Название цивилизаций древнего востока. Появление и особенности древней восточной цивилизации

История Древнего мира всегда вызывала повышенный интерес не только у профессиональных исследователей, но и у простых обывателей. Это совершенно неудивительно, так как тайны, скрытые в глубине веков, не только дразнят наше воображение, но и могут дать ответы на многие вопросы, которые мучают и современных людей.

Социологи и политологи до сих пор исследуют государственное устройство империи персов, которая просуществовала намного дольше Римской. Но особенно много вопросов вызывают древние цивилизации Древнего Востока. Если о наших предках мы знаем сравнительно много, то от многих государств тех времен остались - в лучшем случае - лишь неясные упоминания на страницах трудов древних историков.

Впрочем, сегодня мы расскажем о тех культурах, которые смогли оставить достаточно значимый след в истории. Какие можно выделить особенности цивилизации Древнего Востока, благодаря которым стало возможно само возникновение государственных структур?

Предпосылки возникновения первых государственных образований

Приблизительно с 11 века до нашей эры начинают возникать первые крупные государственные образования. В те времена они появлялись исключительно после завоевания одних народов другими. Правители первых государств нередко были талантливыми воинами, но весьма средними политиками. Их основным стремлением была захватническая экспансия, а удерживать завоеванные границы им приходилось только силой. Вообще, характеристика древних цивилизаций Востока (большинства из них, во всяком случае) наглядно указывает на зависимость развития экономики государства от успешности ведения захватнических войн.

Если нашествие было удачным, то в руках завоевателей оказывались тысячи рабов и огромные территории, население которых тут же обкладывалось запредельной данью. Появившиеся излишки денег позволяли царям содержать писцов, ученых и людей искусства, благодаря которым мы кое-что знаем о тех нелегких временах. Постепенно правители совершенствовали формы государственного устройства, узнавали о необходимости строительства больших крепостей.

Покоренные народы, пребывая в рамках одного государства, лучше узнавали друг друга, появлялись новые народности. Вообще, если выделять ключевые особенности цивилизации Древнего Востока, то нельзя не заметить, что многие этносы, славящиеся своими стремлениями к завоеваниям, не жаждали уничтожить культуру, письменность и язык покоренных народов.

Таблица сравнительных характеристик народов Востока и Запада

Основные занятия

Ремесло, земледелие и скотоводство

Мореплавание, ремесла, скотоводство

Религия (до христианства и ислама)

Язычество

Многобожие

Социальный строй

Классовое разделение

Классовое и кастовое разделение

Государственное устройство

Феодализм

Деспотичные монархии, тирания

Культура

Мифология, точные науки мало развиты

Развита: появление арабских (индийских) цифр, развитие астрологии, богатая мифология

Вот чем отличались цивилизации Древнего Востока. Таблица дает об этом довольно наглядное представление.

Важнейшие факторы возникновения древних государств

Появлению действительно крупных держав способствовали два важных фактора. Во-первых, с Севера пришли племена, которые привели с собой одомашненных лошадей. Это послужило настоящим катализатором войн: отныне прекрасно вооруженные армии могли быстро передвигаться на огромные расстояния. Появились мощные колесницы, которые стали наводить ужас на врагов. Таким образом, развитие цивилизаций Древнего Востока шло весьма впечатляющими темпами.

Наконец, люди научились выплавлять сталь пристойного качества: железные сельскохозяйственные орудия позволили лучше возделывать почву и выращивать больше продуктов питания, стальные доспехи были невероятно прочны, а мечи легко рубили бронзовые латы и клинки. Не стояла на месте и культура древних цивилизаций Востока: возникало множество новых направлений в искусстве, развивались системы письменности и государственного управления.

Последствия возникновения первых Великих империй были достаточно разносторонними. Конечно, процесс их образования сопровождался небывалым всплеском насилия, но одновременно именно их возникновение способствовало бурному развитию наук и социальной сферы. Так какие же были древние цивилизации Древнего Востока?

Хетты

Считается, что первую развитую империю организовали хетты. Народ этот весьма таинственен, так как с тех пор прошло слишком много времени, а потому внушающих доверие источников попросту нет. Известно, что они относились к индоевропейскому этносу, а в Малую Азию пришли откуда-то с севера. Вообще-то изначально хетты создали сразу несколько государств, но уже в XVIII веке до нашей эры они объединились в одно. Впрочем, такой путь развития прошли практически все цивилизации Древнего Востока и Античности.

