Николай Михайлович Рубцов. «Воробей

«Воробей» Николай Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Анализ стихотворения Рубцова «Воробей»

Лирика, написанная специально для детей, занимает скромное место в творческом наследии Рубцова. Для маленьких читателей он создал всего двенадцать коротких стихотворений. Значительная их часть посвящена животным. Среди подобных произведений – миниатюра «Воробей», состоящая из восьми строк. Лирический герой текста встречает воробушка, жизнь которого нельзя назвать легкой. Птичка замерзает, у нее не осталось сил даже на чирикание. Ей катастрофически не хватает еды и тепла. Чтобы добыть хотя бы зернышко, воробей из своего укрытия на чердаке вынужден бросаться к каждой проезжающей мимо подводе с поклажей. В мире нет справедливости для маленькой голодной птицы. Никому вокруг неинтересны ее трудности. Несмотря на это, воробей не становится озлобленным.

Лирический герой стихотворения – человек с чистой душой. Он способен пропустить горе птицы через себя, прочувствовать его. В последних строках слышится восхищение природной гармонией, где нет место злу в человеческом понимании. Рассматриваемое стихотворение – настоящий гимн смирению, покорности судьбе, выносливости. Жизнь воробья – не сахар, но он не жалуется, не сдается, а продолжает вести упорную борьбу за существование. В поэтическом мире Рубцова звери и люди обладают равными правами. Братья наши меньшие в его творчестве наделены самостоятельным голосом. Тем не менее, совершенно не значит, что им не требуется порой помощь человека. Напротив – нередко животные без нее погибают.

Лирика Рубцова для детей корнями уходит в русское народное творчество. В фольклоре нашей страны никогда люди и звери не противопоставлялись. Более того – братья наши меньшие наделялись человеческими чертами. Лисица представлялась хитрой, зайчик – трусливым, медведь – могучим. Николай Михайлович прекрасно понимал, что стихотворения о животных всегда были и будут особенно близки и понятны маленьким читателям. Детям свойственно воспринимать мир всерьез, одушевление зверей для них – обычное дело. Недаром часто в фольклорном творчестве, предназначенном в первую очередь для ребятишек, животные разговаривают.

«Воробей», как и другие детские стихотворения Рубцова, — учит ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Николай Михайлович через свою лирику транслировал вечные ценности, именно поэтому по сей день не забыта она.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе

Учитель начальных классов

Ахуджанова Роза Семеновна

город Набережные Челны

2011 год

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Цель: формировать умение работать со стихотворным текстом; учить детей понимать язык поэзии.

Задачи:

  1. образовательные:

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов;

  1. коррекционно – развивающие:

корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;

  1. воспитательные:

воспитывать нравственные качества как: сопереживание, доброта, бережное отношение к птицам.

Оборудование и материалы: учебник чтения, презентация (фото поэта Н.М. Рубцова, фотографии птиц; сюжетные картинки: дети, вешающие кормушки; птицы, кормящиеся на кормушках), видеоряд Тушева (№15 «Коза»), таблички артикуляционной гимнастики (на каждой парте), презентации физкультминуток «Попрыгунчики», «Ветер» (для глаз); компьютер, проектор.

Оформление: запись на доске: число, тема урока.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 минута.
  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 минуты.
  1. Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока – 7 минут.
  2. Усвоение новых знаний – 20 минут.
  3. Закрепление нового материала – 9 минут.
  4. Итоги урока – 5 минут.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка наличия на столах обучающихся учебников, табличек артикуляционной гимнастики, дневников.

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:

  1. артикуляционная гимнастика: (можно смотреть таблички)

«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);

«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)

  1. фонетическая зарядка: (видеоряд Тушева, сопровождается музыкой, дети подпевают…)

За – за – за – за

Прибежала к нам коза!

Зы – зы – зы – зы

Ой, беда у той козы!

Зо – зо – зо – зо

Не поют козлятя «Зо!»

Зу – зу – зу – зу

Надо выручить козу!

  1. Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока.
  1. Постановка проблемы:

– Ребята, о ком мы пропели? (…о козе). Коза это домашнее животное или дикое? (…домашнее животное)

  1. Рассказ о своем любимом животном.

