Нравственные типы личности. Пять нравственных типов личности

Министерство образования Российской Федерации

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С.П. Королева

факультет заочного обучения

Кафедра философии

Контрольная работа

”Основные нравственные типы личности”

Выполнила

Сафина Е.О.,

группа 9735

Проверила Коновалова Г.В.

Самара 2010

Нравственные типы личности

Потребительский тип личности

Конформистский тип личности

Аристократический тип личности

Героический тип личности

Религиозный тип личности

Заключение

Список литературы

Введение

Этика - это философская наука о морали. Мораль, нравственность - совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. Моральный облик человека - это совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершатьпоступки определенного типа (вести себя определенным образом). На основе этих поступков мы делаем вывод о социальнойзначимости и ценности человека.

Нравственные нормы отвечают каким либо потребностям общества. Они вырабатываются обществом стихийно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек нравственен, культурен, если он осознал необходимость поступать в соответствии с требованиями морали, т. е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту стали его личным убеждением.

Нравственные требования формулируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятельствах. Они усваиваются главным образом в процессе воспитания путем многократного повторения и в процессе межличностного общенияметодом «проб и ошибок».

В культурологии XX века не раз предпринимались попытки строить не столько классификации, сколько типологии. Как О. Шпенглер выделял архетипы различных культур (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993), а К. Юнг - психологические типы (Юнг К. Психологические типы. М., 1992), такой же метод можно применить и к исследованию нравственных процессов. Преимущество подобного подхода заключается в том, что он стремится учесть все многообразие нравственного, не задавая однопланового критерия в анализе. Предлагаемые типы нравственности и соответствующие им типы нравственной личности не совпадают с исторической последовательностью, в каждую эпоху есть представители всех типов сразу. Они не имеют прямой связи с социальной средой, хотя большие социальные группы часто разделяют единый моральный стереотип. Хочется разграничить нравственные типы личности не по внешним морали критериям (историческим периодам, социальному происхождению, связи с идеологией), а по ее собственным сущностным признакам. Логика самой морали приводит к тому, что типы оказываются такими, а не иными. Хотя их разграничение не является строгим в научном смысле.В описании каждого нравственного типа личности мы постараемся показать:

1) общий смысл его моральных взглядов,

2) господствующую моральную ценность,

3) присутствие специфических признаков морали, их неповторимое сочетание,

4) жизненную судьбу людей такого типа.

Потребительский тип личности

“Потребительский” тип. ...Он широко распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль в его представлении - это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Она полезна и во многом приятна. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо - получишь конфетку. Бескорыстие морального мотива является для такого мышления еще непосильно сложной идеей. Человек этого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненной “конфетки”. Вот почему он и назван условно “потребительским типом”. Такой человек считает, что польза является основным, а главное - единственным, мотивом поведения. Значит и моральные поступки - одна из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью представляет главную ценность для этого типа нравственной личности.

Искомое счастье понимается “потребителем” как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т. п. А все это - ценности социальные. Да, потребительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убежденности в своей правоте.

Какому же источнику моральных правил доверяет такая личность? В первую очередь - самому себе. Применение же общих соображений зависит от ситуации, в которую я попал. И это второй источник нравственности. А поскольку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а весьма относительны. На практике такой релятивизм может докатиться до полной безнравственности. Когда всякие нормы порядочности, забываются, ситуация и личная выгода позволяютмне с легкостью попирать права других.

Конечно, людям с другим типом нравственной организации потребительский образец может представляться и “мещанским”, и “деляческим”, и “хищным”. В ответ на эти обвинения “потребитель” может предъявить свои собственно моральные заслуги. Пусть идеалы не столь возвышенны, зато они воплощены в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но жизнь наша налажена и в асоциальные крайности мы не впадаем; пусть мы несколько эгоистичны, зато заботимся о нуждах человека и не терзаем его невыполнимыми требованиями.За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом - польза, ориентациями - индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.

Конформистский тип личности

Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.

В бытовом использовании слова «конформизм», «конформный» имеют, чаще всего, отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы, нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных для конформизма, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.

