О российских женщинах времен оккупации, любовницах, женах, проститутках и разведчицах. Разведчицы Надежда Троян и ее участие в уничтожении белорусского гауляйтера

Памятники этой 18-летней девушке из Тамбовской области установлены во многих городах: в Московском парке Победы в Петербурге, на платформе станции метро «Партизанская» в Москве, в одном из скверов Киева, в Саратове, Челябинске, Волгограде, Казани. О ее мужестве и силе характера сняты фильмы и написаны песни.

Участница диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта стала первой женщиной, удостоенной звания Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны . Посмертно.

В литературе ее описывают как романтическую особу, которая остро реагировала на жизненные несправедливости. После переезда ее семьи в Москву девочка вступила в ряды Ленинского комсомола, много читала, увлекалась историей, мечтала о поступлении в Литературный институт. Но в планы на будущее вмешалась война, и бывшая девятиклассница записалась добровольцем на фронт.

31 октября 1941 года она стала бойцом разведывательно-диверсионной части, носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». Меньше чем через месяц она будет жестоко убита немецкими солдатами.

Несколько часов девушка подвергалась унижениям и садистским пыткам. Фото: Public Domain

Девушка была поймана при выполнении приказа, гласившего о необходимости «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог».

27 ноября вместе с двумя партизанами она подожгла в деревне Петрищево три дома. Не сумев встретиться с товарищами в условленном месте, девушка вернулась в населенный пункт, решив продолжать поджоги. 28 ноября при попытке спалить сарай она была задержана одним из местных жителей, который получил за ее поимку награду от немецких солдат - стакан водки.

Нестолько часов девушка подвергалась унижениям и садистским пыткам. Ей вырвали ногти, ее пороли, обнаженной водили по улицам. Девушка не выдала имена своих товарищей.

На следующий день Зою ждала казнь. Ей на грудь повесили табличку с надписью «поджигатель домов» и подвели к виселице. Уже стоя на ящике с петлей на шее, она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение».

Смерть девушки фашисты снимали на фото. Позже близ Смоленска снимки казни Зои были найдены у одного из убитых солдат вермахта.

Смерть девушки фашисты снимали на фото. Фото: Public Domain

По легенде, Иосиф Сталин, узнав о мученической смерти девушки, приказал не брать в плен солдат пехотного полка вермахта, причастного к ее гибели.

Посмертно Космодемьянская была удостоена ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Вера Волошина

По легенде, Вера была той самой моделью, с которой Иван Шадр создавал свою знаменитую скульптуру «Девушка с веслом». Фото: Public Domain

В один день с Зоей Космодемьянской погибла другая партизанка - Вера Волошина. По одной из легенд, студентка Государственного центрального института физической культуры была той самой моделью, с которой Иван Шадр создавал свою знаменитую скульптуру «Девушка с веслом».

Когда началась война, Вера вступила в ряды Красной Армии. В войсковой части № 9903 она и познакомилась с Зоей. В ноябре, когда группа Космодемьянской отправилась в сторону Петрищево, Вера с товарищами попала под огонь неприятеля. Долгое время девушка числилась среди пропавших без вести, пока один из журналистов не нашел ее могилу. Местные жители рассказали ему, что 29 ноября в совхозе Головково Веру публично повесили. По воспоминаниям очевидцев, перед смертью раненная девушка, истекавшая кровью, держалась очень гордо. Когда фашисты надели ей на шею петлю, она запела «Интернационал».

После того, как захватчики покинули Головково, местные захоронили ее тело. Позже останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове. Вере было 22 года.

Валентина Олешко

Валентине было 19 лет, когда ее расстреляли солдаты вермахта.

Уроженка Алтайской губернии во время войны прошла подготовку в разведывательном отделе Ленинградского фронта. Летом 1942 года она возглавила группу парашютистов, которых отправили в Гатчинский район на оккупированную территорию, чтобы они внедрились в немецкую агентурную группу. Однако практически сразу после приземления разведгруппа была задержана. Историки предполагают, что в этой истории могло иметь место предательство, и фашисты уже ждали заброски разведчиков.

Уроженка Алтайской губернии во время войны прошла подготовку в разведывательном отделе Ленинградского фронта. Фото: Public Domain

Валя Олешко и её товарищи - Лена Микерова, Тоня Петрова, Михаил Лебедев и Николай Букин - были доставлены в село Лампово, где размещался отдел контрразведки 18-й армии во главе с майором Вакербардом. Молодые люди были готовы, что их ждут пытки и смерть, но вместо допросов их поселили в одной из изб и стали привлекать к работе - их решили завербовать. Тогда у разведгруппы созрел дерзкий план: Валя предложила выкрасть у Вакербарда секретную папку со списками агентуры в Ленинграде, а самого майора похитить. Она рассчитывала вызвать по рации самолет, на котором начальника контрразведки можно было бы доставить к своим.

И план, который на первый взгляд, казался совершенно фантастическим, практически был осуществлен. Группа смогла связаться с разведчицей-радисткой, работавшей в Нарве и условиться о месте, где их будет ждать самолет. Однако в их рядах оказался предатель, который выдал фашистам план Олешко.

В итоге семь человек вместе с 19-летней Валентиной были расстреляны.

Мария Синельникова и Надежда Пронина

«Никогда не забуду, как били ту девушку с косами. Немец её и пряжкой, и испятками (каблуками сапог), а она упадет, да как вскочит и все ему по-немецки что-то говорит, по-немецки… Да что она, немка, что ли?.. А другая девушка сидит в уголку и плачет», - так описала допрос Марии Синельниковой и Надежды Прониной жительницы села Корчажкино в Калужской области.

Девушки-разведчицы были задержаны близ села 17 января 1942 года. 18 января после многочасовых пыток они были расстреляны.

Марии и Надежде было 18 лет, когда они были убиты солдатами вермахта. Фото: Public Domain

Марии было 17 лет, когда она добилась в Подольском горкоме комсомола направления в Красную армию. Ее отец и старший брат погибли в первые дни войны. Девушка, умевшая обращаться с оружием, увлекавшаяся парашютным спортом и хорошо знавшая немецкий язык, была направлена в разведотдел 43-й армии Московского фронта.

Там она познакомилась с Надеждой Прониной, которая раньше работала на Подольском Механическом заводе и до начала войны прошла обучение в разведшколе.

На фронте девушки были на хорошем счету. Они совершали бесстрашные вылазки в тыл врага, собирали ценную информацию, которую передавали своим товарищам по рации.

Нина Гнилицкая

Бывшая работница шахты поражала своей силой, выносливостью и смелостью. Фото: Public Domain

Нина родилась в селе Княгиневка (ныне Луганская область) в семье рабочих. После окончания семи классов, девушка пошла работать на шахту. В ноябре 1941 года ее родное село было оккупировано немецко-фашистскими войсками. Однажды она, не задумываясь, помогла красноармейцу, попавшему в окружении. Ночью Гнилицкая помогла ему вернуться в расположение его воинской части. Узнав, что до начала войны девушка закончила курсы по изучению основ противовоздушной и противохимической обороны, владеет стрелковым оружием и гранатами, ей предложили вступить добровольцем в ряды армии Южного фронта. Нина согласилась и была зачислена в 465-ю отдельную мотострелковую разведывательную роту 383-й стрелковой дивизии.

