О чем произведение гоголя страшная месть. О чем произведение гоголя страшная месть пожалуйсто

Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.

II

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

III

На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины. Бурульбашу не нравится тесть. Он ведет себя не как казак и христианин. Мужчины хватаются за сабли и долго бьются, затем берутся за мушкеты. Пуля Бурульбаша проходит мимо, а старику удается ранить зятя в руку. Тогда Бурульбаш снимает со стены пистолет. Катерина бросается к мужу и умоляет его остановиться ради годовалого сына. Данило остывает. Он даже просит прощения у старика, но тот не желает мириться.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

V

Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.

VI

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

VII

Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.

VIII

В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.

IX

Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.

X

Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.

XI

Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.

XII

В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.

XIII

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

XIV

За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

XVI

В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.

Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.

Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.

Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.

СТРАШНАЯ МЕСТЬ

Повесть (1832)

Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист) — герой, соединивший в себе негативные черты всех отрицательных персонажей цикла «Вечеров». Колдун — первая гоголевская попытка изобразить Антихриста. В этой попытке Гоголь опирался на новеллистический опыт немецких романтиков (алхимик в «Бокале» Л. Тика, детоубийца в его же «Чарах любви») и их русских эпигонов (образ демонического злодея Бруно фон Эйзена в повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Замок Эйзен», 1827). В финале повести образ К. получает «мифологическое» истолкование в духе все того же Л. Тика (новелла «Пиетро Апоне») и народной космогонии сектантов-богумилов; «немецкий» образ главного героя-злодея вплетен в стилистический узор украинского песенного фольклора.

Нечто сомнительное присутствует в облике К. изначально. После долгих лет странствий вернувшись оттуда, «где и церквей нет», он живет в семье дочери Катерины и ее мужа-запорожца Данилы Бурульбаша. Бродяжничество — знак безродности; без-родность — атрибут демонизма. К. курит заморскую люльку, не ест галушек, свинины, предпочитает им «жидовскую лапшу». То, что он не пьет горилки, окончательно убеждает Бурульбаша, что тесть, «кажется, и во Христа не верует».

К., при живом муже, пытается управлять дочерью — и даже пытается убить зятя на поединке; когда целует Катерину, странным блеском горят его глаза. Намек на инцест, беззаконную страсть отца к дочери, прозрачен; окончательно он проясняется в кошмарном сне Катерины. Ей снится, что отец и есть тот самый казак-оборотень, которого они с мужем видели на киевской свадьбе есаула Горобца (этим эпизодом повесть начинается): когда молодых благословляли иконами от схимника старца Варфоломея, имеющими особую «защитительную силу», у этого казака нос вырос на сторону, очи вместо карих стали зелеными, губы посинели, как у черта, а сам он из молодого преобразился в старика, так что все в ужасе закричали: К. снова вернулся! Во сне К. пытается соблазнить Катерину: «Ты посмотри на меня, <...> я хорош <...> Я буду тебе славным мужем...» Экспозиция завершена: сюжет завязан.

Но, оказывается, Катерина, пробудившись, помнит далеко не все, что видела ее душа в царстве сна. Следующей ночью пан Данило прокрадывается в старинный замок на темной стороне Днепра, где ляхи (в мире «Вечеров» поляки всегда Заодно с дьяволом) собираются строить крепость на пути запорожцев; сквозь окно он видит отца-колдуна, меняющего свой облик, точь-в-точь как менял его «киевский» казак-оборотень. На К. чудная шапка с «грамотою не на польском и не русском» (т. е. с «каббалистическими» знаками еврейского алфавита или арабско-мусульман-ской вязью; и то и другое одинаково нехорошо); в комнате летают нетопыри, вместо образов на стенах — «страшные лица». Сквозь прозрачные слои «астрального» света (голубой, бледно-золотой, затем розовый) проходит фигура, белая, как облако, — это душа спящей Катерины. Данило узнает то, что не сможет вспомнить его жена после пробуждения: отец некогда зарезал ее мать; Катериной он пытается «заместить» убитую супругу. Наутро Бурульбаш с ужасом говорит Катерине, что через нее породнился с антихристовым племенем; увы, он прав, но еще не догадывается, какую цену придется заплатить за это родство.