“Конформистский” тип. ...Главная ценность конформистского типа - это чувство общности с социальной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишнейстрогостью.

Мало того, что личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у “потребителя”. Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения - быть, как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.

“Конформистский” тип нравственной личности в равной степени может сложиться и в среде дворянства, и в среде крестьянства, и в любой другой среде. В плане сознания эта личностьпассивна, ибо все нормы выработаны давным-давно. Но при внутренней пассивности критерием нравственности здесь являются поступки. Поведение предписано обычаем, грань между моральным и привычным может почти стираться. Поведение приличное становится синонимом хорошего, а нравственная непохожесть изгоняется. Если “потребительский” тип наивно верит, что все люди одинаковы, то “конформистский” хочет, чтобы все были одинаковы - похожи на него. Отсюда - нетерпимость к другим моральным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю внутри своей среды. Если только он нарушает правила, но не отвергает сами нормы. Грешник может раскаяться и вновь будет принят “в лоно”.

Итак, основная нравственная ценность конформистского типа - это коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать “как все”, ориентацию на дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственности.

Аристократический тип личности

“Аристократический” тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать может обеднеть, попасть в опалу, быть свергнута революцией, но чувство своей “особости”, которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается.

Чувство собственного достоинства, которое нельзя отнять - вот отличительная черта нравственного аристократизма. Оно, как известно, встречалось у венецианского гондольера или разбойника не реже, чем у напудренного придворного или рыцаря. Такими “аристократами” могут оказаться и люди артистического мира. Принадлежа искусству, они всегда чувствуют себя вознесенными над простыми смертными. Ими могут быть ученые или философы, горцы и даже нищие. В этих кругах каждый должен быть личностью, и достаточно яркой. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а только перед самим собой.

Мораль особых социальных групп противостоит обыденным нравам своей эпохи. А нравственная личность аристократического типа противостоит любым общественным условностям и правилам, если они не в согласии с ее совестью. Такой индивид неизбежно асоциален. Нет, он не обязательно будет разбойником или даже просто нарушителем порядка.

Но его мораль будет странной, непохожей. Его моралью. Естественно, что в своей основе такая ориентация индивидуалистична. Из всех специфических черт морали аристократический тип воплощает (и выпячивает) все то, что связано с автономией нравственной личности, самозаконодательством воли, свободой выбора.

Свобода - вот основная нравственная ценность этого типа. Потому отсутствие счастья или привычного социального положения не могут сломить человека с аристократическим духом. Была бы возможность оставаться самим собой. Свобода по отношению к внешним условиям делает “аристократа” несколько равнодушным к нравам окружающей среды. Если социальная среда и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее косность, а предоставляет самой себе, пока она не посягает на его личную свободу. Это пассивный в поведенческом отношении тип. Он обожает свой внутренний моральный мир и действует сообразно своим убеждениям, не интересуясь практическими последствиями...

Внутренний голос совести является надежным источником нравственных правил. Но не следует забывать, что он может вводить в заблуждение. “Аристократ” полон духовных переживаний и устремлений, но их источник кажется ему иррациональным. Так нравственность делается сродни искусству, длянее тоже надо быть особо одаренным, творческим человеком.

Итак, главная нравственная ценность аристократического типа - это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен поотношению к общественной среде, толерантен, а иногда иравнодушен.

Героический тип личности

В философско-этическом понимании герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа.

“Героический” тип. Герой, по определению, всегда боретсяс обстоятельствами. Это могут быть исторические события,люди, идеи. Факт тот, что в глазах героя они являются недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и “аристократ”, “герой” выделяется на фонесоциального окружения. Но противостоит ему не пассивно, аактивно и наступательно. Он не желает примириться с миром, каков он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. “Потребитель” тоже может быть прекрасным борцом засправедливость, если он сам обижен и надеется получить отэтой справедливости некоторую пользу для себя. “Герой”противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почтиничто не совершенно, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, приходится потом сражаться со всеммиром. Но “героя” это не смущает.