Девушка оказалась отличным бойцом. Ее навыки и смелость поражали многих сослуживцев. Во время одного пятичасового боя она лично уничтожила 10 немецких солдат и оказала помощь нескольким раненым красноармейцам. Благодаря ее смелым вылазкам за линию фронта были собраны разведданные о дислокации войск противника в сёлах Княгиневка, Андреевка, Весёлое.

В декабре 1941 года ее группа попала в окружение у села Княгиневка. Вместо плена бойцы предпочли смерть на поле боя.

Посмертно Нина была удостоена ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

1. Одна из звезд российской внешней разведки - Елизавета Зарубина (псевдоним «Вардо»). Она занималась нелегальной работой более двадцати лет. В Париже у нее был на связи испытанный агент советских спецслужб, бывший царский генерал П. Дьяконов , который в прошлом занимал пост военного атташе России в Англии и имел широкие связи среди русской эмиграции. Через него Лиза получила сведения об антироссийских акциях французской военной разведки. Именно Зарубина, постоянно рискуя жизнью, восстановила в Германии связь с ценнейшим источником советской разведки в гестапо Вилли Леманом («Брайтенбахом »), послужившим через годы одним из прототипов полковника Штирлица в знаменитом фильме «Семнадцать мгновений весны». Через него «Вардо» получила конфиденциальную информацию о создании Вернером фон Брауном принципиально нового вида оружия - ракет ФАУ.

О трудоспособности Елизаветы Зарубиной говорит то, что когда в годы Великой Отечественной войны она работала уже в легальной резидентуре Советского Союза в США , на связи у нее были двадцать два агента, в том числе наиболее ценные источники информации. Лиза успевала регулярно проводить встречи со связями в Вашингтоне , Нью-Йорке , Сан-Франциско и других городах Америки .

2. Первой женщиной-героем Российской Федерации стала Леонтина Коэн . Она участвовала в оперативных мероприятиях по добыванию секретных документов о создании американского атомного оружия. Надежно выполняла рискованные задания нелегальной советской резидентуры в Нью-Йорке. Ей доверяли сложные командировки в европейские страны для организации встреч с разведчиками-нелегалами. В Москве Коэн прошла дополнительную специальную подготовку, освоив специальность радистки-шифровальницы. Профессионально владея многими разведывательными премудростями, Леонтина не раз проявляла незаурядную находчивость.

Известен эпизод, когда, выбираясь из особо охраняемой зоны близ американского атомного объекта Лос-Аламос, Коэн наткнулась на плотный кордон полицейских, дотошно проверявших документы пассажиров перед посадкой в поезд и содержимое их багажа. Пока ее досматривали агенты Федерального бюро расследований США, Леонтина сделала вид, что ищет в сумочке свой железнодорожный билет и на это время вежливо попросила проверяющего подержать небольшую коробку с салфетками. А именно в ней и были спрятаны совершенно секретные документы. Галантный контрразведчик охотно согласился помочь даме, перебрасываясь с нею кокетливыми шуточками. Так коробка с бесценными бумагами избежала проверки. Важнейшие материалы были вскоре переправлены в Москву и переданы ведущему атомщику СССР академику Курчатову . Она же, кстати, первая из разведчиц, появившаяся на советских почтовых марках.


3. Не может не восхищать судьба Ирины Алимовой (псевдоним «Бир»), призванной в разведку из кинематографа. Не всякая актриса может стать сотрудницей спецслужб. Однако каждая разведчица, особенно нелегал, должна стать актрисой. Не обязательно профессиональной, но во всяком случае иметь артистические способности, которые позволили бы ей перевоплотиться в тот образ, который она взялась играть. В начале своей трудовой жизни Ирина обворожительно сыграла главную роль в одном из первых туркменских фильмов «Умбар».

Но не поэтому обратила на нее внимание советская разведка. Кроме родных туркменского и русского языков, она владела в разной степени совершенства уйгурским и турецким, персидским, японским, немецким, английским. После нескольких лет обучения необычной и увлекательной профессии разведчицы и стажировки за рубежом «Бир» была «выведена» в Японию . Во время тринадцатилетнего пребывания в этой стране она наблюдала за ее перевооружением вслед за созданием сил самообороны в 1954 году и интенсивным развитием двусторонних связей с Соединенными Штатами. Именно этой разведчицей добыты сделанные с воздуха фотоснимки баз США и военных аэродромов Японии. Еще не пришло время рассказывать о всех делах и свершениях Алимовой. Может быть, достаточно заметить, что в архивы СВР России легли двадцать две толстых папки - семь тысяч пронумерованных страниц - чрезвычайно важной военно-политической информации, полученной Ириной. Она возвратилась на Родину не провалившейся и не расшифрованной, выполнив все свои задания.


4. Когда началась Великая Отечественная война, Надежда Викторовна Троян жила в Белоруссии . Сразу с началом немецкой оккупации стала членом молодежной подпольной организации в городе Смолевичи Минской области. Комсомольцы-подпольщики собирали необходимые Советской армии разведывательные данные о войсках противника, расклеивали листовки, помогали семьям тех, кто ушел в партизанские отряды в Белорусских лесах. В июле 1942 года Надежда Троян тоже ушла к партизанам. Она была разведчицей и медсестрой в отрядах «Сталинская пятерка», «Буря» и других. Отважная девушка лично участвовала не только в сборе разведданных, но и в подрыве мостов, нападении на вражеские обозы и других боевых операциях. В 1943 году Надежда Троян приняла активное участие в подготовке и проведении операции по уничтожению гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе.

Уже в послевоенное время об этом подвиге Надежды Троян и ее боевых товарищей был снят фильм «Часы остановились в полночь». В 2012 году операция по ликвидации Вильгельма Кубе легла в основу телесериала «Охота на гауляйтера». За проявленное мужество в ходе этой операции Надежда Троян в октябре 1943 года была удостоена звания Героя Советского Союза, получила Орден Ленина и медаль «Золотая звезда».


5. Культовый советский четырехсерийный фильм режиссера Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя» смотрели, наверное, все. Это один из лучших наших фильмов о войне. Главную женскую роль блестяще сыграла Людмила Касаткина . Но не все знают, что у киногероини был реальный прототип – разведчица Аня Морозова , девушка, ставшая легендой.

Анна Афанасьевна Морозова родилась в 1921 году. Когда началась война, двадцатилетняя девушка жила и работала бухгалтером в Брянской области. В мае 1942 года она возглавила подпольную интернациональную советско-польско-чехословацкую организацию в поселке Сеща в составе 1-й Клетнянской партизанской бригады. Морозова и ее товарищи собирали ценные разведывательные данные о силах противника, вели подрывную деятельность. На минах, заложенных организацией Анны Морозовой, с мая 1942 по сентябрь 1943 года взлетели на воздух два немецких склада с боеприпасами, двадцать самолетов и шесть железнодорожных эшелонов. С помощью разведданных, добытых Аней Морозовой, 17 июня 1942 года партизаны разгромили гарнизон немецкой авиабазы в селе Сергеевка , уничтожили 200 человек летного состава и 38 боевых машин. В сентябре 1943 года подпольщики во главе с Анной Морозовой сумели соединиться с регулярными частями Советской Армии.