Столица государства хеттов располагалась в городе Хаттуса. Как и многие древние народы, занимались они исключительно скотоводством и земледелием. Впрочем, на редкость хорошо освоили они и рудное дело. Настолько хорошо, что среди историков именно этот народ считается первооткрывателем технологии выплавки железа.

Что же говорит школьный курс об этой цивилизации Древнего Востока? 10 класс в каждой школе наверняка знает, что хетты успели наладить меж всеми покоренными культурами неплохие торговые и культурные связи.

Завоевания хеттов

Хетты были опытными и смелыми воинами: уже в XVII веке до нашей эры они полностью захватили Северную Сирию. В 1595 году до нашей эры под их натиском пал легендарный Вавилон. Наряду с персами, хетты всегда отличались тем, что фактически не притесняли завоеванные народы. Как правило, они даже не требовали принятия своих ставленников, предпочитая сохранять власть законных царей (при условии, что они выполняли некоторые их требования). Первое успешное сопротивление хеттам оказали египтяне.

Война между ними длилась очень долго, так как однозначного успеха достичь не мог никто. Возобладало благоразумие, и между народами наконец-то был заключен мир. Хетты начали получать дешевый хлеб из египетских житниц, в то время как самих египтян очень радовали поставки руд. Вообще, практически все цивилизации Древнего Востока и Античности имели тесные хозяйственные, культурные и экономические связи друг с другом.

Гибель цивилизации хеттов

Историки считают, что стать такими миролюбивыми хеттов заставили ассирийцы. В то время их держава резко усилилась, причем довольно быстро воинственный народ вышел к самым границам хеттского государства. Разумеется, последних не слишком прельщала перспектива войны сразу на два фронта. Впрочем, от гибели хеттов это не спасло. Историки всего мира до сих пор спорят о том, как же погибла эта цивилизация Древнего Востока. Египет здесь ни при чем, так как с фараонами у воинственного народа были мирные договоренности.

Скорее всего, произошло это не без вмешательства «народов моря». Быть может, отряды этих загадочных воинов все же сумели дойти до Хаттусы и разрушить город. Кстати говоря, в Египте также столкнулись с их нашествием, но Рамсес III сумел нанести им страшное поражение, после чего интенсивность набегов «мореходов» значительно снизилась. Были ли еще древние цивилизации Древнего Востока?

Ассирия и Урарту

Сперва упомянутые выше ассирийцы занимали сравнительно немного земель. Их столицей был расположенный на реке Тигр. Они предпочитали все те же самые занятия, какие были почитаемы хеттами, но особенно преуспели еще и в торговых делах. Как ни странно, но этот народ сперва не был особенно воинственным, а потому за все время существования их государства его нередко захватывали соседи.

Но уже в XIV веке до нашей эры ассирийцы сумели захватить многострадальный Вавилон, а в районе 9-10 века их самих сильно потрепали кочевые племена, от которых страдали практически все цивилизации древнего мира. Древний Восток также постоянно подвергался их набегам.

В то же время на берегах (что в Закавказье) проживал довольно таинственный народ, который самими ассирийцами был прозван урартами. В том же 10 веке до нашей эры множество раздробленных их племен объединились, дав начало мощному государству Урарту. «Помогли» своим соседям ассирийцы, так как их постоянные нападения вынудили даже самых упертых местных царьков признать необходимость слияния. Рассвет народа Урарту приходится примерно на восьмой век до нашей эры. Тогда бывшие притесняемые сами смогли вести завоевательные войны со своими угнетателями.

Отношения с Урарту

В этот период ассирийские цари неоднократно терпели от Урарту поражения. Военные неудачи не способствовали повышению их авторитета среди народа, а потому нередко стали вспыхивать бунты и возникать заговоры в правящей элите. Около 750 года до нашей эры к власти пришел умный и жестокий царь Тиглатпаласар III, который сразу занялся укреплением армии.

Именно он полностью перевооружил свои войска, снабдив их первосортным железным оружием, и сделал наступательные войны основой государственной экономики. Он и его наследники сумели присоединить к огромное количество новых земель, которыми до того владели иные цивилизации древнего мира. Древний Восток приобрел новую доминирующую культуру.

Всего через 40 лет после начатых реформ ассирийцам удалось наголову разбить Урарту. Кроме того, они покорили множество народов Палестины и Сирии, захватили немалую часть Египта и Вавилон. Впервые в истории эта цивилизация интенсивно использовала метод насильственного переселения. Они стремились ассимилировать покоренные народы, сломить их и заставить отречься от собственной веры и языка.

