Образовательный портал. Сценарий и презентация для классного часа "конфликты и способы их разрешения"

Сценарий студенческой весны 2014

Черновой 3!

«Все мы совершаем ошибки и все мы на них учимся, самое главное вовремя признать свою ошибку.»

В конферансе будет несколько вариантов путешествия во времени:

1) Прямое перемещение- можно вмешиваться в события (будут сильные последствия)

2) Параллельное пребывание-ты никак не можешь повлиять на происходящее вокруг себя.

3) Окно во времени- невидимое наблюдение за происходящим во времени.

Рабочие имена героев:

Костя- путешественник во времени.

Маша- «виноватая» девушка

Петя- «виноватый» парень

Сцена 1. Недалекое будущее.

Голос за кадром: Дети рождаются, чтобы исправлять ошибки родителей. Моя история начинается с того, что я потерял отца за несколько месяцев до рождения, маму- когда мне было 13 лет. Всю свою жизнь я мечтал, увидеться с ними. Окончив школу, я решил разобраться в этой истории.

В 2036 году российским ученым удалось создать первый в мире прототип машины времени.

И тут я понял, что это мой шанс…

Действие происходит в лесу.

Костя бежит по лесу с часами-машиной времени, убегает от полиции. Пытается запустить часы. Мимо пролетают лазеры. Нажимая на кнопки он замедляет в воздухе полет лазеров. Набирает верную комбинацию и исчезает.



Сцена 2. Ссора.

День. Оживленная улица. Маша идет по улице среди толпы, улыбается, говорит по телефону. Петя стоит у катка, говорит с ней по телефону. Договариваются встретиться на катке. Маша идет по улице к остановке. Петя катается на катке. Маша заходит на территорию катка, идет к кассе. Петя нечаянно врезается в девушку, та падает. Он пытается ей помочь. Она первый раз на катке и у нее разъезжаются ноги, она обхватила ему шею, чтобы удержаться. Маша выходит на каток и видит, как Петя обнимается с другой девушкой. Они смеются, улыбаются. Маша ревнует, обижается и уходит. Петя помогает той девушке встать, извиняется и они расходятся.

Квартира Пети. Петя возвращается домой. Маша сидит на диване с надутым видом смотрит телевизор. Петя подходит к ней, хочет обнять. Та его отталкивает. Они ругаются и Маша уходит в слезах.

Сцена 3. Незнакомец

Маша выбегает из дома. Идет по улице. Садится на лавочку. Ругается на Петю.

Возле лавочки стоял незнакомый парень (Костя).

В ответ Маша посмотрела на него и отвернулась.

Костя подсаживается рядом.

К: У вас что-то случилось?

М: А вам какое дело, идите куда шли!

К: Просто пытаюсь помочь вам.

М: Слушайте, оставьте меня в покое! Дайте мне побыть одной!

Маша резко встает и уходит.

К (позади нее): Девушка, а за вами сложно угнаться!)

М: Слушайте, да оставьте меня в покое! Чего вы пристали ко мне!

Горит зеленый, Маша торопится поскорее уйти от него.

М: Свободно?

Таксист: Да

Маша садится в такси и уезжает. Костя улыбаясь провожает ее взглядом. Достает из кармана блокнот, проводит пальцем по записям, складывает обратно блокнот и берется за часы.

Маша подходит к дому (подруги или ее мамы). Она снова видит Костю на лавочке у подъезда. Решительным шагом подходит к Косте и спрашивает:

М: Да что вам надо от меня?

К: Мне надо с вами поговорить. Я знаю о вашей проблеме, что вы поругались с парнем. Что виной тому та девушка с которой он обнимался на катке. А вы решили, что у него есть другая?

М: Вы что маньяк? Вы что следите за мной?

К: Что вы, мне это не нужно. Просто я это уже видел.

К: А, я боюсь вы мне не поверите, если я скажу. Проще показать, оглядитесь вокруг.

Маша оборачивается. Весь двор застыл. Люди замерли на месте, птицы зависли в воздухе.

М: А, я поняла, хорошая шутка, это розыгрыш. Где скрытая камера, куда улыбаться.

Маша оглядывается в поисках камеры. Смотрит на нас и фальшиво улыбается.

К: Хорошо, а так…

Костя нажимает на часы и происходящее вокруг обернулось вспять.

Маша остолбенела, в изумлении открыла рот.

К: Хочу предложить вам небольшую прогулку.

М: А,а к-куда?

К: Правильнее спросить когда. Глупо отказываться, потому что я здесь из-за вас.

М: А почему из-за…ладно, не важно. Хорошо. Я согласна.

Костя протягивает руку. На руке Маша заметила родимое пятно.

К: Держитесь крепче.

Они берутся за руки и исчезают.

Материализуются в другом месте.

М: Где мы?

К: Я не хотел, чтобы путешествие прошло даром. Это скорее маленькая экскурсия которая позволяет понаблюдать за людьми. Иногда бывает полезно посмотреть со стороны…

Сцена 4. Конфликт двух людей.

Герои: Женя и Оля.

Оля и Женя – давние подруги, которые очень редко общались в последнее время. В этот день они вышли прогуляться, чтобы узнать, как обстоят друг у друга дела.

Они идут по дороге, днем, по оживленной улице, горячо обсуждая что-то…

Ж: …так что так. Не знаю, как буду выкручиваться: пропустила много, а тут еще тесты. А у тебя что нового?

О: Да вот, недавно в конкурсе участвовала. Прозу подавала последнюю из написанных.

О: Не прошла.

Ж: Почему?

О: Сказали, слабая работа: и сценарий хромает, и идея хлипкая. В общем, отправили переписывать.

Ж: Знаешь, честно говоря, последний рассказ у тебя и правда не очень… (подбирает слово) хороший получился.

О: (хмурится, пристально смотрит на подругу, повышает голос, начинает злиться) Чего ж ты мне раньше этого не сказала?

