Неблагодарность примеры из жизни. Неблагодарные - какие они? Неблагодарные люди нередко грубы с теми, кто им помогает

Дорогие друзья, после некоторых ваших комментариев и вопросов возникло желание поговорить о благодарности-неблагодарности.http://www .сайт/cat/literature/pol it/1199118.html?author
Давайте, еще поговорим.
«О НЕБЛАГОДАРНОСТИ»
Как-то я прочла мысль древних мудрецов:«Бойся неблагодарных». Тогда я не согласилась с ней. Ну, подумаешь, встретила человека, который не сказал спасибо. Можно этого человека не уважать, можно, в конце концов, пожалеть за то, что не получил хорошее воспитание, но зачем бояться?! Какое зло можно нанести неблагодарностью, чтобы вызвать страх?
И, как всегда, жизнь сама преподносит тебе опыт познания. Как я благодарна мудрецам за то, что они просто высказывают свои мысли, а не объясняют их! Какая радость, что они позволяют тебе самой дойти до истины, своим носом почувствовать и осознать потрясающую правоту и простоту высказанной мысли!
Нас всех с самого детства учили говорить слова благодарности. Если нам что-либо дарили или предлагали, наши мамы всегда напоминали: «А что нужно сказать?». И мы, совершенно не понимая значения этих слов, механически их повторяли, а в ответ получали - поцелуй, улыбку, похвалу. Нам начинало нравиться говорить эти «волшебные слова». С возрастом, уже понимая значения этих слов, начинаем произносить их как одно из правил этикета, как способ общения и, наконец, это становится просто банальной привычкой.
Поверьте, все не так просто. Ведь слова благодарности мы произносим только тогда, когда нам предлагают помощь, преподносят подарки, сочувствуют, поздравляют, говорят добрые слова, отвечают на нужный вопрос, желают удачи и счастья, понимают, радуются нашим успехам, прощают ошибки, оценивают наш труд и т.д. А как приятно слышать «СПАСИБО», которое произносят тебе самому! Значит, ты тоже помог, полюбил, подарил, поздравил, посочувствовал, простил, понял, оценил, порадовался… Конечно, условия внешней вежливости необходимы, но я не об этом, я о неблагодарных.
Кто же они такие эти неблагодарные? И здесь, конечно, без Достоевского не обойтись. Один из героев романа «Преступление и наказание» говорит: «Неблагодарный ненавидит того, кому должен быть благодарен». Это он о плебеях и человеке-рабе. Чувство неблагодарности присуще униженным, оскорбленным и нищим. Неблагодарностью они возводят себя в социальный ранг, и вопят - вы мне должны, мне все обязаны! Неблагодарного унижает чья-то щедрость, бескорыстность, благодарность, потому что он не способен на всё это.
Бойтесь неблагодарных, потому что неблагодарные люди всегда и обязательно завистливы, жадны, бездарны, мстительны, безжалостны, бездуховны и несчастны.
Теперь я боюсь неблагодарных, но больше всего боюсь быть неблагодарной.
А сейчас всё сказанное попробуйте перенести на какой-нибудь народ и пазлы сойдутся без малейшего шва.

Несколько афоризмов, под которыми подпишусь:
Наполеон:
«Знаете ли вы, что значительно тяжелее превратностей фортуны – это необоснованная отвратительная человеческая неблагодарность».
Сервантес:
«Не один грех так не сердит или возмущает Бога, как неблагодарность…»
Будда:
«Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность»
Мориц Готлиб
«Неблагодарный не забывает оказанных ему услуг, а только старается их забыть»

Из книги Эстер и Джерри Хикс Учение о воплощении желаний в жизнь.
«Благодарность облагораживает и привлекает счастье».
«Мы ни за что так не бываем благодарны, как за благодарность».

Неблагодарность как качество личности – склонность не проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие, сердечное благоволение за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага.

Бизнесмен едет на важную встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда перечислю большие деньги в детдом, брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашел!

Любителя аквариумных рыбок спросили: «Что Вы получаете от своего увлечения? Как можно общаться с рыбками? Ведь это бессловесные существа, не способные даже выразить Вам благодарность за уход за ними. Собака любит своего хозяина и выражает ему свою благодарность множеством доступных ей способов. Кошка трется об ноги и благодарно мурлычет… А рыбки? Вы же не получаете от них никакой благодарности!» Аквариумист на секунду задумался и сказал: «Когда я вижу, что рыбки и водные растения великолепно себя чувствуют в аквариуме, и поэтому интенсивно размножаются и вообще благоденствуют и процветают, то я понимаю, что тем самым они говорят мне «спасибо». В процветании и заключается их благодарность!»

