Образцы разбора бессоюзных сложных предложений.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Урок Дата

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель : научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2.Фронтальный опрос

Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

Какие знаки препинания ставятся в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.выполнить упражнение

V. Итог урока.

Домашнее задание. § , упр..

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

    Образовательные :

    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

      совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

      углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

    Развивающие :

    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

      развивать умения создавать схемы БСП;

      развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

    Воспитательные :

    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

      воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

    по характеру познавательной деятельности учащихся:

    • частично-поисковый,

    по степени активности учащихся:

    творческие;

    по источнику знаний:

    • словесные,

      практические,

      наглядные,

      использование АРМ;

    по стимулированию и мотивации:

    • познавательные,

      эмоциональные;

    по контролю и самоконтролю:

    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

    индивидуальные,

    фронтальные,

    групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

    АРМ учителя,

    учебник «Русский язык. 9 класс» тетради учащихся,

    плакаты,карточки

    Презентация ,

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
III. 1 Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

– Ребята, н ачертите шкалу нужных знаний от 1-10 . Отметьте на каком уровне каждый из вас находится.

3 Рефлексия: - Зачем мы начертили шкалу?

На каком уровне знаний каждый из вас находится?

Какие задачи сегодня ставите перед собой?

Опросить 2-3 учащ.

Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

    виды сложных предложений в русском языке;

    характер смысловых отношений между частями БСП;

    навыки постановки знаков препинания в БС;умет строить схемы БСП;

    умет заменять сложные союзные синтаксическими синонимами.

4 Деление на группы-команды – названия команд впредложениях, которые нужно составить

Задания группам: из данных словосочетаний собрать предложения, так чтобы в итоге у нас получились ССП, СПП, БСП

5Фронтальный контроль знаний

6.У каждого учащегося оценочный лист

7 Творческое задание: по составить БСП и произвестисинтакс.разбо р на темы:

на слайде алгоритм разбора БСП

8Взаимопроверка по группам

9 Удоски работают по карточкам 2 учащихся:

10 - Пунктограммы в БСП, вывести схему

Первая груп.:

1. , (чтобы)
2. : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. – [ быстрая смена событий].
5. , , .
6. (Если), .

Вторая груп.:

1. , однако .
2. : , .
3. Либо , либо .
4. (Когда), .
5. [ время ] – .
6. [ условие ] – .

- Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП:

Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 3 (3-й гр)

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора.

Слайд 4 (2-й г)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И .

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Слайд 5 ( 1-г)

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

Слайд 6 (2-г)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

: [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как )

2. есливтороепд поясняет первое или к. – н. его член

: [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть )

3. если второе пд дополняет первое

: [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что... )

Слайд 7 (1 г)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление

– . БСП Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервоепд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – . БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливтороепд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

– [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

– ! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливтороепд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

– [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что)

IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

11. Составление и защита кластеров о БСП –

12Дом.задание

8 Итоги урока - вернуться к опорному листу самооценивания,к шкале успешности, отметит на каком уровне оказались к концу сегодняш.урока.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...