Ж: Я ведь знаю, как ты к критике относишься: чуть слово не то скажешь, ты уже рвешь и мечешь. И я думала, ты сама все свои ошибки заметишь.

О: Когда я тебе скинула черновик, ты сказала, что все отлично. Сейчас ты мне говоришь, что много ошибок. Тебя вообще как понимать? Я же просила сразу честно мнение высказать. Я ведь тебе доверилась, поверила!

Оля обижена; Женя не знает, что сказать в оправдание; дальнейшую прогулку обе идут молча.

Оля злится на подругу, считает ее виновной в собственной неудаче. Девушка сидит дома, перечитывает свои черновики, рвет некоторые листы, комкает и бросает на пол, вычеркивает строки.

Чрез столько зим и столько испытаний

Открытой книгой, чередой загадок,

Чрез годы вместе, сутки в расставанье.

Мы ссоримся с тобой, и это глупо.

Порой срываюсь на тебя совсем без дела:

Наверное, мне хочется с тобою

Делить все-все. Но мы с тобой раздельны:

И жизнь твоя теперь другой дорогой,

Хоть параллельной; иногда тропинки

Смыкаются – и я с тобою снова,

Уже летят упреки, угрызенья.

Мы вроде близко, но теперь чужие.

А раньше, вспомнить, были всюду рядом;

А раньше, вспомнить, мы с тобой дружили…

Я рада, что ты здесь, моя родная,

Чрез столько ссор и столько испытаний,

Взлетевшей птицей в мир больших скитаний,

Чрез сутки вместе, годы в расставанье.

Спустя некоторое время она успокаивается, собирает сумку и уходит. По пути в универ она прокручивает в голове сцены из ее прогулки с подругой, обдумывает ситуацию.

Спеша на пару, она встречает Женю на лестнице.

Ж: Привет. Ты тоже сегодня учишься?

О: (хмуро) Ага. (нависает тишина)

Ж: Ладно, я на пару. (собирается уходить)

О: Погоди… (виновато опускает взгляд) Жень, я наговорила тогда… голос повысила. Прости.

Ж: Бывает.

О: Я не должна была. В том, что я не прошла, я сама виновата. Надо было больше стараться.

Ж: (улыбается) Ну, в следующий раз у тебя все обязательно получится ведь!

О: (поднимает взгляд на подругу, улыбается в ответ)

Внеклассное мероприятие по теме: "Конфликт и пути его решения" проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. А ведь это всё конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с этим ежедневно. И сегодня данную тему можно рассмотреть только во время проведения классных часов и во внеурочное время.

Особенностью данного мероприятия является то, что в нём принимали участие не только учащиеся, но и их родители. Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной для многих учащихся нашей школы, в том числе и для учеников начальной школы. Предварительно был проведён социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-ых классов нашей школы. Результаты анкетирования:

  • 58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя;
  • 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт- это непонимание друг, друга, ссора;
  • 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться;
  • 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

К мероприятию дети самостоятельно выполняли задания, предложенные учителем, которые помогли им глубже понять проблему, проявить их творчество, самостоятельность. Ученики должны были посетить библиотеку, опросить сверстников, знакомых, родных, взглянуть на себя со стороны, выполнить рисунок по теме.

На протяжении всего урока практически каждый ученик, так или иначе, проявил себя. Детям было предложено найти выход из конфликтных ситуаций. В процессе игр “Я отличаюсь от других людей тем, что я …” и “Армрестлинг” четвероклассники говорили о том, как можно избежать конфликтов и что терпимее нужно быть к недостаткам других. Этому же способствовал и просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”.

Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс. Рисунок осликов (предложенный ранее в ОКР) также помог сделать вывод о том, что часто поведение людей похоже на поведение изображённых животных. И главное здесь- сотрудничество.

На примере сказки “Два козлика”, которую дети инсценировали, сделали вывод о том, что уступка - также один из выходов из конфликта.

Родителям тоже было предложено задание: найти выход из конфликтной ситуации, предложенной детьми.

К уроку ученики приготовили правила, с помощью которых люди приходят к согласию, и всех с ними познакомили.

Можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
  • ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
  • повышение активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально одобряемых форм поведения.

Оборудование:

  • результаты анкетирования (приложение 1 , приложение 2)
  • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
  • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
  • маски для сценки, сценка (приложение 3);
  • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
  • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
  • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
  • рисунки учащихся на доске;
  • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
  • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
  • запись песни “Дружба крепкая”;
  • результаты самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

  1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
  2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
  3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
  4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

Ход занятия

Эпиграф на доске:

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:

58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

Что такое конфликт ? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт - это непонимание друг, друга, ссора.

В чем сходство и различие понятий спор и конфликт ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

Как видите, путей выхода из конфликта множество.

Разрешение конфликта (на доске)

Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Ударите его;
  • Сделаете ему замечание;
  • Не скажете ничего;
  • Пожалуетесь учителю.

Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Пожмёте плечами;
  • Будете смеяться над ним;
  • Будете защищать товарища кулаками.

Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

  • Пожалуетесь учителю;
  • Будете кричать;
  • Попытаетесь отобрать её;
  • Отлупите приятеля.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

Как бы вы поступили на месте козликов?

Часто вы играете, и в итоге происходит конфликт. Как его не допустить? Попробуем разобраться. Игра “Армрестлинг”.

Игра “Армрестлинг”.

Для участия в игре приглашаются по двое учащихся

Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!

А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Молодцы! А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”

Почему не любили гадкого утенка?

Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч.
Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы

Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что я …”

Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс)

А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Рисунки осликов (у каждого ученика)

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

Часто конфликтные ситуации могут происходить и в ваших семьях. Бывает и такое:

Сценка

мама: - сынок, сходи за хлебом

сын: - что? Опять я? Что, кроме меня некому?

Предлагаем родителям назвать выход из этой ситуации

К уроку вы приготовили правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Прочитайте их.

Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека.

Каждой команде даётся по 2 альбомных листа- лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу)

В заключение мы предлагаем Вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги (памятка раздаётся ученикам)

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным

Исполнение песни “Дружба крепкая”.

Тема : Конфликты и взаимопонимание

Задачи: расширить знания учащихся по проблемам общения; совершенствовать навыки общения; обучать бесконфликтному общению; развивать навыки ведения дискуссии; пропаганда культуры общения.

Подготовительная работа : поручения ребятам, помощь в подборе литературы; работа с психологом; распечатка анкет; музыкальное и техническое оснащение; взаимодействие с руководителем драмкружка; подготовка портретной галереи; плакаты с высказываниями.

Участники: классный руководитель; учащиеся класса; члены драмкружка; психолог; лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Худой мир лучше доброй ссоры.

Классный руководитель . Мы уже пришли к выводу, что человеку необходимо общение (так распорядилась природа), что общение - одно из условий его жизни. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой ценностью как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми. Ведь не даром говорят, что самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе, — это роскошь общения.

Когда ребенок появляется на свет, он еще только кандидат в человека, человеком он становится только в общении с людьми. А чтобы стать еще и успешным человеком в обществе людей, надо обладать определенными достоинствами. Можно, конечно, иметь достоинства и суметь их реализовать. Но нельзя его (высокого положения в обществе) достигнуть, как говорил Ф. Ларошфуко, не имея хоть каких-нибудь достоинств. Одним из необходимых достоинств и является умение общаться. Залог успеха - богатство языка, которое определяет и богатство мыслей человека, а значит его ум и умение жить успешно, но, к сожалению, есть люди, которые «хорошо говорят, но плохо разговаривают» (В.О. Ключевский).

Сценка драмкружка

Действующие лица: Диоген (длинная черная борода, короткая туника, сандалии, овощи); Аристипп (туника, сандалии).

Диоген сидит на рынке и чистит остатки овощей.

Мимо проходит Аристипп.

Диоген (насмешливо, указывая на овощи). Аристипп, если бы ты умел кормиться вот этим, не пришлось бы тебе пресмыкаться при дворах тиранов.

Аристипп (спокойно, с достоинством). А если бы ты умел общаться с людьми, не пришлось бы тебе кормиться остатками овощей.

Классный руководитель. К каким же выводам мы можем прийти?

Диоген. Моя проблема - неумение общаться. Я не смог удержаться от того, чтобы не задеть самолюбие Аристиппа. Мне хотелось надерзить ему, уязвить.

Аристипп. А мое умение общаться с окружающими помогло занять высокое положение в обществе, принесло успех в делах.

Классный руководитель . Как вы считаете, умение общаться приходит само или ему все-таки необходимо учиться.

Учащиеся:

— Думаю, что некоторые просто рождаются с этим умением. Ученые пришли к выводу, что есть люди, которые излучают поток так называемых симпатических частиц. Если человек излучает сильный поток «теле» (т.е. от него исходит какое-то внутренне обаяние), то ему симпатизируют, к нему тянутся, его хотят видеть в своем окружении.

— Такие люди — обычно носители многих приятных эпитетов: симпатичный, с изюминкой, обаятельный, обворожительный, привлекательный, располагающий, милый, душа-человек, приятный во всех отношениях, симпатяга и т.д.

Классный руководитель. Далеко не каждый человек в это мире соответствует тому портрету, который вы написали своими эпитетами. Что же делать остальным? Ведь мы уже поняли, что без располагающего общения вряд ли можно реализовать даже те достоинства, которыми уже обладаем. (Значит надо получать необходимые знания по интересующим нас вопросам, приобретать необходимые навыки и совершенствовать их.)

Человек чему-то учится всю свою жизнь. Накопив необходимую сумму знаний, можно всегда реализовать ее с пользой для дела. Давайте начнем это делать прямо сегодня, чтобы прийти в ваше завтра уже с определенным полезным багажом. Поможет нам в этом наш школьный психолог... {Ф.И.О. психолога).

Психолог. Все могут научиться общаться, но для этого необходимо прежде всего понять с кем вы общаетесь. Надо разобраться в человеке не судя о его чертах личности по единичным поступкам или внешности. Ведь еще древний мудрец сказал: «Не презирай человека, если его внешность неприглядна, и он ходит в скромных черных одеяниях. Возможно, в нем заключены, сокрытые от глаз твоих, такие достоинства, о которых ты и не подозреваешь».

Общение не должно быть разрушительным, а для этого необходимо:

— разбираться в себе и людях;

— эмоционально правильно откликаться на состояние людей и их поведение;

— обязательно выбрать соответствующий способ обращения к человеку.

(Ребята из драмкружка демонстрируют взгляды. Психолог вместе с учащимися класса распознает их и классифицирует: дружеский, враждебный, агрессивный, участливый, сожалеющий, сочувствующий, неуверенный, неприязненный, грубый, отчужденный, покорный, отталкивающий, притягивающий и т.д.)

Психолог. Прямоту личности отражает прямой, спокойный взгляд. Если же человек смотрит исподлобья, а выражение лица настороженное, значит, он не доверяет вам, у него есть опасения на ваш счет. Часто люди взглядом отражают сущность своей натуры: жестокость и беспощадность, гордость и высокомерие, благородство и скромность, робость и наивность, прямодушие и честность и т.д. Очень важно ответить на улыбку вашего собеседника, потому что она чаще всего выражает симпатию к вам и дружелюбное расположение. Ответ на вашу улыбку — это своеобразное разрешение для знакомства или начала разговора.

(Если нет возможности пригласить ребят из драмкружка, то вы можете оформить портретную галерею репродукций известных картин, фотогалерею из фотографий самих ребят или их родственников, при условии согласия, а также обратиться к школьному учителю рисования или руководителю изостудии. У вас получится замечательная галерея взглядов, которую по желанию могут прокомментировать сами учащиеся: соответствие взгляда и их характера. Если в вашем классе есть талантливые ребята, художники-портретисты (карикатуристы), вы можете организовать их авторскую выставку, укрепив тем самым их авторитет среди ребят и повысив их самооценку.)

