Необычайное приключение анализ. В.Маяковский: жизнь и творчество

На уроке учащиеся познакомятся с биографией Владимира Маяковского, своеобразием его поэзии на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения поможет понять автора и его гражданскую и творческую позицию.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимаелся революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел одиннадцать месяцев. Именно здесь он пишет свои стихи. Можно сказать, что выход Маяковского из тюрьмы был символическим входом в искусство.

В 1911 г. он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Социальная ситуация России поставила перед Маяковским выбор - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни. В стенах училища будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком, который стал одним из основоположников футуризма. Именно в альманахе этой группы — «Пощечина общественному вкусу» — в декабре 1912 года состоялся литературный дебют Маяковского.

В 1913 г. поэт издает свой первый стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский» (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам). В составе группы футуристов Маяковский ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Рис. 2. Плакат, созданный Маяковским в 1920 г. ()

Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью. Плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

  1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
  2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
  4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Измученный летней жарой и изнурительной работой поэт-художник позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, - освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Средства художественной выразительности и стилистические приемы

Метафора - один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:

1. Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

2. Раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур (игра слов)

Например:

без дела заходить ,

на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру; зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику . Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом , утверждает, что оно шляется без дела . Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье !». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему ». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

не горюй,

на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

— Поди, попробуй!

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы .

Например:

«Пригорок Пушкино горбил » (горбил — производное от горбится ).

«Погоди! послушай, златолобо » (златолобо образовано по аналогии с златоволосо ).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь - т. е. свет, производное от ясный )

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем » (производное от взирать , спеть )

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница » (сонница - производное от бессонница ).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой . Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926) (рис. 4). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.

Для поэтической работы необходимо:

1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)

2. Целевая установка

3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах ». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя, 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Развернутой метафоры;

Гиперболы;

Просторечной, разговорной лексики;

Неологизмов.

  1. В чем уникальность и неповторимость поэзии Маяковского?

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” , которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно “медленно и верно” спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что “чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!”. И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: “Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!”. В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения “Необычайное приключение” Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы “светить всегда, светить везде до дней последних донца”. Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: “Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!”. И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

(No Ratings Yet)

  1. Владимир Маяковский неоднократно говорил о том, что считает себя гением, и пророчил собственным стихам бессмертие. Однако он готов был отдать все, что имеет, за возможность обычного разговора по душам. И...
  2. Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в...
  3. Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно....
  4. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике....
  5. В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием “Пощечина общественному мнению”, который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения...
  6. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления...
  7. Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он...
  8. Не секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими...
  9. Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что...
  10. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но...
  11. Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также...
  12. Ранние произведения Владимира Маяковского выдержаны в духе футуризма. Этому направлению поэт оставался верен до конца жизни, хотя и изменил свои взгляды на поэзию, признав, что и до него в русской...
  13. Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным...
  14. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции,...
  15. Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже...
  16. Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции...
  17. В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты “Комсомольская правда” и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки...
  18. В стихотворении “Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)” отразились впечатления В. В. Маяковского от поезд­ки в Париж в ноябре 1922 г. Символично, что Париж воспри­нимается поэтом прежде всего как колыбель французской...
  19. Тема одиночества очень ярко прослеживается в Творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько...
  20. В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт...
  21. Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в...
  22. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  23. Своеобразный литературный почерк Владимира Маяковского можно легко проследить в каждом его произведении. Рубленые фразы, яркие образы, использование метафор – все эти характерные черты встречаются не только в патриотических или же...
  24. Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение...
  25. Марина Ивановна Цветаева Приключение Поэма (1918-1919, опубл. 1923) Гостиница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой – Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный, извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и...
  26. ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ПОЭТА ОБЩЕСТВУ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании...
  27. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  28. Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский План 1. “Меня сейчас узнать не могли бы…”. 2. “… не выскочишь из...
Анализ стихотворения Маяковского “Необычайное приключение

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,

27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла -

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы -

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею -

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!"

Я крикнул солнцу:

"Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут - не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!"

Я крикнул солнцу:

послушай, златолобо,

без дела заходить,

на чай зашло бы!"

Что я наделал!

по доброй воле,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать -

и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

"Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!"

Слеза из глаз у самого -

жара с ума сводила,

но я ему -

на самовар:

"Ну что ж,

садись, светило!"