В отличие от хеттов и персов, они не славились снисхождением к завоеванным. Так, именно ассирийские цари считаются изобретателями множества изощренных пыток и способов жесточайших казней. Впрочем, от постоянных бунтов и восстаний это их не спасало. Но не стоит считать их отъявленными злодеями: как и все крупнейшие цивилизации Древнего Востока, этот народ тоже сеял «разумное, доброе и вечное».

Достижения ассирийцев

Невероятные богатства, полученные в виде военной добычи и дани, позволили ассирийцам приблизить к своему двору множество выдающихся ученых, писателей и философов своего времени. Именно благодаря этому народу мы владеем информацией о книгах шумеров и вавилонян, которые были ими переведены. Так, тексты Месопотамии, которые изучаются и по сей день, были сохранены и дополнены именно ассирийскими учеными.

В Ниневии, новой столице царства, была собрана богатейшая на то время коллекция книг на глиняных табличках, содержащих все знания, которые успели накопить цивилизации Древнего Востока. Кратко говоря, это был настоящий кладезь премудростей, прикоснуться к которому приезжали ученые мужи со всех уголков Древнего мира.

Но время их государства уже закачивалось: уже в седьмом веке до нашей эры враги начинают теснить ассирийцев со всех сторон. На этом фоне решающую роль сыграли усиливавшиеся противоречия внутри правящих кругов. В 626 году власть Ниневии отверг наместник Вавилона, провозгласив себя царем. Именно он заключил множественные военные союзы с некоторыми иранскими народами (особенно с Совместным натиском они буквально смели с лица земли Ассирию, причем последние ее отряды были уничтожены в 609 году до нашей эры.

Персы

После падения своих злейших врагов, ассирийцев, на подъеме оказались Мидиийское и Причем последнее основал халдей Набопаласар, который в свое время организовывал деятельное сопротивление завоевателям. Его сын, смог покорить не только остатки Ассирии, но и Палестину с Сирией. При нем Вавилон достиг невероятного расцвета и могущества. Даже одно из Чудес Света, Висячие сады, которые древние греки ошибочно приписывали царице Семирамиде, были созданы именно его инженерами.

В то время на территории Ирана жили арии. Неудивительно, что те края их современники называли «Страной Ариев», которые к тому времени в значительной степени смешались с кочевыми племенами индоевропейцев (впрочем, практически все древние цивилизации ближнего Востока имели их кровь). Со временем на территории Ирана образовалось сразу несколько новых этносов, причем наиболее могущественными быстро стали персы. Официально они входили в состав Мидийского царства, но по факту у них был свой правитель.

Знаменитый персидский царь Кир I как раз таки начал с того, что отверг власть мидийского государя, провозгласив свой народ независимым. Так родилось Персидское царство. Народ этот быстро развивался, и уже очень скоро их армия дошла до Индии, а также захватила многострадальные Сирию с Палестиной. Но главным «приобретением» персов стало до сих пор славящееся тем, что именно в его рудниках было добыто едва ли не 70 % всего золота, имевшего хождение в Старом Свете до открытия Америки. Проще говоря, первые цивилизации Древнего Востока обеспечили платежными средствами все человечество на несколько веков вперед.

Кроме того, персы быстро стали заклятыми врагами греков, так как захватили практически все колонизированные теми земли. Наконец, в 539 году до нашей эры их армия дождалась своей очереди захватывать Вавилон.

Погиб во время очередного похода в Среднюю Азию. Сын завоевателя, Камбиз, сумел покорить Египет. На достигнутом царь вряд ли бы остановился, но в государстве вспыхнула внезапная смута, и он погиб. Впрочем, Дарий I, пришедший к власти, не дал внутренним беспорядкам погубить государство. Он жестко покарал всех нарушителей спокойствия, завершил поход Кира в Средней Азии, а персидская армия вновь завоевала часть Индии. Неудача постигла царя только в случае со скифами, да и поход в Грецию ему не слишком удался.

Отличительные особенности этой цивилизации

Персидская империя стала первым в мире государственным образованием столь огромного размера. Стабильность страны обеспечивалась ее разделением на области - сатрапии, каждой из которых правил надежный наместник (причем зачастую ими становились цари завоеванных стран). Впервые в истории была организована централизованная государственная почта, проведена реформа денежной единицы с целью ее максимальной стандартизации.

Кроме того, именно персам принадлежит устойчиво сформированная идея о том, что без должным образом развитой дорожной системы не будет крепкой страны. Этот народ как раз-таки отметился тем, что даже к самым удаленным задворкам каждой сатрапии был проложен хороший путь с твердым покрытием. Таким образом, даже приблизительная характеристика древних цивилизаций Востока указывает на их высокую развитость.

