Облако в штанах средства художественной выразительности. «Художественное своеобразие поэмы

Поэзия Маяковского активна: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!». Он совершенно меняет устоявшиеся сте-реотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: «костлявые пролетки», «пухлые такси». С лексикой поэт обращается творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме сочетается «высокий» и «низкий» стили: «в хорах архангелова хорала», «идемте жрать», «Фа-уст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные орды», встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркнула», «сволочь». За одной строкой виден целый мир, воспроизведенный с удивитель-ной точностью и многоплановостью. Например, образ города:

…топорщась, застрявшие поперек горла, пухлые taxi и костлявые пролетки..

Ритм поэмы динамичен: сочетание традиционных стихотворных размеров (ямб, хорей, анапест и т.д.) с характерным для народно-поэтического творчества тоническим стихом создает гибкую под-вижную структуру стиха: Материал с сайта

И когда — все-таки! выхаркнула давку на площадь, спихнув наступившую на горло паперть…

После публикации «Облака в штанах» В. Каменский писал: «Ус-пех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой мину-ты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже вра-ги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ритмическая организация поэмы облако в штанах
  • художественный анализ поэмы Облако в штанах и про это
  • "высокий" и "низкий" стиль, "сниженные" образы
  • художественные особенности брюсов облака
  • иосиф бродский поэма облако в штанах

В первой главе поэмы «Облако в штанах» рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная. Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их порывистую динамику. Ведь настоящее горе и отчаяние никогда не бывает утонченно красивым, как в сентиментальных романах восемнадцатого века. Это крик, вой, безудержный накал эмоций, лишь изредка прерываемый приступами молчаливого отчаяния.

При помощи емких художественных деталей В. Маяковский создает обобщенные портреты персонажей. Лирический герой – «жилистая громадина». Со стороны он выглядит мужественным и спокойным («бронзовый», «сердце – холодной железкою»). На самом же деле душа его мучительно просит любви и ласки.

Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое,

В женское, –

В тоске признается он.

Только очень талантливый писатель может так поэтично и в то же время откровенно рассказать об интимном. В этих метафоричных строках воплощена вся нечеловеческая боль одиночества. Лирический герой, чувствует, что его предали, даже еще не зная об этом наверняка. Он уязвлен и беспомощен. Страдания от неразделенной любви усиливаются томительным ожиданием избранницы. Нетерпение лирического героя ярко и выразительно передает поступательный ряд числительных:

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Выразительны в этом отношении и глаголы («стонет», «корчится», «горблюсь в окне»).

В. Маяковский не пишет: «Это было декабрьским вечером». Он повествует так:

Вот и вечер

В ночную жуть

Ушел от окон,

Декабрый.

И это мрачное описание еще более сгущает краски. Интересен звуковой состав подобранных слов: почти в каждом из них есть шипящие согласные. Они ассоциируются с шумом дождя и ветра и передают состояние непогоды. Таким образом, читатель догадывается о том, что делается за окном, еще задолго до того, как В. Маяковский прямо напишет об этом:

В стеклах дождинки серые

Свылись,

Гримасу громадили,

Как будто воют химеры

Собора Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери – величественное религиозное сооружение в самом сердце Парижа. В поэме много религиозных мотивов, обрамляющих исповедальный монолог «тринадцатого апостола». Но в данном случае упоминание о соборе не только усиливает богоборческое звучание поэмы, но и срабатывает как эстетически удачное изобразительно-выразительное средство. Сам собор имеет сложное и интересное архитектурное решение. На одном из ярусов его устрашающе возвышаются упомянутые В. Маяковским химеры, или гаргулии. Их жадно и хищно распахнутые волчьи пасти напоминают о каре небесной. И сам готический архитектурный стиль, в котором выполнен знаменитый Нотр-Дам, призывает к суровому аскетизму и терпению.

Вспомнить мрачную атмосферу Средневековья заставляют не менее жесткие строки:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного.

Лирический герой, потеряв возлюбленную, ощущает себя на грани жизни и смерти. Он ищет сочувствия у дождя, но дождинки серые лишь воют в ответ, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери». Поэтическое сравнение лишь усиливает глубину страданий лирического героя, придает им вселенский масштаб. Метафоры («скоро криком издерется рот») и сравнения («как больной с кровати, спрыгнул нерв») подчеркивают физический характер этой невыносимой боли – боли разбитого сердца. Картину скачущих бешеных нервов экспрессивно дополняет интерьер комнаты («двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб»).