Благое дело не требует благодарности. Мать испытывает безусловную любовь к младенцу. Заботясь о нём, ей даже в голову не придёт думать о благодарности. Улыбнулся, спит, доволен, не болеет, не кричит, что ещё нужно для счастья? У благодетеля отсутствуют права на получение благодарности. Если он страдает от неблагодарности других людей, это верный признак корысти, и его благое дело можно смело классифицировать как корыстное деяние в режиме «ты – мне, я – тебе». Не зря народная мудрость гласит: «От добра добро не ищут». Если делая так называемое благое дело, «благодел» ошибся в расчётах и не получил, как говорили в старину, «отдарок» — это его проблема. В эгоистичном мире, где то и дело сталкиваются интересы, обычное дело не суметь востребовать кредиторскую задолженность за оказанные «благодеяния».

«Благодетель-банкрот» возмущается, осуждает и обвиняет людскую неблагодарность. Его не устраивает понимание, что должник процветает благодаря его воспитанию, помощи или советам. Ему нужны ощутимые знаки благодарности. Карнеги пишет: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача».

Лжеблагодетели обожают шумное проявление благодарности, так, чтобы об этом знала самая последняя ворона. Они должны насытиться тщеславием, представляясь в глазах окружающих добродием и благоделом. Но главный мотив их действий, зачастую, объясняется просто и банально – поставить другого человека в зависимость. Под покрывалом благодеяния корыстолюбие, подлость, коварство, лицемерие, словом, какая-либо группа пороков прячет своё намерение манипулировать человеком, вмешиваться в его личную жизнь, направлять, указывать и требовать исполнения своих желаний. Манипуляторы знают о всеобщем человеческом качестве – быть в меру последовательным, отвечать услугой на услугу. Человек попадает в психологическую ловушку – ему неприятно вмешательство в его жизнь, но и не хочется быть неблагодарным. Осознавая, что последует за его бунтом неповиновения, он, зачастую, идёт на компромисс. А последуют громогласные обвинения: «Неблагодарный сын! Мы тебя вырастили-выкормили, последние жилы тянули, а ты…», «Кем бы ты сейчас был? Я тебя нашёл на помойке. Отмыл, обогрел, поставил на шикарную должность, а ты…», «Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты…»

С благодетелем всё понятно, а как должен реагировать на благое дело облагодетельствованный? Быть неблагодарным небезопасно. Что должен знать каждый человек, встав на путь неблагодарности? Неблагодарность – один из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Если бы люди обладали знанием, какие тяжелые последствия следуют за их неблагодарностью, они б выстраивались в очередь, лишь бы в какой-то приемлемой форме отблагодарить благодетеля. Данте поместил неблагодарных друзей в самые жуткие условия Ада, в самый последний круг. Так Данте выказывает свое отношение к тем, кто забыл или преступил через чувство благодарности. В Риме вольноотпущенного раба наказывали повторным обращением в рабство за проявление неблагодарности к своему патрону – опекуну, за причинение смерти опекуну наказание было как за отцеубийство.

От неблагодарного человека в первую очередь отворачивается удача, теперь постоянная спутница его жизни – невезение. Мало того, в жизнь приходят несчастье и страдания. С завидным постоянством все обстоятельства жизни складываются против него, человек теряет то, за что проявил неблагодарность. В наказание за неблагодарность он может потерять память. Например, человек несчастлив в семье из-за неблагодарности к Богу, давшему эту семью.

Неблагодарный человек не знает, как правильно воспользоваться тем, что получил. Только благодарность даёт понимание и осознание масштаба и размера благого дела. Полученные на халяву блага, не ценятся. Неблагодарность, к примеру, получила прекрасную работу, но не понимает или не хочет понимать, какое доброе дело для неё сделано. Результат предугадать не сложно – вылетит с работы, как пробка из новогодней бутылки шампанского.

Неблагодарность – проявление гордыни, отсюда и строгость наказания. Внутренне оно считает: «Мне все должны…», воспринимая благодеяние как само собой разумеющееся, как выполнение человеком прямых обязанностей. Такая иждивенческая позиция распространяется не только на близких, но и на незнакомых людей. Воспринимая всё как должное, неблагодарность, будучи запредельно эгоистичной, сама не способна на благие дела. Мало того, она систематически производит уценку благодеяний. Благодарность требует душевных усилий и самоуважения. Неблагодарность не уверена в себе, она испытывает беспокойство от одной мысли о благодарности. Поэтому начинает заниматься самообманом, уговаривая себя: «Это ему ничего не стоило», «На её месте так поступила бы каждая», «Он сам получил это в подарок».

Неблагодарность не хочет быть в долгу, благие дела в отношении себя она, зачастую, воспринимает как собственную слабость и несостоятельность. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».