Персы ныне незаслуженно забыты и демонизированы посредством произведений хитрых греков. На самом деле, их культура практически ни в чем не уступала эллинистической и римской, а просуществовала она намного дольше. Таким образом, древние цивилизации Древнего Востока дали нам много больше, чем об этом принято думать: системы управления государством, важность транспортных путей, первые сборники законодательных уложений и прочее, что многие считают отличительными чертами современного мира.

Шесть тысяч лет назад человечество переходит в новый этап своего развития – в Древний мир (4 – 1-е тысячелетие до нашей эры), когда на сцену жизни выходят первые цивилизации.

На чем зиждились цивилизации?

Этот способ существования племен (на некоторой стадии их перехода в народ) и народов стал возможным лишь с появлением государств. Неважно, какого размера они были – в пол-Востока или в рамках одного полиса.

Другой важной чертой цивилизационного процесса являются наличие государственной власти и появление общественных классов. Появлялся глава государства – император, царь или деспот. За ним тянулся особый класс – аппарат управления страной. Довольно многочисленный, такой же тиранический, как и глава государства.

Шла классификация общества. Сочетались рабство и свободные сословия. Значительным моментом в деятельности древних цивилизаций являлось наличие армий для защиты границ, как от варваров, так и таких же новых государств. И не всегда рядом расположенных.

Но чаще воинские формирования существовали для захвата других территорий для привлечения трудовых и обладания природных ресурсов или для выхода на торговые пути, морские территории.

Цивилизации Древнего Востока

История свидетельствует, что некоторые цивилизации (античные греческая и римская) как будто специально создавались для присоединения чужеземных государств и народов, чуждых друг другу по менталитету, традициям, характеру деятельности, верованиям: одни поклонялись конкретному богу, другие – держались за многобожие.

Плодородие дало толчок торговле продуктами питания, потому что сами шумерцы все не съедали. За ней пошло и ремесленничество, поскольку меньше людей стали выращивать пропитание.

Эта часть народа позже переродилась в управленцев, жрецов. Шумер, с его безразмерным плодородием, породил и негатив: города притягивали крестьян, а поля заболачивались или засыпались песчаными барханами.

Шумерская письменность, потребность в которой диктовала торговля, возникла за три столетия до египетской. На артефактах найден перечень продаваемого зерна, скота.

Но не все так безоблачно происходило в Шумере. Он фактически состоял из ряда политически самостоятельных городов. Некоторые объединялись между собой, возвышаясь над другими, искали новые территории.

Шумерский зикурат — древнее культовое сооружение. Реконструкция

Так, аккадский правитель Саргон подчинил себе все другие города цивилизации Шумер, а затем увеличил его территорию до Средиземного моря.

Так родилась первая мировая империя. Но и она просуществовала недолго. Но, как и все цивилизации, Шумер закономерно подошел к своему концу. Но его культура стала основой для возникновения цивилизации Вавилона.

Вавилон

После гибели Аккадского царства роль переходит к шумерскому городу Вавилон с умнейшим правителем Хаммурапи, известным создателем свода правовых норм. Последующие двадцать веков он становится крупнейшим в мире и столицей цивилизации, взявшей с собой все лучшее от погибшей, шумерской. Ее знаменитая, хотя и недостроенная стометровая башня-храм, признана одним из семи «чудес света».

Хетты

Ближайшим «соседом» Шумер и Вавилона была Хеттская цивилизация. Хетты появились в Малой Азии (современная Турция) почти одновременно с развитием Шумерской цивилизации. От племен они быстро сформировались в народ. Осознали, что выживают только сильные, и они создали мощную по тем временам армию. Передвигались быстро на лошадях, а не пешим ходом, как соседи по Древнему Востоку, и с более поражающим оружием из металла. Их государство крепко простояло на «ногах» пять веков.

Хетты стали влиять на политику всего Ближнего Востока, показав свою военную силу. Один из полководцев захватил даже хорошо укрепленный Вавилон и разграбил его. Об этой тенденции, присущей всем цивилизациям, мы рассказали выше.

После Вавилона хетты обратили взоры на Египет. Но силы были равны, и битва закончилась «ничьей», — правители побратались. И хетты, и египтяне поняли, что лучше дружить, чем враждовать. Поэтому стали дожидаться, когда кто-то ослабнет, чтобы добить. В тринадцатом веке до нашей эры хеттская цивилизация пала под напором более сильных народов Средиземноморья.