Сюжет о К. движется к своей кульминации. По прошествии, времени отец-антихрист оказывается в темнице, в цепях; за тайный сговор с католиками его ждет котел с кипящей водой или сдирание кожи. Колдовские чары бессильны против стен, выстроенных некогда «святым схимником». (Символический образ «схимника», наделенного молитвенной властью над темными силами, постоянно возникает в повестях цикла.) Но Катерина, поддавшись лживым уговорам К. (который молит даровать время для искупления грехов — «ради несчастной матери»!), выпускает отца из темницы. И хотя Данило Бурульбаш решает, что чародей сам выскользнул из цепей, «идеологическая измена» жены мужу уже совершилась; хотя отец и не получает власти над телом дочери, его власть над ее душою пересиливает мужнину власть. А значит, некое бестелесное «антихристово» обладание ее волей все-таки совершается. Ложная кульминация предвещает скорую развязку сюжетной линии Бурульбаша.
Пускай отец и не замещает его на супружеском ложе, но зато «вытесняет» его из жизни.

«Отступничество» Катерины вносит порчу в запорожский мир, нарушает его внутреннее единство: на Украине больше нет порядка, нет «головы»; Данило, давно уже предчувствующий близкую смерть, гибнет в битве с ляхами. Однако и К. не может торжествовать победу: тризна, которую совершают казаки над Бурульбашем, как бы восстанавливает утраченное было единство. Жертвенной кровью мужа смывается грех жены — и сквозь облака на «антихриста» смотрит уже чудный лик «дивной головы». Загадка этого образа разъяснится в эпилоге. Пока же К. пытается довершить начатое злодейское дело; является в снах Катерине, вместе с младенцем перебравшейся в Киев, к есаулу Горобцу; К. угрожает дочери убить ее сына, если не выйдет за отца замуж — и в конце концов убивает невинное дитя. Такова вторая кульминация.

«Настойчивость» К. объясняется не столько его греховным любострастием, сколько глобальной «антихристовой» целью: до конца завладев дочерью, мистически разрушить естественные связи, царящие в мире. Разрушив их, можно до конца погубить и без того ослабленное казачье братство, православное воинство; ибо покуда Украина держит оборону от «ляхов» — зло не может торжествовать на земле. Но чем ближе К. к поставленной цели, тем ближе он и к собственной погибели. Вновь на страницах повести возникает загадочный «внесюжетный» образ: всадник-богатырь нечеловеческого роста, скачущий в Карпаты на вороном коне и засыпающий на вершине горы. Этот образ источает непонятную пока угрозу для К., который под видом «брата Копря-на» в красном жупане, напоминающем о «красной свитке» черта в «Сорочинской ярмарке», является в Киев, к обезумевшей Катерине, чтобы обманом увезти ее.

Но безумие лишь обостряет духовную чуткость дочери; ее душа, действующая отныне помимо ее разума, опознает своего мучителя; кровь мужа и сына окончательно искупает преступную слабость Катерины; целостность мира восстановлена; пришествие антихриста пока не состоялось. К. обречен; в момент второй кульминации его сюжетная линия проходит стадию развязки.

Теперь К. ничто не поможет; даже убийство «святого схимника», отказавшегося отмаливать душу страшного грешника, выглядит скорее жестом отчаяния, чем знаком всесилия. (Хотя само по себе, да еще вблизи «святых мест» Киева, это убийство свидетельствует о запредельной мистической силе «антихриста».) Куда бы К. ни направил коня, он скачет в одном-единст-венном направлении: к карпатским горам, где ждет его Великий Всадник, чтобы убить и бросить телесно ожившую душу в пропасть, где зубы мертвецов вечно будут грызть К.

К. умирает «вмиг» и тут же открывает после смерти очи, не воскресая при этом. То же происходит и с сюжетом повести: он завершается, исчерпывает себя (наказание соразмерно преступлениям), и тут же продолжается дальше. Этот «оживший сюжет» наконец-то расшифровывает мифологическую подоплеку легендарных событий; становится понятна и причина ненависти «антихриста» к православному братству, заединству, и патологическое влечение к дочери. К. — последний мужчина в роду, начало которому положил Иуда-Петро, изменивший великому побратимству из зависти к славе и убивший Ивана, с которым у них было «все пополам». За это Иван выпросил у Бога, чтобы последний в роду Петро был такой злодей, какого еще не бывало на свете, и чтобы он, Иван, бросил этого злодея в пропасть, где мертвецы грызут друг друга, и веселился, глядя на его муки. Бог соглашается, но «обрекает» Ивана сидеть «вечно на коне своем», наслаждаясь страшной местью, но не имея царствия небесного. (Лунный отблеск этой одинокой фигуры ложится на фигуру Пон-тия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Ю. Н. Тынянов указал на сюжетно-смысловую проекцию образов повести в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского.)

