Некрасов николай алексеевич. Темы соседних сочинений

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие - нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу . однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение - в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа . край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Послушать стихотворение Некрасова Школьник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник

В 1838 году шестнадцатилетний Николай Некрасов совершил поступок, круто изменивший его судьбу, – он уехал в Петербург, намереваясь там поступить в университет. Отец настаивал на том, чтобы Николай поступил в петербургский Дворянский полк (военно-учебное заведение), и сын сделал вид, что он согласен поступить туда. 20 июля 1838 г., простившись с родителями, братьями и сестрами, он выехал (вероятно, из Ярославля) в Петербург.

В каком-то смысле для Некрасова поездка в Петербург являлась авантюрой: в Дворянский полк он не собирался поступать, о поступлении же в университет без серьёзной подготовки не могло быть и речи. Главные надежды Некрасов возлагал на свои стихи. Позднее он вспоминал: «Со мной была тетрадка стихотворений, на неё возлагал я большие надежды» (XII, 11). О том, какие именно надежды, сказано в его автобиографическом романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «По приезде в Петербург, не более как через десять дней, я надеялся иметь кучи золота и громкое имя» (VI, 64). Нельзя не заметить, что если расчёты Некрасова на тетрадь юношеских стихов и не оправдались, то в целом его мечты относительно куч золота и громкого имени со временем осуществились полностью.

Приехав в Петербург, юный поэт не стал поступать в Дворянский полк. В гневе Алексей Сергеевич отказался помогать сыну деньгами. Некрасов оказался в крайне тяжелом положении. Его планы поступления в Петербургский университет потерпели полный провал. Летом 1839 г., поступая на факультет восточных языков, на вступительных экзаменах Некрасов с треском провалился, сдав четыре из пяти предметов (Закон Божий, географию, всемирную историю и русскую историю) на единицы, пятый – русскую словесность – на двойку73 (все отметки – по пятибалльной системе). Сдавать остальные экзамены не имело смысла. В сентябре 1839 года Некрасов поступил вольнослушателем на 1-е отделение философского факультета (позднее преобразованного в историко-филологический факультет). Летом 1840 года он пытался поступить на юридический факультет. В этот раз из четырнадцати предметов три (греческий язык, математику и геометрию) молодой ярославец сдал на единицы, пять (историю, логику, арифметику, немецкий и французский языки) – на двойки, два (Закон Божий и латынь) – на тройки, на четверку – ни одного. Один предмет – русскую словесность – юный поэт сдал на пятерку74 . Почти два года Некрасов числился вольнослушателем на философском факультете, не сдав за это время ни одного переходного экзамена (официально он был уволен из числа вольнослушателей 24 июля 1841 г.).

И до революции, и особенно в советское время любили живописать ужасы нищеты, которые пережил юный волжанин в Петербурге. Удивительного в этом ничего нет. Удивляет другое: как быстро Некрасов преодолел все эти испытания и встал на ноги. Уже в феврале 1840 года увидел свет первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки». А ведь издание сборника требовало немалых денег, и юный поэт, которому было только 18 лет, сумел их найти, впервые проявив свою незаурядную предприимчивость (другое дело, что сборник успеха не имел). С 1840 года он сотрудничал в журнале «Пантеон» Ф. А. Кони, писал многочисленные театральные рецензии, фельетоны в стихах и прозе, оригинальные и переводные водевили и пьесы. В 1841 году Некрасов перевел большую пятиактную французскую драму. «Каким образом, – вспоминал Л. В. Григорович, – ухитрился он это сделать, не зная буквально слова по-французски, остаётся непонятным. Сколько нужно было воли, терпения, чтобы, частью пользуясь объяснениями случайно заходивших знакомых, частью по лексикону, довести до конца такую работу»75 (премьера драмы, получившей название «Материнское благословение», состоялась 19 октября 1842 года на сцене Александринского театра).

С начала 40-х годов Некрасов стал одним из сотрудников журнала «Отечественные записки». Этот журнал, основанный в 1818 году П. П. Свиньиным, в 1839 году перешел в руки А. А. Краевского. Обладая незаурядными деловыми качествами и обширными связями, Краевский превратил «Отечественные записки» в один из лучших тогдашних журналов. В 30-40 годы в нем печатались М. Ю. Лермонтов, В. И. Даль, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Панаев, В. П. Боткин, В. Г. Белинский и др.

Как полагают, в 1842 году состоялось знакомство Некрасова с В. Г. Белинским (1811 – 1848 гг.), ведущим критиком «Отечественных записок», сыгравшее огромную роль в судьбе поэта. К этому времени по своим политическим взглядам Белинский окончательно сформировался как революционер и социалист, страстный поклонник Великой французской революции конца XVIII в. В значительной степени под влиянием Белинского Некрасов сформировался как человек радикальных политических взглядов, которому его наставник словно передал, по выражению Герцена, «выстраданное, жёлчное отрицание и страстное вмешательство во все вопросы»76 . В рядах противников крепостного права Некрасов занимал особую позицию. Примерно с середины 40-х годов он был не только против крепостного права, но шёл гораздо дальше, выступая за крестьянскую революцию и осуществление социалистической утопии. До конца своих дней Некрасов оставался страстным сторонником всероссийского крестьянского бунта, который, по его мнению, только и мог разрешить все проблемы страны.