Помимо обычной, существует ещё черная неблагодарность, проявляющаяся примерно так, как в этой притче: ««Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его». Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его. Вот несколько примеров черной неблагодарности.

В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок.

Один обруселый немец рассказывал: «Жалко мне стало худой и бледной детворы моего русского соседа. «Присылай, – говорю ему, – твоих ребят поутру, буду давать им две бутылки молока, пусть пьют на здоровье». И вот целое лето все шло хорошо. Но под осень, когда корова сократила удой, я решил давать по одной бутылке в день. Когда же корова перестала доиться вовсе, дети вернулись домой с пустой бутылкой. Сосед не поверил, что у меня нет больше молока и перестал со мной здороваться. Своим участием я повредил себе: не поил бы детей молоком, и ссоры не было бы. “За мой же грош да я же и нехорош».

Рассказывают про одного кучера, которого холостяк барин любил приглашать к пасхальному столу «разговляться». Однажды барину донесли, что кучер, привезший его от заутрени, не успев распрячь тройку, изрядно «хватанул» у дворовых на кухне. Барин возмутился и на этот раз не пригласил кучера. Говорят, что кучер так разобиделся, что «с пьяных глаз» поджег барский дом и был зол на всю дворню, вовремя загасившую огонь и спасшую барина. Вот вам и «пригрел змею за пазухой», или, как принято в таких случаях говорить: «За мое же добро да мне же переломили ребро».

Простой английский гомосексуалист дружил с простой английской лесбиянкой. И вот однажды лесбиянка захотела детей. Друг, в силу своей ориентации, не мог помочь ей в этом вопросе непосредственным образом, но зато поделился своей спермой. И девушка родила двух дочерей. И ей бы быть благодарной! Но она затаила неблагодарность. И спустя десять лет подала на донора в суд, истребовав с него, вы не поверите, алименты! И суд таки обязал несчастного гомосексуалиста платить алименты детям, к которым он, признаемся честно, никакого отношения кроме как генетического не имеет. И даже никогда их не видел.

Петр Ковалев

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Откройте сердца ваши, обострите слух ваш к восприятию изумительных, необыкновенных, глубочайших слов Христовых: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Лк. 6, 31).

Когда человек с чистым сердцем впервые слышит эти слова Христовы, он смущается, ему становится даже неловко.

О Господи! Как же я сам не подумал того, о чем Ты говоришь нам! Как я не подумал, что надо с людьми поступать так, как хочу, чтобы со мной поступали.

Просто, необыкновенно просто это слово Христово и в то же время глубоко – бездонно глубоко.

Просты и все слова Спасителя нашего, просто и все Его учение, ибо оно было обращено не к гордым ученым, мнящим о себе, что они знают истину, а к тем смиренным, к тем ничего не знающим, которые чужды гордости, которые легко проникаются всякой подлинной, сияющей Божественным светом истиной.

Кто глубже, чем рыбари галилейские, воспринял слова Христовы, кто глубже понял их, кто возвестил их всему миру?

Смиренным, кротким, не мнящим о себе говорил Господь слова, которые им легко, легко было понять. Слушайте же и вы эти слова в простоте сердец ваших, слушайте с глубочайшим доверием к Господу Иисусу Христу.

Какое поразительное требование предъявляет Он нам!

Мир не слышал такого требования до Христа. Миру никогда не приходило на мысль, что надо поступать с людьми, как хотим, чтобы и они поступали с нами; миру никогда не приходило на мысль, чтобы творить добро ненавидящим нас и обидящим.

Мир никогда не услышал бы, если бы не пришел Христос, что мы должны любить врагов своих.

Просты слова Христовы, но ими предъявляются к нам требования самые высокие, самые тяжелые. Ибо, скажите, легко ли исполнять то, чего требует Он от нас?

Легко ли любить врагов наших; легко ли благотворить обидящим нас; легко ли давать без оглядки всякому просящему; легко ли давать взаймы людям, совсем не думая о том, чтобы получить обратно?

О, как это трудно, как невозможно, как не вмещается в сознание людей мира сего!

Но дело в том, что Господь говорит это не людям мира сего, а нам, христианам, о которых святой апостол Петр сказал слова, которые все вы должны помнить, ибо они относятся непосредственно к каждому из вас: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Петр. 2, 9).

Он говорит тем, кто должен быть народом избранным Христом, предъявляет эти свои тяжелые требования к тем, кто должен быть народом святым, взятым в удел, чтобы жизнью своей, делами и словами своими “возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”.

Совершенства Христовы, совершенства Божии должны мы возвещать людям всей жизнью своей: делами своими, всеми поступками своими, словами своими.