Идея играет в нравственном сознании героического типаличности ведущую роль. Это вообще идейный человек. В отличие от всех предшествующих, где теории привлекались как бызадним числом для обоснования интуитивно занятой жизненной позиции. Здесь же рациональная аргументация являетсяведущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, “герой” - человек действия, нонравственный смысл для него несут не столько события, сколько их объяснение. И врагом морали окажется всякий, кто делает то же, что и сам “герой”, но по другим мотивам. Терпимость- не героическая добродетель.

Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание“героя”? В первую очередь - это поиск справедливости. Справедливость - основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставитьсебя (добровольно!) на службу этой Идее. Как бы ни понималкаждый конкретный человек, в чем состоит справедливость,ясно, что это понятие относится не столько к внутреннему мируличности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности героического типа - это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от “конформиста”, “герой” интересуется нетекущими, а перспективными задачами. Он стремится к томуобществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

Разницу между сущим и должным “герой” ощущает оченьостро, потому люди этого типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга. А если понимать, что напряженное долженствование - это сущностная черта морали, то понятно, чтоспецифику нравственности данный тип воплощает с наибольшей силой. Это “самый моральный” тип. (Иногда даже гиперморальный, когда человек забывает, что кроме нравственныхценностей есть и другие, вовсе не безнравственные ценности).Человеку долга все остальные кажутся недостаточно совершенными.

Идея “героя” всегда возвышенная и благородная. Но конкретных теорий справедливости много, и горе, если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогранностьмира. Тогда “герой” окажется фанатиком от морали и на делебудет разрушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

Однако личное благородство людей этого типа не вызываетсомнений. Если они заблуждаются, то заблуждаются искренне.

Героический тип личности встречается не только среди социальных реформаторов, иначе таких людей было бы немного.Как говорится, “в жизни всегда есть место подвигу”. Самыепростые поступки обычного человека могут осуществляться наоснове сложных мотивов и высоких ценностей.

Итак, героический тип нравственной личности главной ценностью полагает справедливость, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идейное обеспечение, в целом имеет высоко моральную ориентацию.

Религиозный тип личности

“Религиозный” тип. ...Главная нравственная ценность “религиозного” типа нравственной личности - смысл жизни. Всенормы, принципы, идеалы - вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом.Чувство гармонии Божьего творения, где каждая былинка имеет свое назначение, переходит здесь в учение о предназначениичеловека. Учения могут быть самые разные: христианские ибуддийские, ортодоксальные или лично изобретенные. Все онинаходят источник нравственности вне человека и общества. Онаоказывается укорененной в закономерностях более фундаментальных, чем земные. Называются ли они Богом, законом кармы, законом Космоса или иначе, не имеет существенного значения. Выходя мыслью и чувством за пределы только человеческого, личности такого типа выходят и за пределы только морального. Обычная нравственность здесь сама собой разумеется,но “мораль для людей” считается ограниченной и в общем тонесовершенной. Если “герой” считает мир несовершенным, онстремится преобразовать его. “Верующий” же считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы. Отрешенностью от земных правил жизни люди религиозного типа раздражают всех остальных, поскольку их действия не имеют видимого резона. Мотивом поведения выступает сильное моральноечувство, сродни любви. Недаром любовь предлагается христианством как универсальный способ отношения к миру. Это редкий и сложный мотив. Излишне говорить, что рациональноеобоснование поступков не играет здесь особой роли. Аргументыподбираются в свете общей линии, которая может выглядеть состороны как догма. Однако против догматичности верховногоидеала говорит его жизненность и жизнеспособность. Словноличность земная получает от верховного идеала всякий раз конкретный совет. “Верующий” скажет, что нравственные решения даются путем откровения или озарения. Как и “аристократу”, ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знаетисточник этого голоса.

Естественно, что тот, кто способен увидеть “подобие Божье” в самом последнем человечишке, обладает поистине безграничной терпимостью к слабостям людским и в областимысли, и в области поступков. Это не презрительная терпимость “аристократа” и уж, конечно, не равнодушие. Это понимание относительности всякой человеческой истины, апотому и относительности заблуждения; понимание того, чтозлые поступки происходят в основном от слабости, а злыемысли - от глупости» а не от природного зла. Для “верующего” врагов нет, “низших” нет, “чужих” нет. У него обостреночувство морального равенства всех людей и единства человеческого рода. А это один из самых существенных признаковморального воззрения на мир.