Психоло г. Общаясь, смотрите на говорящего, это поможет сосредоточиться на теме разговора. Но в тоже время, если вы долго и пристально будете рассматривать своего собеседника, то это может смутить его, а ваш пристальный взгляд могу растолковать как враждебность. Подтвердите ваш интерес друг к другу взглядом в течение нескольких секунд. Но помните, что чем чаще люди смотрят друг на друга, чем чаще встречаются их глаза, тем ближе они становятся друг другу. Открытый дружелюбный взгляд помогает почувствовать взаимное расположение и симпатию. Общение становится приятным, и велика возможность дальнейшей дружбы.

(Ребята из драмкружка представляют небольшой диалог в качестве примера (это может быть любой отрывок из ранее подготовленной пьесы).)

Классный руководитель. А сейчас наши гости из драмкружка продемонстрируют характерные позы людей при общении. Желающие могут принять участие.

Психолог. Встаньте прямо, поднимите вверх голову, туловище отклоните назад, ноги слегка расставлены, руки одна на другой — вот поза высокомерия, надменности и самоуверенности. Вы с пренебрежением взираете на окружающий вас мир и собеседников. А сейчас — руки в стороны, слегка прижаты и согнуты в локтях, голова приопущена, плечи приподняты. Перед вами неуверенный и растерянный человек.

(Далее ребята распознают (а по желанию изображают) льстеца (подобострастно изогнутая спина с приопущенной головой и сладкой улыбкой); натуру робкую, нерешительную (напряженная поза, нервно теребит руки); человека почтительного (стоит ровно, ненапряженно, взгляд прямой, открытый, выражение лица спокойное, внимательное); демонстрируют натуру нерешительную (топтание на месте, не знает куда деть руки, садится на краешек стула) и т. д. В данном случае портретная галерея портретов литературных героев, друзей и знакомых, представленная художниками класса, вызывает живой интерес и активное обсуждение.)

Психолог. Ребята, а что еще помогает людям общаться?

Учащиеся:

— Ни один человек не может обойтись во время разговора без жестикуляции. Мы взмахиваем руками и разводим ими в удивлении, потираем лоб в раздумье, делаем взмах ладонью от себя, демонстрируя неприятие и отвращение, покручиваем указательным пальцем у виска (кстати, этот жест у всех народов говорит об одном и том же - человек говорит глупость, хотя другие жесты зачастую имеют совершенно противоположное значение).

— Жесты бывают разные, среди них встречаются и непристойные. Это уже зависит от культуры вашего собеседника. Некоторым людям бывает просто мало слов, чтобы выразить свои мысли и особенно чувства, которые их переполняют. Поэтому они прибегают к активной жестикуляции. Самые сдержанные в разговоре это финны (1 жест в час), а самые импульсивные - мексиканцы и французы (180 и 120 жестов в час соответственно). Итальянцы только на третьем месте (до 80 жестов в час).)

(Можно посмотреть небольшой отрывок из кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России».)

Классный руководитель. Итак, мы приходим к мысли, что знать о человеке как можно больше — это залог успеха вашего общения. Потому что можно построить беседу с учетом всех положительных и отрицательных сторон вашего собеседника. Но достаточно ли этого?

Учащиеся. В любом общении важно взаимопонимание. Но чтобы этого достичь, надо обязательно внимательно выслушать вашего собеседника. Не настраивать себя предвзято, не смотреть скептически, перебирая в уме все недостатки и промахи говорящего (кто без них?). А ведь многие из нас именно так и поступают, удивляясь потом, почему разговор не получился.

Психолог . Когда мы слушаем собеседника молча и спокойно, происходит так называемое нерефлексивное слушание. При этом мы можем пользоваться репликами в качестве реакции на разговор: интересно, ясно, понимаю, да, конечно. Но есть еще и рефлексивное слушание — это умение задавать вопросы.

Учащиеся:

— Чтобы разговор состоялся и пошел по нужному мне руслу, я конечно должен уметь задавать собеседнику вопросы. Помолчать можно потом.

— Когда благодаря моим вопросам разговор наладится и говорящий начнет раскрываться, тогда появится искренность и взаимопонимание в нашем общении.

— Нив коем случае нельзя задевать чувство собственного достоинства собеседника, лучше спокойно отнестись к его бурно выражаемым эмоциям. Упреки, критика, агрессивность — тоже помеха взаимопониманию в общении. Психолог. Я хочу предложить вам памятку, которая содержит несколько принципов взаимопонимания. При условии их соблюдения вы станете приятным и желаемым собеседником.

Несколько принципов взаимопонимания

Чтобы добиться взаимопонимания в общении, надо:

1. Доверять себе и другим.

2. Быть искренним в своих чувствах и мыслях.

3. Признать право другого человека думать, чувствовать и поступать самостоятельно.

4. Уметь смотреть на людей и различные события глазами человека, которого мы хотим понять.

5. Уважать своего собеседника.

6. Прощать собеседника, если иногда он оказывается не прав.

7. Ценить мнение другого человека.

8. Не игнорировать сознательно других людей.

9. Сочувствовать точке зрения другого человека, даже если вы не согласны с ним.

10. Не надевать маску или вести себя формально.

11. Выслушивать другого человека.

Психолог. Есть ряд позитивных выражений, которые способствуют общению:

1. Для уточнения неясного:

— Пожалуйста, поправьте меня, если я не прав...

— Вы думаете, что...

— Другими словами вы считаете, что...

— Может я ошибаюсь, но...

2. Для установления доброжелательной атмосферы:

— Я доверяю вам, поэтому...

— Если мы договоримся, то...