Аня закончила курсы радистов. Учитывая ее опыт в подполье и способности к разведке, в июне 1944 года командование определило девушку в разведывательную группу «Джек». В составе этой группы Анна Морозова была заброшена в Восточную Пруссию . Оттуда бойцы «Джека» перешли на оккупированную немцами польскую территорию. С конца 1944 года Морозова воевала в объединенном советско-польском партизанском отряде. 31 декабря 1944 года бойцы отряда «Джек» вступили в бой с немцами на хуторе Нова Весь. Аня Морозова была ранена и, чтобы не даться в руки немцам живой, подорвала себя гранатой. О подвиге советской разведчицы стало известно уже после войны, когда в 1959 году бывший разведчик Овидий Горчаков опубликовал в «Комсомольской правде» очерк об Анне Морозовой. Именно на основе этого очерка был написан сценарий фильма «Вызываем огонь на себя». В 1965 году ветераны войны, посмотрев этот фильм, обратились к руководству страны с предложением присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза посмертно, что и было сделано 8 мая 1965 года.


Любовница Гитлера - русская разведчица

Эту аристократичной внешности женщину мне доводилось видеть не раз на приемах в советском посольстве на Унтер-ден-Линден, куда ее приглашали, чтобы и гостей удивить и продемонстрировать лояльность советской власти. Встречался с ней и в расположенном рядом с телевизионной башней Дворце Республики, бывшем парламенте ГДР, который теперь, накрытый саваном, ждет своей печальной участи - он предназначен на снос. И каждый раз, едва появлялась эта женщина, строго и изящно одетая, несмотря на возраст, моложавая, среди дипломатов, политиков, журналистов, прочих гостей тотчас пробегал шепот: смотрите, смотрите, это же Ольга Чехова. Удивительная судьба, актриса из Москвы, эмигрантка, своим искусством покорившая всю Германию. И еще тише - она же была любовницей Гитлера, она же русская шпионка, ее Сталин наградил… С ней разговаривали послы, правительственные чиновники. Все внимание переключалось на нее. Каждый из приглашенных, какой бы пост он ни занимал, старался подойти, посмотреть, перекинуться парой фраз с фрау Чеховой. Она всегда привлекала взгляды и мужчин и женщин. В юности - своей внешностью, утонченной красотой, позднее - славой, в зрелом возрасте - своим очень непростым прошлым. Сумела она создать образ загадочной женщины, волевой, самодостаточной, которой удивительным образом удалось, будучи по натуре русской, жить и работать в фашистском государстве, быть приближенной к высшему руководству Германии и не запятнать себя нацистской идеологией. Ее очень ценил Гитлер. Он пересмотрел все фильмы с ее участием. Ему нравилось ее приглашать на приемы, он всем показывал свое расположение к фрау Чеховой, внимательно слушал ее, целовал ручки. Она дружила с его любовницей Евой Браун, спорила с Геббельсом, порой позволяла себе такие высказывания, за которые другие могли бы оказаться в зловещем здании гестапо, № 8 на улице Принц-Альбрехтштрассе.

Ольга Чехова

Работала ли она на советскую разведку? Это вопрос… Если работала, то немецкая разведка, поверьте, не могла об этом не знать, а если знала, то, получается, что вела с ней свою, двойную игру? Но какую и зачем? С какой стати? С какой стати подвергать опасности фюрера и его приближенных? Любой намек на ее связи с Советами мог стоить ей не только карьеры, но и головы. А своей карьерой, славой актрисы, достигнутым положением в обществе рисковать ей было вовсе ни к чему. И тем не менее некоторые вопросы остаются пока без однозначного ответа. Ей задавали их сразу после войны.

Сперва разведчики, потом дипломаты, политики, историки и журналисты. Жила она двойной жизнью? Строго законспирированной? Встречалась со Сталиным? Готовила теракт против Гитлера? На все такие вопросы она отвечала одним словом - нет. Она вообще не любила рассказывать о некоторых страницах своего прошлого. Многое замалчивала. Кое-что приукрашала. Больше говорила о съемках в кино, о старых ролях и о своих косметических кремах, разработкой которых занималась последние годы.

В Берлин Ольга Чехова приехала в январе 1921 года. Ей едва исполнилось двадцать три года. Никакого профессионального сценического образования у нее не было. Она действительно пробовала себя на московской сцене, была знакома со многими артистами, общалась со Станиславским, Шаляпиным, но особого дарования не проявила. Вхожа в Московский Художественный театр оказалась по одной веской причине - происхождение обязывало: ее тетя, известная актриса Ольга Леонардовна Книппер, жена А.П. Чехова. Ольга родилась в Тбилиси, в семье инженера-путейца Константина Книппера, родного брата той самой прославленной актрисы Московского Художественного театра Ольги Леонардовны. Из Тбилиси семья Книппер уехала сначала в Петербург, затем перебралась в Москву, где жизнь у Ольги не заладилась, она семнадцати лет вышла замуж за племянника А.П. Чехова, актера Михаила Чехова, взяла его фамилию, родила от него дочь и через четыре года решила с ним расстаться. Почему выбрала Германию? Очевидно, сказались корни: фамилия Книппер - немецкого происхождения. Кстати, ее знаменитая тетя, Ольга Леонардовна, во времена Сталина очень опасалась за свою судьбу, потому и не желала иметь ничего общего со своей сбежавшей в Германию племянницей и никаких связей с ней не поддерживала.

В столицу Германии Ольга Чехова приехала вместе со своим вторым мужем, Фридрихом Яроши, бывшим австровенгерским подданным, который, собственно, и соблазнил ее на эту поездку. Дома оставалась ее дочь Ольга (Ада, как ее называли родные). Разрешение на поездку она добилась у Луначарского, бывшего в 1921 году наркомом просвещения. Уезжала не столько от Михаила Чехова, который к тому времени начинал пить, сколько от голода, разрухи, от неустроенной жизни, от бесперспективности, уезжала в надежде найти свое место в той стране, откуда вышли ее предки. В Берлине она поселилась в центре, в районе Кройцберг, на улице Гроссбееренштрассе, в небольшом пансионе. Кстати, сегодня на этой улице в доме № 58 располагается Музей берлинского кино, где можно узнать некоторые подробности из биографии Ольги Чеховой. Конечно, не все сразу у нее наладилось на новом месте. Первое, на что она решилась, - развестись со вторым мужем, что и было сделано. Затем следовало подумать о выборе профессии. Ей помогают русские эмигранты, ее вводят в круг творческих людей. Она пытается играть в заштатных театрах. Но второстепенные роли ее честолюбивую и волевую натуру не устраивают. Она чувствует в себе силы и способности на большее.