Политические взгляды в соединении с личными особенностями Некрасова (его мрачного, в целом, восприятия жизни) обусловили характер его поэзии. У него нет любовной лирики, он почти всегда равнодушен к прекрасному. Фактически в некрасовском творчестве главными были три темы: страдания народа, воспевание борцов за его освобождение и тема, которую точнее всего назвать темой революции. По преимуществу всю свою жизнь Некрасов отрицал, обличал и призывал к бунту. До последних дней поэта вдохновляла муза, которую он называл «музой гнева и печали», «музой мести и печали». Несомненно, в этих сочетаниях ключевыми являлись слова «гнев» и «месть». Точнее его вдохновительницу было бы назвать музой ненависти. Выросшая на его стихах А. В. Тыркова-Вильямс писала: «Некрасов любил Россию надрывной любовью, а русскую жизнь изображал с угрюмой, желчной односторонностью обличителя»77 .

Некрасов очень рано стал восприниматься как ни на кого не похожий поэт. Еще до революции его стали называть поэтом-демократом. Во всей русской литературе только его называли певцом народной скорби, печальником горя народного и т. д. В жизни народа Некрасов видел только горе, страдания, нищету и голод. К светлым сторонам бытия он обращался крайне редко. Лишь иногда поэт вырывался из-под власти своей суровой музы, и тогда его вдохновляла главная муза всех поэтов – муза любви. И именно эти стихи («Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.) все русские люди знают с детства, и с ними, главным образом, ассоциируется у большинства из нас имя Некрасова.

Одним из главных желаний Некрасова в 40-е годы являлось стремление выбиться в люди и разбогатеть. А. С. Суворин приводит знаменательные слова поэта: «Я дал себе слово не умереть на чердаке. Нет, думал я, будет уже и тех, которые погибли прежде меня, – я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми»78 . Ф. М. Достоевский, знавший поэта с начала 40-х годов, произнёс о нём ключевую фразу: «Миллион – вот демон Некрасова!»79 .

В целом, к середине 40-х годов Некрасов окончательно сложился как очень своеобразная личность. Как, пожалуй, ни в ком из русских писателей, в нём причудливо было перемешано столько, казалось бы, взаимно противоположных страстей, главными из которых являлись, с одной стороны – стремление к богатству, с другой – стремление к революции. Естественным путем для удовлетворения обеих этих страстей для Некрасова стало своеобразное литературное предпринимательство – издание альманахов, а затем и журнала «Современник».

Во главе «Современника»

В начале 40-х годов, продолжая работать в «Отечественных записках» у А. А. Краевского, Некрасов одновременно стал выступать в роли издателя и редактора. В 1845 и 1846 гг. под его редакцией вышли альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», успех которых превзошел все ожидания.

В 1846 году Некрасов вместе с И. И. Панаевым решили уйти от А. А. Краевского и создать свой журнал. С конца 30-х годов открытие новых журналов было запрещено, и речь могла идти только о покупке прав на издание какого-то уже существующего органа. Выбор Некрасова и Панаева пал на «Современник».

«Современник» был основан А. С. Пушкиным в 1836 г. После смерти поэта издателем и редактором журнала стал старый друг Пушкина П. А. Плетнёв. Профессор и с 1840 года ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв как редактор оказался не на высоте. В 1846 году у «Современника» было всего 233 подписчика80 . Приобретение и издание журнала требовало больших денег. Основной взнос (35 тысяч рублей) внёс И. И. Панаев, продавший для этого принадлежавший ему лес81 . Остальные деньги занял Некрасов. Осенью 1846 года Некрасов и Панаев вступили в переговоры с П. А. Плетнёвым на предмет приобретения прав на издание «Современника». Как писалось выше, П. А. Плетнёв занимал пост ректора Петербургского университета. Еще 5-6 лет назад Некрасов, безуспешно пытаясь поступить в университет, писал на имя его ректора покорнейшие прошения. Теперь же он вступал с ним в переговоры не просто на равных, а более того – как преуспевающий предприниматель со своим почти что обанкротившимся коллегой. В октябре 1846 года соглашение было достигнуто и «Современник» перешел в руки Некрасова и Панаева.

С самого начала главным хозяином журнала стал Некрасов, которому в то время только исполнилось 25 лет (согласимся, поразительный пример успешной карьеры для безвестного бедного провинциала, восемь лет назад приехавшего в столицу).

Первый номер, как стали говорить с тех пор, некрасовского «Современника» вышел в январе 1847 г. Некрасова крайне волновал вопрос о подписке, т. е. вопрос о выживании журнала. 19 октября 1846 года он писал А. В. Никитенко: «…чтобы издание журнала окупалось, нужно по меньшей мере (…) 1500 подписчиков» (X, 55). Однако этот рубеж «Современник» преодолел очень быстро. В начале 1847 года на журнал подписалось уже около двух тысяч человек82 , а в 1848 году количество подписчиков достигло 310083 .

Такой взлёт подписки неудивителен. На рубеже 40 и 50-х годов в «Современнике» увидело свет немало произведений, доныне составляющих славу русской литературы: роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г., № 2), рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева – «Малиновая вода» (1848 г. № 2), «Певцы» (1850 г. № 11), «Бежин луг» (1851 г., № 2) и др., рассказ «Муму» (1854 г., № 3); первые повести и рассказы молодого Л. Н. Толстого – «Детство» (1852 г., № 9), «Набег» (1853 г., № 3), «Отрочество» (1854 г., № 4) и др.; лучшие вещи Д. В. Григоровича – повесть «Антон-горемыка» (1847 г., № 11), рассказ «Бобыль» (1848 г., № 3) и др.