Наконец возвращается возлюбленная, «резкая, как «нате!». Сообщая лирическому герою о своем предстоящем замужестве, вся она воплощает в себе вызов, отторжение. Тот остается внешне спокойным. Но безмерное горе его выражают метафоры («вы – Джиоконда, которую надо украсть») и сопоставления («Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий»), в основе которых лежит обращение к известным культурно-историческим фактам. «Мона Лиза» («Джоконда») – картина итальянского художника Рафаэля, непревзойденный идеал загадочности и женственности.

Страшна и трагична сцена, изображенная на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи», на которой могучий вулкан Везувий низвергает свои гибельные потоки лавы на несчастный город.

Контраст большого и маленького, использованный в начале главы, сменяется в этой сцене противопоставлением внешнего покоя и внутренней, душевной бури.

В финале главы лирический герой сообщает маме, что у него «пожар сердца». Далее эта метафора становится развернутой, и перед глазами проносится картина тушения этого пожара. Этот прием призван выразить налет легкой иронии, с которой лирический герой относится к своим страданиям. Действительно, стоит ли так переживать из-за возлюбленной, которая променяла чистое искреннее чувство на выгодное замужество.

Ход художественного времени играет в первой главе поэмы большую роль. Его течение удачно передают выразительные метафоры. Каждая из них глубоко продумана автором: вечер уходит, полночь мечется с ножом, а ночь «по комнате тинится и тинится, из тины не вытянуться отяжелевшему глазу». Эти фрагментарные описания передают смену душевного состояния лирического героя. Сначала он тревожится, потом негодует и страдает, а затем от усталости у него начинают слипаться глаза.

Художественное время и пространство в поэме взаимосвязаны. Мучительно медленное во времени для лирического героя ожидание отягощается замкнутым художественным пространством.

МЕТАФОРА В ПОЭЗИИ МАЯКОВСКОГО

Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Действительно, Маяковский вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски новых художественных форм и нового языка. Для Маяковского слово имело огромное значение, и именно с требованием поэта взглянуть на мир новыми глазами и написать о нем новыми словами связано обилие необычных метафор в его поэзии.

Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего мира через слово. Пример такой трансформации - стихотворение «А вы могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать «на блюде студня косые скулы океана». Уже из этого стихотворения видно также, что немалая часть метафор Маяковского основана на зрительных образах. Наиболее яркий пример использования Маяковским визуальных метафор, на мой взгляд, - стихотворение «Ночь»:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Значение зрительного образа объясняется тем, что Маяковский, как и другие футуристы, был еще и художником. Позднее, в «Окнах РОСТА», слово будет неразделимо связано с рисунком в его творчестве.

Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, - «омертвление» живого и «оживление» неживого (чаще всего абстрактных понятий или города). Этот прием, по-моему, даже важнее, чем употребление зрительных образов, так как он теснее связан с мировоззрением Маяковского.

Омертвление живого - прежде всего сатирический прием, часто употребляемый в таких стихотворениях, как «Нате!» («вы смотрите устрицей из раковины вещей», «ощетинит ножки стоглавая вошь» - устрица и вошь тоже живые существа, но низшие, совсем неодушевленные) и « Гимн судье» («глаза у судьи - пара жестянок мерцает в помойной яме»). А одушевляется, например, город, являющийся в глазах Маяковского гораздо более живым, чем его духовно мертвые обитатели. Если у судьи глаза - жестянки, то в стихотворении «Театры» говорится, наоборот, о «зрачках малеванных афиш». В стихотворении «Утро» «угрюмый дождь скосил глаза», а провода обладают «железной мыслью». Правда, с городом связаны и другие, более мрачные («в читальне улиц так часто перелистывал гроба том» - «Я») и даже инфернальные («гробы домов публичных восток бросал в одну пылающую вазу» - «Утро») метафоры, в которых можно найти сходство с метафорами Блока. Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа:

За солнцем улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна

(«Адище города»)

Это бог, должно быть,

серебряной ложкой

роется в звезд ухе

(«Лунная ночь»)

В метафорических образах У Маяковского город, улица и поэт, творчество нередко переплетаются. Это, конечно, происходит потому, что Маяковский считал, что дать голос улице - одна из важнейших задач поэзии («Улицы - наши кисти, площади - наши палитры» - «Приказ по армии искусства»)

Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

Улица корчится безъязыкая

Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застряв поперек горла,

Пухлые taxi и костлявые пролетки.

Грудь испешеходили.

Чахотки площе.

Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

По мостовой

моей души изъезженной

шаги помешанных

вьют жестких фраз пяты.

Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, иногда к выражениям. Часто оживляется слово, мысль («мыслишки звякают лбенками медненькими» - «Про это»), крик («шевелит ногами непрожеванный крик» - «А все-таки»). В поэме «Облако в штанах» материализуется фразеологизм «нервы расходились», в поэме «Про это» - «море наплакал», в стихотворении «Прозаседавшиеся» - «разрываться на части». Этот ряд метафорических образов, опять же, связан с особым отношением к слову у Маяковского.

Еще одна особенность метафор Маяковского - это их глобальный масштаб, стихийность (потоп, пожар), обилие военных (оружие) и библейских (распятие, потоп) образов. Дело в том, что Маяковский считал революцию полным обновлением мира, после нее мир должен создаваться заново. Огромную роль в этом процессе (сначала разрушения, а затем сотворения) играют, опять же, поэт и слово. Библеизмы и образы стихии встречаются и в метафорах темы любви, которая является не менее важной, чем революция или сотворение мира, и тесно связана с ними.

В теме поэта и поэзии распространены метафоры, связанные с распятием («гвоздями слов прибит к бумаге я» - «Флейта-позвоночник»), крови («окровавленный сердца лоскут», «душу вытащу и окровавленную дам, как знамя» - «Облако в штанах»), оружия и войны («баррикады сердец и душ» - «Приказ по армии искусства»; «парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту», «застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики» - «Во весь голос»), труда, работы и производства («Разговор с фининспектором о поэзии»). В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца» - «Облако в штанах»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист» - «Юбилейное»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

Привяжи меня к кометам,

рвя о звездные зубья.

Млечный путь перекинув виселицей,

возьми и вздерни меня, преступника.

(«Флейта-позвоночник»)

В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно ярка.

Можно сказать, что метафора, в общих чертах, - это перенесение свойств одного предмета или понятия на другое. У Маяковского метафора - один из важнейших приемов поэтики, своего рода оружие. В метафорической системе Маяковского неразделимо связаны поэзия и борьба, город и жизнь, поэзия и улица, старое и смерть, слово и образ, поэт и вселенная.

Варламова Александра Олеговна,ученица 11 класса, МБОУ «Лицей № 1», г. Астрахань[email protected]

Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань[email protected]

Функциональный спектр метафоры в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Аннотация.Статья посвященавыявлению функций метафоры, реализующихся в конкретном поэтическом тексте. Авторы делают вывод о проявлении в нём большей части функций: номинативной, текстообразующей, информативной, объяснительной, мнемонической, стилеобразующей. Отмечается высокая концентрация метафор в анализируемом художественном поэтическом тексте.Ключевые слова: метафора, функции метафоры, номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая, стилеобразующая функции, художественный текст, стиль.

Метафорическое начало текста неизбежно ориентирует его в художественном направлении. На шкале официальноделовой ‬художественныйвсе другие стили (научный, разговорный, публицистический) размещаются в той очерёдности, в какой они способны вместить в себя метафорический «груз», в какой степени созвучны опыту смыслового переноса.По мнению В.П. Москвина, «объём и содержание понятия “метафорический перенос” нестабильны, исследователями вкладываются в него различные смыслы. Термин метафораотносят и к плану содержания, и к плану выражения знака». И тем не менее, привычное бытующее понимание метафоры, которое объясняет суть сравнивания двух объектов, остаётся наиболее приемлемым. Метафоризация настолько глубоко проникла в язык, что превратилась из средства в организующий, конструирующий феномен, а в некоторых случаях составляет само «тело» языка: это метафоры, которыми мы живём.Однако «кладбищем метафор» (Жан Поль Рихтер) язык не представляется ввиду того, что, даже мёртвые, стёртые, они наполняют речь жизнью ‬в этом их призвание, главная функция, смысл существования.Задача художественного текста ‬образовывать множественныеконнотации, «слои смыслов», чаще всего не заданные даже самим автором. Так что метафорический потенциал реализуется здесь наиболее эффективным образом: «метафоризация …семантическое взаимодействие слов ‬вот те языковые процессы, … в которых коннотации себя обнаруживают» . И несмотря на то что«ни однатеория метафорического значения не в состоянии объяснить, как функционирует метафора», её роль в художественном тексте первостепенна.Ряд функций метафоры, эффективно проявляющихся не только в художественном тексте, определяет В.К. Харченко . Однако большинство из них реализуется именно в художественном пространстве, создавая и обогащая текст.Номинативная функция, бесспорно, главенствует в художественном тексте, поскольку изначальная изобразительнаязадача решается автором посредством извлечения из хранилищ языка и эксплуатации таких слов ивыражений, которые точно называют объект. Обозначение изображаемого лежит в основе текстопорождения. «Для нас существует только то, что имеет имя. Неназванные предметы как бы прячутся от сознания», ‬говорит писатель Г. Гор. Однако задача не только изобразительная, но и выразительная, что подразумевает создание образности в целях донесения главной информации до сознания реципиента. «Номинативная функция метафоры ‬это презумпция образности любого слова» . Метафорический способ номинации в текстах В. Маяковского главенствует. Практически всё, что называется, метафоризируется: У него пожар сердца;