Зло наказано; добро не торжествует. Герои мифа, венчающего легенду о К., «старинную быль» — такое жанровое определение было дано повести при первой публикации, — связывают воедино апокрифическую версию библейского сюжета о Каине и Авеле с богумильской космогонией, в которой апостол Петр часто отождествляется с Иудой, а апостол Иоанн Богослов (неотделимый от Иоанна Предтечи) — с самим Богом. Все это наложено на фон немецкой романтической традиции, от «Разбойников» Шиллера до новеллы Л. Тика «Пиетро Апоне». В этом мифологическом «отростке» сюжета К. из главного героя мгновенно превращается во второстепенного персонажа, косвенного участника сюжета, у которого нет и не может быть развязки.

Гоголь Н. В. сказка "Страшная месть"

Жанр: литературная мистическая сказочная повесть

Главные герои сказки "Страшная месть" и их характеристика

  1. Данило Бурульбаш. Знатный казак, мужественный, бесстрашный, неумолимый, даже жестокий. Очень любит жену и сына, свою землю
  2. Катерина. Жена Данило. Робкая, красивая, пугливая, мнительная.
  3. Колдун, отец Катерины. Жестокий, страшный старик. Безжалостный, коварный, греховодник.
Кратчайшее содержание сказки "Страшная месть" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На свадьбе появляется страшный колдун, добыть золото которого мечтает пан Данило.
  2. Катерине снится, что колдун на самом деле ее отец, и Данило убеждается, что это правда.
  3. Колдуна садят в подвал, но Катерина тайно отпускает отца и тот бежит к ляхам.
  4. Кодун во время сражения убивает Данило, а потом и сына Катерины.
  5. Колдун видит страшного рыцаря и пытается убежать, но конь приносит его к рыцарю
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает мертвеца в пропасть, где его грызут другие мертвецы.
Главная мысль сказки "Страшная месть"
Приходит время, когда переполняется чаша людского терпения и настает час расплаты злодеев за совершенные злодеяния.

Чему учит сказка "Страшная месть"
Эта сказка учит любить свою Родину, учит защищать ее от врагов, учит гордиться и любоваться ее красотами. Учит быть смелыми и отважными, учит не сдаваться и бороться до конца. Учит тому, что не дело человека вершить суд, а дело Бога. Учит тому, что место колдуна на костре, и любая жалость к нему непреемлима.

Отзыв на сказку "Страшная месть"
Мне очень понравилась эта мистическая и очень страшная история. В ней нет счастливого конца, в ней все очень мрачно, но тем не менее это очень интересная повесть. Мне было очень жалко и Катерину и ее мужа, пана Данило. Ведь если бы Катерина не отпустила отца-колдуна, то все остались бы живы.