Египет

Египет — один из несравненных долгожителей в восточной цивилизации. Географически он чем-то похож на Шумер: с двух сторон пустыни, а посредине полноводный Нил с плодородными долинами. Так же разливался, как Тигр и Евфрат, причиняя неудобства земледельцам и одновременно помогая им. Иначе этот народ просто не выжил бы.

Социальной особенностью цивилизации Египта было сплошное подчинение пяти миллионов человек правителям – фараонам, царям, а иногда жрецам, в которых видеть богов народ приучали с малолетства. В царстве была периодизация династий – ранняя, древняя, переходная, новое царство и так далее, по которым исчисляли года. Велось деление на территории по географическому принципу – Верхний и Нижний.

Его история – период расцвета городов, земледелия, торговли, культуры, искусства (правление Тутанхамона), ремесел, строительного дела (пирамиды, храмы, двух- трехэтажные жилые дома из кирпича) и так далее.

Восьмой, или Поздний период, оказался самым критическим для египетской цивилизации. Она разрывалась на части многочисленными войнами – ассирийцев, персов, Александра Македонского. Жирную точку поставил Цезарь Август в тридцатых годах до нашей эры. Исчезло и государство, и его язык.

Первые политические организмы, переросшие в государства, возникли в благоприятных природных условиях, прежде всего, в долинах великих рек: Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Хуанхе. Влияние географической среды на историю человечества невозможно сбросить со счетов, исключить из исторического анализа. Где-то это влияние было очень благоприятным, а где- то (например, в Арктике и Антарктике) представители рода Homo sapiens и сейчас выживают с большим трудом. Стоит также иметь в виду, что влияние природы на человеческие сообщества менялось по мере развития материально-технической основы человечества, научно-технического прогресса. В ранний период географическая (природная) среда определяла всю человеческую жизнь. Со временем природа стала отступать перед человеком, изобретавшим все новые и новые средства борьбы с ней. Теперь пришла другая эпоха: человек так уже замучил природу, что она мстит ему глобальным потеплением, невиданными наводнениями, страшными ураганами, загрязнением окружающей среды.

В основе древневосточных политических структур лежали вождества и общинные организации. Огромная роль принадлежала городу, причем город часто был просто огороженным, защищенным пространством, на котором и обитала община. Лишь постепенно город превращался в центр ремесла, торговли и экономики в целом, становился главным звеном политического управления. Разница между вождеством и ранним государством зачастую трудноуловима. Различие это усиливается по мере того, как развивается частная собственность, возникает господствующая элита, которая и концентрирует в своих руках собственность. Государство возникает в виде сравнительно небольшого нома, т.е. города с прилегающей к нему округой, города-государства. Так было, например, в Шумере, в Верхней Месопотамии, в Сирии и Финикии. Зачастую это были неустойчивые конгломераты таких государств, где более слабые платили более сильному дань и оказывали военную помощь (Хетт- ская, Митаннийская, Среднеассирийская державы). Наконец, это были (как в Египте и Нижней Месопотамии) относительно крупные царства, каждое из которых объединяло территорию бассейна целой реки.

В I тысячелетии до н.э. началось создание «мировых держав» - империй, первой из которых стала Ассирия. Как подметили отечественные востоковеды И.М. Дьяконов и В.А. Якобсон, создателями империй каждый раз оказывались государства, обладавшие наилучшими армиями и выгодным стратегическим положением.

Империи не были стабильными, но вслед за падением одной империи тут же появлялась другая. Экономическая система таких государств, как, впрочем, и вышеперечисленных, держалась на рабском труде и труде рядовых общинников, захвате добычи и торговле. Важным механизмом, который обеспечивал определенную экономическую стабильность, являлась система самоуправляющихся городов. Союз верховной (царской) власти с городами был выгоден и той и другой стороне. Правда, центральная власть таила в себе угрозу чрезмерной бюрократизации, что превращало чиновничество (Китай Империи Цинь) в самодовлеющую силу, которая потребляла основной прибавочный продукт, приводя свою страну к обнищанию.

Городская община лежала и в основе древнегреческой цивилизации. За три века архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.) Греция сильно обогнала страны Востока. На первый план в экономике выдвигаются мореплавание и морская торговля, начинается Великая колонизация. Древнегреческая культура как губка впитывала в себя лучшие достижения соседей. Город стал средоточием общественной жизни и полностью подчинил себе деревню, а городская община постепенно преобразуется в архаический полис (город-государство). Экономическим и политическим средоточием такого полиса была рыночная площадь (агора), на которой греки и торговали, и решали политические дела. Важную роль играл главный храм города, посвященный небесному покровителю, который у каждого города был свой: у Афин - Афина Паллада, у Коринфа - Афродита, у Дельф - Аполлон и т.д.