Итак, религиозный тип личности исповедует мораль, гдеведущей ценностью является смысл жизни, мотивом - любовьк человеку и чувство высшего единства с людьми и миром. Этовнесоциальная, но активная личность, чье мировоззрение выходит за пределы чисто морального и руководствуется переживанием ценностей самого высокого порядка.

В заключение следует еще раз напомнить о признаках, положенных в основу описания основных нравственных типов личности. Это высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье, справедливость. Это возможные источники морального закона: общество, Бог или сама личность. Это значимость мотивов или поступков, идей или чувств, простых норм или высоких идеалов. Это приверженность долгу или привычке, индивидуализму или коллективизму, социальной или внесоциальной ориентации. Это активная или пассивная жизненная позиция, нетерпимая или толерантная, прагматическая или специфически моральная. Комбинации этих признаков отражают многообразное... строение самой нравственности.

  1. http://ru/wikipedia.org
  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. - Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995. - 320 с.
  3. Коробкова С.Н. Деловое общение: этика, психология, философия. 2004. - 162 с.

Введение

Нравственные типы личности

Потребительский тип личности

Конформистский тип личности

Аристократический тип личности

Героический тип личности

Религиозный тип личности

Заключение

Список литературы

Введение

Этика – это философская наука о морали. Мораль, нравственность – совокупность нор

м, регулирующих межличностные отношения. Моральный облик человека – это совокупность личных качеств человека, позволяющих ему совершать поступки определенного типа (вести себя определенным образом). На основе этих поступков мы делаем вывод о социальной значимости и ценности человека.

Нравственные нормы отвечают каким либо потребностям общества. Они вырабатываются обществом стихийно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек нравственен, культурен, если он осознал необходимость поступать в соответствии с требованиями морали, т. е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту стали его личным убеждением.

Нравственные требования формулируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятельствах. Они усваиваются главным образом в процессе воспитания путем многократного повторения и в процессе межличностного общения методом «проб и ошибок».

Нравственные типы личности

В культурологии XX века не раз предпринимались попытки строить не столько классификации, сколько типологии. Как О. Шпенглер выделял архетипы различных культур (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993), а К. Юнг – психологические типы (Юнг К. Психологические типы. М., 1992), такой же метод можно применить и к исследованию нравственных процессов. Преимущество подобного подхода заключается в том, что он стремится учесть все многообразие нравственного, не задавая однопланового критерия в анализе. Предлагаемые типы нравственности и соответствующие им типы нравственной личности не совпадают с исторической последовательностью, в каждую эпоху есть представители всех типов сразу. Они не имеют прямой связи с социальной средой, хотя большие социальные группы часто разделяют единый моральный стереотип. Хочется разграничить нравственные типы личности не по внешним морали критериям (историческим периодам, социальному происхождению, связи с идеологией), а по ее собственным сущностным признакам. Логика самой морали приводит к тому, что типы оказываются такими, а не иными. Хотя их разграничение не является строгим в научном смысле. В описании каждого нравственного типа личности мы постараемся показать:

1) общий смысл его моральных взглядов,

2) господствующую моральную ценность,

3) присутствие специфических признаков морали, их неповторимое сочетание,

4) жизненную судьбу людей такого типа.

Потребительский тип личности

“Потребительский” тип. .Он широко распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль в его представлении – это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Она полезна и во многом приятна. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо – получишь конфетку. Бескорыстие морального мотива является для такого мышления еще непосильно сложной идеей. Человек этого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненной “конфетки”. Вот почему он и назван условно “потребительским типом”. Такой человек считает, что польза является основным, а главное – единственным, мотивом поведения. Значит и моральные поступки – одна из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью представляет главную ценность для этого типа нравственной личности.

Искомое счастье понимается “потребителем” как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т. п. А все это – ценности социальные. Да, потребительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убежденности в своей правоте.