Пословицы к сказке "Страшная месть"
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Век злодея невелик, злодей и с юности старик.
Зла за зло не воздавай.
Бог терпел и нам велел.
Бог видит, кто кого обидит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Страшная месть" по главам:
Глава 1.
На свадьбу сына есаула Горобца в Киев съехалось много гостей. Был среди них запорожец Микитка, был названый брат есаула Данило Бурульбаш с другого берега Днепра с женой Катериной и годовалым сыном. Не приехал правда старый отец Катерины, который 21 год был в плену, а потому мог рассказать много интересного.
И вот выносит есаул две старые иконы, которые достались ему от святого схимника, чтобы благословить молодых. И вдруг закричал народ и в стороны раздался. Ибо молодой казак, который до этого успел весело поплясать, вдруг переменился в лице увидев иконы. У него изо рта вырос клык, сам он сгорбился и стал стариком.
Со всех сторон закричали "Колдун!", а есаул выставил вперед иконы и проклял старика. И тот зашипел и вдруг исчез, как его и не бывало.
Вскоре забыли гости о колдуне и снова начались веселые пляски и песни.
Глава 2.
Ночью плыл Данило с женой и казаками по Днепру. Спрашивает жену Катерину о причине ее печали. А супруга его и отвечает, что напугал ее колдун, про которого страшные истории рассказывают. Будто если встретит он человека, так сразу кажется колдуну, что человек тот над ним смеется. И находят на следующий день несчастного мертвым.
Но ответил Данило, что не так страшен колдун, что знает он где его притон, в котором хранит колдун свои несчетные богатства. И обещает Данило добыть это золото.
Поплыл дуб мимо кладбища и почудилось казакам, что зовет кто-то на помощь. Притихли они, слушают.
И видят вдруг как зашатался крест на могиле, как поднялся иссохший мертвец и закричал "Душно мне!". А потом ушел под землю. И зашатался второй крест. И поднялся другой мертвец, выше первого. Точно так же крикнул и ушел в землю. И поднялся третий мертвец, всех выше, протянул руки в небо и закричал страшно.
И все стихло. Сказал тогда Данило, что то просто пугает колдун незваных гостей. А решимость добыть колдовское золото в казаке не уменьшилась
И причалил скоро дуб к берегу. И показалась соломенная крыша дедовских хором пана Данила.
Глава 3.
Не рано проснулся Данило после ночного гуляния. Сидел, миро точил саблю.
Тут появился тесть его, и ругаться на Катерину стал, что поздно та домой воротилась. Обиделся Данило, ведь давно он из пеленок вырос, много раз за православную веру бился.
Слово за слово, поругались тесть с Данило. За сабли схватились. Долго бились, никто не может верха взять. Но вот отлетели сабли, за пистолеты противники взялись.
Выстрелил Катеринин отец, попал в левую руку Данило. Потянул Данило из-за пояса пистолет верный, турецкий. Но тут Катерина вмешалась. Стала слезно молить не оставлять сына их Ивана сироткой, ведь умрет она вслед за мужем. И тронули женские слезы мужские сердца.
Отставил пистолет Данило, первым тестю руку протянул. Помирились казаки. А отец целует Катерину и очами странно блестит.
Странным показался этот поцелуй Катерине и странным показался блеск очей.
Глава 4.
Утром Катерина рассказывает мужу, что ей приснилось, будто ее отец и есть тот самый колдун. А Данило не слушает жену, про ляхов рассказывает, кои вновь поднялись на казаков. А про тестя неважно отзывается. Не нравится он Даниле - не веселится как казак, горилки не пьет. словно турок какой-то.
Тут и отец появился. Обедать сели. Отце хмурится, говорит, что не любит галушек. А Данило поддевает его, говоря, что это христианское кушанье. Отец говорит, что не ест свинины, а Данило вновь его задирает, спрашивая, не турок ли он.
Вечером смотрел Данило на Днепр и почудилось ему будто в колдовском замке огонек мелькнул. Собрался он, верного Стецько кликнул. А Катерина боится одна оставаться, просит, чтобы закрыл ее Данило в комнате на ключ. Данило так и сделал.
Пошли они со Стецько к замку. Смотрят мелькает кто-то в красном жупане. Узнает Данило своего тестя и понимает, что тот в замок колдуна потащился.
Добрались казаки до замка, видят верхнее окошко светится. Залез Данило на дуб, смотрит. Нет свечей в комнате, а огонек откуда-то горит. По стенам оружие развешано странное. Вдруг входит кто-то в красном жупане, тесть! И начинает в горшок разные травы бросать. Комната сразу голубым светом озаряется. Потом розовым. И видит Данило, как некая женщина появляется в комнате. Стоит колышется пола не касается. Узнает Данило Катерину, но слова сказать не может.
А Катерина спрашивает отца, зачем он ее мать зарезал, зачем снова призвал ее. Она говорит, что покинула Катерину и Данило понимает, что это душа Катерины.
А колдун говорит, что сделает так, что Катерина его полюбит. Но возражает душа. Говорит, что никогда не предаст мужа своего и не даст это сделать Катерине. И смотрит в окно прямо на Данило.
А Данило уже спускается и в страхе великом бежит домой.
Глава 5.
Данило будит Катерину и та благодарит мужа за избавление от страшного сна. А Данило пересказывает ей, что видел у колдуна и говорит, что ее отец антихрист. Только антихрист может вызывать чужие души. Он обещает защитить Катерину.
Катерина отказывается от отца.
Глава 6.
Колдун сидит в подвале Данило, скованный цепями. Сидит за предательство, за то хотел продать родную землю врагам-католикам. И жить ему осталось только ночь. Утром сварят его живым в котле и сдерут кожу.
Смотрит колдун в окно, Катерина идет. Зовет он дочь, но та мимо проходит. Но она возвращается и колдун начинает умолять Катерину помочь ему спасти свою душу. Он говорит, что не хочет, чтобы его душа горела в аду. Он просит отпустить его и обещает одеть власяницу, уйти в пещеры, и день и ночь молить бога.
Катерина отвечает, что даже если откроет ему дверь, то цепей ей не снять.
Но колдун говорит, что цепи - ничто. Он вместо рук подсунул палачам деревяшки. Но сквозь стены он пройти не может. Ведь их строил святой схимник.
И Катерина выпускает колдуна. Тот целует ее и убегает.
А Катерина мучается, не зная, правильно ли она поступила, ведь она обманула мужа. Она слышит чьи-то шаги и падает в обморок.
Глава 7.
Катерина приходит в себя в комнате. Ее вынесла из подвала старушка-прислужница. Баба даже закрыла дверь подвала, чтобы на Катерину не пало подозрение.
Вбегает Данило и говорит, что колдун сбежал. Катерина мертвеет лицом и спрашивает не выпустил ли кто колдуна. Но Данило уверен, что того выпустил черт, ведь он видит, что цепи надеты на дерево. И он говорит, что если бы колдуна выпустила Катерина, он бы утопил ее.
Глава 8.
В корчме гуляют и богохульствуют ляхи. С ними богохульствует их ксендз. Не было такого посрамления еще на земле русской. Обсуждают ляхи и хутор Данило, и красавицу жену его. Не к добру это.
Глава 9.
Пан Данило сидит, грустит, размышляет о скорой смерти. Он просит Катерину не бросать сына, если с ним что-то случился.
Данило вспоминает прошлые годы, лихие битвы, добытое золото. Ругает жидовство.
Стецько говорит, что едут ляхи с луга. И разгорелась страшная битва. Не час и не два бились казаки с ляхами. И Данило успевал везде и не было пощады врагам от его руки. И вот уже разбегаются ляхи, а Данило хочет погоню снаряжать. Но вдруг замечает на горе Катерининого отца. В страшном гневе он скачет к горе и колдун стреляет в него из мушкета.
Падает Данило, пробита у него грудь. Он умирает с именем Катерины на устах.
Плачет, убивается Катерина на груди мужа. А вдали скачет на выручку есаул Горобець.
Глава 10.
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен Днепр в грозу.
В эту страшную пору причалила к берегу лодка. Вылез из нее колдун и спустился в свою землянку. Поставил горшок, колдовать начал. И вот стало появляться в землянке облако. Радостью осветилось лицо колдуна. Но вдруг видит он незнакомое лицо чудно, которое незваное явилось к нему из облака. И волосы на голове колдуна встают дыбом. Вскрикнул колдун и опрокинул горшок и пропало видение.