Если так, если мы народ святой, царственное священство, разве не должны к нам предъявляться самые высокие требования, какие ставит Господь Иисус Христос? Разве не нужно требовать, чтобы понимали мы всю глубину и истинность этих слов Христовых: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

Давно, давно сказаны были эти Божественные слова.

Что видим и доныне вокруг, что видим даже в самих себе? Относимся ли мы к людям так, как хотим, чтобы к нам они относились?

Ведь мы не хотим, чтобы люди унижали и поносили нас, а кто не поносит других, ближних своих, кто не унижает их?

Мы хотим, чтобы в трудных обстоятельствах жизни нашей и близких наших нам помогали, о нас заботились. А когда сами благоденствуем, ни в чем не нуждаемся, часто ли вспоминаем о тех, которые не имеют ничего, которые ждут нашей помощи? О нет, не часто. А Господь требует, чтобы всегда вспоминали.

Нетрудно, совсем нетрудно любить людей, любящих нас; нетрудно, нисколько нетрудно любить отца или мать, или жену, или детей своих. Но велика ли цена этой любви?

О нет, она не имеет почти никакой цены, ибо близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой. Какая мать не отдаст всей ласки, всего тепла сердца своего своему ребенку? Какая не отдаст даже жизни своей, если ему будет грозить гибель?

Это, конечно, хорошо; но имеет ли высшую нравственную ценность? О нет, не имеет.

Знаем мы, что если задумаем разорить птичье гнездо, то прилетит мать птенцов, будет виться над нами, будет бить нас по лицу крыльями и отчаянно пищать…

Это та же самая любовь, любовь по инстинкту, вложенная в каждое живое существо. Разве медведица, разве волчица не защищают детенышей своих, не идут на человека, пришедшего с оружием?

Это любовь по инстинкту, вложенная природой в сердце каждого живого существа, а высокой нравственной ценности она не имеет.

Вот поэтому и говорит Господь наш Иисус Христос: “Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают” (Лк. 6, 32-33).

В русском переводе это звучит так, а в славянском лучше: “Аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть; ибо и грешницы любящыя их любят. И аще благотворите благотворящым вам, кая вам благодать есть, ибо и грешницы тожде творят”.

Благодати Божией не заслужим такой любовью, такими делами.

Даже и те, которые нам творят добро и получают от нас взамен добро, не имеют особого основания благодарить нас, ибо воздаем мы им добром за добро; какая же нам благодать за то от Господа? Нравственной заслуги в этом нет.

“И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же” (Лк. 6, 34).

От нас требует Господь, чтобы мы давали взаймы, не рассчитывая получить обратно, не требуя совсем того, чтобы отдавали. Это правильно, глубоко правильно: так и надлежит нам поступать.

Когда приходит несчастный человек, попавший в тяжелые обстоятельства, и просит помощи материальной, и хотя знает, что не сумеет возвратить, в смущении, в стыде просит взаймы, только взаймы, то если и знаете, что так, не отвергайте уверений его, чтобы не было ему больно, и отдайте просимое с чистым сердцем, не ожидая получить обратно.

Тогда будет великая благодать вам от Бога, ибо то, что сделали, есть великое доброе дело.

Кто так поступает, многие ли? О нет, крайне, крайне редко поступают так, как поступил святитель Тихон Задонский. Когда кротко и тихо попробовал он увещевать гордого молодого помещика исправить жизнь свою и в ответ получил удар по щеке, как поступил он?

Он упал в ноги этому дерзкому, прося простить, что ввел его в гнев, в раздражение. А каков был результат?

Результат был поразителен: дерзкий молодой человек был так поражен и потрясен, что сам пал в ноги святителю и потом совершенно изменил свою дурную жизнь и стал образцовым христианином.

Когда встречаем разбойников, которые начинают нас бить и грабить, многие ли поступают так, как повелел Господь Иисус Христос?

Я исповедовал одного старика умирающего, который поведал тайну своей жизни, тайну великого греха. Он рассказал, что однажды ночью на улице напали на него два бандита, которые хотели раздеть его. Он, обладая большой физической силой, схватил за горло одного из них и задушил, а другой в страхе бежал.

Из-за пальто, из-за костюма он погубил душу свою, ибо слышим от апостола, что убийцам нет места в Царстве Божием. Не лучше ли было поступить так: спокойно, без всякого раздражения отдать то, что злодеи требовали. Разве не купил бы себе другого пальто, другого костюма, а чем же выкупит он этот тяжкий грех, что даст за душу свою?

Видите, что это вовсе не фантастическое требование, что это можно исполнить, если сердце таково, что способно исполнить это.

Но вот останавливаются многие в смущении пред последним требованием Христовым: “Вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас” (Лк. 6, 27-28).