Как же показать себя, в чем ее призвание? На сцене ли? Ее плохо понимают. Значит, надо сперва выучить язык. И вот удача, на одной из вечеринок на молодую и красивую женщину из России обратил внимание немецкий кинопродюсер Эрих Поммер. Кинорежиссер, которого он нанял, собирается снять мистический фильм под названием «Замок Фогельод». Свободна была главная роль - хозяйки замка. Поммеру приглянулась русская актриса, ученица Станиславского, как именовала себя Чехова. У нее холодное, бесстрастное лицо, (напоминающее Грету Гарбо). Не в нем ли таится разгадка русской души? Он предлагает Ольге заключить контракт, и она соглашается. И сразу перед ней встает масса проблем. Как играть, не зная толком немецкого языка, она не может даже прочитать сценарий, с чего начать, что вообще делать? Чехова позже признавалась, что она не знала, собственно, и кино, никогда не видела ни одного фильма, все это попахивало авантюрой. Но ей надо было выкарабкиваться, ей надо было утверждаться в обществе. И другого выхода не находилась. Упорство в достижении цели, умение концентрироваться, приспосабливаться к обстоятельствам помогли ей. Она стала ходить по берлинским кинотеатрам и смотреть все фильмы подряд. Ее спасение было в том, что все фильмы тогда были еще немые. Она наблюдала за игрой актеров, следила за их мимикой, жестами, старалась представить себя на их месте. Стала вспоминать все те советы и замечания, которые успела услышать во время знакомства со Станиславским. Съемки проходили с большим трудом. Она не раз была на грани отчаяния, срыва… И тем не менее фильм «Замок Фогельод» был закончен в срок, вышел на экраны и сразу приобрел популярность. Газеты наперебой рассказывали о том, что в нем «прекрасно сыграла русская актриса, ученица Станиславского, Ольга Чехова, родственница писателя Антона Павловича». И в кинотеатрах образовались очереди. Реклама - великая вещь, карьера в кино была, по сути, сделана.

Ольга Чехова стала востребованной актрисой. Хотя, надо отдать ей должное, она прекрасно понимала, что первый успех потребует от нее нового напряжения сил, и получится ли второй успех, еще неизвестно. Слава богу, пока существовало немое кино, у Чеховой было полно ангажементов, а если появится звук? Ее зовут в немецкий театр, она уже играет главные роли в русских пьесах на немецком языке, ее приглашают сниматься в Париже, у нее в центре Берлина появилась роскошная квартира. В Берлин приезжает с новой женой ее бывший муж Михаил Чехов, и опять-таки она помогает ему с устройством на сцену. В 1930 году ее приглашают сниматься в Голливуд, Чехова уезжает в Америку, но там ее постигает разочарование: во-первых, новый языковой барьер, во-вторых, совсем другое отношение к артистам, и, в-третьих, она понимает, что карьеру там ей сделать не удастся, и возвращается в Германию.

В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, популярная немецкая актриса Ольга Чехова снялась уже в десятках кинолент. Она представить себе не могла, что новый рейхсканцлер Германии, будущий вождь всего немецкого народа, с давнего времени является почитателем ее таланта. И не успел он взять власть в свои руки, как захотел познакомиться со своей любимицей.

Телефонный звонок домой, ее приглашают в Министерство пропаганды, где ее ждут рейхсканцлер, рейхсминистр и рейхсфюрер СС. Это было неожиданно, это было ново. Гитлер, Геббельс и Гиммлер ждут ее? Зачем она понадобилась государственному руководству? За ней посылают черный «Мерседес», ее сопровождает правительственный чиновник, ее отвозят на улицу Вильгельмштрассе, высаживают на площади Вильгельмплатц, 8–9, прямо у входа в бывший Орденский дворец, где разместилось новоиспеченное министерство.

В 1973 году в своей книге «Мои часы идут иначе» Чехова писала о той первой встрече, признавалась, что ни Гитлер, ни Геббельс, ни тем более Гиммлер не произвели на нее тогда большого впечатления. Гитлер был «…робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью, ничего «демонического», завораживающего… Поразительно, почти непостижимо его превращение из разглагольствовавшего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами». Геббельс, внешне обойденный природой - у него одна нога была короче другой, - старался создать непринужденную атмосферу. И сыпал остротами и шутками. Гиммлер со своим круглым мещанским личиком похож на пенсионера, он был явно не на своем месте. Но все эти язвительные характеристики фрау Чехова дала уже после войны, в семидесятые годы, уже после того, как давно канули в Лету все вышеназванные фюреры, когда нацизм был осужден, после того, как она сама пережила обвинения в коллаборационизме и побывала в Советской России.

В 1933 году и позднее Ольга Чехова наряду с другими лояльными немецкими актерами старалась особенно не раздражать новое амбициозное руководство Германии. Она понимала, что строптивая позиция могла означать для нее лишь отстранение от какой бы то ни было работы вообще. Ее снова приглашают, на этот раз в нацистский ресторан, где все гости - деятели кино и театра вместе с руководством третьего рейха - пьют вино, пиво, рассуждают о путях развития немецкой культуры и искусства. Атмосфера на таких приемах, вечеринках была самой дружественной. В прессе появляются фотографии, которые можно истолковать как интимные, в первом ряду сидят Гитлер и Чехова. На приеме Гитлер целует руку Чеховой. И в результате Чехова становится «государственной актрисой», это дает ей право пользоваться большой привилегией - работать в театре и кино Третьего рейха. Снова фотографии в журналах, она среди нацистской верхушки. Это неспроста. Она одинокая женщина, и фюрер одинок, чем они не пара? Частые встречи с высшим руководством дают повод для сплетен, слухов. Долго оставаться в одиночестве в таком обществе неприлично, и в 1936 году Чехова выходит замуж за бельгийского коммерсанта. Он, обеспеченный человек, предлагает ей переехать жить в Брюссель, она не соглашается, и вскоре этот брак рассыпался. Началась Вторая мировая война, Германия напала на Польшу, но театральная и киношная жизнь в столице не замирает, Чехова продолжает сниматься, выступает на сцене, ее по-прежнему приглашают на приемы, знакомят с Муссолини, с другими зарубежными политическими деятелями. Могли быть у нее в это время контакты с советской разведкой, пытался ли кто из советских работников, даже глубоко законспирированных, наладить с ней контакт? Маловероятно, хотя шансы могли быть. Например, во время ее выездов в Брюссель, в Париж, в Вену. В Берлине Чехова держится особняком, она под контролем немецких спецслужб, эти люди нередко и в неожиданное время навещают ее. На огонек к ней заглядывает Геббельс. И он не раз напоминает ей о благонадежности, она сама иногда заходит посоветоваться к Герману Герингу. И везде ее предупреждают - будьте лояльны, не перешагивайте границу, иначе… При такой высокой сфере общения, при такой опеке и при таких чуть ли не ежедневных напоминаниях всякие контакты с советскими людьми в Берлине или даже на территории Германии были практически исключены. Чехова чувствовала себя немкой, не лезла в политику и никаких политических вопросов особенно не обсуждала. Немецкие войска совершили вероломное нападение на Советский Союз, полыхают города и села, враг на подступах к Москве… Чехова по-прежнему выступает в театрах, снимается в кино, выезжает с концертами в немецкие войска, у нее завязывается роман с немецким летчиком-асом, который рассказывает ей, как он сбивает английские самолеты. Они надеются на совместную жизнь. Но летчик-ас погибает. И Чехова снова остается одна.