У кого из вас дома есть животные? Давайте проверим, кто и как справился с домашней работой? Что было задано на дом? (…рассказать о своем домашнем питомце…)

(Руслан: у меня есть щенок…)

(Юлия: у меня есть котенок Тишка…)

(Артур: у меня есть рыбки…)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашней работой! Я уверена, что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они ваши друзья? (…да)

На этом уроке мы продолжим говорить о наших друзьях. Кого мы можем назвать другом? (…животных, птиц…). Мы поговорим о «крылатых друзьях». Как вы это понимаете? Кто такие «крылатые друзья»? (…это птицы, у них есть крылья…) Правильно, ребята!

  1. Объяснение нового материала.
  1. Постановка проблемы:

Кто писал о наших друзьях – животных? Назовите писателей и их произведения (…В.Бианки «Кошкин питомец», М.Пришвин «Гаечки»,…) О наших друзьях – птицах писал еще Н.М. Рубцов. (демонстрация слайда №1- фото поэта)

Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Посмотрите на этих птиц (демонстрация слайда №2 – фото вороны, воробья, сороки), какой из этих птиц воробей?

(…второй) Правильно. А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие) (Демонстрация слайда №3 – птицы в разное время года)

Правильно, зимующие. Ребята, посмотрите эти фотографии (демонстрация слайда №4 – фото озябших птиц зимой), как живется птицам зимой?

(…им трудно, холодно). А чтобы нам «не замерзнуть», давайте, подвигаемся…

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы» (учитель называет по очереди зимующие и перелетные птицы, дети выполняют движения: зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы - приседание. Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, воробей, снегирь, синица; перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец)
  1. Работа по новому материалу.

А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Воробей».

  1. Но прежде поработаем с трудными словами: (демонстрация слайда №5)

За-мер-за-ет – замерзает

Сов-сем - совсем

Дро-жит – дрожит

Зёр-ныш-ком – зёрнышком

Ста-но-вит-ся – становится

От-то-го - оттого

(чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение –> чтение слова полностью, как произносится с ударением)

  1. Словарная работа. (демонстрация слайда №6)

– Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? (чтение учителем – чтение детьми) (…) Это выражение можно объяснить как «повозка с грузом», в городе это может быть «контейнер с грузом».

  1. Чтение стихотворения. – Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, я прочитаю, а вы ответьте на вопрос: Почему воробей не чирикал?

а) чтение учителем:

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Б) - Почему же воробей не чирикал? (…потому, что ему холодно, он голодный, он замерзает…) Молодцы, ребята!

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ВЕТЕР» (Презентация: дети наблюдают за движением облаков, летающих листьев, слушают звуки ветра)

Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем про воробья. Откройте учебники, страница 59.

В) Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка логического ударения. Анализ стихотворения: - Как понимаете выражения:

- «Чуть живой»? (… может умереть)

- «Как заметит подводу с поклажей»? (… как увидит контейнер с грузом)

- «Бросается к ней»? (… летит к ней)

- «И дрожит он над зёрнышком бедным»? (… бережёт своё зернышко)

- «Не становится вредным»? (… не становится злым)

А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.

Г) Жужжащее чтение.

Д) Выразительное чтение вслух (допущенные ошибки исправляются учителем.)

Е) работа со стихотворным текстом, игра «Прятки». - Сейчас мы с вами поиграем и узнаем: внимательно ли вы читали стихотворение. Нужно найти слов, которое спрятано. (Демонстрируются слайды №№ 7,8,9,10,11,12; дети работают с текстом стихотворения…)

Демонстрация слайда №7: Замерзает совсем. . (…воробей)

Демонстрация слайда №8: Из-под бросается к ней. (…крыши)

Демонстрация слайда №9: И дрожит он над бедным. (...зёрнышком)

Демонстрация слайда №10: И летит к своему. (…чердаку) ?

Демонстрация слайда №11: А гляди не становится. (…вредным)

Демонстрация слайда №12: Оттого, что так ему. (…трудно)

Молодцы, ребята!

  1. Закрепление нового материала.
  1. – Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)

Какое настроение вызывает это стихотворение? (…грустное) Почему? (…потому, что воробью холодно, жалко его) Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо ли вы поняли стихотворение, мы узнаем, когда поработаем в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на следующие вопросы: (демонстрируется слайд №13 –

I группа (слабая)

II группа (средняя)

III группа (сильная)

Куда полетел воробей из-под крыши? Зачем?

Почему трудно воробью зимой? Как можно помочь птицам?

Какой пример мы можем брать (позаимствовать) у воробья? Объясните.

Ожидаемые ответы:

Воробей из-под крыши полетел к контейнеру, искать там пищу, зёрнышки.

Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков. Можно кормить птиц, делать кормушки.

Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

  1. Обсуждение и обобщение работы в группах.

А вы, ребята, помогаете птицам зимой? Как? (…делаем кормушки, собираем крошки, крупу) (Демонстрация слайда №14 – дети вешают кормушки)

Какой пример нам приводит в своем стихотворении поэт Н.Рубцов? Прочитайте эти строчки. (А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.) (Демонстрация слайда №15 – птицы едят с кормушек)

– Посмотрите, ребята, как птицы едят угощение детей. Они не дерутся за корм, не обижают друг друга. А вы, ребята, не становитесь вредными, когда вам трудно? Не грубите? Никого не обижаете? (…нет, мы тоже помогаем друзьям)

  1. Итоги урока.

– Ребята, как вы думаете, чему нас учит это стихотворение? (…учит быть добрыми, помогать птицам, жалеть их…) Правильно, ребята. Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере маленького воробья мы должны учиться быть хорошими людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да) Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке? (…узнали о воробьях, как им трудно живется, что птицам нужно помогать, делать кормушки, нужно быть добрыми, отзывчивыми, никого не обижать…)

Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: рассказали о своих питомцах, хорошо работали в группах, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Кто считает, что Юлия работала на 5? … Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?

Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:

  1. Полине – правильно и выразительно читать стихотворение:
  2. Артуру, Руслану, Юле, Диане, Алине – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.

Запишите домашнюю работу в дневниках (Демонстрация слайда №16)

  1. 1 вариант – стр. 59 выраз. чит.

    Замерзает совсем воробей. ?

    Из-под крыши бросается к ней. ?

    И дрожит он над зёрнышком бедным. ?

    И летит к чердаку своему. ?

    А гляди, не становится вредным. ?

    Оттого, что так трудно ему. ?


    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

    учреждение Петречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»

    Тема: «Воробей». Н. Рубцов

    Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе

    Учитель начальных классов

    Гайфуллина Лира Габдулхаевна

    Октябрь 2013 год

    Тема: «Воробей». Н. Рубцов

    Цель: формировать умение работать со стихотворным текстом; учить детей понимать язык поэзии.

    Задачи:

      образовательные:

    формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов;

      коррекционно – развивающие:

    корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;

      воспитательные:

    воспитывать нравственные качества как: сопереживание, доброта, бережное отношение к птицам.

    Оборудование и материалы: учебник чтения, презентация (фото поэта Н.М. Рубцова, фотографии птиц; сюжетные картинки: дети, вешающие кормушки; птицы, кормящиеся на кормушках), видеоряд Тушева (№15 «Коза»), таблички артикуляционной гимнастики (на каждой парте), презентации физкультминуток «Попрыгунчики», «Ветер» (для глаз); компьютер, проектор.

    Оформление: запись на доске: число, тема урока.

    План урока.

      Организационный момент – 1 минута.

      Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 минуты.

      Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока – 7 минут.

      Усвоение новых знаний – 20 минут.

      Закрепление нового материала – 9 минут.

      Итоги урока – 5 минут.

    Ход урока.

      Организационный момент.

    Проверка наличия на столах обучающихся учебников, табличек артикуляционной гимнастики, дневников.

      Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)

    Мы сюда пришли учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:

      артикуляционная гимнастика: (можно смотреть таблички)

    «Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);

    «Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)

      фонетическая зарядка: (видеоряд Тушева, сопровождается музыкой, дети подпевают…)

    За – за – за – за

    Прибежала к нам коза!

    Зы – зы – зы – зы

    Ой, беда у той козы!

    Зо – зо – зо – зо

    Не поют козлятя «Зо!»

    Зу – зу – зу – зу

    Надо выручить козу!

      Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока.

      Постановка проблемы:

    – Ребята, о ком мы пропели? (…о козе). Коза это домашнее животное или дикое? (…домашнее животное)

      Рассказ о своем любимом животном.

    У кого из вас дома есть животные? Давайте проверим, кто и как справился с домашней работой? Что было задано на дом? (…рассказать о своем домашнем питомце…)

    (у меня есть щенок…)

    (.. у меня есть котенок Тишка…)

    (… у меня есть рыбки…)

    Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашней работой! Я уверена, что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они ваши друзья? (…да)

    На этом уроке мы продолжим говорить о наших друзьях. Кого мы можем назвать другом? (…животных, птиц…). Мы поговорим о «крылатых друзьях». Как вы это понимаете? Кто такие «крылатые друзья»? (…это птицы, у них есть крылья…) Правильно, ребята!