Глава 11.
Десять дней гостит Катерина в доме есаула Горобца, но покоя не находит. Говорит, что думала в тиши растить сына на месть, но во снах является к ней колдун и обещает взять ее в жены. Успокаивает ее Горобець, и сын его. Говорят, что не дадут Катерину в обиду. Вспоминают Данило и его последний бой, тризну, которую они устроили.
А ребенок уже за люлькой тянется и говорит есаул, что в отца сын пойдет, уже курить хочет.
Но ночью просыпается Катерина с криком. Приснилось ей, что сын зарезанный лежит. Бежит народ к колыбели и видят все мертвое дитя.
Глава 12.
Далеко от Украины лежат островерхие Карпатские горы. Не услышать в них уже русскую речь, живут там венгры, лихие гуляки и рубаки.
И едет кто-то по горам на вороном коне. В доспехах, с копьем, следом паж скачет. Но закрыты глаза всадников, словно спят они.
Приехали они на Криван, самую высокую гору и встали там. А тучи закрыли их, сонных.
Глава 13.
Тайком сбежала Катерина из Киева. После смерти сына сошла она с ума и безумной явилась в свою хату. Плачет, глядя на нее старая няня, плачут хлопцы. А Катерина нож турецкий достает, но отбрасывает. Не пробить им железное сердце ее отца, что выковала на огне старая ведьма.
Говорит Катерина, что мужа ее живым похоронили, песни поет.
Бегает ночами Катерина по лесу с ножом, отца ищет, русалок не боится.
Но вот приехал на хутор гость в красном жупане. Про Данило спрашивает. Рассказывает, что воевал вместе. А Катерина сперва безумно смотрела, потом вслушиваться в слова гостя стала.
И вдруг бросилась на него с ножом, крича,что колдун то. Боролись Катерина с гостем и убил отец свою безумную дочь. А пока казаки не опомнились, ускакал.
Глава 14.
Над Киевом появилось чудо неслыханное. Вдруг видно стало далеко во все концы света. Видно стало море Черное, лиманы, видны стали Карпатские горы.
И показался на самой высокой горе рыцарь с закрытыми глазами.
И пока другие на это чудо дивись, колдун вскочил на коня и погнал его прочь из Киева. Узнал он в рыцаре то лицо, что явилось однажды в землянку и перепугался страшно.
Но только хотел колдун перескочить через узкую речку, как конь его вдруг остановился. оглянулся и засмеялся.
Дыбом встали волосы на голове у колдуна, заплакал он и развернулся к Киеву. И казалось ему, что деревья хотят схватить его и что сама дорога гонится за ним.
Мчался колдун в святые места, в Киев.
Глава 15.
В пещере сидел одиноко схимник, который уже и гроб для себя сделал. И вдруг вбежал к нему дикий человек с вытаращенными глазами и криком потребовал молиться о спасении его души.
Достал схимник святую книгу и в ужасе отступил. Неслыханный грешник стоял перед ним, и не было для него спасения. Ведь буквы в книге кровью налились.
И показалось колдуну, что смеется святой схимник и убил он старца.
Застонало тут что-то в лесу. Сухие руки поднялись из леса и пропали.
А колдун поскакал в Канев, думая оттуда в Крым податься. Но вдруг оказался в Шумске. Изумился колдун, поворотил коня, обратно в Киев скачет. Приезжает в Галич, город почти рядом с венграми. Опять поворачивает колдун коня, но все равно чувствует, что не в ту сторону едет.
И вот уже Карпатские горы встают перед ним, и высокий Криван впереди. Силится колдун остановить коня, но конь его несется прямо к рыцарю. А тот вдруг открыл глаза и засмеялся.
Схватил рыцарь колдуна, поднял его над землей и умер колдун.
А потом открыл глаза, но был это уже мертвец. И видел мертвец, как по всей земле поднимаются мертвецы, лицом как две капли на него похожие.
Один другого выше, столпились они вокруг рыцаря и его страшной добычи. А самый старый так велик был, что и подняться не смог. Только пошевелился, а от того шевеления пошло трясение по всей земле. И много хат повалило и людей задавило.
Бросил рыцарь колдуна в пропасть и мертвецы кинулись следом. И вонзили в колдуна свои зубы.
И сейчас еще ночами в Карпатах слышится звук, словно от тысячи мельниц - то мертвецы грызут зубами колдуна. А когда трясет землю, то умные люди знают, что то пытается встать самый большой мертвец.
Глава 16.
В городе Глухове народ давно слушает старого бандуриста. И вот под конец захотел тот спеть про одно давнее дело.
Жили давным-давно два брата, Иван и Петро. Жили дружно, горой друг за друга стояли, все поровну делили. И вот случилась очередная война с турками. И нашелся у турок паша, который целый полк один порубить мог. И объявил король Степан, что тому, кто поймает пашу даст жалования, как целому войску.
И пошли братья пашу ловить. Да только поймал его Иван. Получил награду от короля, поровну с братом разделил. А Петро деньги взял, но задумал месть страшную, не в силах вынести того, что обскакал его брат.
И вот едут братья по горной дороге, на жалованную королем землю, в Карпаты. Позади Ивана его сын малолетний привязан. А дорога узкая, с одной стороны пропасть. И тут Петро толкает брата и падает тот с конем в пропасть. Но успевает ухватится за корень. Стал наверх карабкаться. А Петро наставляет на Ивана пику и сталкивает в пропасть.
Жил Петро как паша, но вот он умер и призвал Бог его и брата Ивана души на суд. Объявил, что Петро великий грешник и пусть наказание ему сам Иван придумает.
А тот говорит, что мало того, что его Петро убил, но и сына его не пощадил. Весь род погубил. А потому пусть в роду Петро каждый новый потомок будет более страшным злодеем, чем предыдущий. А последний в роду был бы таким страшным злодеем, что от его злодеяний мертвецы бы поднимались из могил.
А когда придет час меры в его злодействах, то хотел бы Иван сбросить его в пропасть, чтобы мертвецы грызли его кости, и чтобы сам он грыз себя, но встать не мог.
И сказал Бог, что страшную месть задумал Иван, но пусть так и будет. Но не может он дать Ивану Царствия небесного. И будет тогда Иван вечно сидеть на коне своем и смотреть, как мертвецы грызут друг друга в пропасти.
Так спел бандурист. И долго сидели люди, размышляя о том минувшем деле.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Страшная месть"