Пройдя сквозь «болезнь» тирании, полисы стали активно развивать демократию, на что была направлена деятельность многих законодателей: известных (Солон и Клисфен в Афинах, Ликург в Спарте) и неизвестных истории. Классический полис являл из себя гражданскую общину, члены которой участвовали в делах правления, соблюдая при этом основной принцип - подчинения меньшинства большинству. Полностью свободным, хоть и разнящимся своим достатком членам общины, противостояли рабы, в отличие от восточных обществ уже полностью отделенные от свободных.

В IV веке до н.э. полисная система стала испытывать кризис, который был вызван внутренними и внешними причинами. Один из знатоков вопроса - Э.Д. Фролов - среди внутренних причин выделяет социальные, политические и идеологические. К тому же полисы соперничали между собой и вели постоянные междоусобные войны, ослаблявшие их перед вмешательством в их дела соседних государств - Персии на Востоке и Карфагена на Западе. Ослабление полисов, рост социальных противоречий в них стали питательной почвой для усиления Македонии, казалось бы, на столетие отставшей от остальных греческих государств. Ее возвышение началось при царе Филиппе II (359- 336 гг. до н.э.). Благодаря его реформам Македония улучшила свою экономику, а армия стала сильнейшей: знаменитая македонская фаланга могла смести все на своем пути и выдержать любой удар.

После загадочной смерти Филиппа царем становится его сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших властителей в мировой истории. В 334 году до н.э., объединив силы всех греческих городов-государств, молодой полководец напал на соседнее могущественное государство - Персию. В ряде сражений, среди которых выделяется битва у Гавгамел, персы были разбиты, а все их владения стали переходить к Александру Македонскому. Империя его простиралась от Средней Азии до Египта, от Каспийского моря до Персидского залива. Однако сам Александр, провозглашенный египетскими жрецами сыном бога, в 323 г. скончался не то от болезни, отягощенной ранами и военными тяготами, не то, будучи отравлен политическими противниками.

Огромная империя распалась на отдельные государства, которые получили название эллинистических, а время их существования назвали «эллинистическим периодом». Крупнейшими из этих государств был Египет во главе с царями из династии Птолемеев, Македония с династией Антигонидов, царство Селевкидов, включившее в себя Сирию, Палестину, Двуречье, Иран, Среднюю Азию. Менее значимыми были Пергамское царство в Малой Азии и Ереко-Бактрийское царство на территории современного Афганистана. В этих государствах шло плодотворное смешение античных и восточных традиций, что обогащало греков и восточные народы. Здесь развивалась экономика, прекрасно распланированные города стали очагами высокой эллинистической культуры, в них развивались ремесла и разные виды искусства. Однако раздоры и войны между собой ослабляли эти государства, чем и воспользовался Рим, который вырос совсем рядом - на Апеннинском полуострове - том самом знаменитом «сапоге», разделяющем на карте пополам Средиземное море.

Римская история началась с города, который в середине VIII в. до н.э. возник в устье Тибра. Два века царской власти закончились в 509 г. до н.э. ее свержением и установлением республики. Три главные составляющие образовывали ее государственное устройство: народные собрания, магистрат (исполнительная власть) и сенат, который сначала был советом при магистрате, а позже превратился в руководящий орган республики. В общем, это был типичный город-государство, ставший со временем сильнейшим в Центральной Италии.

Однако набиравший силу Рим в этих пределах оставаться не хотел и через какое-то время подмял под себя всю Италию. Свою роль сыграло и выигрышное географическое положение Рима на территории Апеннинского полуострова. Возникшее в результате завоевательной политики Рима объединение напоминало союзы греческих полисов, например, Афинскую архе. Затем экспансия Рима устремляется в разные стороны: он распространяет свою власть на Балканы, Испанию, от его мощной длани гибнет Карфаген - могущественная колония финикийцев в Северной Африке. Со временем Рим добрался даже до Британии и почти полностью покорил остров. Греческие полисы были также включены в состав Римского государства и даже сохранили свой статус гражданских общин. Рим, по сути дела, стал империей, что и было официально закреплено системой принципата в 27 г. до н.э. Рим, сохраняя черты полиса, стал превращаться в мировую столицу (А.Б. Егоров). Римская империя была гораздо более устойчивой, чем более древние восточные образования такого типа, включая державу великого Александра.