Люди нюхают ‭

запахло жареным;Обгорелые фигурки слов и чисел

из черепа;Глупая вобла воображения;Городов вавилонские башни.

Текстообразующаяфункция метафоры выступает в поэме «Облако в штанах» на первый план ввиду того, что «тело метафоры» образует «тело текста» и, наоборот, «тело текста» ‬это за редким исключением метафора, перетекающая в метафору. Уже первые строфы свидетельствуют о том, что метафоротворчество автора есть творение текста:

Вашу мысль,мечтающую на размягченном мозгу,как выжиревший лакей на засаленной кушетке,буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,и старческой нежности нет в ней!Мир огромив мощью голоса,иду ‭красивый,двадцатидвухлетний.

Нежные!Вы любовь на скрипки ложите.Любовь на литавры ложит грубый.А себя, как я, вывернуть не можете,чтобы были одни сплошные губы!«Эффект текстообразования ‬это следствие таких особенностей метафорической информации, как панорамность образа, большая доля бессознательного в его структуре, плюрализм образных отражений» [Там же: 23]. Выстраивание цепи образов, «пропитанность» одного образа другим и их неразрывное существование характеризуют данный анализируемый текст. Иной вариант порождения текста, возможно, привёл бы к многократному увеличению его объёма по той причине, что даже развёрнутая метафора более компактна и ёмка, чем неметафоричный аналог высказывания. Метафора позволяет не создавать новых номинаций при выражении оригинальной мысли, а использовать имеющийся образный багаж. Так, польский учёный констатирует: «Метафора выручает словотворчество: без метафоры словотворчество было бы обречено на непрерывное производство всё новых и новых слов и отяготило бы человеческую память неимоверным грузом» .

Информативная функцияметафоры также реализуется в поэтическом анализируемом тексте. Эксплицитная подача информации в лирическом тексте ‬закономерная редкость. Имплицитные смыслы, выявляемые реципиирующим сознанием, ‬более частое явление. Метафорические образования, несущие в себе как внешнюю информацию, так и подтекстовую, придают тексту многослойность, глубину, информативную насыщенность. Пример:1)Опять влюбленный выйду в игры,огнем озаряя бровей загиб.2)Что же!И в доме, который выгорел,иногда живут бездомные бродяги!3)Дразните?«Меньше, чем у нищего копеек,у вас изумрудов безумий».4)Помните!Погибла Помпея,когда раздразнили Везувий!Четыре микросюжетныхсегмента составляют данный фрагмент: первая метафора порождает мысль о нежелании героя смиряться с любовной драмой; вторая ‬о настроенности героя на новое чувство; третья ‬о нелестной характеристике героя, данной ему возлюбленной; четвёртая ‬об угрозе,исходящей от обиженного героя. Метафорический характер изложения позволяет расширить область коннотаций. Так, первая метафора, помимо основной, несёт в себе информацию об азартности героя (выйду в игры), способности к сильным страстям (огнём озаряя бровейзагиб). Вторая метафора создаёт параллель между реальной картинкой жизни маргиналов и психоэмоциональным состоянием человека, наталкивает на догадку о душевной несломленности героя (живут; наличие восклицания). Третья метафорасравнение раскрывает позитивное отношение героя к сильному чувству (изумрудов безумий), несмотря на принадлежность реплики его оппонентувозлюбленной. Четвёртая метафора (раздразнили Везувий) свидетельствует о стремлении героя предостеречь собеседника от нежелательных действий, речевой неосторожности. Более детальные наблюдения над метафорами данного фрагмента позволили бы выявить сопутствующие смыслы, информационные наслоения. Следовательно, метафоре свойственна концентрация мысли, информативное «сжатие». Когнитивный характер извлечения познающим сознанием смыслов из метафоры отмечен М. Кронгаузом: «Метафора оказывается важнейшим познавательным механизмом, позволяющим познавать сложное через простое, абстрактное через конкретное, неизвестное через известное» . Мысль учёного, на наш взгляд, в равной мере относится не только к ситуации познания материального, но и познания психоэмоционального.Объяснительная функцияметафорыреализуется в тексте научном, ещё чаще ‬учебном. Однако нам представляется уместным заявить о её присутствии и в тексте художественном. Так, в последующих строках автором объясняется суть душевных мук:Люди нюхают ‭запахло жареным!Нагнали какихто.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажите пожарным:на сердце горящее лезут в ласках.Я сам.Глаза наслезнённые бочками выкачу.Дайте о ребра опереться.Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!Рухнули.Не выскочишь из сердца!