Все удивительные шпионские открытия происходят после окончания войны. После 1945 года начинается, собственно, вторая жизнь Чеховой, грядет ее разоблачение. Ее находят далеко от Берлина, в небольшом местечке Кладове, где она жила в собственном доме. Прибывшим советским офицерам она рассказывает, что русская, что родственница Книппер-Чеховой, что ее бывший муж - племянник Чехова, что она… Ее слушают, соглашаются и для проверки отправляют в Берлин, привозят в район Карлсхорст, где располагалось руководство Красной армии. Там ее допрашивают высшие офицеры и буквально через пару дней на военном самолете отправляют в Москву. Поселяют в частной квартире у одной женщины, муж которой пропал без вести в Германии. Она никуда не выходит, ей не разрешают никаких встреч и звонков. Периодически ее отвозят на Лубянку, где вежливо расспрашивают обо всех контактах с Гитлером, с Герингом, с Геббельсом, с Гиммлером. Она подробно рассказывает все, что знает. Три месяца пребывания в Москве. Три месяца вежливых допросов. Она пишет подробный отчет и 26 июля 1945 года вылетает обратно в Берлин. Три месяца пребывания в Москве известной актрисы привели к широкой волне сплетен у нее на родине. Ей приписали встречи с Берией, со Сталиным, награждение орденом Ленина. Обо всем этом она поведала в своей книге. А вот что рассказал о ней в другой книге Павел Судоплатов, самый авторитетный источник, который в органах НКВД в годы войны непосредственно занимался вопросами зарубежной агентуры и проведения терактов. По его данным, у советской разведки была мысль связаться с Чеховой и привлечь ее к исполнению определенных планов. Ее действительно хотели использовать для выхода на Гитлера. Ясно, что в Москве только разрабатывались планы привлечения Чеховой к работе на советскую разведку. Но на самом же деле всем этим планам так и не было суждено осуществиться. Автор этих строк в свое время встречался с сыном Лаврентия Павловича Берии, Серго Гегечкорней, вот он настаивал на том, что его отец утверждал, будто Чехова работала на советскую разведку. И все, никаких других фактов ее работы он привести не мог, сказал только, что она не проходила через бухгалтерию. То есть не была штатным сотрудником. Но если все-таки работала, то что она сделала? Какие подвиги совершила? Об этом ни слова. Скорее всего, миф о работе Чеховой на советскую разведку был выгоден самой советской разведке. И, вполне возможно, Берии хотелось похвастать перед Сталиным своими контактами и перед руководителями зарубежных разведок, вот смотрите, какие у нас были контакты. На самом же деле Ольга Чехова не встречалась с Берией в Москве. Об этом свидетельствуют новейшие данные. На Лубянке сразу убедились, что никакого дальнейшего интереса она представлять не может, и отпустили с миром. А вот после ее возвращения в Берлин в западной прессе появились сенсационные разоблачительные публикации: о ее встрече со Сталиным, о ее награждении орденом Ленина.

Послевоенный период был тяжелым в жизни Ольги Чеховой. Заботу о ней в Берлине взяли на себя советские офицеры, помогали, чем могли - продовольствием, бензином для автомобиля, строительными материалами. Ее связи с советскими оккупационными войсками, с представителями советской контрразведки - Смерш, которой командовал небезызвестный Абакумов, сыграли не лучшую службу в ее дальнейшей судьбе. Оставаться в разбомбленном Берлине она не захотела, немцы ее презирали, нередко откровенно плевали вслед. Она все же попробовала себя в кинематографе, снялась в нескольких фильмах, но особого успеха не имела - сказывался возраст, и в 1960 году переехала в Мюнхен, жила обособленно, старалась на людях не показываться. В 1965 году основала свою фирму «Косметика Ольги Чеховой». Дела у нее шли, в общем-то, неплохо, о ней снова вспомнили, приглашали в Восточный Берлин, в советское посольство. Конечно, ей хотелось побывать в России, но навещать там уже было некого. Умерла Ольга Чехова в 1980 году от рака мозга, ей было 83 года.

© коллаж ИноСМИ

Самая знаменитая российская и советская разведчица всех времен - радистка Кэт из фильма «Семнадцать мгновений весны». Она - вымышленный персонаж. Ей можно.

Настоящие разведчики и разведчицы работают, как любят говорить они сами, «без права на славу». Однако кое-что все-таки делается достоянием публики.

Не успел отшуметь «шпионский скандал» в США, «лицом» которого стала россиянка Анна Чапман, как возник новый, связанный с бывшей помощницей британского депутата Майкла Хэнкока Екатериной Затуливетер.

Судебные слушания по вопросу о законности ее пребывания в Британии близятся к завершению.

Судя по всему, твердых доказательств разведывательной деятельности Затуливетер нет - иначе ее не пытались бы депортировать, а судили бы за шпионаж.

Возможно, она просто амбициозный человек, пытавшийся сделать карьеру.

Между тем, история российской и советской разведки знает имена женщин, чья роль спустя годы сомнений не вызывает. Это были незаурядные личности, чьи судьбы достойны триллера и любовного романа одновременно.

Роковая женщина

Доротея Ливен - выпускница Смольного института, фрейлина супруги Павла I Марии Федоровны, сестра будущего шефа жандармов Александра Бенкендорфа и жена российского посла в Берлине и Британии Христофора Ливена.

После смерти мужа поселилась в Париже, где открыла светский салон, в котором вели откровенные разговоры политики и дипломаты.

Не будучи классической красавицей, но обладая острым умом и неотразимым обаянием, Доротея Ливен последовательно находилась в романтических отношениях с тремя крупнейшими государственными деятелями Европы - австрийским канцлером Клеменсом Меттернихом, главой Форин-офис Джорджем Каннингом и французским премьером Франсуа Гизо.

Ценнейшего агента лично «вели» Александр I, а затем министр иностранных дел Карл Нессельроде - давали задания и анализировали полученные от нее шифровки.

«Доротея Ливен стала агентом исключительно из чувства патриотизма, - говорит современный историк Людмила Михайлова. - Денег и драгоценностей у нее было более чем достаточно».

Романс и похищение

Исполнительница русских романсов и актриса немого кино Надежда Плевицкая пользовалась в эмиграции такой популярностью, что газеты писали о «плевицкомании».

Поклонники не знали о ее второй, тайной жизни: в 1930 году Плевицкая и ее муж, белый генерал Николай Скоблин, были завербованы ОГПУ.

По некоторым данным, именно через них германская разведка подбросила Сталину дезинформацию о Михаиле Тухачевском и других советских военачальниках.

Самая известная операция супругов - похищение в Париже главы Российского общевоинского союза, бывшего главы белого правительства в Архангельске Евгения Миллера.

Скоблин пригласил Миллера на встречу якобы с немецкими разведчиками, оказавшимися агентами НКВД. Генерала усыпили, поместили в контейнер и вывезли из Гавра на борту советского парохода «Мария Ульянова».

Замысел состоял в том, чтобы провести Скоблина на место Миллера. Однако тот, видимо, что-то заподозрив, оставил письмо своему заместителю Петру Кусонскому: если не вернусь, значит, Скоблин - предатель.

Кусонский вскрыл конверт, когда «Мария Ульянова» уже покинула порт. Французы намеревались послать на перехват эсминец, но отступились после того, как советский посол Яков Суриц дал понять, что чекисты свою жертву все равно живой не отдадут.

Миллера доставили в Ленинград, а оттуда во внутреннюю тюрьму на Лубянке. 11 мая 1939 года он был расстрелян. Незадолго до смерти генерал попросил, чтобы ему разрешили инкогнито и в сопровождении охранников в штатском помолиться в церкви, но получил отказ.