— Если мы не договоримся...

— Иметь с вами дело было очень приятно.

3. Для поощрения собеседника в разговоре:

— Мне кажется, что ты чувствуешь отчаяние.

— Просто ты несколько расстроен.

— Так и кажется, что ты взлетишь от радости.

4. Слушая и реагируя на речь собеседника:

Да, конечно.

— Я тебя понимаю.

— Это интересно.

Продолжай, пожалуйста, я тебя внимательно (с удовольствием) слушаю.

Классный руководитель. Согласитесь, что жизнь — это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий. Точно также обстоят дела и в одной из форм ее проявления - общении. Конфликтные ситуации в разговоре не так уж редки. Что же этому способствует?

Учащиеся:

— Иногда мы, чувствуя свое превосходство или забывая, что перед нами просто человек, который может быть оскорблен или обижен, говорим с ним приказным тоном.

— Не заладится разговор, если в нем звучат угрозы.

— Если тебя все время поучают, читают нравоучения, критикуют и бранят, не предоставив возможности ни оправдаться, ни выслушать твое мнение, то, естественно, может последовать и соответствующая реакция, а значит и конфликт.

— Плохо, когда собеседник, расположив тебя к откровенному разговору, тянет потом необходимую для себя информацию. Когда ты начинаешь это понимать, возникает чувство обиды и досады, потому что казалось, что ты интересен другому человеку сам по себе.

— Надо быть очень осторожным, когда даешь своему собеседнику совет, т. к. впоследствии (когда у человека что-то не заладится), это может стать причиной конфликта. Не зря люди говорят: Мой совет — не давай никаких советов.

Классный руководитель . Что касается меня, то я с большой симпатией отношусь к остроумным людям, обладающим чувством юмора. А как вы думаете, зачем человеку чувство юмора?

Учащиеся:

— Человеку, обладающему чувством юмора, легче приспособиться к любым жизненным условиям.

— Чувство юмора помогает поддерживать настроение, удерживает от нытья и жалоб, помогает смотреть на жизнь с оптимизмом.

— Если человек умеет шутить даже над собой, то он легче переносит неудачи; чувство юмора — это своеобразная психологическая защита.

— Однако надо заметить, что одно дело смеяться над собой, а совсем другое, когда смеются над тобой. И шутка шутке — рознь. Одна поможет установить хорошие отношения, а другая - вызвать конфликт, особенно в том случае, когда мы в этой шутке затрагиваем самооценку человека (внешность, привычки, манеры, его неудачи — все это запретная зона для шуток).

Классный руководитель. Вот и оказалось, что причин, для того чтобы общение разладилось, достаточно много. А что вам мешает общаться?

Учащиеся:

— Очень часто причина в плохом знании предмета разговора. Чувствуешь себя неловко, молчишь, потому что боишься выглядеть глупым.

— Мне мешают общаться несимпатичные мне люди. Пропадает всякое желание даже вступать с ними в разговор, а не то чтобы его поддерживать. А ведь иногда обстоятельства вынуждают это делать.

— Мне мешает мой характер и застенчивость.

— А мне неумение поддерживать беседу. Далеко не каждый умеет говорить так, как его собеседник. Я имею в виду построение фраз, предложений, знание аргументов и фактов, чисто внешнее обаяние и т. д. Ведь некоторые люди добиваются успеха в деле исключительно благодаря своему умению быть обаятельным. Взять хотя бы того же Чичикова.

— Я не умею выслушивать людей, часто перебиваю друзей в разговоре.

— А мне ничего не мешает. Я стараюсь соблюдать во всем чувство меры.

— А мне этого чувства меры иногда не хватает. У меня проскальзывают довольно злые шутки. Я часто и сама жалею о сказанном, а извиняться бывает довольно трудно. У меня непростой характер.

Психолог. Хорошо, что ты признаешь это и так критично подходишь к отрицательным чертам своего характера. Не расстраивайся, возможно, что это просто неумение общаться. В любом случае, ты на правильном пути к исправлению, потому что осознаешь свои поступки и сожалеешь о них.

Классный руководитель . Вот мы и определили ряд ситуаций и причин, из-за которых возникают конфликты, которые разрушают наше общение. Но мало знать причины и иметь желание уладить конфликтную ситуацию. Необходимо еще и знать, как это сделать. Прежде чем мы послушаем рекомендации психолога по разрешению конфликтов, я хочу предложить вам тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов». Ребята, в каждом из 30 вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6. А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. !2. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. По каждому из стилей (колонке) подсчитываегся количество совпадений вариантов ответов с ключом, при совпадении начисляется один балл.

Интерпретация

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает предстаатение о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях — соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Суммы баллов, соответствующие каждому из 5 стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль - тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте - стиль, используемый часто и т.д., до последнего — наименее характерного.

Характеристики стилей поведения

1. Стиль конкуренции:

— человек идет к разрешению конфликта собственным путем;

— не заинтересован в сотрудничестве с другими;

Преобладают волевые решения.

(Ставки слишком высоки, чтобы поступать иначе; принимается быстрое решение, обеспеченное вашей властью или у вас просто нет другого выхода.)

2. Стиль уклонения:

Человек не отстаивает свои права;

— не желает сотрудничать, решать проблему. (Проблема не важна для вас; у вас безвыходное положение; вы чувствуете, что другой человек прав.)

3. Стиль приспособления:

Человек не пытается отстаивать свои собственные интересы.

(Исход дела слишком важен для другого человека, у кого-то больше власти, чем у вас; вы смягчаете ситуацию, преобладает важность сохранения хороших отношений.)

4. Стиль сотрудничества:

— отстаиваете свою позицию, учитывая интересы другого человека;

— для вас очень важно решение проблемы;

У вас есть возможность решать проблему на равных.

5. Стиль компромисса:

Частичное удовлетворение интересов конфликтующих сторон.