В Киеве празднует свадьбу сына есаул Горобець. Почётные гости на свадьбе – смелый казацкий атаман пан Данило Бурульбаш со своей женой Катериной. Посреди шумного веселья Горобець выносит и поднимает две старинных иконы, чтобы благословить молодых. Но из праздничной толпе доносятся крики ужаса: при виде икон один из стоящих среди народа казаков вдруг превращается в страшного горбатого старика с длинным клыком во рту. Щёлкнув зубами, старик исчезает. Пожилые люди говорят, что старик этот – давно известный проклятый колдун, чьё появление всегда предвещает несчастье.

«Страшная месть», глава II – краткое содержание

Данило Бурульбаш со своими казаками и женой Катериной плывёт на лодке по Днепру домой из Киева, гадая, что за несчастье принесёт явившийся на свадьбе колдун. Недалеко от хутора Данилы на другой стороне Днепра стоит мрачный старый замок, а близ него – кладбище с ветхими крестами. Когда казаки проплывают мимо них, из могил вдруг поднимаются три мертвеца. Они пронзительно кричат: «Душно мне!» – и опять пропадают. Тяжкие думы гнетут Бурульбаша всё сильнее. Ему очень не нравится недавно приехавший к ним в гости из чужой земли угрюмый, суровый отец Катерины, который своими повадками совсем не похож на казака.