Любить врагов – легко ли это? О нет, это трудно, это высочайшее требование Христово. А если Он требует, значит, знает, что можно выполнить, ибо невозможного ничего Он не требует. Трудно это, знаю, что трудно, но попробую дать ответ и на этот трудный вопрос.

Вникнем, кто враги наши. Враги у нас есть разные: это все, творящие нам пакости, все ненавидящие и обидящие нас. Много пакостей творят нам соседи: много оскорбительных слов слышите вы от них, много ругательств, много проклятий.

Но ведь вы слышали в нынешнем апостольском чтении, что и сам апостол Павел имел пакостника плоти, который постоянно ему пакости делал. Что же это был за пакостник плоти? Это злой человек, медник Александр, который повсюду преследовал апостола Павла, повсюду чинил ему пакости, обиды, досады. Тяжело это было святому апостолу, и он три раза молил Бога избавить его от этого жестокого человека. А какой ответ он получил? “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12, 9).

Господь сказал: не надо, пусть продолжает пакости творить, потому что божественная сила Его совершается в немощи: когда нас поносят, когда преследуют, когда страдаем, тогда сильны мы силой Божией, благодатной Божией помощью.

Если и нам придет час терпеть от злых людей, от пакостников плоти всякие пакости, издевательства, оскорбления, как должно нам тогда поступать? Так, как учил еще древний мудрец Соломон. Его слова повторил св. Павел в послании к Римлянам, слова великие, слова. полные силы и правды: “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою; ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч. 25, 21-22).

Прожгут, прожгут эти горящие уголья даже его черное сердце, оно будет потрясено тем, что на его пакости вы отвечаете с кротостью.

Кто еще наши враги? Это те злые люди, которые завидуют нашим жизненным успехам, успехам в научной работе, успехам житейского благополучия нашего; это клеветники, доносчики ложные – это подлинные наши враги.

Но вот о чем подумайте: такие враги всем ли страшны? О нет, не всем.

Было много людей, не ставивших своей целью устроить земное благополучие. Были люди, которые от всего отказывались, предпочитая нищету и, живя в неизвестности, в других не возбуждали зависти. Таковы были все преподобные, все отшельники, пустынники: у них не было никаких врагов, ибо отвергнув все блага земные, они обезоруживали завистников.

Есть еще враги, враги ужасные, убивающие и грабящие нас. Как к ним можно относиться с любовью, как возможно любить грабителей, убийц?

А были святые, для которых это было возможно, которые злодеям отвечали любовью; таков был наш богоносный отец Серафим Саровский. Напали на него несколько разбойников, когда жил он в отдаленной пустыньке, избили до полусмерти, переломали ребра, проломили череп. Он долго мучился и болел и страдал тяжело, пока страданиям его не положила конец Пресвятая Богородица.

Разбойники были пойманы – они оказались крестьянами ближней деревни; им пришлось предстать на суд, им предстояла каторга. Что же делает преподобный Серафим? Со всей силой, со всей горячностью сердца своего требовал он, чтобы не наказывали этих злодеев, даже грозил, что из монастыря уйдет. По просьбе святого Серафима оставили их в покое, но Господь их наказал, ибо пожар сжег избы их.

Были и другие, которые сами помогали грабителям имущество свое увязывать в узлы, сами взваливали им эти узлы на плечи.

Вот пример того, как можно исполнить заповедь Христову даже по отношению к разбойникам, к злодеям, а не только к тем малым пакостникам плоти, которые вам жизнь отравляют.

Итак, Господь не предъявляет таких требований, которые превышают силы человеческие. Он предъявляет требования высшие тем, которых сделал Своим святым народом, которых взял в удел. От них требует Он полного совершенства, такого совершенства, которое свойственно Самому Богу, ибо слышите вы, что о тех, кто исполняет эти Его трудные требования, Он говорит, что они нарекутся сынами Всевышнего, говорит им: “Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд”.

А евангелист Матфей передает это иными словами: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Слышите ли вы, Господь требует от нас, христиан, чтобы мы были совершенны, как Он Сам совершен; требует такого безмерно великого милосердия, которое подобно было бы милосердию Отца Небесного, Который “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Мф. 5, 45).

Требует великой безмерной любви, подобной любви Господа Иисуса Христа, воплотившегося и отдавшего Себя “нашего ради спасения” за грехи всего мира, для того, чтобы нам, христианам, открыть путь к богочеловечеству.

Богочеловечество есть цель жизни каждого. Цель жизни – совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего.

Когда долго, долго заботится человек об этом, когда очистит сердце от всего греховного, от всего нечистого, тогда станет сердце его обителью Духа Святого, станет храмом Божиим. Тогда достигнет он любви, той любви, которая даст возможность исполнить все эти столь высокие и совершенные требования Христовы.