Скоблин бежал в СССР, где несколько месяцев жил под надзором на секретном объекте НКВД, направляя руководству советской разведки письма с восхвалениями Сталина. Затем при невыясненных обстоятельствах очутился в республиканской Испании, где погиб в 1938 году: по официальным данным, при бомбежке франкистской авиацией Барселоны, по неофициальным - от рук знаменитого «терминатора» Леона Эйтингона, который спустя два года организовал покушение на Троцкого.

Плевицкую арестовала французская контрразведка. За шпионаж и участие в похищении человека она получила 20 лет заключения и умерла в женской тюрьме в Ренне 1 октября 1940 года.

Подруга Эйнштейна

Советская разведчица Маргарита Коненкова (агентурный псевдоним «Лукас») провела в США полжизни - с 1924 по 1945 год.

Красавицей восхищался Альберт Эйнштейн, с которым она познакомилась в 1935 году в Нью-Йорке. Пользуясь расположением Эйнштейна, Коненкова завела приятельские отношения с Робертом Оппенгеймером и другими создателями атомной бомбы.

Среди ее знакомых была и первая леди США Элеонора Рузвельт.

ФБР не удалось разоблачить Коненкову. Она скончалась в Москве в 1980 году в возрасте 84 лет.

О том, какого рода отношения связывали Эйнштейна и Коненкову, достоверно неизвестно. Однако в 1998 году на аукционе Sotheby"s были проданы несколько писем создателя теории относительности, начинавшихся обращением: «Любимейшая Маргарита!» и заканчивавшихся словом: «Целую».

После смерти Коненковой в ее бумагах обнаружился сонет, написанный Эйнштейном в 1943 году на немецком языке и содержавший, в частности, слова: «Тебе не вырваться из семейного круга. Это наше общее несчастье».

Пикантность ситуации состояла в том, что разведчица жила в США с мужем, знаменитым скульптором Сергеем Коненковым, при котором выполняла обязанности менеджера и переводчицы.

Когда в 1945 году супруги отправлялись на родину, для транспортировки работ Коненкова по распоряжению Сталина выделили целый пароход, а в Москве ему предоставили громадную мастерскую на улице Горького.

Пошли разговоры, что Коненков прожил самое тяжелое для страны время за океаном, а, вернувшись, был осыпан благами.

Сохранилась копия письма Маргариты Коненковой Лаврентию Берии с просьбой «оградить семью от нападок с учетом моих заслуг и заслуг С.Т. Коненкова перед Родиной».

То, что с ходатайством обратился не сам Коненков, а его жена, заставляет историков думать, что «русский Роден», прожив с супругой около полувека, так и не узнал о ее особых заслугах.

Вальс с послом

Зоя Воскресенская-Рыбкина (агентурный псевдоним «Ирина») начала работать на советские спецслужбы в возрасте 14 лет еще в Гражданскую войну - секретаршей в штабе частей особого назначения Смоленской губернии.

В Иностранном отделе ОГПУ - с 1929 года. Выполняла секретные миссии в Китае, Германии, Австрии, Швейцарии, Турции, Латвии, Финляндии и Швеции. В совершенстве овладела немецким языком, выдавала себя за русскую эмигрантку-баронессу.

Накануне войны Рыбкина работала в Москве аналитиком направления «Затея», пытавшегося выяснить намерения Германии.

В мае 1941 года разведчица под фамилией Ярцева и «крышей» сотрудницы Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами была на приеме в германском посольстве, где ее пригласил на тур вальса сам Вернер фон Шуленбург.

Рыбкина обратила внимание на светлые прямоугольники на стенах зала, оставшиеся от снятых картин, а через приоткрытую дверь служебного помещения заметила груду чемоданов. В отчете она написала, что немцы готовят эвакуацию посольства, а, следовательно, войну, но предупреждение, как и многие другие, было проигнорировано.

Во время войны она занималась подготовкой разведчиков и диверсантов, и впоследствии вспоминала в связи с этим забавный эпизод.

Двух комсомольцев-добровольцев готовили к заброске к немцам под видом членов якобы существовавшей в Куйбышеве антисоветской религиозной организации. Когда одного из них на экзамене спросили, выучил ли он молитвы, тот выдал: «Отче наш - блины мажь! Иже еси - на стол неси!». «Весельчака» послали на все четыре стороны.

В 1935 году, работая в Хельсинки, разведчица вышла замуж за советского резидента Бориса Рыбкина. Тот, кстати, имел агентурный псевдоним Кин. Именно эту фамилию носили в романе Юлиана Семенова и фильме Татьяны Лиозновой радистка Кэт и ее муж Эрвин.

К разведчикам, как ни к кому другому, были применимы слова песни: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». Супруги надолго расставались. Первый и последний раз они провели отпуск вместе лишь через 12 лет.

Но любовь, по-видимому, была крепкой. Получив задание стать любовницей прогермански настроенного швейцарского генерала, Зоя Рыбкина ответила руководству, что выполнит приказ, но после окончания операции застрелится. Операцию отменили.

Вскоре после отпуска в Карловых Варах Борис Рыбкин, работавший резидентом в Праге, погиб в автокатастрофе. Вдова до конца жизни подозревала, что его убили бывшие коллеги, и связывала это с развернувшейся в СССР антисемитской кампанией. Рыбкин был евреем.

Когда в середине 1950-х годов многолетний шеф Рыбкиной Павел Судоплатов был осужден, ее уволили из разведки. До 25-летней выслуги оставался год, и ей предложили поработать в Воркутинском управлении лагерей.

Появление таинственной и красивой полковницы произвело среди местных чинов МВД фурор. На совещаниях с ее участием они начали говорить «сотрудничать» вместо привычного «ссучиться».

Уйдя на пенсию, Рыбкина стала детской писательницей, подписывая рассказы и повести девичьей фамилией «Воскресенская», и даже получила в 1968 году Государственную премию. Написать мемуары ей разрешили лишь незадолго до смерти, уже во время перестройки.

Кстати, еще одна советская разведчица, уйдя на покой, доказала, что талантливый человек талантлив во всем. Елена Косова, в 1940-х, 1950-х годах выполнявшая секретные задания в США, Нидерландах и Венгрии, сделалась известным скульптором.

Тайна «звезды»

Ольга Чехова, урожденная Книппер, дочь инженера-путейца из обрусевших немцев, племянница жены Антона Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, ученица Станиславского, после революции эмигрировала на историческую родину, где за 25 лет снялась в нескольких десятках фильмов, в основном, костюмных, с музыкой и танцами.

Работала она и в Голливуде, была хорошо знакома с Чарли Чаплином, Кларком Гейблом, Гэри Купером и Мэри Пикфорд, но после прихода к власти нацистов, к удивлению многих, осталась в Германии, где получила официальный титул «государственной актрисы Третьего рейха».

Незадолго до революции она вышла замуж за актера МХАТа Михаила Чехова, с которым прожила всего четыре года, но навсегда осталась Чеховой, хотя Геббельс требовал от нее вернуть немецкую фамилию.

Министр пропаганды терпеть ее не мог, по слухам, из-за того, что она отвергла его домогательства, зато кинозвезде покровительствовал фюрер, каждый год присылавший ей ко дню рождения и на Рождество корзины цветов. Избранница Гитлера Ева Браун внешне была несколько похожа на Ольгу Чехову.

