Образовательная технология интеллект ломоносовская школа для дошкольников. Использование технологии интеллект-карта в начальной школе

Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.

Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Цели технологии:

  1. Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
  3. Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

  1. Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
  2. Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
  3. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
  4. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  5. Формирование тезаурусов по предметам.
  6. Развитие навыков продуктивного чтения.
  7. Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
  8. Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  9. Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.

Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.

Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества , предметно-речевые навыки и предметный тезаурус . В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений , в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим , и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Технология “ИнтеллекТ” предусматривает самостоятельное составление учащимися заданий. При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим. Таким образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует развитие творческих способностей ребенка, соответствуя четвертому этапу развития интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.

Пример развивающего упражнения (показан один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время - 5 мин.

Кол-во
ошибок

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

Проверь себя по ответу.

Итоговый балл ____

Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:

Кол-во
ошибок

Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж

Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав

Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.

А теперь посчитай количество набранных плюсов.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход. Учитель не просто должен дать знания ученику, а научить его добывать и применять их. Чтобы это сделать в увеличивающемся потоке информации, необходимо научить учащихся работать с информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе мы рассматриваем наиболее, на наш взгляд, интересную и эффективную технологию - технологию «интеллект-карт».

«Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» .

"Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса" .

Г. Селевко выделяет основные педагогические технологии:

    педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

    педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

    педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств и другие

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?

Цель исследования: показать, что технология обучения с помощью интеллект-карт эффективна при изучении и обобщении материала на уроках в начальной школе, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.

Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».

Предмет исследования - формирование с помощью интеллект карт познавательных учебных действий обучающихся младших классов.

Задачи исследования:

    изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

    раскрыть способ построения интеллект-карт;

    изучить возможности применения интеллект-карт в начальной школе;

    проанализировать возможность интеллект-карт для формирования учебно-логических умений младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бершадская Е.А., Кузюкова Н.Ю., Петрушина О.П. После повышения квалификации: применение технологии интеллект-карт для проектирования учебного процесса в начальной школе

Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

Бьюзен Т. Научите себя думать! – «Попурри», 2004.

Бьюзен. Т. Супермышление. ООО «Попурри», 2003.

Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php

Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL:

Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. 5

Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

Когнитивные образовательные технологии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа:

О методе интеллект-карт //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа:

21.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.

22.Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.

23. Собчик Л.Н. Тест «Кактус», М.А. Панфилова Тест Торренса «Завершения картинок» Методика « Изучение непроизвольного запоминания у младших школьников».

24. Методика " Определение понятий " 2008 г.

В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.

1

Известно, что образовательный процесс современной школы постоянно требует повышения своей эффективности. Особенно это касается уроков русского языка, так как школа должна, во-первых, подготовить всех, без исключения, учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена, а во-вторых, выпускник, переступающий порог школы, должен хорошо владеть родным языком, соблюдать нормы как устной, так и письменной речи.

Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития. Помогает в этом образовательная развивающая технология «ИнтеллекТ», используемая в НОУ «Ломоносовская школа». Учителю не надо менять программы и пересматривать методику, и ребята принимают задания, предлагаемые лабораторией «ИнтеллекТ», не как учебный труд, а как фрагмент важного нестандартного компонента урока.

Технология «ИнтеллекТ» позволяет сохранить всё лучшее, что было наработано традиционной школой, оставляет возможность учителю работать по выбранной государственной программе и учебнику, но при этом способствует наиболее успешному усвоению материала, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной, помогает формированию необходимых умений и навыков, развивает личность каждого.

Представленное пособие позволяет использовать один из методов реализации личностно-ориентированного подхода - разноуровневые упражнения.

Такие задания позволяют успешному ученику выйти за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а ученик с трудностями в обучении не чувствует себя беспомощным, так как способен овладеть минимумом посильных знаний, и самое главное - он тоже успешен. Кроме того, развивающие задания представляют собой не просто набор слов, с чем редко сталкиваются школьники и абитуриенты при проверке качества знаний, - это связные тексты, насыщенные той или иной грамматической единицей и соответствующие всем стилистическим и эстетическим нормам.

Глубокое осмысление процесса развития через предмет русского языка привело нас к мысли, что на определённом этапе обучения ребёнка есть более и менее востребованные качества и навыки. Поэтому мы работаем над развитием только определённых качеств.

Наиболее востребованным на уроках русского языка в средней школе оказалось качество внимание в различных его проявлениях: избирательность, переключаемость, устойчивость. От его уровня зависит во многом качество усвоения материала.

Программа по русскому языку рассчитана не только на изучение определённого набора орфограмм, но и на отработку механического узнавания объекта по каким-либо грамматическим признакам, без чего невозможно развитие качественной орфографической зоркости. Чтобы хорошо овладеть приёмом осмысленного грамотного письма, необходимо обладать таким качеством, как избирательность внимания - способность выбрать из множества объектов (на уроке русского языка орфограмм, пунктограмм) группу однородных, сходных по какому-либо грамматическому признаку. Этот навык - залог грамотного механического письма, залог успеха при выполнении тестовых заданий, на которые школьников ориентирует ЕГЭ.

Упражнения, направленные на развитие избирательности внимания, помогают учителю сразу выявить причину отставания ученика, его неуспешности по предмету. (Например, если ребёнок не определяет склонение или падеж имени существительного, то вряд ли он осознанно будет проверять правописание падежных окончаний). Поэтому перед изучением темы «Правописание безударных личных окончаний имён существительных» следует провести упражнение, направленное на узнавание, то есть на избирательность внимания.

Чем же это задание отличается от обучающего, привычного как учителю, так и ученику?