Метафора пожара, объявшего сердце, из которого герой стремится «выскочить», призвана объяснить читателю, насколько мучительно безответное любовное чувство, подчеркнуть силу страданий и бесполезность усилий освободиться от него. Объяснительный иллюстративный характер носят метафорические картины пожара, поведения окружающих людей, утешителейпожарных, мятущегося героя. Метафора ‬средство выражения при том, что «в русской речевой культуре “о главном” говорят трудно и негладко» .Любовное чувство ‬одно из самых главных и «трудных», и создание метафоры для его объяснения ‬это то самое «негладкое» выражение мысли. «Негладкое» ‬в значении“требующее усилий в постижении”, т.е. в преломлении метафорического к реалиям жизни. Наличиемнемонической функции уметафоры лирического текста не требует доказательств. Я раньше думал ‭книги делаются так:пришел поэт,легко разжал уста,и сразу запел вдохновенный простак ‭пожалуйста!А оказывается ‭прежде чем начнет петься,долго ходят, размозолев от брожения,и тихо барахтается в тине сердцаглупая вобла воображения.Пока выкипячивают, рифмами пиликая,из любвей и соловьев какоето варево,улица корчится безъязыкая ‭ей нечем кричать и разговаривать.Запоминающиеся метафоры воблы воображения,книгиварева, корчащейся улицы‬это мнемонические форматы, охватывающие наибольшее количество информации, остающейся в памяти читателя уже после первого прочтения текста. Когнитивные новообразования, возникающие в воспринимающем сознании, формируются значительно быстрее именно при обращении автора к метафоре как наиболее иллюстративному средству, а также способному максимально активизировать эмоциональную и воображенческую сферы реципиента. Таким образом,в данной работе в анализируемом тексте нами отмечена реализация таких функций метафоры, как номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая. Большая концентрация метафор в привлечённом тексте свидетельствует о специфическом творческом стиле В. Маяковского, что позволяет говорить о реализации стилеобразующейфункцииметафоры в его творчестве. Языковая личность поэта проявляется в его способности создавать наиболее сложное речевое построение ‬нестёртую метафору, обладающую большим изобразительновыразительным потенциалом. Текстопорождение, основанное на наслоении метафор, пропитывании ими всего «тела текста»‬редкий поэтический дар, которым наделён поэт.

Ссылки на источники1.Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 122. 2.Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живём /Д. Лакофф, М. Джонсон. М.: УРСС Эдиториал, 2004. 256 с. 3.

Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системнаялексикография. М. Наука, 1995. С. 169.4.Дэвидсон Д. Цит. по:Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 125. 5.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.

6.Гор Г. Чилиры: Повесть // Нева. 1975. № 8. С.17.7.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.С. 14. 8.

Парандовский 1972 С. 157158 Парандовский Я. Алхимия слова / Пер. с польского. М., 1972. C. 157158.9.Кронгауз М.А. Семантика / М.А. Кронгауз. М. 2005. С. 265. 10.Дементьев В.В. Коммуникативные концепты: к вопросу о коммуникативном идеале русской культуры // Слово ‬сознание ‬культура: Сб. научн. тр. М., 2006. С. 47.

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут “, “выжиревший лакей “, “засаленная кушетка “, “размягченный мозг” .

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница “, “женщины, истрепанные, как пословица “.

Оксюморон – “пульс покойника “.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей” . Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “ окровавленный сердца лоскут “, “ выжиревший лакей “, “ засаленная кушетка “, “ размягченный мозг” ;
  • метафоры – “ и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “;
  • гиперболы – “ вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “;
  • сравнения – “ мужчины, залежанные, как больница “, “ женщины, истрепанные, как пословица “;
  • оксюморон – “ пульс покойника “.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...