(Сохраняете хорошие взаимоотношения, быстро приходите к согласию, принятое решение устраивает вас на данном этапе.)

Психолог собирает анкеты для обработки и проведения в дальнейшем консультаций для ребят по вопросам поведения в конфликтных ситуациях.

№ вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

№ вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Психолог:

— Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

— Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.

— В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

— Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.

— Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.

— Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.

— Не спешите реагировать на чужое раздражение.

— Идите на все возможные компромиссы.

— Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

— Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.

— Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.

— Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

— Помните, что безвыходных ситуаций не бывает. Классный руководитель. Ребята, не зря же говорят, что худой мир лучше доброй ссоры. А какие пословицы и поговорки знаете вы? Учащиеся:

— Бранись, а на мир слово оставляй.

— Всякая ссора красна мировою.

— Гнев — плохой советчик.

— Криком изба не рубится.

— Мир да лад - большой клад.

— Недобранка лучше перебранки.

— Нелады да свары хуже пожара.

— Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

— Одна задириха, а другая неспустиха.

— С людьми браниться — никуда не годится.

— Свой со своим бранится — сам помирится, А чужой пристанет — век постылым станет.

— У бодливого барана лоб всегда в крови.

— Ссора до добра не доводит.

Классный руководитель. А что бы вы отнесли к самым действенным мерам для устранения конфликтных отношений, для того чтобы не делать общение разрушительным?

Учащиеся. Важно каким тоном сказаны слова. Одно и тоже слово можно произнести по-разному. И в соответствии с этим оно будет восприниматься вашим собеседником. Например: подумаешь; еще чего придумал; только мне этого и не хватало; зачем мне это; глупо и т. д. Все это можно сказать беспечным тоном, с досадой, с пренебрежением, спокойно, зло и т. д.

Ребята приводят свои примеры, рассказывают случаи из жизни:

— Добрая улыбка открывает многие замки человеческой души. Она — условие хорошего общения и прощения, взаимопонимания и помощи. Начните улаживать конфликт с улыбки, которая бы выражала ваше сожаление по поводу сказанного вами.

— Очень важно говорить людям комплименты. Это улучшает настроение, потому что повышает самооценку человека. Он начинает чувствовать себя увереннее, становится менее уязвимым.

Классный руководитель . К каким же выводам мы можем прийти?

Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

Классный руководитель. Так давайте же будем, как говорил Б. Окуджава, «понимать друг друга с полуслова» и «говорить друг другу комплименты», не забывая о том, что человек живет на Земле не так долго, чтобы тратить это время на зло и съедающее здоровье выяснение отношений.

Все поют под гитару песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать...»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно.

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значение злословью —

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

В композиции драмы причинно-следственные связи и мотивировки играют чрезвычайно большую роль. Специфика композиционной структуры сценария театрализованного представления заключается в том, что здесь вместо причинно-следственной связи единство действия создается за счет других средств, по-особому. Это не значит, конечно, что причинно-следственная связь вовсе исключается из структуры сценария театрализованного представления. Как в отдельном цикле действия (будь то эпизод, номер или документальный факт), так и во всем сценарии могут существовать и, как правило, имеют место несколько линий причинности; но они должны развиваться обязательно к единой, общей цели, ибо общий замысел -- это в конечном счете главное в сценарии театрализованного представления (как и в любом роде искусства.

Д.М.Генкин в своей работе «Массовые праздники» говорит о композиции следующее: «композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для режиссера массового праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, то есть вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его».

Рассмотрим основные единицы композиции сценариев досугово массовых мероприятий.

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог).

Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

Первый момент развития действия называется экспозицией или выставкой действия. Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала - столь важный художественно-педагогический процесс.

Экспозиция (от лат. «expositio» - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. Кроме этого в задачу экспозиции, кроме изложения всей предыстории пьесы входит экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть: прямой (специальный монолог); косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия);

Так же в роли экспозиции может лежать быть показ событий произошедших задолго до основного действия пьесы (см. «Без вины виноватые» А.Н. Островского). Назначение этой части композиции - сообщение информации необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние. Рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции - показ последнего отрезка жизни, течение, которого прерывается возникновением конфликта.

В экспозиции лежит событие, которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция - неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которое образует исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию - это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн. др. относящиеся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.

Экспозиция - знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия. Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Экспозиция вводит в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.

Поскольку действие представляет собой отражение лишь некоторой, искусственно ограниченной части реального жизненного действия, то одной из первоочередных задач драматурга является задача, верно, определить исходную ситуацию - как первооснову коллизии, из которой должен развернуться конфликт.

Воспроизведя исходную ситуацию, режиссер-сценарист тем самым экспонирует (буквально - выставляет на показ, показывает) начало действия. Способы экспонирования многообразны. Они могут быть разделены на два основных вида:

Прямую экспозицию - когда вводят зрителя в курс ранее совершившихся событий, познакомить с действующими лицами, решается прямолинейно.

Косвенную экспозицию - когда режиссер вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия.

Роль экспозиции призвана дать картину жизненной среды, в которой развертывается борьба, и - в теснейшей связи со средой - анализ характеров, вступающих в борьбу.

Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, то есть активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. Экспозиция действенно готовит завязку, то есть она в сценариях обычно перерастает в завязку.

Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.

По поводу того, что считать началом действия, Гегель заметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так, что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт» . Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.

Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, то есть возникновение и начало развития конфликта.

Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она - начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.

Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В качестве экспозиции-завязки могут выступать стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.

Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа сценария, образуют исток театрализованного действия.

Следующая часть композиции - основное действие (развитие конфликта, развитие действия), то есть изображение процесса борьбы и ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Это самый сложный этап в построении сценария, драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды, постепенно обостряя и повышая степень конфликта.

В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между людьми, заложенными автором в произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. Если завязка подводит к пониманию поставленной проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее решения

Каждый из «циклов действия», которые могут быть выделены с разной мерой отчетливости в произведениях любого драматурга или сценариста, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа - развязки. То есть действие в сценарии развивается по восходящей, напряжение по мере развития действия усиливается.

Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:

Строгая логичность построение темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрализованного представления, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотреблять той или иной краской, однообразия, монотонности.

Следовательно, конструктивно единое действие в сценарии строится из совокупности «циклов действий», обладающий всеми признаками драматической композиции: в каждом из эпизодов есть своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Завершенная внутри себя композиционная структура театрализованного представления, в сущности, делится на ряд циклов действия. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии театрализованного представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления распадается на еще более мелкие, относительно завершенные структуры.

Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия. Число актов в принципе не ограничено, но, как правило, колеблется от 3 до 5.

Необходимо отметить, что в развитии действия находить и кульминация - еще один структурные элемент композиции. Он носит независимый характер и функционально отличается, от развития действия. Именно поэтому мы его определяем как самостоятельный (по функции) элемент.

Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод.

Эпизод в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой.

Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восходит еще к шекспировскому театру. Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

В том, что сценарий театрализованных представлений заимствует у театра именно эпизодный, и не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движения драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием. В любом сценарии театрализованного представления выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.

Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, поскольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть ровно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

Последовательно развиваясь, действие нас подводит к кульминации.

Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка, Именно этот момент принято называть - кульминацией. В основе кульминации лежит центральное событие, которое является коренным переломом в действии пьесы, в пользу той или иной, занятой в конфликте стороны. По своему строению кульминация, как элемент композиции, может быть сложной, т. е. состоять из нескольких сцен.

Кульминация (от лат. «culmen» - «вершина») - это событие, в котором действие достигает высшего своего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев и участников праздничного действа.

Действие обязательно должно подводиться к кульминации. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного сценарного произведения. Например, сценарий торжественного митинга посвященного Дню Великой Победы, которое широко распространенно сегодня. Кульминационным моментом этого митинга является приобщение молодого поколения к уважению тех, кто нас защищал, чтобы помнили о них и не забывали о тех страшных событиях 40-х годов. Оно включает в себя обязательно возложение цветов, тем самым, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Несмотря на кажущуюся архаичность, это определение наиболее глубоко и точно выражает сущность кульминации. Только понимая внутреннюю обусловленность идейной и композиционной структуры произведения, можно безошибочно отыскать кульминационный момент, перелом в развитии действия.

Архитектоника кульминации может быть весьма сложной, кульминация может состоять из нескольких сцен. Попытки теоретически установить ее место в каждом отдельном случае определяются стилевым и жанровым обликом произведения, но прежде всего - смысловой задачей. Неизменно лишь одно - эстетическая сущность кульминации, знаменующей собой перелом в ходе борьбы.

В развитии действия каждого произведения есть рубеж, знаменующий собой решительный переворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка, финал.

Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешения конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии.

Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие пьесы и герои приходят к тому или иному результату, как говориться в теории санскритской драмы - «обретению плода», но не всегда он сладок. В европейской трагедии это момент гибели героя

Финал (эпилог)- итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею

Развязка это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.

Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки. Не только содержание, стиль, форма, но и само назначение его менялось в истории драмы. В античности эпилог - обращение хора к зрителю, которое комментировало происшедшие события и объясняло авторский замысел. В эпоху Возрождения эпилог выступает как обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующей идею пьесы. В драматургии Классицизма - просьба благожелательно отнестись к актерам и автору. В реалистической драматургии XIX века эпилог приобретает черты дополнительной сцены, раскрывающей закономерности, определяющие судьбы героев. Очень часто, поэтому эпилог изображал жизнь героев, спустя много лет. В ХХ веке существует полифония в понимании и использовании эпилога. Он часто бывает в начале пьесы, а в ходе пьесы объясняется, как герои пришли к подобному финалу. Чехов постоянно был занят вопросом об «оригинальном» финале пьесы. Он писал: «есть у меня интересный сюжет для комедии, но не придумал еще конца. Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру! Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись, другого выхода нет» .

Волькенштейн наоборот считал, что «эпилог - является обычно статистическими сценическими положениями: признак неумелости автора дать в последнем акте исчерпывающее разрешение «драматической борьбы». Весьма спорное определение, но все же не лишенное своего смысла. Действительно, некоторые драматурги чересчур злоупотребляют эпилогом для выражения не столько своих идей, но завершения действия. Насколько важна проблема финала пьесы и вытекающего из всего содержания пьесы эпилога подчеркивает следующее мнение. «Проблема последнего акта - это прежде всего проблема идеологическая и лишь затем технологическая. Именно в последнем акте, как правило, дается разрешение драматического конфликта, следовательно, именно здесь наиболее активно и определенно заявляет себя идейная позиция драматического писателя» .

ГБОУ СОШ № 456

Колпинского района СПб

Педагог-организатор

Сидорова Оксана Владимировна

Сценарий круглого стола «Конфликт. Я в конфликтных ситуациях».

Пояснительная записка.

Сегодняшний уровень развития общества в нашей стране требует гуманизации во всех сферах общественных отношений. Сознательное, гуманное отношение человека к окружающим является существенным компонентом этической, политической и экологической культуры личности, что необходимо для конструктивного решения глобальных проблем мировой цивилизации. Добрые отношения между людьми предопределяют также индивидуальное счастье самой личности, выявление и реализацию ее возможностей.

Особая роль в процессе гуманизации человека принадлежит общеобразовательной школе, поскольку на нее возложена задача воспитания будущего поколения на гуманистических началах. Педагогические коллективы сталкиваются в воспитательной работе со многими трудностями. Это и обесценивание нравственных принципов, и недостаток внимания к молодежным проблемам, и низкий жизненный уровень отдельных слоев населения, и односторонняя ориентация подрастающего поколения на потребительство, а не на духовные ценности.