Поставьте же задачей вашей очищение сердца вашего и стяжание любви, поставьте задачей жизни вашей то, чтобы стать обителью Духа Святого.

И да поможет вам в этом Христос Своей Божественной благодатию.

Не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Как часто нам приходится слышать о человеческой неблагодарности . И не только слышать, мы и сами чуть не на каждом шагу сталкиваемся с неблагодарными людьми. «Я стараюсь для них, столько сил трачу времени, во всем себе отказываю, а они даже спасибо не скажут (воспринимают это как должное, платят мне черной неблагодарностью)»

Да, оказывается, неблагодарность бывает белая и черная. Сами догадываетесь, наверное, какую люди окрестили «черной». Ту, которая глубоко нас ранит, надолго остается в душе и памяти и часто разрушает наши отношения. Особенно тяжела неблагодарность самых родных и близких людей. Вы все наверняка помните античную притчу, иносказательно раскрывающую суть человеческой неблагодарности»: «Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его».

Все мы можем привести немало примеров такой неблагодарности.

Дети неблагодарны по отношению к родителям. Всю жизнь мама и папа из кожи вон лезли, чтобы вырастить, воспитать, обеспечить, оградить свое чадо от трудностей, сделать его счастливым. А когда помощь понадобилась им самим (в старости, например, или болезни) дети почему-то забывают обо всех родительских жертвах. И не спешат отплатить родителям той же монетой.

Супруги неблагодарны по отношению друг к другу. Так жена, которая заботиться о муже и детях, крутиться как белка в колесе, обстирывает, кормит, ухаживает за всеми, часто не получает в ответ даже простого слова «спасибо» после обеда. К ней привыкают, как к домработнице, машине по выполнению домашних дел. То же самое, возможно, чувствует и муж, воспринимаемый банкоматом, функция которого выдавать наличность.

Начальники неблагодарны подчиненным. Часто руководители не ценят своих работников, обременяя их множеством обязанностей и торопясь платить за труд. Случается и особое рвение со стороны работника. Который готов забыть о себе и днем, и ночью вкалывать как папа Карло. Конечно, он ждет за свои труды достойного вознаграждения. Но получает порой даже меньше того, на что рассчитывал.

Окружающие в большинстве своем неблагодарны. Наверняка, вам приходилось сталкиваться с бытовой неблагодарностью даже незнакомых людей, которым искренне помог, а в ответ получил шиш на блюде. В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок. Поистине «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

Как относиться к человеческой неблагодарности?

Во-первых, признать тот факт, что она существует. Люди неблагодарные существа, стоит это признать! Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его.

Во-вторых, нужно попробовать понять, почему люди так часто оказываются неблагодарными. Им не хочется быть у нас в долгу, наша услуга была им не нужна, то, что мы сделали для них, показало им, насколько они сами слабы и несостоятельны. Многие предпочитают быть благодетелями, чем испытывать к кому-то благодарность.

В-третьих, не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Делайте добро так, как будто вы бросаете монеты в реку, чтобы у вас не возникало соблазна вытащить их обратно или пожалеть о совершенном.

Власенко Ирина

Жизненный парадокс заключается в том, что неблагодарность как черта характера довольно распространена. Но от людей, обладающих этим качеством, отворачивается удача, невезение становится их спутником, а в душе нет гармонии и покоя. Почему так происходит?

Что такое неблагодарность?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём с благодарности. Это часть культуры, выработанной человечеством. Она проявляется в общении и взаимоотношениях людей. Её суть в том, чтобы ценить добро, сделанное по отношению к кому-либо, и выражать признательность благодетелю.

Но часто приходится сталкиваться с отсутствием благодарности. При этом облагодетельствованный никак не выражает свою признательность: ни словом, ни делом. Неблагодарные люди воспринимают потраченные на них средства, эмоции или время как нечто само собой разумеющееся.

Более того, в обиходе используется понятие "чёрная неблагодарность", когда благодетель не только не получает в ответ на добрый поступок слов признательности, но и ощущает на себе явную неприязнь со стороны человека, которому была оказана услуга. Такое отношение к людям у многих становится качеством личности, осуждаемым всеми народами мира.

Пример неблагодарности

Лучше всего проиллюстрирует рассматриваемое понятие пример. Один из жителей села решил поддержать соседа, у которого было много детей. Их бледный вид свидетельствовал о том, что те явно недоедали. Имея в хозяйстве корову, крестьянин стал выделять ребятам по две бутылки молока в день. И вскоре это вошло в привычку.

Но к осени корова стала хуже доиться, и пришлось сократить количество молока. Дети стали получать только по бутылке. А затем наступили времена, когда молока не стало вовсе, и владельцу коровы пришлось извиниться перед соседом за то, что не может больше помогать его семье.