Первые годы «Современника» для Некрасова были ознаменованы сближением с Авдотьей Яковлевной Панаевой. А. Я. Панаева (1819 – 1893 гг.) родилась в Петербурге в актерской семье. В 1836 году в неё влюбился И. И. Панаев, и летом 1837 года они обвенчались. Однако вскоре их брак фактически распался. В 1848 году, не разведясь с И. И. Панаевым, Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова. В тяжелое время цензурных гонений, чтобы чем-то заполнить страницы «Современника», в соавторстве с Авдотьей Яковлевной поэт написал два огромных романа: «Три страны света» и «Мертвое озеро». Брак Некрасова с Панаевой был нелегким. «Он любил её, – писал К. И. Чуковский, – угрюмой, ревнивой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. (…) … его стихи отражают не ласки, а буйные семейные сцены, оскорбления, ссоры и ругательства»84 .

Весной 1848 году младенцем умер первый сын Некрасова и Панаевой85. В начале 1855 года у них родился второй ребенок, сын Иван, который ввиду того, что развод Панаевых не был оформлен, юридически считался сыном И. И. Панаева и носил его фамилию. В апреле 1855 года младенец «Иван Панаев» умер. Смерть второго ребенка была страшным ударом для Панаевой и Некрасова. Потеря двоих детей способствовала охлаждению их отношений к концу 50-х годов и окончательному расхождению в 1863 г.

«Огородник»

Летом 1841 года Некрасов впервые за три года приехал из Петербурга в Ярославль, на свадьбу сестры Елизаветы. За три дня до его приезда, 29 июля 1841 г., в Ярославле скончалась его мать Елена Андреевна. 31 июля состоялось её погребение в Абакумцевеа . Некрасов прибыл уже к свежей могиле у алтарной части абакумцевского храма. Смерть матери, конечно, была для него большой потерей. В последующие годы в его поэзии возник настоящий культ матери. В 1860 году вместе с сестрой А. А. Буткевич поэт установил на её могиле небольшой памятник, сохранившийся до наших дней.

Летом 1845 года Некрасов вновь приехал в Грешнево. Результатом пребывания в родных местах стало написание им нескольких антикрепостнических стихотворений («Родина», «Псовая охота» и др.), с которых собственно и начался поэт Некрасов. К антикрепостническим произведениям 1845-1846 гг. примыкает и стихотворение «Огородник» (1846 г.) – первое стихотворение Некрасова, написанное на костромской сюжет. Историей создания «Огородника» занимались краеведы В. В. Касторский и В. Н. Бочков. Согласно их изысканиям, в основу стихотворения лег подлинный случай любви крепостного садовника Андрея Фигуркина и дочери богатого барина. Об этой истории, произошедшей в начале 40-х гг. XIX века в усадьбе Занино Чухломского уезда, рассказывает в книге «Мои семидесятилетние воспоминания» Н. П. Макаров. Владелец усадьбы Занино Иван Николаевич Катенин (1786 – 1854 гг.) в молодости служил в лейб-гвардии Измайловском полку. В 1812 году он участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце и Красном. В 1816 году молодой полковник Катенин вышел в отставку и вернулся на родину в Чухломской уезд, где в 1818-1827 гг. избирался уездным предводителем дворянства. От второго брака И. Н. Катенин имел двух сыновей и шесть дочерей, в том числе и Екатерину Ивановну (1821 – до 1858 гг.). Занинский садовник – высокого роста молодой красавец Андрей Фигуркин – полюбил Екатерину Ивановну. Когда об этом узнал отец, его гневу не было предела. Фигуркина высекли и сдали в солдаты. Екатерина Ивановна приняла монашество в женском Николо-Староторжском монастыре в Галиче, где и умерла до 1858 г. Фигуркин, отслужив в армии, также обосновался в Галиче.

История, случившаяся в Занине, не могла не привлечь молодого поэта своим антикрепостническим содержанием. В. Н. Бочков спрашивает: «…как узнал столичный поэт о трагической любви крепостного садовника и дворянской дочери в глухой костромской усадьбе? Книга Н. П. Макарова свидетельствует, что Катенину не удалось сохранить эту историю в тайне – о ней разнеслась молва. Некрасов же в августе – сентябре 1845 года жил у отца в селе Грешневе (…) – именно от отца он и мог услышать о происшествии в Занине»87 . Далее В. Н. Бочков пишет: «Алексей Сергеевич имел массу знакомых среди костромских дворян еще с тех времен, когда в 1801 г.б определился в Тамбовский пехотный полк, расквартированный в Костроме; позднее он содержал лошадей на костромском почтовом тракте. Не мог не знать он и Катенина – тот имел питейные откупа в уездах Ярославской губернии и жил неподалеку от Грешнева, в Любиме»88 . Маловероятно, чтобы Алексей Сергеевич имел «массу знакомых» в Костроме с 1807 г., но позднее, держа лошадей на костромском тракте, он, наверняка, имел в Костроме знакомых, от которых мог услышать о занинской истории. От него, конечно, об этой истории узнал и Н. А. Некрасов.

На переломе эпох

В 1853 году началась война России с Турцией. В 1854 году Англия и Франция, опасавшиеся усиления российских позиций на Чёрном море, вступили в войну на стороне Турции. Англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и осадили Севастополь – главную базу нашего Черноморского флота.