Гоголь. Страшная месть. Аудиокнига

«Страшная месть», глава III – краткое содержание

На следующий день на хуторе у пана Данилы мрачный, загадочный отец Катерины начинает грубо расспрашивать дочь и зятя, почему они вчера так поздно вернулись домой. Между ним и Бурульбашем закипает ссора. Данило возмущается: почему тесть никогда не ходит в церковь? Оба казака начинают биться на саблях, а потом стреляют друг в друга из мушкетов. Бой прекращается неискренним примирением лишь из-за слёзных уговоров Катерины.

«Страшная месть», глава IV – краткое содержание

Ещё день спустя Катерина рассказывает мужу, что ей приснился сон, будто тот колдун, который явился людям в Киеве – её отец, и будто он уговаривал её выйти за него замуж. Катерина и Бурульбаш садятся обедать, позвав и отца. За обедом Данила дивится: тесть его не хочет есть христианских галушек, брезгует и свининой, как мусульманин или жид.

Вечером Бурульбаш смотрит в окно и замечает, что в мрачном замке на той стороне Днепра загорелось окно. Взяв с собой казака Стецько, он идёт к реке. Пробираясь в зарослях терновника, они внезапно видят, как мимо них проходит в том же направлении отец Катерины. Он переправляется через Днепр и скрывается из виду близ замка.

Страшная месть. Мультфильм по повести Н. В. Гоголя

Стецько и Бурульбаш следуют за ним. У стены замка пан Данило залезает на высокий дуб и видит через окно колдовскую комнату, залитую таинственным светом, со непонятными знаками на стенах, где летают нетопыри. В комнате появляется отец Катерины – и превращается в того самого колдуна, который явился в Киеве.

Колдун творит заклинание и перед ним предстаёт сотканная из воздушного тумана душа его дочери. Зная явно больше, чем сама Катерина, душа начинает обвинять отца: зачем он убил её мать? зачем продолжает творить страшные злодейства? Душа замолкает, заметив смотрящего в окно Бурульбаша. а пан Данило быстро спускается с дуба и возвращается домой.

Гоголь «Страшная месть». Литография В. Маковского

«Страшная месть», глава V – краткое содержание

Бурульбаш рассказывает Катерине про свою ночную поездку, и оказывается, что всё происходившее в волшебной комнате старого замка она видела во сне. Данило убеждается: его тесть – злодей и богоотступник.

«Страшная месть», глава VI – краткое содержание

По приказу Бурульбаша казаки бросают колдуна в глубокий подвал. Назавтра его ждёт страшная казнь. В тоске сидит закованный в цепи колдун и видит: мимо идёт его дочь, Катерина. С горячей страстью он начинает уговаривать Катерину отпереть замок подвала, говоря, что его страшит не казнь, а вечные муки на том свете за совершённые злодейства. Отец убеждает дочь, что если она выпустит его, то он пойдёт в монастырь и тяжким подвижничеством отмолит хотя бы часть своих грехов. Поддавшись женской слабости, Катерина выпускает отца-колдуна – и падает в обморок у двери темницы.

«Страшная месть», глава VII – краткое содержание

Очнувшись, Катерина видит, что отец её скрылся. Никто не знает, что выпустила его она сама.

«Страшная месть», глава VIII – краткое содержание

В корчме близ хутора Бурульбаша собираются вооружённые ляхи. Посреди попойки, карточной игры и гнусных плясок они готовятся напасть на казацкую землю.

«Страшная месть», глава IX – краткое содержание

Пан Данило сидит за столом и в грустном предчувствии близкой смерти рассказывает Катерине про свои прежние казацкие подвиги. Вбежавший слуга сообщает ему о приближении множества ляхов. Во главе своих казаков Бурульбаш выезжает на коне и геройски бьётся с жестокими врагами. Посреди боя на соседнем холме появляется отец Катерины, стреляет в зятя из мушкета и убивает его. Выбежавшая из дома Катерина с рыданиями валится на тело мужа, а ляхов обращает в бегство подоспевший на помощь есаул Горобець.

«Страшная месть», глава X – краткое содержание

Гоголь даёт в X главе «Страшной мести» знаменитое поэтическое описание Днепра при тихой погоде и в бурю. Посреди бури в уединённом месте причаливает на лодке к берегу колдун. Спустившись в тайную землянку среди обгорелых пней, он начинает творить заклинания. Перед ним сгущается белое облако, а в нём ясно выказывается знакомое колдуну мужское лицо. Увидев его, злодей белеет, как полотно, и кричит диким голосом.