Интересно отметить, что, будучи городом-государством, Рим, в отличие от Афин, не создал высокой культуры, у него не было и такой яркой мифологии, как в Греции. Зато римляне фактически сохранили и репродуцировали греческую культуру, что во многом способствовало расцвету самой римской культуры уже в период империи.

В одной из имперских провинций - Палестине - зародилась новая религия, которой предстояло сыграть выдающуюся роль в истории Европы, да и других регионов Земли. Это было христианство, которое возникло на основе древней иудейской религии. И иудеи, и христиане признают Ветхий Завет - совокупность мифов и легенд, связанных с вестью о союзе между племенным божеством Яхве и избранными приверженцами бога (А. Донини). Христианство зарождалась в среде мессианских общин, которые отвергали окружавшее их общество и жили в пустыне. В пещере у Мертвого моря были обнаружены знаменитые Кумранские рукописи, принадлежавшие одной из таких общин. Рукописи рисуют религиозные верования уже весьма близкие христианству. Вполне возможно, что один из вождей этой или подобной сект, казненный на кресте праведник, и стал прообразом Иисуса Христа. Впрочем, есть мнение и о его историчности. Жизни и деяниям Иисуса посвящены четыре евангелия Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также ряд других текстов.

В Римской империи христиан первоначально преследовали. Но эта религия, вставшая на защиту униженных и угнетенных, находила все новых и новых сторонников. Римские императоры на излете империи стали терпимее относиться к христианству. В 313 году был издан знаменитый «Миланский эдикт» императора Константина, согласно которому христиане получили право открыто совершать свой культ, церковные организации могли владеть имуществом. Из религии гонимой христианство стало превращаться в господствующую, в ее руках начали скапливаться огромные богатства. Возникла система епархий во главе с епископами, зародилась и христианская аскеза: монашество и монахи.

Материалы хрестоматии позволяют составить более конкретное представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройстве (док. № 2), об одной из причин периодического распада и восстановления государств (док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

Понимание специфики древневосточных цивилизаций невозможно без ознакомления с работами ведущих историков, в которых дается общая характеристика стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты общества и государства, ведутся споры о месте древнейших цивилизаций в мировой истории.

Л.И. Семенникова рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для каждого из которых характерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивилизации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных государств, позволившие отнести их к циклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного сознания, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей менталитета. Согласно современным представлениям общество, не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими к одной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему налогов. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству. Еще одна особенность общественного строя на Востоке - наличие только вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, а также зависимое положение человека по отношению к системе власти.

Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида. Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность общества на высших духовных ценностях выполняла роль компенсаторного механизма, позволявшего жить в условиях полного отсутствия свободы. древний восток распад государство культура

И.М. Дьяконов - сторонник единства всемирно исторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающих тенденции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпоха классовых обществ составляет всего 1-2% от продолжительности существования человека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии (по терминологии Дьяконова - фазы) общественного развития. Это ранняя древность (по преимуществу эпоха меди и бронзы), для которой характерно существование непрочных относительно крупных государств, представляющих собой объединение ряда мелких государственных образований (город и прилежащая округа) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера и Аккада, Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивное оружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о лопатой мог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основном женщины и дети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных общинников или работников государственного сектора. То есть рабство носило патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а в государственном секторе - наравне с местными работниками, лишенными собственности на средства производства (исключение составляли женщины и подростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительно эксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где это вызывалось хозяйственной необходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия - имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретения стали, что сделало возможным ведение широкомасштабных войн и образование империй, а также создало возможность для "классической" эксплуатации рабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу, Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существенное увеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только в Римской империи.

В статье С.М. Стама рассматривается вопрос о соотношении города и государства в древних и средневековых обществах. Автор отмечает два варианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумевается населенный пункт, возникший вследствие отделения от сельского хозяйства таких общественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, административные. Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельно процессу создания государства и являлось одной из основных форм этого процесса. Другой важной формой было формирование постоянной дружины будущих царей. Город как центр ремесла и торговли возник позже вследствие отделения ремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику. Здесь город как центр сакральных, военных и административных функций часто становился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царской власти, поскольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских и храмовых хозяйств, а международная торговля часто велась специальными государственными агентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие между древневосточным и античным городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев, имеющих земельную собственность за пределами города (однако в границах полиса), но занимающихся по преимуществу ремеслом и торговлей. Город на Древнем Востоке - это место поселения лиц, лишенных земельной собственности где бы то ни было, так как города относились к государственному сектору и жили в нем люди (царская военная и управленческая администрация, жречество, ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц, государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной (царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялись термином полис. Государство возникает в результате общественного разделения труда и образования на этой основе общественного неравенства, Древневосточное общество было не классовым, а сословным и решающую роль в процессе образования государства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческих функций (военные функции отделились лишь частично - в лице военной администрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлись воинами).