      Объяснение нового материала.

      Постановка проблемы:

    Кто писал о наших друзьях – животных? Назовите писателей и их произведения (…В.Бианки «Кошкин питомец», М.Пришвин «Гаечки»,…) О наших друзьях – птицах писал еще Н.М. Рубцов. (демонстрация слайда №1- фото поэта)

    Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Посмотрите на этих птиц (демонстрация слайда №2 – фото вороны, воробья, сороки), какой из этих птиц воробей?

    (…второй) Правильно. А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие) (Демонстрация слайда №3 – птицы в разное время года)

    Правильно, зимующие. Ребята, посмотрите эти фотографии (демонстрация слайда №4 – фото озябших птиц зимой), как живется птицам зимой?

    (…им трудно, холодно). А чтобы нам «не замерзнуть», давайте, подвигаемся…

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы» (учитель называет по очереди зимующие и перелетные птицы, дети выполняют движения: зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы - приседание. Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, воробей, снегирь, синица; перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец)

      Работа по новому материалу.

    А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Воробей».

            Но прежде поработаем с трудными словами: (демонстрация слайда №5)

    За-мер-за-ет – замерзает

    Сов-сем - совсем

    Дро-жит – дрожит

    Зёр-ныш-ком – зёрнышком

    Ста-но-вит-ся – становится

    От-то-го - оттого

    (чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение – чтение слова полностью, как произносится с ударением)

      Словарная работа. (демонстрация слайда №6)

    – Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? (чтение учителем – чтение детьми) (…) Это выражение можно объяснить как «повозка с грузом», в городе это может быть «контейнер с грузом».

      Чтение стихотворения. – Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, я прочитаю, а вы ответьте на вопрос: Почему воробей не чирикал?

    а) чтение учителем:

    Чуть живой. Не чирикает даже,

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зёрнышком бедным,

    И летит к чердаку своему…

    А гляди, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

    б) - Почему же воробей не чирикал? (…потому, что ему холодно, он голодный, он замерзает…) Молодцы, ребята!

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ВЕТЕР» (Презентация: дети наблюдают за движением облаков, летающих листьев, слушают звуки ветра)

    Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем про воробья. Откройте учебники, страница 59.

    в) Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка логического ударения. Анализ стихотворения: - Как понимаете выражения:

    - «Чуть живой»? (… может умереть)

    - «Как заметит подводу с поклажей»? (… как увидит контейнер с грузом)

    - «Бросается к ней»? (… летит к ней)

    - «И дрожит он над зёрнышком бедным»? (… бережёт своё зернышко)

    - «Не становится вредным»? (… не становится злым)

    А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.

    г) Жужжащее чтение.

    д) Выразительное чтение вслух (допущенные ошибки исправляются учителем.)

    е) работа со стихотворным текстом, игра «Прятки». - Сейчас мы с вами поиграем и узнаем: внимательно ли вы читали стихотворение. Нужно найти слов, которое спрятано. (Демонстрируются слайды №№ 7,8,9,10,11,12; дети работают с текстом стихотворения…)

    Демонстрация слайда №7: Замерзает совсем. . (…воробей)

    Демонстрация слайда №8: Из-под бросается к ней. (…крыши)

    Демонстрация слайда №9: И дрожит он над бедным. (...зёрнышком)

    Демонстрация слайда №10: И летит к своему. (…чердаку)

    Демонстрация слайда №11: А гляди не становится. (…вредным)

    Демонстрация слайда №12: Оттого, что так ему. (…трудно)

    Молодцы, ребята!

      Закрепление нового материала.

      – Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)

    Какое настроение вызывает это стихотворение? (…грустное) Почему? (…потому, что воробью холодно, жалко его) Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо ли вы поняли стихотворение, мы узнаем, когда поработаем в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на следующие вопросы: (демонстрируется слайд №13 –

    I группа (слабая)

    II группа (средняя)

    III группа (сильная)

    Куда полетел воробей из-под крыши? Зачем?

    Почему трудно воробью зимой? Как можно помочь птицам?

    Какой пример мы можем брать (позаимствовать) у воробья? Объясните.

    Ожидаемые ответы:

    Воробей из-под крыши полетел к контейнеру, искать там пищу, зёрнышки.

    Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков. Можно кормить птиц, делать кормушки.

    Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.

    Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

      Обсуждение и обобщение работы в группах.