Какому же источнику моральных правил доверяет такая личность? В первую очередь – самому себе. Применение же общих соображений зависит от ситуации, в которую я попал. И это второй источник нравственности. А поскольку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а весьма относительны. На практике такой релятивизм может докатиться до полной безнравственности. Когда всякие нормы порядочности, забываются, ситуация и личная выгода позволяютмне с легкостью попирать права других.

Конечно, людям с другим типом нравственной организации потребительский образец может представляться и “мещанским”, и “деляческим”, и “хищным”. В ответ на эти обвинения “потребитель” может предъявить свои собственно моральные заслуги. Пусть идеалы не столь возвышенны, зато они воплощены в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но жизнь наша налажена и в асоциальные крайности мы не впадаем; пусть мы несколько эгоистичны, зато заботимся о нуждах человека и не терзаем его невыполнимыми требованиями. За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом – польза, ориентациями – индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.

Конформистский тип личности

Конформизм (от поздне лат. conformis - «подобный», «сообразный») - пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.

Последнее обновление: 09/07/2015

«Истинный героизм удивительно благоразумен; он лишён всякого драматизма. Это не желание превзойти других любой ценой, но желание служить другим любой ценой».

Что делает человека героем?

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь. Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы - людей, не являющихся героями. Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи) обязательно обладают рядом важных личностных черт - таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически - это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени. Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе. Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах. Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него.

Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности. В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь. Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, - лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди - это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности. Во многих случаях эти люди могут также иметь более высокую толерантность к риску. Большинство заботливых и добрых людей сами боятся подвергать свою жизнь опасности. Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжать работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость - еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи с положительно. Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди склонны фокусироваться на положительных аспектах сложившейся ситуации - они начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

Психология героизма

2 января 2007 года примерно в 75 человек, ожидавших своего поезда на переполненной станции метро, видели, как молодому человеку стало плохо, и он упал с платформы на рельсы. Очевидцы с ужасом наблюдали за происходящим, однако никто не шевельнулся - пока на помощь пострадавшему не пришел человек по имени Уэсли Отри.

Попросив незнакомого человека последить за его двумя дочерьми, он спрыгнул на рельсы в надежде успеть перетащить человека на соседние пути. Когда Отри понял, что времени нет, он положил мужчину между рельсами, и поезд прошел над ними.

«Я не чувствую, что сделал что-то сверхъестественное. Я только увидел, что кто-то нуждается в моей помощи, и сделал то, что должен был», - сказал он репортеру The New York Times после инцидента.

Когда мы думаем о героизме, на ум приходит множество примеров. Летом 2012 года три женщины, пережившие во время стрельбы в театре, рассказали, что остались в живых лишь благодаря своим приятелям. Три мужчины закрыли подруг собственными телами и в результате погибли.

Героизм глубоко ценится во всех культурах, но как именно мы определяем героя? Что заставляет людей совершать героические поступки перед лицом большой опасности?
Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось.

Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination - некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, - героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

  • он носит добровольный характер;
  • он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся в
    помощи;
  • он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);
  • он не требует вознаграждения или материальной выгоды.

Какое определение дают героизму психологи и другие учёные? Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

«Проще говоря, ключ к героизму заключается в заботе о других людях, нуждающихся в ней, - в стремлении защитить справедливое с точки зрения морали дело, зная, что это представляет опасность, и не ожидая награды».

Филипп Зимбардо, «Что делает героя героем?» (2011)

«Хотя мы и считаем правдой, что героизм - в глазах смотрящего, мы признаём, что убеждения людей о героях носят, как правило, систематический характер. Опросив значительное число людей, мы обнаружили, что герои обладают чертами, которые мы назвали Большой восьмеркой. Они умны, сильны, жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других. Конечно, герой не может обладать всеми восемью характеристиками, тем не менее, многие из них обладают большинством этих черт».

Скотт Т. Аллисон & Джордж Р. Гетхолс, «Наше определение героя» (2011)

«Героизм состоит из действий, предпринимаемых, для того чтобы помочь другим, несмотря на то, что это с большой долей вероятности может привести к смерти или травме помогающего».

Селвин Беккер и Алиса Х. Игли, «Героизм у женщин и мужчин» (2004)

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today , психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск, который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь».