Некрасов, потомок многих поколений защитников Отечества, во время Крымской войны как поэт практически никак не откликнулся на её события. За три года войны он написал о ней только два стихотворения: «14 июня 1854 года» и «Внимая ужасам войны» (1855 г.). На основные события Крымской эпопеи – на затопление русского флота, на героическую осаду и падение Севастополя, на гибель адмирала П. С. Нахимова и др. – поэт Некрасов не отозвался никак. Тема защиты Отечества не входила в сферу его поэтического мира, и поэтому он коснулся темы Крымской войны в некоторых произведениях, написанных уже после войны, только в плане связанных с ней народных страданий.

В разгар Крымской войны, 18 февраля 1855 г., умер Николай I. 27 августа 1855 года пал Севастополь, за героической обороной следила вся страна. После Отечественной войны 1812 г., завершившейся вступлением наших войск в Париж, Россия не знала военных поражений. Поэтому падение Севастополя потрясло общество. Война завершилась в 1856 году унизительным Парижским миром, по которому России запрещалось держать на Чёрном море военный флот. Военное поражение заставило нового императора Александра II начать перемены. Была ослаблена цензура, снят запрет на выпуск новых литературных журналов, одна за другой выходили книги, чьё издание еще недавно было немыслимо.

Некрасов, разумеется, не мог не использовать открывшихся возможностей. В октябре 1856 года он выпустил сборник своих «Стихотворений», имевший огромный успех. Безусловно, что одна из главных причин успеха состояла в политическом подтексте многих стихотворений, включенных в сборник. В середине 50-х годов у читателей, привыкших знакомиться с подобными произведениями только в рукописных списках, книга, подобная некрасовским «Стихотворениям», не могла не вызвать ажиотажного спроса.

Смерть Николая I положила начало большим переменам и в журнальном деле: ослаблялась цензура, расширялась сфера гласности. Во второй половине 50-х годов начинается резкий взлет популярности «Современника». Если в первой половине 50-х годов количество подписчиков журнала составляло около 3000 человек, то в 1857 году оно перевалило за 4000, к концу 1858 г. достигло 4700, в апреле 1859 г. – 550089 . В 1861 году подписка на «Современник» достигла своего зенита, составив 6658 человек90 . Значительную долю подписки давал, конечно, Петербург. В 1859 году в столице на «Современник» подписалось 1274 человека, в 1860-м – 1628, в 1861-м – 1681. Меньше подписчиков давала Москва: за те же годы соответственно – 622, 482, 477. В губернских и уездных городах подписка была невелика, но имела устойчивую тенденцию к росту. В 1859 году во всей Костромской губернии на «Современник» подписалось 47 человек, в 1860 г. – 68, в 1861 г. – 72в . В Костроме в 1859 году подписалось 17, в 1860 г. – 23, в 1861 г. – 2792 .

Во второй половине 50-х годов на страницах «Современника» появляются многие знаменитые произведения русской литературы: «Рудин» (1856 г., № 1 и № 2), «Ася» (1858 г., № 1), «Дворянское гнездо» (1859 г., № 1) И. С. Тургенева; «Севастополь в декабре месяце» (1855 г., № 6), «Севастополь в мае» (1855 г., № 9), «Севастополь в августе 1855 года» (1856 г., № 1) Л. Н. Толстого. «Современник» публикует стихи Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. К. Толстого, статьи критиков А. В. Дружинина и В. П. Боткина, историков С. М. Соловьева, И. Е. Забелина, Н. И. Костомарова, фольклориста А. Н. Афанасьева, педагога К. Д. Ушинского и др.

В числе авторов «Современника» в 50-е годы был целый ряд уроженцев Костромского края или тесно связанных с ним. В 1853 году журнал поместил первое произведение А. Ф. Писемского (1821 – 1881 гг.), уроженца усадьбы Раменье в Чухломском уезде. В начале 50-х годов в «Современнике» были опубликованы его рассказы: «Леший» (1853 г., № 11), «Фанфарон» (1854 г., № 8) и др. Известно пять писем, которые Писемский послал Некрасову в 1852-1854 гг., причем первые два отправлены им из Костромы, а остальные три (от 12 марта,15 апреля и 7 октября 1854 г.) – из Раменья. «Адрес мой в Чухлому Костромской губернии»93 – писал он Некрасову.

В 7-м номере «Современника» за 1852 год было опубликовано первое произведение А. А. Потехина – посвященный Кинешме очерк «Забавы и удовольствия в городке». А. А. Потехин (1829 – 1908 гг.) родился в г. Кинешме (в то время – уездном городе Костромской губернии). В конце 50-х – начале 60 годов «Современник» напечатал ряд пьес А. А. Потехина.

В 11-м номере за 1859 год в «Современнике» была напечатана «Задушевная исповедь» Н. П. Макароваг . Более всего Н. П. Макаров (1810 – 1890 гг.), уроженец Чухломы, известен мемуарами «Мои семидесятилетние воспоминания», в которых он дал ряд ярких картин жизни дворянства Костромской губернии в первую треть XIX века.

В 1856 году Некрасов привлёк в «Современник» А. Н. Островского. Как известно, А. Н. Островский (1823 – 1886 гг.) родился в Москве, однако родиной его предков был Костромской край. В конце 80-х годов XVIII века дед драматурга протоиерей Феодор Островский (1770 – 1843 гг.) окончил Костромскую духовную семинарию и в последующие годы служил настоятелем Благовещенской церкви в Костроме. После смерти жены он переехал в Москву, принял монашество и стал иеромонахом Донского монастыря. Отец драматурга, Н. Ф. Островский (1796 – 1853 гг.), родился в Костроме, окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Совершив в Москве удачную служебную карьеру, Н. Ф. Островский в 1847 году купил усадьбу Щелыково в Кинешемском уезде своей родной губернии, где и умер в 1853 г.95 С 1848 года А. Н. Островский регулярно приезжал в Щелыково.