В 1937 году, когда труппа МХАТа возвращалась через Берлин с парижских гастролей, Ольга Чехова на несколько дней поселила тетю в своем доме и устроила в ее честь прием, на который явилась вся нацистская верхушка. Ни этот факт, ни регулярная переписка с племянницей не имели для Ольги Леонардовны в СССР никаких последствий.

27 апреля 1945 года Ольга Чехова была арестована в Берлине советской контрразведкой и вывезена в Москву, но через два месяца вернулась в Западный Берлин, а затем уехала в ФРГ.

В 1955 году она завершила карьеру в кино и создала косметическую фирму. Умерла Ольга Чехова в Мюнхене в 1980 году в возрасте 83 лет.

Еще при ее жизни возникли слухи, что во время войны она была советским «суперагентом».

Немецкие газеты писали, что в 1945 году она ездила в Москву, чтобы тайно получить из рук Сталина орден Ленина и для бесед с Берией, Абакумовым и Меркуловым. Сама актриса утверждала, что ее держали на конспиративной квартире, где хорошо воспитанные молодые офицеры играли с ней в шахматы, и отпустили в Германию без объяснений.

Павел Судоплатов и сын Берии Серго сообщали, что Ольга Чехова якобы участвовала в подготовке покушения на Гитлера, затем отмененного Сталиным из опасений, что при новом канцлере Германия заключит мир с западными союзниками.

По неподтвержденным данным, последнее задание советской разведки Ольга Чехова якобы выполнила летом 1953 года: Берия, взявший курс на объединение Германии на условиях ее нейтралитета, пытался через знаменитую актрису войти в контакт с Конрадом Аденауэром, а роль связной при этом выполняла уже упоминавшаяся Зоя Рыбкина.

Ольга Чехова до конца жизни отрицала связь с советской разведкой. Москва также официально не подтверждает эту информацию.

Атомный шпионаж

Этель Розенберг и ее муж Джулиус (агентурный псевдоним «Волонтеры») - единственные гражданские лица, казненные в США за шпионаж.

Дети евреев-эмигрантов из Российской империи и убежденные коммунисты, они с 1938 года сотрудничали с советской разведкой по идейным соображениям.

Супруги завербовали брата Этель Дэвида Грингласса, сержанта американской армии, работавшего механиком в Лос-Аламосе. В отличие от сестры и зятя, он выдавал секреты за деньги.

Полный перечень сведений, полученных при посредничестве супругов Розенберг, Служба внешней разведки России не раскрывает до сих пор.

Однако известно, что они не менее 40 раз встречались с советским резидентом Александром Феклисовым, удостоенным за его роль в атомном шпионаже звания Героя Советского Союза, и передали, в частности, рабочие чертежи плутониевой бомбы, сброшенной на Нагасаки, 12-страничный отчет Грингласса о его работе в ядерном центре и готовый образец радиовзрывателя для атомной бомбы, производство которого было затем налажено в СССР.

В феврале 1950 года в Британии по информации, полученной от ФБР, арестовали главного советского «атомного шпиона» Клауса Фукса. Он выдал своего связника Гарри Голда, ранее контактировавшего также с Гринглассом. Голд выдал Грингласса, тот - супругов Розенберг.

В отличие от Фукса, Голда и Грингласса, Розенберги до конца отрицали вину.

Свое преследование они объясняли «антикоммунистической провокацией» и якобы антисемитскими настроениями директора ФБР Эдгара Гувера и председателя сенатской комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Джозефа Маккарти. Однако судья и прокурор на их процессе были евреями.

Суд начался в Нью-Йорке 6 марта 1951 года. Розенбергам предъявили обвинение в «заранее спланированном с сообщниками заговоре для выдачи Советскому Союзу информации и оружия, которое тот мог использовать, чтобы уничтожить нас». 5 апреля им был вынесен смертный приговор.

Несмотря на ходатайства Альберта Эйнштейна, Томаса Манна и Папы римского Пия XII, 19 июня 1953 года их казнили в тюрьме Синг-Синг на электрическом стуле.

«Казнь двух человеческих существ - печальная и тяжелая вещь, но еще более ужасна и печальна мысль о миллионах погибших, чья смерть может быть прямо отнесена к тому, что эти шпионы совершили. Я не стану вмешиваться в это дело», - заявил президент Эйзенхауэр.

Суд происходил на фоне войны в Корее, на которую, по мнению американских политиков и общественности, Сталин не решился бы, не имея атомной бомбы.

В 1983 году, в день 30-й годовщины казни Этель и Юлиуса Розенбергов, газета «Известия» назвала их «невинными людьми, ставшими жертвой безжалостного механизма американского «правосудия».

В настоящее время Россия не отрицает их сотрудничества с СССР.

В духе времени

27 июня 2010 году ФБР арестовало десятерых россиян, обвиненных в «выполнении глубоко законспирированных заданий».

В былые времена разоблаченных разведчиков повсюду в мире ждали жесткие допросы, многолетнее заключение или смерть, а родное государство от них отрекалось. В наш гуманный век ничего плохого ни с кем не случилось. Уже через несколько дней нелегалов обменяли на четырех российских граждан, ранее осужденных за шпионаж в пользу США и для такого случая срочно помилованных президентом РФ.

Хотя среди провалившихся агентов, по имеющимся данным, были более значительные фигуры, главной героиней скандала стала 28-летняя Анна Кущенко-Чапман, которая к тому моменту провела в США всего четыре месяца и, по оценке ФБР, не успела причинить существенного вреда американскому государству.

Вице-президент Джозеф Байден пошутил, что жаль, мол, отправлять из Америки такую красивую девушку.

На родине Анна Чапман приняла участие в целом ряде бизнес- и пиар-проектов и занялась политикой в рядах прокремлевского молодежного движения «Молодая гвардия».

Студенты Петербургского университета, которых она недавно попыталась агитировать за «Единую Россию», встретили ее плакатами: «Шпионь отсюда!».

Превращение Анны Чапман в публичную фигуру противоречит вековым традициям, согласно которым информация о делах бывших разведчиков, если и делается достоянием гласности, то спустя десятки лет, и, как правило, после их смерти.

По мнению многих, популяризация Анны Чапман является пиар-ходом.

Таким образом, западной публике пытаются продемонстрировать, что русские шпионы - не монстры, а симпатичные люди, которых не следует бояться и которым можно с удовольствием передавать секреты своего государства.

Маргарита Коненкова была женой «русского Родена», любовью Альберта Эйнштейна и агентом влияния советской разведки. Некоторые моменты её биографии засекречены до сих пор.

В 1998 году на аукционе Sotbey были выставлены на продажу часы Альберта Эйнштейна, его рисунок, несколько уникальных фотографий и письма к жене советского скульптора Сергея Коненкова Маргарите. Казалось бы, ничего поразительного, но характер этих писем ясно давал понять – между американским физиком и Маргаритой Коненковой было что-то большее, чем просто дружба. Эйнштейн называет Маргариту Коненкову «любимейшей Маргаритой» и с тоской пишет о том, как нелегко ему без нее живется...