    А вы, ребята, помогаете птицам зимой? Как? (…делаем кормушки, собираем крошки, крупу) (Демонстрация слайда №14 – дети вешают кормушки)

    Какой пример нам приводит в своем стихотворении поэт Н.Рубцов? Прочитайте эти строчки. (А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.) (Демонстрация слайда №15 – птицы едят с кормушек)

    – Посмотрите, ребята, как птицы едят угощение детей. Они не дерутся за корм, не обижают друг друга. А вы, ребята, не становитесь вредными, когда вам трудно? Не грубите? Никого не обижаете? (…нет, мы тоже помогаем друзьям)

      Итоги урока.

    – Ребята, как вы думаете, чему нас учит это стихотворение? (…учит быть добрыми, помогать птицам, жалеть их…) Правильно, ребята. Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере маленького воробья мы должны учиться быть хорошими людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да) Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке? (…узнали о воробьях, как им трудно живется, что птицам нужно помогать, делать кормушки, нужно быть добрыми, отзывчивыми, никого не обижать…)

    Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: рассказали о своих питомцах, хорошо работали в группах, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Кто считает, что Юлия работала на 5? … Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?

    Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:

      Соне, Никите, Ангелине, Данилу, Алине – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.

    Запишите домашнюю работу в дневниках (Демонстрация слайда №16)

      1 вариант – стр. 59 выраз. чит.

      2 вариант – стр. 59 выуч. наизусть.

    На этом урок окончен, всем спасибо!






    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели.

    • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение в стихотворной форме.
    • На примере стихотворений познакомить учащихся со средствами создания разнообразных образов животных, отношениями человека и животных.
    • Сформировать представление об авторе.
    • Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, оценочное отношение к речи.
    • Учить видеть речевые средства выразительности (многозначность слов и выражений).учить воспринимать эмоциональный тон стихотворения.
    • Учить определять главную мысль стихотворения, умение наблюдать и сравнивать.
    • Пополнять словарный запас учащихся.
    • Воспитывать чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

    Методическое обеспечение.

    1. Учебник “Литературное чтение” 2 класс, Г.И. Грехнева, К.Е. Корепова.
    2. Портрет поэта Н.М. Рубцова.
    3. Выставка сборников стихов Н.М. Рубцова.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Сегодня у нас очень интересный урок. Будьте активны, внимательны, доброжелательны друг к другу.

    Какую установку на урок вы дадите себе сами?

    (Буду хорошо работать, буду помогать товарищу, получу “5” и т.д.)

    Желаю вам успешной работы.

    II. Сообщение темы

    Тема нашего урока “Бедняга воробей и проказница коза”. Стихи Н.М. Рубцова.

    Что вам удалось узнать из разных источников об авторе этих стихов?

    (Сообщения учащихся).

    Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области в простой семье. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы родины, природы. Он часто ходил в лес, потому, что не представлял жизни без шума сосен, без кукушки, без клюквы и морошки. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Его стихи о добре и зле, о радости и печали.

    III. Анализ стихотворения “воробей”

    1. Первичное чтение.

    Послушайте стихотворение “Воробей”, задумайтесь, какие чувства оно пробуждает? (Читает учитель)

    Что запомнилось сразу из этого стихотворения? (Воробью холодно, голодно)

    2. Работа над иллюстрацией.

    1

    Посмотрите иллюстрацию к стихотворению “Воробей” на странице 40 учебника “Литературное чтение”.

    Что вы можете сказать о детях, взрослых? (Они хотят помочь, им жаль воробья, они угощают зерном птицу)

    Как художник изобразил людей на этой иллюстрации? (Лица людей грустные, у детей в руках зернышки)

    Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите непонятные слова.

    3. Словарная работа с опорой на жизненный опыт учащихся.

    “Подвода с поклажей” - сани с грузом, “чердак” - место под крышей.

    4. Работа над многозначностью слов.

    Прочитайте первый вопрос после стихотворения, обсудите.

    Каково значение слова “бедный” в этом стихотворении?

    (На доске:

    бедный – небогатый;

    бедный – несчастный;

    бедный – скудный)

    (Зернышко маленькое, скудное)

    Докажите строчкой из стихотворения. (“И дрожит он над зернышком бедным…”)

    Почему воробей дрожит над зернышком? (Боится потерять, бережет)

    Найдите рифму к слову “бедным”. (Вредным)

    Каково значение слова “вредный” в этом стихотворении?

