рать – войско.
­ шатёр ­ большая палатка, крытая
тканью.
­ лик – лицо человека.
­ гарцевать – лихо ездить верхом.
­ властелин – победитель.
­ око – глаз.
­ одрях – слабый, немощный от
старости.
­ чело – лоб.
Чтение отрывка.
­ Какие чувства вызывает у Вас содержание поэмы? (гордость,
страх, опасность, радость, тревога).
­ Какие части речи создают напряжённость, ускоренный ритм?
(глаголы)
­ Каких главных героев вы увидели?
Группа 2

Сравнительная характеристика главных героев.

10
ми
н.
Пётр I Карл XII
“звучный глас”
“глаза сияют” (зачеркните
“лик ужасен” словосочетания,
“движенья быстры” которые не
“промчался пред полками” подходят данному
“могуч и радостен” образу)
“бледен, недвижим”
“в душу тихо погрузился”
“смущённый взор”
“слабым манием руки”
3 группа: выбрать глаголы, передающие напряженность,
стремительность рукопашного боя.
(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
4 группа: звукопись в описании боя.
(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение
звона, грохота, скрежета).
IV. Закрепление урока. По методу «Кресло автора»
Как рисует Пушкин начало боя?
(описание боя дается с точного указания места и времени, где
он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ
зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
­ Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо
вооруженной)
­ Почему поле брани роковое?
(Рок – это судьба.Исход битвы решает судьбу народа.)
­ Кто такой « бог браней»?
(У древних римлян Марс ­ бог войны.)
­ Кому этот Бог покровительствует?
(В донном сражении он покровительствует русским).
­ Каким образом поэт достигает живости, динамичности
повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые
подчеркивают быстроту.)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
­ Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
(Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий
художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Внутренний­
обсуждают тему, а
внешний­
наблюдает за их
действиями.

топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
(Чтение отрывка наизусть)
­Какое впечатление он на вас производит?
(впечатление силы, величия, красоты)
­ Как поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются
устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и
столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при
описании Петра Великого?
­ С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для
описания Петра?
(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в
действиях).
.
Постер для всех групп Тема;
Учащимся предлагается изобразить главных героев, как они себе
их представляют.(группам из 3­х человек даётся на листочке
образ Петра I и Карла XII. Под лёгкую музыку они представляют
героя литературного произведения. Задача класса – угадать образ
героя. Выступающие по окончанию музыки должны замереть,
приняв образ характерного героя.)
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
В чем современность поэмы «Медный всадник»?
­Можно ли считать проблему власти и народа одной из вечных
тем?
­Чего больше в создании Петра­величия, государственной
необходимости или источника страдания для простого народа?
­Стоит ли создание такого города, как Санкт­Петербург -
страданий простых людей?
­Как в государственном масштабе должно соотноситься частное
и общее, государственное и личное?
­ Чему научил вас урок?
­ Какое впечатление осталось у вас от урока?
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
5
ми
н.
2
ми
н.

Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.
Тема урока«И грянул бой, Полтавский бой!»
Цели урока:
- показать нарастание мощи российской армии;
- показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;
- дать характеристику полководцам Северной войны;
- познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;
- определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы, материал к словарной работе по истории).
Оформление доски:карта;
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель истории.
С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.
Следовательно, тема урока «Полтавская битва».
С.А. а если бы эту тему определял великий русский поэт А.С.Пушкин, то он бы поэтично воскликнул: «И грянул бой, Полтавский бой» (запись темы в тетрадь по истории) Это сражение Северной войны.
Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.
Учитель литературы: Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут ярче представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Ну, а этой яркости в описание такой важной битвы поэт достигает литературными средствами. Перечислите известные вам средства художественной выразительности. Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
СРАВНЕНИЕ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
МЕТАФОРА -
переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний Тест на слайде ответы
Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд)Зачем нужно было получить выход к морям?
Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?
Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.
Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).
Можно ли было решить эту задачу мирным путем?
Скорее всего, нет.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.
Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.
Начало войны для Швеции. Поражение под Нарвой. Причины. Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед. Какие уроки извлекли Определяют
Работа со словарём
Работа с документами Газета Ведомости информирует о подготовке к будущим сражениям реформа армии, поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур Анализ документа
Первые победы слайд карта
в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.
Сражение у Лесной Меньшиков Мать полтавской победы. Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»?
-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.
- Найдите на карте Полтаву.
-После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока.
-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?
Знакомство с отрывком из поэмы Полтава». Учитель читает отрывок из поэмы «Тиха Украинская ночь». Как отражает Пушкин обстановку накануне битвы? Как поэт показывает образ Мазепы, его предательство? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Читают
Анализ отрывка
Анализ текста. Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока
над Западом, говорящая о начале процветания России
Начало боя (Чтение)
- Как рисует Пушкин начало боя?
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- как вы понимаете слова поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс – бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)
.
- Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
Чтение отрывка
Отвечают.
Анализ текста
Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариямиГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.
-Поясните всю важность генерального сражения.
-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.
-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?
-Верно. Преимущества были у русской армии. Одно из них – редуты.
РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т».
-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.
Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк.
Отвечают.
Выполняют.
Отвечают.
Работа со схемой сражения. Записывают опреде ление в тетрадь.
Отвечают.
С. Г.
фильм
С.А. Перед началом второй части боя(самой важной) Пётр и Карл обращаются к своим войскам? Давайте посмотрим, как это сделал Петр. (Не за Петра, а за Отечество)
Портреты Петра и Карла
Выясним, как Пушкин представляет появление Петра I.
Какое впечатление он на вас производит? ((он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
Производит впечатление силы, величия, красоты)
- Как поэт добивается этого эффекта? Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими: «лик, глас», «Божия гроза». Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, так же грозен для врага и так же непредсказуем, как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
. Для чего поэт использует антонимы ужасен – прекрасен при описании Петра Великого?(Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.)
- С какой целью Пушкин употребляет краткие прилагательные, короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях, быстроту).
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?
-зачитайте

Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Карл в недоумении, увидев подготовленные войска, а также Карл ранен в ногу,осматривая лагерь русских он убил одного казака, другой его ранил, поэтому он «бледен», у него нет сил, он не может, в отличии от Петра воодушевить свои войска.
- Какой приём использует А. С. Пушкин в изображении этих героев? (Антитеза) Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра

Передышка в бою.
Наступает затишье перед боем, войска готовятся к главному сражению.
- С чем сравнивается образ битвы?
(« Как пахарь битва отдыхает». Пахарь – труженик и воин - труженик. Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря)
- Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей
.

Работа с документом:Пушкин – поэт, человек творческий. Мог ли он отразить реальную картину, ведь он жил на столетие позже. Предлагаем познакомиться с воспоминаниями очевидца событий: стр. 114 док№2. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа
Работа с фрагментом поэмы. Учитель литературы:
-Давайте выделим фрагмент поэмы, изображающий сам бой. Прочтите его.
-Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использовал Пушкин? Какой эффект достигался с их помощью?
-Обратите внимание на следующие строки:
«ШвЕд, русский – кОлет, рУбит, рЕжет,
Бой барабАнный, клИки, скрЕжет,
ГрОм пУшек, тОпот, ржанье, стОн,
И смЕрть, и Ад со всех сторон».
-С помощью этих средств и приемов поэт достигает яркости и динамичности в изображении.
- -Прочтите следующую строфу, повествующую о завершении битвы. Каков тон автора? Выразительно читают.
Находят. Чтение вслух.
Находят. Отвечают.
Отвечают.
Слышен гул сражения, сочетание звуков Р, Ш, Ж – звуковой образ боя,
создает ощущение звона, грохота, скрежета).
(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
.
. Учитель истории:
-Русская конница под руководством Меньшикова преследовала отступающих шведов. У крепости Переволочны на левом берегу Днепра шведы оказались прижаты к берегу и 30 июня капитулировали. В Северной войне Александр Данилович Меньшиков получил высший чин в армии – генералиссимуса. Прутский поход и морские победы
Учитель литературы А как Пушкин изображает победу? Петр устраивает Пир
- За каких учителей поднимает кубок Петр I? (Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
- Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Рассказ учителя
Чтение отрывка
Работа в
группах: Учитель истории:
1. Ознакомиться с результатами Ништатского мира, определить территории, которые отошли к России, показать их на карте
2. Обсуждает и определяет причины победы России в Полтавской битве и Северной войне.
3. Определить значение победы России в Полтавской битве.
4 Определить значение победы России в Северной войне
Мир со Швецией был торжественно отпразднован в России. Все дома в Петербурге были иллюминированы, состоялся грандиозный маскарад. Сенат попросил ПетраI принять титул императора всероссийского. Русь превращалась в Российскую империю. Переменой подчеркивались возросшая мощь страны и ее влияние в Европе. Кульминацией Северной войны стала Полтавская баталия.
Рефлексия. - Учитель литературы:
-С какой целью А.С.Пушкин обращается к теме Полтавской битвы?
-Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?
Учитель истории:
-Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
- урок хочется закончить словами А.С. Пушкина, который писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Отвечают.
От победы под Полтавой зависела судьба России, роль в мире. Славит русского солдата.
Отвечают.
Постановка домашнего задания:
По литературе – выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» (описание боя)
По истории п. 14
Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Полтава
Славная выносливая
Сражались погибали побеждали
Окно в Европу
генеральное сражение

1

"Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава")

Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему ; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.

3) Работа по тексту поэмы.


  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).
    Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.

:промчался перед полками,

Могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Карл XII

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).

6) Вывод:


  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:
1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

5.Вывод.


6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":
Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.
3) Работа по тексту поэмы.

  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

  • Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).
4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.
:промчался перед полками,

могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).
6) Вывод:

  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...