Черт дернул дерзости мои

орать ему, -

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь - не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, -

и степенность

сижу, разговорясь

с светилом

постепенно.

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти,

идешь - и светишь в оба!"

Болтали так до темноты -

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

мы с ним, совсем освоясь.

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты - свое,

стихами".

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

тупая сонница.

во всю светаю мочь -

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Летом 1920 года Маяковский пишет одно из своих ярких стихотворений (фактически

Это маленькая лирическая поэма) о поэзии - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение это справедливо сравнивают с державинской («Гимн солнцу»), с пушкинской («Вакхическая песня») традицией. Пушкин пропел гимн светлому солнцу творческого человеческого разума; Маяковский уподобил солнцу, источнику света и жизни, поэзию.

Развивая классические традиции, Маяковский в этом стихотворении выступает как поэт новой исторической эпохи, определившей новый, особый строй чувств и мыслей, новые образные ассоциации. Новым содержанием наполнен и образ солнца. В послеоктябрьском творчестве Маяковского этот образ обычно олицетворяет светлое (коммунистическое) будущее. В «Левом марше» - это «солнечный край непочатый». В «Окнах РОСТА» светлое будущее графически изображается в виде поднимающегося из-за горизонта солнца. В революционной поэзии тех лет (например, у поэтов-пролеткультовцев) мотив солнца обычно служит и средством перенесения действия в «космический», «вселенский» план. В «Необычайном приключении...» все эти аллегории не имеют столь четкой, определенной выраженности. Они проступают лишь как литературно-исторический контекст, общий культурный «фон» произведения. Тема стихотворения развивается в глубоко лирическом плане. Хотя само событие действительно «необычайное», фантастическое, его достоверность подтверждается множеством реальных деталей, сообщаемых, начиная с заглавия, с подзаголовка. Дан точный адрес события («Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева»...), обстановка на даче (поле, сад, «варенье», «самовар», «чаи»...), множество психологических подробностей («разозлясь», «испуг», «ретируюсь задом», «сконфужен»...). Охарактеризована и июльская жара, которая «плыла» - «в сто сорок солнц закат пылал» (удивительно «точный» подсчет яркости заката - гипербола в стиле Гоголя).

По мере развития лирического сюжета происходит постепенное олицетворение солнца из неодушевленного небесного светила в героя-гостя, говорящего «басом», пьющего «чаи» с лирическим героем, переходящего с ним на «ты», называющего его «товарищем». Правда, сам лирический герой уже в начале стихотворения, «разозлясь», обращается к солнцу на «ты». Но это - грубость. К концу же стихотворения это уже взаимное дружеское «ты». В результате «необычайного приключения», дружеской беседы становится ясной глубинная общность ролей «поэта Владимира Маяковского» и «солнца»:

Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами.

Оба товарища, солнце и поэт, обстреливают «двустволкой» лучей и стихов враждеб-ные силы мрака - «стену теней, ночей тюрьму» - и побеждают. Так делом, совместным участием в борьбе подтверждается единство, совпадение их задач:

Светить всегда, светить везде.

Вот лозунг мой - и солнца!

Итоговый лозунг «светить» всегда и везде, проиллюстрированный столь ярко и остроумно, такой «необычайной» историей, - уже не отвлеченная аллегория. Это обыденное дело поэта, художника, побеждающего тьму, несущего миру красоту, радость, свет.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»
В.Маяковский

Поэзию Владимира Маяковского вряд ли можно сравнить с фольклором. Но в его творчестве есть произведение, которое необычностью своего сюжета напоминает сказку. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» является стихотворением волшебства.

Герои произведения - поэт и солнце. В порыве гнева поэт обвиняет дневное светило в дармоедстве и бесполезном времяпровождении: «Дармоед!...чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» «Златолобо», как называет его поэт, принимает вызов, спускается с небес и, «раскинув луч-шаги», приходит к поэту на чай: «гони, поэт, варенье!» Сама необычность ситуации дает читателю размышление: что может связывать поэта и солнце? Какая развязка истории ждет впереди? Однако «товарищи» проболтали всю ночь, сетуя друг другу на свою нелегкую жизнь. Они договорились, что будут лить свет на мир каждый свои путем: солнце - лучами, поэт - стихами. И под «солнц двустволкой» не сможет выстоять «стена теней, ночей тюрьма». Теперь лирический герой принимает лозунг солнца: «светить - и никаких гвоздей!»