Героизм же с маленькой буквы - «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь».

Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм. Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist , исследователи Селвин Беккер и Алиса Игли предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам. Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их. Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный ).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы. Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя в героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации. На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации - жизнь и смерть, которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим. Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (). Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими - вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя в альтруистических и героических способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Так рождаются героями или становятся?

Один из самых больших вопросов, с которым сталкиваются исследователи в рамках проблемы героизма, сводится к вековой дискуссии по поводу роли природы или воспитания. Героизм - это то, с чем мы рождаемся, или то, чему можно научиться?

«Некоторые утверждают, люди рождаются хорошими или плохими; я думаю, это ерунда», - поясняет Филипп Зимбардо. - «Мы все рождаемся с огромным потенциалом, и шлифуют его условия - характерные для семьи, культуры или эпохи, в которой мы растём; вот что определяет наше рождение - растём ли мы во время войны или в мирное время, растём ли мы в бедности или в достатке».

Так если героизм можно в культивировать, как именно мы можем поощрять людей к героическим поступкам?

Обучение героизму

«Мир - опасное место не из-за тех, кто совершает зло, а из-за тех, кто смотрит на это и ничего не делает».

Альберт Эйнштейн

Психолог Филипп Зимбардо, основатель проекта Heroic Imagination, считает, что героизм можно привить. Он разработал программу, направленную на развитие у детей склонности к героическому поведению. Большинство людей знают Зимбардо как автора знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента - исследования, которое продемонстрировало, как люди ведут себя под сильным влиянием социального и ситуационного давления.

Сегодня программа Зимбардо «предназначена для привития нынешнему поколению - и всем последующим - понятия героизма как качества мышления и поведения, возможного для всех, кто способен делать что-то особенное, а не способности, дарованной лишь редким людям».

Многим эта концепция может показаться радикальной. Ведь такой популярный сегодня образ героя обладает чертами, которых у среднестатистического человека нет. Согласно самым общим представлениям о героизме, эти люди обладают качествами, которые позволяют им в нужный момент сорваться и отстаивать то, что имеет для них значение, перед лицом опасности. Они особенные. Они - редкость.

Проще говоря, считается, что они такими родились.

Зимбардо же утверждает, что этот образ не соответствует действительности. «Мы слишком долго жили с этой мистической точкой зрения на героизм», - говорит он. - «Мы до сих пор думаем, что герои - чуть ли не полубоги. Но ведь это не так. Герой - самый обычный человек, который просто делает что-то экстраординарное. Я считаю, что с помощью науки мы можем учить этому людей».

Препятствия

Разработанная Зимбардо программа представляет собой четырёхнедельный учебный курс для подростков, который начинается с присяги героя. В течение следующих недель студенты узнают о тёмной стороне человеческой природы, распространённости и влиянии предрассудков, социальных ролях и ожиданиях, а также об эффекте свидетеля. То есть, обо всём, что мешает человеку решиться на доброе дело.

Формирование эмпатии

Второй этап программы сосредоточивается на помощи студентам в преодолении этих проблем путём формирования и укрепления сочувствия. В том числе работа идет и над изучение воздействия фундаментальной ошибки атрибуции - или нашей склонности игнорировать то, как на поведение влияют контекст и ситуативные переменные.

Зимбардо подчеркивает важность этой работы, поскольку одна из главных причин того, почему мы не в состоянии помочь другим людям, заключается в нашей склонности верить, что они заслуживают того, что с ними происходит. Если студенты знают об этом заблуждении, они будут менее склонны обвинять жертву в происходящем и, скорее всего, примут необходимые меры.

Изучение героев и практика

Изучение историй героев - ещё одна важная часть программы. В проекте рассматривают истории как реальных лиц, так и вымышленных персонажей - начиная от Мартина Лютера Кинга и заканчивая Гарри Поттером, которые служат моделями добродетели и героического поведения.

И, наконец (пожалуй, это самая главная часть программы), студентов просят привнести в реальную жизнь то, чему они научились во время обучения. Как и любой навык, героизм, по мнению Зимбардо, требует практики. Участники программы начинают с малого, каждый день выполняя одно доброе дело - помогая тем самым другому человеку почувствовать себя лучше. Далее эти малые дела должны служить ступенькой к жизни, полной помощи другим.