В 4-м номере «Современника» 1856 года Некрасов перепечатал раннюю пьесу Островского «Семейная картина». С февральского же номера за 1857 год новые пьесы А. Н. Островского появлялись в «Современнике» регулярно.

«Так, вокруг «Современника», – пишет В. В. Жданов, – усилиями его редактора (…), собрался почти весь цвет русской литературы; эти талантливые, еще молодые литераторы, полные сил и энергии, уже тогда немало сделавшие для отечественной культуры, казалось, представляли собой довольно прочное единство, кружок, спаянный дружбой и творческими интересами»96 .

На рубеже 50 и 60-х годов во внешнем облике большинства авторов «Современника» произошло характерное изменение: почти все они отпустили бороды, ставшие в восприятии последующих поколений неотделимыми от их образа. Как известно, начиная с петровских преобразований, дворянам было запрещено носить бороду. В 30-40 гг. XIX века исподволь борьбу за право её ношения начали славянофилы и примкнувшие к ним западники. Через несколько лет после начала царствования Александра II борода перешла в наступление. В первых рядах её носителей выступали почти все властители дум – писатели, публицисты, художники, композиторы. В стороне от общего потока не остался и Некрасов. К 1861 г. поэт отпустил довольно жидковатую бородку, в восприятии потомков ставшую неотделимой от его облика.

«Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу , однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.


Некрасов в Петербурге

(главы из книги В. Жданова "Некрасов")

II
ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЫТАРСТВА

Холодно и неприветливо встретил молодого человека огромный город, в котором у него не было ни родных, ни знакомых. На первых порах он поселился в какой-то грязной гостинице, где брали за сутки не меньше двух рублей. Деньги таяли прямо на глазах, и вскоре пришлось ему перебраться на дешевую квартиру, куда-то в район Малой Охты; точных сведений об этом не сохранилось.

В первые же дни столичной жизни перед Некрасовым встали неотложные вопросы: как поступить учиться и как начать печататься? Прежде всего он решил отправиться с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову, брату ярославского приятеля Алексея Сергеевича Некрасова. Перед отъездом сына Алексей Сергеевич снабдил его этим письмом, считая, что оно облегчит поступление в Дворянский полк. Расчет был верен: петербургский Полозов уже был готов взяться за дело, когда Некрасов признался, что хотел бы вместо военного заведения, поступить в университет. Он прибавил, что чувствует сильную склонность к литературным занятиям, вряд ли совместимым с военной службой.

Генерал Полозов и его жена одобрили мысль об университете и посоветовали Некрасову, не откладывая, начать готовиться к экзаменам. Вскоре они написали о таком обороте дела в Ярославль. Алексей Сергеевич был крайне раздражен таким противодействием его воле. Тут же он отправил в Петербург гневное письмо, требуя послушания и угрожая оставить сына без материальной поддержки.

Некрасов проявил твердость характера, хотя отлично знал, что с отцом шутки плохи. Он написал грубый ответ, который заканчивался такими словами: "Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма". После этого ему оставалось надеяться только на самого себя и самостоятельно устраивать свою судьбу.

"Я был один-одинехонек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды". Эти слова Тихона Тростникова, героя незаконченного автобиографического романа, несомненно, вобрали в себя первые впечатления, испытанные молодым Некрасовым в столице {Множество подробностей жизни Некрасова в Петербурге содержится в его ранних прозаических произведениях. Конечно, они не могут считаться точным изложением фактов, однако автобиографический элемент в них очень силен; некоторые детали настойчиво повторяются в рассказах и романах, написанных в ранние годы (например, "Без вести пропавший пиита" – 1840; "Повесть о бедном Климе" – 1842–1843; "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" – 1843–1848). Это не позволяет сомневаться в достоверности таких деталей, тем более что многие из них подтверждаются воспоминаниями современников.}.

Он начал скитаться по петербургским трущобам – по углам и подвалам, где ютились бедность и нищета. Надвигавшаяся зима не сулила ничего хорошего. Однако врожденная стойкость характера, сила воли, присущая ему с юности, помогли выдержать суровые испытания.

"Я дал себе слово не умереть на чердаке", – вспоминал об этом времени Некрасов. Помогли ему и те люди, с которыми столкнула его судьба.

Еще в первое время пребывания в Петербурге Некрасов встретил нескольких своих товарищей по ярославской гимназии, которые горячо поддержали мысль о поступлении в университет, куда и сами собирались поступать. А один из них, Андрей Глушицкий, уже студент университета, взялся подготовить своего земляка к экзаменам по математике и физике.

Тогда же, в первые месяцы столичной жизни, Некрасов познакомился с офицером Николаем Федоровичем Фермером, преподавателем инженерного училища. Это был добрейший и благороднейший человек, поставивший своей целью борьбу со злоупотреблениями, проповедовавший бескорыстие (об этом, как и о печальной судьбе Фермера, впоследствии рассказал Н. С. Лесков в очерке "Инженеры-бессребреники"). Некрасов подружился со всей семьей Фермеров, бывал у них в доме; в альбом Марии Фермер (сестры) он записал одно из ранних своих стихотворений ("На скользком море жизни бурной").