Во-первых, установка на время, за которое должно быть выполнено задание, обязательна. Без этого условия задание перестаёт быть развивающим. Конечно же, указано идеальное время, то, к которому должны стремиться учащиеся. И совсем не страшно, если ребята, выполняя первые задания, не укладываются в отведённый им временной промежуток. Выполнив 4-5 подобных заданий, они будут всё ближе и ближе к цели.

Второй отличительный признак - три уровня сложности.

Третья важная составляющая задания - насыщенность небольшого по объёму текста грамматической единицей (уровень А - 14 слов на орфограмму, уровень В - 19 слов, уровень С - 26 слов).

Далее, когда у школьников уже вырабатываются определённые навыки, упражнение усложняется, оно теперь становится трёхступенчатым: состоит из трёх отдельных заданий, которые необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Причём задания эти касаются трёх совершенно разных тем, но непременно следующих друг за другом по порядку в календарно-тематическом планировании. Такой подход позволяет повторить давно изученный материал, закрепить уже пройденный и начать отработку изучаемого на данном уроке материала. На первое место здесь выдвигается вовсе не обучающая цель (к примеру, разбор слова по составу), а развивающая - развитие способности проявлять избирательность внимания - умение избирать грамматический объект в потоке однородных. Разноуровневый подход заложен уже в формулировке задания.

Уровень А: По ходу чтения текста найдите и разберите по составу слова, морфемный состав которых состоит из корня, суффикса и окончания - всё просто и прозрачно.

Уровень В: По ходу чтения текста найдите и подчеркните слова, морфемный состав которых соответствует морфемному составу слова «снежинка» - сначала надо выполнить морфемный разбор и понять, слова с каким морфемным составом надо подчёркивать.

Уровень С: По ходу чтения текста найдите слова, морфемный состав которых состоит из: 1) главной морфемы слова, в которой заключено его лексическое значение; 2) из морфемы, которая служит для образования новых слов (она есть в слове «снежинка»); 3) из морфемы, которая служит для образования новых форм слова. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке - ещё сложнее задание, но к этим ребятам высокий уровень доверия со стороны учителя. Они это ценят и стараются его не потерять, а остальные просто стремятся к этому.

Чтобы увидеть систему работы, понять суть развивающей технологии «Интеллект», необходимо знакомиться не с отдельными заданиями, а со сборниками упражнений, представляющими собою систему заданий, расположенных в строгой последовательности согласно календарно-тематическому планированию.

Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе.

Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность.

Особое значение имеют задания по тезаурусу (толкование всех понятий, сопровождаемое образами и эмоциями): они помогают систематизировать и обобщить изученный по теме материал, формируют способность свободно оперировать терминологией, что является показателем прочных знаний по теории русского языка. А учителю такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.

Итак, обобщая информацию, представленную в данной статье, хочется акцентировать внимание на том, что гармоничное сочетание обучения и развития даёт колоссальный результат: развитие интеллектуальных способностей школьников способствует значительному повышению качества знаний по предмету, снижает уровень утомляемости учащихся, даёт возможность не потерять слабо успевающего ученика и вывести на более высокий уровень, за рамки школьной программы, ученика способного, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной.

Библиографическая ссылка

Макарова Т.Н. ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 109-111;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15468 (дата обращения: 17.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Приоритетное направление работы Ломоносовского холдинга - развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью уникальной авторской разработки - Образовательной технологии «ИнтеллекТ»(ОТИ) – научной системы педагогических методов повышения эффективности учебной деятельности за счет:

  • увеличения интереса к учебе;
  • снижения утомляемости;
  • развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до внедрения в России образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), приоритетом которых стало интеллектуальное развитие учащихся, и предвосхитила необходимость именно такого подхода к образовательному процессу. Учителям интересно и легко применять «ИнтеллекТ» на уроках, ведь технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами.

Технология признана здоровьесберегающей – по оценке НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. При этом она позволяет школьникам усваивать на 25% больше информации.

Что такое «ИнтеллекТ»? Это система упражнений, развивающих память, внимание, мышление, воображение и формирующих предметные понятия (тезаурус) на основе различных учебных предметов 1-8 классов: русского и иностранного языков, математики, естествознания, истории, географии, физики, химии.

Над внедрением ОТИ работает научно-методическая лаборатория Ломоносовской школы. Педагогами и технологами разработано и издано более 300 пособий с развивающими заданиями.

25-летний опыт Ломоносовской школы доказал, что ее ученики легче изучают школьные предметы, демонстрируют более качественные знания и навыки, успешнее сдают ЕГЭ и становятся студентами лучших вузов страны и мира.

«ИнтеллекТ» используется в школах России, Латвии, Украины, Белоруссии, Азербайджана. Наиболее эффективно ОТИ действует там, где она внедрена целостно и применяется на уроках всех базовых предметов.

Учителя ведут диагностическую карту, в которой отражена динамика роста каждого интеллектуального качества учащегося. По ней можно судить об успешности интеллектуального развития ребенка по конкретной учебной дисциплине и планировать индивидуально ориентированное обучение.

На основе ОТИ Ломоносовская школа создала и проводит Международную олимпиаду «ИнтеллекТ», концепция которой – дать возможность показать свой интеллектуальный уровень и почувствовать себя успешными не только отличникам, но и ребятам, которые учатся не так блестяще, но при этом имеют потенциал для развития.

Награды и грамоты ОТИ:

  • Международная премия «Профессия - жизнь» в номинации «Здоровьесберегающие технологии».
  • Грамота Администрации Президента РФ.
  • Почетная грамота Совета Федерации РФ.
  • Грамота Министерства образования РФ.
  • Грамота Департамента образования Москвы.
  • Автору Образовательной технологии «ИнтеллекТ» М.А. Зиганову вручены именные часы от Президента РФ В.В. Путина.


Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...