Возможно, самая большая трудность в обучении героизму заключается в преодолении популярных стереотипов о том, что именно делают герои. Если вы попросите людей назвать героев, они, вероятно, назовут вам деятелей культуры и спорта. «Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями», - говорит Зимбардо. - «Мы поклоняемся людям, которые ещё не сделали ничего полезного. Самое время вернуться к этому вопросу, потому что сейчас мы нуждаемся в реальных героях сильнее, чем когда-либо».


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

В философско-этическом понимании герой -- человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа.

“Героический” тип. Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Факт тот, что в глазах героя они являются недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и “аристократ”, “герой” выделяется на фоне социального окружения. Но противостоит ему не пассивно, а активно и наступательно. Он не желает примириться с миром, каков он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. “Потребитель” тоже может быть прекрасным борцом за справедливость, если он сам обижен и надеется получить от этой справедливости некоторую пользу для себя. “Герой” противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничто не совершенно, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, приходится потом сражаться со всем миром. Но “героя” это не смущает.

Идея играет в нравственном сознании героического типа личности ведущую роль. Это вообще идейный человек. В отличие от всех предшествующих, где теории привлекались как бы задним числом для обоснования интуитивно занятой жизненной позиции. Здесь же рациональная аргументация является ведущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, “герой” - человек действия, нонравственный смысл для него несут не столько события, сколько их объяснение. И врагом морали окажется всякий, кто делает то же, что и сам “герой”, но по другим мотивам. Терпимость- не героическая добродетель.

Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание “героя”? В первую очередь - это поиск справедливости. Справедливость - основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставитьсебя (добровольно!) на службу этой Идее. Как бы ни понималкаждый конкретный человек, в чем состоит справедливость, ясно, что это понятие относится не столько к внутреннему миру личности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности героического типа - это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от “конформиста”, “герой” интересуется нетекущими, а перспективными задачами. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

Разницу между сущим и должным “герой” ощущает очень остро, потому люди этого типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга. А если понимать, что напряженное долженствование - это сущностная черта морали, то понятно, что специфику нравственности данный тип воплощает с наибольшей силой. Это “самый моральный” тип. (Иногда даже гиперморальный, когда человек забывает, что кроме нравственных ценностей есть и другие, вовсе не безнравственные ценности). Человеку долга все остальные кажутся недостаточно совершенными.

Идея “героя” всегда возвышенная и благородная. Но конкретных теорий справедливости много, и горе, если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогранностьмира. Тогда “герой” окажется фанатиком от морали и на деле будет разрушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

Однако личное благородство людей этого типа не вызываетсомнений. Если они заблуждаются, то заблуждаются искренне.

Героический тип личности встречается не только среди социальных реформаторов, иначе таких людей было бы немного. Как говорится, “в жизни всегда есть место подвигу”. Самые простые поступки обычного человека могут осуществляться наоснове сложных мотивов и высоких ценностей.

Итак, героический тип нравственной личности главной ценностью полагает справедливость, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идейное обеспечение, в целом имеет высоко моральную ориентацию.

В психологии личность человека имеет целый ряд характеристик - характер, темперамент, психологический тип. В этике личность характеризуется нравственным типом . При социальном взаимодействии с людьми, особенно в процессе управления, необходимо всегда помнить, что у них разные жизненные ценности, смысл жизни, жизненная позиция. Руководителю следует понять, к каким нравственным типам принадлежит каждый из подчиненных, его руководитель, коллеги, а также он сам. Это позволит говорить с людьми, используя близкие им понятия, даст возможность лучше понять других и найти взаимоприемлемый компромисс.

Согласно одному из научных подходов, можно выделить пять основных нравственных типов личности: потребительский, конформистский, аристократический, героический и религиозный.

В основу классификации положены следующие признаки :

1) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье, справедливость);

2) источники морального закона (общество, Бог, сама личность);

3) значимость :

Мотива или поступка;

Идеи или чувства;

Норм или идеалов;

4) приверженность :

Долгу или привычке;

Индивидуализму или коллективизму;

Социальной или внесоциальной ориентации;

5) жизненная позиция:

Активная или пассивная;

Нетерпимость или терпимость;

Прагматическая или специфически моральная.