Оказалось, что новый приятель Некрасова знаком с литератором Николаем Полевым; в то время он был редактором "Сына отечества", органа "официальной народности", журнала, в который никогда не обратился бы зрелый Некрасов. Но тогда он обрадовался возможности отнести свои стихотворные опыты известному редактору. Устами героя автобиографического романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" Некрасов так рассказал об этом:

"Я решительно не имел тогда никакого понятия о журнальных партиях, отношениях, шайках – я думал, что литература... есть семейство избранных людей высшего сорта, движимых бескорыстным стремлением к истине... я думал, что литераторы... как члены одного семейства, живут между собою как братья, и если возникают между ними порою споры и противоречия, то не иначе, как за святость и чистоту прав науки и жизни, которым они служат в пользу..."

С таким наивным убеждением он вместе с Фермером и явился к редактору "Сына отечества". Свидетельством их встреч служат записи, сохранившиеся в дневнике Полевого: "Вечером был Фермор и юноша Некрасов" (3 октября 1838 года); "Вечером поэт Некрасов с Фермером" (30 октября 1838 года).

Сердце юноши сильно билось, когда редактор взял тетрадку и, развернув наудачу, начал читать стихи. Ведь от того приговора, который сейчас будет произнесен, зависит вся его судьба! Но вот редактор прочитал вслух стихотворение, в котором описывалась ночь, озаряемая полной луной, и сказал:

– Хорошо, почтеннейший, а сколько вам лет? Получив ответ, он повторил:

– Очень хорошо. Я непременно напечатаю одно из ваших стихотворений.

Развеселившийся, вернулся поэт в свою каморку, где к этому времени уже не было ни свечи, ни куска хлеба. И что всего хуже - сапоги совсем развалились. "Три дня лежал я на ковре своем, обдумывая свое положение... Сидеть было не на чем, да и не для чего: не было ни огарочка, в комнате была глубокая тьма. Не могу, однако ж, сказать, что я скучал. На сердце у меня было довольно легко и весело... Я знал, что когда-нибудь выйду из такого положения, и никак не хотел верить очевидной и близкой истине, что могу умереть с голоду".

Прошло совсем немного времени, и вот в октябрьском номере "Сына отечества" за 1838 год появилось стихотворение "Мысль" с полной подписью автора и с примечанием, сделанным Полевым, где сообщалось, что это "первый опыт юного, шестнадцатилетнего поэта". В стихотворении шла речь о дряхлости мира, и оно явно было навеяно литературными образцами. Тем не менее в нем нельзя было не заметить способности автора к стихотворству, умения строить поэтическую речь. Легко представить себе его радость.

Правда, спустя несколько лет поэт иронически отзывался о своих переживаниях дебютанта: "Забуду ли тот нелепый восторг, который заставлял меня бегать высуня язык, когда я увидел в "Сыне отечества" первое мое стихотворение, с примечанием, которым я был очень доволен". Но в те дни он, разумеется, видел себя наверху блаженства. Да и в самом деле это был немалый успех – ведь прошло каких-нибудь три месяца, как он приехал в столицу! Ему еще не исполнилось семнадцати лет, а стихи с его фамилией уже напечатаны в журнале!

В ноябре "Сын отечества" снова заставил ликовать молодого поэта: он нашел в нем два своих стихотворения: они назывались "Безнадежность" и "Человек". В январе 1839 года появилась элегия "Смерти"; затем весной еще два стихотворения были напечатаны в "Литературных прибавлениях" к "Русскому инвалиду", а в июле "Библиотека для чтения" Сенковского поместила стихотворение "Жизнь" – пожалуй, наиболее содержательное среди всех этих ранних опытов. Под явным впечатлением лермонтовской "Думы", как бы продолжая ее обличительную тему, молодой автор обращался с укором к современникам:

Но чуждо нам добро, искусства нам не новы,
Не сделав ничего, спешим мы отдохнуть;
Мы любим лишь себя, нам дружество – оковы,
И только для страстей открыта наша грудь.

Интересно, что даже первые произведения, с которыми Некрасов появился в печати, несмотря на всю их незрелость, были замечены критикой. Так, уже в начале 1839 года в официальном "Журнале министерства народного просвещения" был помещен обзор газет и журналов, автор которого (рано умерший поэт и критик Федор Менцов) нашел нужным в массе текущей стихотворной продукции выделить несколько стихотворений Некрасова, разбросанных по журналам.

"Не первоклассное, но весьма замечательное дарование, – говорилось в этом обзоре, - нашли мы в г. Некрасове, молодом поэте, только в нынешнем году выступившем на литературную арену. С особенным удовольствием прочитали мы две пьесы его: "Смерти" и "Моя судьба", из них особенно хороша первая... Приятно надеяться, что г. Некрасов окажет дальнейшие успехи в поэзии, в дарах которой не отказала ему природа".

Правда, в дальнейшем выяснилось, что Менцов, сам писавший стихи в духе вырождающегося романтизма, увидел в Некрасове своего единомышленника и решил поддержать его на пути, который вовсе не был настоящим его путем. Спустя год, отмечая новые стихи Некрасова, он на страницах того же журнала уже прямо заявил, что "начала религии и чистой нравственности" должны управлять вдохновением поэта. Но любопытен самый факт: даже дебюты Некрасова нашли отклик в печати.

Итак, в первые месяцы петербургской жизни молодой человек уже был окрылен успехом. Однако очень скоро выяснилось, что "Сын отечества", да и другие журналы платят за стихи сущие гроши или не платят вовсе, считая, что для начинающего автора достаточно одной чести быть напечатанным. Выяснилось, кроме того, что надо готовиться к университетским экзаменам и что голод стучится в двери в самом буквальном смысле слова.