«Страшная месть», глава XI – краткое содержание

Катерина в Киеве рассказывает есаулу Горобцу о своих новых страшных снах. Отец снова являлся в них дочери, требовал выйти за него замуж и грозил в случае отказа убить её младенца-сына от Данилы. Горобец обещает защищать Катерину, однако той же ночью её ребенка находят в колыбели зарезанным.

«Страшная месть», глава XII – краткое содержание

Между Польшей, Венгрией и Малороссией стоят высокие Карпатские горы. Ночью по верхушкам гор едет громадного роста спящий витязь, держа в руке поводья от коня, на котором за ним – тоже во сне – скачет младенец-паж…

«Страшная месть», глава XIII – краткое содержание

Катерина, наполовину потеряв рассудок, бродит по густым дубравам, распевая жалобные песни об убитых казаках. Ранним утром к ней на хутор приезжает статный молодой гость, говоря, что он старый боевой соратник павшего пана Данилы. Их дружба якобы была такой крепкой, что Бурульбаш даже завещал ему взять в жёны Катерину, если она останется вдовой. Катерина смотрит на приезжего – и вдруг понимает, что это её отец. Она бросается на него с ножом, но тот пропадает из вида.

«Страшная месть», глава XIV – краткое содержание

За Киевом народ дивится чуду: в небе открывается широкая, величественная картина соседних с Украиной стран и земель. Среди них видны и Карпатские горы, а на них – едущий всадник с закрытыми очами. Колдун тоже видит эту картину и узнаёт лицо рыцаря: именно оно являлось ему при недавнем чародействе в землянке у Днепра. Волосы на голове колдуна встают дыбом от ужаса. Закричав, как исступлённый, он вскакивает на коня и вихрем мчится в Киев, к святым местам.

«Страшная месть», глава XV – краткое содержание

Колдун врывается в пещеру к киевскому схимнику и просит молиться о его грешной, погибшей душе. Схимник разворачивает свою книгу, но видит, что святые буквы в ней налились кровью – значит, грешнику нет и не будет прощения. Колдун убивает схимника, вновь вскакивает на коня и пробует добраться до татар в Крыму, но конь, вопреки его воле, гонит прямо к Карпатским горам. Близ них горные тучи разом очищаются, и перед колдуном в страшном величии предстаёт огромный всадник. Засмеявшись, он хватает проклятого волшебника рукой, от чего тот сразу умирает. От Киева до Карпат поднимаются из могил схожие лицом с колдуном мертвецы. Всадник, вновь засмеявшись, бросает тело отца Катерины в пропасть. Туда прыгают и мертвецы, начиная зубами грызть труп колдуна. А один самый ужасный мертвец тяжко ворочается в земле, но по своему громадному росту не может из неё подняться.

Гоголь «Страшная месть». Литография И. Крамского

«Страшная месть», глава XVI – краткое содержание

В заключительной, XVI главе «Страшной мести», Гоголь объясняет суть греха колдуна. В городе Глухове слепой бандурист рассказывает людям легенду, как в старину жили два друга-казака, Иван и Петро. Долго были они неразлучны, как братья, пока не поймал Иван по приказу короля Стефана Батория одного славного турецкого пашу. Половиной полученного за это жалования Иван поделился с Петром, но тот чёрной завистью позавидовал подвигу, совершённому его лучшим другом. Возненавидел Петро Ивана и раз на горной дороге столкнул его в пропасть вместе с младенцем-сыном. Иван успел ухватиться за сук и с сыном за плечами стал карабкаться вверх, но Петро, не сжалившись на мольбы друга, пикой столкнул их обоих назад.

Царь Небесный спросил у души Ивана, какую бы муку она сама назначила Иуде-Петро. И попросил Иван, чтобы Бог проклял весь род Петро. Пусть последний в этом роду будет таким злодеем, чтобы его деды и прадеды ворочались в своих гробах из-за его грехов, а Петро при этом терпел муку наибольшую: ел землю, не в силах подняться из неё.

И согласился Бог, когда исполнится высшая мера злодейств последнего из рода Петро, совершить страшную месть : поднять Ивана с убитым сыном из гроба на высокую гору, привести к нему колдуна, чтобы мог невинно убиенный бросить злодея в глубокую пропасть. А деды и прадеды, выйдя из могил, будут терзать его в этой пропасти зубами – кроме самого Петро, который в земле сможет лишь грызть самого себя…

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...