Рассмотрим основные характеристики каждого из названных типов личности.

1.Потребительский тип. Люди данного типа еще не могут понять, как поступок может быть бескорыстным. Они считают, что единственным мотивом нравственного поступка может быть выгода, т.е. нравственное поведение должно вести к успеху, получению благ и, в конечном счете, к счастью.

Главная ценность – стремление к земному счастью, к жизненному материальному успеху.

Этот тип личности привержен социальной ориентации, т.к. ценности для него – это ценности социальные.

Люди данного типа имеют активную социальную позицию.

Источник морали – сам человек и ситуация. Поскольку ситуации разнообразны, то и правила морали относительны.

Мотив поведения – польза, выгода.

2. Конформистский (соглашательский) тип – один из самых распространенных типов личности. Их добродетель держится на согласии с окружающей социальной средой. Без поддержки общественного мнения они быстро «сбиваются с пути», т.к. не в силах самостоятельно поддерживать нравственные ориентиры. Действительно, тот, чья нравственность зависит от одобрения и осуждения окружающих, очень легко поддается чужому влиянию.

Высшая ценность – общность с социальной средой.

Источник морали – общественное мнение.

Приверженность – социальная ориентация, коллективизм.

Мотив поведения – быть как все, принадлежность.

Личность пассивна в сознании, но критерием нравственности для неё являются поступки. Отсюда следует нетерпимость к другим моральным системам и терпимость к нарушителям норм в своей среде. Но если была отвергнута традиционная групповая норма, то кара будет беспощадной.

3. Аристократический тип. Отличительная черта – чувство собственного достоинства, которого нельзя отнять. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а перед самим собой. Нравственная личность такого типа противостоит любым общественным условиям и правилам, если они не согласуются с ее совестью.

Высшая ценность – свобода быть самим собой (поэтому людей данного типа сложно сломить невзгодами или угрозами).

Приверженность носит асоциальный характер, индивидуалистический. Мораль такого человека – лишь его мораль.

Жизненная позиция – пассивная в поведении. Терпим к чужим взглядам и слабостям. Человек сосредоточен на своем внутреннем мире.

Источник морали – духовная традиция предков, совесть.

4. Героический тип. Всегда борется с обстоятельствами (события, люди, идеи). Герой борется со всем, что не выдерживает сравнения с его идеалом. Так как наш мир далек от совершенства, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, личность данного типа потом вынуждена сражаться со всем миром. Опасность в том, что можно бороться ради борьбы, осознавая себя хорошим, правильным человеком. Самая опасная проблема, подстерегающая людей данного типа – проблема цели и средства.

Главная ценность – справедливость.

Мотив поведения – рациональная аргументация.

Приверженность социальной ориентации, нацеленность на перспективу, активность.

Наиболее значимое чувство – чувство долга и идеалы.

5. Религиозный тип. Данное наименование очень условно. К этому нравственному типу могут относиться даже атеисты в то время, как верующие могут принадлежать к героическому, конформистскому и даже к потребительскому типам. Но чаще всего религиозный тип встречается у истинно верующих людей.

Источником морали является Высшее личное или Высшее безличное, поэтому моральный закон выше социального. Он проявляется в голосе совести.

Главная нравственная ценность – смысл жизни, который выходит за границу человеческой жизни.

Жизненная позиция – терпимость к миру, внутренняя активная работа по самосовершенствованию, активная помощь другим людям.

Мотив – моральное чувство братской любви.

Значимы чувства равенства, братства и единства людей.

Приверженность носит внесоциальный характер (не стремиться к накоплению материальных благ, к власти и т.д.). Личность привержена доброй воле и активной деятельности для других, которая не является самоцелью.

Автор классификации подчеркивает, что в людях обычно сочетаются признаки нескольких нравственных типов. Тем не менее, наблюдая за человеком, достаточно просто определить, признаки каких нравственных типов в нем выражены наиболее ярко.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...