На этот раз его выручил случай. Он где-то познакомился с учителем духовной семинарии Д. И. Успенским, и тот не только обещал выучить молодого человека латыни, необходимой для экзамена, но и пригласил его жить к себе на Малую Охту. Темный чулан за перегородкой отныне стал его квартирой. Но гостеприимный хозяин оказался пьяницей. Он пил запоем по нескольку недель, потом приходил в себя и принимался за латынь. Уроки, казалось, шли хорошо, но ненадолго – вскоре опять начинался запой.

Желание поступить в университет, обрести право на жизнь было так велико, что Некрасов упорно продолжал готовиться к экзаменам – вопреки бедности, вопреки необходимости искать любую, даже самую неблагодарную, работу, чтобы не умереть с голоду. С завистью смотрел он на каждого юношу, одетого в студенческую форму.

Поступить в университет стало его единственной целью и мечтой. Но мечта эта развеялась как дым чуть ли не в первый же день экзаменов, которые он начал сдавать на факультет восточных языков. Это было в июле 1839 года, ровно через год после приезда в столицу. Слабо подготовленный, несмотря на старания Глушицкого и Успенского, он только по российской словесности получил относительно приличную отметку – тройку. По другим предметам пошли сплошные единицы, и Некрасов отказался от экзаменов: двух единиц было достаточно, чтобы быть не принятым.

Удрученный провалом, он все-таки не расстался с мыслью об университете и той же осенью поступил вольнослушателем на философский факультет, причем был освобожден от платы за слушание лекций: отец прислал ему свидетельство от ярославского предводителя дворянства о своем "недостаточном состоянии". А на следующий год он снова попытался сдать вступительные экзамены, на этот раз на юридический факультет, и опять не был принят. Правда, теперь отметки его были гораздо лучше: по словесности профессор А. В. Никитенко поставил ему пятерку. Но по математике и языкам (греческому, немецкому, французскому) его знания были явно недостаточны: тогда экзаменовали по четырнадцати предметам, среди которых были логика, география и статистика, четыре иностранных языка...

Как бы то ни было, но с мечтой об университете было покончено. Обида и огорчение его были велики, - об этом хорошо рассказано на страницах романа о Тростникове.

Некоторое время Некрасов еще числился вольнослушателем, но вряд ли он посещал университетские занятия после второй своей неудачи: мысли его и интересы были уже устремлены в другую сторону.

В конце 1839 года пришлось расстаться с Успенским и его чуланом, где Некрасов прожил около полугода. Снова начались скитания по углам, поиски заработка, тяжелая борьба за существование.

За что только не брался он в эти годы, чтобы добыть хоть несколько копеек! Иногда он по утрам отправлялся на Сенную площадь, где были торговые ряды, и там за пятачок или кусок хлеба писал крестьянам письма и прошения. А если такой работы не находилось, то шел в казначейство и там расписывался за неграмотных. Он переписывал бумаги, роли, давал уроки за грошовую плату, составлял по заказу афиши, азбуки, объявления. Позднее по заказу же в силу крайней нужды писал водевили, фельетоны, пародии, переделывал или пересказывал чужие рассказы...

– Ровно три года, – говорил много лет спустя Некрасов одному из своих знакомых, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день.

Не раз случалось ему отправляться в один ресторан на Морской, где разрешалось читать газеты, ничего не заказывая; там он брал для виду газету, а сам придвигал к себе тарелку с хлебом и украдкой ел...

В зимнюю стужу и в осеннюю слякоть его можно было встретить на Невском, насквозь продрогшего, в легком пальто, в дырявых сапогах и соломенной шляпе.

Артистка А. И. Шуберт, сестра режиссера Н. И. Куликова, приятеля Некрасова, встречавшая его в начале 40-х годов, то есть в то время, когда самые трудные дни уже остались позади, писала в своих воспоминаниях:

"Особенно жалким казался Некрасов в холодное время. Очень бледен, одет плохо, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным. Раз я имела нахальство спросить его:

– Вы зачем такой шарф надели?

Он окинул меня сердитым взглядом и резко ответил:

– Этот шарф вязала моя мать..."

Нет ничего удивительного в том, что еще в первое время столичной жизни он сильно заболел от утомления, голода и простуды. Жил Некрасов в это время на Разъезжей улице, в деревянном флигельке, у какого-то отставного унтер-офицера. За время болезни он задолжал хозяевам, кормившим его, около сорока рублей, и это внушило им беспокойство. За перегородкой постоянно слышались тревожные разговоры, что вот-вот-де жилец умрет и тогда деньги пропадут.

Наконец в один прекрасный день хозяин квартиры, подгоняемый хозяйкой, явился к больному и откровенно объяснил ему свои опасения. Тут же он попросил написать расписку в том, что жилец согласен оставить ему в счет долга свои пожитки – чемодан, книги и все остальные нехитрые "вещички". Расписка, конечно, была написана (вдруг еще перестанут кормить!), а вскоре дело пошло на поправку.

Молодость и крепкий от природы организм взяли свое; через некоторое время он стал понемногу выходить и даже решился однажды пойти к знакомому студенту-медику не то на Петербургскую, не то на Выборгскую сторону. Добрался до него с трудом и там засиделся до позднего вечера. А на обратном пути сильно прозяб – холодная шинель плохо защищала от ноябрьского ледяного ветра.

Мечтая поскорее лечь и согреться, он постучался в двери унтер-офицерского домика. На стук его долго не откликались, а затем голос из-за запертой двери сообщил, что в дом его больше не пустят, что в его комнате уже поселился другой жилец, а в счет долга хозяева взяли себе его имущество на основании имевшейся у них расписки.