Родилась Маргарита в 1895 году в Сарапуле. Её мать, Маргарита Васильевна Воронцова, занималась благотворительностью и возглавляла приют для маленьких сирот. Отец, присяжный поверенный Иван Тимофеевич Воронцов, писал в газеты статьи и работал в суде. Их трехэтажный особняк был одним из самых крупных домом в Сарапуле. Дядя Маргариты состоял в городской думе и был успешным адвокатом. В начале гражданской войны он одним из первых стал собирать помощь беженцам. И в этот период в особняке выделили место под пункт питания, амбулаторию и лазарет.

Надолго в Сарапуле Маргарита не задержалась. Окончив женскую гимназию, она поехала покорять Москву, где поступила учиться на юридические курсы мадам Полторацкой.

В Москве Маргарита Воронцова проживала на Поварской в семье доктора Ивана Бунина. Часто она гостила в доме Шаляпиных, дружила с дочерью певца Ириной, а сын Шаляпина Борис был ее возлюбленным. Дело шло к свадьбе, когда Маргариту застали флиртующей с самим хозяином дома. Скандал закончился тем, что у нее появился очередной жених - скульптор Бромирский. Он-то и привел молодую курсистку к Сергею Коненкову.

Маргарита очаровала Коненкова ещё по фотографии, которую ему показывал Бромирский. Позже Коненков писал:

«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки - необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!».

Дом Коненкова был в те годы эпицентром богемной московской жизни. Здесь любили бывать и тот же Шаляпин, и Мейерхольд, и Рябушинский, и Айседора Дункан. Сергей Есенин вообще считал мастерскую Коненкова на Пресне своим вторым домом.
Желая поразить молоденькую провинциальную курсистку широтой размаха, Коненков с компанией помчали на Стрельню к цыганам. Маргарита, отказавшись от вин и шампанского, попросила… стаканчик молока. Тогда Коненков окончательно влюбился. Он попросил её руки, но получил отказ из-за «большой разницы в возрасте».

Почти семь лет длился «период испытания чувств». Наконец, в 1922 году, Маргарита Воронцова ответила Сергею Коненкову согласием.

Крестная дочь скульптора, Наталья Кончаловская (мать Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского) писала: «И вот был выточен из дерева первый портрет Маргариты Ивановны, и с ним вошла в жизнь Сергея Тимофеевича любовь и прогнала его одиночество.<...> Пришла забота женских рук, прелестных ручек Маргариты, пришло время заменить косоворотку свежими воротничками рубашки и галстуком, а высокие сапоги - элегантными ботинками».

В 1923 году Коненковы отправились в Нью-Йорк для участия в выставке русского и советского искусства. Официально - на несколько месяцев, но сложилось иначе: вернулись они на родину только через двадцать два года.

Маргарита Коненкова в США стала едва ли не известнее своего мужа, которого называли «русским Роденом».

Во многом благодаря жене Коненкову удавалось получать заказы и содержать семью. Особый интерес к русской красавице проявляли, конечно, мужчины. Не последнюю роль в этом играли последние работы Коненкова. Например, «Струя воды», «Вакханка», а после - знаменитая «Бабочка» и многие другие, для которых Маргарита позировала обнаженной. Работы имели в США колоссальный успех.

В 1935 году Принстонский университет заказал Коненкову скульптурный портрет Альберта Эйнштейна. Тогда-то и состоялось историческое знакомство американского ученого и Маргариты Коненковой.

О знакомстве с Эйнштейном Маргарита Коненкова писала: «Он был удивительно скромным человеком, не любил никаких официальных собраний. В шутку говорил, что известен своими пышными волосами. Когда Сергей Тимофеевич работал над портретом Эйнштейна, тот был очень оживлен, увлеченно рассказывать о своей теории относительности. Я очень внимательно слушала но, много понять не могла. Мое внимание поощряло его. Этот как раз не удивительно».

На момент встречи Альберту Эйнштейну было 56, а Маргарите Коненковой 39 лет. Чтобы иметь возможность проводить вместе летние отпуска и подолгу оставаться наедине, еще в 1939 году американский физики написал Сергею Коненкову письмо, в котором поставил его в известность о якобы серьезном недуге Маргариты - к письму прилагалось заключение врача, приятеля Эйнштейна, с рекомендацией побольше проводить времени в «благодатном климате на Саранак-Лейк». Здесь Эйнштейн держал свою знаменитую яхту и арендовал коттедж под номером шесть.

Место, в которой они тайно встречались в Принстоне, именовалась в переписке Эйнштейна и Коненковой «гнездышком». Соединив первые буквы своих имён, Альберт и Маргарита придумали для себя общее прозвище - Альмар.

«Я только что вымыл голову, но не очень преуспел в этом деле, - писал физик Коненковой 27 ноября 1945 года. - У меня нет твоей сноровки и аккуратности. Всё вокруг напоминает мне о тебе - шаль Альмар, словари, чудесная свирель, которую мы одно время считали утерянной, - словом разные безделушки, наполняющие мой приют отшельника, наше опустевшее гнездышко».

Сегодня уже известно, что Маргарита Коненкова была агентом влияния, работавшим на советскую разведку. В своей книге «Разведка и Кремль» Павел Судоплатов писал: «Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жена Василия Зарубина, резидента НКВД в США – прим. авт.), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной и сотрудника нашей резидентуры в Нью-Йорке Пастельняка (Лука) постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура...».

В обязанности Маргариты входило «оказание влияния» на ученых, занятых разработкой ядерного оружия в рамках проекта «Манхэттен».

Коненкова должна была свести Эйнштейна с заместителем советского консула в Нью-Йорке Павлом Михайловым, курировавшим научные связи.

Свою миссию Маргарита Коненкова выполнила. Это можно понять по переписке с Эйнштейном (он упоминает в письме о встрече с консулом и о том, что выполнил некое «трудное задание», позволившее Маргарите вернуться домой) и по тому, с каким почетом Коненковы были приняты в Москве.

Для возвращения на родину для скульптора и его жены был зафрахтован отдельный теплоход, в Москве Сергею Коненкову выделили под мастерскую в самом центре Москвы на улице Горького (Тверская).

До этого никто из «возвращенцев» не был настолько обласкан вниманием власти.

На Коненковых посыпались упреки в том, что они, переждав самые тяжелые для страны военные годы в США, незаслуженно получили от власти слишком много.
Маргарита Коненкова была вынуждена обратиться к Лаврентию Берия с просьбой оградить семью от необоснованных нападок, принимая во внимание «ее заслуги и заслуги С. Т. Коненкова перед Родиной».

К слову, о помощи Родине. В 1941 году Маргарита Коненкова была одним из организаторов Общества помощи России - American Society for Russian Relief Inc., в которое вошли Сергей Рахманинов, Михаил Чехов, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, князья Павел Чавчавадзе и Сергей Голенищев-Кутузов, а также многие другие именитые эмигранты.

Маргарита Коненкова была секретарем этого общества. Её портреты стали появляться в американской прессе, она стала вхожа в самые высокие круги.

В числе ее близких знакомых оказалась и первая леди Америки Элизабет Рузвельт.

Благодаря работе Коненковой, для нужд воюющего СССР было собрано больше 500 млн долларов. Коненкова лично организовывала сложнейшую работу по сбору средств, медикаментов, одежды, сырья.

Умерла Маргарита Коненкова в 1980 году. От истощения…



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...