Но тот был настолько обижен отказом в помощи, что даже перестал здороваться. Вместо того, чтобы сказать: "Благодарю тебя за бесплатную помощь в течение столь длительного времени", - сосед воспылал ненавистью к благодетелю.

Неблагодарность как тяжкий грех

Христианская религия воспринимает данное качество как порок. Неблагодарность описывается в евангельских притчах. Все знают, как Иисус вылечил десять человек от проказы. И лишь один из них поблагодарил его за чудесное спасение. Известна и притча о змее, которую странник спрятал за пазуху, чтобы согреть от холода. Та, оказавшись в тепле, ужалила своего спасителя.

В Древнем Риме неблагодарность считалась преступлением. На раба, выпущенного на свободу, вновь надевали кандалы, если он плохо отзывался о своём хозяине. А Данте, итальянский мыслитель XIII века, известный написанием "Божественной комедии", поместил неблагодарных в один из кругов ада.

Считается, что обсуждаемое качество идёт рука об руку с главными грехами, описанными в Библии, - гордыней, завистью и ненавистью. обладают высоким самомнением. Они совершенно искренне считают, что окружающие им должны. Более того, если им предлагают меньше ожидаемого, они воспринимают это как унижение: "Как вы можете положить мне в тарелку кусочек торта без розочки?". Они завидуют тем, кому достались лучшие куски, раздражаются при воспоминании о событиях, где, по их мнению, их унизили и оскорбили.

Известные люди, осуждающие неблагодарность

Известные мыслители, писатели и поэты считали неблагодарность абсолютно неприемлемым качеством человека. Так, Шекспир говорил, что нет ничего чудовищнее неблагодарности. А Гёте признал это родом слабости, подчеркивая, что выдающимся личностям данное качество не может быть присуще априори.

Пифагор отказывал неблагодарным в благородстве. А Стивен Кинг сравнил ребёнка, обладающего описываемым качеством, с ядовитой змеёй.

Другие высказывания о неблагодарных людях

Конечно, сказанное выше абсолютно верно, но, впрочем, как и та мысль, что благодеяние делается не ради благодарности. Например, Д. Мукерджи полагает, что если о добром деле рассказывается всем и каждому, то такого человека нельзя назвать добрым.

А Сенека утверждал, что о благодеянии должен рассказывать получивший услугу, а не оказавший её.

В свою очередь, В. О. Ключевский, российский историк, писал, что глупостью является требование благодарности. Д. Карнеги подчеркивал, что благодетель должен получать внутреннюю радость от самоотдачи, а не ждать слов признательности. А. Декурсель добавлял к этому, что подобное ожидание - это торговля благодеяниями.

В истории существует много попыток объяснить истоки неблагодарности. Так, по мнению Ф. Ницше, сознание себя обязанным становится тягостным для людей с грубой душой. А Тацит предположил, что благодеяния могут быть приятны только тогда, когда одариваемый способен за них отплатить. Если же они непомерны, то к дарителю возникает ненависть.

К сожалению, неблагодарные люди, по статистике, встречаются довольно часто. Евангельская притча не случайно говорит о том, что способен на признательность за услугу лишь каждый десятый. Но давайте остановимся чуть подробнее на ситуациях, когда люди в принципе не испытывают благодарности.

Удовлетворение собственных потребностей

Человек может до конца не осознавать, но его всегда раздражает чувство превосходства со стороны партнёра по общению. Подспудно оно может вызвать даже немотивированную агрессию. Превосходство может выражаться абсолютно по-разному: от словесного оскорбления до усмешки и снисходительной интонации. Навязываемые советы без запроса - это тоже заявка на первенство: "уж я-то знаю, как..."

Человек, совершающий благодеяние по собственной воле, а не выполняющий просьбу другого человека, должен осознавать, что удовлетворяет собственные потребности и вряд ли может рассчитывать на положительную реакцию в ответ. Рассмотрим данный феномен на примере Опры Уинфри. Самая высокооплачиваемая телеведущая в 2007 году подарила всем зрителям своего шоу по автомобилю. И что получила в ответ? Огромное количество судебных исков. Возмущённые зрители были недовольны тем, что с них потребовали налоги.

Если человек делает что-либо без запроса, на самом деле он хочет быть кому-то полезным, нужным, но в соответствии с личным пониманием достижения цели. Удовлетворяет он не чужие, а собственные потребности. В этом случае и появляются неблагодарные люди. Психология в контексте проблемы предлагает рассматривать лишь те ситуации, где благодетель совершает доброе дело в ответ на просьбу конкретного человека.