Подведем некоторые итоги. История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней АЗИИ и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованными отложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евфрат (длина ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг (длина ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км), Меконг (длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. Обильное естественное питание великих рек приводит к сильному подъему уровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года), грозит страшными наводнениями, которые вызывают необходимость укрепления берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба, которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира в предгорьях позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), совершенно необходимых для организации нормальной хозяйственной деятельности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н.э., были установлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий с источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь и нагорий.

Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большое число людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.) создаются внушительные по размерам общественные сооружения, появляются оборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов привело к разложению родового строя. Усложнилась социальная структура общества, появились различия по богатству, знатности, роду занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основные сословия древневосточного общества. Одно из сословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общинной собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности на средства производства. Они владели землей с условием службы или работы, а в ряде случаев получали продовольственный паек. Среди них могли быть как крупные администраторы, так и зависимые работники, положение которых представляло собой нечто среднее между положением свободных и рабов. Отдельным сословием было жречество. Кроме того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие. Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможным на той стадии развития человеческого общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочный продукт, таким образом использование его в процессе труда становилось выгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье с медным наконечником, несовершенный лук) делали невозможным использование больших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже в храмовых и правительственных хозяйствах: мужчина, находящийся в положении раба и вооруженный медной лопатой мог быть опасен. Поэтому как рабы эксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого в плен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовых и правительственных хозяйств. С переходом к стальному оружию и образованием империй количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить более организованный характер, но никогда на Древнем Востоке рабы не были основой производства. Главными производителями на всем протяжении древневосточной истории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали эксплуатироваться посредством взимания налогов со стороны государства, которое постепенно стало считаться верховным собственником земли.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, храмовых и царских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинами отсутствовали. Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община постепенно утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, к государству. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической системе управления древневосточных государств. Сама территориальная община состояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большие семьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная и социальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжении рабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы (женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду с хозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мололи зерно между двумя камнями). Исключение составляли немногочисленные хозяйства знатных и богатых общинников, эксплуатация рабов в которых была аналогичной их использованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существенную внутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений: древневосточное общество не знало полной частной собственности. Исторически первой причиной устойчивости общинной организации было наличие земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения совместных работ по регулированию режима великих рек: отдельная семья, небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затем появились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточного общества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной собственности, слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства в жизни общества, особенности общественного сознания - все эти факторы, обусловленные прочностью общины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. Следствие превращалось в причину и не было выхода из замкнутого круга.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора. Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, не считая рабов. Второй сектор - общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота - важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах Древнего Востока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего рода олигархические республики, например, в ряде государственных образований Северной Индии, в некоторых городах Финикии.

Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины и цели всего существующего. Прошлое, настоящее и будущее существовали одновременно: души умерших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь же обитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам.

В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность общины, сословной структуры, неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия - развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один цикл развития:

  • 1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства.
  • 2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.
  • 3. Упадок власти, ослабление государства.
  • 4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы.

Тип исторического развития определил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы происходила смена правления, осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась, и общество выходило на новый виток. Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда государственная организация слабела. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности.

На обширных территориях Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежащее к разным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ - современный Судан), монголоидной расы (на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковым общностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, которая включала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К племенам и народностям, говорившим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.

Египетская или хамитская ветвь была представлена населением Древнего Египта.

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви. На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов, парфян, скифов, ариев Древней Индии.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена урартов, а также предшественники хеттов. Население древнейшей Индии (до прихода ариев) относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили на языках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса и др., которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае - позже. В IV-III тысячелетиях до н.э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н.э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.

Завершив изучение Древнего Востока вы должны уметь ответить на вопрос: Древневосточные цивилизации: особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следует иметь в виду следующее:

  • 1. Как вы могли убедиться, в исторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можете выбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.
  • 2. Цивилизационный и стадиальный подходы к истории человечества не находятся в абсолютной оппозиции друг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделения определенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальный подход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захотите попытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вы рассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию исторического развития, а в каком - как особый тип.

Древняя восточная цивилизация

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения - каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами - аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство - Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...