Образ двух светил - светила света и светила слова подан автором так просто, что у читателя не возникает сомнений и путаницы в их трактовке. Метафоры - одна из особенностей лирики В.Маяковского, они у него точные и сильные.

Под сказочным сюжетом, метафоричностью образов, гиперболизацией скрыта одна истина: в чем видится предназначение поэта. В. Маяковский говорит о том, что миссия творца слова нести людям свет, во что бы то ни стало. И как бы труден ни был путь, нельзя жаловаться и злиться, упрекая других в том, что им дается все намного проще. Солнце каждый день «мир залить вставало», и не подняться на небо оно не могло - люди ждали тепла и света. Поэт же может найти другую профессию, чтобы не выходить на «небо жизни» каждый день. Но тогда как же люди увидят свет? Когда дождутся тепла? От чего испытают радость? Поэтому в стихотворении и заключается этот жизнеутверждающий «лозунг мой и солнца!» Два светила будут делать свое дело. И если каждый будет делать это хорошо, то мир станет светлее и радостнее.

Не только способ написания «лесенкой» стихотворений, был отличительной чертой творчества поэта Маяковского. Особая метафоричность придает образность произведениям Маяковского. Их хочется цитировать, рассказывать в его манере. Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» необходим, чтобы узнать замысел, идею и позицию автора.

Жанр и сюжет стихотворения

Мы смело можем отнести данное стихотворение к народному эпосу. Главный герой – солнце, но оно не изображено в привычном для читателя образе: источник света, тепла, радости, жизни. Маяковский вложил в него другой смысл: солнце только и занимается тем, что путешествует и не знает, чем себя занять.

Как-то солнце опускалось за горизонт, за деревней его и увидел Маяковский. Он гневно упрекнул его в безделье и попросил зайти в гости, но не думал, что оно действительно придет. Солнце пришло, опалив поэта и провело с ним целую ночь. Этот промежуток времени они посвятили тому, что рассказывали друг другу, кому из них хуже живется, какие у кого беды и трудности. И тут к Маяковскому пришло озарение: он ведь может всегда сменить род своей деятельности, а солнце нет. Каждый день оно встает, наполняя этот мир светом, грея его, а потом садится за горизонт. После такого откровенного диалога Маяковский понял, что высказывался о солнце неправильно и что работа солнца труд и важна – оно приносит пользу и радость людям, делает мир лучше, светлее и краше.

Продолжим анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Заключительная часть посвящена призыву к людям. Нужно подходить к выполнению любого дела, даже самого пустякового, максимально ответственно и показывать хороший результат, вкладывать в него все силы. Иначе зачем работать посредственно. У каждого человека есть своя миссия и нужно выполнять ее не только ради себя и для себя, а думая и о других людях, как делает это солнце.

Маяковский сделал для себя вывод, что не нужно жаловаться на свою жизнь, работу, ведь кто-то может жить хуже тебя и заниматься более ответственным делом.

Средства художественной выразительности

Кажется, что может быть необычного в описании солнца? Но Маяковскому с помощью гиперболы удалось сделать его фантастическим - «в сто солнц закат пылал». Метафоричное изображение солнца позволяет читателю поверить в то, что это что-то живое. Особенно, когда солнце приходит в гости к поэту. Красочные детали добавляют стихотворению выразительности: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…», «сконфужен, я сел на уголок скамьи…», «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я».

Когда мы читаем диалог с солнцем, то кажется, что они старые друзья. Маяковскому удалось передать непринужденную обстановку благодаря простой лексике и наличию восклицательных предложений.

Делая анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» становится понятно, что герои своеобразны по своей натуре: солнце одновременно и сильное, и ласковое, а поэт уставший, разозленный, но любящий свое творчество.

Оригинальность этих образов заключается в простом отношении друг к другу. Поэт и солнце – товарищи. Но после теплой встречи, они приступают к серьезному разговору. Прослеживается тема стихотворения: назначение поэта и поэзии. Солнце и поэт имеют определенное сходство: солнце греет людей своими лучами, а Маяковский – словами.

Произведение действительно очень интересно и по своей структуре, и по смыслу, и по количеству ярких образов. Вы прочитали анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Читайте и другие статьи по литературе на нашем сайте в разделе



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...