Что было делать? Попробовал кричать, браниться, угрожать, все было бесполезно. Так и остался он на улице, на холоде, один, без вещей, еще не оправившийся после тяжелой болезни.

– Пошел я, – вспоминал об этом в конце жизни Некрасов, – хорошенько не сознавая, куда иду, на Невский проспект и сел там (кажется, около Доминика) на скамеечку, которые выставлялись на улицу для посетителей. Озяб. Чувствовал сильную усталость и упадок сил. Наконец заснул. Разбудил меня какой-то старик, оказавшийся нищим, который, проходя мимо, сжалился надо мной.

Нищий привел его на Васильевский остров. На одной из отдаленных линий, в самом конце улицы, стоял деревянный полуразвалившийся домишко. Кругом пустырь. Вошли они в большую накуренную комнату, полную нищими, стариками, старухами и детьми. В одном углу пили водку, в другом – играли в карты. Подойдя к ним, старик сказал:

– Вот грамотный, а приютиться некуда. Дайте ему водки, иззяб весь.

Какая-то старуха постлала ему на нарах постель из рогожи и лохмотьев, он лег и крепко уснул. А когда утром проснулся, комната была пуста, все нищие разошлись, только старуха ждала его пробуждения. Она попросила написать ей "аттестат" – видно, грамотные люди не часто встречались в ночлежке для нищих. Выяснив, что такое "аттестат", он составил со слов старухи нечто вроде свидетельства о бедности, которое начиналось такими словами: "Милостивейшие господа и госпожи! Великодушнейшие благотворители! Воззрите на слезы злополучной вдовы..." Написав этот документ, он получил за свой труд пятнадцать копеек.

– С ними пошел разживаться, – так с усмешкой закончил Некрасов один из своих рассказов о горьких днях молодости.

Еще во время подготовки к экзаменам Некрасов, вероятно, через Фермера познакомился с штабс-капитаном Григорием Францевичем Бенецким, преподавателем Дворянского полка и Павловского кадетского корпуса, и тот постарался облегчить бедственное положение юноша, В автобиографии поэта об этом говорится так: "Перебиваясь изо дня в день, я насилу добыл место гувернера у офицера Бенецкого – содержателя пансиона для поступления в инженерное училище. За сто рублей ассигнациями в месяц я обучал его десяток мальчиков с утра до позднего вечера".

По-видимому, Некрасов был в пансионе не столько гувернером, сколько репетитором – должность, к которой он был мало расположен. Но все же те месяцы, что он занимался подготовкой мальчиков "по всем русским предметам" к поступлению в училище, в некоторой степени облегчили его трудную жизнь. Бенецкий оказался человеком благожелательным и заботливым. Именно он, по словам Некрасова, советовал ему собрать стихи и напечатать отдельной книжкой; он же вызвался помочь их распространению.

Некрасов, конечно, и сам помышлял о таком сборнике. Летом 1839 года он уже представил в цензуру рукопись будущей книжки, куда включил сорок четыре стихотворения (некоторые из них, как мы знаем, были до этого напечатаны в журналах и газетах). Вскоре последовало цензурное разрешение, а Бенецкий тем временем заранее продал "по билетам" до сотни экземпляров своим ученикам. Теперь юного автора начали мучить сомнения – издавать ли сборник? Положение осложнилось тем, что вырученные деньги были уже прожиты.

После некоторых раздумий, не зная, как поступить и с кем посоветоваться, он внезапно решил отправиться к Василию Андреевичу Жуковскому, старому и знаменитому поэту. Жуковский жил близ Зимнего дворца. Он довольно ласково встретил начинающего автора. Некрасов вспоминал позднее, как навстречу ему вышел седенький согнутый старичок: узнав, в чем дело, он взял уже отпечатанные листы книжки и велел прийти через три дня.

В назначенный срок Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему одно или два стихотворения как порядочные, а об остальных сказал:

– Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи.

Не печатать было нельзя, и Некрасов решил послушать доброго совета. Он снял свое имя с обложки и заменил его инициалами – Н. Н. Через некоторое время, в начале 1840 года (не раньше февраля), его первая книга вышла из печати. Она называлась "Мечты и звуки".

Распространению книжки способствовал не только Бенецкий, но и офицер Николай Фермер, В воспоминаниях Д. В. Григоровича , воспитанника инженерного училища, сохранился рассказ о том, как этот офицер однажды вошел в рекреационный зал, держа в руках пачку тоненьких брошюр в бледно-розовой обертке. Предлагая покупать их, он рассказал, что автор стихов, заключавшихся в брошюрах, молодой поэт, находится в стесненном денежном положении".

Тем временем сам счастливый автор отправился в магазин и отдал свою книгу на комиссию. Чем это кончилось, известно. Это рассказано самим Некрасовым в одной из его автобиографий: "...Прихожу в магазин через неделю – ни одного экземпляра не продано, через другую – то же, через два месяца – то же. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах".

Примечания:
1. Главы из книги: Жданов В. Некрасов. – М.: Молодая гвардия, 1971.
Жданов Владимир Викторович (1911–1981) – русский советский литературовед, критик. Начал печататься в 1932 г. Автор статей по истории русской литературы (о М. Ю. Лермонтове, поэтах-петрашевцах, Н. В. Гоголе, И. С. Тургеневе, Н. А. Некрасове, Н. Г. Чернышевском и др.). Его книга «Николай Александрович Добролюбов» (1951), вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», является наиболее полной биографией критика. (



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...