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервоз-ность детей, неспособность долго выдерживать на-пряжение, привычка к агрессии. В процессе круглого стола анализируются понятия «конфликт», «конфлик-тная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разреше-ния конфликтов.

В ходе круглого стола учащиеся получают следующие коммуникативные умения и навыки:

Разрешать конфликтны мирным путем, устанавливать адекватные ролевые отношения;

Готовность к коллективным формам общения;

Овладеют элементами конгруэнтности;

Получат возможность коммуникативно раскрываться.

Цель: поиск путей профилактики конфликтов между подростками.

Задачи:

Познание ребятами себя в конфликтных ситуациях;

Познакомить учащихся со способами предупреждения и преодоления конфликтов.

Респонденты: учащиеся 11 классов (10 представителей).

Ребята сидят за столами по классам.

Оборудование: проектор, ноутбук, листы бумаги.

Круглый стол проводят педагог-организатор, психолог.

Предварительно проводится тест среди 11-х классов «Конфликтный ли вы человек?»

Ход мероприятия.

Круглый стол начинается с просмотра мультфильма из серии бабушкины сказки «Яблоко». Просмотр останавливается, когда конфликт находится в самом разгаре. Звери не могут поделить яблоко. Таким образом, обозначается проблема.

Сообщение задач занятия педагогом - организатором.

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по-разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (Приложение №1) На экране диаграмма конфликтных групп по учащимся 11 классов.

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.

1. Первый этап.

а) Выступление психолога.

Конфликт - удивительное явление жизни, постоянная величина ее и непременный элемент, значимость которого трудно переоценить.

Конфликт предоставляет возможность познать душу другого. Она не похожа на твою. В ее мире иные чувства, мысли, отношения. Именно в конфликте неожиданно открывается наша непохожесть. И это само по себе уже интересно.

Момент конфликта оценивается людьми противоречиво и неоднозначно. В обыденной жизни, обычно, негативно; в деловых отношениях - с досадой; в личных с горечью и обидой. Научный же мир принимает конфликт как нечто неизбежное, неотвратимое и даже позитивное, исполняющее роль фактора развития отношений между людьми.

Острота вопроса разрешения конфликтов диктуется остротой социально-психологической ситуации в обществе и школе, когда до предела обнажились внутренние социально групповые противоречия и современный школьник оказался в дисгармоничном, разорванном мире социальный отношений и поставлен в положение перманентного конфликта с окружающей действительностью.

Уничтожить конфликт - уничтожить один из сильнейших механизмов развития жизни. Конфликт - объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь, а конфликт часть жизни, ее константа, атрибут развивающейся жизни.

В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир построен противоречиво.

«Добро» и «зло», «день» и «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «щедрость» и «скупость», и «любовь» и «ненависть» - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением (вот почему так не любят конфликты), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом. «Личностный смысл» - это то, что значимо и затрагивает нашу душу.

б) Учащимся предлагается ответить на вопросы. На обсуждение дается 5 минут, затем представители каждой группы озвучивают общее мнение по данным вопросам.

1) Как вы считаете, возможно ли безконфликтное существование в мире.

2) Что может привести к конфликтам? Приведите примеры из собственной жизни.

2. Второй этап.

Выступление педагога-организатора .

До тех пор пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте, в одно и тоже время.

Невозможно найти двух люде, одинаково судящих об одном и том же предмете. Даже когда вам кажется, что мы думаем совершенно одинаково, все равно обнаруживаются какие-либо нюансы, подчеркивающие особенности восприятия нами внешнего мира и внутреннего мира другого. Это приводит к тому, что мы просто не можем не конфликтовать. Как бы сильно мы не хотели, мы никогда не сможем оставить конфликт за бортом нашей жизни. Все наши попытки обойтись без конфликта, уйти от него, избежать его, как правило, успехом не увенчаются. И коль действительно это так, то стоит попытаться находить наиболее приемлемый для обеих конфликтующих сторон выход из конфликтной ситуации.

Учащимся предлагается решить ситуацию. Каждой группе предлагается одна ситуация.

1 ситуация.

К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям...

Задание: предложить разные варианты поведения обеих сторон в данной ситуации.

2 ситуация.

Учащиеся класса систематически опаздывают на первые уроки. Классный руководитель пригласил их к себе для беседы, но неожиданно для себя сам опоздал на 20 минут. Ученики его дождались и с любопытством ожидают, как себя поведет учитель.

Проанализируйте варианты, предложенных действий и выберите свой .

Сразу же начнете беседу, потребовав от ребят объяснений.

Учитель объяснит причину своего опоздания, а затем начнет беседу.

Учитель отменит беседу, перенесет ее на более удобный для себя момент.

Учитель попросит извинение за опоздание и начнет беседу.

3 ситуация.

Идет урок математики. Учитель выписал на доске из учебника д/з. По классу прокатился легкий шелест недовольства: слишком много задали. Учитель поворачивается к классу лицом, удивленно: «В чем дело?» Дети говорят, что не успевают, что очень трудоемкое задание. Учитель говорит: «Это для вашего же блага. Кто не сделает, тот получит «2».

Задание: объясните ситуацию несогласия с учителем избегая конфликта.

3. Третий этап.

Игра «Растопи круг».

Это упражнение - испытание, однако стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность с теплотой и искренностью относится к людям, видеть их лучшие стороны.

В этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача - растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, самые лучшие человеческие чувства.

Вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, - вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей - оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно.

На каждого водящего дается 2-3 минуты. Выбирается первый доброволец.

4. Четвертый этап.

Просмотр мультфильма до конца.

5. Заключительный этап (рефлексия).

Рисунок. Эмоциональный портрет человека, которого они хотели бы встречать на своем пути.

Приложение №1.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю - 2 балла; редко - 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

Ищу компромиссы.

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

Избегаю противника.

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

Иду на компромисс.

Меняю тему.

Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

Предлагаю мир.

Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека - уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...