    (На доске:

    вредные насекомые

    вредный характер)

    (Воробей не становится злым, сердитым, вредным)

    Почему же он не становится вредным? (Тихий, спокойный, добрый)

    5. Работа по карте-схеме (в парах)

    У вас на партах карты-схемы анализа стихотворения “Воробей”. Отвечаете на вопросы, готовите выразительное чтение стихотворения. Договоритесь, кто будет читать выразительно, а кто отвечать по карточке. Работайте дружно.

    Карта-схема анализа стихотворения Н.Рубцова “Воробей”

    1. Тема стихотворения.

    _______________________

    2. Главная мысль стихотворения (прочитайте в тексте). Как сказать своими словами?

    _______________________

    3. Какое настроение надо передать при чтении? Выбери нужное: радостное, грустное, весёлое, бодрое, печальное, беспокойное, шутливое, серьёзное, насмешливое.

    Подведение итогов.

    Дети выходят к доске парами: один выразительно читает, другой даёт ответы на вопросы по карте-схеме.

    Учащиеся класса дают оценку и дополняют ответы.

    6. Физкультминутка

    Отгадай-ка, кто проворно
    Ищет крошки, ищет зёрна?
    Говори же, не робей –
    Это храбрый … (Воробей)

    Как воробей моет крылышки? (Руки на поясе, движения локтями вперёд-назад)

    Как летает воробей? (Руки в стороны, движения вверх-вниз)

    Как ищет и клюёт зернышки? (Дети присели и движения головой вверх-вниз)

    Маленький мальчишка
    В сером армячишке.
    По дворам шныряет
    Крошки собирает
    - Кто это? … (Воробей)

    Мы вспомнили народные загадки о воробье. Воробей в загадках сказочный.

    А какой воробей в стихотворении, сказочный или реальный, как в жизни? Докажите.

    Что может изменить жизнь воробья? (Забота людей о птицах)

    IV. Анализ стихотворения “Коза”

    1. Первичное чтение стихотворения “Коза”

    Послушайте стихотворение “Коза”. (Читает подготовленный ученик)

    Грустное стихотворение или веселое? Докажите. (Ответы детей)

    Кто герои стихотворения? (Народ и коза)

    2. Словарная работа.

    Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите как народ называет козу? (Егоза)

    Почему? Что значит “егоза”? (Любит бегать, прыгать, баловать)

    3. Работа над многозначностью выражения.

    Найдите рифму к слову “егоза”. (Глаза)

    Прочитайте строчку из стихотворения. (“И коза опустила глаза”)

    Почему коза опустила глаза?

    (На доске:

    опустил глаза – смутился;

    опустил глаза – посмотрел вниз)

    Действительно ли коза смутилась, раскаялась? Докажите.

    Какова главная мысль стихотворения? (Коза оказалась проказницей)

    4. Работа над выразительным чтением стихотворения.

    Прочитайте стихотворение, определите паузы, главные слова, особенно обратите внимание на слова народа к козе.

    Чтение стихотворения по ролям.

    V. Сравнительный анализ стихотворений “Воробей” и “Коза”

    Сравните эти стихотворения. Назовите сходства и отличительные признаки. (Сходство в том, что оба о животных; отличия: по настроению, по чувствам)

    Прочитайте в учебнике название темы, в которую включены эти произведения. (“О братьях наших меньших”)

    Кого мы называем нашими меньшими братьями? Почему? (Меньшие братья – животные, они нуждаются в нашей помощи и дикие и домашние).

    Часто произведения о животных заставляют задуматься о чертах человеческого характера.

    Какие черты характера человека вы бы отметили в этих стихах? (Не быть озлобленным, если что-то не складывается в жизни, стремиться изменить жизнь к лучшему “Воробей”).

    (Иметь стыд, то есть совесть, быть честным в своих поступках “Коза”).

    • На уроке я узнал … ;
    • Мне понравилось на уроке … , потому, что … ;
    • Я бы хотел повторить … , изменить … ;
    • Оценка своей работы;
    • Обсудите свой ответ с соседом по парте.
    • Поменяйтесь местами: II вариант первого ряда и I вариант второго ряда, II вариант второго ряда и I вариант третьего ряда. (Пары сменного состава)
    • Обсудите свой ответ с новым соседом по парте.
    • Займите свои места.
    • Вы прослушали два ответа своих одноклассников. Чей ответ понравился больше? Почему? Кого вы бы рекомендовали послушать всем?

    (Ответы детей)

    VII. Домашнее задание

    Выучить стихотворение наизусть по выбору.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...