Истоки неблагодарности

Исследователи человеческой души полагают, что неблагодарные люди становятся таковыми от рождения. Это чувство связано со щедростью, жадностью, умением любить и испытывать удовольствие.

Существуют две наиболее распространённых точки зрения происхождения осуждаемого качества личности. Автором первой является известный психоаналитик Мелани Кляйн, ушедшая из жизни в 1960-м. Знаменитая британка полагала, что чувство благодарности является врождённым и проявляется уже в первые недели жизни. Если, получая грудное молоко, младенец испытывает признательность, силы добра окажутся самыми главными в нём. Если же он только требует и при этом не проявляет к матери благодарности, в нём закладывается программа ненависти и злобы.

Другой учёный, Гарри Гантрип, покинувший этот мир в 1975-м, дал иной ответ на вопрос, почему люди неблагодарные. По его мнению, это зависит от способности матери любить своего ребёнка: вовремя погладить, успокоить, сняв тревогу. Реагируя на голод малыша, такая женщина не будет заставлять его долго плакать и просить молока. Если у ребёнка формируется фрустрированная потребность кушать (при частом несвоевременном утолении потребности), то это свидетельствует о проявлении в дальнейшем жадности. Гантрипом описано явление интериоризации - формирования собственной "хорошести" при наличии "хорошей" матери и "плохости", если та воспринимается "плохой".

В дальнейшей жизни, воспринимая себя негативно, при встрече со щедрым человеком, наш малыш начинает чувствовать себя ещё более плохим. Благодарность для него ассоциируется с чувствами вины и стыда, и он просто блокирует их.

Неблагодарные - какие они?

Ницше описано явление, получившее название ресентимент (в переводе - "озлобление"). Речь идёт о чувстве ненависти к благодетелю. Это враждебность раба по отношению к отпустившему его хозяину. Из-за собственной неполноценности, слабости и зависти облагодетельствованный отрицает систему ценностей совершающего доброе дело.

Например, бедный, получивший материальную поддержку от обеспеченного человека, начинает распускать слухи о неправедных источниках дохода дарителя, его корысти, в том числе приписывая тому желание за его счёт получить отпущение грехов и т. д. Причём, чем больше сделано хорошего, тем сильнее удары, которые он способен нанести. Народная мудрость по этому поводу хорошо просматривается в поговорке, которую можно просто начать, ибо её окончание знает каждый: "Не делай добра..."

Слово "неблагодарный" часто характеризует людей печальных. Они недовольны жизнью, хуже себя чувствуют, чаще болеют и живут гораздо меньше остальных. Получается, что сама жизнь возвращает им негатив бумерангом.

Как общаться с неблагодарным человеком?

Психологи советуют исключать из своего общения подобных людей. Признавая, что они реально существуют, мы должны понимать, что в их лице обретаем в окружении особ завистливых, враждебно настроенных и часто довольно подлых.

Если общения избежать невозможно, следует понять, что стоит за данным поступком: нежелание быть в долгу, которая не была ими востребована, или чувство несостоятельности. предпочитающие помогать другим, но не желающие при этом сами оказываться у кого-то в долгу. И отношения следует выстраивать в зависимости от причины. Не стоит оказывать услуг без запроса и делать что-либо в расчёте на благодарность.

Добро необходимо делать просто так. Если же чего-то ждать в ответ, то обязательно придётся испытать разочарование. Человек, совершающий добрые поступки, должен поступать так, словно бросает в реку монету, которую невозможно получить обратно.

Как развивать в себе качество благодарности?

Очень важно быть благодарными самим, ибо это качество делает нас счастливыми. Учёными был проведён эксперимент: трём группам испытуемых предложили в течение определённого времени записывать события своей жизни. Первые фиксировали хорошие и плохие поступки. Вторые - только проблемные, а третьи - приятные события, за которые благодарили своих благодетелей. Оказалось, что слова "благодарю тебя" способны творить чудеса. У испытуемых из третьей группы улучшилось физическое и психологическое состояние, внимание стало направлено исключительно на хорошее.

Только благодарность, прочувствованная сердцем и подкреплённая действием, положительно влияет на личность и укрепляет его отношения с окружающими. В качестве поступка можно сделать подарок, предложить ответную услугу или деньги. Главное условие, чтобы благодарность была искренней.

Вместо заключения

Двум группам старшеклассников дали задание - написать сочинение о главном своём достижении в жизни. Первым сообщили, что лучшие работы будут зачитаны для всех. Вторым же предложили выполнить работу анонимно. В сочинениях, зачитанных в аудитории, много слов благодарности было сказано в адрес педагогов, родителей, тренеров. Во второй группе ребята описали, как долго и трудно шли к своей первой в жизни победе, самоотверженно преодолевая препятствия. А как бы написали вы?



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...